Ил 76 с новым двигателем. Основные конструктивные отличия самолета

Тяжелый транспортный самолет Ил-76МД-90А является глубоко модернизированной версией хорошо зарекомендовавшего себя самолета Ил-76МД, который производился в Республике Узбекистан на Ташкентском авиационном предприятии им. Чкалова.

Новые пилотажно-навигационный комплекс, система автоматического управления, комплекс связи и «стеклянная» кабина отвечают всем современным требованиям к авионике воздушных судов и значительно увеличивают безопасность полетов, точность самолетовождения и десантирования. Замена штатных двигателей Д-30КП2 на значительно более современные ПС-90А-76, установка модифицированного крыла и усиленного шасси значительно расширяют эксплуатационные возможности самолета.

Тяжелый оперативно-стратегический транспортный самолет Ил-76МД-90А предназначен для межрегиональной перевозки войск, тяжелой крупногабаритной техники и грузов, а также десантирования личного состава, техники и грузов парашютным и посадочным способом. Самолет транспортирует весь перечень ВВТ, применяемой воздушно-десантными войсками России.

Так же Ил-76МД-90А может использоваться для перевозки больных и раненых и тушения площадных пожаров. Максимальная коммерческая нагрузка увеличена до 52 тонн. Максимальный взлетный вес самолета доведен до 210 тонн.

Самолет представляет собой свободнонесущий моноплан с высоким расположением крыла с четырьмя двигателями, установленными на крыле на пилонах, Т-образным хвостовым оперением и пятистоечной схемой шасси. В хвостовой части фюзеляжа снизу расположен грузовой люк с рампой для загрузки и выгрузки грузов и техники и осуществления десантирования. Самолет может выполнять взлет и совершать посадку на грунтовых (с плотностью грунта до до 7,5 кг/см²) и бетонных аэродромах с высотой от минус 300 до 3000 м над уровнем моря, и выполнять полеты в любое время суток над сушей и водными пространствами.

Модернизация самолета, предусматривающая установку современных двигателей, систем управления самолетом, нового крыла и усиленного шасси значительно расширяет эксплуатационные возможности Ил-76МД-90А и увеличивает точность самолетовождения и десантирования. Самолет нового поколения

Основные конструктивные особенности самолета Ил-76МД-90А:

  • Устанавливаются двигатели ПС-90А-76
  • Новое крыло - применяются длинномерные панели
  • Топливная система дорабатывается под новое крыло
  • Устанавливается пилотажный комплекс «Купол-III-76М» с экранной индикацией
  • Устанавливается цифровая САУ-76
  • Устанавливается комплексная система электронной индикации и сигнализации КСЭИС-КН-76 с 8-ю МФИ, обеспечивающая индикацию параметров самолетных систем, пилотажных и навигационных параметров и САУ-76
  • Дорабатываются самолетные системы для установки двигателя ПС-90 А-76 и обеспечения индикации и контроля
  • Устанавливается ВСУ ТА-12А

Установка современных двигателей четвертого поколения ПС-90А-76 позволяет значительно повысить эксплуатационную эффективность самолета за счет:

  • снижения удельного расхода топлива на 12%
  • увеличения дальности полета на 18%
  • снижения прямых эксплуатационных расходов
  • возможности эксплуатации с высокогорных аэродромов и в условиях высоких температур
  • соответствия уровня шума и эмиссии современным нормам ICAO

Десантно-транспортное оборудование:

Устанавливается десантно-транспортное оборудование, позволяющее использовать самолет в следующих условиях: для перевозки личного состава для парашютного десантирования десантников-парашютистов для перевозки грузов, техники, универсальных морских и авиационных контейнеров и поддонов для парашютного десантирования грузов и техники на платформах для безпарашютного сброса грузов с малых высот.

Погрузка грузов и техники производится через грузовой люк с помощью бортовых лебедок и электротельферов. Две лебедки позволяют грузить несамоходную колесную технику при максимальном усилии на тросе каждой лебедки 3000 кгс. Лебедки имеют электрический и ручной приводы. Четырьмя тельферами можно произвести погрузку моногруза массой до 10 т. Грузовая кабина имеет рампу, которая при погрузке и выгрузке может устанавливаться в горизонтальное или любое другое необходимое положение. При необходимости грузы массой до 30 т могут быть подняты в грузовую кабину рампой.

Для погрузки гусеничной и колесной техники, а также платформы на рампе монтируется четыре подтрапника, обеспечивающих плавный въезд техники на рампу. На пол грузовой кабины и рампы устанавливаются четыре роликовые дорожки с монорельсом в двух вариантах: в специальных нишах для десантирования платформ; на балках для перевозки авиационных контейнеров и поддонов. Для перевозки людей в грузовой кабине самолета имеются бортовые сидения и устанавливаются съемные центральные сидения.

В однопалубном варианте (с центральными сидениями) обеспечивается перевозка 145 военнослужащих или 126 десантников-парашютистов. В двухпалубном варианте – до 225 военнослужащих. Самолет оборудован системой сброса грузов, позволяющей выполнять одиночное и серийное десантирование платформ с грузами и техникой. Кроме того, в грузовой кабине самолета может быть установлено оборудование позволяющее: перевозить до 114 раненых и медицинский персонал осуществлять интенсивную терапию до 20 тяжелораненым осуществлять тушение пожаров.

Летно-технические характеристики

Длина самолета, м 46,60
Высота самолета на стоянке, м 14,76
Размах крыла, м 50,50
Площадь крыла (трапеции), м2 300,0
Колея шасси (по внешним колесам), м 8,16
Диаметр миделевого сечения, м 4,8
Количество двигателей 4
Максимальная взлетная масса, т 210
52
Общая вместимость топливных баков, л 109500
Крейсерская скорость, км/час 820 … 850
Дальность полета, км:
при нагрузке 50 тонн 4100
при нагрузке 40 тонн 5400
при нагрузке 20 тонн 8500
Высота полета, м 9000…12000
Длина разбега, м 1450
Потребная взлетная дистанция на БВПП, м 1700
Длина пробега с применением реверса тяги двигателей, м 930
Высота десантирования, м:
техники 300…4000
десантников-парашютистов до 8000
Скорость при парашютном десантировании, км/час:
техники 260…400
десантников-парашютистов 220…400
Число мест экипажа 5
Перевозка военнослужащих:
десантников-парашютистов 126
личного состава /при установке второй палубы 145 /225
пострадавших, при установке санитарного оборудования 114
Размеры грузовой кабины:
Длина с рампой, м 24,50
Ширина, м 3,45
Высота, м 3,40
Объем грузовой кабины, м3 321
Ресурс самолета:
Календарный, лет 30
Количество посадок 10000
Количество летных часов 30000

Видео

  • Дата изменения данных: 03.09.2013
Военно-транспортный самолет Ил-76

МОДИФИКАЦИИ Всего создано 17 модификаций самолета Ил-76:

  • Ил-76 (1975 г.),
  • Ил-76М, Ил-76МД, Ил-76МФ-военно-транспортные самолеты;
  • Ил-76Т, Ил-76ТД (1982 г.) - транспортные самолеты, предназначенные для использования в ГВФ;
  • Ил-76ТДП (1990 г.) - пожарный самолет;
  • Ил-76ЛЛ (1991 г.)-летающая лаборатория для отработки перспективных двигателей;
  • Ил-78 - самолет-заправщик;
  • А-50 - самолет ДРЛО;
  • Ил-76МДК - самолет для тренировки космонавтов в условиях невесомости,
  • Ил-76"Скальпель" - летающий госпиталь.

