Конспект занятия по развитию устной речи Тема «Путешествие в зимний лес. Жизнь диких животных зимой. Дикие животные зимой: описание их жизни, как животные готовятся к зиме, красивые картинки Жизнь животных в зимнем лесу

Надежда Шукшина
Занятие «Жизнь животных зимой»

Задачи :

Образовательные :

1. Продолжать знакомить детей с животными леса : белка, заяц, лиса, волк, медведь, лось, кабан;

2. Конкретизировать знания детей о особенностях приспособления животных к зиме (заяц, белка – меняют шубку; у лисы на лапах, как сапожки, вырастает густая шерсть; у волка шерсть становится густой и теплой; у лося более широкие копыта, которые не проваливаются в снег).

Развивающие :

1. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

2. Стимулировать познавательный интерес детей.

3. Развивать активную речь детей;

Воспитательные :

1. Воспитывать интерес к познавательной деятельности;

2. Воспитывать любовь к природе, животным , стремление помочь им в трудных условиях;

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материал : посылка, наполненная яблоком, листом дуба, орехами, семечками, сухими грибами, мелкими животными ; картины с животными леса и карточки схемы с кормом для животных ; схемы для рассказывания.

Предварительная работа : рассматривание альбома «Животные нашего леса » , открытки о животных ; чтение произведений Е. Чарушина о животных .

Беседа «Дикие животные зимой » . Отгадывание загадок о животных .

Д/игра «Путешествие в зимний лес» .

Рассматривание иллюстраций «Времена года» .

Воспитатель : Ребята,ой, смотрите мышка несет большой конверт.

Вот конверт,

Большой и желтый,

Как же нас, конверт,

Нашел ты?

Как попал ты в группу нашу?

Разберемся, ой, постой!

На конверте адрес наш ведь,

А обратный чей? Лесной!

В письме написано, идите за мышкой, получите посылку.

Воспитатель вносит посылку. Нам пришла посылочка от старичка Лесовичка.

Открывает, вынимает записку, читает.

«Дети, сегодня для вас будет много сюрпризов. И вам будут очень нужны глаза, уши, нос, руки».

Воспитатель : Не забыли ли вы о них? Проверим, все ли на месте.

З/и «Услышишь – покажи»

Рот, нос, голова, руки, уши и глаза.

Плечико, плечико, шея, грудь.

И про животик не забудь .

(Дети показывают их указательными, поглаживающими движениями)

Воспитатель : вижу не забыли про своих помощников. Присядьте на корточки рядом с посылочкой, впустите в нее руки и найдите по одному предмету

(Дети выполняют задание) .

Воспитатель : Что вы нашли?

Дети. Мы нашли фигурки белки, зайца, лисы, волка, кабана, медведя, лося.

Воспитатель : Кто это такие?

Дети. Это дикие животные .

Воспитатель : Почему их так называют?

Дети. Они живут в лесу, сами строят себе жилье и добывают пищу.

Воспитатель : А посмотрите, я нашла в посылочке страничку, на ней что-то нарисовано, я не пойму.

Помогите мне разобраться. (показ следов животных )

Да здесь есть еще карточки. Мы можем поиграть.

Дидактическая игра «Узнай, чей след» .

На ковре разложены дорожки из следов разных животных . Педагог предлагает детям выбрать дорожку, пройти по запутанным следам. В конце каждого маршрута найти квадрат, открыть его и ответить, кто оставил следы на снегу.

Воспитатель : А сейчас, давайте проверим как вы запомнили следы животных . Д/и «Чей след»

Воспитатель : давайте посмотрим, что еще есть в посылке. Вынимает коробочку на ней написано «Корм для животных » . Хотите узнать, какая пища в этих посылочках? Давайте заглянем (открываю коробку) Не открывается, ой да здесь записка от Лесовичка. Коробочки откроются тогда, когда вы расскажете как живут лесные звери зимой .

Воспитатель : Рассказывать мы будем по схеме, давайте повторим.

Дети выходят, берут картинку животного и рассказывают

Заяц зимой в белой шубке бегает, его следы похожи на капельки, он трусливый и прячется от совы, волка, лисы. Большие чуткие уши помогают зайцу заметить опасность?

Воспитатель : Как заяц спасается от врагов?

Заяц быстро бегает, петляет, запутывает свои следы. Он днем спит, а ночью выходит добывать себе еду. Но если уж настигает его враг, он будет защищаться, отбиваться лапами, кусаться, а зубы у зайца очень острые.

У белочки зимой серая шубка . Серый цвет шубки делает ее неприметной среди веток деревьев.

Воспитатель : Где устраивает своё жилище белочка?

Дети : В дупле, гнезде.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, почему, когда очень холодно, белка не выходит из дупла.

Дети : В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки мхом законопатила. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Недаром её в народе называют хлопотуньей. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик.

Воспитатель : Как белка от врагов спасается?

