Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста "звук и буква " - конспекты занятий - каталог статей - логопед дома. Логопедическое занятие "звук и буква "щщ""

  1. Уточнение артикуляции звука [щ], ориентиры для написания букв Щ щ.
  2. Развитие фонематического восприятия.
  3. Развитие звуко-слогового анализа слов.
  4. Развитие связной речи.
  5. Развитие просодии.
  6. Закрепление правописания правила ЩА-ЩУ.
  7. Развитие функции словоизменения.
  8. Развитие мелкой моторики.
  9. Развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления.

Оборудование: магнитная доска, предметные картинки, цветные карандаши, ручки, листы с заданиями, зеркала, карточки со знаками препинания, таблицы с правилами, мультимедийное оборудование.

I. Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация.

– Дорогие ребята, давайте поздороваемся!

"Здравствуйте" – ты скажешь человеку.
"Здравствуй!" – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

– Сегодня нас ждет много интересной работы. Мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.
– Покажите свое настроение в начале урока. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Молодцы! А теперь начнем работать. Сядьте ровно, руки положите перед собой.

II. Сообщение темы занятия.

Отгадайте загадку.

– Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец.
Кто же этот молодец? (Емеля.) (Изображение Емели вывешивается на доску.)

– Знаком ли вам этот сказочный герой?
– Из какой он сказки?
– Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?
– Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду? Какие волшебные слова сказала Щука Емеле?
– Попросим и мы щуку исполнить наше желание. По щучьему велению, по нашему хотению! Пусть познакомит она нас с новым звуком и буквой. Вы уже догадались, с каким? Если нет, то произнесите слово щука , выделяя каждый звук. [Щ]-[У]-[К]-[А].
– С какого звука начинается слова щука? (Со звука [щ]).
– Тема нашего занятия “Звук [щ]. Буквы Щщ”.

III. Артикуляционная и акустическая характеристика звука[щ].

1. Характеристика звука.

Посмотрите на картинку. (Показ картинки-символа “Щетка”.)

Щетка чистим вещи: Щ-Щ-Щ.

– Итак, звук [щ] – губы – рупором, кончик языка – прижат к нижним зубам, выдыхаемый воздух – теплый. Посмотри правильность выполнения движений в зеркало.
– Давайте дадим характеристику звука Щ. Можем мы пропеть звук Щ?

Он согласный или гласный? Звонкий или глухой? (Дети кладут рука на горло.) Твердый или мягкий?

– Согласный звук Щ – глухой, всегда мягкий. Обозначается буквой Ща. (Показ буквы.)
– Выложите букву Щ из палочек.
– На что похожа буква Щ? (На расческу.)

На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!

2. Развитие фонематического восприятия.

– Сейчас щука проверит, как вы внимательно умеете слушать. Я буду произносить слова, а вы хлопните тогда, когда услышите в слове звук Щ:

щи, чулок, щенок, цирк, плащ, ищу, шапка, часы, лещ. (Дети определяют позицию звука в слове, рот логопеда закрыт экраном.)

IV. Связь с буквой.

– По щучьему велению, по моему хотению, покажи нам щука, как правильно пишется печатная буква Щ. (Показ буквы на экране проектора.)
– Возьмите лист и зеленый карандаш и напечатайте 3 заглавные буквы Щ. (Правила посадки.)
– Почему мы печатаем букву Щ зеленым карандашом?
– Найдите самую красивую букву, поставьте красную точку и напечатайте еще одну точно такую же.
– Для чего нужна заглавная буква Щ?
– Сейчас посмотрите, как правильно написать маленькую печатную букву Щ.

(Показ буквы на экране проектора.)

– Возьмите зеленый карандаш и напечатайте маленькую букву Щ. Найдите самую красивую букву, поставьте красную точку и напечатайте еще одну точно такую же. (Правила посадки.)

V. Чтение слоговой таблицы.

– Найдите на листе задание 2. Давайте прочитаем слоги с буквой Щ. По щучьему велению, по моему хотению прочитайте все слоги правильно, без ошибок! (Дети читают по цепочке.)

– Хором прочитаем все слоги!

VI. Физкультминутка.

– Давайте отдохнем, и снова поможет нам в этом щука. (Показ движений соответственно содержанию каждой строки.)

Щука в озере жила,
Червячка с крючка сняла.
Наварила щука щей,
Пригласила трех ершей.
Говорили всем ерши,
Щи у щуки хороши!