    В настоящее время три самолета "Скальпель" задействованы в медицинском обеспечении контртеррористической операции в Чеченской республике. "Скальпель" осуществляет регулярные перевозки раненых и больных из районов проведения контртеррористической операции в стационарные военные госпитали.

    "Скальпель" - модифицированный военно-транспортный самолет Ил-76, в грузовой кабине которого размещены предоперационная палата, операционное отделение и отделение интенсивной терапии со всем необходимым набором аппаратов, приборов и инструментов. Этот воздушный госпиталь обслуживается бригадой воздушных медиков из 12 человек. "Скальпель" может взлетать и садиться не только не бетонные и грунтовые, но и на ледовые полосы. Самолет принимал участие в афганской войне, где зарекомендовал себя неуязвимым и "самым надежным" самолетом своего класса. Имеет управляемое оружие и средства активных и пассивных помех..

  • Ил-76ТФ-100 - самолет Ил-76 с двигателями 3FM56.

    В настоящее время авиационный комплекс им. Ильюшина одной из самых перспективных разработок считает создание модификации транспортного самолета Ил-76ТФ-100 с двигателями типа 3FM56 французской фирмы Snecma.

    Как сообщил начальник отделения технической документации авиакомплекса Александр Шахнович, новая силовая установка позволит резко поднять основные летно-технические характеристики (по сравнению с самолетом, оснащенным отечественными двигателями ПС-90А).

    Дальность полета новой модификации с базовой нагрузкой в 40 тонн возрастет примерно на 1000 км. Новые двигатели обеспечат возможность взлета с более высокогорных аэродромов и при высоких температурах окружающего воздуха, что особенно важно для стран Юго-Восточной Азии.

    Новая модификация самолета должна будет иметь повышенную грузоподъемность в 60 тонн.

    Наиболее важным преимуществом новой модификации станет также возможность перевозки до 4 морских контейнеров.

    На базе отечественного бортового оборудования планируется установить новую кабину экипажа самолета для сокращенного экипажа до 3 человек вместо четырех. Модифицируемый самолет Ил-76ТФ, в свою очередь, является гражданской версией военно-транспортного самолета Ил-76МФ.

    РАЗМЕРЫ.

  • Размах крыла 50,50 м;
  • длина самолета 46,59 м (Ил-76МФ - 53,2 м);
  • высота самолета 14,76 м;
  • площадь крыла 300 м2;
  • длина грузового отсека 20,00 м (24,50 м с рампой, Ил-76МФ - 31,1 м);
  • ширина грузового отсека 3,40 м;
  • высота грузового отсека 3,46 м.

    ЧИСЛО МЕСТ.

  • Экипаж 7 чел.

    ДВИГАТЕЛИ. На самолете Ил-76 устанавливаются четыре ТРДД Д-30КП (4х117,7 кН/4х12 000 кгс) или ПС-90 (Ил-76МФ, 4х156,9 кН/16000 кгс).

    В начале 2000 года сообщалось, что возможно проведение работ по установке двигателей ПС-90А-76 на транспортные Ил-76ТД, эксплуатируемые авиакомпаниями. Замена двигателей позволит поднять показатели по топливной экономичности и дальности полета. Имеются предложения авиакомпаний на замену двигателей. Стоимость замены двигателей относительно невелика. Модернизация Ил-76 будет состоять из небольших доработок конструкции и стоимости двигателей ПС-90А, составляющей менее 2 млн долл. за двигатель.

    Удельный расход топлива двигателей Д-30КП составляет 0,665, а ПС-90А - 0,58-0,60 кг/кгс час.

    Себестоимость летного часа модернизируемого самолета будет на 20% ниже, чем аналогичный показатель самолета Ил-76ТД, составляющий 4 тыс. долл.

    МАССЫ И НАГРУЗКИ

  • максимальная взлетная 170000 кг (Ил-76Т), 190000 кг (Ил-76ТД), 210000 кг (Ил-76МФ);
  • максимальная посадочная 151500 кг (Ил-76ТД);
  • полезная нагрузка 40000 кг (Ил-76Т), 50000 кг (Ил-76ТД), 52000 кг (Ил-76МФ).

    ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ.

  • Максимальная скорость 850 км/ч;
  • крейсерская скорость 750-800 км/ч (Ил-78 - 450-780 км/ч);
  • посадочная скорость 210 км/ч;
  • практический потолок 12000 м;
  • практическая дальность полета:

    С полезной нагрузкой 20000 кг - 7300 км (Ил-76ТД),

    С максимальной полезной нагрузкой 3650 км (Ил-76ТД), 5000 км (Ил-76Т), 5200 км (Ил-76МФ);

  • длина разбега 850 м (Ил-76МФ - 1800 м при максимальной нагрузке);
  • длина пробега 450 м (Ил-76МФ - 1000 м при максимальной посадочной массе).

    ОБОРУДОВАНИЕ. В состав электронного бортового оборудования самолета Ил-76 входят:

  • навигационная РЛС (под кабиной штурмана),
  • метеорологическая РЛС (в носу),
  • БЦВМ.

    Самолет имеет герметизированную грузовую кабину, опускающуюся грузовую рампу, две тяговые грузовые лебедки, расположенные у передней стенки грузовой кабины, четыре электротельфера, по два с каждого борта (задние электротельферы могут выдвигаться на 5 м за порог рампы), четыре переставляемых по ширине рампы подтрапника. В грузовой кабине возможна установка трех пассажирских модулей, выполненных в виде стандартных контейнеров (пассажировместимость каждого модуля 30 человек).

    Имеются контейнеры с ИК. ложными целями (192 патрона калибром 50 мм).

    Ил-76ТДП способен брать на борт до 44000 кг воды и покрывать ей площадь 500х100 м в течение 6 с или сбрасывать на очаг пожара 44 пожарных-парашютистов и 5000 кг спецоборудования (стандартный самолет Ил-76 может быть переоборудован в Ил-76ТДП в течение 4 ч).

    Ил-76ЛЛ оснащен оборудованием для летных испытаний двигателей Д-30КП, НК-86, ПС-90А, Д-18Т, Д-236 и других перспективных силовых установок (испытываемый двигатель подвешивается на пилоне под крылом вместо одного из штатных двигателей).

    КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Первый отечественный серийный военно-транспортный самолет с реактивными двигателями.

