Конспект занятия в средней группе "дикие животные и их детеныши". Конспект занятия в средней группе "дикие животные" Цель темы дикие животные в средней группе

Конспект НОД в средней группе по теме"Дикие животные зимой."

Автор: Баскакова Людмила Павловна,воспитатель МДОБУ детский сад комбинированного вида
"Теремок"г. Сибай.

Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной
деятельности для детей средней группы по теме"Дикие животные зимой. "Данный материал
будет полезен воспитателям средней группы. Это конспект познавательного занятия,
направленного на воспитание бережного и заботливого отношения к лесным обитателям и развитие интереса к миру природы,любознательности у детей данного возраста.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме
"Дикие животные зимой."

Интеграция образовательных областей: "Познание","Коммуникация","Социализация","Чтение художественной литературы."
Цель: Продолжать формировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных,их повадках, внешнем виде,цепочках питания,образе жизни в зимний период.
Развивающие: Развивать внимание,память,логическое мышление,наблюдательность.
Речевые: Развивать связную речь,обогащать словарь детей:егерь,медведь-шатун,логово.
Воспитательные: Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и её обитателям.
Демонстрационный материал: мягкие модули для имитации берлоги; деревья: березки, ёлочки;
нарисованные следы животных:зайца,лисы,волка,белки,лося;звуковые эффекты(вой волков,сопение медведя);набор предметов для игры:шишки, грибы,капуста,морковь,пучок сена,зерно,орехи и. т. д.); набор картинок "Дикие животные леса",кормушка с сеном и
зерном, мягкие игрушки: белый заяц, белка, лиса.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о природе, чтение сказок о животных, отгадывание загадок, рисование лесных обитателей, беседы о правилах поведения на природе.
Методические приёмы: беседа-диалог, рассказ, рассматривание,физминутка,слушание звукозаписи.

(Дети сидят полукругом на стульчиках)
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:Снег на полях,лёд на реках,вьюга гуляет,
когда это бывает?
Дети: Зимой.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Зима.
Воспитатель: Назовите приметы зимы.
Дети: Снег,вьюга,холодный ветер,мороз,водоемы покрываются льдом,некоторые животные меняют цвет шубки,вырастает теплая,зимняя шерстка,некоторые животные ложатся в спячку.
Воспитатель: А как люди готовятся к зиме? Какую одежду носят? Давайте и мы с вами
оденемся потеплее и отправимся на экскурсию в зимний лес.А на чем можно добраться в
зимой до леса? (ответы детей) А мы с вами будем добираться на лыжах.(Дети вместе с
воспитателем имитируют одевание и ходьбу на лыжах).Ребята,давайте вспомним как нужно вести себя в лесу. Закрепляем правила(не шуметь,не ломать веток....) Пока идем на лыжах
вспоминаем как называют животных,которые живут в лесу? (дикие)
Воспитатель: Ну,вот и пришли.Посмотрите какая красота кругом:деревья стоят в снежном убранстве,кругом все бело,тишина в лесу...(подходим к месту,где следы лисы)
-Ребята,чьи это следы?


Дети: Лисы.
Воспитатель: Давайте,ребята, посмотрим где живет лиса.(Из норы видно лису.Беседа о лисе).Лиса-это хищница,очень хитрая.У нее пушистая,рыжая шерстка и длинный пушистый хвост.
Им она заметает свои следы на снегу.Лиса слышит писк мышей под снегом,раскапывает снег и ловит мышей.Ещё лиса гоняется за зайцами.Живет в норе.(Примерно такой рассказ составляют дети вместе с воспитателем). Как лиса ходит?
Дети: Петляет.
Воспитатель: Давайте,назовем всех членов семьи лис.
Дети: Папа-лис,мама-лиса,детеныш-лисёнок,а много-лисят.
Воспитатель: В каких сказках встречается нам лиса?
дети: "Лиса и волк","Заюшкина избушка","Лисичка со скалочкой","Кот,лиса и петух"...
(передвигаемся дальше)
Воспитатель: Ой,ребята,посмотрите здесь опять чьи-то следы?!