Дети : Быстро передвигается по деревьям, прыгает с дерева на дерево.

Лиса красавица леса. Днём лисица прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Но она может и занять чужую нору . Окраску лисы не меняют.

Воспитатель : Рыжая хозяйка по лесу прошла, стёжки – дорожки хвостом подмела. Как вы думаете, зачем лиса дорожки хвостом подметает?

Дети : следы заметает.

Воспитатель : А вы знаете, что кончик хвоста у лисы белый. Это для того, чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней. Лисица проворный и осторожный зверь. Знает лисонька - лиса, в шубе вся её краса. Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. Ребята, как вы думаете, кого лиса под снегом вынюхивает?

Дети : Мышей.

Воспитатель : Зимой жизнь в лесу замирает , и главным питанием лисы становятся мыши – полёвки. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках под снегом, а как услышит, спасайтесь тогда мыши, ведь у кумушки лисы зубки остры! Что помогает лисе выискивать добычу?

Дети : Хороший слух и нюх.

Что согревает волка зимой ?

Дети : Густая, плотная, тёплая шерсть

Волк цвет шерсти на зиму не меняет, она остаётся серебристо-серой.

Воспитатель : - На кого охотятся волки?

Дети : Волки охотятся на крупных животных : оленей, лосей.

Воспитатель : Как вы думаете, что помогает охотиться волкам?

Дети : Длинные сильные ноги, они долго могут бежать за добычей.

Воспитатель : Недаром говорят, что волка ноги кормят. Волки охотятся стаей, они окружают добычу и нападают на неё. Спят волки на снегу, укрывают нос и лапы своим пышным хвостом. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие слабые волки ему подчиняются

Воспитатель :

Чуть копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

Лось - большое животное , высокое, имеет длинные ноги, сильные копыта, рога. Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу. Защищаются сильными копытами и рогами.

Воспитатель : А что делает зимой медведь ?

Дети : Медведь зимой спит в берлоге

Воспитатель : Почему медведь зимой спит ?

Дети : Зимой медведю трудно найти пропитание.

Воспитатель : Как же он всю зиму спит и ничего не ест?

Дети : Медведь осенью наедается хорошенько, и у него под кожей накапливается жир.

Воспитатель : Ребята, вы так хорошо рассказали про лесных зверей, что коробочка открылась. Посмотрите, что нам прислал старичок – Лесовичок.

Физминутка (раздать карточки с животными )

А сейчас немного отдохнем

По таинственной дороге

Шли таинственные ноги,

Как они шли? (Воспитатель называет имя ребенка, ребенок говорит и показывает карточку.)

(по-медвежьи, по-лисьи, по-беличьи, по- заячьи, по-ежиному)

Воспитатель : Ребята, сейчас зима и животным трудно добывать пищу. Давайте попробуем их накормить. Дидактическая игра : «Накорми животное »

В мешочке находятся : мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д. Дети достают пищу для зверей, называя, для кого она и угощают.

Воспитатель : молодцы, ребята, вы хорошо накормили зверей, садитесь на свои места.

Воспитатель : ребята, лесовичок прислал нам так много всего интересного, что хочется и ему какой –то подарок отправить. А давайте закончим свою картину о зиме. У нас нарисованы звери наших лесов, а мы их раскрашивать не будем, а поможем им стать пушистыми :

Белку посыпем пшеном, зайца – манкой, волка – чаем и свои работы пошлем Лесовичку. Он будет очень рад.

Воспитатель : все животные двигаются , дышат, питаются, размножаются и растут. Они живые. Помните об этом, ребята! Любите и не обижайте животных !

Ознакомление с окружающим миром

Тема : «Жизнь диких животных зимой»
Цель : формирование знаний о жизни диких животных зимой.
Образовательная: познакомить и обобщить знания детей о жизни диких животных зимой; систематизировать и обогатить знание детей о природных связях;
формировать представления о роли человека в жизни животных в лесу зимой.
Развивающая : развивать внимание, мышление, память,
Воспитывающая : воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
Оборудование: иллюстрации - медведь, лиса. заяц, лось, белка; магнитофон, проектор, презентация, трафареты-заготовки животных, ножницы, цветные карандаши, листы бумаги, снежинки – бумажные (большие и маленькие) и пластмассовые.

Ход занятия:
1. Организационный момент
- Добрый день, ребята! Сегодня к нам на урок у к нам пришёл старичок Лесовичок,давайте поздороваемся! (Сәлеметсіз бе?!)

Звонкая погода, снега кутерьма
Это время года – мы зовём …
(Зима).Как будет на казахском языке? (қыс )(слайд 1)

Итак, сейчас у нас прекрасное и холодное время года – зима. А какие зимние месяца вы знаете? Какой сейчас у нас месяц? (декабрь), (слайд 2).

