Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Дифференциация - (закрепление пройденного). Конспект открытого занятия на тему «Дифференциация звуков Ч и Ть Дифференциация щ ть в словах и предложениях

1. Бочаров В.Ю. Институционализация договорных трудовых отношений на предприятиях//СОЦИС. - 2001.- № 7.

2. Васькина Ю.В. Государство как субъект реализации трудовых отношений //СОЦИС. - 2001.- № 7.

3. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Наемные работники, некоторые черты формирующегося класса//СОЦИС.- 2002.- №9.

4. Забродин В.Ю. Индустриальные отношения в России: динамика и перспективы. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.

5. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. – М.: Изд-во МГУ, 1995.

6. Кривошеев В.Т. Социальное партнерство и корпоративизм: российская специфика//СОЦИС. - 2004. - №6.

7. Лапыгин Ю.Н., Эйдельман Я.Л. Мотивация экономической деятельности в условиях российской реформы. – М.: Наука, 1996.

8. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: Изд-во Интерпракс, 1995.

9. Черныш М.Ф. Противоречия становления социального партнерства// СОЦИС. - 2004. - №6.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ТЬ (Т) - Ч

1. Дифференциация изолированных звуков Ть - Ч.

Дифференцируя изолированные звуки Ть - Ч, рекомен­дуется использовать картинки-символы: Ть - молоточек стучит, Ч - паровоз едет.

2. Повтори прямые слоги со звуками Ть (Т) - Ч.

тя - ча
ча - тя

тё - чо
чо - тё

тю - чу
чу - тю

ти - чи
чи - ти

3. Повтори обратные слоги со звуками Ть (Т) - Ч.

ать - ач
ить - ич
отъ - оч
еть - еч
уть - уч
ёть - ёч
ыть - ыч
ють - юч
ять - яч
яч - ять

4. Повтори слоги, где звуки Ть (Т) - Ч находятся между гласными.

атя - ача
отя - оча
утя - уча
ытя - ыча
итя - ича

атё - ачо
отё - очо
утё - учо
ытё - ычо
итё - ичо

ате - аче
оте - оче
уте - уче
ыте - ыче
ите - иче

ати - ачи
оти - очи
ути - учи
ыти - ычи
итю - ичу

5. Повтори слоги, где гласные находятся между согласны­ми Ть (Т) - Ч.

Тич - теч - тёч - тюч - тяч

чти - чте - чте - чтю - чтя

ачт - очт - учт - ычт - ичт - ечт - ечт - ючт - ячт

8. Повтори слова, где звуки Ть (Т) - Ч находятся в начале слова.

тем - чем
тай - чай
тюбик - чубик
тесно - честно

тюк - Чук
тайный - чайный
тех - чех
тесто - честно

тик - чик
тук - Чук
ток - чок

9. Повтори слова, где звуки Ть - Ч находятся в середине слова.

петька - печка

ноты - ночи

10. Повтори слова, где звуки Ть-Ч находятся в конце слова.

мять - мяч

пугать - пугач

тянуть - тянуч

меть - меч

11. Повтори слова, где звуки Ть (Т) - Ч находятся в одном слове.

12. Повтори словосочетания.

тыквенная начинка
Митины ботиночки
Вовочкина птичка

тонкая маечка
утиное яичко
тётин чемодан

тёмная туча
темная ночь
темные очки

13. Повтори предложения.

Три слова. У Катеньки мячик. Ниночка видит бабочку.

Четыре слова Ученик Петя покупает учебники. Девочки идут на почту. Котёнок хочет поймать бабочку Катя дает собачке косточку. На небе тёмные тучи.

Пять слов. Мамочка покупает дочке Танечке кофточку Никита и Антон чинят тачку. Петя и Таня пекут пон­чики. Катя покупает пять пачек печенья. На печке спит котик Тимофей. У будочки тявкает Анечкина собачка.

Шесть слов. На тонких веточках у паучка паутина. Тётя Катя покупает очки в оптике.

Семь слов . Витя и Митя в тени едят пончики. Митя и Во­вочка пьют чай с печеньем.

14. Повтори и отгадай загадки*

Бежит, бежит -
Не выбежит.
Течёт, течёт -
Не вытечет. (Река)

Стучат, стучат, -
Не велят скучать.
Идут, идут,

А всё тут да тут. (Часы)

15. Повтори стихи*

У Мити пять котят,
И все котята есть хотят.
Е.Спивак

Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто.
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!
К. Чуковский

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
А. Пушкин

Это уточка твоя,
Это уточка моя,
Это уточка Тани,
Это уточка Мани.
А. Хмелёва

16. Послушай рассказы. Назови слова со звуками Ть (Т)

Ч. Перескажи рассказы.

Кто мычит?

А. Хмелёва

Это кит? - Кит.

Кит мычит? - Не мычит.

А кто мычит? - Бычок мычит.

А. Хмелёва

У меня книга. Я учу по этой книге буквы. Это буква а, это - у, это - и. А вот над этой буквой две точки. Это буква ё. Я читаю: ау, уа, Тема, тётя, уточка, тучка.

17. Повтори скороговорки.

Ткач ткёт ткани на платки Тане.
Водичка течёт, а печка печёт.
Димочка Ниночке чинит ботиночки.

Внучек Тема - в маечке,
Дочка Таня - в юбочке.

У девочек Анечки, Манечки
И Танечки в баночках бабочки.

У Пети по чтению «пять»,
Он Катю научит читать.
А. Хмелёва

У Димочки - котёночек,
У Фимочки - утёночек;
Котёночек - у Димочки,
Утёночек - у Фимочки.

Танечка - у печки,
Ванечка - на печке.

Витечка читает,
Митечка мечтает.

Ткани ткачи ткут,
Но не много наткут.
А. Хмелёва

Ткёт ткач Тане
Новые ткани.
Потом наткёт ткани
Тоне и Мане.
А. Хмелёва

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С - Ч

1. Произноси изолированные звуки С - Ч. Дифференцируя изолированные согласные звуки С - Ч,

2. Повтори прямые слоги со звуками С - Ч.

са - ча
ча - са
со - чо
чо - со
су - чу
чу - су
сы - чи
чи - сы

3. Повтори обратные слоги со звуками С - Ч.

ас - ач
ис - ич
ач - ас
ич - ис
яс - яч
ос - оч
ес - еч
оч - ос
еч - ес
яч - яс
ус - уч
ёс - ёч
уч - ус
ёч - ёс
ыс - ыч
юс - юч
ыч - ыс
юч - юс

4. Повтори слоги, где звуки С - Ч находятся между глас­ными.