Дети: Следы зайца. Заячьи следы.
(ищем по следам зайца).
Воспитатель: Смотрите,вон под кустом сидит заяц. Какой он? Почему?(беседа о зайце)
Заяц белый.У него длинные уши,быстрые длинные ноги.Он меняет шубку 2 раза в год.Летом - серый,зимой-белый.Для того,чтобы на снегу быть незаметнее для хищников.Зимой питается
корой деревьев.Зайчонок рождается меньше ладошки,но уже через 3 дня он ловко прыгает и бегает. А в сказках зайка какой?
Дети: Трусливый,всего боится.
Воспитатель: Давайте,дети,составим цепочку заячьей семьи.Папа-заяц,мама-зайчиха,
детеныш-зайчонок,много-зайчат.

Подвижная игра"Лиса и зайцы." Дети в кругу держатся за руки.Они деревья.Один ребенок-лиса,другой-заяц.Лиса гоняется за зайцем,а деревья мешают ветками(руками)лисе.
(Слышится вой волков-звукозапись).
Воспитатель: Что это,дети?
Дети: Это воют волки.
Воспитатель: Вот поэтому зайка спрятался под кустом.Он лису,да волков напугался.Смотрите,дети,тихо,а то волки придут сюда.Видите вон следы волков.Они по лесу рыщут,свою добычу ищут.(Беседа о волках).
Волк к зиме не меняет цвета шубы,но она становится гуще и теплее.Живут волки в норах,которые называются-логово. По ночам они часто воют.Охотятся волки стаями на больных и слабых животных.
Составим цепочку семейства волков.Папа-волк,мама-волчица,детеныш-волчонок,много-
волчат,волков.

-В каких сказках мы встречаем волка?
Дети: "Красная шапочка","Волк и лиса","Три поросенка","Волк и семеро козлят"....
Воспитатель: Во всех сказках волк одинаковый?
Дети: Нет.В одних-злой,в других глупый,доверчивый...
Воспитатель: Ну,что же,пойдем дальше пока волков не встретили.
(идем к дереву с дуплом белочки)
Воспитатель: Ребята,что это на снегу лежит?
Дети: Шишки,грибы.
Воспитатель: Откуда зимой в лесу грибы? Может быть их кто-то потерял?


Дети: Это белка.
Воспитатель: Подойдем поближе и посмотрим.Действительно здесь жилище белки.Как называется домик белки?
Дети: Дупло.(из дупла виднеется белка)
Воспитатель: Правильно.(беседа о белках)Белка-маленький,рыжий,безобидный
зверек.Она ловко прыгает по веткам.Белки на зиму делают запасы:ягоды, грибы, орехи.
Белок можно приручить и тогда они могут брать еду прямо с рук человека.
Составим цепочку семейства белок.Папа-белка,мама-белка,детеныш-бельчонок,много-
белок.
Ну что,не будем беспокоить белок и пойдем дальше.Ой,а это что? (стоит кормушка с сеном и зерном).
Дети: Здесь сено, зерно.
Воспитатель: А как они попали в лес и для кого? Да здесь и следы какие-то интересные.Как думаете чьи?


Дети: Следы лосей.
Воспитатель: Правильно.Это лоси ходили.а сено кто положил им?
Дети: Люди.Чтобы лоси не умерли с голода.
Воспитатель: Молодцы!А людей,которые помогают выжить лосям в холодное время года называют-лесники,егери.(Беседа о лосях).Лоси-это крупные копытные (на ногах копыта)животные.Они питаются веточками и корой деревьев.Они ходят по глубокому снегу,
поэтому часто становятся добычей волков. Составим цепочку семейства лосей.
Папа-лось,мама-лосиха,детеныш-лосенок,много-лосей.
-Пойдем дальше,дети.Смотрите какая большая куча снега.Кто нагреб её здесь?
(звукозапись-сопение-храп медведя)
Воспитатель: Дети,слышите,что это? Кто-то сопит.Как вы думаете кто здесь спит?
Дети: Медведь в берлоге спит.
Воспитатель: Правильно,молодцы! Здесь берлога медведя.(Беседа о медведе).Медведь-
это крупный лесной зверь.У него теплая,бурая шерсть.К зиме он запасает под шкурой много жира.Медведь спит всю зиму.Ничего не ест.Зимой у медведицы появляется маленький медвежонок.Всю зиму он питается маминым молоком,а весной вместе с мамой выходит из берлоги.Если нечаянно разбудить медведя во время спячки,то он будет бродить по лесу очень злой.В это время он очень опасен.Такого медведя называют-ШАТУН. А кто еще спит зимой?
Дети: Барсук,еж.
Воспитатель: Ну,чтобы не разбудить медведя отойдем от берлоги подальше и погреемся
немного,а то на улице холодно.