Декабрь- это начало зимы. Выпадает снег, наступают морозы, на речке и озере всё сковывает льдом.
А какой праздник в декабре, когда все наряжают ёлку и приходит Дед Мороз? (Новый Год)
А следующий месяц какой? (январь). (слайд 3).

Январь - середина зимы, в этом месяце самые сильные морозы.
Какой третий, последний месяц зимы? (февраль). (слайд 4).

В феврале дуют очень сильные ветра, много метелей и вьюг, но иногда уже начинает немножко пригревать солнышко.
Какие признаки зимы вы знаете? (идёт снег, мороз, холод, озёра и реки покрываются льдом, день короткий, а ночь длинная).
Да, ребята, зимой, очень холодно. И не только нам - людям, но и животным – холодно и голодно. Сегодня мы с вами узнаем, как некоторые животные готовятся к зиме, чем они питаются, а кто из них ещё и спит зимой.
Старичок Лесовичок пришёл к нам не один, а со своими друзьями. А с кем именно, вы узнаете, если отгадаете загадку.
В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мед,
Лапу зиму всю сосет.
Может громко зареветь,
А зовут его….(Медведь) Как будет на казахском языке?(Аю)
А что вы знаете о медведе? (ответы детей).
Какой он? (большой, мохнатый и т.д) (показ на иллюстрации)

2. Зимний сон медведей.
- Все медведи осенью занимаются подземным строительством, медведи знают все секреты строительного мастерства.
Как только начинают лить проливные дожди, и холодает, молодые медведи отыскивают яму под поваленным деревом, сгребают туда листья, выстилают травой, сухим папоротником и устраивают себе берлогу. Медведи очень хорошо знают, какая будет зима, холодная или мягкая. Они забираются в берлогу задом наперед,чтобы заделать за собой вход и переждать тяжелое время. Вскоре они погружаются в очень долгий сон, который длится не одну ночь, а все три зимних месяца. (Слайд 5)

Ребята, вы когда- нибудь слышали такое выражение: «Медведь лапу сосёт»? (ответы детей).
- На самом деле со ступней сходит грубая кожа. А молодая кожа нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Он её так согревает!
Зимой медведица рожает 2-3 медвежат, они маленькие, примерно с мою ладошку. Она очень заботливая мама. Кормит их медведица своим молоком, чистит их шерсть, а потом все они засыпают.
- Ребята, а есть ещё белые медведи. Они живут на далёком Северном полюсе, на зиму спать не ложатся: им холода не страшны. Но берлоги тоже умеют строить. Они прорывают под снегом пещеры, где нянчат своих детенышей. (иллюстрация )

3. Старичок Лесовичок старенький и устал с дороги, давайте посидим на диване и отдохнём вместе с ним.

Физкультминутка. «На диване»
4. - Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
- Кто это? (белка) Как будет на казахском языке? (тиін)
(показ иллюстраций)



А что вы знаете о белочке? (ответы детей)
А посмотрите на картинку - какая она? (маленькая, ушки - кисточками, пушистая коричневая шёрстка, красивый пушистый хвостик)
Обратите внимание – белка летом рыжая, а к зиме становится серой (слайд 5).
- К зиме белка утепляет свое гнездо, которое служит надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо свое строит белка в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы белки по лесу не бегают, в гнезда прячутся. Белка запасает орехи, самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью сушит сама. Надкусит грибок – вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков насушит за лето. В зоне хвойных лесов кормом ей служат семена ели. Сосны, пихты. Когда шишек нет, то она питается прошлогодними шишками.

5.- За деревьями, кустами,
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнула, пробежала –
Нет ни дыма, ни пожара.
- Что за зверь? (лиса ) А как будет на казахском языке? ( түлкі)
А что вы знаете о лисе? (ответы детей)
А посмотрите- какая она? (рыжая, длинный пушистый хвост, носик длинный вытянутый).

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается и хватает острыми зубами. У лисы очень хороший нюх. По запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Этот «танец» называется –мышкование.

За один день лиса ловит около 40 мышей! Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
6.Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета. (Заяц) А как будет на казахском языке?(Қоян )
Какого цвета шубка зайца для зимы? (белого). А летом? (серого ). (слайд 6).


Шубки некоторых животных меняется из- за того, что они линяют. К зиме у них вырастает подшёрсток, меняется окраска. Линька у животных происходит осенью и весной.
Белая шубка зимой, помогает зайцу спасаться от врагов. А что вы знаете о зайцах? (ответы детей ) А какой он? (длинные ушки, белая шёрстка).
- А чем же питаются зайцы? (Ответы детей)
- Зайцы питаются корой и ветками деревьев, кустарников. А любимое лакомство зайца- это кора осины.

Про зайца говорят, что он очень внимательный, наблюдательный и шустрый. Он очень быстро убегает от своих врагов. Его сложно догнать.

