Краткая биография фридриха ницше. Фридрих Ницше: биография и философия (кратко)

В местечке Реккен недалеко от города Лютцен в Германии в семье лютеранского пастора. Его день рождения совпал с днем рождения короля — Фридриха Вильгельма IV, поэтому мальчик был назван в его честь.

Свои первые стихи и сочинения Ницше написал в десятилетнем возрасте . В 1858 году поступил в наумбургскую школу в Пфорте. В 1864-1868 годах изучал филологию в Бойне и Лейпциге. С 1869 года по 1879 год — профессор Базельского университета по классической филологии. Участвовал добровольцем в Франко-прусской войне (1870-1871), был санитаром. Основательно подорвав здоровье, он вскоре вернулся в Базель, где возобновил преподавательскую деятельность. Последующие годы Ницше провел главным образом в Швейцарии и в Италии.

Под влиянием произведений Артура Шопенгауэра и эстетических идей и искусства Рихарда Вагнера Ницше перешел от занятий классической филологией к философии.

В философской эволюции Ницше выделяют несколько основных этапов : романтизм молодого Ницше, когда он целиком находится под влиянием идей Шопенгауэра и Вагнера; этап так называемого позитивизма, связанный с разочарованием в Вагнере и резким разрывом с идеалом художника, когда Ницше обращает свой взор к "положительным" наукам — естествознанию, математике, химии, истории, экономике; период зрелого Ницше или собственно ницшеанский, проникнутый идеей "воли к власти". В свою очередь, творчество зрелого Ницше с точки зрения топики и порядка рассматриваемых им проблем может быть представлено следующим образом: а) создание утверждающей части учения путем разработки культурно-этического идеала в виде идеи о "сверхчеловеке" и о "вечном возврате"; б) негативная часть учения, выразившаяся в идее "переоценки всех ценностей".

В своем первом большом сочинении "Рождение трагедии из духа музыки" (1872) Ницше развивал идеи типологии культуры , продолжая традиции, намеченные Фридрихом Шиллером, Фридрихом Шеллингом и немецкими романтиками, но давая свою, оригинальную трактовку греческой культуры, в которой, по его мнению, выразились в полной мере три важнейших начала, присущих затем любой европейской культуре: дионисийское, аполлоновское и сократическое. Завершает труд надежда философа на возрождение трагического века с его дионисическим искусством, ставшим своеобразным символом жизненности. Здесь же Ницше формулирует главную проблему всей его жизни и философии, которая найдет затем наиболее полное воплощение в работе "Так говорил Заратустра" — как, каким путем создать такую культуру, подчиняясь которой человек мог бы облагородить свой внутренний мир и воспитать себя самого.

На втором этапе своего творчества философ отдавал все свои силы изучению наук о человеке ("Человеческое, слишком человеческое", 1874; "Утренняя заря", 1881; "Веселая наука", 1882).

Свести воедино свои наиболее значимые выводы Ницше попытался в книге "Так говорил Заратустра" (1883-1884). В этой книге Ницше впервые выдвинул теорию сверхчеловека (Übermensch) и воли к власти; в дальнейшем развил свои идеи в работах "По ту сторону добра и зла" (1886) и "К генеалогии морали" (1887).

В качестве культурно-этического идеала Ницше выдвигает эстетизированный им и заключенный в художественно законченную форму образ сверхчеловека. Сверхчеловек — это человек мощной жизненной силы, мощных инстинктов, в нем не угасло и не подавлено дионисийское начало.

Единственными представителями истинной человечности являются, согласно Ницше, лишь философы, художники и святые. Каждый обыкновенный человек, по мнению философа, должен смотреть на себя как на неудавшееся произведение природы и стараться воспитать в себе философа, художника или святого.

Все, кем восхищался Ницше, были людьми исключительного интеллекта и творческой силы, это были страстные натуры, которые смогли свою страстность поставить на службу творчеству. В конце книги "Сумерки идолов" (1888) в качестве примера сверхчеловека выведен Гёте. Другим таким примером для Ницше был Леонардо да Винчи.

Борьба Ницше за освобождение людей от власти духов и социальных авторитетов вошла в историю культуры под лозунгом "переоценки бывших до сего времени ценностей". Именно эта борьба сделала Ницше одним из наиболее ярких певцов европейского нигилизма. Все работы, написанные им после "Заратустры", являют собой такую "переоценку".

Исследование философии, христианской религии и аскетической морали приводит философа к выводу о том, что они отрывают человека от истоков подлинного существования, от самой жизни. Тот путь, по которому в результате пошло европейское человечество, оказывается поэтому чреват целым рядом последствий, которые Ницше пророчески предвещает своим современникам, приоткрывая завесу европейского будущего: распад европейской духовности и девальвация ее ценностей, "восстание масс", тоталитаризм и воцарение "грядущего хама" с его нивелировкой человека под флагом всеобщего равенства людей. Преодолением нигилизма может стать только переоценка всех ценностей и сотворение новых.

Центральным понятием в философии позднего Ницше стало понятие "воля к власти", наиболее полно изложенная в им в работе "Воля к власти" (1886-1888). Воля к власти интерпретируется Ницше как принцип всего существующего. Подтверждения своей мысли он ищет в любом доступном ему материале анализа: в философии, религии, искусстве, психологии, политике, естествознании, вплоть до повседневного быта.

Согласно Ницше, воля к власти находит свое выражение в любой человеческой деятельности; он даже предполагал, что она может быть энергетической основой всего космоса в целом. Ницше не призывал стремиться к власти, он говорил о честности перед самим собой и обращался к примерам "сверхчеловеческой" силы, воплощенной в таких людях, как Гёте и Леонардо, в противовес "человеческой, слишком человеческой" силе военных деспотов.

В 1889 году творческая деятельность Ницше оборвалась в связи с душевной болезнью.

Идеи Ницше оказали огромное влияние на современную философию. Ни одного автора не цитировали так часто, как Ницше. Многие страницы работ или целые книги Семена Франка, Николая Бердяева, Мартина Хайдеггера, Мишеля Фуко, Жиля Делеза и других выдающихся философов посвящены анализу его наследия, полемике с его пророчествами, пронизаны неприятием его идей или восхищением ими.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости


Читай биографию философа мыслителя: факты жизни, основные идеи и учения

ФРИДРИХ НИЦШЕ

(1844-1900)

Немецкий философ, представитель философии жизни. В "Рождении трагедии из духа музыки" (1872) противопоставил два начала бытия - "дионисийское" и "аполлоновское". В сочинениях, написанных в жанре философско-художественной прозы, выступал с критикой культуры, проповедовал имморализм ("По ту сторону добра и зла", 1886). В мифе о "сверхчеловеке" культ личности ("Так говорил Заратустра", 1883-1884; "Воля к власти", опубл. в 1889-1901 годы) сочетался у Ницше с романтическим идеалом "человека будущего".

Отец философа Карл Людвиг Ницше родился в семье ойленбургского суперинтенданта. Окончив теологический факультет одного из лучших тогда немецких университетов в Галле, К. Л. Ницше после недолгого пребывания при альтенбургском герцогском дворе в качестве воспитателя трех принцесс получил церковный приход в деревне Рекен близ Люцена.

По обычаю молодой пастор нанес визиты соседям, в числе которых был и его коллега в деревне Поблес Д. Елер, отец 11 детей. Среди них рекенский пастор сразу выделил 17-летнюю Франциску. Роман развивался стремительно: уже 10 октября 1843 года, как раз в день рождения жениха, состоялась свадьба.