VII . Звуко-буквенный анализ слов.

– По щучьему велению, по нашему хотению!
– Делаем схему слова лещи , внимание на экран.

  1. Делим слово на слоги ле-щи? (Картинка № 2.)
  2. Сколько в этом слове слогов? (Картинка № 2.)
  3. Назовите первый слог ле
  4. Слог закончился, отделяем вертикальной чертой.
  5. Назовите второй слог щи – это слог-слияние с мягким согласным, обозначаем прямоугольником зелено-красного цвета.
  6. Ставим ударение. На какой слог падает ударение? На второй слог, на гласную и .

– Делаем схему слова овощи , внимание на экран. (Аналогично.)

VIII. Развитие просодии.

– А теперь скороговорка про щуку. (Прикрепить на доску карточки со знаками препинания. ? !)
– Внимательно послушайте скороговорку: “Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу”.
– Что я сказала? Что поставим в конце предложения?
– А теперь давайте произнесем эту скороговорку с вопросительной интонацией: “Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу?”
– Какой знак мы поставим в конце этого предложения? Вопросительный знак, так как предложение содержит вопрос.
– А теперь давайте произнесем эту скороговорку с чувством радости: “Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу!”
– Какой знак мы поставим в конце этого предложения? Восклицательный знак, так как в предложении передается чувство радости.

IX. Развитие связанной речи.

– Ребята, нам щука приготовила сюрприз, по щучьему велению, по моему хотению покажи нам щука мультфильм про щенка (Просмотр м/ф).
– Кто такие щурята? Маленькие щуки.
– А теперь давайте по картинкам перескажем содержание мультфильма.

X. Физкультминутка – направленная на расширение словарного запаса, с помощью суффикса -ищ.

– Давайте отдохнем, повторяйте слова и движения за мной.

У нашего котищи
Вот такие глазищи!
У нашего котищи
Вот такие усищи!
У нашего котищи
Вот такие когтищи!

– Когда мы говорим слова ГЛАЗИЩИ, УСИЩИ, КОГТИЩИ?
– А сам котище, какой?

XI. Работа в тетради + орфограмм ща, щу.

– По щучьему велению, по моему хотенью, возьмите лист, сядьте ровно и внимательно посмотрите и послушайте, как правильно написать заглавную письменную букву Щ. (На доске наклонные линии, объяснение.)
– Возьмите ручку и напишите с помощью наклонного листа 3 письменные заглавные буквы Щ.

– Сейчас посмотрите, как правильно написать строчную письменную букву щ. (На доске наклонные линии, объяснение.)
– Найдите самую красивую букву, поставьте красную точку и напишите еще одну точно такую же.
– Молодцы! А сейчас Щука приготовила для вас игру: я вам буду показывать картинки, а вы должны будете записать только первую букву каждого слова.
– Какое слово у вас получилось? Что в нем особенного? (У детей получаются слова: роща, тащу.)
– Как пишутся эти слова?

(На доску вывешиваются карточки “Ща пиши с а! Щу пиши с у!”.)

XII. Домашнее задание.

– Дома вам надо отработать чтение слогов, повторить новые правила. А Щука за хорошую работу приготовила вам сюрприз – это лист-раскраска: дома раскрасьте букву Щ.

XIII. Рефлексия.

– Кто к нам приходил в гости на занятие?
– С каким звуком мы сегодня работали? Какой буквой на письме обозначаем звук [щ]?

–Красную рыбку в ведро положит тот ученик, который усвоил произношение звука [щ], запомнил написание буквы Щ, на письме не будет путать написание буквы Щ с другими буквами, а желтую рыбку положит тот ученик, которому еще надо поработать со звуком [щ] и с буквой Щ.

Звуком [щ] и буквой Щ,щ

Задачи урока:
1. Познакомить детей с новой буквой Щ,щ.
2. Выявить звук, который обозначает буква Щ.
3. Определить место буквы Щ в ряду согласных букв.
4. Развивать познавательный интерес.
5. Формирование интереса к родному языку как важнейшему средству речевого общения.

Ход занятия

I. Организационный момент:

Повернитесь к друг другу, подарите свои улыбки.

Спасибо! Ваши улыбки располагают к приятному общению.

Впереди вас ждет много нового и интересного. Будьте внимательны, активны, аккуратны.