аса - ача
асо - ачо
асу - ачу
асы - ачи
оса - оча
осо - очо
осу - очу
осы - очи
уса - уча
усо - учо
усу - учу
усы - учи
ыса - ыча
ысо - ычо
ысу - ычу
ысы - ычи

5. Повтори слоги, где гласные находятся между соглас­ными С - Ч.

сач - час
соч - чос
суч - чус
сыч - чис

6. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

сна - чна
сма - чма
сва - чва
ска - чка

сно - чно
смо - чмо
сво - чво
ско - чко

сну - чну
сму - чму
сву - чву
ску - чку

сны - чны
смы - чмы
свы - чвы
скы - чкы

7. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

аст - ачт
ист - ичт
аск - ачк
иск - ичт
яск - ячк
ост - очт
ест - ечт
оск - очк
еск - ечт
яст - ячт
уст - учт
ёст - ёчт
уск - учк
ёск - ёчк

ыст - ычт
юст - ючт
ыск - ычк
юск - ючк

8. Повтори слова, где звуки С-Ч находятся в начале слова.

сайка - чайка
суп - чуб
Саша - чаша

судак - чудак
сук - Чук
Сашка - чашка

судно - чудно
сей - чей
село - чело

9. Повтори слова, где звуки С-Ч находятся в середине слова.

осы - очи
диски - дички
каска - качка
пески - печки

носки - ночки
доска - дочка
носка - ночка
рысак - рычаг
осень - очень
каска - качка
доски - дочки
персик - перчик

10. Повтори слова, где звуки С-Ч находятся в конце сло­ва.

Нос - ночь

11. Повтори слова, где звуки С-Ч находятся в одном слове.

Сочник, часы, час, часть, сачок, чеснок, сучок, тысяча, чудеса, собачка, косточка, сундучок, саночки, свеча, спич­ки, косичка, кусочек, Светочка, Сонечка, Санечка, сеточка, носочки, судачок, чудесный, супчик, сосчитать, сумочка, сыночек, песочек, поясочек, мосточек, костюмчик, мисоч­ка, сыч, москвич, кисточка, свечка, часовой, часто, чибис, скамеечка; число, строчка, лисичка, стручок, ласточка, ста­ричок, часовщик.

12. Повтори словосочетания.

капустная начинка
чистые ботиночки
чистая водичка
мягкие носочки
Санечкин костюмчик
сосновая скамеечка
мамочкина сумочка

сочный кабачок
синяя тучка
настенные часы
сосновая веточка
осенние денёчки
мохнатая собачка
песочные часы

чудесная птичка
мочёный чеснок
семь часов
вкусный супчик
Сонечкин сачок
сонная собачка
чесночный соус

13. Повтори предложения.

Три слова. Сонечка чистит ботиночки. Ученики читают стихи.

Четыре слова. Мамочка готовит сочный кабачок. У быч­ка хвостик кисточкой. На кочке сидит уточка. Собачка спит в будочке.

Пять слов. Санечка и Ванечка пасут бычков. У девочки в сачке бабочка. У паучка паутина в сундучке.

Семь слов . Светочка достаёт из чемодана маечку и кофточ­ку. У мамочки часы, а у дочки - часики. Девочка Све­точка и мальчик Санечка чинят часы. Это Светочкин зайчик, а это Вовочкин бычок.

Восемь слов. Сонечка сидит на скамеечке, а птичка на ве­точке.

14. Дифференциация звуков С-Ч в пословицах и поговорках.

Ученье - свет, а не ученье - тьма.

Сам не научишься - никто не научит.

15. Повтори и отгадай загадки.

Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день и ночь
Стучим, стучим. (Часы)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Я стучу,стучу, стучу.
Я лечу, лечу, лечу.
Опоздать я не хочу. (Поезд)

16. Повтори стихи.

Какой чудесный кабачок!
Едят овечка и бычок.
Л. Хмелёва

Идёт бычок качается.
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается -
Сейчас я упаду.
А. Барто

В бочке водичка,
На бочке синичка.
Пьёт часто синичка
Из бочки водичку.
А Хмелёва

Чух-чух, чух-чух.
Мчится поезд во весь дух.
Э. Мошковская

В магазине

Сколько стоит кабачок?

Кабачок? Пятачок.

Дайте два кабачка.

Дайте два пятачка.
Э. Мошковская

Вот какой чудесный чижик
- Не читает чудных книжек!

Научить его хочу.

Но никак не научу!

Скачет он и днём, и ночью!

Ну и чиж! Такой чудак!

Я читаю - он никак!

Л. Успенская, М. Успенский

17. Послушай рассказы и сказки. Назови слова со звуками С-Ч. Перескажи рассказы и сказки.

Когда не голодно, тогда и не холодно

А. Хмелёва

Гусак, гусак! Ты почему всегда босой?

Не один я босой. Пёсик босой, котик босой. Не боимся мы зимы, когда мы зимой сыты!

А. Хмелёва

Несёт уточка семечко своим утятам, а петух тут как тут.

Ко-ко-ко, куда несёшь? Кому несёшь?

Своим утятам, - отвечает уточка.

Утят у тебя много, а семечко всего одно, всем не хватит. Давай это семечко посадим. А осенью всем семечек хватит.

Почему мы чистые?

А. Хмелёва

Стоят на подносе чайник и стаканы. Такие чистые-чис­тые, как новые.

Чайник: «Я всегда чистый!» Стаканы: «И мы всегда чистые!» Поднос: «И я всегда чистый!»

А почему мы всегда такие чистые?

Ясно почему! Нас девочка Соня всегда чистит и моет во­дой.

Мои помощники

Е. Спивак

У меня есть киска Сонечка и пёсик Гав-гав. Я иду в мага­зин за покупками.

Сонечка, идём со мной в магазин. Мне купим мячик и тапочки, тебе «Вискас», пёсику Гав-гав - косточку и кусо­чек мяса.

Я киска, не могу нести покупки. Возьми с собой пёсика и саночки. Гав-гав тебе их довезёт. А я посуду язычком помою.

Е. Спивак

Сидит киска у магазина и мяукает: «Мяу, мяу!» Киске очень хочется есть.

Идут мимо киски дети. «Кисонька, тебе есть хочется, а у нас сейчас с собой ничего нет вкусного».

Идёт мимо киски тётя, несёт в сумке чай, кабачок, капус­ту. «Кисонька, нечего мне тебе дать».

Идут мимо киски хозяйка магазина и её дочка.

Мяу, - отвечает киска.

Значит, ничья!

Идём к нам домой, будем о тебе заботиться.

Мамины помощники

Мы пьем чай с конфетами и печеньем.

Мамочка, садись с нами пить чай.

Мне совсем некогда, - отвечает мамочка.

