Кавалер гвардии. Кавалергардский лейб-гвардии полк. После Февральской революции

КАВАЛЕРГАРДЫ (от французского cavalier - всадник и garde - охрана), личный состав особой привилегированной кавалерийской воинской части российской императорской лейб-гвардии в 18 - начале 20 века; исполнял обязанности телохранителей российских императоров и почётной стражи во время коронации и других торжеств. Кавалергарды вооружались палашами, шпагами, пиками, пистолетами, карабинами, а в качестве защитных средств имели каски и кирасы. Впервые конная рота кавалергардов в количестве 71 человек сформирована по указанию императора Петра I в 1724 на время коронации Екатерины I и укомплектована специально подобранными красивыми рослыми офицерами из представителей знатных российских фамилий. Командиром, или капитаном, роты Пётр I назначил себя. По окончании коронации рота была расформирована. 3(14).12.1725 императрица Екатерина I возродила роту, назначив себя её капитаном. 7(18).7.1731 роту снова расформировали, но в 1762 императрица Екатерина II воссоздала её. С 1764 рота стала называться корпусом кавалергардов. В 1797 состав корпуса кавалергардов расширился до 3 эскадронов, но вскоре его расформировали. В 1799 корпус кавалергардов был восстановлен как гвардия магистра духовно-рыцарского ордена Иоанна Иерусалимского, титул которого принял император Павел I. До 1800 кавалергардами могли стать только офицеры-дворяне. В январе 1800 Павел I переформировал корпус кавалергардов в 3-эскадронный лейб-гвардейский Кавалергардский полк, с переводом его на одинаковое положение с другими полками гвардии без сохранения привилегии набора исключительно из дворян. После реорганизации армии, проведённой императором Александром I, полк кавалергардов стал 5-эскадронным (всего 991 человек). Боевое крещение кавалергарды получили в Аустерлицком сражении 1805 года, когда российская гвардия оказалась на направлении главного удара французских войск. Кавалергардский полк, прикрывая отход гвардейской пехоты, провёл контратаку, в которой потерял треть личного состава. В Отечественную войну 1812 кавалергарды отличились во многих сражениях, заслужив Георгиевские штандарты и трубы. Полк участвовал в заграничных походах российской армии 1813-14 и в 1-й мировой войне. 16 портретов бывших кавалергардов помещены в Военной галерее Зимнего дворца в Санкт-Петербурге: Ф. П. Уварова, Д. В. Давыдова, В. С. Трубецкого, А. И. Чернышёва и др. Кавалергардский полк был расформирован в начале 1918 года, в Добровольческой армии воссоздан и просуществовал до 1920 года.

Лит.: История кавалергардов. 1724-1799-1899. СПб., 1899-1912. Т. 1-4; Сборник биографий кавалергардов. СПб., 1901-1908. Т. 1- 4; Кавалергарды: История, биографии, мемуары / Авт.-сост. А. Ю. Бондаренко. М., 1997; Таланов А. И. Кавалергарды: по страницам полковой истории. 1724-1925. М., 1997-1999. [Ч. 1-2].

А с 1764 года , когда из них был образован «кавалергардский корпус» - в чинах поручиков , подпоручиков и прапорщиков .

Участие кавалергардов в Аустерлицком сражении

Боевое крещение кавалергардский полк принял 20 ноября 1805 года под Аустерлицем . В критический момент сражения, когда русская гвардия была прижата превосходящими силами французов к Раустицкому ручью, кавалергарды переправились через ручей по плотине, после чего первые три эскадрона развернулись вправо, сдерживая натиск противника, а четвертый и пятый эскадроны атаковали легкую французскую кавалерию, осаждавшую Семеновский полк . 4-й эскадрон под командованием полковника князя Н. Г. Репнина-Волконского и 1-й взвод 1-го шефского эскадрона под командованием корнета Александра Альбрехта оказались в окружении. Вырваться сумели лишь 18 человек - остальные были убиты или попали в плен ранеными. Всего в бою полк потерял треть офицеров и 226 нижних чинов. За этот бой шеф полка генерал-лейтенант Ф. П. Уваров и командир полка генерал-майор Н. И. Депрерадович получили ордена Св. Георгия 3-й степени, полковник Н. Г. Репнин-Волконский - орден Св. Георгия 4-й степени, остальные эскадронные командиры полковники А. Н. Авдулин , Н. В. Титов , С. И. Ушаков , А. Л. Давыдов и адъютанты Уварова штабс-ротмистр П. И. Балабин и поручик А. И. Чернышёв - ордена Св. Владимира 4-й степени, все раненые офицеры - золотое оружие (шпаги), все остальные офицеры - Анненские кресты «За храбрость» на шпаги. Юнкера были произведены в офицеры.

Участие кавалергардов в Бородинском сражении

В 1812 году полк под командованием полковника К. К. Левенвольда отличился под Бородино . Бригада генерал-майора И. Е. Шевича (Конный и Кавалергардский полки) вступила в сражение в критический момент, во время третьей атаки французов на батарею Раевского. Несмотря на гибель в самом начале боя полковника Левенвольда, кавалергарды атаковали кавалерию Груши и смяли её. В бою полк потерял 14 офицеров и 93 нижних чина. Оставшиеся в живых офицеры были награждены: В. В. Левашов - орденом Св. Георгия 4-й степени , М. С. Лунин , С. П. Ланской 1-й и К. В. Левашов - золотыми шпагами, все остальные - следующими по старшинству орденами, а 63 нижних чина - Знаками отличия военного ордена.

Крымская война

Первая мировая война

В начале Первой мировой войны 1-я гвардейская кавалерийская дивизия , куда входил кавалергардский полк, вошла в состав Сводного кавалерийского корпуса под командованием генерал-лейтенанта Гусейн Хана Нахичеванского , составлявшего правую группу армейской конницы 1-й армии . Первый бой полк принял 6 августа 1914 года у деревни Каушен в ходе Восточно-Прусской операции . Только в бою у Каушена и Краупишкена Кавалергардский и Лейб-гвардии Конный полк потеряли убитыми и ранеными более половины наличных офицеров. Общие потери составили около 380 человек. Немцы потеряли 1200 человек.

Затем, до 1916 года, полк участвовал в боевых действиях на различных фронтах. Белые мундиры и золотые кирасы были заменены формой защитного цвета, а вместо обучения действиям в конном строю кавалергардов обучали окапыванию, перебежкам, переползанию. В июле 1916 года полк принял участие в Брусиловском прорыве . Это было его последнее боевое задание, затем он был отведен в тыл.

С марта 1917 года Кавалергардский полк получил задачу охранять железнодорожные станции Шепетовка и Казатин и задерживать дезертиров. 30 августа в Сарнах и Казатине, где стояли дивизионы кавалергардов, прошли митинги, участники которых постановили «выразить недоверие всему офицерскому составу». Комиссар Особой армии приказал: «Ввиду острого недоверия солдат к командному составу все офицеры, находящиеся к 1 сентября в строю, должны покинуть полк для замены их более демократичными». К 1 ноября в Кавалергардском полку осталось всего лишь четыре офицера. 3 ноября, к ним прибыл новый командир полка, полковник Абрамов из 8-го драгунского Астраханского полка , который привёз офицерам предписание убыть в Киев. Кавалергардский полк был расформирован в ноябре 1917 года.

Участие в Белом движении и эмиграция

Офицеры Кавалергардского полка осенью 1918 года служили, в основном, в Черкесской конной дивизии. С конца октября 1918 года кавалергарды составили взвод (с января 1919 года - эскадрон) команды конных разведчиков Сводно-гвардейского полка. С 24 марта 1919 года эскадрон полка (18 офицеров) под командованием ротмистра Д. В. Коссиковского , а затем дивизион входил в состав Сводного полка гвардейской кирасирской дивизии (с 19 июня - 1-го Гвардейского Сводно-кирасирского полка), где в июле кавалергарды были представлены двумя эскадронами. Третий эскадрон, сформированный в Лубнах, присоединился к полку в декабре 1919 года. С 15 декабря 1919 года эскадрон полка входил в Сводно-гвардейский кавалерийский полк 1-й кавалерийской дивизии и Сводную кавалерийскую бригаду, а по прибытии в Крым с 1 мая 1920 года стал 1-м эскадроном Гвардейского кавалерийского полка. Полк потерял в Белом движении 16 офицеров (7 расстреляны, 5 убиты и 4 умерло от болезней).

Полковое объединение в эмиграции - «Кавалергардская семья», на 1951 год насчитывало 59 человек. В 1938-1968 годы издавало на ротаторе ежегодный журнал «Вестник кавалергардской семьи».

Полковая форма

Полковая форма

1817-1820 годы

Унтер-офицер, 1818 год

…полк своим видом воскрешал в памяти давно отжившие времена эпохи Александра I и Николая I, выступая в белых мундирах-колетах , а в зимнее время - в шинелях, поверх которых надевались медные блестящие кирасы, при палашах и гремящих стальных ножнах и в медных касках, на которые навинчивались острые шишаки или, в особых случаях, посеребренные двуглавые орлы. Орлы эти у солдат назывались почему-то «голубками». Седла покрывались большими красными вальтрапами, обшитыми серебряным галуном. Первая шеренга - с пиками и флюгерами.
Обыкновенной же походной формой были у нас чёрные однобортные вицмундиры и фуражки, а вооружение - общее для всей кавалерии: шашки и винтовки.
Но этим, впрочем, дело не ограничивалось, так как для почетных караулов во дворце кавалергардам и конной гвардии была присвоена так называемая дворцовая парадная форма. Поверх мундира надевалась кираса из красного сукна, а на ноги - белые замшевые лосины, которые можно было натягивать только в мокром виде, и средневековые ботфорты.
Наконец, для офицеров этих первых двух кавалерийских полков существовала еще так называемая бальная форма, надевавшаяся два-три раза в год на дворцовые балы. Если к этому прибавить николаевскую шинель с пелериной и бобровым воротником, то можно понять, как дорог был гардероб гвардейского кавалерийского офицера. Большинство старалось перед выпуском дать заказы разным портным: так называемые первые номера мундиров - дорогим портным, а вторые и третьи - портным подешевле. Непосильные для офицеров затраты на обмундирование вызвали создание кооперативного гвардейского экономического общества с собственными мастерскими. Подобные же экономические общества появились впоследствии при всех крупных гарнизонах.