Ребята, сегодня мы отправимся на поезде в далекое путешествие. Закройте глазки и в путь. (слайд 2)

Поезд прибыл, откройте глазки. Чтобы попасть в свой вагон, надо показать свои знания! Готовы!

Давайте вспомним все, что мы с вами изучили.

Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)

Чем они различаются? (Гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя. Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемый воздух не встречает во рту никаких преград)

Какие гласные обозначают мягкость согласных звуков? (Обозначают мягкость согласных звуков буквы: я, е, ё, и, ю)

Какие гласные обозначают твёрдость согласных звуков? (Обозначают твёрдость согласных звуков буквы: а, о, у, ы, э)

Что вы знаете про буквы я, е, ё, ю? (У этих букв бывает два звука, а бывает и один звук)

Когда у букв я, е, ё, ю два звука и какие? (У буквы я [й/а], е [й/э], ё [й/о], ю [й/у]. У букв я, е, е, ю два звука, когда они стоят в начале слова, после гласных, после разделительного твёрдого и мягкого знака)

Когда у букв я, е, ё, ю один звук и какой? (У буквы я [а], е [э], ё [о], ю [у], когда они стоят после согласных)

Молодцы, ребята! Теперь можем отправляться в сказочное путешествие!

III. Сообщение темы урока.

Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие в Королевство звуков и букв. (слайд 3)

А вот с какой буквой мы будем знакомиться, вы узнаете, отгадав загадку:

Он играет, громко лает,

Скуки он совсем не знает.

На пути сбивает с ног,

Шустрый, маленький … (щенок)

IV . Постановка цели урока:

Жил-был в Королевстве маленький щенок. Он все время грустил, потому что его имя заколдовала Королева звуков. Как ни старался щенок узнать и разгадать эту тайну, ничего не получалось. Ведь он был еще совсем маленький и задания Королевы ему не под силу. Вот он перед нами.

Ребята щенок просит нас о помощи. Вы согласны?

3. Артикуляционная и акустическая характеристика звука Щ.

Первое задание Королевы.

Перед вами картинки. Нужно определить, какой первый звук чаще встречается. (Звук [Щ].)

Звук [Щ] - согласный, глухой, всегда мягкий.

Этот звук является первым в имени щенка.

Щенок хочет познакомить нас с буквой, обозначающей этот звук.

На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну, что же?
Е.Тарлапан

Давайте возьмем ручку и напишем букву Щ в тетради.

4. Развитие фонематических процессов. Игра «Кто внимательный».

Я произношу слова, если вы слышите звук [щ’] , хлопайте в ладоши.

шептать щекотать щелкунчик

честный цапля шоколад зима

щипать щепка ящик щука

5. Чтение слогов – слияний.

ща щу щё ще щи

6. Развитие дикции.

Следующее задание королевы: повторите чистоговорки.

Ща-ща-ща - мы несем леща..
Щу-щу-щу - я грибы ищу.
Ещи-ещи-ещи - складываю вещи.
Ащ-ащ-ащ - купили новый плащ.
Орщ-орщ-орщ – мама варит борщ.
Щи-щи-щи – собирали овощи.

Ребята, вы справились, и щенок говорит нам следующий звук в имени: это звук [Э].

7. Физминутка.

Вы, наверное, устали, давайте отдохнем.

Закройте глаза, представьте, что вы вышли на улицу и видите высоко в небе солнце. Поднимите руки, мысленно поздоровайтесь с солнцем. Вы чувствуете тепло его лучей, оно пронизывает все ваше тело. Вам так хорошо! Тепло! Радостно! Вы наполняетесь силой знаний, светом солнца! Обменяйтесь энергией с солнцем… Потянитесь… Улыбнитесь… Откройте глаза. Мы в комнате. Но солнечное тепло, свет и знания остались с каждым из вас. Улыбнитесь!

8. Смысловое чтение

Ой, посмотрите, что здесь (назвать хором изображения: щётка, ящик, клещи, щенок)

Закройте глаза!(убираю щенка)

Кто исчез?(щенок)

Сейчас мы с вами прочитаем рассказ «Катин щенок»

Кате подарили щенка. Она принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из-под стола щётку и стал с ней играть.

А сейчас ответьте на вопросы:

    Кого подарили Кате?

    Куда посадила Катя щенка?