Надо сходить в аптеку. Отнести часы в починку. Ку­пить мясо, кабачок, капусту. Вам - бумагу и кисточки. Деду Семёну письмо написать.

Мамочка, давай все вместе чай попьём. А потом Соня сходит в аптеку. Я отнесу часы в починку. Ты - в магазин. А письмо деду Семёну писать будем вместе.

Добрый бычок

Е. Спивак

Несёт в сумке бычок кабачок, капусту и поёт:

Несу в сумке кабачок,

Да капусты кочанок,

Кабачок съем сам.

А капусту овечке отдам.

А овечка ему с моста:

Бычок, бычок, какая чудесная у тебя песенка.

Овечка, овечка, вот капуста твоим детям-ягнятам.

Спасибо тебе, бычок!

Идёт бычок и снова поёт песенку: Несу сочный...

А птичка с веточки: «Каба-чок, каба-чок.» А бычок: «Ка­кая умная птичка!» А птичка ему:

Кабачок с семечками?

С семечками.

Семечки вкусные?

Очень вкусные.

Я кабачок съем сам, а тебе, птичка, семечки отдам.

Введение...................................................................3

АВТОМАТИЗАЦИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

Автоматизация звука Ш............................................ 4

Автоматизация звука Ж............................................ 9

Автоматизация звука Ч............................................ 13

Автоматизация звука Щ........................................... 17

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ

Дифференциация звуков Ш - Ж..............................20

Дифференциация звуков С - Ш................................. 24

Дифференциация звуков 3-Ж................................. 31

Дифференциация звуков СЬ (С) - Щ..........................34

Дифференциация звуков ТЬ (Т) - Ч............................39

Дифференциация звуков С-Ч.................................. 42

Дата публикования: 2014-12-11 ; Прочитано: 5128 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с) ...

Отключите adBlock!
очень нужно


г. Кириши


Введение

Вашему вниманию предлагается пособие, направленное на развитие умения дифференциации звуки Ть-Ч детьми 5 – 8 лет.

В данной тетради представлена система упраж­нений по дифференциации звуков Ть–Ч. Дифференциация звуков Ть-Ч проводится по тради­ционной схеме. Сначала детям предлагается речевой материал и игровые упражнения на дифференциацию трудных звуков в слогах, затем в словах, словосочетаниях, чистоговорках, предложениях, стихотворениях, текстах.

Материал, собранный в тетради, помогает сделать работу с дошкольниками увлекательной и разнообразной. В ходе всех игровых упражнений отрабатывается не только умение дифференцировать звуки, но и проводится работа по развитию всех компонентов речевой системы (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи). А также позволяет уделить внимание развитию мелкой моторики, психических процессов, социально-личностному и коммуникативному развитию личности ребёнка.

Работа в данной тетради помогает своевременно провести профилактику дисграфии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребен­ка и этапа коррекционной работы игры и задания мо­гут использоваться логопедом комбинированно.

Пособие предназначено для логопедов дошкольных и школьных образовательных учреждений, воспитателей коррекционных групп, родителей.

Дифференциация звуков Ч – Т`

Дифференциация звуков Т`-Ч в слогах

Упражнение 1 . Произнеси (прочитай) слоги.

Ча - тя ать – ач ача - атя

Чо - тё оть - очь очо - отё

Чи - ти ить - ич учу - утю

Че - те эть - эч ичи - ити

Чу - тю уть - уч эче – эте

Упражнение 2. Игровое упражнение «Скажи наоборот»

Ти - …, че - …, тя - …, и т.д.

Упражнение 3. Игровое упражнение «Звуковая дорожка» (Приложение, лист 1). Помоги белочке дойти до дуба. «Проскачи» пальчиком правой (левой) руки по кружочкам, произнося песенки белочки: ча–тя–ча–тя, и т.д.

Дифференциация звуков Т`-Ч в словах

Упражнение 1. «Парочки». Произнеси слова парами.

ча-тя

чашка-тяжкий качать-катят внучата-утята

чайка-лентяйка ворчат-вертят крольчата-котята

чавкать-тявкать мычат-мостят круча-крутят

чо - те, че - те

бачок-потёк бочонок-утёнок зайчонок-котёнок

чёлка-тёлка прочёл-котёл чёрный-тёмный

чёткий-тётка чёсаный-тёсаный ночёвка-путевка

бечёвка-потёмки мочёный-метёный печёный-плетёный

чу - тю, чи - ти

чук-тюк каучук-утюг чулан-тюльпан

чижик-тише плечи-плети зайчик-зонтик

мычит-летит точить-катить овчина-паутина

че - те

зачем-затем качели-хотели леченье-плетень

черно-темно вечер-ветер чернеть-терпеть

чернота-теснота черенок-теремок калач-желать

ачь - ать

трубач-срубать вскачь-искать кумач-поймать поплачь-послать врач-брать

оч (очь) -оть, уч-уть, яч (ячь)-ять

толочь-полоть луч-муть

тянуч-тянуть могуч-погнуть

мяч-мять впрячь-пять

ич (ичь) - ить, еч (ечь) - еть

дичь-водить печка-Петька беречь-белеть
меч-иметь речь-смотреть натечь-надеть
печь-петь речка-редька напечь-запеть
лечь-клеть

Упражнение 2. Произнеси (прочитай слова).

Учитель, тянучий, трескучий, тягач, тянуч, чинить, стеречь, течь, птичка, аптечка, течёт, учить, лечить, молчать, качать, мычать, печать, кричать, читать, чихать, рычать, торчать, отвечать, скучать, честь, чавкать, ворчать, чаепитие, тягучий, чутьё, челюсть, чинить, чистить, чистюля, чистотел, читатель, чуть-чуть, чуять, печать, молчать, получать, мочить, точить, мечеть, утечка, птичка, плотвичка, птенчик, чтение, стечение.

Упражнение 3. Игровое упражнение «Назови ласково». Назови слово ласково так, чтобы в нём появился звук Ч.

Ветер – ветерочек, катер - …., утёнок - …, тёлка - …, котёл - …, путёвка - …, метёлка - …, плетёнка - …, утюг - …, тюльпан - …, теремок - …, телефон - …, костюм - …, пятёрка - …, тень - …, тюбик - …, тележка - … .

Упражнение 4. Игровое упражнение «Звуковая дорожка»

Помоги зайчонку поскорее добраться до приза. «Прыгай» пальчиком по кружочкам и называй картинки. (Приложение, лист 2)

Упражнение 5. Игровое упражнение «Теремок». Помоги зайчонку пройти к теремку. Переходи от одной кочки к другой по стрелкам, называя картинки. (Приложение, лист 3)

Упражнение 6. Игровое упражнение «Найди слово» (развитие навыков позиционного анализа)

Назови картинку выделяя звук Ч или Т`. В какой домик поселим эту картинку? (Приложение, лист 4)

Упражнение 7. Игровое упражнение «Третий лишний»

Назови картинку, выбери лишнюю, объясни, почему ты так решил. (Приложение, лист 5)

Дифференциация звуков Т`-Ч в словосочетаниях

Упражнение 1. Повтори (прочитай) словосочетания.