Физминутка.

Раз,два (присядка,руки на пояс)
Это заячья зарядка,ушки на макушке.
А лисята как проснутся (ладошки в кулачки и потираем глаза)
Любят долго потянуться.(потягиваемся)
Обязательно зевнуть (имитация зевания)
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата-спину выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну,а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
С зайкой вместе долго топчется на месте.

Воспитатель: Ну,что же,дети,пора нам возвращаться в детский сад.Не будем тревожить лесных зверей.(возвращаемся имитируя езду на лыжах).
(Дети садятся на стульчики, сняв теплые вещи)
Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия.А чтобы не забыть кого мы повстречали в лесу,сейчас отгадаем загадки и подберем картинки к отгадкам.(дети вывешивают картинки зверей на доску).







- Лапу кто зимой сосет?А еще он любит мед,может громко зареветь,а зовут его...?(медведь)

Маленький,рыжий зверек,по веткам прыг-скок.(белка)

По полю скачет,ушки прячет.Встанет столбом,ушки торчком.(заяц)

Кто осенью холодной ходит злой,голодный? (волк)

Хвост пушистый,мех золотистый.В лесу живет,в деревне кур крадет.(лиса)

Трав копытами касаясь,ходит по лесу красавец,ходит смело и легко,рога раскинув широко.
(лось)

Воспитатель: Молодцы!Всех лесных зверей правильно назвали и узнали.А теперь
поиграем еще в одну игру"Кто что ест?" (волшебный мешочек с предметами еды для диких
зверей)Опускаем руку в волшебный мешочек,достаем предмет и говорим кто это ест.

Воспитатель: Молодцы!Вот и подошло занятие к концу.Спасибо за работу!Можете продолжить знакомство с лесными зверями дальше.Предлагаю вам поиграть за столиками в настольные игры.(на столах предложены разные игры по данной тематике).

Тема образовательной деятельности: «Дикие животные - заяц».

Вид деятельности: рисование.

Программное содержание:

  1. Продолжать учить рисовать животных в нетрадиционной технике – тычком жесткой кистью.

Закреплять умение рисовать кончиком мягкой кисти мелкие детали рисунка.

Учить передавать фактуру шерсти животных. Закрепить умение рисовать животного с соблюдением пропорций тела и его частей, дорисовывать рисунок.

  1. Активизировать в речи умение образовывать существительные

с уменьшительно-ласкательным значением (заяц-зайчонок), использовать прилагательные: слабенький, беззащитный, безобидные, пушистые, милые, густая, мохнатая шерсть.

  1. Уточнить и расширить знания детей о диком животном леса - зайце, расширить представления о его повадках и особенностях в зимнее время года (чем питается, почему меняет цвет шкурки);
  2. Способствовать поддержанию положительных эмоций у детей на протяжении всего занятия, поддерживать двигательную активность во время физминутки.
  3. Воспитывать любознательность, интерес к творчеству, эстетически – нравственное отношение к животным через изображение их образов в нетрадиционной графической технике.

Предварительная работа Беседа о жизни животных в лесу с использованием иллюстраций. Чтение рассказа «Заяц-беляк» и художественной литературы о животных.Д\ Игры: «Четвертый лишний», «Кто, где живет?», «Разрезные картинки», «Невиданное животное». Загадки о диких животных.

Материалы и оборудование: Мультимедийная система: ноутбук, проектор, экран, декорации леса, альбомный лист на каждого ребенка , краски разных цветов-гуашь, банки с водой, две кисти (мягкая №3 , жесткая, пушистая), салфетки.

Ход образовательной деятельности.