К расходам по обмундированию присоединялись затраты на приобретение верховых лошадей. В гвардейской кавалерии каждый офицер, выходя в полк, должен был представить двух собственных коней, соответствующих требованиям строевой службы: в армейской кавалерии офицер имел одну собственную лошадь, а другую - казенную.

Знаки отличия

  1. Георгиевский штандарт с Андреевской юбилейной лентой и надписями: «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года» и «1799-1899». Первая надпись пожалована 13 апреля 1813 года за отличие в Бородинском сражении, вторая - 11 января 1899 года (Выс. гр. от 19.03.1826 г., Выс. пр. от 11.01.1899).
  2. 15 Георгиевских труб с надписью: «Кавалергардского полка». Пожалованы 30 августа 1814 года за отличия в кампаниях 1813-1814 годов (Выс. гр. от 19.03.1826 г.).
  3. Серебряные литавры, принадлежавшие Кавалергардии 1724 года. Пожалованы 21 апреля 1849 года.

Капитаны

Период Командир Звание
30 марта 1724 26 мая 1724 император Пётр I
30 апреля 1726 6 мая 1727 императрица Екатерина I
7 мая 1727 7 января 1730 император Пётр II
12 февраля 1730 7 июня 1731 императрица Анна Иоанновна

Шефы

Период Командир Звание
5 июля 1762 30 декабря 1764 граф Гендриков, Иван Симонович генерал-аншеф
25 марта 1765 13 апреля 1783 граф, (с 1772) светлейший князь Орлов, Григорий Григорьевич генерал-аншеф, (с 1765) генерал-фельдцейхмейстер
2 февраля 1784 5 октября 1791 граф, впоследствии светлейший князь Таврический Потёмкин, Григорий Александрович генерал-фельдмаршал
21 октября 1793 11 ноября 1796 граф, впоследствии светлейший князь Зубов, Платон Александрович генерал-фельдцейхмейстер
11ноября 1796 21 сентября 1797 граф Мусин-Пушкин, Валентин Платонович генерал от кавалерии, с 5 апреля 1797 года - генерал-фельдмаршал
11 января 1799 22 марта 1799 граф Литта, Юлий Помпеевич вице-адмирал
22 марта 1799 9 августа 1799 князь Долгоруков, Владимир Петрович 4-й генерал-майор
9 августа 1799 20 ноября 1824 Уваров, Фёдор Петрович генерал-майор, с 5 ноября 1800 года - генерал-лейтенант, с 19 марта 1801 года - генерал-адъютант, с 8 октября 1813 года - генерал от кавалерии
1 июля 1826 5 ноября 1860 императрица Александра Фёдоровна
6 ноября 1860 1 марта 1881 император Александр II
28 октября 1866 21 октября 1894 великий князь наследник цесаревич Александр Александрович (с 2 марта 1881 года - император Александр III)
2 марта 1881 4 марта 1917 императрица Мария Фёдоровна

Командиры полка

Период Командир Звание
9 июня 1797 25 июля 1798 маркиз Дотишамп, Жан Франк Луис генерал-лейтенант
16 марта 1801 16 мая 1803 Голенищев-Кутузов, Павел Васильевич генерал-майор
16 мая 1803 1810 Депрерадович, Николай Иванович генерал-майор, с 30 августа 1813 года - генерал-лейтенант, с 22 июля 1819 года - генерал-адъютант
1813 1815 Ершов, Иван Захарович полковник, с 13 августа 1813 года - генерал-майор
6 августа 1824 25 июня 1833 гр. Апраксин, Степан Фёдорович 3-й флигель-адъютант, полковник, с 15 декабря 1825 года - генерал-майор, с 5 сентября 1830 года - генерал-адъютант
22 апреля 1834 Гринвальд, Родион Егорович (Мориц Рейнгольд) генерал-майор
4 мая 1839 29 декабря 1847 барон Фитингоф, Иван Андреевич (Адам Христофор Иоганн фон Фитингоф Шель) генерал-майор
29 декабря 1847 7 октября 1848 барон Менгден, Евстафий Романович (Густав Рейнгольд) генерал-майор
7 октября 1848 6 декабря 1851 Безобразов, Сергей Дмитриевич генерал-майор
6 декабря 1851 2 апреля 1861 граф Бреверн де Лагарди, Александр Иванович полковник, с 30 марта 1852 года - генерал-майор, с 23 апреля 1855 года - генерал-майор Свиты, с 26 августа 1856 года - генерал-адъютант
9 апреля 1861 5 сентября 1866 князь Барятинский, Владимир Иванович генерал-майор Свиты, с 5 сентября 1866 года - генерал-адъютант
7 сентября 1866 18 декабря 1873 граф Мусин-Пушкин, Александр Иванович генерал-майор Свиты
18 декабря 1873 11 января 1881 граф Игнатьев, Алексей Павлович флигель-адъютант, полковник, с 30 августа 1875 года - генерал-майор Свиты
11 января 1881 14 июня 1884 Шипов, Николай Николаевич (старший) флигель-адъютант, полковник, с 15 мая 1883 года - генерал-майор
14 июня 1884 22 января 1892 Тимирязев, Николай Аркадьевич полковник, с 30 августа 1884 года - генерал-майор
3 февраля 1892 11 августа 1896 барон Гринвальд, Артур Александрович (Артур Отто Мориц) генерал-майор, с 15 мая 1896 года - генерал-майор Свиты
11 августа 1896 16 мая 1900 Николаев, Александр Николаевич генерал-майор, с 11 января 1899 года - генерал-майор Свиты
30 мая 1900 6 апреля 1904 Безобразов, Владимир Михайлович полковник, с 22 июля 1900 года - генерал-майор
6 апреля 1904 28 октября 1908 князь Юсупов, Феликс Феликсович (старший) граф Сумароков-Эльстон полковник, с 22 июля 1905 года - генерал-майор, с 9 декабря 1905 года - генерал-майор Свиты
28 октября 1908 1 января 1912 барон Менгден, Георгий Георгиевич генерал-майор
1 января 1912 17 декабря 1912 великий князь Михаил Александрович флигель-адъютант полковник
17 декабря 1912 15 ноября 1914 князь Долгоруков, Александр Николаевич полковник, с 6 апреля 1914 года - генерал-майор
15 ноября 1914 7 мая 1916 князь Эристов, Александр Николаевич полковник, с 22 марта 1915 года - генерал-майор, с 22 октября 1915 года - генерал-майор Свиты
17 мая 1916 28 мая 1917 Шипов, Николай Николаевич (младший) полковник, с 13 декабря 1916 года - генерал-майор, с 13 января 1917 года - генерал-майор Свиты
4 июня 1917 князь Елецкий, Леонид Васильевич полковник
Воеводский, Георгий Степанович (исполняющий обязанности) штабс-ротмистр
3 ноября 1917 Абрамов полковник
Звегинцов, Владимир Николаевич - последний командир полка полковник

Известные кавалергарды

Адреса

Манеж и казармы Кавалергардского полка, украшенные изваяниями Марса и Беллоны , были построены на Шпалерной улице (д. 41 и 43) в 1800-1806 годах по проекту архитектора Луиджи Руска .

Напишите отзыв о статье "Кавалергардский полк"

Примечания

  1. Илл. 204. Кавалергардский литаврщик и Кавалергард в 1724 году // А. В. Висковатова .
  2. сост. Яков фон Люде, грав. Кристиан Гейслер . Илл. 8. Кавалергард. // 11 с., л. фронт., 88 л. ил. - СПб. : Тип. Сухопут. кадет. корпуса, 1793.
  3. // История кавалергардов и кавалергардского ее величества полка, с 1724 по 1 июля 1851 года. - СПб. : Воен. тип., 1851. - С. CVI.
  4. История великой войны. М., 1916, т. III, с.147
  5. Илл. 1157. Кавалергардские Каски, 1799 // Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками, составленное по высочайшему повелению : в 30 т., в 60 кн. / Под ред. А. В. Висковатова .
  6. Илл. 1158. Кавалергардские Каски, 1799 // Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками, составленное по высочайшему повелению : в 30 т., в 60 кн. / Под ред. А. В. Висковатова .
  7. Илл. 699. Обер-офицер и Трубач Кавалергардского Её Величества и Л. Гв. Конного полков. 1845 // Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками, составленное по высочайшему повелению : в 30 т., в 60 кн. / Под ред. А. В. Висковатова . - Paris: Imp. Lemercier, 1861-1862.