    Где уснул щенок?

    Что сделал щенок, когда проснулся?

    А какие слова на «щ» вы можете назвать ещё?

    1. Работа в паре: Игра « Наборщик» - придумать слова из букв слова «ТОВАРИЩИ»(на черновиках напечатайте, кто больше)

      Работа в группе: Игра « Собери слово».

На листах на шариках написаны буквы.

Собери буквы так, чтобы получилось слово. Составить звуковую схему.

Укща, яикщ, апщл (щука, ящик, плащ)

    Дополнительно: Развитие связной речи.

А вот и новое задание Королевы: “Доскажи словечко”. Королева очень любит ясную погоду, наши солнышки сегодня должны засиять. Перед вами желтые круги и прищепки. Назвав правильное слово, вы цепляете прищепку на круг.

    Письмо опускают в почтовый … (ящик).

    На огороде выросли сочные … (овощи).

    У собаки сынок - … (щенок).

    Емелины желания исполняла … (щука).

    Зубы чистят зубной … (щеткой).

    В Древние времена люди жили в … (пещере).

Нужное слово – картинка появится на экране

Итог занятия.

Мы приехали обратно. Какой звук и буква были первыми в имени щенка. (Звук и буква Щ). Вам понравилось наше путешествие? Почему? (Ответы детей).

На столе у вас карточки с изображением весёлого и грустного смайлик. Кому было интересно на уроке, если вы запомнили букву и звук, кому всё понравилось на уроке, кто не испытывал затруднений поднимите карточку с веселым смайликом. А кто испытывал трудности, чувствовал себя неуверенно, поднимите грустный смайлик

……. Дети оценивают свою работу.

Этап: Автоматизация звука Щ в слоге, слове, простой фразе.

Образовательная цель : закрепить умение правильно произносить звук Щ в слоге, слове, простой фразе; умение определять позицию звука Щ в слове; активизировать словарь по теме «Обувь»; формировать навыки звукового синтеза простого слога. Продолжать учить составлять предложение с указанным словом, проводить анализ простого предложения без предлога, составлять схему предложения, выделять слова со звуком Щ в предложении.

Коррекционно-развивающие цель : развивать слуховую память, фонематическое восприятие, координацию движений глаз, мелкую моторику.

Воспитательные задачи : формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля, формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение взаимодействовать в коллективе.

Материал : предметные картинки на звук Щ, предметные картинки с изображением обуви, схема слова и зелёные фишки (по количеству детей), экран, проектор, диск с электронной физкультминуткой «Танцы» и офтальмотренажёром Л.Г. Маско, костюм звука Щ, схема предложения (по числу детей), фонограмма инструментальной музыки.

Ход занятия :

1.Организационный момент. У каждого ребёнка на столе лежит предметная картинка (щука, щит, щётка, лещ). Дети называют картинки.

Какой звук есть во всех этих слова? (Звук Щ)

Правильно, сегодня к нам в гости пришёл звук Щ. (Входит звук Щ).

2. Изолированное произнесение звука Щ. Уточнение артикуляции звука Щ. Характеристика звука Щ. Д.У. «Чистим обувь».

Звук Щ просит помочь почистить обувь.

Каждый ребёнок выбирает предметную картинку с изображением обуви, называет предмет обуви. Имитируя движения щётки «Чистит» выбранную обувь.

Описание артикуляции звука Щ: Кончик языка поднимаем к передней части нёба (к альвеолам). В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давим на нёбо. Мышцы языка напрягаем.
Губы слегка выдвигаем вперёд и округляем.
Выдыхаемый воздух проходит посредине языка в образующуюся узкую щель; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая длительная струя воздуха.

Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой.

3. Звуковой синтез. Игра с мячом.

Звук Щ предлагает поиграть в мяч.

Логопед бросает мяч ребёнку и называет 2 звука, из которых нужно собрать слог:

Ы, Щ – ЫЩ; У, Щ – УЩ; И, Щ – ИЩ; Щ, А – ЩА; Щ, О – ЩО.

4. Автоматизация звука Щ в словах. Развитие слухового внимания и памяти.

Воспроизведение ряда из 3-4 слов со звуком Щ.

  • Щавель, щека, щель
  • Щепка, щенок, щит,
  • Щипать, щиток, щука, щупать
  • Пища, ямщик, плащ, овощ.