Через год, 15 октября 1844 года, в семье появился первенец. Отец назвал мальчика в честь короля Фридрихом Вильгельмом. В июле 1846 года родилась дочь Элизабет, а еще через два года - второй сын Йозеф.

Но семейное счастье было недолгим. 30 июля 1849 года скончался Людвиг Ницше, а через полгода умер маленький Йозеф. Позднее Фридрих в автобиографических заметках описал странный сон, который оказался вещим.

Весной 1850 года Франциска Ницше с детьми перебралась в старинный Наумбург. Фридрих, которому еще не было и шести лет, пошел учиться в мужскую народную школу. Серьезный, немного замкнутый и неразговорчивый мальчик чувствовал себя в школе неуютно и одиноко. Такая отчужденность Фридриха от коллектива сохранилась навсегда.

Учеба в школе, а затем в Домской гимназии давалась Фридриху легко, хотя удивительная тщательность и аккуратность заставляли его засиживаться над тетрадями и учебниками до полуночи. А уже в пять часов утра он вставал и спешил в гимназию.

Но больше учебных предметов мальчика волновали поэзия и особенно музыка. Его кумирами стали классики - Моцарт, Гайдн, Шуберт, Мендельсон, Бетховен и Бах. Тех же людей, которые презирали музыку, Ницше считал "бездуховными тварями, подобными животному".

Осенью 1858 года мать Фридриха получила приглашение продолжить обучение сына в интернате Пфорты, одном из самых престижных учебных заведений в Германии.

Складывавшееся в те годы мировоззрение Ницше нашло отражение в написанном им в октябре 1861 года сочинении о поэте Гельдерлине, тогда не признанном и почти неизвестном. Его творчество, воспевавшее слияние человека и природы в духе античности и ярко отразившее разлад общества и личности, привлекло юношу тем, что Гельдерлин сумел выразить настроения, присущие тогда и Ницше.

В апреле 1862 года Ницше написал два философско-поэтических эссе: "Рок и история" и "Свобода воли и рок", в которых содержатся чуть ли не все основные идеи его будущих произведений. В Пфорте была отличная библиотека. Юноша увлеченно читал книги Шекспира и Руссо, Макиавелли и Эмерсона, Пушкина и Лермонтова, Петефи и Шамиссо, Гейбеля и Шторма. Любимым поэтом Ницше стал Джордж Гордон Байрон. В 1863 году он написал работу "О демоническом в музыке" и набросок "О сущности музыки". Ницше изучал историю литературы и эстетику, библейские тексты и античные трагедии. Широта интересов начала тревожить и его самого, пока он не решил обратиться к изучению филологии, в которой он надеялся найти науку, способную дать простор не только интеллекту, но и чувствам. Тем более что филология лучше всего отвечала его горячей любви к античности, к произведениям Гераклита, Платона, Софокла, Эсхила, к древнегреческой лирике.

В сентябре 1864 года Ницше закончил обучение в Пфорте и после сдачи экзаменов возвратился в Наумбург. Решение продолжить учебу в Боннском университете он принял еще раньше. По желанию матери Фридрих обещал записаться в университете на теологическое отделение. 16 октября, после небольшого путешествия по Рейну и Пфальцу, Ницше вместе с Дейссеном приехали в Бонн.

После почти казарменных порядков Пфорты их полностью захватила вольная и безалаберная студенческая жизнь, пирушки и обязательные поединки на рапирах. Но очень быстро Ницше остыл к развлечениям и все чаще стал задумываться о переходе на отделение филологии, что и сделал осенью 1865 года. Он занимался в семинаре одного из лучших немецких филологов Фридриха Ричля и, когда наставник осенью перевелся в Лейпцигский университет, последовал за ним.

Однажды он случайно купил книгу Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление". Она так потрясла Ницше, что он две недели мучился от бессонницы. Только необходимость ходить на занятия, вспоминал Ницше, помогла ему преодолеть глубокий душевный кризис, во время которого он, по собственному признанию, был близок к помешательству. Идеи Шопенгауэра оказались чрезвычайно близки в то время Ницше. Они привели Ницше к размышлениям о том, что посвятить жизнь исполнению своего долга - напрасная трата сил и времени. Человек исполняет свой долг под давлением внешних условий, и этим ничем не отличается от животного, также действующего исключительно по обстоятельствам. Летом 1867 года Ницше познакомился с молодым студентом Эрвином Роде, ставшим его близким другом на всю жизнь. Он был немного моложе Ницше. Летние каникулы они провели вдвоем, пешком путешествуя по Богемскому лесу.

Осенью Ницше вынужден был временно прервать обучение и пройти год военной службы. Так он оказался во второй батарее полка полевой артиллерии, расквартированного в родном Наумбурге. Военную службу Ницше, еще не забывший строгие распорядки Пфорты, перенес довольно легко. Но однажды во время учений, садясь на лошадь, он сильно ударился грудью о переднюю луку седла. Ницше прошел чрезвычайно болезненный курс лечения в клинике знаменитого галльского врача Фолькмана и после пятимесячных страданий в августе наконец возвратился в Наумбург. Признанный негодным к службе в армии, Ницше возобновил обучение в университете. Он твердо решил вступить на стезю преподавательской деятельности.

Именно в то время произошло одно из наиболее значительных и судьбоносных событий в его жизни - знакомство со знаменитым композитором Рихардом Вагнером. Ницше погрузился в чтение эстетических произведений Вагнера "Искусство и революция" и "Опера и драма".

В декабре 1868 года в Базельском университете освободилась кафедра греческого языка и литературы. Пригласили Ницше, чьи работы по античной литературе неоднократно публиковались в журналах. Сам кандидат был польщен выпавшей честью - занять пост экстраординарного профессора университета без диссертации и даже без завершенного полностью курса обучения. В приглашении его привлекло еще одно - возможность ближе сойтись с Вагнером, проживавшим с 1866 года в Трибшене близ Люцерна.

Перед отъездом Ницше намеревался защитить в Лейпциге диссертацию на основе своих исследований о Диогене Лаэртском. Однако совет факультета единодушно решил, что опубликованные статьи Ницше вполне заменяют диссертацию, и 23 марта ему присудили степень доктора без обязательной публичной защиты, дискуссии и экзамена.

Преподавание в университете и гимназии "Педагогиум" при нем довольно скоро начали тяготить Ницше так же, как и уютная мещанская атмосфера Базеля. Его все чаще охватывали периоды меланхолической депрессии, спасение от которой он находил в дружбе с Вагнером, в дом которого Ницше стремился при любой представившейся возможности, благо от Базеля до Люцерна было всего два часа езды. Погружение в возвышенный мир искусства во время частых приездов в Трибшен, очаровательная жена Вагнера Козима разительно контрастировали с размеренным и скучным существованием Ницше в Базеле. Это вызывало у Ницше отвращение к филологии и науке вообще. В набросках того периода сомнения в науке выражены достаточно определенно "Цель науки - уничтожение мира… Доказано, что этот процесс происходил уже в Греции хотя сама греческая наука значит весьма мало. Задача искусства - уничтожить государство. И это также случилось в Греции. После этого наука разложила искусство".