I.Путешествие в лес

В: Ребята вы любите путешествовать? (да)

Предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в мир леса. Согласны? Тогда идемте.

Шагай! - поманила
Лесная дорожка.
И вот зашагал и

Мы по дорожке.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

(На проекторе появляется картинка зимнего леса)

В: Ну вот мы и в лесу. Посмотрите ребята, какой необычный лес, вроде бы еще не наступила зима, а деревья уже все в снегу и земля покрыта сугробами. Это потому, что мы с вами живем в таком краю, где холода наступают быстрее.

Ой, а сколько на снегу следов, кто же их оставил? Давайте я буду загадывать вам загадки, а вы попробуете отгадать, чьи же это следы/

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост – ее краса.

Этот зверь лесной – (Лиса)

(На проекторе появляется картинка лисы)

В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мёд,
Лапу зиму всю сосёт.
Может громко зареветь,
А зовут его - (Медведь)

(На проекторе появляется картинка медведя)

В: Ребята, а где спит всю зиму медведь? (в берлоге)

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый... (Волк)

(На проекторе появляется картинка волка)

Рыжий хвостик тут и там.

Промелькнул вдруг по кустам.

Смотрит в след ей девочка,
Знает это - (Белочка)

(На проекторе появляется картинка белка)

В: Ребята, а белочка всегда носит рыжую шубку? (нет, зимой она меняет свою рыжую шубку на серую).

Много бед таят леса:
Волк, медведь там и лиса.
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги.

Под кустом таится

Лисы боится – (Заяц)

II. Проблемная ситуация

В: Молодцы ребята, все следы вы разгадали, жителей лесных назвали.

Посмотрите, внимательно ничего необычного не видите вы в нашем лесу? (зайчик в серой шубке)

В: А он, в какой должен быть? (белой), а почему? (ответы детей)

(На проекторе появляется картинка зайца в летнее и зимнее время года)

В: Правильно, лиса, и волк охотятся на него и чтобы быть незаметным, заяц осенью и весной линяет - меняет цвет своей шкурки. Летом он серенький и его трудно увидеть в лесу. А зимой он белый и его совсем не видно на снегу.

В: Что же нам делать, как помочь зайчику? (ответы детей)

В: Давайте нарисуем зайчика в белой шубке.

III.Уточнение и закрепление методов и приемов рисования.

В: Ребята, а как же можно нарисовать зайчика, чтобы он получился пушистый? (ответы детей)

В: Каике вы молодцы, сколько много приемов знаете.

А сегодня мы с вами нарисуем зайчика способом тычка.

В: Давайте вспомним правила выполнения рисования тычком жесткой кистью. На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши нужного цвета, кисть держим вертикально, посмотрите (кисточка стучит "каблуком"), делаем сверху "тычки" кисточка прыгает словно зайчик, располагая их внутри и по краям силуэта животного.

В: ..... попробуй как у тебя получится, а у тебя……

В: Посмотрите какая пушистая шубка получается у….. и …..

В: А можно ли опускать кисть в воду при рисовании тычком?

(При работе тычком кисть в воду опускать нельзя).

В: Когда краска подсохнет, нарисуем зайчику кончиком мягкой кисточки глаза, нос, рот, усы и другие характерные детали.

В: Перед тем как начать рисовать давайте еще раз рассмотрим, как выглядит заяц.

(На проекторе появляется картинка зайца)

В: Обратите внимание, какой формы у зайца туловище, голова, уши, хвост.

(ответы детей)

В: У зайцев длинные уши, короткий хвост, а задние лапы существенно длиннее передних. На бегу, заяц далеко заносит вперед длинные задние ноги.

IV. Проводится физкультминутка

Зайцу холодно сидеть

Нужно лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок – скок – скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

В: Ну что проходите на свои места, и мы начинаем рисовать.

V. Самостоятельная работа детей.

В: (во время рисования слежу за осанкой детей, как держат кисть, осуществляю индивидуальную помощь, дополнительный показ, совет).

VI. Анализ детских работ.

В: Ну что ребята закончили рисовать зайчиков? Давайте ваших зайчиков отпустим погулять в лес (разместить рисунки на декорации леса).