5. Определение позиции звука Щ в слове. Работа со схемой слова.

Д.И. «Собери грибы в корзинку».

Логопед предлагает детям собрать грибы в корзинку, с обратной стороны каждого гриба спрятано задание – предметная картинка, в названии которой есть звук Щ. Необходимо проанализировать, где находится звук Щ в предложенном слове и отметить положение звук Щ на схеме зелёной фишкой.

6. Гимнастика для глаз. Электронный офтальмотренажёр Л.Г. Маско.

Звук Щ покажет нам гимнастику для глаз.

7. Автоматизация звука Щ в предложениях. Анализ предложения. Составление схемы предложения.

Предложения:

  • Щегол звонко пел.
  • Катя любит овощи.
  • Утки щиплют зелень.
  • Хищная щука.
  • Маленький щенок.

8. Электронная физкультминутка «Танцы».

9. Развитие мелкой моторики.

Выкладывание буквы Щ из крупы (пшено, гречка, манка) на выбор ребёнка под музыку.

10. Подведение итога. Рефлексия.

Конспект урока по чтению в 1 «б» классе

Тема урока: Мягкий глухой согласный звук [Щ’], буквы Щ, щ.

Цель: Закрепить знания о букве Щ и звуке [Щ’]

Задачи:

    Образовательная: Закрепить умение находить букву Щ в словах и вычленять звук [Щ’] из звучащей речи.

    Развивающая: Развивать фонематический слух, навыки чтения, внимание, мышление, речь.

    Воспитывающая: Воспитывать мотивацию к учению на основе разнообразных форм работы

Тип урока: Урок закрепление

Планируемые результаты:

    Личностные: Основа для развития творческого воображения, интереса к чтению, мотивации обращения к книге.

    Регулятивные: Осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.

    Познавательные: Работать с учебником, ориентироваться в нем с помощью значков. Ориентироваться в речевом потоке.

    Коммуникативные: Использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. Понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников.

Оборудование: Учебник, интерактивная доска, презентация, наглядные пособия (карточки букв, звукобуквенные схемы), щука и чешуйки.

Ход урока:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг. момент

1 минута

С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

Садитесь! Меня зовут Наталья Андреевна, сегодня я проведу у вас урок чтения!

Приветствуют учителя.

Актуализация

Работа с лентой букв

8 минут

Отгадайте загадку.

Вроде ёжика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит –

И одежда чище.

(Щётка для одежды)

Что это?

В слове Щётка, какая первая буква? А звук? Давайте составим схему к этому слову. (Сколько слогов, какой из них ударный, из каких частей состоит наша схема, характеристика каждого звука.)

Посмотрите внимательно на ленту букв. Где находится звук [Щ’]?

Давайте дадим характеристику этому звуку. Какой он?

Буква Щ, звук [Щ’]. два слога, первый ударный, схема состоит из трёх частей: слог слияния, замочек, слог слияния. Выполняет ученик у доски.

Согласный, глухой непарный, мягкий непарный.

Физминутка

1 минута

Итак, мы с вами уже немного поработали, поэтому давайте отдохнём и сделаем несколько упражнений. В нашей физминутке будет слово, которое начинается на звук Щ, вам нужно не только выполнять упражнение, но и внимательно слушать.

Встали, приготовились, выполняем вслед за мной:

Во дворе щенок играл

Прыгал, бегал и считал:

Раз – прыжок и три кивка,

Два – направо голова.

Три – налево поворот

И помчался до ворот.

Вдруг он встал, вздохнул и сел

И на всех вокруг глядел.

Какое слово на звук Щ встретилось вам в физминутке?

Смотрят на учителя и повторяют за ним движения.

Щенок.

Речевая разминка

Работа со схемой

1 минута

А сейчас мы с вами почитаем, но сначала сделаем несколько упражнений, чтобы читать нам было легче.

Разминка на дыхание. Скажите, какое время года у нас сейчас? Поставьте ручку перед собой, представьте, что у вас в руках снежинка, давайте её тихонечко сдуем ветерком, а теперь у нас на ладошках три снежинки, и мы сдуваем их быстро и резко.

Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

Подражаю я слону -

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

На доске написаны слоги ащ-ощ-ещ- сначала читает учитель, потом повторяют дети, потом читают сами, под руководством учителя. Прочтите слова, которые вы видите на экране. (Щенок, щегол) к какому из слов подходит данная схема? (схема с выделением качества звука будет подходить к двум словам)

Выполняют дыхательную гимнастику.