Литература

  • на сайте Руниверс
  • на сайте Руниверс
  • Кавалергарды. Полки русской армии. М., 1997
  • Век кавалергардов. Документальный фильм. 10 серий. Россия, 2002.
  • (ред. С. А. Панчулидзев). М: 2001-2008. В 4-х томах. Репринт издания 1901 г.
  • В. Н. Звегинцов. - Танаис, Париж. 1966
    • В. Н. Звегинцов.
    • В. Н. Звегинцов.
  • 0-2 (1938-1939), 1951-1961.
  • 1962-1974.
  • История кавалергардов и Кавалергардского её величества полка с 1724 по 1 июля 1851 года. - Репринтное издание 1851 г. - СПб.: Альфарет , 2008.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кавалергардский полк

«Неужели он мой муж, именно этот чужой, красивый, добрый мужчина; главное – добрый», думала княжна Марья, и страх, который почти никогда не приходил к ней, нашел на нее. Она боялась оглянуться; ей чудилось, что кто то стоит тут за ширмами, в темном углу. И этот кто то был он – дьявол, и он – этот мужчина с белым лбом, черными бровями и румяным ртом.
Она позвонила горничную и попросила ее лечь в ее комнате.
M lle Bourienne в этот вечер долго ходила по зимнему саду, тщетно ожидая кого то и то улыбаясь кому то, то до слез трогаясь воображаемыми словами рauvre mere, упрекающей ее за ее падение.
Маленькая княгиня ворчала на горничную за то, что постель была нехороша. Нельзя было ей лечь ни на бок, ни на грудь. Всё было тяжело и неловко. Живот ее мешал ей. Он мешал ей больше, чем когда нибудь, именно нынче, потому что присутствие Анатоля перенесло ее живее в другое время, когда этого не было и ей было всё легко и весело. Она сидела в кофточке и чепце на кресле. Катя, сонная и с спутанной косой, в третий раз перебивала и переворачивала тяжелую перину, что то приговаривая.
– Я тебе говорила, что всё буграми и ямами, – твердила маленькая княгиня, – я бы сама рада была заснуть, стало быть, я не виновата, – и голос ее задрожал, как у собирающегося плакать ребенка.
Старый князь тоже не спал. Тихон сквозь сон слышал, как он сердито шагал и фыркал носом. Старому князю казалось, что он был оскорблен за свою дочь. Оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, а к другому, к дочери, которую он любит больше себя. Он сказал себе, что он передумает всё это дело и найдет то, что справедливо и должно сделать, но вместо того он только больше раздражал себя.
«Первый встречный показался – и отец и всё забыто, и бежит кверху, причесывается и хвостом виляет, и сама на себя не похожа! Рада бросить отца! И знала, что я замечу. Фр… фр… фр… И разве я не вижу, что этот дурень смотрит только на Бурьенку (надо ее прогнать)! И как гордости настолько нет, чтобы понять это! Хоть не для себя, коли нет гордости, так для меня, по крайней мере. Надо ей показать, что этот болван об ней и не думает, а только смотрит на Bourienne. Нет у ней гордости, но я покажу ей это»…
Сказав дочери, что она заблуждается, что Анатоль намерен ухаживать за Bourienne, старый князь знал, что он раздражит самолюбие княжны Марьи, и его дело (желание не разлучаться с дочерью) будет выиграно, и потому успокоился на этом. Он кликнул Тихона и стал раздеваться.
«И чорт их принес! – думал он в то время, как Тихон накрывал ночной рубашкой его сухое, старческое тело, обросшее на груди седыми волосами. – Я их не звал. Приехали расстраивать мою жизнь. И немного ее осталось».
– К чорту! – проговорил он в то время, как голова его еще была покрыта рубашкой.
Тихон знал привычку князя иногда вслух выражать свои мысли, а потому с неизменным лицом встретил вопросительно сердитый взгляд лица, появившегося из под рубашки.
– Легли? – спросил князь.
Тихон, как и все хорошие лакеи, знал чутьем направление мыслей барина. Он угадал, что спрашивали о князе Василье с сыном.
– Изволили лечь и огонь потушили, ваше сиятельство.
– Не за чем, не за чем… – быстро проговорил князь и, всунув ноги в туфли и руки в халат, пошел к дивану, на котором он спал.
Несмотря на то, что между Анатолем и m lle Bourienne ничего не было сказано, они совершенно поняли друг друга в отношении первой части романа, до появления pauvre mere, поняли, что им нужно много сказать друг другу тайно, и потому с утра они искали случая увидаться наедине. В то время как княжна прошла в обычный час к отцу, m lle Bourienne сошлась с Анатолем в зимнем саду.
Княжна Марья подходила в этот день с особенным трепетом к двери кабинета. Ей казалось, что не только все знают, что нынче совершится решение ее судьбы, но что и знают то, что она об этом думает. Она читала это выражение в лице Тихона и в лице камердинера князя Василья, который с горячей водой встретился в коридоре и низко поклонился ей.
Старый князь в это утро был чрезвычайно ласков и старателен в своем обращении с дочерью. Это выражение старательности хорошо знала княжна Марья. Это было то выражение, которое бывало на его лице в те минуты, когда сухие руки его сжимались в кулак от досады за то, что княжна Марья не понимала арифметической задачи, и он, вставая, отходил от нее и тихим голосом повторял несколько раз одни и те же слова.
Он тотчас же приступил к делу и начал разговор, говоря «вы».
– Мне сделали пропозицию насчет вас, – сказал он, неестественно улыбаясь. – Вы, я думаю, догадались, – продолжал он, – что князь Василий приехал сюда и привез с собой своего воспитанника (почему то князь Николай Андреич называл Анатоля воспитанником) не для моих прекрасных глаз. Мне вчера сделали пропозицию насчет вас. А так как вы знаете мои правила, я отнесся к вам.
– Как мне вас понимать, mon pere? – проговорила княжна, бледнея и краснея.
– Как понимать! – сердито крикнул отец. – Князь Василий находит тебя по своему вкусу для невестки и делает тебе пропозицию за своего воспитанника. Вот как понимать. Как понимать?!… А я у тебя спрашиваю.
– Я не знаю, как вы, mon pere, – шопотом проговорила княжна.
– Я? я? что ж я то? меня то оставьте в стороне. Не я пойду замуж. Что вы? вот это желательно знать.
Княжна видела, что отец недоброжелательно смотрел на это дело, но ей в ту же минуту пришла мысль, что теперь или никогда решится судьба ее жизни. Она опустила глаза, чтобы не видеть взгляда, под влиянием которого она чувствовала, что не могла думать, а могла по привычке только повиноваться, и сказала:
– Я желаю только одного – исполнить вашу волю, – сказала она, – но ежели бы мое желание нужно было выразить…
Она не успела договорить. Князь перебил ее.
– И прекрасно, – закричал он. – Он тебя возьмет с приданным, да кстати захватит m lle Bourienne. Та будет женой, а ты…
Князь остановился. Он заметил впечатление, произведенное этими словами на дочь. Она опустила голову и собиралась плакать.
– Ну, ну, шучу, шучу, – сказал он. – Помни одно, княжна: я держусь тех правил, что девица имеет полное право выбирать. И даю тебе свободу. Помни одно: от твоего решения зависит счастье жизни твоей. Обо мне нечего говорить.
– Да я не знаю… mon pere.
– Нечего говорить! Ему велят, он не только на тебе, на ком хочешь женится; а ты свободна выбирать… Поди к себе, обдумай и через час приди ко мне и при нем скажи: да или нет. Я знаю, ты станешь молиться. Ну, пожалуй, молись. Только лучше подумай. Ступай. Да или нет, да или нет, да или нет! – кричал он еще в то время, как княжна, как в тумане, шатаясь, уже вышла из кабинета.
Судьба ее решилась и решилась счастливо. Но что отец сказал о m lle Bourienne, – этот намек был ужасен. Неправда, положим, но всё таки это было ужасно, она не могла не думать об этом. Она шла прямо перед собой через зимний сад, ничего не видя и не слыша, как вдруг знакомый шопот m lle Bourienne разбудил ее. Она подняла глаза и в двух шагах от себя увидала Анатоля, который обнимал француженку и что то шептал ей. Анатоль с страшным выражением на красивом лице оглянулся на княжну Марью и не выпустил в первую секунду талию m lle Bourienne, которая не видала ее.
«Кто тут? Зачем? Подождите!» как будто говорило лицо Анатоля. Княжна Марья молча глядела на них. Она не могла понять этого. Наконец, m lle Bourienne вскрикнула и убежала, а Анатоль с веселой улыбкой поклонился княжне Марье, как будто приглашая ее посмеяться над этим странным случаем, и, пожав плечами, прошел в дверь, ведшую на его половину.
Через час Тихон пришел звать княжну Марью. Он звал ее к князю и прибавил, что и князь Василий Сергеич там. Княжна, в то время как пришел Тихон, сидела на диване в своей комнате и держала в своих объятиях плачущую m lla Bourienne. Княжна Марья тихо гладила ее по голове. Прекрасные глаза княжны, со всем своим прежним спокойствием и лучистостью, смотрели с нежной любовью и сожалением на хорошенькое личико m lle Bourienne.
– Non, princesse, je suis perdue pour toujours dans votre coeur, [Нет, княжна, я навсегда утратила ваше расположение,] – говорила m lle Bourienne.
– Pourquoi? Je vous aime plus, que jamais, – говорила княжна Марья, – et je tacherai de faire tout ce qui est en mon pouvoir pour votre bonheur. [Почему же? Я вас люблю больше, чем когда либо, и постараюсь сделать для вашего счастия всё, что в моей власти.]
– Mais vous me meprisez, vous si pure, vous ne comprendrez jamais cet egarement de la passion. Ah, ce n"est que ma pauvre mere… [Но вы так чисты, вы презираете меня; вы никогда не поймете этого увлечения страсти. Ах, моя бедная мать…]
– Je comprends tout, [Я всё понимаю,] – отвечала княжна Марья, грустно улыбаясь. – Успокойтесь, мой друг. Я пойду к отцу, – сказала она и вышла.
Князь Василий, загнув высоко ногу, с табакеркой в руках и как бы расчувствованный донельзя, как бы сам сожалея и смеясь над своей чувствительностью, сидел с улыбкой умиления на лице, когда вошла княжна Марья. Он поспешно поднес щепоть табаку к носу.
– Ah, ma bonne, ma bonne, [Ах, милая, милая.] – сказал он, вставая и взяв ее за обе руки. Он вздохнул и прибавил: – Le sort de mon fils est en vos mains. Decidez, ma bonne, ma chere, ma douee Marieie qui j"ai toujours aimee, comme ma fille. [Судьба моего сына в ваших руках. Решите, моя милая, моя дорогая, моя кроткая Мари, которую я всегда любил, как дочь.]
Он отошел. Действительная слеза показалась на его глазах.
– Фр… фр… – фыркал князь Николай Андреич.
– Князь от имени своего воспитанника… сына, тебе делает пропозицию. Хочешь ли ты или нет быть женою князя Анатоля Курагина? Ты говори: да или нет! – закричал он, – а потом я удерживаю за собой право сказать и свое мнение. Да, мое мнение и только свое мнение, – прибавил князь Николай Андреич, обращаясь к князю Василью и отвечая на его умоляющее выражение. – Да или нет?
– Мое желание, mon pere, никогда не покидать вас, никогда не разделять своей жизни с вашей. Я не хочу выходить замуж, – сказала она решительно, взглянув своими прекрасными глазами на князя Василья и на отца.
– Вздор, глупости! Вздор, вздор, вздор! – нахмурившись, закричал князь Николай Андреич, взял дочь за руку, пригнул к себе и не поцеловал, но только пригнув свой лоб к ее лбу, дотронулся до нее и так сжал руку, которую он держал, что она поморщилась и вскрикнула.
Князь Василий встал.
– Ma chere, je vous dirai, que c"est un moment que je n"oublrai jamais, jamais; mais, ma bonne, est ce que vous ne nous donnerez pas un peu d"esperance de toucher ce coeur si bon, si genereux. Dites, que peut etre… L"avenir est si grand. Dites: peut etre. [Моя милая, я вам скажу, что эту минуту я никогда не забуду, но, моя добрейшая, дайте нам хоть малую надежду возможности тронуть это сердце, столь доброе и великодушное. Скажите: может быть… Будущность так велика. Скажите: может быть.]
– Князь, то, что я сказала, есть всё, что есть в моем сердце. Я благодарю за честь, но никогда не буду женой вашего сына.
– Ну, и кончено, мой милый. Очень рад тебя видеть, очень рад тебя видеть. Поди к себе, княжна, поди, – говорил старый князь. – Очень, очень рад тебя видеть, – повторял он, обнимая князя Василья.
«Мое призвание другое, – думала про себя княжна Марья, мое призвание – быть счастливой другим счастием, счастием любви и самопожертвования. И что бы мне это ни стоило, я сделаю счастие бедной Ame. Она так страстно его любит. Она так страстно раскаивается. Я все сделаю, чтобы устроить ее брак с ним. Ежели он не богат, я дам ей средства, я попрошу отца, я попрошу Андрея. Я так буду счастлива, когда она будет его женою. Она так несчастлива, чужая, одинокая, без помощи! И Боже мой, как страстно она любит, ежели она так могла забыть себя. Может быть, и я сделала бы то же!…» думала княжна Марья.