7. Практическая часть. Я раздам вам раскраски с изображением животных, а вы их должны раскрасить в нужный цвет. Если белочка, то каким цветом? (коричневым ). Если зайчик – то голубым, если лисичка – оранжевым или жёлтым, если медведь – коричневым (сопровождение музыки «Звуки природы зимой» во время самостоятельной работы).

В лесу работают лесники. Когда в лесу появляются лесорубы, охотники и прочие желающие получить от леса нечто большее, чем свежий воздух, лесник проверяет их документы: право на вырубку, охоту, выпас скота и т.п.
Также он следит за тем, чтобы в жаркое время никто не разводил огня. Если кто-то нарушает правила, лесник вправе его задержать. В некоторых случаях он ограничивается внушением: многим людям достаточно просто объяснить, почему не нужно рвать краснокнижные цветы и чем опасна брошенная среди мха стеклянная бутылка. (Бутылка не только замусоривает лес, но и способна вызвать пожар, потому что действует как линза.) Лесни́к - работник государственной лесной охраны, ему выдаётся паспорт участка, может выдаваться охотничье оружие. На должность лесника принимаются лица, прошедшие подготовку в лесной школе, колледже, техникуме или на специальных курсах.

В лесах животных подкармливают лесники. Они ставят кормушки для животных и кладут в них сено, соль. Подкармливают и других животных. Для зайцев ещё летом запасают веники с молодыми листьями, сушёные веточки малины.

8. Старичок Лесовичок торопится в лес. Давайте поможем ему собрать всех животных.

Игра «Кто где живёт» (медведь, белка, заяц, лиса)
На доске – макет леса. На макете - берлога, нора, гнездо, дупло, дерево - определить какие из животных где живут.

На память о нашей встрече, старичок Лесовичок дарит нам частичку своего доброго сердца!
9. Подведение итогов занятия.
Ребята, а как люди должны вести себя в лесу?
А что вы знаете о работе лесника?

Что такое мышкование?

Что такое линька?

К какой группе животных относятся наши гости?

Лесная тень, лесная тишь,
Полным-полно чудес,
Ты перед сказкою стоишь,
А сказка эта – лес.
Ты эту сказку сохрани,
Люби, жалей и береги!
На этом наше занятие подошло к концу.

Ирина Денисенко

Конспект занятия тема «Жизнь диких животных зимой » (средняя группа ) .

Воспитатель : Денисенко Ирина Николаевна.

Образовательная область : «Познавательное развитие » ; формирование целостной картины мира.

Педагогическая цель : формировать представление о том что, дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий; развивать доказательную речь , логическое мышление, воображение, мелкую моторику; воспитывать понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно; пробуждать интерес к изучению природы, к наблюдению за повадками животных и птиц .

Целевые ориентиры : активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, устойчивый интерес к различным видам детской деятельности.

Виды деятельности : игровая, познавательно- исследовательская , речевая, двигательная, коммуникативная.

Средства реализации : фотографии и рисунки, показывающие диких животных , картины зимнего леса.

Ход занятия.

Ребята, давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.

Чтобы узнать много интересного на нашем занятии , нужно быть внимательными, не выкрикивать с места, поднимать руку, слушать друг друга.

- Отгадайте загадки :

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Кто из вас был в зимнем лесу? Давайте вместе отправимся в зимний лес, чтобы узнать, как живут дикие животные в это время года . Закройте глаза и повторяйте хором за мной волшебные слова :

Раз, два, три повернись,

На лесной опушке окажись.

Открывает картинки с изображением зимнего леса, просит детей открыть глаза.

В лес пришла зима и жизнь лесных зверей изменилась. У каждого животного свой характер , давайте расскажем об этом.

Дидактическое упражнение «Кто какой?»

Дети стоят полукругом, воспитатель бросает мяч, а дети продолжают предложение начатое воспитателем.

Злой, как… волк

Трусливый, как… заяц

Косолапый, как…. медведь

Хитрая, как… лиса

Зубастый, как…. волк

Прыгучая, как…. белка

Колючий, как…. еж

Неуклюжий, как…. медведь

Рыжая, как…. лиса

Ребята кого же мы сможем встретить в зимнем лесу? Отгадайте загадку :

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам :

Он в шубке серенькой зимой ,

А в рыжей шубке- летом. (Белка)

Показ картинки белка.

Почему зимой белочка меняет цвет шубки? Да, для того чтобы легче было прятаться от врагов, например от ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно- серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей. Беличья шубка не только меняет цвет она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы : еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.

Белочка- большая труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете что еще? Конечно, припасы которыми она питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках- в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится .

А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме? Правильно, заяц. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет : сначала белым становится хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать : обгладывать кору упавших деревьев

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода- кора.

Пальчиковая игра «Зайчики» .