    ВООРУЖЕНИЕ Военные модификации самолета Ил-76 несут следующее вооружение:

  • две пушки ГШ-23Л (23 мм) в кормовой установке, унифицированной с бомбардировщиком Ту-95МС.
  • в грузовом отсеке могут размещаться бомбы сверхбольшой мощности (калибром до 10000 кг), сбрасываемые парашютным способом.

    СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. Находится на вооружении ВВС стран СНГ, Ливии, Сирии, Индии и Ирака (который кроме Ил-76 в ВВС, по состоянию на сентябрь 2000 года располагает только одним гражданским самолетом - транспортным Ил-76ТД, переоборудованным под пассажирские перевозки).

    В эксплуатации в России находится примерно 200 самолетов в гражданском секторе.

    По состоянию на середину октября 1999 года из 270 Ил-76, принадлежащих ВВС России, в боеготовности две трети. По прогнозам экспертов, ресурс этих самолетов будет полностью выработан к 2005 году.

    Строится серийно на Ташкентском АПО. По состоянию на октябрь 1999 года выпущено около 1000 самолетов и свыше 100 из них экспортированы.

    Ремонтируются Ил-76 на Быковском авиаремзаводе (БАРЗ, Подмосковье) и ташкентском ТАПОиЧ.

    По состоянию на начало декабря 1999 года на Ташкентском АПО находится примерно 10-20 готовых планеров самолетов Ил-76. С каждого проданного Ил-76 АК им. Илюшина, как разработчик самолета, получает определенный процент отчислений.

    В конце 1999 года был подписан протокол между Китаем и Узбекистаном по продаже Китаю 10 транспортных самолетов Ил-76ТД и опциона на еще 10 таких самолетов. Однако как сообщалось в июне 2000 года, в Ташкентском АПО им. Чкалова работают над контрактом о поставке двадцати модифицированных Ил-76 в Китай, но информации о поставке самолетов не было.

    Военно-воздушные силы России параллельно с проектом создания самолета Ил-76МФ ведут работу с фирмой Ильюшина по модернизации имеющегося парка самолетов Ил-76МД. На эти машины предлагается установить двигатели ПС-90А, спутниковую навигацию, новые высотомеры и радиостанции.

    В конце мая 2000 года национальная авиакомпания "Узбекистон хаво йуллари" и израильская El-Al подписали документ, согласно которому El-Al возьмет в аренду узбекистанские грузовые самолеты Ил-76 и Ан-12 с экипажами для полетов по своим авиалиниям.

    По данным на июнь 2000 года Ливия рассматривает варианты либо модернизации своего флота военно-транспортной авиации, который состоит из 18 самолетов Ил-76, либо приобретения новых самолетов, вероятнее всего, С-235 испанской фирмы CASA.

    СТОИМОСТЬ. Стоимость самолета Ил-76 - 25-35 млн. долл.

    В России эксплуатируется около 200 Ил-76 остаточной стоимостью около 2 млрд долл. До 2005 г. может быть продано до 100 новых самолетов стоимостью на мировом рынке 25-35 млн долл.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.

    Самолет предназначен для десантирования личного состава и техники парашютным и посадочным способом, а также для перевозки военных и народнохозяйственных грузов.

    Разработка самолета начата в конце 1960-х годов. Полет первого опытного самолета состоялся 25 марта 1971 г., серийное производство начато в 1975 г. На начало 1992 г. построено около 700 самолетов.

    На базе самолета Ил-76 созданы самолеты-ВКП и летающие лаборатории различного назначения. Прорабатывались варианты использования самолета в качестве носителя ракет для запуска ИСЗ.

    На основе самолета Ил-76 в Ираке в 1988 г. создан самолет ДРЛО "Адан" 1 с РЛС Томпсон-СЗР "Тайгер" (французского производства, дальность обнаружения целей класса истребитель 350 км), а также самолет-заправщик (способен одновременно заправлять один самолет по методу шланг-конус).

    Несколько самолетов Ил-76 ВВС Индии переоборудованы в самолеты радиотехнической разведки.

    В марте 1999 года летно-методический совет эксплуатантов Ил-76 принял рекомендацию о замене Д-30КП на франко-американский двигатель CFM-56 или двигатель ПС-90А, который производится в Перми. Новые модели Ил-76МФ и ТФ изначально спроектированы в расчете на установку одного из этих двух двигателей.

    CFM-56 выпускается компанией CFMI - совместным предприятием американской компании General Electric и французской Snecma. Как сообщил президент CFMI Жерар Лавье, в декабре 1999 года его фирма подписала с ОКБ им. Ильюшина и Ташкентским авиационным производственным объединением протокол о намерениях, касающийся оснащения этих самолетов двигателями CFM-56.

    Стоимость CFM-56 в печати оценивается примерно в 5,5 млн долл.

    К середине ноября 1999 года авиакомпания "Волга-Днепр" впервые в российской гражданской авиации провела комплексную модернизацию радионавигационного оборудования своего грузового самолета Ил-76ТД. Специалистами научно-производственного предприятия "Авитекс" (Москва) на самолете (бортовой номер RA-76758) установлены система предупреждения столкновений в воздухе TCAS-2000 фирмы Honeywell (США), УКВ-радиостанция "Орлан" с новой сеткой частот, а также система спутниковой навигации GPS "Appolo-50" с картой движущейся местности.

    Отдельные из названных систем имеются на борту других российских Ил-76, однако их комплексная установка произведена впервые. Осуществленная модернизация обеспечивает полное соответствие самолета новым навигационным требованиям ИКАО, предъявляемым к авиационной технике, и дает возможность существенно расширить географию международных полетов. Теперь для Ил-76ТД авиакомпании "Волга-Днепр" открыто небо Индии, куда запрещены полеты воздушных судов, не оборудованных TCAS-2000, а также те районы Европы, для полетов в которые необходимо наличие на борту УКВ-радиостанции с разносом каналов 8,33 кГц.

    В декабре 1999 года сообщалось, что программа модернизации авиационной техники до 2005 г. будет доработана с учетом опыта антитеррористической операции на Северном Кавказе. На самолетах Ил-76М (МД) будет установлена новая навигационная система и аппаратура предупреждения столкновения с землей.

    В связи с широким использованием самолета Ил-76 мелкими фирмами, занимающимися чертерными перевозками и неспособными обеспечить должное техническое обслуживание и соблюдение норм эксплуатации, участились случаи перегруза самолетов. За 1999 год только в аэропорту Иркутска четыре самолета Ил-76 при взлете с перегрузом (от 12 до 23 тонн) повреждали светотехническое оборудование аэропорта, а в 1998 году из-за перегруза в Иркутске разбился при взлете самолет Ил-76, экипаж которого, к счастью, смог спастись.

    7 мая 2000 года на Смоленском аэродроме "Северный" состоялась церемония присвоения почетного наименования "город-герой Смоленск" самолету Ил-76М из состава 103 гвардейского Красносельского Краснознаменного военно-транспортного авиационного полка имени В.С. Гризодубовой. Право летать на именном самолете получил лучший экипаж полка, возглавляемый гвардии майором Станиславом Прозоровым, летчиком 1 класса.