Долго Ростовы не имели известий о Николушке; только в середине зимы графу было передано письмо, на адресе которого он узнал руку сына. Получив письмо, граф испуганно и поспешно, стараясь не быть замеченным, на цыпочках пробежал в свой кабинет, заперся и стал читать. Анна Михайловна, узнав (как она и всё знала, что делалось в доме) о получении письма, тихим шагом вошла к графу и застала его с письмом в руках рыдающим и вместе смеющимся. Анна Михайловна, несмотря на поправившиеся дела, продолжала жить у Ростовых.
– Mon bon ami? – вопросительно грустно и с готовностью всякого участия произнесла Анна Михайловна.
Граф зарыдал еще больше. «Николушка… письмо… ранен… бы… был… ma сhere… ранен… голубчик мой… графинюшка… в офицеры произведен… слава Богу… Графинюшке как сказать?…»
Анна Михайловна подсела к нему, отерла своим платком слезы с его глаз, с письма, закапанного ими, и свои слезы, прочла письмо, успокоила графа и решила, что до обеда и до чаю она приготовит графиню, а после чаю объявит всё, коли Бог ей поможет.
Всё время обеда Анна Михайловна говорила о слухах войны, о Николушке; спросила два раза, когда получено было последнее письмо от него, хотя знала это и прежде, и заметила, что очень легко, может быть, и нынче получится письмо. Всякий раз как при этих намеках графиня начинала беспокоиться и тревожно взглядывать то на графа, то на Анну Михайловну, Анна Михайловна самым незаметным образом сводила разговор на незначительные предметы. Наташа, из всего семейства более всех одаренная способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц, с начала обеда насторожила уши и знала, что что нибудь есть между ее отцом и Анной Михайловной и что нибудь касающееся брата, и что Анна Михайловна приготавливает. Несмотря на всю свою смелость (Наташа знала, как чувствительна была ее мать ко всему, что касалось известий о Николушке), она не решилась за обедом сделать вопроса и от беспокойства за обедом ничего не ела и вертелась на стуле, не слушая замечаний своей гувернантки. После обеда она стремглав бросилась догонять Анну Михайловну и в диванной с разбега бросилась ей на шею.
– Тетенька, голубушка, скажите, что такое?
– Ничего, мой друг.
– Нет, душенька, голубчик, милая, персик, я не отстaнy, я знаю, что вы знаете.
Анна Михайловна покачала головой.
– Voua etes une fine mouche, mon enfant, [Ты вострушка, дитя мое.] – сказала она.
– От Николеньки письмо? Наверно! – вскрикнула Наташа, прочтя утвердительный ответ в лице Анны Михайловны.
– Но ради Бога, будь осторожнее: ты знаешь, как это может поразить твою maman.
– Буду, буду, но расскажите. Не расскажете? Ну, так я сейчас пойду скажу.
Анна Михайловна в коротких словах рассказала Наташе содержание письма с условием не говорить никому.
Честное, благородное слово, – крестясь, говорила Наташа, – никому не скажу, – и тотчас же побежала к Соне.
– Николенька…ранен…письмо… – проговорила она торжественно и радостно.
– Nicolas! – только выговорила Соня, мгновенно бледнея.
Наташа, увидав впечатление, произведенное на Соню известием о ране брата, в первый раз почувствовала всю горестную сторону этого известия.
Она бросилась к Соне, обняла ее и заплакала. – Немножко ранен, но произведен в офицеры; он теперь здоров, он сам пишет, – говорила она сквозь слезы.
– Вот видно, что все вы, женщины, – плаксы, – сказал Петя, решительными большими шагами прохаживаясь по комнате. – Я так очень рад и, право, очень рад, что брат так отличился. Все вы нюни! ничего не понимаете. – Наташа улыбнулась сквозь слезы.
– Ты не читала письма? – спрашивала Соня.
– Не читала, но она сказала, что всё прошло, и что он уже офицер…
– Слава Богу, – сказала Соня, крестясь. – Но, может быть, она обманула тебя. Пойдем к maman.
Петя молча ходил по комнате.
– Кабы я был на месте Николушки, я бы еще больше этих французов убил, – сказал он, – такие они мерзкие! Я бы их побил столько, что кучу из них сделали бы, – продолжал Петя.
– Молчи, Петя, какой ты дурак!…
– Не я дурак, а дуры те, кто от пустяков плачут, – сказал Петя.
– Ты его помнишь? – после минутного молчания вдруг спросила Наташа. Соня улыбнулась: «Помню ли Nicolas?»
– Нет, Соня, ты помнишь ли его так, чтоб хорошо помнить, чтобы всё помнить, – с старательным жестом сказала Наташа, видимо, желая придать своим словам самое серьезное значение. – И я помню Николеньку, я помню, – сказала она. – А Бориса не помню. Совсем не помню…
– Как? Не помнишь Бориса? – спросила Соня с удивлением.
– Не то, что не помню, – я знаю, какой он, но не так помню, как Николеньку. Его, я закрою глаза и помню, а Бориса нет (она закрыла глаза), так, нет – ничего!
– Ах, Наташа, – сказала Соня, восторженно и серьезно глядя на свою подругу, как будто она считала ее недостойной слышать то, что она намерена была сказать, и как будто она говорила это кому то другому, с кем нельзя шутить. – Я полюбила раз твоего брата, и, что бы ни случилось с ним, со мной, я никогда не перестану любить его во всю жизнь.
Наташа удивленно, любопытными глазами смотрела на Соню и молчала. Она чувствовала, что то, что говорила Соня, была правда, что была такая любовь, про которую говорила Соня; но Наташа ничего подобного еще не испытывала. Она верила, что это могло быть, но не понимала.
– Ты напишешь ему? – спросила она.
Соня задумалась. Вопрос о том, как писать к Nicolas и нужно ли писать и как писать, был вопрос, мучивший ее. Теперь, когда он был уже офицер и раненый герой, хорошо ли было с ее стороны напомнить ему о себе и как будто о том обязательстве, которое он взял на себя в отношении ее.
– Не знаю; я думаю, коли он пишет, – и я напишу, – краснея, сказала она.
– И тебе не стыдно будет писать ему?
Соня улыбнулась.
– Нет.
– А мне стыдно будет писать Борису, я не буду писать.
– Да отчего же стыдно?Да так, я не знаю. Неловко, стыдно.
– А я знаю, отчего ей стыдно будет, – сказал Петя, обиженный первым замечанием Наташи, – оттого, что она была влюблена в этого толстого с очками (так называл Петя своего тезку, нового графа Безухого); теперь влюблена в певца этого (Петя говорил об итальянце, Наташином учителе пенья): вот ей и стыдно.
– Петя, ты глуп, – сказала Наташа.
– Не глупее тебя, матушка, – сказал девятилетний Петя, точно как будто он был старый бригадир.
Графиня была приготовлена намеками Анны Михайловны во время обеда. Уйдя к себе, она, сидя на кресле, не спускала глаз с миниатюрного портрета сына, вделанного в табакерке, и слезы навертывались ей на глаза. Анна Михайловна с письмом на цыпочках подошла к комнате графини и остановилась.
– Не входите, – сказала она старому графу, шедшему за ней, – после, – и затворила за собой дверь.
Граф приложил ухо к замку и стал слушать.
Сначала он слышал звуки равнодушных речей, потом один звук голоса Анны Михайловны, говорившей длинную речь, потом вскрик, потом молчание, потом опять оба голоса вместе говорили с радостными интонациями, и потом шаги, и Анна Михайловна отворила ему дверь. На лице Анны Михайловны было гордое выражение оператора, окончившего трудную ампутацию и вводящего публику для того, чтоб она могла оценить его искусство.
– C"est fait! [Дело сделано!] – сказала она графу, торжественным жестом указывая на графиню, которая держала в одной руке табакерку с портретом, в другой – письмо и прижимала губы то к тому, то к другому.
Увидав графа, она протянула к нему руки, обняла его лысую голову и через лысую голову опять посмотрела на письмо и портрет и опять для того, чтобы прижать их к губам, слегка оттолкнула лысую голову. Вера, Наташа, Соня и Петя вошли в комнату, и началось чтение. В письме был кратко описан поход и два сражения, в которых участвовал Николушка, производство в офицеры и сказано, что он целует руки maman и papa, прося их благословения, и целует Веру, Наташу, Петю. Кроме того он кланяется m r Шелингу, и m mе Шос и няне, и, кроме того, просит поцеловать дорогую Соню, которую он всё так же любит и о которой всё так же вспоминает. Услыхав это, Соня покраснела так, что слезы выступили ей на глаза. И, не в силах выдержать обратившиеся на нее взгляды, она побежала в залу, разбежалась, закружилась и, раздув баллоном платье свое, раскрасневшаяся и улыбающаяся, села на пол. Графиня плакала.
– О чем же вы плачете, maman? – сказала Вера. – По всему, что он пишет, надо радоваться, а не плакать.
Это было совершенно справедливо, но и граф, и графиня, и Наташа – все с упреком посмотрели на нее. «И в кого она такая вышла!» подумала графиня.
Письмо Николушки было прочитано сотни раз, и те, которые считались достойными его слушать, должны были приходить к графине, которая не выпускала его из рук. Приходили гувернеры, няни, Митенька, некоторые знакомые, и графиня перечитывала письмо всякий раз с новым наслаждением и всякий раз открывала по этому письму новые добродетели в своем Николушке. Как странно, необычайно, радостно ей было, что сын ее – тот сын, который чуть заметно крошечными членами шевелился в ней самой 20 лет тому назад, тот сын, за которого она ссорилась с баловником графом, тот сын, который выучился говорить прежде: «груша», а потом «баба», что этот сын теперь там, в чужой земле, в чужой среде, мужественный воин, один, без помощи и руководства, делает там какое то свое мужское дело. Весь всемирный вековой опыт, указывающий на то, что дети незаметным путем от колыбели делаются мужами, не существовал для графини. Возмужание ее сына в каждой поре возмужания было для нее так же необычайно, как бы и не было никогда миллионов миллионов людей, точно так же возмужавших. Как не верилось 20 лет тому назад, чтобы то маленькое существо, которое жило где то там у ней под сердцем, закричало бы и стало сосать грудь и стало бы говорить, так и теперь не верилось ей, что это же существо могло быть тем сильным, храбрым мужчиной, образцом сыновей и людей, которым он был теперь, судя по этому письму.
– Что за штиль, как он описывает мило! – говорила она, читая описательную часть письма. – И что за душа! Об себе ничего… ничего! О каком то Денисове, а сам, верно, храбрее их всех. Ничего не пишет о своих страданиях. Что за сердце! Как я узнаю его! И как вспомнил всех! Никого не забыл. Я всегда, всегда говорила, еще когда он вот какой был, я всегда говорила…
Более недели готовились, писались брульоны и переписывались набело письма к Николушке от всего дома; под наблюдением графини и заботливостью графа собирались нужные вещицы и деньги для обмундирования и обзаведения вновь произведенного офицера. Анна Михайловна, практическая женщина, сумела устроить себе и своему сыну протекцию в армии даже и для переписки. Она имела случай посылать свои письма к великому князю Константину Павловичу, который командовал гвардией. Ростовы предполагали, что русская гвардия за границей, есть совершенно определительный адрес, и что ежели письмо дойдет до великого князя, командовавшего гвардией, то нет причины, чтобы оно не дошло до Павлоградского полка, который должен быть там же поблизости; и потому решено было отослать письма и деньги через курьера великого князя к Борису, и Борис уже должен был доставить их к Николушке. Письма были от старого графа, от графини, от Пети, от Веры, от Наташи, от Сони и, наконец, 6 000 денег на обмундировку и различные вещи, которые граф посылал сыну.