Катится тачка. Теленок мычит. Учитель читает. Горячий утюг. Тяжелая пачка. Тесный чулан. Пять чеков. Плетеная бечевка. Темная ночь. Точить меч. Теплый калач. Получать сдачу. Полоть чечевицу. Погнуть ключ. Пять учебников. Тесная полочка. Теплый чайник. Пить чай. Топить печь.

Упражнение 2. Игровое упражнение «Посчитай». Согласование числительных с существительными.

Назови, кого ты встретил на полянке, посчитай. Скажи со словом много. (Приложение, лист 6)

Упражнение 3. Игровое упражнение «Подскажи словечко»

Дифференциация звуков Т`-Ч в чистоговорках

Упражнение 1. Повтори (прочитай) чистоговорки

Ти – чи – ти – чи – потеряли мы ключи.

Тя – ча – тя – ча – ох, как печка горяча!

Те – че – те – че – мечтаю я о калаче.

Тю – ту – тю – чу – я сейчас свет выключу.

Тё – чо – тё –чо – болит левое плечо.

Тю – чу – тю – чу – я сейчас зажгу свечу.

Тя – ча – тя – ча – горит свеча.

Чи – ти – чи – ти – сели мы вокруг свечи.

Ти – чи – ти – чи – стали кушать калачи.

Ти – чи – ти – чи – калачи из печи.

Ечь – еть – ечь – еть – хочешь с нами посидеть?

Тим – чом – тим – чом – угостим калачом.

Дифференциация звуков Т`-Ч в предложениях

Упражнение 1. Повтори (прочитай) предложения.

Тема чистит ботинки. Петя сидит на печи. У тюльпана четыре тычинки. Птичка вылетела из клеточки. В темной комнате светится ночник. В чайнике почти не осталось воды. Тема починил тете чугунный котел. Надо послать Галочку на почту. Дети с увлечением кидали мяч. Дети хотели качаться на качелях. По небу ползет черная туча. Наступил вечер, и утих ветер. Девочка потеряла зонтик. Сова днём прячется, ночью охотится. Тема в темноте наткнулся на печку. Мяч закатился в чулан. Собака Чапа тявкала на зайчат и утят. Солдат чистил котел из-под ячневой каши. Птички солнышка ждут, птички песни поют. Долбит деревья дятел, но их он не калечит, а только лечит.

Упражнение 2 . Повтори (прочитай) двустишия.

    Дед Ильич совсем не прочь

Домик строить нам помочь.

    Ой, замёрзли мы на речке

Посидим теперь на печке.

    У меня стояла тёлочка

Грустно глядя из-под чёлочки.

    Жучок и паучок

Сели вместе на сучок.

    Вслед за уточкой утёночек плывёт

Быстро лапками своими он гребёт.

Упражнение 3. Игровое упражнение «Звуковая дорожка». - Помоги зайчонку поскорее добраться до приза. «Прыгай» пальчиком по кружочкам проговаривая предложение: «Зайчонок пригнул на телефон. Зайчонок перепрыгнул с телефона на чайку» . и т.д. (Приложение, лист 2)

Упражнение 4. Игровое упражнение «Теремок». Помоги зайчонку добраться до теремка. Переходи от одной кочки к другой по стрелкам, проговаривая предложение: «Зайчонок прыгнул на часы» или «Зайчонок прыгнул на кочку с часами» (совершенствование умения употреблять предлоги в речи). (Приложение, лист 3)

Упражнение 5. Игровое упражнение «Черепашка».

Помоги черепашке попасть на остров. Иди только по картинкам, в названии которых услышишь звук Ч, на картинки со звуком Т` наступать нельзя. (Приложение, лист 7)

Упражнение 6. Игровое упражнение «Тимка и Чапа».

Помоги Тимке и Чапе собраться в дорогу. Положи в тележку Тимке предметы, в названии которых есть звук Т`, а в чемодан Чапе - предметы со звуком Ч. Например: «Утюг. В слове утюг слышу звук Т`. Положу утюг Тимке в тележку». « У Тимки в тележке утюг, тетрадь и т.д.». (Приложение, лист 8 - 9)

Упражнение 7. Игровое упражнение «Весёлый поезд». (развитие навыков слогового анализа).

Помоги пассажирам занять своё место. В первом вагоне поедет пассажир, в названии которого один слог, во втором – два, в третьем – три, и в четвёртом – четыре слога. Назови пассажира, поделив слово на слоги с помощью хлопков. Проведи дорожку к вагончику с нужным количеством окошек. Например: «Мяч. В слове мяч один слог. Мяч поедет в первом вагончике». (Приложение, лист 10)

Упражнение 8. Игровое упражнение «Около»

Назови, что стоит около утюга?

Что стоит около платья?

Что стоит около картины?

Что стоит около лампочки?

Что стоит около тюльпана? (Приложение, лист 5)

Упражнение 9. Игровое упражнение «Кузнечик». (Развитие навыков пространственного ориентирования, формирование умения употреблять в речи предлоги)

В начале игры ребёнок ставит фигурку кузнечика на «картину». Затем слушает инструкцию логопеда, например: «Кузнечик сделал 2 шага вверх, один направо. Куда прыгнул кузнечик?» Ребёнок даёт ответ: «Кузнечик прыгнул на грача». Далее логопед может задать следующие вопросы:

Что стоит слева от кузнечика?

Что под кузнечиком? И т. д. (Приложение, лист 5)

Упражнение 10. Игровое упражнение « Кто за кем?» (развитие зрительного восприятия, совершенствовать умение использовать в речи предлог «за»)

Назови, кто за кем идёт? Например: «Котёнок идёт за ласточкой» и.д. (приложение, лист 11)

Упражнение 11. Игровое упражнение «Котёнок-звездочёт». (Употребление предлога НА; согласование прилагательных с существительными, образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).

Рассмотрите вместе с котёнком звёзды на небе. Пример ответа: «Котёнок-(звездочёт) увидел на жёлтой звезде телефон, а на жёлтой звёздочке телефончик». (Приложение, лист 12)

Упражнение 12. Игровое упражнение «Составь предложение»

Составь предложение о Кате и Вите по схемам, с опорой на картинки. Например: Катя … мяч. – Катя катит мяч. (Приложение, лист 13)

Упражнение 13. Игровое упражнение «Подскажи словечко» (обогащение глагольного словаря)

Что может делать пчела? (ужалить, летать, жужжать, кружить, собирать нектар и т.д.)