В такой обстановке сообщение Вагнеров о предстоявшем вскоре их переезде в Байрейт по приглашению баварского короля подействовало на Ницше как удар грома. Рушилось его призрачное трибшенское счастье, а работа в Базеле теряла, казалось, всякий смысл. Но судьба как бы взамен Вагнера подарила ему нового верного друга. В апреле 1870 году в Базель приехал профессор теологии Франц Овербек, поселившийся в том же доме на Шютценграбен, где жил и Ницше. Их быстро сблизила общность интересов и, в частности, критическое отношение к христианской церкви, а также одинаковый взгляд на начавшуюся франко-германскую войну.

После болезни и возвращения в Базель Ницше начал посещать лекции выдающегося историка Якоба Буркхардта, полные скепсиса и пессимизма в отношении грядущего Ницше пересмотрел свое отношение к франко-германской войне и освободился от угара патриотизма. Теперь и он стал рассматривать Пруссию как в высшей степени опасную для культуры милитаристскую силу.

Не без влияния Буркхардта Ницше начал разрабатывать трагическое содержание истории в набросках к драме "Эмпедокл", посвященной сицилийскому философу, врачу и поэту V века до н. э. В них уже заметны явные элементы философии позднего Ницше. В эмпедокловском учении о переселении душ он нашел один из постулатов собственной теории вечного возвращения.

2 января 1872 года в книжных магазинах Лейпцига появилась книга Ницше "Рождение трагедии из духа музыки". Задумывалась она еще до франко-германской войны, а схематически очерчена в докладе "Греческая музыкальная драма", прочитанном в университете в январе 1870 года.

Посвященная Вагнеру, работа определяла те основы, на которых покоится рождение трагедии как произведения искусства. Античная и современная линии тесно переплетаются друг с другом в постоянном сопоставлении Диониса, Аполлона и Сократа с Вагнером и Шопенгауэром. Ницше обрушивался на один из главных постулатов христианской веры в вечное существование по милости Бога в потустороннем мире. Ему казалось абсурдом то, что смерть должна быть искуплением первородного греха Адама и Евы. Он высказал мысль о том, что чем сильнее воля к жизни, тем ужаснее страх смерти. И как можно жить, не думая о смерти, а зная о ее неумолимости и неизбежности, не бояться ее? Древние греки, чтобы выдержать такое понимание реальности, создали свою трагедию, в которой происходило как бы полное погружение человека в смерть.

Ницше твердо верил в то, что и наука имеет свои пределы. В исследовании отдельных явлений она, по его мнению, в конце концов непременно натыкается на то первоначало, которое уже невозможно познать рационально. И тогда наука переходит в искусство, а ее методы - в инстинкты жизни. Так что искусство неизбежно корректирует и дополняет науку. Это положение стало краеугольным камнем основ "философии жизни" Ницше.

В январе - марте 1872 года Ницше выступил с серией публичных докладов "О будущности наших учебных заведений", имея в виду не столько швейцарские, сколько прусские гимназии и университеты. Там впервые прозвучала одна из главных идей Ницше - необходимость воспитания истинной аристократии духа, элиты общества. По Ницше, прагматизм должен присутствовать не в классических гимназиях, а в реальных школах, честно обещающих дать практически полезные знания, а вовсе не какое-то "образование".

К весне 1873 года между Ницше и Вагнерам, переехавшим в Байрейт и занятым организацией знаменитых в будущем музыкальных фестивалей, наметилось пока еще едва заметное охлаждение. Чете Вагнеров были не по душе растущая склонность Ницше к полемическому пересмотру моральных устоев человечества и "шокирующая резкость" его суждений. Вагнер предпочитал видеть в базельском профессоре талантливого и яркого пропагандиста своих собственных воззрений. Но на такую роль Ницше согласиться не мог. И он еще не терял надежды, что Байрейт станет источником возрождения европейской культуры. Ницше замыслил серию памфлетов.

Из примерно 20-24 задуманных удалось написать только четыре эссе под общим заглавием "Несвоевременные размышления". "Давид Штраус, исповедник и писатель" (1873), "О пользе и вреде истории для жизни" (1874), "Шопенгауэр как воспитатель" (1874) и "Рихард Вагнер в Байрейте" (1875-1876).

В этих размышлениях Ницше выступил страстным защитником немецкой культуры, бичевавшим филистерство и победоносное опьянение после создания империи.

Период этот совпал со столь резким ухудшением здоровья, что Ницше в октябре 1876 года получил годичный отпуск для лечения и отдыха. Проводя это время на курортах Швейцарии и Италии, он урывками работал над новой книгой, составленной в форме афоризмов.

В мае 1878 года опубликована книга Ницше "Человечество, слишком человеческое" с шокирующим подзаголовком "Книга для свободных умов". В ней автор публично и без особых церемоний порвал с прошлым и его ценностями: эллинством, христианством, Шопенгауэром, Вагнером.

Такой неожиданный поворот чаще всего сводится к двум наиболее распространенным версиям. Первая объясняет его обычной завистью неудавшегося музыканта к Вагнеру, однажды довольно пренебрежительно отозвавшемуся об одной из музыкальных композиций Ницше. Вторая версия усматривает причину в воздействии на Ницше философа и психолога Пауля Рэ, с которым Ницше подружился, живя в Сорренто.

Оторопевшие от измены Ницше почитатели Вагнера онемели от ярости, а в августе 1878 года сам маэстро разразился крайне агрессивной и злобной статьей "Публика и популярность". Имя Ницше в ней не называлось, но явно подразумевалось. Его книга расценивалась как следствие болезни, а блестящие афоризмы - как ничтожные в интеллектуальном плане и прискорбные в моральном. Зато очень высоко отозвался о книге Якоб Буркхардт, сказавший, что она "увеличила независимость в мире".

Новый, 1879 год принес Ницше неимоверные физические страдания: почти каждодневные приступы болезни, непрерывная рвота, частые обмороки, резкое ухудшение зрения. Продолжать преподавание он был не в силах. В июне Ницше получил по его прошению отставку с назначением ежегодной пенсии в 3 тысячи франков. Он уехал из Базеля в Сильс-Марию, в долину Верхнего Энгадина. Сгорбившийся, разбитый и постаревший лет на 10 полуслепой инвалид, хотя ему не исполнилось еще и 35 лет.

В жизни Ницше началась полоса бесконечных скитаний, летом по Швейцарии, зимой по Северной Италии. Скромные дешевые пансионаты в Альпах или на Лигурийском побережье; убого меблированные холодные комнаты, где он часами писал, почти прижавшись двойными очками к листу бумаги, пока воспаленные глаза не отказывали, редкие одинокие прогулки, спасавшие от бессонницы ужасные средства - хлорал, веронал и, возможно, индийская конопля, постоянные головные боли; частые желудочные судороги и рвотные спазмы - 10 лет длилось это мучительное существование одного из величайших умов человечества.

Но и в тот ужасный 1879 год он создал новые книги "Пестрые мысли и изречения", "Странник и его тень". А в следующем году появилась "Утренняя заря", где сформулировано одно из краеугольных понятий ницшевской этики - "нравственность нравов".

Вначале Ницше проанализировал связь падения нравственности с ростом свободы человека. Он полагал, что свободный человек "хочет во всем зависеть от самого себя, а не от какой-либо традиции". Последнюю он считал "высшим авторитетом, которому повинуются не оттого, что он велит нам полезное, а оттого, что он вообще велит". А отсюда следовало еще пока не высказанное, но уже прочерченное отношение к морали как к чему-то относительному, так как поступок, нарушающий сложившуюся традицию, всегда выглядит безнравственным, даже и в том случае, если в его основе лежат мотивы, "сами положившие начало традиции".