Слово гусар происходит от венгерских слов husz («двадцать») и ar («подать»). Гусары - это легкая кавалерия XV-XX веков.
История появления гусаров следующая:

В 1458 году венгерский король Матвей Корвин (Матьяш Корш) приказал образовать новый вид кавалерии для участия в войнах с турками. Этот вид ополчения составляли дворяне. В гусары должен был идти каждый 20-й дворянин с 1/20 частью своих вооруженных людей - оттуда и пошло слово гусар.
После распада Венгерского королевства в 1540 году гусары начали распространяться по Европе, гусарские войска начали появляться в армиях других стран.
В России гусары появились еще при царе Михаиле Федоровиче Романове и состояли сначала из вербованных немцев и поляков.Только во время правления Екатерины II гусарские части стали почти полностью состоять из русских солдат, а также из русских офицеров. Эта традиция была окончательно закреплена Павлом I и действовала до самого падения империи.При Екатерине II гусарство оформилось как «идеология», которая вошла в русский менталитет и культуру. В те времена в составе гусар начали появляться люди, которые являлись представителями интеллектуальной элиты своей эпохи. Впервые сформировался образ гусара.

0.Л. Кипренский. Портрет полковника лейб-гвардии Гусарского полка Дениса Давыдова 1809 г

Джорж Доу. Денис Давыдов

Образ гусара хорошо знаком и узнаваем. В народной памяти осталось представление о гусарах, как о героях-любовниках, больших любителей женщин (вспомним легендарного поручика Ржевского) , любителей вина (особенно шампанского, пить которое по-гусарски - значит, из горла) и карточных игр.

Кроме этого гусары известны своей отчаянной храбростью, гусарским задором, находчивостью, бесшабашностью и героизмом.
Образ гусара развивали и популяризировали Денис Давыдов, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Лев Толстой.
Русскую культуру можно считать вместилищем гусарства. Гусары существовали во многих странах, но ни одна из этих стран (кроме, разве что, родной для гусарских войск Венгрии) не приняла гусарство, как часть национального менталитета так, как это произошло в России.


(художник?)


Мадатов Валериан Григорьевич--(Мадатян Ростом)
Ковалерийский генерал-лейтенант.
Герой Отечественной войны 1812 года. "Русский Мюрат"


. К. Е. Маковский. Портрет поручика лейб-гвардии Гусарского полка графа Г.А. Бобринского.1879 г.

К Отечественной войне 1812 г. в России насчитывалось 12 гусарских полков, а к 1833 - 14 гусарских полков, а также 2 гвардейских.
В 1882 году было решено переименовать гусарские полки в драгунские. После этого в России из гусарских полков осталось только 2 гвардейских.
В 1910 г., через несколько лет после поражения России в русско-японской войне царь Николай II восстановил гусарские полки, их прежние названия и форму, чтобы «возродить» дух Русской армии. Таким образом, на 1914 г. всего существовало 18 гусарских полков, не считая двух гвардейских.


П. Е. Заболотский. Портрет корнета Клястицкого Гусарского полка Н. А.Томилова. 1837 г.


А. Клюндер. Портрет полковника лейб-гвардии Гусарского полка Н. И. Бухарова.1838 г


(художник?)


Неизвестный художник. Портрет корнета Владимирского уланского полка.Около 1832 г.


Александр Аверьянов. Русский гусар.


Гусары в бою. Художник Виктор Болтышев

осле 1917 года возникло несколько полков Красных Гусар. Командиром одного из них был избран унтер-офицер 13 Нарвского полка С. Д. Фандеев. Красные гусары особенно отличились летом 1919 года, когда Советская республика боролась с войском адмирала Колчака. Боевой путь полка пролёг по прикамским и уральским степям, от Уржума и реки Вятки до города Ялуторовска и реки Исеть.

1-й Красногусарский полк, он же полк «Красные гусары», командир С.Г. Фандеев

ходил в состав 30-й стрелковой дивизии, Сводного кавалерийского отряда (конной группы) Томина 3-й армии Востфронта, 10-й кавдивизии 3-й армии (1-й Рев. Армии труда), 10-й кавдивизии 3-го конкорпуса Гая Запфронта, в числе последних перешел немецкую границу и был интернирован.

Тому предшествовали жаркие бои, когда красные конники пытались прорваться к своим товарищам. Комиссар Стального кавполка, воевавшего бок о бок с гусарами, писал в своём дневнике в период жарких боёв с белополяками: "Гусарские фуражки краснеют за валом, их сабли блестят, как молнии, в воздухе, треск пулеметов по временам сменяется залпами, и мы несемся вперед, туда, где вход в Варшаву-Плоцк".

Кавалергарды, век не долог...

«Мы не стремимся быть первыми, но не допустим никого быть лучше нас» — эти слова графа А. И. Мусина-Пушкина вполне могли бы стать девизом кавалергардов.

Созданный Петром Великим, этот привилегированный полк не стал лишь «парадным войском». Свою честь и славу снискал он на полях сражения, обесмертив себя в сражениях под Аустерлицем, Бородино, Фершампенуазом,а многие офицеры-кавалергарды послужили России и на мирном поприще.