Что может делать врач? (лечить, делать уколы, мерить температуру, давать лекарство, выписывать рецепт и т.д.)

Что может делать мальчик? (играть, бегать, скакать, помогать, убирать, чинить и т.д.)

Что может делать колокольчик? (расти, цвести, украшать, радовать, пахнуть, вянуть и т.д.)

Дифференциация звуков Т`-Ч в стихотворениях

Упражнение 1. Произнеси (прочитай) стихотворения.

Ты зачем примчалась, птичка?

К родничку, где льет водичка?

    Прилетела я попить,

Малых птенчиков умыть!

В это час на всех часах

Тихий час, тихий час

Стрелки ходят на носках

В этот час, тихий час.

Паучок из нити длинной

Сплёл на ветках паутину.

Зазевается жучок,

Попадёт к нему в сачок.

Нить паучья хоть тонка

Но не выпустит жука.

Аистёнок длинноногий

Сбился вечером с дороги.

Светлячок фонарь зажёг,

К дому путь найти помог.

Ф. Бобылёв

Пчёлка.

Залетела к нам пчела.

У оконного стекла

Кружится, старается,

Да не получается!

Я дружить хочу с пчелою,

Я ей форточку открою:

Улетай-ка на свободу,

Принеси на лапках мёду.

В. Степанов

Черепаха

Захотела черепах

Постирать свою рубаху.

Снять пыталась через ножки.

Погоди, - смеётся ёжик, -

Через голову попробуй, -

Но старались даром оба.

Может лучше через хвостик?

Тут пошёл весёлый дождик.

Очень рада черепаха:

Стала чистою рубаха.

Ф. Гуринович

Радость в лесу

Радость в лесу великая:

Зайчик на скрипке пеликает!

Сам смастерил он скрипку,

Сам научился играть.

Сам научился играть.

Сели все зайцы под липку,

Стали ему подпевать.

И. Муравейка

Упражнение 2. Расскажи стихотворение с помощником. (Работа с мячиком су-джок», пальчиковая гимнастика)

Дифференциация звуков Т`-Ч в текстах

Яичко

Сейчас я вам кое-что покажу. Вот три яичка. Вы, конечно, думаете, что яички птичьи? И я так считал, когда увидел четыре таких яичка в листьях. Птичка мне не встретилась, и любопытно было узнать, чьи эти яички.

Через три дня я опять был на том месте. Птички опять не было, а яички лежали. Они набухли, а в одном намечалась дырочка: вот-вот высунется птичий нос.

Дырочка увеличилась, и из яичка выполз тёмный уж. Вот так птичка! Так я не отличил птичье яичко от ужиного.

Забрал я три яичка. Вот они. Очень похожи на птичьи, нелегко их отличить.

(По Н. Сладкову)

Упражнение 2.

Паучок

Плетёт паучок паутинку. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой - сплёл паутинку. Сплёл, а сам притаился: «Попа­дёт муха в паутину большая - наемся».

Летела птичка-синичка. Задела паутину паучка. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой - всю паутину разорвала и улетела.

Дёргается паутина - паучок думает: «Большая муха попа­лась».

Смотрит паучок - ни мухи, ни паутинки.

(Н. Дилакторская )

Упражнение 3. Произносить (повторять) тексты

Чип-поэт

Паучок Чип хочет стать поэтом. «Надо только точно почувствовать, какие словечки соединять, и стих готов», - думал паучок. Чип мечтает сочинить стихи о том, как весной из почек выглянут клейкие листочки, о том, какие лёгкие сети плетут паучки, какие песенки поют птички-невелички.

Чип очень хочет написать много стихов, а мальчики и девочки будут читать их и заметят, как много чудес есть на свете.

(Алифанова Е.А, Еговора Н.Е.)

Упражнение 4. Задание 1. Расскажи историю с помощью картинок.

Ботиночки для паучка.

Жил-был на паутинке крошечный
. Налетел осенний ветерок и сдул с паутинки. Сидит под кустиком, печалится. Холодно ему. Мимо летела птичка и уронила . Захотелось открыть . Подошёл к коробочке, залез на неё, потом слез. Потянул за ленточку, открыть не получается!

Выскочил из-за коробочки
.

Кузнечик - кузнечик, помоги коробочку открыть? – сказал .

Стали вдвоём за ленточку тянуть – не получается!

Подлетела . Вокруг коробочки облетела. За коробочку залетела. Из-за коробочки вылетела. Села на коробочку.

Бабочка-бабочка, помоги коробочку открыть! – сказал .

Потянули втроём за ленточку - не открывается коробочка!

Подлетела .

Пчёлка - пчёлка, помоги коробочку открыть! – сказал .

Потянули за ленточку вчетвером и открыли коробочку! А там –
! Стали мерить: - велики, - малы, - чуть-чуть великоваты. Стал паучок ботиночки примерять. Подошли ботиночки: тёплые, мягкие, удобные. Теперь паучку не страшен осенний ветерок!

(Рачкова Е.А., Михайлова Е.В.)

Задание 2. Посчитай ботиночки на лапках паучка (Приложение, лист 14)

Задание 3. Раскрась ботиночки цветными карандашами. Расскажи, какие ботиночки у тебя получились.

Список использованной литературы:

    Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Москва, 2001 г., с 76-79

    Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – Изд. Школа. ТМ, ТОО Издательство «Биополис», СПБ, 1996, 208 с.;

    Герасимова А., Жукова О., Кузнецова В. Логопедическая энциклопедия дошкольника, Изд. дом «Нева», СПБ, 2004, с 598-607

    Настольно-печатная игра «Пять щенков» - логопедическое лото для детей 4-7 лет

    Электронная педагогическая библиотека /

Цель урока: отрабатывать четкое произношение и учить детей подготовительной группы дифференцировать звуки [ч] – [ть] в словах и предложениях.

Задачи урока:

– развивать фонематическое восприятие и фонематическую зоркость; слуховое и зрительное внимание и память;
– закреплять навык словообразования новых существительных с помощью уменьшительного суффикса -ик ;
– упражнять в правильном употреблении глагола хотеть в настоящем времени;
– тренировать в звуко-буквенном анализе слов;
– закреплять навыки пространственной ориентировки;
– развивать двигательные навыки мелкой и общей моторики;
– учить работать в команде, выслушивать ответы друзей, давать полные ответы;

Оборудование: дерево, игрушка бибабо Ворон Воронович, письмо от Феи звуков, столы (стоят в два полукруга напротив друг друга), между столами – мольберт, 2 таблицы, в углах которых написаны буквы: Т, И, Г, Р; Г, Р, А, Ч; макет ручья, кораблики с сюжетными картинками на палубах, мяч, игра “Заколдованный круг”, схемы слов с пустыми клеточками, надпись “Звуковия”; физкультурные дорожки красного и зеленого цвета с рисунками детских следов, физкультурный тоннель для проползания, массажные мячи по количеству детей; магнитофон, CD запись песни В.Шаинского и М.Пляцковского “Чему учат в школе”

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Дети на ковре. В группу заходит почтальон Печкин.