    В конце мая 2000 года постановлением Новгородской мэрии одному из самолетов Кречевицкого полка решено присвоить почетное наименование "Великий Новгород". Эта надпись украсит борт Ил-76, который за 14 лет полетов успел побывать практически во всех точках земного шара, не успев долететь лишь до Южного полюса.

    1 июня 2000 года военно-транспортному Ил-76МД из Ивановского центра боевой подготовки и переучивания летного состава ВТА с бортовым номером "01" было присвоено имя первого командующего ВТА "Маршал авиации Скрипко".

    Самолеты Ил-76 активно используются по всему миру, в том числе и в миротворческих операциях ООН. Примером этого может быть акция, когда 1 июля 2000 года самолет Ил-76 авиакомпании "Волга-Днепр" вылетел из международного аэропорта "Ульяновск-Восточный" и взял курс на город Дакку, что в юго-восточной Азии. Как сообщили в управлении авиакомпании, Ил-76 выполнил серию рейсов по маршруту Бангладеш - Сьерра-Леоне с оборудованием для миротворческого контингента Организации объединенных наций.

    Среди других уникальных операций, проведенных самолетом Ил-76 - перевоз на борту самолета моногруза длиной 10,5 м и весом 37 тонн. Огромный корабельный вал авиалайнер в августе 1999 года доставил из Эдинбурга (Шотландия) в Хельсинки (Финляндия).

    Ранее доставки подобных моногрузов осуществлялись лишь на самолете Ан-124-100 "Руслан" грузоподъемностью 120 тонн. На этот раз, решив сэкономить, авиакомпания "Волга-Днепр" воспользовалась Ил-76. В грузовом отсеке машины разместили специальное оборудование, разработанное для "Русланов". Оно позволило осуществлять погрузку и выгрузку 37-тонного вала автономно, без использования дополнительного аэропортового оборудования.

    РАЗРАБОТЧИК ОКБ им. С. В. Ильюшина.

    Мониторинг:

    19.08.2016

    Утро.Ру, статья: После долгой паузы в России возобновляется разработка воздушных стартов космичес…

    10.08.2016

    Известия, статья: Российские авиастроители наверстали отставание в работах по модернизации парка т…

    19.07.2016

    РИА "Новости": Страховая компания СОГАЗ произвела первые страховые выплаты на общую сумму в 12,…

    15.07.2016

    Российская газета, статья: Специалисты Межгосударственного авиационного комитета завершают работы по состав…

    06.07.2016

    Межгосударственный авиационный комитет, пресс-релиз: Специалисты Межгосударственного авиационного комитета завершили комплекс работ п…

  • 25 мая 1971 года в небо впервые поднялся транспортный самолет Ил-76, а через три года эта машина была принята на вооружение Советской армии. С тех пор уже несколько десятилетий Ил-76 является основой отечественной военно-транспортной авиации. Несмотря на довольно преклонный возраст, он продолжает исправно нести службу в военно-воздушных силах России, Украины, Казахстана, Индии, Китая, Ирана и многих других стран.

    За время серийного производства было выпущено около 1 тыс. машин различных модификаций. Более ста самолетов были отправлены на экспорт. В настоящее время на вооружении российских ВКС находится примерно 120 военно-транспортных Ил-76.

    Ил-76 стал настоящим символом ВДВ, поскольку одним из главных предназначений этого самолета является десантирование «крылатой пехоты» и различных видов боевой техники. Этот самолет по сей день остается основной транспортной машиной российских Воздушно-десантных войск .

    За характерный изгиб корпуса советские авиаторы и десантники прозвали Ил-76 «горбатым». Любопытно, что точно такое же прозвище носила и другая легендарная машина «ильюшинского» КБ – знаменитый штурмовик периода Великой Отечественной войны Ил-2.

    Безусловно, Ил-76 – один из лучших транспортных самолетов, созданных советскими авиастроителями, однако со времени его появления уже прошло более сорока лет. Машина явно нуждается в обновлении. В настоящее время на завершающем этапе находится «проект 476», который предусматривает глубокую модернизацию транспортных самолетов Ил-76.

    Реализацией этой амбициозной программы занимаются специалисты авиационного завода «Авиастар» (г. Ульяновск). В будущем именно на этом предприятии планируется запустить серийное производство нового Ил-476. На самом деле, Ил-476 («изделие 476») является неофициальным обозначением самолета: модификация, до которой будет улучшен «горбатый», именуется Ил-76-МД-90А.

    Эта машина активно использовалась для снабжения контингента советских войск в Афганистане, она заслуженно стала одним из символов этой войны. Однако уже в конце 80-х стало понятным, что «горбатому» требуется модернизация. Примерно в то же время был создан новый двигатель ПС-90А, которыми можно было оснастить машину. Но развал СССР и годы экономического кризиса так и не позволили выполнить намеченные планы. Однако они не были забыты.

    В 2006 году было принято принципиальное решение о переносе производства самолета Ил-76 из Узбекистана в Россию. В то время авиационный завод «Авиастар», изначально созданный для строительства больших самолетов, был загружен по минимуму.

    3 апреля 2006 года на предприятии было созвано срочное совещание руководящего состава, по итогам которого в Объединенную авиастроительную корпорацию отправили предложение об организации производства Ил-76 на мощностях завода. В письме содержалась полная информация о возможностях предприятия, его оборудовании, квалификации персонала, уровне развития технологий. Были также указаны возможные темпы выпуска самолета, которые мог обеспечить коллектив «Авиастара».

    Уже в июле того же года было принято постановление правительства РФ об организации серийного производства Ил-76 в Ульяновске. Этот проект получил обозначение 476. Позже эти цифры станут неофициальным обозначением нового транспортного самолета из линейки Ил-76.

    Разработка самолета Ил-476 была завершена к 2009 году. Эта машина стала первым «цифровым» проектом для конструкторов из Ульяновска. Если до этого самолеты изготавливали по плазово-шаблонному методу, нередко вырезая макеты деталей из металла в натуральную величину, то чертежи Ил-76МД-90А готовились в электронном виде, и лишь небольшая часть из них была выполнена на бумаге. Конструкторам пришлось приложить немало сил, чтобы освоить новые технологии.

    Примерно в это же время новыми модернизированными самолетами Ил-76 заинтересовалась Индия. Перспективы сотрудничества были многообещающими: в 2009 году планировали заключить контракт, в 2010 году – построить первый прототип машины, а в 2011 году развернуть серийное производство. Строительство прототипа действительно началось в 2009 году, однако оно затянулось до 2011 года. Только в декабре состоялась первая демонстрация машины – торжественная выкатка самолета из заводского ангара.

    Первый полет нового транспортника Ил-76МД-90А состоялся 22 сентября 2012 года. Машина под управлением опытного экипажа летчиков-испытателей совершила сорокаминутный полет, который прошел без происшествий.