Неизвестный художник. Портрет обер-офицера Кавалергардского полка М.С.Храповицкого. 1809


М. Крылов. Портрет флигель-адъютанта, полковника лейб-гвардии Конного полка графа А. С. Апраксина. 1827


Штемберг В.К. - Портрет корнета Кавалергардского полка графа Д. А. Шереметева


Зичи М. Кавалергардская атака.Эпизод парада на Марсовом поле в честь визита германского Императора Вильгельма I.

Впервые кавалергарды появились в России в 1724 году в качестве почётного конвоя императрицы Екатерины I, в день её коронования. Сам Петр I стал капитаном кавалергардии, офицерами числились генералы и полковники,капралами —подполковники, а 60 человек рядовых были выбраны из обер-офицеров,причём,по свидетельству современников, «из всей армии самые великорослые и видные».


Кавалергард

Весь XVIII век это воинское формирование много раз видоизменялось: то распускалось, то рождалось вновь, — но всегда оставалось самым элитным и привилегированным полком русской армии, комплектовавшимся в основном из высшей аристократии.
Вчитайтесь в их имена: Ягужинский, Меньшиков, Бутурлин, Трубецкой, Воронцов, Шувалов, братья Орловы, Потёмкин-Таврический. Такое ощущение, что перед нами — история России того времени!

Получается, кавалергарды делали русскую историю?
Или наоборот: те, кто делал историю, стремились примерить мундир этого блестящего полка?

Как бы там ни было, кавалергарды всегда сохраняли статус сугубо русского формирования и даже в периоды наиболее сильных европейских влияний не превращалась в наёмное войско иноземных телохранителей, как это часто практиковалось в той же Европе.
Русские кавалергарды, что в дословном переводе значит «всадники-хранители», были не только личной охраной государя императора,но понимали свой долг шире — служение России, защита всего государства.


А.И. 3ауервейд. Обер-офицер Кавалергардского полка. 1820-е гг.

Картина, выполненная по заказу Николая I для подарка офицерам гвардейского Конного полка, была первым живописным полотном на тему 14 декабря 1825 г. Главное внимание в ней, естественно, уделено изображениюверных императору войск и прежде всего - Конной гвардии. Не только на полотне, но и в действительности, именно так стройно, плечом к плечу, выезжали на Сенатскую площадь эти отборные всадники. Муштра десяти послевоенных лет сделала свое дело - конногвардейцы, покорные приказу Николая I, атаковали в этот день своих собратьев - солдат-декабристов, руководимых противниками рабства и самодержавия. На первом плане - карьером возвращающийся во дворец придворный берейтор, отвозивший Николая I другим частям, спешит на площадь для подавления восстания.


А. И Шарлемань. Портрет юнкера лейб-гвардии Конного полка А.А. Вонлярлярского.1852 г


Бородино.Кавалергарды в бою. Художник Виктор Болтышев


Раненный кавалергард. Художник Ю.А. Аверьянов


К. П. Брюллов (?). Портрет генерала Оренбургского казачьего войска В. Л. Перовского.
Конец 1830-х гг.


Командир Кавалергардского полка Николай Николаевич Шипов-старший.
Изображён в дворцовом парадном мундире (белый колет и поверх него красная суконная кираса-супервест)
Картина Ф. В. Сычкова, 1895 год,Государственный Эрмитаж


А.И.Гебенс.Группа офицеров и солдат Кавалергардского Ея Величества полка.

Неразделима история полка и с именами декабристов - героев и мучеников 14 декабря 1825 г. Около 30 офицеров-кавалергардов оказались причастны к восстанию на Сенатской площади.


Декабрист Анненков Иван Александрович - поручик Кавалергардского полка

Мирные будни гвардейцев продолжались на протяжении ста лет. Жизнь шла своим чередом: менялись полковые командиры, приходили и уходили офицеры, изменялась штатная структура и наименование. С 1894 г. полк именуется Кавалергардским Ее Величества государыни императрицы Марии Федоровны. Кавалергарды украшали своим присутствием парады и императорские смотры и по-прежнему несли службу при дворе.


(художник?) Иван Александрович Муравьев.
Сын декабриста А. Н. Муравьева, родился в ссылке родителей в Иркутске. Служил в кавалерии; с 1849 корнет лейб-гвардии Кавалергардского полка, с 1851 поручик, в том же году за причастность к дуэли переведен в Нарвский гусарский полк; с 1853 в лейб-гвардии в Драгунском полку, с 1854 снова в Нарвском гусарском с чином ротмистра. С 1857 адъютант генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского, с 1858 майор.

Такое придворное существование продолжалось до трагического лета 1914 г. Маховик Первой мировой уже начинал раскручиваться. 21 июля в казармах на Шпалерной улице Петербурга был отслужен напутственный молебен, и ночью первый эскадрон кавалергардов уже грузился в вагоны на Варшавском вокзале. По прибытии на фронт гвардейцы вошли в состав правой группы армейской конницы 1-й русской армии и вскоре участвовали в разведке боем за пограничной рекой Ширвинт.

Однако свой первый в череде грядущих сражений настоящий бой Кавалергардский полк принял 6 августа 1914 г. у деревни Каушен. В атаку на противника кавалергарды пошли конным строем, но немецкая артиллерия поставила мощный огневой заслон.
Тогда корнет Веселовский крикнул солдатам: "Кавалергарды галопом не отходят!". Этих слов оказалось достаточно, чтобы спешившись, гвардейцы снова пошли на противника. Впереди цепей с обнаженной шпагой шел командир полка генерал-майор князь Александр Долгоруков.
По дорогам Первой мировой войны полк пройдет от Августовских и Козлово-Рудских лесов до Варшавы, Петракова и Свенцян, несколько раз сменит свою подчиненность, что порой не поддавалось никакой логике.
5 марта 1917 г. в полк пришла телеграмма об отречении императора. Больше гвардейцам воевать не пришлось - в стране начинается революция...

P.S. И еще из истории. Указа по случаю званого вечера в Польше:

По случаю назначеннаго сего числа у Польскаго князя Сангушскаго бала и приглашенiя на таковой всъх Штабъ и Оберъ-Офицеров ввереннаго мне полка, предписываю принять къ руководству и непръменному исполненiю слъдующее: Всъмъ Штабъ и Оберъ-Офицерам быть одътымъ в новой парадной формъ при знакахъ, шарфахъ и ранцахъ.

Явиться к Польскаму князю на балъ ровно въ 8 час. вечера.

Прибывъ на балъ осмотръеть исправность своей амуницiи, дабы не было видно сквозь проръзы въ соблазнительных местахъ голое тъло.

Пришедши въ покой не сморкать на полъ, а иметь для того цълые платки.

По стенамъ покоевъ похабныхъ надписей не дълать и соблазнительныхъ членовъ человъческаго тъла не рисовать.

Когда явятся польския женщины, вести себя какъ можно скромнъй. Жопой къ лицу дамъ не поворачиваться, при разговорахъ съ красивыми шляхетками рукъ въ карманахъ панталоновъ не держать и членовъ не наяривать.

Во время танцевъ и контредансовъ ногъ своим дамамъ не подставлять, чтобы падали, къ себъ на колени не сажать и за жопы дамъ не щупать.

Въ буфетахъ до пьяна не напиваться, по углам комнатъ не плевать и пальцами не высмаркиваться.

Во время ужина за столомъ поганныхъ словъ не произносить и под столомъ соседнимъ дамамъ членовъ въ руки не класть. После ужина на балконъ срать не выходить, а отправляться для этого въ отхожiя мъста.

При прощанiи съ дамами дълать трижды поклонъ на французскiй манеръ и вообще вести себя на время бала прилично, яко подобаетъ образованному русскому офицеру. "

Кавалергардский Ее Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны полк

Старшинство полка – 11.01.1799 г. Полковой праздник – 5 сентября, в день Св. Захария и Елизаветы.

Нижние чины полка комплектовались из высоких голубоглазых и сероглазых безбородых блондинов. Общая полковая масть коней - гнедая. Масти различались по эскадронам: 1-й эскадрон - светло-гнедые без отметин, 2-й эскадрон - гнедые с отметинами, 3-й эскадрон - гнедые без отметин, 4-й эскадрон - темно-гнедые без отметин. Расцветка флюгера - белый с красным.

30.03.1724 г. - Петром I повелено генерал-майору Лефорту сформировать в Москве для коронационных торжеств из армейских и состоящих сверхкомплекта офицеров в количестве 50 человек драбантов (Кавалергардию ). Звание капитана роты принял Петр I , капитан-поручик - Ягужинский .

26.05.1724 г. - кавалергарды распущены и сдали обмундирование в Московскую мундирную контору.

30.04.1726 г. - Высочайше повелено вновь сформировать Кавалергардию , на тех же условиях как при Петре I и выдать кавалергардам обмундирование из Московской мундирной конторы. Штат: поручик (в чина генерал-лейтенанта), корнет (в чина генерал-майора), вахмистр (в чине полковника), 3 капрала (в чине подполковников), 60 рядовых (в чине капитанов).

12.1726 г. - Кавалергардия сформирована.

1728 г. - штат: капитан-лейтенант, лейтенант, унтер-лейтенант, вахмистр, 3 капрала, 3 вице-капрала (с чине майоров), 72 рядовых и писарь.

7.07.1731 г. - Кавалергардия расформирована.

1742 г. - Кавалергардия восстановлена для участия в коронационных торжествах Имп. Елизаветы Петровны. Чины на набраны из лейб-кампании.

21.03.1762 г. - Кавалергардия расформирована.

6.07.1762 г. - Кавалергардия восстановлена.

24.03.1764 г. - Кавалергардский корпус , даны новые штаты.