Повторяют упражнение за учителем.

Читают слоги, написанные на доске.

Читают слова, определяют к какому из слов подходит данная схема.

Формирование навыков

Работа с учебником, загадками

Работа со схемой

Конструирование, работа с буквами

Работа с учебником, чтение стихотворений

Работа с предметными картинками

30 минут

Откройте стр. 64 в учебнике. Посмотрите, на ней представлены загадки про овощи, сейчас я их читаю, а вы внимательно следите глазками и попытаетесь отгадать, что же это за овощи.

Уродилась я на славу.

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня в них ищи.

Что это? Найдите в этой загадке строчки, в которых есть звук [Щ’]. Кто нашел эти строчки? А кто готов нам прочитать? А теперь давайте прочтем загадку полностью, от начала до конца.

Сидит дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

Что это? А здесь есть звук [Щ’]? Посмотрите внимательно на вторую строчку и скажите какой другой непарный звук по твёрдости и мягкости здесь есть? Давайте вспомним, звук Ш, он какой? Ещё раз, от начала до конца прочтем эту загадку.

Красная девица,

Сидит в темнице,

А коса на улице.

Что это? Здесь тоже нет звука [Щ’], а какой другой непарный звук здесь есть? В каких строчках встречается звук [Ц’]? Прочтем загадку целиком.

Капуста, лук, морковь – ОВОЩИ. Какие еще овощи вы знаете? Давайте составим схему к этому слову. Итак, сколько слогов в этом слове, на какой слог падает ударение, давайте охарактеризуем каждый звук.

Какой суп не бывает без капусты? А какой без свёклы? Вам даётся подсказка в учебнике (Щи, борщ.)

Итак, внимание, на доске мы видим буквы, давайте образуем из них слоги и хором их прочтем, (ЩО, ЩЕ, ЩУ, ЩИ, ЩА), а теперь наоборот (ОЩ, ЕЩ, УЩ, ИЩ, АЩ). (Добавляю еще два согласных звука [К] и [Н]). Из представленных на доске букв какие слова мы можем составить? (Щука, щека, щенок). А чтобы написать слово щука верно, какое правило мы должны с вами вспомнить?

В учебнике, на стр. 65, вверху стихотворение, я читаю, а вы внимательно следите за мной и подчеркиваете слоги, в которых встречается буква Щ.

Этой щёткой чищу зубы,

Этой щёткой – башмаки,

Этой щёткой чищу брюки.

Все три щётки мне нужны.

О чем это стихотворение? Какое название вы бы дали ему? Кто нашел слоги, в которых есть звук [Щ’]? Это один и тот же слог? Сколько раз он встречается в стихотворении? Кто прочтет нам стихотворение полностью?

Ниже, стихотворение Сергея Михалкова, я читаю, вы следите.

Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

Да у щётки половой

Палка есть над головой.

Палка щёлк щенков с плеча,

Два щенка ушли ворча.

О чем это стихотворение? Как бы вы его озаглавили? По цепочке, по одной строчке ещё раз прочтем это стихотворение, начиная с первого ряда.

Ниже задание, его нам прочтет Марина (2 ряд 1 парта). (Придумай слова с ЧА и ЩА, что интересного ты заметил?) Я повторяю первую часть задания, затем вторую.

Ребята, рассмотрите картинки, которые представлены на этой странице. Что на них изображено? Ангелина, прочти задание, которое идет после картинок (3 ряд 2 парта). Предметы мы назвали, выясним для чего они нужны. (Обращу внимание на слово клещи (объясню лексическое значение, если слово окажется непонятным)). Кле́щи- инструмент в виде щипцов, его используют для захвата материала или изделия, чтобы было удобнее обрабатывать его.

У нас осталось с вами последнее стихотворение, написала его Ирина Петровна Токмакова, послушайте, карандашом подчеркните, в каких словах встретился слог ЩУ.

Щука и Щурятки

Со мной играют в прятки.

Я их в речке поищу,

Червячками угощу.

О чем это стихотворение? В каких словах встретился слог ЩУ? Были ли слова, которые вам не понятны? (Щурятки – это маленькие щуки, дети щук). Полностью стихотворение прочитает Женя Сергиенко (1 ряд 1 парта).