Жил был зайчик (хлопают в ладоши)

Длинные ушки (показать ушки)

Отморозил зайчик (сжимают и разжимают пальцы)

Носик на опушке (трем носик)

Отморозил хвостик (трем копчик)

И поехал греться к ребятишкам в гости (крутим изображая руль)

Там тепло и тихо (разводят руки )

Волка нет (грозят пальцем)

И дают морковку на обед (гладят живот )

У зайца много врагов в лесу. Отгадайте загадки :

Какой зверь опасный

Ходит в шубке красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает? (лиса)

На овчарку он похож :

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (волк)

Показ картинок.

Лиса тоже к зиме готовится. Зимой на ее лапах отрастает густая шерсть, чтобы не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся.

Ребята каких животных зимой в лесу не встретишь ? Отгадайте загадки :

Между сосен, между елок

Бродит тысяча иголок

Но не сделать ни стежка-

Все иголки без ушка! (еж)

Ребята посмотрите что у меня есть :

Массаж рук «Колючий шарик»

Мы нашли колючий шарик

Нам его не удержать

Шарик крутится в ладошках,

Шарик хочет убежать (дети крутят массажные шарики)

Шарик наш живой и теплый ,

На кого же он похож? (смотрят на шарик держа его в ладошках)

Прыгнул шарик на дорожку-

Оказалось это еж! (дети опускают руки и шарики катятся на пол) .

Ребята кого мы еще не встретим зимой в лесу ? Послушайте загадку и узнаете.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

Ежи и медведи зимой впадают в спячку . Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о теплом доме для себя : еж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой; медведь- в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.

Воспитатель проводит дидактическую игру «Животные и их детеныши » .

Как называются дикие животные наших лесов и их детеныши? Я называю животных , а вы должны назвать их детенышей в единственном и множественном числе.

Белка - …. бельчонок, бельчата.

Заяц - …. зайчонок, зайчата (как называют маму зайчат)

Лиса - … лисенок, лисята (кто папа в лисьем семействе)

Волк - …. волчонок, волчата (как называют маму в волчьем семействе)

Медведь - … медвежонок, медвежата (кто мама у медвежат)

Еж - …. Ежонок, ежата (как называют маму у ежат)

Проводит игру «Четвертый лишний» детям предлагается исключить из перечисленных четырех слов то, которое они считают лишним. Игра проводится без опоры на наглядные пособия.

Медведь, волк, лиса, заяц (медведь единственный впадает в спячку)

Кошка, медведь, заяц, белка (кошка домашнее животное , все остальные дикие )

Белка, сова, лиса, волк (сова птица, все остальные звери)

Волчонок, заяц, медведь, белка (волчонок детеныш, а все остальные взрослые животные ) .

Ребята в зимний лес мы сходили пора возвращаться в группу , там вас ждет сюрприз : Раз, два, три, повернись

В детском саду окажись.

Посмотрите что у меня есть, капсулы от киндер сюрприза. В каких животных их можно превратить ? Добавим глазки, носик, длинные ушки, четыре лапки и перед вами зайчонок.

Предлагаю каждому ребенку взять капсулу и превратить ее в животное . Своих животных мы поселим в наш зимний лес (макет) . В процессе работы воспитатель помогает детям, если они испытывают затруднения.

Благодарит детей и хвалит их за старание.






муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная школа №58»

Конспект занятия по развитию устной речи

Тема «Путешествие в зимний лес. Жизнь диких животных зимой»

Разработала:

учитель начальных классов

Данилова Юлия Сергеевна

Дата проведения: 16.01.2017

Новокузнецк, 2017 год

Тема: Путешествие в зимний лес. Жизнь диких животных зимой.

Цель: Знакомить детей с жизнью леса в зимнее время; закрепление представлений о зиме и ее приметах;

Задачи:

Образовательные: Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Зима»; закрепить и расширить кругозор детей о времени года – «Зима»; расширить детей о диких животных, их повадках и образе жизни.

Коррекционно – развивающие: Развивать речь детей, умение отвечать на поставленные вопросы, развивать память, внимание, творческое воображение.

Воспитательная: Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Методы обучения: наглядные, словесные практические.

Оборудование: компьютер, презентация по теме урока, иллюстрация зимнего леса, иллюстрации животных, разрезные картинки животных, карточки для раскрашивания.

Ход урока:

I. Организационный момент

Учитель: Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох.)

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Сейчас на улице зима

Наступили холода.

Но нам морозы нипочем.

С вами мы гулять пойдем.

Учитель : Ребята, сегодня на уроке по развитию устной речи мы отправимся с вами путешествовать по зимнему лесу, в лесу мы с вами встретим много – много диких животных, будем учиться распознавать, где, чьи следы.

III . Работа по теме урока

Учитель: Ну, вот мы и прибыли в зимний лес, посмотрите, в какой красивый лес мы попали. Зимой лес выглядит сказочно.