"Утренняя заря" успеха почти не имела. Непривычное построение книги, более полутысячи вроде бы никак не связанных друг с другом афоризмов могли вызвать только недоумение, а немецкая читающая публика, привыкшая к логичной и педантичной последовательности философских трактатов, была просто не в состоянии одолеть это странное произведение, а уж тем более понять его.

Как продолжение "Утренней зари" зимой 1881-1882 года Ницше написал в Генуе "Веселую науку", выходившую позже несколькими изданиями с дополнениями.

С этого сочинения началось новое измерение мысли Ницше, невиданное никогда прежде отношение к тысячелетней европейской истории, культуре и морали как к личной своей проблеме: "Я вобрал в себя Дух Европы - теперь я хочу нанести контрудар".

Мысль о вечном возвращении настолько глубоко захватила Ницше, что он всего за несколько месяцев создал величественную поэму "Так говорил Заратустра". Он писал ее в феврале и в конце июня - начале июля 1883 года в Рапалло и в феврале 1884 года в Сильсе. Через год Ницше создал четвертую часть поэмы, столь интимную, что вышла она всего в 40 экземплярах за счет автора для близких друзей. Из этого числа Ницше подарил только семь, ибо больше дарить было некому. Даже самые близкие люди - сестра, Овербек, Роде, Буркхардт - избегали в ответных письмах всяких суждений, словно тягостной повинности, настолько непонятны им были боль и страдания его лихорадочного разума.

Время работы над "Заратустрой" - один из тяжелейших периодов в жизни Ницше. В феврале 1883 года в Венеции скончался Рихард Вагнер. Тогда же Ницше пережил серьезную размолвку с матерью и сестрой, возмущенными его намерением жениться на девушке из России Лу Андреас Саломе, в будущем известной писательнице, авторе биографий Р. М. Рильке и 3. Фрейда, которую они считали "совершенно аморальной и непристойной особой". Тяжело пережил Ницше и помолвку сестры с учителем гимназии Бернхардом Ферстером, вагнерианцем и антисемитом. В апреле 1884 года Ницше писал Овербеку "Проклятое антисемитство стало причиной радикального разрыва между мною и моей сестрой".

"Заратустра" занимает исключительное место в творчестве Ницше. Именно с этой книги в его умонастроении происходит резкий поворот к самоосознанию в себе человека-рока.

Книга содержит необычайно большое число полускрытых ядовитых пародий на Библию, а также лукавые выпады в адрес Шекспира, Лютера, Гомера, Гете, Вагнера и т. д., и т. п. На многие шедевры этих авторов. Ницше дает пародии с одной-единственной целью: показать, что человек - это еще бесформенная масса, материал, требующий талантливого ваятеля для своего облагораживания.

Только так человечество превзойдет самого себя и перейдет в иное, высшее качество - появится сверхчеловек. Для Ницше сверхчеловек выступает как высший биологический тип, который относится к человеку так же, как человек относится к обезьяне. Ницше, хотя и видит свой идеал человека в отдельных выдающихся личностях прошлого, все же рассматривает их как прообраз будущего сверхчеловека, который должен появиться, его необходимо вырастить. Сверхчеловек превращается у Ницше в культ личности, культ "великих людей" и является основой новой мифологии, представленной с высоким художественном мастерством в книге "Так говорил Заратустра".

Ницше закончил первую часть "Заратустры" словами: "Мертвы все боги, теперь мы хотим, чтобы здравствовал сверхчеловек".

После "Заратустры" все созданное ранее казалось Ницше столь слабым, что у него возник химерический замысел переписать прежние работы. Но из-за своей физической слабости он ограничился лишь новыми великолепными предисловиями почти ко всем вышедшим своим книгам. А вместо ревизии прошлого произошло обратное: Ницше написал зимой 1885-1886 года "прелюдию к философии будущего", книгу "По ту сторону добра и зла", по его словам, "ужасную книгу", проистекшую на сей раз из моей души, - очень черную". Именно здесь он, убежденный в том, что в человеке тварь и творец слились воедино, разрушает в себе тварь, чтобы спасти творца. Но закончился этот кошмарный эксперимент тем, что разрушенной оказалась не только тварь, но и разум творца.

"По ту сторону добра и зла" была издана за счет скромных средств автора. К лету следующего года было продано всего 114 экземпляров. Отмалчивались друзья - Роде и Овербек; Буркхардт ответил вежливым письмом с благодарностью за книгу и чисто формальным комплиментом, явно вымученным. Отчаявшийся Ницше в августе 1886 года послал книгу датскому литературному критику Георгу Брандесу и известному французскому историку и литературоведу Ипполиту Тэну. Первый ничего не ответил, а Тэн отозвался необычайно похвально, пролив бальзам на душу Ницше. А между тем именно в книге "По ту сторону добра и зла", как ни в какой другой, Ницше обнаружил удивительную проницательность, предсказав катастрофические процессы будущего.

Он размышлял о распаде европейской духовности, низвержении прошлых ценностей и норм, восстании масс и создании для их оболванивания и обслуживания чудовищной массовой культуры, унификации людей под покровом их мнимого равенства, начале борьбы за господство над всем земным шаром, попытках выращивания новой расы господ, тиранических режимах как порождении демократических систем. Темы эти будут подхвачены и развиты крупнейшими философскими умами XX века - Гуссерлем, Шелером, Шпенглером, Ортегой-Гассетом, Хайдеггером, Ясперсом, Камю.

Ницше затронул здесь и проблему двойной морали - господ и рабов. Он писал о двух типах одной морали, существующих "даже в одном и том же человеке, в одной душе". Различия этих типов определяются различием моральных ценностей. Для морали господ характерна высокая степень самоуважения, возвышенное, гордое состояние души, ради которого можно пожертвовать и богатством, и самой жизнью. Мораль рабов, напротив, есть мораль полезности. Малодушный, мелочный, унижающийся человек, с покорностью выносящий дурное обхождение ради своей выгоды - вот представитель морали рабов, на какой бы высокой ступени социальной лестницы он, ни находился. Рабская мораль жаждет мелкого счастья и наслаждения; строгость и суровость по отношению к самому себе - основа морали господ.

Чтобы избежать кривотолков вокруг книги, Ницше за три июльские недели 1887 года написал как дополнение к ней полемическое сочинение "К генеалогии морали", созданное, кстати, также за его счет.

В Ницце осенью 1887 года Ницше приступил к первым наброскам задуманного им "главного сочинения" всей жизни. Всего он записал 372 заметки, поделенные на четыре раздела: европейский нигилизм, критика высших ценностей, принцип новой оценки, дисциплина и подбор. Это действительно не отделанные и не отшлифованные заметки, и не искрящиеся афоризмы, к которым привыкли его читатели. Собранные затем сестрой и ее сотрудниками по "Архиву Ницше" из 5 тысяч листов рукописного наследия философа заметки и составили одну из наиболее нашумевших его книг "Воля к власти", хотя сам Ницше за ее содержание и смысл ответственности, как выяснилось, не несет. Составители произвольно поместили туда не только упомянутые заметки, но и множество других, так что общее их число перевалило за тысячу и существенно исказило общую модальность задуманного сочинения.