Почтальон Печкин: Здравствуйте, ребята. Вы узнали, кто я? Правильно, я почтальон Печкин. Я разношу письма. Вам пришло письмо. Но я вам его не отдам, пока вы не скажете мне адрес вашего детского сада. (Дети называют номер и адрес детского сада).

Логопед читает письмо: “Дорогие ребята! Меня зовут Фея Звуков.

Я хочу пригласить вас в путешествие по моей стране Звуковии. Если вы будете правильно выполнять все задания, которые вам передаст мой помощник мудрый Ворон Воронович – вас ждет сюрприз”.

Логопед: Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда давайте подбодрим друг друга. Встанем в круг, возьмемся за руки и произнесем наш девиз:

Наш девиз: не унывать!
Все пройти и все узнать!

2. “Поляна “Здоровье”.

На ковре разложены бумажные плоскостные цветочки, тропинка, стоит дерево.

Логопед: Отправляясь в путь, мы попадаем на поляну “Здоровье”. Возьмите массажные мячи. (Дети выполняют упражнения с массажными мячами из книги Воробьевой Т.А., Крупенчук О.И. “Логопедические игры с мячом”)

Мячик сильно посжимаю

(Дети сжимают-разжимают мяч одной рукой,

И ладошку поменяю.

Затем – другой)

“Здравствуй, мой любимый мячик!” –

(Мяч удерживаем большим пальцем и

Скажет утром каждый пальчик.

Остальными попеременно сначала в одной руке, затем в другой)

Крепко мячик обнимает.

(Мяч с усилием сжимаем и удерживаем в одной руке, затем – в другой).

Никуда не выпускает.

Только брату отдает:

(Перебрасываем мяч из руки в руку)

Брат у брата мяч берет.

Логопед: А теперь выполним упражнения артикуляционной гимнастики (Дети выполняют артикуляционную гимнастику из книги Воробьевой Т.А., Крупенчук О.И. “Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика”)

“Чашечка” – Улыбаюсь, рот открыт: там язык уже стоит.
К зубкам подняты края – вот и “чашечка” моя.
“Вкусное варенье” – Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его “чашечкой” в ротик себе.
“Ступеньки” – На верхнюю губку, на верхние зубки,
За зубки скачок – во рту язычок.

3. “У нас гость”.

Каркает Ворон на дереве.

Логопед: Ребята, Ворон Воронович подготовил для вас задание. Давайте присядем на коврик и посмотрим, какое задание вы должны выполнить.

На наборном полотне выставлены в два ряда предметные картинки:

– “Назови слова-предметы, изображенные на картинках (лист 1). Какая картинка не подходит? Почему? (не подходит “телефон”, потому что только это слово начинается со звука [ть]). Какой буквой мы обозначим этот звук? Какого цвета будет эта буква? Почему?”

* телефон, чемодан, чайник, чеснок;

– “ Назови слова-действия: что умеют делать животные, изображенные на картинках? Обратите внимание на последний звук в словах-действиях. В названии какого слова-действия нет звука [ть] (“печь”) ? Какой звук есть в этом слове? Какой буквой мы обозначим этот звук? Какого цвета эта буква? Почему?” (2 лист)

* чайка умеет летать, зайчик умеет прыгать, утка умеет плавать, лиса умеет стеречь (добычу).

– Почему обе эти буквы написаны зеленым цветом?

4. “Лесная школа”.

По красной тропинке дети друг за другом (по следам) проходят и садятся за столы.

Логопед: В школе дети сидят за партами. Садитесь за парты и вы. Перед вами лежат карточки и фишки зеленого цвета. На карточках написаны буквы “Т”, “Ч” зеленым цветом. Какие звуки они обозначают?

Сейчас я буду произносить слова с этими звуками. Как только вы услышите один из этих звуков, вы должны закрыть нужную букву фишкой. В словах могут быть обе буквы.

Слова запоминайте, чтобы потом смогли повторить.

Слова: 1. Печенье; 2. Телефон; 3. Человек; 4. Учитель; 5. Буратино; 6. Котенок; 7.Чебурашка.

Кто сможет повторить все слова?

5. “Повтори, не ошибись”:

Невеличка синичка, да тоже птичка.

Течет речка, печет печка.

6. “В уголке Буквоеда”

На таблицах разбросаны буквы, из которых надо составить слова. Работать вы будете по командам (Дети садятся за столы, стоящие полукругами друг напротив друга. Между командами – мольберт). На мольберте (с двух сторон для каждой команды свое слово) – буквы.

Логопед: По моей инструкции вы находите нужную букву, записываете ее в подготовленную схему слева направо. Затем читаем получившееся у вас слово (грач, тигр).

Первая буква находится в правом верхнем углу. Запишите ее.

Вторая – в левом нижнем углу. Запишите.

Третьябуква – в левом верхнем углу. Запишите.

Четвертая буква – в правом нижнем углу. Запишите.

Прочитайте, какие слова у вас получились. Сначала читает команда Солнышко (“грач”). А теперь команда Радуга (“тигр”).

Сделаем анализ ваших слов. Какие цветные карандаши вам нужны?

Сколько в слове гласных звуков? Назови. Сколько всего согласных? Сколько твердых? Назови. Сколько мягких? Назови.

7. Физкультминутка.

Игра в рифмовки “Попади на бережок””. (Дети, которые назвали слово правильно, проползают по тоннелю и попадают на бережок ручья)

Логопед: А теперь давайте поиграем с мячом в игру “Скажи наоборот”:

Остывшие булочки – …, грязное платье – …, холодный утюг – …, легкий чемодан – … .

8. “На берегу ручья”.

Логопед: Ребята, к нашему ручейку прилетел хорошо знакомый нам Ворон Воронович. Он приготовил еще одно задание. “Вы сейчас оказались на берегу ручья. По ручью плывут кораблики. Они везут картинки. Нужно по этим картинкам составить предложения и ответить на вопрос “У кого что?”, используя слова-признаки из игры “Скажи наоборот”.

У Кати чистое платье. У папы тяжелый чемодан.

У мамы горячий утюг. У бабушки теплые булочки.

9. “Заколдованной остров”.