Учитель: Сказочно красив зимний лес! Мир спокойствия и особой тишины. Кругом все бело. Все ветки прикрыты снегом, и на еловых лапах лежит снег. Если задеть ветку, снег может осыпаться. Он так и сверкает разноцветными искрами!

Ребята, лес какой-то не такой? Кого-то не хватает?

Видны следы лесных зверей. Они не умеют читать и писать. Они оставляют следы на снегу, похожие на палочки, крестики, пятнышки. По следам жителей леса можно прочесть целый рассказ.

-А сейчас, я предлагаю вам немного согреться и выполнить упражнение. Повторяйте за мной.

IV . Физкультминутка.

Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Мы поляночку найдём
И немного отдохнём.

А теперь, дети, давайте посмотрим на снежное покрывало. Что вы видите?

(Звучит музыка из мультфильма «Маша и медведь)

Кто здесь пробегал, мы узнаем, посмотрев на следы и отгадав загадки.

Чьи это следы? Как вы думаете?

Давайте проверим.

Загадки о животных:

«Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу»

Кто это? (белка)

Что она умеет делать? (прыгать с ветки на ветку)

Ребята, как вы думаете, что помогает белке так ловко прыгать? (хвост)

Правильно, это хвост. Он пушистый, словно маленький парашют и именно он помогает ей прыгать с ветки на ветку.

К зиме она подготовила не только теплое дупло.

А вы знаете, что ещё приготовила белочка на зиму?

Она летом и осенью готовит себе припасы на зиму: собирает орешки и жёлуди, сушит грибы и всё это хранит в специальных кладовочках – пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А ещё она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами.

«Он в шубке беленькой зимой,

а в серой шубке летом».

Правильно, заяц. Летом он был серым, а зиме постепенно белеет: сначала становиться белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока.

Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка?

А вот следы главных врагов зайчишки:

«Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, в деревне кур крадёт» . (Лиса)

Как лиса готовится к зиме?

Зимой на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

- Как вы думаете? А это чьи это следы?

Давайте проверим.

«Кто зимой холодной,

ходит злой, голодный»! (Волк)

Ребята, а вы знаете, как волк приготовился к зиме?

Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её.

Ребята, сейчас мы поиграем в игру Животные и их детёныши”.

Я предлагаю вам вспомнить, как называются животные наших лесов и их детёныши.

Я называю животных, вы должны назвать их детёнышей.

Белка – бельчонок.

Заяц – зайчонок. (Как называют маму зайчат?)

Лиса – лисёнок. (Кто папа в лисьем семействе?)

Волк – волчонок. (Как называют маму в волчьем семействе?)

Медведь – медвежонок. (Кто мама у медвежат?)

Ёж – ёжонок. (Как называют маму ежат?)

- Молодцы, ребята! А сейчас, приготовили ваши ручки и пальчики, смотрим на меня и повторяем движения:

Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.
(«идут» по столу указательным и средним пальцами)

Бабу снежную лепили,
(«лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,
(«крошат хлебушек» всеми пальцами)

С горки мы потом катались,
(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.
(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.
(отряхивают ладошки)

Съели суп, и спать легли.
(движения воображаемой ложкой; руки под щеку)

Игра «Собери картинку»

- Каждому я дам разрезанную картинку, а вы должны их собрать и назвать зверя.

(Раздаю картинки медведя, лисы, зайца, белки и волка)

Как вы думаете, как живётся зимой в лесу зверям – хорошо или плохо?

Правильно, холодно и голодно зверям в лесу зимой.

Поэтому в нашей стране есть такая профессия – лесник, работники которой заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей – кормушки с сеном.

Давайте и мы поможем зверям в это холодное и голодное время.

Наденем зверям шубки каждому свою.

(Раскрашивание зверей).

А теперь поселим ваших животных в наш зимний лес.

V. Итог урока

Учитель: Какое у вас настроение, дети? Понравилось ли вам путешествие?

Учитель: О чем мы с вами говорили?

Учитель: Что вы узнали нового?

Ответы детей.

Учитель: А сейчас все дружно и хорошим настроением возвращаемся в класс.

Конспект НОД в средней группе по теме"Дикие животные зимой."

Автор: Баскакова Людмила Павловна,воспитатель МДОБУ детский сад комбинированного вида
"Теремок"г. Сибай.

Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной
деятельности для детей средней группы по теме"Дикие животные зимой. "Данный материал
будет полезен воспитателям средней группы. Это конспект познавательного занятия,
направленного на воспитание бережного и заботливого отношения к лесным обитателям и развитие интереса к миру природы,любознательности у детей данного возраста.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме
"Дикие животные зимой."