В апреле 1888 года в Ницце стало слишком жарко, яркое весеннее солнце начало болезненно действовать на больные глаза Ницше. Пришлось снова поменять место, и он отправился в климатически более подходящий Турин. В это время лекции Брандеса, посвященные творчеству Ницше, пользовались в Копенгагенском университете большой популярностью и собирали более 300 слушателей. Ницше был чрезвычайно доволен этим, но к чувству радости примешивался налет досады от того, что его признают в Дании, а в Германии, на его родине, поклоняются другим кумирам, прежде всего Рихарду Вагнеру. Уязвленный Ницше задумал написать памфлет "Казус Вагнер". Это была тщательно продуманная, блестяще написанная работа, пропитанная ядовитым и уничтожающим сарказмом.

Памфлет был напечатан в середине сентября 1888 года, когда Ницше находился еще в Сильсе. В конце месяца он вновь поехал в Турин, где его самочувствие неожиданно резко улучшилось: пропали бессонница и головные боли, исчезли мучившие его 15 лет приступы тошноты; Ницше страстно набросился на работу, совершал ежедневные прогулки вдоль берега По, много читал. Вечерами отправлялся на концерты или часами импровизировал в своей комнате на фортепиано. Он чувствовал себя превосходно, о чем незамедлительно сообщил матери и друзьям! Но в то же время он порывает отношения с окружением Вагнера, со старым и добрым знакомым, гамбургским концертмейстером Хансом фон Бюловом, а также с писательницей и верной своей подругой Мальвидой фон Мейзенбуг.

В конце 1888 года Ницше охватила мучительная тревога. С одной стороны, у него все яснее начинали проступать черты мегаломании: он чувствовал, что близится его звездный час В письме к Стриндбергу в декабре 1888 года Ницше писал: "Я достаточно силен для того, чтобы расколоть историю человечества на два куска". С другой - у него возрастали сомнения и смутные опасения, что мир никогда не признает его гениальных пророчеств и не поймет его мыслей, как не поняли его "Казус Вагнер".

В лихорадочной спешке Ницше написал одновременно два произведения - "Сумерки идолов" и "Антихрист", первую часть "Переоценки всех ценностей". Сам Ницше, правда, не хотел пока публиковать последнюю работу, вынашивая утопическую идею: издать ее одновременно на семи европейских языках тиражом по 1 миллиону на каждом. В свет она вышла только в 1895 году, причем с многочисленными купюрами.

Ницше подверг резкой критике христианские церкви и тех людей, которые называли себя христианами, на самом деле не являясь ими. Он противопоставил жизнь Иисуса трем синоптическим евангелиям, в которых, по его словам, предприняты первые попытки по созданию системы догм христианства в вопросе негативного отношения к миру.

Еще не закончив работу над "Антихристом", Ницше решает создать прелюдию к "Переоценке" в виде жизнеописания и аннотации своих книг, чтобы читатели поняли, что он собой представляет. Так возник замысел работы "Ессо homo", в которой Ницше попытался объяснить причины своего охлаждения к Вагнеру и показать, как вызревало оно в его книгах на протяжении многих лет. Чего стоят одни названия главок - "Почему я так мудр", "Почему я пишу такие хорошие книги", "Почему я являюсь роком"!

Вскоре начали проявляться первые симптомы неуравновешенности Ницше. Он торопился с публикацией своих явно не законченных произведений, хотя его уже надломленному разуму мерещились кошмары и опасности, исходящие от военной мощи германской империи. Его охватывал страх перед династией Гогенцоллернов, Бисмарком, антисемитскими кругами, церковью. Все они были оскорблены в его последних книгах, и Ницше ждал жестоких преследований. Как бы предупреждая их, он набросал письмо кайзеру Вильгельму: "Сим я оказываю кайзеру немцев величайшую честь, которая может выпасть на его долю: я посылаю ему первый экземпляр книги, в которой решается судьба человечества".

Начавшийся отход от понимания реального мира привел Ницше к дерзкому плану объединения всех европейских стран в единую антигерманскую лигу, чтобы надеть на рейх смирительную рубашку или спровоцировать его на заведомо безнадежную войну против объединенной Европы.

Обстоятельства и причины душевного надрыва Фридриха Ницше досконально не выяснены. Сестра Элизабет писала, что апоплексический удар явился следствием нервного истощения из-за чересчур напряженной работы и вредного воздействия успокаивающих лекарств.

"Что касается медицинского диагноза, то он гласил: прогрессирующий паралич. Обычно он представляет нарушение функции головного мозга, вызванной внешней инфекцией, зачастую это последствие перенесенного сифилиса".

Сведения о болезни Ницше крайне скудны и противоречивы. По одним данным, он якобы переболел сифилисом, будучи студентом Боннского университета в 1864-1865 годы, после посещения публичного дома в Кельне. Этой версии придерживался и Томас Манн в статье "Философия Ницше в свете нашего опыта". Однако более вероятно то, что если Ницше и переболел сифилисом, то во время учебы в Лейпциге. Хотя и здесь слишком смущает то обстоятельство, что имена врачей, у которых лечился Ницше, так и остались неизвестными, да и слухи об этом лечении довольно глухие. Маловероятно, что болезнь таилась затем 20 лет, к тому же Ницше после душевного надлома прожил еще 11 лет и умер от воспаления легких, что также не укладывается в рамки диагноза прогрессирующего паралича.

Трагический надлом в психике Ницше произошел между 3 и 6 января 1889 года Быстрое помрачение разума привело к смешению всех понятий. Он забыл, что живет в Турине ему казалось, будто он находится в Риме и готовит созыв конгресса европейских держав, чтобы объединить их против ненавистной Пруссо-Германии. Ницше клеймит позором вступление Италии в союз с Германией и Австро-Венгрией в 1882 году и в письме итальянскому королю требует его немедленного разрыва.

Помрачение рассудка Ницше видно по его запискам между 3 и 5 января. Так, 3 января он написал давней знакомой Мете фон Салис: "Мир преображен, Бог вновь на Земле, Вы не видите, как радуются небеса? Я вступил во владение моей империей, я брошу папу римского в тюрьму и прикажу расстрелять Вильгельма, Бисмарка и Штоккера".

"С Вильгельмом, Бисмарком и всеми антисемитами покончено. Антихрист Фридрих Ницше Фроментин".

Фридрих Ницше потерял не только разум. Наследие этого разума быстро и беззастенчиво прибрала к рукам сестра, возвратившаяся из Парагвая после самоубийства запутавшегося в финансовых махинациях мужа. Она быстро отстранила от участия в подготовке собрания сочинений Ницше Петера Гаста, противившегося вместе с Овербеком всяческим подлогам и произвольному редактированию рукописей из архива.

В августе 1896 года сестра вместе с огромным архивом перебралась в Веймар и готовила там биографию Фридриха, надеясь, что духовная жизнь Веймара, несравнимая с захолустно-провинциальным Наумбургом, облегчит ей издание книги, ставшей примером удивительной по беззастенчивости перкройки кровно родной и духовно бесконечно далекой ей жизни брата.

После покупки большого дома на Луизенштрассе для размещения там архива Элизабет перевезла больного в Веймар. Погруженный в глубочайшую апатию, Ницше, казалось, не заметил ни переезда на новое место, ни смерти матери, скончавшейся в апреле 1897 года. Пребывание Ницше в Веймаре было недолгим. В конце августа 1900 года он простудился, заболел воспалением легких и тихо скончался в полдень. 25 августа 1900 года. Сбылась пророческая строка из "Заратустры": "О, полуденная бездна! когда обратно втянешь ты в себя мою душу?"