    В начале 2013 года испытания самолета Ил-476 были продолжены в ЛИИ им. Громова.

    В 2016 году директор «Авиастара» Сергей Дементьев заявил, что самолетом Ил-76 уже заинтересовались четыре государства: Казахстан, Алжир, Иран и ЮАР. Он подчеркнул, что верит в большое будущее новой машины. По словам чиновника, на тот момент шло строительство около десяти новых самолетов, которые находились в разной степени готовности. Двумя годами ранее руководство «Авиастара» заявляло, что мощности предприятия позволяют собирать 6-8 самолетов в год, а к 2019 году завод планирует увеличить ежегодное производство до 18 машин.

    Ульяновские авиастроители считают, что новый модифицированный Ил-476 вполне способен составить нешуточную конкуренцию западным транспортным машинам. Ведь у него практически нет аналогов среди воздушных рамповых судов. Важнейшим преимуществом, которое, впрочем, характерно для многих отечественных машин, является неприхотливость нового самолета. Ил-76МД-90А способен работать в любых климатических условиях безо всяких ограничений. Он гораздо более надежен, чем его западные аналоги, менее требователен к качеству взлетно-посадочных полос, дешевле стоит и его обслуживание. Это важнейшие качества для самолетов, которые вынуждены работать в труднодоступных районах.

    Создатели уверяют, что новая машина будет рассчитана на 35 лет эксплуатации, возможно даже продление этого срока до 45 лет.

    Однако, несмотря на возможные зарубежные заказы, больше всего самолетостроители рассчитывают на российское Министерство обороны, в планах которого закупить несколько десятков самолетов Ил-476 до 2020 года. Неоднократно в СМИ появлялась информация о желании военных приобрести партию самолетов из 50 или даже 100 машин.

    В 2012 году между российским Министерством обороны и Объединенной авиастроительной корпорацией был заключен контракт на поставку 39 самолетов Ил-76МД-90А до 2020 года. На тот момент общая сумма сделки составляла 140 млрд рублей. Чуть позже появилась информация о заказе на двести двигателей ПС-90А-76, который получил ОАО «Пермский моторный завод». Именно такими моторами будут оснащены серийные Ил-476.

    Военные планируют использовать Ил-76МД-90А не только в качестве транспортной машины, но и создать на его базе топливозаправщик и самолет ДРЛО А-100 «Премьер». В 2013 году в СМИ появилась информация о том, что на «Авиастаре» уже заложен первый Ил-476 в модификации самолет-заправщик.

    Кроме того, военные рассматривают возможность использования Ил-476 в качестве воздушного командного пункта для командующих флотов и округов вместо Ил-22, созданного еще в середине 60-х годов и давно отслуживших свой срок.

    Интерес к Ил-76МД-90А проявляет российское МЧС, присматриваются к самолету МВД и ФСБ России.

    Если говорить о самых последних новостях, связанных с проектом, то в середине июня было объявлено, что испытания самолета ДРЛО на базе Ил-476 начнутся уже в нынешнем году. Представители «Ростеха» заявили журналистам, что работы над А-100 «Премьер» находятся в стадии завершения. Еще в 2016 году Сергей Шойгу сообщил, что этот самолет ДРЛО по своим техническим характеристикам будет превосходить большинство зарубежных аналогов. Его можно будет использовать для наблюдения за наземной, воздушной и надводной обстановкой.

    Есть информация, что на январь 2019 года были собраны 6 самолетов.

    Конструкция машины

    Несмотря на то, что внешне Ил-476 практически неотличим от базовой модификации самолета, по своей «начинке» и характеристикам — это принципиально новая машина. В чем заключаются основные отличия Ил-76МД-90А?

    В настоящее время изготовление планера самолета полностью осуществляется на заводе «Авиастар». Первоначально элементы механизация крыла Ил-76 производились в Ташкенте, но затем их производство также был перенесено в Россию. Шасси изготавливается на самарском ПО «Авиаагрегат».

    Особого внимания заслуживает крыло Ил-76МД-90А, которое имеет измененную конструкцию. Ранее на Ташкентском авиазаводе его изготавливали из нескольких частей (4 по ширине и 3 по длине), теперь этот важнейший элемент конструкции самолета выполняется из длинномерных панелей длиной до 25 метров. На одно крыло необходимо до четырех таких сегментов в ширину. По-новому изготавливается и силовой каркас крыла: сейчас стрингеры производятся отдельно и только потом соединяются с панелями. При этом контур крыла остался прежним. Подобные нововведения не только ускоряют сборку, но и значительно облегчают конструкцию. Благодаря использованию длинномерных панелей удалось уменьшить вес самолета на 2,7 тонны. Силовая схема крыла Ил-476 во многом напоминает аналогичную конструкцию другого ильюшинского самолета – Ил-96-300.

    Шасси самолета аналогично тому, что используется на Ил-76, но его конструкция усилена из-за более высокой массы машины.

    Грузовая кабина Ил-476 оснащено большим количеством десантно-погрузочного оборудования, что позволяет самолету выполнять целый ряд функций:

    • перевозку личного состава;
    • парашютное десантирование военнослужащих;
    • транспортировку техники, грузов, стандартных авиационных и морских контейнеров, а также поддонов;
    • проводить парашютное десантирование техники и грузов на специальных платформах;
    • безпарашютный сброс различных грузов с малых высот.

    Для погрузки техники и грузов используется грузовой люк, а также различные приспособления: тельферы и лебедки. Последние позволяют проводить погрузку с усилием на каждом тросе до 3 тыс. кгс. Они имеют и электрический, и ручной привод. Четыре тельфера, расположенные в грузовой кабине, позволяют погрузить единичный груз весом до 10 тонн. Есть рампа, которая может быть установлена в любое удобное положение. Для погрузки различных видов техники – гусеничной или колесной – используются подтрапники (их четыре), обеспечивающие плавный въезд.

    На полу грузовой кабины и на рампе есть четыре роликовых дорожки. Для перевозки пассажиров в грузовой кабине предусмотрены боковые сидения, можно также установить дополнительные сидения в центральной части кабины. В самолете с одной палубой помещаются 145 солдат или 126 десантников, двухпалубная машина может принять на борт 225 военнослужащих.

    Кроме того, самолет Ил-476 оснащен системой сброса грузов, которая позволяет производить одиночное или серийное десантирование техники и грузовых платформ.

    Максимальная грузоподъемность Ил-476 составляет 60 тонн.

    Ил-476 может быть переоборудован в медицинский или пожарный самолет. В этом случае он способен перевозить в грузовой кабине до 114 раненых вместе с медицинским персоналом либо же на его борту можно проводить реанимационные мероприятия 20 тяжелораненым.

    Силовая установка Ил-76-МД-90А состоит из четырех двигателей ПС-90А-76, каждый из них имеет тягу 14500 кг (по другим данным 16000 кг). ПС-90А-76 на 17-19% экономичнее, чем двигатель Д-30КП-2. Расход топлива двигателя Ил-476 составляет всего лишь 0,595 кг/кгс в час, что значительно ниже, чем у его предшественников.