Капуста. В слове ЩИ и в слове ИЩИ. Читает один ученик.

Лук. Здесь нет звука [Щ’]. Звук Ш. Согласный, твердый не парный, глухой и имеет пару по звонкости и глухости – это звук Ж. Читает один ученик.

Морковь. Звук [Ц’]. Во всех строчках. Читает один ученик.

Свёкла, тыква, огурец, помидор, баклажан и т.д. Ученик работает у доски.

Ответы детей.

Читают слоги по моему сигналу, конструируют слова из отдельных букв, вспоминают правило на ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

О щётках. Ответы детей. Это слог ЩЁ, он повторяется четыре раза, в каждой строчке. Ученик читает полностью стихотворение.

Это стихотворение о щенках. Ответы детей. Читают стихотворение по цепочке.

Читает задание. Дети придумываю слова на ЧА и ЩА. (из частей ЧА и ЩА тоже можно составить слово, и это слово ЧАЩА).

Рассматривают картинки, говорят, что изображено на них. Ученица читает задание. Отвечают для чего нужны эти предметы.

Следят по тексту. В словах ЩУКА, ЩУРЯТКИ, ПОИЩУ, УГОЩУ. О щуках. Ответы детей. Ученик читает полностью стихотворение.

Итог урока, рефлексия

4 минуты

Итак, ребята, подведём итог. О какой букве сегодня шла речь? Какой звук она обозначает? Ещё раз вспомним, звук [Щ’], он какой?

Предлагаю вам оценить себя и свою работу на уроке. Если ты все понял и активно работал на уроке, то прикрепи желтую чешуйку на щуку, если что-то вызывало затруднение – то коричневую, а кому совсем было тяжело, но он будет стараться дальше, нужно прикрепить голубую чешуйку.

Спасибо всем за урок, вы были очень активны, хорошо работали, все молодцы! До свидания!

О букве Щ. со звуком [Щ’]. согласный, глухой, мягкий, не парный. Оценивают себя свою работу, прикрепляя на тельце щуки чешуйки разного цвета. Прощаются с учителем.

по обучению грамоте в подготовительной группе

на тему: звук [Щ], буква Щ

ЗАДАЧИ

Образовательные:

1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.

2. Упражнять детей в умении выделять звук [Щ] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.

3. Закреплять умение определять позицию звука в слове.

4. Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.

5. Упражнять в составлении предложений по опорным словам.

6. Познакомить детей с графическим образом буквы Щ. Продолжать учить преобразованию слов; читать слова и предложения.

Коррекционные:

1. Развивать фонематический слух.

2. Развивать умение концентрировать внимание.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

2. Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

ОБОРУДОВАНИЕ

«Письмо» от Деда Буквоведа, мяч, индивидуальные зеркала, плоскостные изображения сказочных героев (Щенок, Щука), ромашка с предметными картинками на лепестках (со звуком «Щ»), музыкальный молоточек, палочка-отвечалочка, игрушка Чудище, квадраты трёх цветов для звукового анализа, кассы букв и слогов, сундучок с буквой Щ.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Прежде чем начать занятие, мы проверим наш почтовый ящик (находим письмо от Деда Буквоведа). Прочитайте, от кого это письмо.

Письмо от Деда Буквоведа

Ребята, Дед Буквовед сообщает нам плохую весть. Чудище похитило новую букву, с которой мы должны были сегодня познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква. А поможет нам стихотворение.

Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

Да у щетки половой

Палка есть над головой.

Палка щелк щенков с плеча,

Два щенка ушли ворча.

Вы догадались, какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? Правильно, это звук [Щ], который на письме обозначается буквой Щ. Значит, мы должны найти сегодня букву…Щ. А чтобы найти эту букву мы сначала познакомимся поближе со звуком [Щ]. Садитесь за столы, возьмите зеркала и произнесите отчетливо звук [Щ].

3. Артикуляция звука [Щ] (Губы выдвинуты вперёд, между резцами небольшая щель, кончик языка приподнят к альвеолам, образует с ними щель. Передняя часть языка более выдвинута вперёд по сравнению с Ш. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Средняя часть спинки языка приподнята к твёрдому нёбу, задняя часть спинки, по сравнению с Ш, более продвинута вперёд. По средней линии языка образуется продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха.)