Какие у вас получились красивые зайчики!

А покажите самого пушистого зайца

А самого толстенького

А самого маленького.

Какой рисунок тебе…… понравился больше всего?

Почему? (опросить несколько детей)

А кто мне назовет способ рисования, который мы использовали сегодня.

(Мы рисовали тычком жесткой полусухой кистью.)

VII. Итог занятия.

В: Ребята, посмотрите, что произошло с нашим зайчиком? (он поменял свою шубку) (На экране появляется белый заяц)

И теперь ему нестрашен никакой лесной зверь. Это потому, что вы сегодня очень старались, рисовали увлеченно, с желанием.

Горячева Юлия Владимировна
Учебное заведение: МУ ПСЦ "НАДЕЖДА"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2019-12-10 Конспект развивающего занятия на тему «Дикие животные» Горячева Юлия Владимировна МУ ПСЦ "НАДЕЖДА" Предлагаю вашему вниманию конспект развивающего занятия для детей средней группы на тему «Дикие животные». Где основными задачами я ставлю: развитие зрительного и слухового внимания, память детей, умственные способности, развитие речи, а также бережное и доброжелательное отношение к природе, животным.

Конспект развивающего занятия на тему «Дикие животные»

Цель: Расширить знания детей об обитателях леса, умение различать диких животных по внешнему виду; Развивать связную речь детей. Развивать мышление, общую и мелкую моторику.

Оборудование: колокольчик, картинки диких животных (волк, заяц, лось, еж, лиса, белка), лист с заданием, фломастеры, волшебная палочка, лист с заданием «Чей хвост», мешочек, игрушки диких животных, значок (картинка из плотной бумаги), двусторонний скотч.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

1. Приветствие.

У меня в ладошке - волшебный колокольчик. Сейчас мы будем передавать по кругу колокольчик и одновременно говорить приветствие. Колокольчик у каждого поет свою песенку. Послушайте, какую песенку поет колокольчик (имя): «Доброе утро (имя), дзынь - дзынь!»

2. Постановка проблемы.

В лесу недавно произошло необычное событие. Там, побывала злая волшебница и заколдовала лесных обитателей. А гном передал свой волшебный колокольчик и просил помочь расколдовать лес и его обитателей. Мы будем выполнять интересные задания и таким образом сможем расколдовать лес и его обитателей. Давайте спасем диких животных, вы готовы…(ответы детей).

3. Игра «Расколдуй животное». На доске перевёрнутые картинки диких животных.

Вот мы и очутились в волшебном лесу. Что - то необычное происходит здесь. Не слышно пения птиц, шума деревьев, голосов птиц и зверей. Кругом тишина. Злая волшебница их заколдовала. Чтобы их увидеть, надо разгадать загадки (отгадываем загадки и переворачиваем иллюстрации животных по ходу игры).

– Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)

– Это что за зверь лесной? Встал, как столбик под сосной.

И стоит среди травы - уши больше головы (заяц).

– Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живёт, в деревне кур крадёт (лиса).

– Зверька узнаем мы по двум приметам: он в шубе серенькой зимой, а в рыжей шубке летом (белка).

– В клубок свернётся, а взять не удаётся (еж).

– Тяжелы рога по весу, ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость, хмурый и сердитый (лось).

4. Игра на развитие памяти.

Игра на развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Ребенку дают 5-6 картинок с изображениями разных диких животных и предлагают внимательно рассмотреть их и запомнить. Время запоминания 1 минута. Ребенку предлагается закрыть глаза, а тем временем одна из картинок убирается или пара картинок меняется местами. Ребенок открывает глаза и смотрит, кто спрятался или поменялся местами.

5. Развивающее задание. Обведи в кружок диких животных – красным фломастером, а домашних животных – желтым.

6. Игра - имитация «Угадай кто я?» Самые смелые из вас могут превратиться в животное, играем по очереди. Изобразите животное, покажите как оно двигается, какие звуки издаёт. Мы постараемся угадать его. Педагог предлагает ребёнку карточку с изображением животного. Педагог берет волшебную палочку и произносит слова: «Волшебная палочка помоги и (имя ребенка Катю) в животное с картинки ты преврати».