    Новые двигатели полностью соответствуют международным стандартам по уровню вредных выбросов в атмосферу и шумности. Этот факт очень важен, поскольку соблюдение международных требований поможет открыть для новой российской машины самые интересные рынки США и Европы. Европейцы постоянно критикуют российские самолеты за их шумность, но в данном случае эта проблема, по-видимому, решена: Ил-476 соответствует нормам Евроконтроля, FAA США и ИКАО.

    Экипаж Ил-76-МД-90А состоит из пяти человек. По сравнению с базовой моделью самолета, значительным изменениям подверглись их рабочие места. Машина получила новый комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, с новейшим ПрНПК «Купол-III-76М».

    Цифровой автопилот позволяет пилотам совершать посадку по так называемой второй категории ИКАО. При посадке прибор доводит машину до высоты 30 метров, после чего управление перехватывает человек и осуществляет посадку. Предыдущие модификации Ил-76 относились к первой категории, когда автоматика вела самолет до высоты в 60 метров. Такая доработка очень важна, ибо позволяет значительно расширить географию эксплуатации самолета, включив в нее, в первую очередь, европейские страны, где погодные условия часто бывают сложными.

    Еще одним отличием Ил-476 является наличие так называемой стеклянной кабины. Пилоты этого самолета уже не будут пользоваться привычными аналоговыми приборами, вместо них установлены цифровые индикаторы и жидкокристаллические экраны. В кабине пилотов их восемь. Шесть экранов предоставляют информацию летчикам, еще два – штурману. Экраны более информативны, они дают членам экипажа комплексную информацию, позволяющую принимать решения быстрее. Все это значительно снизит нагрузки на экипаж, а значит, повысит безопасность эксплуатации самолета.

    Принцип открытой архитектуры, использованный при создании навигационного-пилотажного комплекса самолета, позволяет включать в его состав любое оборудование отечественного или зарубежного производства.

    Есть и еще один нюанс, связанный с работой экипажа, вернее, с ее удобством. Ил-476 стал первым отечественным транспортным самолетом, на котором есть полноценный умывальник, и самое главное, туалет. Хотя это и выглядит несерьезным по сравнению с мощностью двигателей машины или ее навигационным комплексом, но на самом деле, не менее важно. Несмотря на сложную электронику, самолетом управляют люди, а значит, уровень их комфорта обеспечивает их физическое состояние и безопасность.

    Туалетная комната находится в носовой части самолета в герметичном отсеке. Есть бак для биологических отходов, который вмещает 28 литров. Дополнительные туалеты могут быть установлены в грузовой кабине при перевозке десантников. Ветераны ВДВ рассказывали, что отсутствие туалета очень тяжело выдержать во время дальних перелетов, пилоты же обычно для этих целей использовали ведро. Кстати, стоимость такой туалетной кабинки может составлять от 50 до 150 тыс. долларов.

    Кроме того, Ил-476 будет оснащен небольшим модулем с печкой и кипятильником.

    Следует отметить и еще одну особенность Ил-476, а именно окраску его фюзеляжа. Дело в том, что для для нее впервые использовали отечественные полиуретановые эмали. Они были специально разработаны в научно-исследовательском центре авиационных материалов для этого проекта.

    Использование этих красок позволяет получить матовую, а не глянцевую поверхность. Новые эмали лучше ложатся на поверхность и прочнее держатся. Они лучше защищают корпус от агрессивных химических веществ и перепадов температуры. Это свойство трудно переоценить, так как оно значительно уменьшает стоимость обслуживания самолета.

    Характеристики

    Модификация Ил-76МД-90A
    Размах крыла, м 50.50
    Длина самолета, м 46.59

    Тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А

    Разработка: ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», Россия. Производство: ЗАО "Авиастар-СП", Россия

    Тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А является глубоко модернизированной версией хорошо зарекомендовавшего себя самолета Ил-76МД.
    Он предназначен для межрегиональной перевозки войск, тяжелой крупногабаритной техники и грузов, а также десантирования личного состава, техники и грузов парашютным и посадочным способом.

    Самолет транспортирует весь перечень ВВТ, применяемой воздушно-десантными войсками России. Также Ил-76МД-90А может использоваться для перевозки больных и раненых и тушения площадных пожаров.

    Производство этого замечательного самолета, непревзойденного лидера в классе грузоподъемности 40-50 тонн было перенесено из Узбекистана (Ташкент, ТАПОиЧ) в Россию (Ульяновск, «Авиастар»).

    В ходе работ по программе модернизации ОАК-ТС (ОАК-Транспортные самолеты) проведена оценка современных требований основного заказчика – Министерства обороны России и других потенциальных заказчиков. Изменения в модернизированном Ил-76МД-90А коснулись как бортового оборудования и систем, так и конструкции изделия.

    Максимальная нагрузка увеличена до 52 тонн (48 на Ил-76МД). Максимальный взлетный вес самолета доведен до 210 тонн (190). Самолет представляет собой свободнонесущий моноплан с высоким расположением крыла с четырьмя двигателями, установленными на крыле на пилонах, Т-образным хвостовым оперением и пятистоечной схемой шасси.

    В хвостовой части фюзеляжа снизу расположен грузовой люк с рампой для загрузки и выгрузки грузов и техники и осуществления десантирования.

    Новые пилотажно-навигационный комплекс, система автоматического управления, комплекс связи и «стеклянная» кабина отвечают всем современным требованиям к авионике воздушных судов и значительно увеличивают безопасность полетов, точность самолетовождения и десантирования.

    Замена штатных двигателей Д-30КП2 на значительно более современные ПС-90А-76, установка модифицированного крыла и усиленного шасси значительно расширяют эксплуатационные возможности самолета.

    Самолет может выполнять взлет и совершать посадку на грунтовых (с плотностью грунта до 7,5 кг/см2) и бетонных аэродромах с высотой от минус 300 до 3000 м над уровнем моря, и выполнять полеты в любое время суток над сушей и водными пространствами.

    Основные конструктивные особенности самолета ИЛ-76МД-90А

    Устанавливаются двигатели ПС-90А-76;

    Новое крыло - применяются длинномерные панели;

    Топливная система дорабатывается под новое крыло;

    Устанавливается прицельно-навигационный пилотажный комплекс "Купол-III-76М" с экранной индикацией;

    Устанавливается цифровая САУ-76;

    Устанавливается комплексная система электронной индикации и сигнализации КСЭИС-КН-76 с 8-ю МФИ, обеспечивающая индикацию параметров самолетных систем, пилотажных и навигационных параметров и САУ-76;

    Дорабатываются самолетные системы для установки двигателя ПС-90А-76 и обеспечения индикации и контроля;

    Устанавливается ВСУ ТА-12А.