4. Характеристика звука [Щ] (согласный, всегда мягкий, глухой).

5. Дифференциация звука [Щ] от других звуков, в слогах, словах.

Я буду произносить звуки и слоги, а вы, если услышите звук [Щ]хлопните в ладоши.

А теперь речевая зарядка «Не зевай, лови мяч и повторяй» (проговаривание слоговых рядов). Ащ-ощ-ущ-ищ, ща-що-щу-щи, аща-ощо-ущу-ищи; щка-щко-щку-щки; щма-щмо-щму-щми и т.д.

А у меня есть палочка-отвечалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком «Щ» назовёт (дети придумывают слова с данным звуком).

6. Определение места звука в слове, звуковой анализ слов.

Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том, что нам нужно найти букву Щ. Дед Буквовед отправил нам помощников. И к нам спешит на помощь первый помощник, кто это – правильно это сказочный Щенок (иллюстрация).

Щенок нам подскажет дорогу, если мы выполним его задание. На доске ромашка, на лепестках которой – картинки со звуком [Щ]. Дети выбирают себе по лепестку и определяют место звука «Щ» в названиях картинок. А теперь, выложите звуковой анализ своего слова. Молодцы справились с заданием. И Щенок отправляет нас к следующему герою.

Этот герой – волшебная Щука (иллюстрация).

7. Деление слов на слоги.

И Щука приготовила нам задание, которое называется: «Простучи слово» (дети делят слова на слоги, простукивая их с помощью музыкального молоточка).

Молодцы и с этим заданием справились!

8. Составление предложений.

Щука хочет еще немного поиграть с вами, и она предлагает вам еще одно задание: придумать весёлые предложения про наших помощников (дети придумывают предложения).

Щуке очень понравились ваши предложения, поэтому она расскажет нам где Чудище спрятало букву.

Буква в сундучке и нам надо его найти. (Дети находят сундучок и спрятавшееся Чудище).

Логопед: Нашёлся сундучок и Чудище здесь.

Ты зачем букву похитило?

Чудище: Я хотело, чтобы у меня была своя буква Щ, ведь в моём имени она есть, а я даже писать её не умею.

Логопед: Но ребята тоже должны знать эту букву, иначе они не смогут читать и писать слова с буквой Щ. Ребята, скажите, как без буквы Щ вы напишите имя Чудище (дети: «Чудие»).

Чудище: Ой, как некрасиво получилось.

Логопед: Тебе не нравится?! Тогда попроси у ребят прощение и верни букву.

Чудище: Извините, ребята. Сейчас я отдам вам букву, она у меня в сундучке. (Чудище достаёт букву и отдаёт её детям)

Логопед: Вот и молодец! Ребята, а пусть Чудище у нас на занятии посидит и поучит вместе с нами букву Щ (Чудище остаётся).

9. Знакомство с буквой Щ. Дети садятся за столы.

Ребята, кто расскажет Чудищу, чем отличается звук от буквы (ответы детей)

Посмотрите, вот буква Щ. На что она похожа?

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

Хватать, глотать умеют щуки –

Другой не нужно им науки!

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

Из каких элементов она состоит (Из трех больших вертикальных палочек и одной большой горизонтальной, одной маленькой горизонтальной и одной маленькой вертикальной палочек). Встаньте и напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке и наоборот, и ещё на спинках друг у друга. А сейчас сделайте окошко из ладошек и прорисуем букву Щ в воздухе от потолка до пола, смотрим глазками в окошечко. Печатание буквы в тетради.

10. Работа в кассах, преобразование слов.

А сейчас откроем кассы и найдём, где живёт буква Щ (этаж, окошко). На верхнюю полоску выложите слово Щи, а как сделать так, чтобы из слова Щи получилось слово Щит, а из слова Щит – Щип. Молодцы, убираем кассы.

11. Чтение предложений

И последнее задание от Щенка и Щуки находится в конвертах. В этих конвертах - слова. Ваша задача составить из этих слов предложения и прочитать их.

12. Итог занятия.

Вот мы и познакомились со звуком и буквой Щ. Что вы можете сказать про этот звук?

Назовите слова со звуком [Щ].

Чудище, тебе понравилось с нами заниматься? Тогда приходи к нам ещё, а мы с ребятами хотим подарить тебе букву Щ, чтобы у тебя была своя буква.

Чудище: Вот спасибо!

Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!