Интеграция образовательных областей: "Познание","Коммуникация","Социализация","Чтение художественной литературы."
Цель: Продолжать формировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных,их повадках, внешнем виде,цепочках питания,образе жизни в зимний период.
Развивающие: Развивать внимание,память,логическое мышление,наблюдательность.
Речевые: Развивать связную речь,обогащать словарь детей:егерь,медведь-шатун,логово.
Воспитательные: Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и её обитателям.
Демонстрационный материал: мягкие модули для имитации берлоги; деревья: березки, ёлочки;
нарисованные следы животных:зайца,лисы,волка,белки,лося;звуковые эффекты(вой волков,сопение медведя);набор предметов для игры:шишки, грибы,капуста,морковь,пучок сена,зерно,орехи и. т. д.); набор картинок "Дикие животные леса",кормушка с сеном и
зерном, мягкие игрушки: белый заяц, белка, лиса.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о природе, чтение сказок о животных, отгадывание загадок, рисование лесных обитателей, беседы о правилах поведения на природе.
Методические приёмы: беседа-диалог, рассказ, рассматривание,физминутка,слушание звукозаписи.

(Дети сидят полукругом на стульчиках)
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:Снег на полях,лёд на реках,вьюга гуляет,
когда это бывает?
Дети: Зимой.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Зима.
Воспитатель: Назовите приметы зимы.
Дети: Снег,вьюга,холодный ветер,мороз,водоемы покрываются льдом,некоторые животные меняют цвет шубки,вырастает теплая,зимняя шерстка,некоторые животные ложатся в спячку.
Воспитатель: А как люди готовятся к зиме? Какую одежду носят? Давайте и мы с вами
оденемся потеплее и отправимся на экскурсию в зимний лес.А на чем можно добраться в
зимой до леса? (ответы детей) А мы с вами будем добираться на лыжах.(Дети вместе с
воспитателем имитируют одевание и ходьбу на лыжах).Ребята,давайте вспомним как нужно вести себя в лесу. Закрепляем правила(не шуметь,не ломать веток....) Пока идем на лыжах
вспоминаем как называют животных,которые живут в лесу? (дикие)
Воспитатель: Ну,вот и пришли.Посмотрите какая красота кругом:деревья стоят в снежном убранстве,кругом все бело,тишина в лесу...(подходим к месту,где следы лисы)
-Ребята,чьи это следы?


Дети: Лисы.
Воспитатель: Давайте,ребята, посмотрим где живет лиса.(Из норы видно лису.Беседа о лисе).Лиса-это хищница,очень хитрая.У нее пушистая,рыжая шерстка и длинный пушистый хвост.
Им она заметает свои следы на снегу.Лиса слышит писк мышей под снегом,раскапывает снег и ловит мышей.Ещё лиса гоняется за зайцами.Живет в норе.(Примерно такой рассказ составляют дети вместе с воспитателем). Как лиса ходит?
Дети: Петляет.
Воспитатель: Давайте,назовем всех членов семьи лис.
Дети: Папа-лис,мама-лиса,детеныш-лисёнок,а много-лисят.
Воспитатель: В каких сказках встречается нам лиса?
дети: "Лиса и волк","Заюшкина избушка","Лисичка со скалочкой","Кот,лиса и петух"...
(передвигаемся дальше)
Воспитатель: Ой,ребята,посмотрите здесь опять чьи-то следы?!


Дети: Следы зайца. Заячьи следы.
(ищем по следам зайца).
Воспитатель: Смотрите,вон под кустом сидит заяц. Какой он? Почему?(беседа о зайце)
Заяц белый.У него длинные уши,быстрые длинные ноги.Он меняет шубку 2 раза в год.Летом - серый,зимой-белый.Для того,чтобы на снегу быть незаметнее для хищников.Зимой питается
корой деревьев.Зайчонок рождается меньше ладошки,но уже через 3 дня он ловко прыгает и бегает. А в сказках зайка какой?
Дети: Трусливый,всего боится.
Воспитатель: Давайте,дети,составим цепочку заячьей семьи.Папа-заяц,мама-зайчиха,
детеныш-зайчонок,много-зайчат.

Подвижная игра"Лиса и зайцы." Дети в кругу держатся за руки.Они деревья.Один ребенок-лиса,другой-заяц.Лиса гоняется за зайцем,а деревья мешают ветками(руками)лисе.
(Слышится вой волков-звукозапись).
Воспитатель: Что это,дети?
Дети: Это воют волки.
Воспитатель: Вот поэтому зайка спрятался под кустом.Он лису,да волков напугался.Смотрите,дети,тихо,а то волки придут сюда.Видите вон следы волков.Они по лесу рыщут,свою добычу ищут.(Беседа о волках).
Волк к зиме не меняет цвета шубы,но она становится гуще и теплее.Живут волки в норах,которые называются-логово. По ночам они часто воют.Охотятся волки стаями на больных и слабых животных.
Составим цепочку семейства волков.Папа-волк,мама-волчица,детеныш-волчонок,много-
волчат,волков.