Через три дня состоялось погребение на семейном участке кладбища в Рокене, где покоились его родители и брат. Выступая на траурной церемонии, известный немецкий историк и социолог Курт Брейзиг назвал Ницше "человеком, указавшим путь в новое будущее человечества", мыслителем, выступившим против магии Будды, Заратустры и Иисуса".

* * *
Вы читали биографию философа, факты его жизни и основные идеи его философии. Эту биографическую статью можно использовать, как доклад (реферат, сочинение или конспект)
Если вас интересуют биографии и учения других (русских и зарубежных) философов, то читайте (содержание слева) и вы найдёте жизнеописание любого великого философа (мыслителя, мудреца).
В основном, наш сайт (блог, сборник текстов) посвящён философу Фридриху Ницше (его идеям, произведениям и жизни) но в философии всё связано и нельзя понять одного философа, совсем не читая тех мыслителей, которые жили и философствовали до него...
... Век XIX - век философов революционеров. В этом же веке появились Европейские иррационалисты - Артур Шопенгауэр, Кьеркегор, Фридрих Ницше, Бергсон... Шопенгауэр и Ницше являются представителями нигилизма (философии отрицания)... В XX веке среди философских учений можно выделить - экзистенциализм - Хайдеггер, Ясперс, Сартр... Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьеркегора...
Русская философия (по мнению Бердяева) начинается с философских писем Чаадаева. Первый известный на Западе русский философ - Владимир Соловьев. Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Наиболее читаемый на Западе из русских философов - Николай Бердяев.
Спасибо за чтение!
......................................
Copyright:

Фридрих Ницше (полное имяФридрих Ви́льгельм Ницше ) – германский мыслитель, философ, композитор, филолог и поэт. На его философские идеи достаточно сильно повлияла музыка композитора Вагнера, а также труды Канта, Шопенгауэра, древнегреческая философия.

Краткая биография

Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года в восточной Германии, в сельской местности под названием Рёккен. Единого государства Германии тогда не существовало, и фактически Фридрих Вильгельм был гражданином Пруссии.

Семья Ницше принадлежала к с глубоко религиозному сообществу. Его отец — Карл Людвиг Ницше, — был лютеранским пастором. Его мать – Франциска Ницше.

Детство Ницше

Через 2 года после рождения Фридриха на свет появилась его сестра – Элизабет . Еще через 3 года (в 1849 году) умер его отец. Младший брат Фридриха – Людвиг Йозеф , — умер в 2-хлетнем возрасте через полгода после смерти отца.

После смерти мужа мать Ницше некоторое время самостоятельно занималась воспитанием детей, а затем переехала в Наумбург, где к воспитанию подключились родственники, окружив малюток заботой.

С раннего детства Фридрих Вильгельм проявил успехи в учебе – он достаточно рано научился читать, затем освоил письмо и даже начал самостоятельно сочинять музыку.

Юность Ницше

В 14 лет после окончания Наумбургской гимназии Фридрих отправляется на учебу в гимназию «Пфорта» . Затем – в Бонн и Лейпциг, где начинает осваивать теологию, филологию. Несмотря на значительные успехи, Ницше ни в Бонне ни в Лейпциге не получил удовлетворения от своей деятельности.

Когда Фридриху Вильгельму не было еще 25 лет, его пригласили на место профессора классической филологии в Швейцарский университет Базеля. Такого в истории Европы еще не было.

Отношения с Рихардом Вагнером

Фридрих Ницше был просто очарован как музыкой композитора Вагнера, так и его философскими взглядами на жизнь. В ноябре 1868 года Ницше знакомится с великим композитором . В дальнейшем он становится чуть ли не членом его семьи.

Однако дружба между ними продолжалась недолго – в 1872 году композитор переехал в Байройт, там он стал менять свои взгляды на мир, принял христианство, стал больше прислушиваться к публике. Это не понравилось Ницше, и их дружбе настал конец. В 1888 году он написал книгу «Казус Вагнер» , в которой автор выразил свое отношение к Вагнеру.

Несмотря на это, сам Ницше признавался позднее, что музыка немецкого композитора повлияла на его мысли и манеру изложения в книгах и работах по филологии и философии. Он говорил так:

“Мои сочинения – это музыка, написанная словами, а не нотами”

Филолог и философ Ницше

Идеи и мысли Фридриха Ницше оказали заметное влияние на формирование новейших философских течений - экзистенциализма и постмодернизма . С его именем связывают зарождение теории отрицания - нигилизма . Он же породил течение, которое было позднее названо ницшеанством , распространившееся в начале XX века как в Европе, так и в России.

Ницше писал по всем важнейшим вопросам жизни общества, но прежде всего о религии, психологии, социологии, морали. В отличие от Канта Ницше не просто критиковал чистый разум, а пошел дальше — подверг сомнению все очевидные достижения человеческого разума , пытался создать свою систему оценки человеческого состояния.

В своей морали он был слишком афористичен и не всегда понятен: афоризмами он не давал окончательные ответы, чаще пугал неизбежностью прихода новых «свободных умов» , не затуманенных сознанием прошлого. Таких высоконравственных людей он назвал «сверхчеловеками» .

Книги Фридриха Вильгельма

За свою жизнь Фридрих Вильгельм написал более десятка книг по философии, теологии, филологии, мифологии . Вот небольшой список самых популярных его книг и произведений:

  • «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» — 1883-87гг.
  • «Казус Вагнер» — 1888г.
  • «Утренняя заря» — 1881г.
  • «Странник и его тень» — 1880г.
  • «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» — 1886г.

Болезнь Ницше

В Базельском университете Ницше впервые испытал приступы психического заболевания . Для поправки здоровья ему пришлось уехать на курорт в Лугано. Там он начал интенсивно работать над книгой «Происхождение трагедии» , которую хотел посвятить Вагнеру. Болезнь не отходила, и ему пришлось оставить профессорскую должность.

2 мая 1879 года он оставил преподавание в университете, получив пенсию с годовым содержанием 3000 франков. Его дальнейшая жизнь стала борьбой с болезнью, вопреки которой он писал свои произведения. Вот строки с его собственными воспоминаниями того периода:

…в тридцать шесть лет я опустился до самого низшего предела своей витальности - я ещё жил, но не видел на расстоянии трёх шагов впереди себя. В то время - это было в 1879 году - я покинул профессуру в Базеле, прожил летом как тень в Санкт-Морице, а следующую зиму, самую бедную солнцем зиму моей жизни, провёл как тень в Наумбурге.

Это был мой минимум: «Странник и его тень» возник тем временем. Без сомнения, я знал тогда толк в тенях… В следующую зиму, мою первую зиму в Генуе, то смягчение и одухотворение, которые почти обусловлены крайним оскудением в крови и мускулах, создали «Утреннюю зарю».

Совершенная ясность, прозрачность, даже чрезмерность духа, отразившиеся в названном произведении, уживались во мне не только с самой глубокой физиологической слабостью, но и с эксцессом чувства боли.

Среди пытки трёхдневных непрерывных головных болей, сопровождавшихся мучительной рвотой со слизью, я обладал ясностью диалектика par exellence, очень хладнокровно размышлял о вещах, для которых в более здоровых условиях не нашёл бы в себе достаточно утончённости и спокойствия, не нашёл бы дерзости скалолаза.