1796 г. - повелено сформировать новый Кавалергардский эскадрон . Офицеры и половина нижних чинов выделены из лейб-гвардии Конного полка

31.12.1796 г. - повелено сформировать еще два Кавалергардских эскадрона из 500 чинов всех полков гвардии.

26.01.1797 г. - утвержден штат кавалергардов.

20.07.1797 г. - полк переформирован в 5 эскадронов.

21.09.1797 г. - полк расформирован, часть личного состава передано в другие полки, часть уволена от службы.

11.01.1799 г. - учрежден Кавалергардский корпус . Офицеры и унтер-офицеры назначены лично Императором Павлом I , графу Литте поручено набрать рядовых из унтер-офицеров дворян всех частей гвардии.

6.04.1799 г. - учрежден штат корпуса: шеф - в чине полного генерала, командир - в чине генерал-майора, 2 полковника, 1 ротмистр, 2 корнета, 9 унтер-офицеров (один из них вахмистр), 75 кавалергардов, 1 литаврщик, 4 трубача, 32 нестроевых разного звания. Все унтер-офицеры и рядовые из дворян.

11.01.1800 г. - Кавалергардский корпус переформирован в Кавалергардский полк с правами полков гвардии.

16.05.1800 г. - утвержден штат полка в составе: 1 генерал, 3 полковника, 20 обер-офицеров, 42 унтер-офицера, 284 кавалергарда, 7 трубачей, 116 нестроевых.

14.03.1804 г. - полк переформирован в 5 эскадронов.

26.05.1804 г. - сформирован запасный эскадрон.

8.11.1810 г. - запасный батальон раскассирован на усиление действующих.

27.12.1812 г. - полк переформирован в состав 6-ти действующих и один запасный эскадроны.

22.08.1831 г. - .

2.05.1832 г. - утверждены новые штаты полк при прежнем составе в 6 действующих и 1 запасного эскадронов.

6.04.1836 г. - учрежден и приписан к полку Гвардейский запасный эскадрон №1-го. 7-й запасный эскадрон назван 7-м резервным.

25.01.1842 г. - для запасных войск повелено иметь 8 эскадронов в кадровом составе из бессрочноотпускных нижних чинов.

26.07.1852 г. - утвержден штат полка в 6 действующих и 2 резервных эскадронов.

18.09.1856 г. - утвержден штат полка в 4 действующих и один резервный №5-го эскадронов.

6.11.1860 г. - Кавалергардский полк

29.12.1863 г. - 5-й резервный эскадрон отчислен в состав Гвардейской резервной кавалерийской бригады и назван резервным эскадроном Кавалергардского полка (без номера)

4.08.1864 г. - резервный эскадрон причислен к полку.

24.12.1866 г. - утверждены новые штаты полка в составе 4-х действующих эскадронов и положение о резервных эскадронах.

27.07.1875 г. - резервный эскадрон переименован в запасный.

2.03.1881 г. - Кавалергардский Ее Величества полк .

6.08.1883 г. - запасный эскадрон переформирован в отделение кадра

2.11.1894 г. - Кавалергардский Ее Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны полк

12.11.1914-22.01.1915 гг. – в составе Гвардейской кирасирской дивизии.
4.03.1917 г. - Кавалергардский полк .

02.-03.1918 г. - фактическое расформирование полка в Ливнах Орловской губернии.
Офицеры полка осенью 1918 г. служили в основном в Черкесской конной дивизии. С конца 10.1918 г. кавалергарды составили взвод (с 01.1919 г. эскадрон) команды конных разведчиков Сводно-гвардейского полка. С 24.03.1919 эскадрон полка (18 офицеров), а затем дивизион входил в состав Сводного полка гвардейской кирасирской дивизии (с 19.06.1919 г. - 1-го Гвардейского Сводно-кирасирского полка), где в 07.1919 г. кавалергарды были представлены двумя эскадронами. Третий эскадрон, сформированный в Лубнах, присоединился к полку в 12.1919 г. С 15.12.1919 г. эскадрон полка входил в Сводно-гвардейский кавалерийский полк 1-й кавалерийской дивизии и Сводную кавалерийскую бригаду, а по прибытии в Крым с 1.05.1920 г. стал 1-м эскадроном Гвардейского кавалерийского полка. Полк потерял в Белом движении 16 офицеров (7 расстреляны, 5 убиты и 4 умерли от болезней). Полковое объединение в эмиграции - «Кавалергардская семья». В 1938-1968 гг. издавало на ротаторе ежегодный журнал «Вестник кавалергардской семьи», на 1951 г. насчитывало 59 чел. (данные Волкова)


if (!defined("_SAPE_USER")){ define("_SAPE_USER", "d0dddf0d3dec2c742fd908b6021431b2"); } require_once($_SERVER["DOCUMENT_ROOT"]."/"._SAPE_USER."/sape.php"); $o["host"] = "regiment.ru"; $sape = new SAPE_client($o); unset($o); echo $sape->return_links();?>

Имеет Церковь Свв. Захарии и Елисаветы Кавалергардского Ее Величества Государыни Марии Феодоровны и походную церковь.

Прослушать марш полк:

Марш любезно предоставил Виктор Соковнин, из собственного архива.

Особенности комплектования:

По кончине Князя Потемкина Шефская вакансия оставалась 2 года не замещенною.

1793 г. 21 Октября назначен Шефом Кавалергардов Генерал-Фельдцейхмейстер Зубов, а Поручиком оставлен бывший при Потемкине, Князь Дмитриев-Мамонов.

В этом составе Кавалергарды оставались, в продолжение всего Царствования ; по кончине ЕЁ, они содержали ежедневно по 16 человек карауле при теле усопшей ГОСУДАРЫНИ, участвовал в погребальной процессии и за сим по истечении 6 недель после ЕЁ кончины повышены чином и распушены, кто в какой род службы пожелал. В то же время ПАВЕЛ 1 отдал повеление Графу Мусину-Пушкину набрать особый Кавалергардский эскадрон, все офицеры и половина нижних чинов которого были выбраны из Лейб-Гвардии Конного .

1796 г. Декабря 31. Повелено было отправить к Графу Мусину-Пушкину из всех полков Гвардии 500 унтер-офицеров для сформирования новых двух Кавалергардских эскадронов.

1797 г. Января 26. Утвержден штат их: Шеф из Генералитета, к нему в Штабы-Генерал или . 3 Штаб-офицера для командования эскадронами, 3 Ротмистра, 3 Штаб-Ротмистра, 6 Поручиков, 6 Корнетов, 3 , 3 штандарт-юнкера, 54 унтер-офицера и 600 Кавалергардов - все дворянского происхождения.

1797 г. Кавалергардские эскадроны вместе с Конною Гвардиею в Марте месяце участвовали во всех церемониях при коронации и во время пребывания Императорской Фамилии в Москве содержали внутренние Дворцовые караулы. 23 Июля - того же года вместе трех эскадронов разделены на пять, а 21 Сентября расформированы по другим полкам и частью уволены вовсе от службы.

Кавалергарды в разные годы:

Кавалергард при Петре II, 1727-30 гг .

Кавалергарды при Императрице , 1742 г.

1800 г. Января 11, повелено было переформировать Кавалергардский корпус в трех-эскадронный Кавалергардский на одинаковом положении с полками Гвардии, не присваивая ему прежнего преимущества состоять из дворян. Все унтер-офицеры и рядовые из дворян, служившие в корпусе, выпущены по их желанию в другой род службы обер-офицерскими чинами. 16 Мая утвержден штат : Генерал, 3 Полковника, 20 Обер-офицеров, 42 унтер-офицера, 284 Кавалергардов, 7 трубачей и нестроевых разных чинов и званий 116.

1804 г. Марта 14. Утвержден новый штат по пяти-эскадронному составу. Мая 26 при учрежден Запасный эскадрон.

1864 г. Августа 4. Резервный эскадрон причислен к , а Управление Гвардейской резервной бригады упразднено.

1866 г. Декабря 24. Утверждены: новый штат по составу из 4 действующих эскадронов и положение о резервных эскадронах.

Кавалергарды в разные годы:

Кавалергарды в разные годы:

1918 г. В Феврале-Марте в Ливнах Орловской губернии произошло фактическое расформирование .

С 1917 г.

ВЫСОЧАЙШИЕ ОСОБЫ, ЧИСЛИВШИЕСЯ В ПОЛКУ:

В ПОЛКУ ЧИСЛИЛИСЬ:

В ПОЛКУ СЛУЖИЛИ:

УЧАСТИЕ В ПОХОДАХ И ДЕЛАХ ПРОТИВ НЕПРИЯТЕЛЯ.

Давыдов Евдоким Васильевич, ротмистр Кавалергардского . Ранен 26 августа при Бородине ниже колена правой ноги.

Каблуков Платон Иванович, полковник Кавалергардского . Ранен саблей в руку 26 августа при Бородине.

Левашов Константин Васильевич, штабс-ротмистр Кавалергардского . Ранен 12 октября при Малоярославце. Умер от раны 15 мая 1813 года в Курмышском уезде.

Левенвольд Карл Карлович, полковник, командующий кавалергардским . Убит 26 августа при Бородине.

Окунев Григорий Александрович, Кавалергардского (в составе Сводно-кирасирского ). Ранен 6 октября при : получил несколько ударов палашами в голову.

Орлов Григорий Федорович, поручик Кавалергардского . Ранен 26 августа при Бородине: ядром оторвало ногу.

Пашков Александр Васильевич, Кавалергардского . Контужен 26 августа при Бородине в поясницу ядром.

Римский-Корсаков Павел Александрович, штабс-ротмистр Кавалергардского . Убит 26 августа при Бородине.

Церковь Свв. Захарии и Елисаветы Кавалергардского Ее Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны полка.

Церковь Кавалергардского полка.