    Установка современных двигателей четвертого поколения ПС-90А-76 позволяет значительно повысить эксплуатационную эффективность самолета за счет:
    снижения удельного расхода топлива на 12%,
    увеличения дальности полета на 18%,
    снижения прямых эксплуатационных расходов,
    возможности эксплуатации с высокогорных аэродромов и в условиях высоких температур,
    соответствия уровня шума и эмиссии современным нормам ICAO.

    Кабина экипажа и пилотажно-навигационный комплекс

    На самолете реализован принцип «стеклянной» кабины. В кабине экипажа установлено восемь многофункциональных ЖК дисплеев и три интеллектуальных пульта управления.

    Остекление кабины экипажа обеспечивает хороший обзор с рабочих мест летчиков и штурмана.

    На самолете устанавливается пилотажно-навигационный комплекс «Купол-III-76М» обеспечивающий решение задач самолетовождения и предназначенный для:
    обеспечения работы с базами навигационных данных, в том числе с глобальной базой: при подготовке плана полета, при полете по маршруту, при маневрировании в зоне аэродрома и заходе на посадку (SID/STAR, APPR);

    автоматизации решения задач самолетовождения с обеспечением автоматизированного полета по запрограммированной траектории с использованием автономных и неавтономных средств коррекции;

    обеспечения предупреждения столкновения самолетов в воздухе;

    автоматического захода на посадку по II категории на аэродромы, оборудованные посадочными средствами, соответствующими II категории ICAO;

    обнаружения, распознавания с помощью метеонавигационной радиолокационной станции и отображения на комплексном индикаторе навигационной обстановки метеообразований в горизонтальном и вертикальном сечениях, включая четырехцветную индикацию интенсивности осадков и наличия турбулентности в соответствии с рекомендациями ARINC-708A, обнаружения горных вершин, крупных городов, обнаружения встречных самолетов пассивным методом, обнаружения и сопровождения РЛМО, обеспечения режима межсамолетной навигации;

    обеспечения автоматизированного контроля комплекса на земле и в полете.

    ДЕСАНТНО-ТРАНСПОРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

    Устанавливается десантно-транспортное оборудование, позволяющее использовать самолет в следующих условиях:
    для перевозки личного состава;
    для парашютного десантирования десантников-парашютистов;
    для перевозки грузов, техники, универсальных морских и авиационных контейнеров и поддонов;
    для парашютного десантирования грузов и техники на платформах;
    для безпарашютного сброса грузов с малых высот.

    Погрузка грузов и техники производится через грузовой люк с помощью бортовых лебедок и электротельферов.

    Две лебедки позволяют грузить несамоходную колесную технику при максимальном усилии на тросе каждой лебедки 3000 кгс. Лебедки имеют электрический и ручной приводы. Четырьмя тельферами можно произвести погрузку моногруза массой до 10 т.

    Грузовая кабина имеет рампу, которая при погрузке и выгрузке может устанавливаться в горизонтальное или любое другое необходимое положение.

    При необходимости грузы массой до 30 т могут быть подняты в грузовую кабину рампой.

    Для погрузки гусеничной и колесной техники, а также платформы на рампе монтируется четыре подтрапника, обеспечивающих плавный въезд техники на рампу.

    На пол грузовой кабины и рампы устанавливаются четыре роликовые дорожки с монорельсом в двух вариантах: в специальных нишах для десантирования платформ; на балках для перевозки авиационных контейнеров и поддонов.

    Для перевозки людей в грузовой кабине самолета имеются бортовые сидения и устанавливаются съемные центральные сидения. В однопалубном варианте (с центральными сидениями) обеспечивается перевозка 145 военнослужащих или 126 десантников-парашютистов. В двухпалубном варианте до 225 военнослужащих.

    Самолет оборудован системой сброса грузов, позволяющей выполнять одиночное и серийное десантирование платформ с грузами и техникой.

    Кроме того, в грузовой кабине самолета может быть установлено оборудование позволяющее:
    перевозить до 114 раненых и медицинский персонал;
    осуществлять интенсивную терапию до 20 тяжелораненым;
    осуществлять тушение пожаров.

    Ил-76МД-90А совершил первый демонстрационный полет 4 октября 2012 года. Летный опытный образец поднялся в небо со взлетно-посадочной полосы летно-испытательного комплекса аэропорта «Ульяновск-Восточный» под управлением экипажа в составе: летчика испытателя, командира экипажа Героя России Николая Куимова, второго пилота заслуженного летчика испытателя России Владимира Иринархова, штурмана Валерия Гречко, бортинженера Алексея Журавлева, бортрадиста Сергея Орлова, ведущего инженера по летным испытаниям Владимира Лысягина, бортэлектрика Александра Цветкова, бортоператора Алексея Митина.

    В настоящее время ОАК-ТС реализует Государственный контракт на изготовление и поставку 39 военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А для нужд Министерства обороны Российской Федерации.

    С момента принятия на вооружение и до сегодняшнего дня Ил-76 является основным тяжелым военно-транспортным самолетом ВВС России. За десятилетия успешной эксплуатации было построено более 950 самолетов различных модификаций военного, гражданского и специального назначения.

    Основные летно-технические характеристики

    Общие геометрические данные
    Длина самолета, м 46,60
    Высота самолета на стоянке, м 14,76
    Размах крыла, м 50,50
    Площадь крыла (трапеции), м2 300,0
    Колея шасси (по внешним колесам), м 8,16
    Диаметр миделевого сечения, м 4,8

    Характеристики турбореактивного двухконтурного двигателя ПС-90А-76
    Количество двигателей 4
    Степень двуконтурности 4,4
    Тяга, кгс
    максимальный режим 14500
    максимальный повышенный режим 16000
    крейсерский режим 3300
    режим обратной тяги (реверс) 3600
    Соответствие нормам ICAO п.16, Гл.IV
    Удельный расход топлива при крейсерском режиме, кг/кгс ч 0,59

    Массовые характеристики
    Максимальная взлетная масса, т 210
    Максимальная нагрузка, т 52
    Общая вместимость топливных баков, л 109500

    Летные данные
    Скорость полета, км/час 750 … 800
    Дальность полета, км
    при нагрузке 52 тонны 5000
    при нагрузке 20 тонн 8500
    Высота полета, м 12100
    Длина разбега, м 1540
    Потребная взлетная дистанция на БВПП, м 1700
    Длина пробега с применением реверса тяги двигателей, м 960Количество посадок 10000
    Количество летных часов 30000

    При изучении военной авиации внимание обращают преимущественно на истребители и бомбардировщики. В меньшей степени проявляют интерес к самолетам поддержки и военно-транспортной авиации. Однако в локальных конфликтах именно они чаще всего становятся востребованными.

    Переброска солдат и техники, снабжение подразделений, высадка десанта, - все это становится важной составляющей любой операции, требующей соответствующей авиации. Именно таким стал советский самолет Ил 76.

    Разработанный еще в 1970-х годах, самолет Ильюшина до сих пор остается востребованным по всему миру. Летно-технические характеристики позволяют использовать его и в гражданской авиации для перевозки пассажиров и грузов, и при тушении пожаров.