Логопед: Страна Звуковия очень большая. Мы побывали на поляне Здоровья, в Лесной школе, на берегу ручья. А сейчас мы должны попасть на Заколдованный остров. Давайте по зеленой дорожке задом наперед пройдем к острову. Здесь мы поиграем в игру “Скажи ласково”.

Наш Заколдованный круг разделен на сектора, в каждом секторе картинка с изображением предмета (большого или маленького). Нужно назвать большой предмет, найти такой же маленький, соединить картинки стрелками (большая показывает на большой предмет, а маленькая – на маленький) и назвать ласково маленький предмет (с уменьшительным суффиксом -ик) .

Бегемот – бегемотик, ключ – ключик, мост – мостик, заяц – зайчик, кот – котик, палец – пальчик, хвост – хвостик, самолет – самолетик.

10. “Закончи предложения по образцу”.

Упражнение в употреблении глагола хотеть в настоящем времени, изменяя по лицам.

11. Работа с пословицей “Грамоте учиться – всегда пригодиться”.

Как вы понимаете эту пословицу?

12. Итог занятия.

Нас снова зовет Ворон Воронович.

“Дорогие дети. Вы замечательно справились со всеми заданиями. Я узнал, что вы умные, внимательные, сообразительные. Вам все интересно. А вы знаете, чему учат в школе?”

Звучит песня В.Шаинского и М.Пляцковсвого “Чему учат в школе?”

Ворон Воронович дарит детям школьные принадлежности: ластики, простые карандаши, линейки, тетрадки, блокноты.

Дифференциация звуков [ч] – [ть] в слогах, словах и предложениях.

Учитель – логопед Сидорова Надежда Николаевна

Цель: отрабатывать четкое произношение и учить детей дифференцировать звуки [ч] – [ть].

Задачи:

    развивать фонематическое восприятие и фонематическую зоркость; слуховое и зрительное внимание и память;

    развивать артикуляционную моторику;

    учить детей сравнивать звуки по акустическим и артикуляционным признакам;
    тренировать в звуко-буквенном анализе слов;

    закреплять навыки пространственной ориентировки;

    развивать двигательные навыки мелкой и общей моторики;

    учить работать в команде, выслушивать ответы друзей, давать полные ответы;

    развивать связную речь.

Ход занятия

I. Оргмомент

Повернитесь все друг – другу

И пожмите руки другу.

Руки вверх все поднимите

И вверху пошевелите

Скажем весело «Ура!».

Начинать занятие пора!

1. Гимнастика для глаз. (слайд 2)

Л. – Проследите глазками за Черепашкой. Куда же она нас приведет? А приведет она нас в гости к язычку! Поприветствуем язычка.

Д. - Здравствуй, язычок!

Л. – И, конечно, наш любимый друг хочет с нами поиграть!!!

2. Артикуляционная гимнастика (слайд 3)

1. «Улыбка»

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я бы точно так же смог,

Вот, смотри. Сейчас.

2. «Хоботок»

Хоботок слонёнок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слонёнку покажи.

3. «Лопатка»

Устала собачка и дышит устало.

И даже за кошкою бегать на стала.

Широкий язык отдохнет, полежит,

И снова собачка за кошкой бежит.

4. «Чашечка»

Язычка загнем края,

Делай так же, как и я.

Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

5. «Вкусный мед»

Знает этот весь народ:

Любит мишка вкусный мёд.

Язычком губу оближет

И подсядет к мёду ближе.

6. «Качели»

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

А скажите, вы б сумели

Язычком «качать качели»?

7. «Часики»

Язык, как маятник часов,

Качаться вновь и вновь готов.

Котёнок улыбается,

Он, как и ты, старается.

3. Отгадывание загадок.

Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг (телефон)
Что всегда идет, а с места не сойдет (часы)
Чудо-ящик – в нем окно, а в окошечке кино (телевизор)

II. Сообщение темы

Л. - Какие звуки слышатся в начале слов-отгадок? Сегодня мы будем изучать звуки ч и ть, слушать их, сравнивать.

III. Изучение нового материала

1. Сравнительная характеристика звуков. (слайд 5, 6)

Л. – Произнесите звук [Т’]. Какое положение принимает язычок? (Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка отрывается от бугорков. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит). Дайте характеристику звуку [Т’].

Л. - Правильно, согласный, глухой, мягкий.
Л. – Произнесите звук [Ч]. Какое положение принимает язычок? (Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается неба (за бугорками). Боковые края языка плотно прижаты к коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от неба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит. Дайте характеристику звуку [Ч].

Л. - Правильно, согласный, глухой, всегда мягкий.

2. Игра «Назови звуки» (слайд 7)

Л. – Сейчас на экране будут появляться стрелочка. Если стрелочка будет указывать наверх, то мы называем звук… , если вниз звук… . Почему? А разобраться где какой звук нам поможет Чиполлино.

3. Игра «Поймай звук»

Л. - Послушайте звуки. Если услышите звук Ч - привстанете. Если услышите звук Т’ – присядете.

а). изолированные звуки: ть, ть, ч,ть,ч,ч,ть,ч,ть,ть,ч.
б). в слогах: ча, тя,чи,ти, тё, чё, чу, тю, те,че.
в). в словах: котята, зайчик, утёнок, зонтик, луч, плечи, паутина, трубач, пять, бычок.

IV. Физкульминутка

Буратино потянулся
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

V. Закрепление темы.

1. Упражнение «Слоговые цепочки». (слайд 8)

Л. – Поможем разобраться Чебурашке и Тигрёнку разделить слоги. Слог, в котором будет звук Ч мы отдадим Чебурашке, а слог, в котором будет звук Т’ – тигрёнку.

2. Игра «Четвёртый лишний». (слайд 9)

Л. – Посмотрите на экран. И помогите мне убрать лишнюю картинку. Объясните почему.

Телефон, чемодан, чайник, чеснок.

Буратино, котенок, утенок, чебурашка.

3. Упражнение «В уголке Буквоеда». (слайд 10)

На таблицах разбросаны буквы, из которых надо составить слова. Работать вы будете по командам (Дети садятся за столы, стоящие полукругами друг напротив друга. Между командами – мольберт). На мольберте (с двух сторон для каждой команды свое слово) – буквы.

Л . - По моей инструкции вы находите нужную букву, записываете ее в подготовленную схему слева направо. Затем читаем получившееся у вас слово (грач, тигр).

Первая буква находится в правом верхнем углу. Запишите ее.

Вторая – в левом нижнем углу. Запишите.

Третья буква – в левом верхнем углу. Запишите.

Четвертая буква – в правом нижнем углу. Запишите.

Прочитайте, какие слова у вас получились. Сначала читает первая команда («грач»). А теперь вторая команда («тигр»).