Наружный вид церкви Свв. Праведных Захарии и Елисаветы при переезде ее в ведение был очень незатейлив. Это была небольшая каменная церковь с деревянными куполом и колокольней.

Служба совершалась в придельном храме до 1855 года, когда было решено для увеличения помещения церкви уничтожить придельный храм, причем его иконостас, сооруженный из икон, хранившихся при полковой церкви и неизвестно какой походной церкви, был пожертвован в новостроящуюся церковь села Долоцкого (Петербургской губ.) в имении Августейшего Шефа Александры Феодоровны. Наружный вид церкви Кавалергардского все время оставался почти без изменений, тогда как внутренний вид ее подвергался частым переделкам. Капитальный ремонт церкви сделан в 1897-1898 г.г. Первую мысль о возобновлении храма подал Протопресвитер А. А. Желобовский (служивший в церкви Кавалергардского с 1869 г. по 1882 г.). В начале 1896 года была образована комиссия в составе командира А. А. Гринвальда, полкового священника М. Н. Лебедева, штаб-офицеров и эскадронных командиров, при самом живом участии Протопресвитера А. А. Желобовского. комиссии был назначен ктитор церкви поручик В. Н. Воейков. Благодаря щедрым пожертвованиям, поступившим от Государя Императора Николая Александровича (6000 руб.), Августейшего Шефа - Государыни Марии Феодоровны (4000 руб.), бывших и в то время находящихся на службе офицеров , а также различных учреждений и частных лиц, - всего на перестройку церкви оказалось возможным израсходовать 180,990 руб. 92 коп.

Для увеличения церкви были пристроены выступы с южной и северной сторон, удлинена западная сторона, алтарь и ризница увеличены, устроены удобные входы: в алтарь, церковь и особый, с северной стороны. Проведено водяное отопление. Реставрирован, поправкой позолоты, иконостас. В церкви и алтаре сделаны паркетные полы, а в остальной каменные.

Переустроенная церковь имеет форму креста, с выступами на северную и южную стороны, и может вместить до 1500 молящихся.

Оригинальной особенностью церкви является ее покатый пол, который постепенно понижается к алтарю, что дает возможность молящимся в конце храма видеть все богослужение.

Кроме художественного иконостаса, обращают на себя внимание следующие образа:

1) Спасителя, писанный на овальной золотой доске; кругом брильянтовое сияние, с частицей Ризы Господней. Частица Ризы Господней находится в золотом ковчежце, в нижней части иконы, и прикрыта крупным аметистом. На обороте надпись: "Сия святая икона принадлежит Ее Императорского Величества Фрейлине Анне Васильевне Салтыковой. 1704 года, мая дня 29-го, в сем месте положена часть Ризы Христа Бога Нашего". Эта драгоценная икона вложена в серебряный футляр со стеклом и пожертвована дейст. ст. сов. Сергеем Сергеевичем Салтыковым в молитвенную память о своем сыне С. С. Салтыков, служившем в Кавалергардском ; под образом висит серебряный крестик с частицами мощей Свв. Угодников Божиих, и на нем следующая надпись: "Мощи Св. Николая и Сергия Чудотв., Св. Муч. Георгия и Димитрия Солунского, Лазаря Чет. и Игнатия Богоносца, Св. Леонтия Ростовского и Иоанна Милостивого, Святителя Алексия и Иоанна Московского Чуд.",

2) Владимирский образ Божией Матери, писан на дереве, в серебряной вызолоченной ризе с венчиками, богато украшен жемчугом и другими драгоценными каменьями. На оборотной стороне надпись: "Сия Чудотворная икона Владимирския Богоматери искони принадлежала старшим в роде Князей Велико-Гагиных, тщанием коих оная украшена богатым серебряным окладом, с позолотою, каменьями и жемчугом; по пресечении же фамилии сих Князей, вдовствующая княгиня Евдокия Феодоровна, дочь Болярина Феодора Петровича Салтыкова, благословила сею иконою большого сына брата своего Василия Феодоровича, Петра Васильевича Салтыкова, по приказанию коего, оная икона поновлена сыном его с большим прибавлением украшения серебром, каменьями жемчугом и положением части ризы Иисуса Христа в панагии; Ея Величества Великия Екатерины II Действительным Камер-Гером Василием Петровичем Салтыковым в лето от Рождества Христова 1789 в столичном граде Москве. Да пребудет икона сия благословением старшему в роде и родов потомства нашего",

3) образ Нерукотворенного Спаса, написан на дереве, в серебряном узком окладе. Икону эту пожаловал в 1679 году Царь Феодор Алексеевич дьяку Андрею Виниусу. Пожертвован этот образ кавалергардом Ф. И. Ладыженским. В нижней части образа надпись; "Сий Образ Иисуса Слова Божия 7092 года сентября 26 по прошению Великаго Государя Царя Иоанна Васильевича от Цесаря Рудольфа сребропозлащением украшен по обычаю греков. Списан с сущаго образа, который от самаго Творца Нашего Иисуса во Ефес, по Авгарю, послан бяше юже и ныне в Риме и свидетельствует о том грамота в посольском приказе и по отшествии жизни сего Государя сыну его Феодору Иоанновичу отдан в чертоги царские и потом в келию Святейшаго патриарха Филарета Никитича и по кончине его отдан в иконохранительницу чертогов царских свидетельствует о том опись патриаршаго казеннаго приказа",

4) мозаичный образ Св. Николая Чудотворца. История этого образа следующая: когда Николай Павлович был в Риме и осматривал мозаичные изображения святых, то просил Папу Григория XVI разрешить прислать русских художников, чтобы им научиться этому искусству. Первый образ, составленный русскими художниками из иностранной мозаики, образ Св. Николая, - точная копия с образа Св. Николая, находящегося в Бари, (помещен в часовне на Николаевском мосту). Такой же образ первый сработан в России русскими художниками из русской мозаики; сохранялся в Академии Художеств. Государь Николай Александрович, в память посещения церкви Кавалергардского в день ее освящения, и соизволил принести этот образ в дар полковой церкви,

5) образ Знамения Божией Матери, в серебряно-вызолоченной ризе, по клейму 1774 года. Одежда Богоматери богато унизана жемчугом.

В алтаре главное внимание обращает на себя Св. Престол, в серебряном одеянии художественной чеканной работы Фаберже; пожертвовано одеяние к столетнему юбилею княгиней Зинаидой Николаевной и князем Феликсом Феликсовичем Юсуповыми, гр. Сумароковыми-Эльстон. Престол поставлен на каменный гранитный фундамент, облицованный выше пола киевским порфиром. Жертвенник - белого итальянского мрамора, работы скульптора Ботта. Над жертвенником вделан Св. Антиминс из упраздненного в 1856 году придельного храма в честь Св. Ап. и Евангелиста Иоанна Богослова, священнодействованный в царствование Елисаветы Петровны, но когда и кем именно он освящен, - неизвестно, так как надписи от времени стерлись.

В ризнице хранятся: 8 Евангелий, 5 крестов *), Св. Сосуды (имеется потир с клеймом, "1756 года"), и оч. много дорогих облачений для священнослужителей. Из последних наибольшее внимание обращают на себя:

1) юбилейные облачения, обшитые кавалергардским серебряным галуном, и облачения, пожертвованные князем Барятинским, командиром Н. Н. Шиповым, кавалергардом А. Н. Безаком и проч.

Примечание: *) Заслуживает по своей древности серебряный крест со Св. мощами: Св. Иоанна Крестителя, Великомуч. Варвары, Св. Епископа Симона, преподобных: Макария, Анатолия, Авраамия, Онисифора и с частицею пояса Божией Матери. Внизу на ручке надпись: "Сей животворящий Крест Господень построен к церкви Свв. и праведных Захарии и Елисаветы, что на запасном дворе, в лето 1754 года".

По богатству своему полковая церковь занимает одно из лучших церквей С.- Петербурга.
В память товарищей, доблестно сражавшихся под штандартами своего в войну 1812 года и жизнь свою положивших за Веру, Царя и Отечество, их полковые сослуживцы поставили серебряную доску, с арматурой, на мраморном пьедестале; на доске начертаны имена убиенных и раненых офицеров, а также и число убитых и раненых нижних чинов.

Освещается церковь электричеством.

По штату при церкви положены: священник, протодиакон и псаломщик.

ОСОБЕННОСТИ УНИФОРМЫ:

Парадный шлем нижних чинов Лейб-гвардии Кавалергардского либо Лейб-гвардии Кирасирского на последнее царствование.

Латунная сфера с козырьком и наборным затыльником снабжена белым мельхиоровым прибором, присущим только двум этим полкам. Декоративные заклепки также мельхиоровые. Бело-оранжево-черная боковая кокарда нижних чинов в оригинальном красочном покрытии. На шлем установлена гвардейская звезда и кожаный ремешок с белой двухфестонной наборной чешуей. Установленный на шлеме орел отреставрирован - присутствуют многочисленные следы паек. Тем не менее, частично сохранилось оригинальное серебрение, крепящие его к основе заклепки заменены. Подшлемник также отреставрирован.

Бронзовая кираса с красным шнуром по канту, носившаяся при парадной форме офицерами Лейб-Гвардии Кавалергардского и Лейб-Гвардии Конного полков. Кираса состоит из двух половин - нагрудника и спины, подложенных с изнанки лосиной кожей. Обе пластины скрепляются между собой кожаными плечевыми ремнями, обшитыми красным сукном и покрытыми с лицевой стороны наборной четырехфестонной чешуей с фигурными застежками. Поясной ремень из красной кожи с латунной пряжкой восстановлен. Золочение почти не сохранилось, кирасу многократно чистили.

БОЕВЫЕ ПОТЕРИ:

Офицер и рядовые Кавалергардского ЕЁ Величества
при Государе Императоре Николае Александровиче.

1851 г.