7. Игра «Чей хвост?».

В давние давние времена жили звери, поживали. Но ни у кого в те времена не было хвостов. А без хвоста зверю ни красоты, ни радости. Однажды по лесу прошел слух: хвосты раздавать будут! Привезли много разных хвостов: больших и маленьких, толстых и тонких, длинных и коротких, пушистых и гладких.… И побежали звери со всех ног, понеслись, помчались во весь дух за хвостами.

– Дети подбирают животному соответствующий хвост. Озвучивая животное.

(Я, лиса, выбираю себе большой, пушистый, рыжий лисий хвост. Присоединяют хвост к животному).

8. Игра «Чудесный мешочек» Педагог предлагает детям закрытыми глазами достать из мешочка игрушку дикого животного, определить его на ощупь, назвать его.

Ребята, вы расколдовали наших друзей - диких животных. Молодцы. Каждый из вас за успехи в выполнении задания получает значок.

Просмотреть свитедельство о публикации


, . .

Елена Исакова


Тема НОД в средней группе «Путешествие в лес»

Интеграция :

«Физическая культура» , «Социализация» , «Чтение художественной литературы» , «Коммуникация» , «Познание» , «Музыка» , «Художественное творчество» .

Цель - закрепить знания детей о диких животных , их среде обитания .

Задачи :

Образовательные : Упражнять в умении называть детенышей животных , в правильном назывании жилища; учить отвечать полными предложениями.

Развивающие : Расширять кругозор; развивать память, мышление, внимание, восприятие; речь.

Воспитательные : Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе, умение работать в коллективе, активность, самостоятельность.

Педагог приносит телеграмму, читает ее детям.

Телеграмма

Срочно приходите,

Срочно помогите!

Происходят чудеса,

Не поделим мы леса.

Нас волшебник напугал,

Нас он всех заколдовал.

Мы забыли, кто мы есть,

Что нам пить и что нам есть.

Выручайте, приходите

И нас срочно помирите.

Жители леса.

Педагог. Скажите, кто же живет в лесу?

Дети перечисляют животных , которые живут в наших лесах.

На Земле обитает множество разных животных . Они по-разному получаю необходимую для жизни энергию. Одни едят растения, а другие ради пропитания ловят животных . Звери-охотники вооружены острыми когтями и зубами и умеют быстро бегать. Есть животные , которые охотятся в одиночку, а есть и те, которые выслеживают добычу совместно.

Место, где живет животное , называется его средой обитания . Если ее уничтожить, то животное погибнет . Сегодня многие животные находятся на грани выживания, а значит, могут исчезнуть навсегда.

Педагог. Что же случилось в лесу.

Как вы думаете, мы сможем помочь животным .

(Ответы детей.)

Педагог. Нам надо спешить. Для этого надо выбрать самый быстрый

транспорт.

Дети выбирают транспорт.

Педагог. Давайте поедем на сказочном транспорте. Пусть это будут

наши стульчики. Мы скажем волшебные слова, и наши стульчики

полетят на помощь животным .

Дети говорят волшебные слова :

Раз, два, три,

Стульчик мой лети.

Дети закрывают глаза, имитируют движения стульчика,

«приземляются» в лесу.

Задание 1.

«Угадай и расскажи, что ты знаешь об этом животном »

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мед,

Ну-ка, кто же назовет? (Медведь) Слайд№1

Самый крупный и, наверное, самый известный хищник, который живет в лесу, - это бурый медведь. Медведь – это хозяин леса. Живут медведи в жарких странах, и даже на других континентах, но в наших лесах и в тайге живет бурый медведь. Бурого медведя часто называют косолапым. Но это не мешает мишке ловко лазать по деревьям и нырять в воду, чтобы поймать рыбку. Бурый медведь любит мед и все сладкое, например, он очень любит лакомиться лесными ягодами и вкусными корешками растений. Но медведь – дикий зверь , поэтому он может охотиться и на домашний скот. Бурый медведь великолепно плавает, не боясь переплывать большие сибирские реки. У медведя много подкожного жира, поэтому купаться он может даже в очень холодной воде. На зиму медведь залегает в спячку, устраивая себе для этого убежище – берлогу, в которой он лежит до весны.