Сделаем анализ ваших слов. Какие цветные карандаши вам нужны?

Сколько в слове гласных звуков? Назовите. Сколько всего согласных? Сколько твердых? Назовите. Сколько мягких? Назовите.

4. Упражнение «Угадай звук». (слайд 11)

Детям раздаются листы с картинками и фишками, на которых написаны буквы занятия.

Л. - Сейчас я буду произносить слова с этими звуками. Как только вы услышите один из этих звуков, вы должны закрыть картинку нужной фишкой.

Печенье, чашка, картина, тигрёнок, котёл, кирпичи, качан, бутерброд, пастила, мочалка, чайник, шахтёр.

Пальчиковая гимнастика (слайд 12)

Пчелки на елке

Одна рука на столе, опираясь на локоть,

пальцы растопырены (Ёлка).

На другой руке пальцы сомкнуты в кольцо

(«улей»). «Улей» прижимаем к «ёлке».

На елочке растут длинные иголки.

Заглядываем в улей.

Вот и улей. Где же пчелки?

Постучим мы в этот дом.

Стучим кулаками друг о друга.

Кто живет в нем?

Вот раздвинулись иголки…

Разводим руки.

Где вы? Вылетайте, пчелки!

Начинают вылетать:

Шевелим пальцами поочередно, имитируя полет

пчелок.

Раз, два, три, четыре, пять!

5. Упражнение «Буква потерялась» (слайд 13, 14)

Детям раздаются листы, на которых написаны слова с пропущенными буквами.

Л. – Вставьте пропущенные буквы.

Грачи, зонтик, утенок, врачи, тишина, котенок, чемодан, теремок, качели, паутина, темно, трубачи, кирпичи, зайчик, ботинки, внучата, утята, чашка, тучи, гости, дети, пятерка.

6. Упражнение «Повтори, не ошибаясь» (слайд 15)

Л. – На экране написаны слова, прочитайте их.

Мяч, печь, чёлка, честно, зачем, четко, печка, речка.

Л. – Замените в каждом слове звук [ч] на звук [ть] и прочитайте получившиеся слова.

Мять, петь, телка, тесно, затем, тетка, Петька, редька.

7. Упражнение «Договори словечко» (слайд 16)

Ач-ач-ач, купим Танечке …(калач)
Оч-оч-оч, рады мы друзьям… (помочь)
Уч-уч-уч, ветер, ветер ты… (могуч)
Ты гоняешь стаи… (туч)
Ич-ич-ич, а кирпич кладем… (кирпич)
Ать-ать-ать, будем весело… (плясать)
Оть-оть-оть, орех нам надо… (расколоть)
Уть-уть-уть, в дудочку я буду… (дуть)
Ить-ить-ить, кошка хочет...(пить)

8. Чистоговорки (слайд 17)

Л. – Прочитай на экране чистоговорки и запиши по памяти.

У четырех черепах по четыре черепашонка.
Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик
Чебурашка, Чебурашка, нос, как черная букашка.
Пять котят есть хотят.

9. Пересказ текста с опорой на картинки (слайд 18)

Логопед читает текст, указывая на картинки. Затем дети по цепочке пересказывают текс с опорой на картинки и записывают текст по памяти.

VI. Итог занятия.

Л. - Ребята, чем мы сегодня занимались? Правильно, мы различали звуки Ч и ТЬ. Какая игра вам больше всего понравилась? Вы сегодня все прекрасно справились со всеми заданиями, активно участвовали в занятии. Спасибо вам всем. Молодцы!

Коррекционно-развивающие задачи.

Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, находить и исправлять ошибки в употреблении личных окончаний глаголов.

Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [Ч] - [Т’].

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Развивать слухо-речевую память ребенка.

Упражнять в словообразовании.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Исправь ошибки». Взрослый читает предложение, а ребенок исправляет ошибки и произносит правильный вариант.

Он летишь на самолете. Мы пишет письмо. Мама кормишь ребенка. Мальчик идем в школу. Дети смотрю кино. Люди идем по улице. Часы идет точно. Собака громко лаем. Кошка ловлю мышку. Девочка пою песню.

Задание 2 . Дифференциация звуков [Ч] - [Т’] Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков) и объяснить почему оно лишнее:

Чудо, чайка, телефон , чижик; тётка, тело, Тима, чайник.

Сравнить артикуляцию звуков [Ч] - [Т’] (общее и различное), вспомнить характеристику и обозначение.

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ч]»:

Тьчм – нь – ч – ть; ма – ча – тё- чоить – ич;

чайка, тетрадка, Тима, Чужой, мять, мяч......

Задание 3. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ча-тя, чу-.,., ач-ать, оч...

Повторить за взрослым серию слогов:

ча-ча-тя, тя-тя-ча, тя-ча-тя, тя-ча-ча, ча-тя-тя, ча-тя-ча.

Разложить картинки на две стопки: предметы, в названии которых есть звук [Ч], и предметы, в названии которых есть звук [Т ’ ]. Определить место звуков в словах, разделить их на слоги. Придумать с каждым словом предложение.

Задание 4. Взрослый называет 3-5 слов со звуком [Ч] ([Т"]) а ребенок должен прослушать внимательно и повторить их в той же последовательности.

Подобрать как можно больше слов со звуками [Ч] и [Т"].

Заменить звук [Ч] на звук [Т] в словах. Какие слова получились? Составить с каждой парой слов предложения.

Мяч - мять, бич - ..., челка - ..., печка - ..., ткач - ...,

четко - ..., речка - ..., печь - ..., вечер - ..., зачем - ...

Вспомнить загадки, чистоговорки со звуками [Ч] и [Т"] (см. темы № 10, 35).

Задание 5 . Исправить ошибки, обратить внимание ребенка на изменение смысла всего предложения при замене звуков [Ч] и [Т ’ ] в словах.

Печка сидит на Петьке. У редьки растет речка.

Мальчик начал печь песню. Мама собралась петь пироги.

Подобрать родственные слова к словам:

писать (писатель, писательница, переписчик...),

учить (учитель, учительница, ученик...),

Вспомнить слова: со звуком [Ч], со звуком [Т ’ ], со звуками [Ч] и [Т"] одновременно.

Повторить за взрослым предложения:

Петька сидит.

Мальчик Петька сидит.

Мальчик Петька сидит на печке.

Большой мальчик Петька сидит на печке.

Большой мальчик Петька сидит на теплой печке.

Большой мальчик Петька с самого утра сидит на теплой печке.

Большой мальчик Петька с самого утра сидит на теплой печке без дела.

Задание 6 . Вспомнить буквы, которыми на письме обозначают звуки [Ч] и [Т ’ ].