Последние годы жизни

В 1889 году по настоянию профессора Франса Овербэка Фридрих Ницше был помещен в базельскую психиатрическую клинику. В марте 1890-го мать забирает его домой – в Наумбург.

Однако вскоре после этого она умирает, что наносит еще больший урон по здоровью слабого Ницше – апоплептический удар . После этого он не может ни двигаться, ни говорить.

25 августа 1900 года Фридрих Ницше умер в психиатрической лечебнице. Его тело похоронено в старинной церкви Рёккена, в семейном склепе.

Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше родился 15 октября 1844 в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше. Во время обучения в гимназии проявил значительные способности к филологии и музыке. В 1864-69 Ницше изучал теологию и классическую филологию в Боннском и Лейпцигском университетах. В этот же период познакомился с сочинениями Шопенгауэра и стал поклонником его философии. На развитие Ницше также благоприятно повлияла дружба с Рихардом Вагнером, продолжавшаяся многие годы. В возрасте 23 лет был призван в прусскую армию и зачислен в конную артиллерию, но, получив травму, демобилизовался.

Ницше был блестящим студентом и приобрёл прекрасную репутацию в научных кругах. Благодаря этому он уже в 1869 году получил должность профессора классической филологии Базельского университета (в возрасте всего 25 лет). Там он проработал около 10 лет, несмотря на многочисленные болезни. Вопрос о гражданстве Ницше до сих пор вызывает острые разногласия. Согласно одним источникам, он оставался лицом без гражданства после отказа от гражданства Пруссии в 1869 году; однако другие источники утверждают, что Ницше стал гражданином Швейцарии.

В 1879 году Ницше был вынужден уйти в отставку по состоянию здоровья. В 1879-89 годах он вёл образ жизни независимого писателя, переезжая из города в город, и создал в этот период все свои основные произведения. Лето Ницше обычно проводил в Швейцарии (в окрестностях горы Санкт-Мориц (Граубюнден), а зиму в итальянских городах Генуя, Турин и Рапалло и французской Ницце. Он весьма бедно жил на пенсию по инвалидности от университета Базеля, но также получал финансовую помощь от своих друзей. Доходы Ницше от публикации своих произведений были минимальными. Популярность пришла к нему лишь после смерти.

Творческая деятельность Ницше оборвалась в начале 1889 года в связи с душевной болезнью, состоявшей в неадекватном и беспорядочном поведении, мании величия и утрате способности к умственной работе. Возможно, болезнь была вызвана сифилисом, но её предыдущее течение было нетипичным для сифилиса. С тех пор Ницше проживал в Германии, где о нём заботились мать и сестра. Скончался 25 августа 1900 г в психиатрической лечебнице в Веймаре.

  1. Философия Ницше

Философия Ницше не организована в систему. «Волю к системе» Ницше считал недобросовестной. Его изыскания охватывают все возможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и т. д. Наследуя Шопенгауэра, Ницше противопоставляет свою философию классической традиции рациональности, подвергая сомнению и вопрошанию все «очевидности» разума. Наибольший интерес у Ницше вызывают вопросы морали, «переоценки всех ценностей». Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков. Его метафорическое, афористическое изложение своих взглядов снискало ему славу великого стилиста. Однако, афоризм для Ницше не просто стиль, но философская установка - не давать окончательных ответов, а создавать напряжение мысли, давать возможность самому читателю «разрешать» возникающие парадоксы мысли.

Ницше уточняет шопенгауэровскую «волю к жизни» как «волю к власти», поскольку жизнь есть ничто иное, как стремление расширять свою власть. Однако Ницше критикует Шопенгауэра за нигилизм, за его отрицательное отношение к жизни. Рассматривая всю культуру человечества как способ, каким человек приспосабливается к жизни, Ницше исходит из примата самоутверждения жизни, ее избытка и полноты. В этом смысле всякая религия и философия должна прославлять жизнь во всех ее проявлениях, а все, что отрицает жизнь, ее самоутверждение, - достойно смерти. Таким великим отрицанием жизни Ницше считал христианство. Ницше первым заявил, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов», тем самым подвергнув все моральные положения релятивизму. Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, ее волю к власти. Всякая иная мораль - упадочна, есть симптом болезни. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться своей цели - цели расширения своей власти. Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели. Такую «прагматическую» постановку вопроса мы наблюдаем у Ницше в отношении к философии и культуре вообще. Ницше ратует за приход таких «свободных умов», которые поставят себе сознательные цели «улучшения» человечества, умы которых уже не будут «задурманены» никакой моралью, никакими ограничениями. Такого «сверхнравственного», «по ту сторону добра и зла» человека Ницще и называет «сверхчеловеком».