Говорят, она хитра,

Кур уносит со двора.

Но зато красавица –

Ребятам очень нравится. (Лиса) Слайд№2

Пышнохвостая красавица – лиса тоже живет в лесу. У лиса ярко оранжевая шерстка, остренька мордочка и, конечно, большой и пушистый роскошный хвост. Живет лиса в глубокой норе с несколькими выходами на случай опасности. В хорошую и ясную погоду лиса целый день пропадает на охоте, терпеливо выслеживая и ловя добычу, проявляя при этом чудеса ума и сообразительности. Чаще всего её добычей становятся полевые мыши, домашние и дикие птицы , зайцы. Но не брезгует лиса и такой пищей, как дождевые черви, с большим удовольствием лакомится ягодами.

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц) Слайд№3

Заяц – лесной житель. У него крепкие зубы, которые помогает ему грызть твердую пищу. Чтобы уберечься от хищников, заяц очень быстро бегает, потому что у него быстрые и крепкие ноги. А еще у зайца длинные уши, поэтому у него очень хороший слух и он может различать малейшие шорохи на большом расстоянии. Цвет шерстки у зайца меняется в зависимости от сезона : «Летом серый, а зимой белый» , - говорят про него. Несколько раз в год у зайчихи рождаются зайчата. Мама кормит зайчонка один раз и убегает по своим делам. Просто молоко у зайчих очень жирное, и кормить малышей она может редко. Но часто навещать зайчат нельзя : малыши зайчата ещё не имеют собственного запаха, и хищникам не найти их. Разве что по запаху зайчихи они могут добраться до зайчат. Питаются зайцы растительной пищей : травой, корой и листьями деревьев. Но они никогда не откажутся от вкусной капустки или ароматной морковки.

Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубам и щелк.

Кто, скажите это - (Волк) Слайд№4

Серый волк живет в лесу. Волк – это предок собаки,

Прирожденный охотник. У волка густая серая шерсть, очень острые зубы, и еще они устрашающе воют по ночам, наводя ужас на всех в округе. Волки охотятся стаями, особенно зимой, когда загнать жертву в ловушку труднее. Добычей волка бывают зайцы, дикие козлы , коровы, лошади и любой домашний скот. Люди чтобы защитить своих домашних животных , часто сами начинают охоту на волков, для этого они расставляют в лесу капканы. Но волк еще и очень умный зверь, и обмануть его довольно трудно, потому что он очень осторожен.

На ушах у кисочки

Чёрненькие кисточки,

Не боится слова :»Брысь!»

Потому, что это – рысь. Слайд№5

Рысь – очень красивое и пластичное животное из семейства кошачьих. Её очень просто узнать по короткому хвосту, пышным бакенбардам и ушам с пушистыми кисточками. Мех у рыси бывает разного цвета, но почти всегда с большими или маленькими темными пятнами. Такая пятнистость помогает рыси быть незаметной в лесу. Живет рысь, в основном, в хвойных лесах или там где много кустарников, в которых можно сидеть в засаде во время охоты. Во время охоты главной стратегией рыси является выслеживание. Рысь – хищник коварный, поэтому она старается сначала ошеломить свою жертву, а затем повалить на землю. Рысь ни когда не будет далеко преследовать свою добычу. Она предпочитает охотится тихо, так, чтобы ее жертвы ничего не подозревали. Для этого рысь охотится на очень большой территории и подходит к своей добыче тихо и осторожно, крадучись, стараясь не издавать ни малейшего звука. Охотиться рысь предпочитает ночью. Питается она зайцами, грызунами, молодыми козлами и птицами, которых можно застигнуть на земле. Детеныши у рыси появляются весной. Свое потомство рысь выводит в своем логове среди камней или в густом кустарнике. Рысь никого не подпустит к своим детенышам. Поэтому увидеть маленьких рысят – большое везенье. Детеныши остаются со своей матерью до двух лет.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка) Слайд№6