-В каких сказках мы встречаем волка?
Дети: "Красная шапочка","Волк и лиса","Три поросенка","Волк и семеро козлят"....
Воспитатель: Во всех сказках волк одинаковый?
Дети: Нет.В одних-злой,в других глупый,доверчивый...
Воспитатель: Ну,что же,пойдем дальше пока волков не встретили.
(идем к дереву с дуплом белочки)
Воспитатель: Ребята,что это на снегу лежит?
Дети: Шишки,грибы.
Воспитатель: Откуда зимой в лесу грибы? Может быть их кто-то потерял?


Дети: Это белка.
Воспитатель: Подойдем поближе и посмотрим.Действительно здесь жилище белки.Как называется домик белки?
Дети: Дупло.(из дупла виднеется белка)
Воспитатель: Правильно.(беседа о белках)Белка-маленький,рыжий,безобидный
зверек.Она ловко прыгает по веткам.Белки на зиму делают запасы:ягоды, грибы, орехи.
Белок можно приручить и тогда они могут брать еду прямо с рук человека.
Составим цепочку семейства белок.Папа-белка,мама-белка,детеныш-бельчонок,много-
белок.
Ну что,не будем беспокоить белок и пойдем дальше.Ой,а это что? (стоит кормушка с сеном и зерном).
Дети: Здесь сено, зерно.
Воспитатель: А как они попали в лес и для кого? Да здесь и следы какие-то интересные.Как думаете чьи?


Дети: Следы лосей.
Воспитатель: Правильно.Это лоси ходили.а сено кто положил им?
Дети: Люди.Чтобы лоси не умерли с голода.
Воспитатель: Молодцы!А людей,которые помогают выжить лосям в холодное время года называют-лесники,егери.(Беседа о лосях).Лоси-это крупные копытные (на ногах копыта)животные.Они питаются веточками и корой деревьев.Они ходят по глубокому снегу,
поэтому часто становятся добычей волков. Составим цепочку семейства лосей.
Папа-лось,мама-лосиха,детеныш-лосенок,много-лосей.
-Пойдем дальше,дети.Смотрите какая большая куча снега.Кто нагреб её здесь?
(звукозапись-сопение-храп медведя)
Воспитатель: Дети,слышите,что это? Кто-то сопит.Как вы думаете кто здесь спит?
Дети: Медведь в берлоге спит.
Воспитатель: Правильно,молодцы! Здесь берлога медведя.(Беседа о медведе).Медведь-
это крупный лесной зверь.У него теплая,бурая шерсть.К зиме он запасает под шкурой много жира.Медведь спит всю зиму.Ничего не ест.Зимой у медведицы появляется маленький медвежонок.Всю зиму он питается маминым молоком,а весной вместе с мамой выходит из берлоги.Если нечаянно разбудить медведя во время спячки,то он будет бродить по лесу очень злой.В это время он очень опасен.Такого медведя называют-ШАТУН. А кто еще спит зимой?
Дети: Барсук,еж.
Воспитатель: Ну,чтобы не разбудить медведя отойдем от берлоги подальше и погреемся
немного,а то на улице холодно.

Физминутка.

Раз,два (присядка,руки на пояс)
Это заячья зарядка,ушки на макушке.
А лисята как проснутся (ладошки в кулачки и потираем глаза)
Любят долго потянуться.(потягиваемся)
Обязательно зевнуть (имитация зевания)
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата-спину выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну,а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
С зайкой вместе долго топчется на месте.

Воспитатель: Ну,что же,дети,пора нам возвращаться в детский сад.Не будем тревожить лесных зверей.(возвращаемся имитируя езду на лыжах).
(Дети садятся на стульчики, сняв теплые вещи)
Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия.А чтобы не забыть кого мы повстречали в лесу,сейчас отгадаем загадки и подберем картинки к отгадкам.(дети вывешивают картинки зверей на доску).







- Лапу кто зимой сосет?А еще он любит мед,может громко зареветь,а зовут его...?(медведь)

Маленький,рыжий зверек,по веткам прыг-скок.(белка)

По полю скачет,ушки прячет.Встанет столбом,ушки торчком.(заяц)

Кто осенью холодной ходит злой,голодный? (волк)

Хвост пушистый,мех золотистый.В лесу живет,в деревне кур крадет.(лиса)

Трав копытами касаясь,ходит по лесу красавец,ходит смело и легко,рога раскинув широко.
(лось)

Воспитатель: Молодцы!Всех лесных зверей правильно назвали и узнали.А теперь
поиграем еще в одну игру"Кто что ест?" (волшебный мешочек с предметами еды для диких
зверей)Опускаем руку в волшебный мешочек,достаем предмет и говорим кто это ест.

Воспитатель: Молодцы!Вот и подошло занятие к концу.Спасибо за работу!Можете продолжить знакомство с лесными зверями дальше.Предлагаю вам поиграть за столиками в настольные игры.(на столах предложены разные игры по данной тематике).