История жизни
Ницше по праву можно назвать одним из величайших философов современности. Широчайшую известность принесли Ницше его философские труды и, в частности, самая значительная его работа "Так говорил Заратустра". Философские теории Ницше часто были весьма противоречивыми. Он, в частности, разработал целую теорию о "супермене" - здоровом, физически совершенном, благородном человеке, все потенциальные возможности которого могут раскрыться только с помощью его абсолютного индивидуализма. Философское учение Ницше было извращено, когда оно стало считаться, и совершенно несправедливо, теоретической основой нацизма. Ницше, кстати, всегда презирал любую форму проявления антисемитизма.
Ницше родился в высокоморальной, честной и трудолюбивой немецкой семье. Через четыре года после его рождения умер его отец, и мальчик остался в окружении женщин: он жил в доме с матерью, сестрой и тетками. В застенчивом, прилежном и не по годам развитом мальчике рано проявился его огромный талант. Рано у него проявились и его болезни, которые потом сопровождали и мучили философа на протяжении всей его жизни. Уже в 26-летнем возрасте Ницше стал профессором философии. Через несколько лет его так измучили его постоянные головные боли, а зрение его стало настолько плохим, что он вынужден был оставить свой пост. Он стал получать пенсию от университета Базеля и посвятил всю дальнейшую жизнь созданию своих научных теорий и подготовке философских трактатов. Большую часть своей жизни в этот период Ницше провел в поездках по Европе. Пытаясь избавиться от своих страшных головных болей, он переезжал с одного курорта на другой, как рекомендовали ему врачи. Там он и работал в полном одиночестве, создавая свои труды. В молодости Ницше был очень дружен с композитором Рихардом Вагнером и его женой Козимой. У Ницше так часто возникали разногласия и даже ссоры со своими матерью и сестрой, что он считал Вагнеров своей второй семьей. Через некоторое время, однако, Ницше порвал все отношения с Вагнером, поскольку не одобрял его фанатизма и антисемитизма. В 1889 году, когда Ницше было 45 лет, после очередного нервного срыва он оказался в психиатрической лечебнице, где и провел последние 11 лет своей жизни. В лечебнице за ним постоянно ухаживали его мать и сестра.
Существуют две версии относительно того, какой была сексуальная жизнь Ницше. Первая из них составлена его исследователями и биографами, вторая же принадлежит перу самого Ницше. Он делал записи во время своего пребывания в психиатрической лечебнице, где, кроме прочего, страдал еще и от частичного паралича, вызванного прогрессирующим сифилисом. Записи Ницше были тайно переправлены из больничной палаты одним из пациентов. Они были опубликованы только в 1951 году, через 50 лет после того, как Ницше сделал их, под названием "Моя сестра и я". Поскольку Ницше был безумен, когда делал эти записи, невозможно точно определить, где заканчивается реальность и начинает работать его фантазия. Независимо от того, правдивы эти записи или нет, они представляют великолепную возможность для изучения психики этого великого философа. Общепринятая версия любовной жизни Ницше такова.
В молодости у застенчивого интеллектуала Ницше не было романов - он влюблялся лишь в идеи и теории. Он все же встретился несколько раз с проститутками и вскоре заболел сифилисом. В своих записях Ницше написал: "В Лейпциге я сильно повзрослел: я много занимался онанизмом и встречался с проститутками, хотя, пожалуй, с ними можно было бы встречаться и почаще". Вагнер считал, что Ницше занимается онанизмом даже чересчур много, что сказывается на его психическом состоянии. Вагнер посоветовал Ницше почаще принимать холодный душ.
Первой любовью Ницше стала Козима Вагнер, хотя он никак не проявлял свои чувства к ней на протяжении всей их дружбы. Когда Ницше оказался в психиатрической лечебнице, он написал Козиме записку, в которой написал: "Ариадна, я люблю тебя" (он в тот момент, видимо, считал себя Дионисием). Когда его внесли в лечебницу, он сказал врачам: "Сюда меня привезла Козима Вагнер, моя жена".
В 1876 году, когда Ницше было 32 года, он жил некоторое время в Женеве, где познакомился с девушкой из Голландии по имени Матильда Трампедах. Он был знаком с ней лишь несколько дней, но в последнюю ночь своего пребывания в Женеве он написал ей письмо, в котором предложил ей стать его женой. Письмо было слишком официальным и не очень страстным. Ницше получил отказ. В книге "Моя сестра и я" он позже написал: "Я приходил в ужас при мысли о том, что она даст согласие на мое опрометчивое предложение... Мои звезды оказались ко мне благосклонны в тот день, и красивая голландка ответила на мое предложение отказом".
Когда Ницше было 38 лет, он познакомился с Лу Андреас-Саломе, которая стала самой большой любовью в его жизни. Его познакомил с ней его друг, философ Пауль Ре. Эта 20-летняя девушка из России стала позже любовницей великого австрийского поэта Райнера Рильке и близкой подругой Зигмунда Фрейда. Л у была довольно некрасива, но умна и независима. Элегантные и грациозные манеры Ницше произвели на нее должное впечатление. Она также высоко оценила гениальные идеи Ницше, Лу и Пауль стали близкими друзьями. Они начали строить грандиозные планы по организации группы единомышленников для изучения философских теорий Ницше. Они называли себя "Троица" и решили жить вместе. Деятельность группы должна была быть чисто интеллектуальной. Любое проявление человеческих страстей считалось абсолютно недопустимым. И Ницше, и Пауль, тем не менее, влюбились в Лу. Никто из них в этом признаваться не хотел. Они стали жить втроем, что еще больше усугубило их проблемы. Ни Ницше, ни Пауль никогда не занимались сексом с Лу.
Их проблемы еще более обострились, когда Ницше решил познакомить Лу со своей сестрой Элизабет, которая по отношению к своему брату всегда вела себя как собственник и не могла состязаться с Лу по своим интеллектуальным способностям. Элизабет никогда не понимала ни одной из философских теорий своего брата, а позже извратила их до неузнаваемости, чтобы подогнать их под свой антисемитизм. Иногда она даже подделывала почерком своего брата различные письма и документы. Элизабет и Лу вскоре поссорились: Элизабет осудила их жизнь втроем, а Лу заявила, что все это придумал Ницше, причем сделал это только для того, чтобы со временем привнести в их отношения секс (Пауль Ре всячески способствовал тому, чтобы такие мысли поскорее появились в голове Лу). За этим последовали взаимные упреки и обвинения. Ницше был вне себя от ярости. Хотя он сам когда-то отозвался о Лу как о "самой умной из всех женщин", в письме другу теперь назвал ее "тощей грязной ослицей с накладной грудью". Разрыв Ницше с Лу и Паулем был окончательным, хотя он и продолжал по-прежнему любить их обо их и очень тосковал по Лу. Вскоре Ницше порвал все отношения и со своей сестрой. Она вышла замуж за фанатика-антисемита Бернгарда Ферстера и уехала с ним в Южную Америку, где они организовали немецкую колонию, которая с успехом могла бы служить прототипом нацистских принципов превосходства арийской расы. Для Ницше это было уже слишком. Позже он, правда, вновь сблизился с сестрой, но их примирение не было глубоким и искренним.
Так закончилась любовная жизнь Ницше. Только в своих записях, сделанных в психиатрической лечебнице, которые позже превратились в его ставшую знаменитой книгу "Моя сестра и я", он сумел излить все свои обиды и сожаления. Самым шокирующим признанием стал, безусловно, его рассказ о сексуальной связи с собственной сестрой. Он рассказал, что все это началось, когда она забралась к нему в постель в ту ночь, когда умер их младший брат. У нее появилась привычка играть с его половым органом, - как если бы он был любимой игрушкой. До конца своей жизни Ницше запомнил ее "чудесные пальцы", с которыми отныне у него ассоциировалось получение сексуального удовлетворения. Их любовные игры продолжались несколько лет. Позже Ницше пришлось испытать из-за этого еще и чувство глубокого стыда, когда его умирающая тетя Розали позвала его к своей кровати и сказала ему, что знает все об их отношениях с сестрой.
Далее Ницше написал: "В моей жизни было всего четыре женщины. Те двое из них, которые сделали меня хоть немного счастливее, были проститутками. Элизабет была достаточно умна (и даже чересчур умна иногда), но отказалась выйти за меня замуж"
Затем Ницше рассказал историю своей первой любовной связи, но не с проституткой, а с 30-летней замужней женщиной, светловолосой графиней-нимфоманкой. Желая "затушить огонь своей маточной страсти", она соблазнила 15-летнего Ницше. Жестокая графиня, испытывающая дикий сексуальный голод, всячески издевалась над ним до тех пор, пока он не схватил в бешенстве кнут для верховой езды и не принялся избивать ее. Это привело графиню в состояние еще большего сексуального возбуждения. Ницше сделал из этого такой вывод: "Жестокость не всегда избавляет женщину от похоти. Иногда она, наоборот, доводит ее сексуальность до лихорадочного состояния". Однажды графиня проникла ночью в комнату Ницше в школьном общежитии. Она стала избивать его каким-то тяжелым предметом. Когда он почти потерял сознание, она сумела изнасиловать его, сев на него сверху, что еще больше его унизило.
Следующая сексуальная связь была у Ницше с проституткой. Их сексуальный контакт был странным, эротическим и чувственным и доставил Ницше глубочайшее наслаждение. Увы, именно после этой связи Ницше заболел сифилисом.
В своих записях Ницше часто вспоминает, конечно, и Лу. Он даже твердо пообещал самому себе, что в том случае, если он сумеет выйти из этого медицинского заведения, он сделает все, чтобы поразить Лу своей мужественностью. Он назвал ее своим добрым ангелом, воюющим против его злого ангела (Элизабет). В конце своих записей Ницше написал: "Раз уж меня отделили от любви всей моей жизни (Лу), любви, которая и сделала меня настоящим человеком, я от отчаяния решил погрузиться в огонь своего безумия... ". Более того, безумный философ далее написал, что страстно желает женщину - любую женщину. Но, увы, было уже слишком поздно.