Белка относится к отряду грызунов. У нее зубы растут на протяжении всей жизни. Поэтому белке по зубам даже самые твердые орешки. Хвост белки очень красив. Но такой красивый хвост не только украшение – именно он, словно маленький парашют, помогает совершать белке длинные прыжки с ветки на ветку. Живут белки в круглом гнезде из веток и листьев. Весь день белка проводит в хлопотах, собирая пищу и заготавливая запасы на зиму. Питаются белки орехами, грибами, ягодами и молодыми побегами растений. Осенью, делая запасы на зиму, белка может закапывать припасы в землю, чтобы потом зимой откопать их. Память у белки очень хорошая. Она хорошо запоминает все свои тайнички, и даже под самым толстым слоем снега белка без труда найдет их. Но даже и у такого безобидного зверька есть свои враги. Это куницы. Они часто разоряют беличьи гнезда.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Лось) Слайд№7

Это красивое лесное животное – лось . Когда-то лоси обитали во всех европейских лесах. А сегодня ареал, то есть место обитания, лосей сузился до нескольких стран. Лоси относятся к семейству оленей. Прежде всего, лось известен благодаря своим красивым рогам. Они у него бывают ветвистые или в форме лопаты. Вес таких рогов может достигать 80 кг.! А отростков на ветвистых рогах может быть более 30. Рога у лося покрыты молодой бархатистой кожей, которая слезает к концу июня, и рога становятся гладкими. Своими рогами лось сражается с другими лосями. Ими же они привлекают лосих. Чем старше лось тем крупнее у него рога. Детеныши у лосей рождаются весной. Чаще всего рождается один лосенок, а иногда два-три. Новорожденные лосята, едва только родившись, сразу встают на ноги, но держатся на них еще очень слабо. Чтобы лосенок окреп, должно пройти не так много времени. Через двое суток лосенок бкдет уверенно держаться на ногах. Какое-то время он будет жить в родительской семье, а затем покинет родной дом.

Дом – глубокая нора,

ночь – рабочая пора.

Корм – лягушка, черный жук,

там в лесу живет …

(Барсук) . Слайд№8

Еще один обитатель леса – это барсук. Крепкий и приземистый, он живет вместе со своей семьей в глубокий норе с целой системой подземных переходов и несколькими выходами. В таком хитром лабиринте вырастает несколько поколений барсуков, а каждое новое поколение выстраивает в нем все новые и новые ходы. Днем барсуки прячутся в норах, а вечером и ночью они выходят из нор, чтобы раздобыть себе пищу, повозиться с детенышами и натаскать в норы лесной подстилки : опавшие листья и траву. Несмотря на свою кажущуюся безобидность, барсук – хищное животное . Кроме кореньев, плодов и ягод, барсук может полакомиться кротами и лягушками. А еще барсук очень любит дождевых червей. На зиму барсук впадает в спячку. Иногда если выдается теплая зима, он может проснуться и высунуть из норы свою мордочку с черно-белыми полосками. Но увидев снег, он прячется и снова засыпает. Просыпается только весной. За зиму барсук очень сильно худеет. Поэтому перед спячкой он старается нарастить себе толстый слой жира, который расходуется у него за время долгого сна.

Игра-разминка «На водопой» :

Как-то днем лесной тропой звери шли на водопой (дети спокойно идут по кругу друг за другом,

За мамой лосихой топал лосенок (идут, громко топая,

За мамой лисицей крался лисенок (крадутся на носочках,

За мамой медведицей шел медвежонок (идут вперевалку,

За мамой белкой скакали бельчата (скачут вприсядку)

За мамой зайчихой - косые зайчата (скачут на выпрямленных ногах,

Волчица вела за собою волчат (идут на четвереньках,

Все мамы и дети напиться хотят (лицом в круг, делают движение языком и лакают) .

Задание2.

«Найди хвост»

Нужно найти хвост каждому животному .

Задание 3. «Рассели животных » (подобрать каждому животному жилище )

Задание 4. «Кто чем питается»

Задание 5. «Найди детенышей» (собери пазлы)

Задание 6 «Нарисуй недостающих детенышей» .

(лисенка, зайчонка, медвежонка)

За помощь лесным жителям дети награждаются медалями «Лесные помощники.