    История разработки военно-транспортного самолёта Ил-76

    Разработка Ил-76 начата по поручению Министерства авиапромышленности СССР в 1966 году. Конструкторскому бюро С. В. Ильюшина было поручено разработать модель военно-транспортного самолета. Техническое предложение по проекту было готово уже в феврале 1967.

    С учетом поставленной задачи был разработан эскизный макет самолета в натуральную величину. Он должен был наглядно продемонстрировать размещение военной техники. Сборка и проектирование осуществлялись под руководством Г. В. Новожилова и Д. В. Лещинера.

    Первый полет Ил-76 состоялся 25 марта 1971 года. В мае того же года он был представлен на международной выставке в Ле-Бурже. После проведения всех испытаний принято решение о серийном производстве, первый образец которого был готов уже в 1973.

    По мере эксплуатации разрабатывались и различные модификации Ил-76, ориентированные на повышение определенных характеристик в соответствии с дальнейшей эксплуатацией. За весь период использования было построено около тысячи самолетов, из которых более сотни пошли на экспорт.

    Особенности конструкции самолета

    Ил 76 принадлежит к тяжелым транспортным самолетам и имеет традиционную для данного типа конструкцию однофюзеляжного высокоплана. Крылья стреловидные с однокилевым Т-образным оперением. Для них предусмотрена мощная механизация, имеются пятисекционные предкрылки и трехщелевые закрылки.

    Фюзеляж круглый, имеется разделение на несколько герметичных кабин:

    • двухэтажная кабина экипажа в верхней носовой части фюзеляжа;
    • грузовое отделение;
    • кабина стрелка, присутствующая только на военных моделях Ил-76.

    В фюзеляже предусмотрено несколько люков для обслуживания самолета, а также планового и аварийного покидания. В грузовом отделении имеются лебедки, четыре электротельфера, подтрапники и напольная механизация. Имеются рольганговые дорожки для погрузки несамоходных грузов и десантирования техники на платформах.

    Ил-76 оснащается четырьмя турбореактивными двигателями , подвешенными на пилонах под крыльями. Вначале применялись модели силовых установок Д-30КП-1, позже Д-30КП-2. В более поздних модификациях они были заменены на ПС-90А-76.

    Вспомогательная силовая установка - ТА-6А расположена в передней части обтекателя шасси. Предназначена для электропитания самолета в период стоянки, а также для запуска основных двигателей посредством сжатого воздуха.

    Шасси Ил-76 пятиопорное и многоколесное, на время полета убирается в фюзеляж. Передняя стойка управляющая, состоит из четырех бескамерных колес. Главные разделяются на передние и задние стойки, каждая имеет по четыре камерных колеса.

    Гидросистема

    Гидросистема самолета предназначена для следующих целей:

    • управление шасси;
    • поворот и торможение колес;
    • управление закрылками и предкрылками;
    • регулирование спойлерами и тормозными щитками;
    • открытие и закрытие дверей и аварийных люков;
    • управление рампой, гермостворкой, хвостовой опорой, стеклоочистителями.

    В Ил-76 гидросистема делится на две самостоятельные, независимые друг от друга системы. Для каждой предусмотрено по два источника давления, каждый из которых связан с соответствующим двигателем. Аварийное питание обеспечивается электроприводной насосной станцией НС-46. Все управление выводится на панель в левой части кабины экипажа у бортинженера.

    Топливная система

    Топливная система самолета предназначена для хранения и подачи горючего в двигатели.

    Состоит из:

    • топливных баков, размещаемых по крылу и входящих в его силовую схему;
    • системы перекачки горючего из баков к основным двигателям и вспомогательным силовым установкам;
    • систем заправки топливных баков, слива конденсата и топлива.

    Топливная система Ил-76 состоит из четырех групп баков, изолированных друг от друга, по одной для каждого двигателя. Для работы с ними предусмотрены специальные лазы и агрегаты, позволяющие программно отслеживать и управлять системой. Максимальное количество топлива - 109480 литров, что составляет почти 85 тонн.

    Противопожарная система и система НГ

    Противопожарная система Ил-76 включает стационарные установки и ручные огнетушители. Первая предназначена для гашения пламени в ключевых узлах самолета, включая двигатели. Также срабатывает и при посадке самолета без шасси.

    Для стационарного тушения пожаров имеются три цилиндрических баллона по 16 литров с хладоном 114 В2. Ручные огнетушители применяются против возгораний внутри кабин и снаружи самолета. Для этого используются ОР-1-2 и ОР-2-6 с хладоном 12 В1.

    Система нейтрального газа (НГ) предназначена для защиты топливных баков от взрыва или пожара в случае возгорания или попадания в них снаряда. Для этого нейтральный газ подается в топливные баки, заполняя его по мере расхода горючего. В случае необходимости он создает взрывоподавляющую защиту.

    Система электроснабжения

    Первичная и основная система электроснабжения Ил-76 - СП3С4П60В с переменным трехфазным током 200/115. В системе объединены четыре канала по количеству генераторов ГТ-60ПЧ6А, которые затем разделяются на две независимые подсистемы левого и правого борта. Для каждого генератора предусмотрены блоки защиты, регулирования, управления и переключения.

    Резервный источник тока - генератор ГТ-40ПЧ6 от вспомогательной силовой установки. Применяется на земле и в полете в случае отказа основного электроснабжения.

    В дополнение к основному и резервному источнику питания предусмотрен и аварийный. Такое электроснабжение обеспечивается электромашинным преобразователем ПО-750А, напряжение однофазного тока - 115 В.

    Вторичная система электроснабжения подает постоянный ток 27 В и тоже состоит из двух подсистем. Основные источники - четыре выпрямителя ВУ-6А(Б), обеспечивающие преобразование переменного тока в постоянный. Вспомогательный источник - стартер-генератор ГС-12ТО ВСУ ТА-6. Аварийные источники - четыре щелочные аккумуляторные батареи 20НКБН-25-УЗ.

    Основные источники переменного трехфазного тока в 36 В - два силовых понижающих трансформатора ТС320СО4А. Питаются от шин базовой бортовой сети. Резервное питание - трансформатор ПТ-125Ц, преобразующий постоянный ток 27 В в переменный на 36 В. Аварийное питание для однофазного переменного тока на 36 В обеспечивается трансформатором ТС-1-025.

    Светотехническое оборудование

    Светотехническое оборудование Ил-76 подразделяется на несколько подсистем:

    • кабина и рабочие места;
    • грузовая кабина;
    • хвостовая часть самолета;
    • служебные отсеки и хвостовое оперение;
    • посадочные фары;
    • внутренняя сигнализация;
    • аэронавигационные огни.

    Основное освещение кабины пилотов обеспечивается красными и белыми лампами с плафонами ПС-62У. Уделено внимание подсветке приборов и панелей управления. Освещение грузового отсека рассчитано на соответствующие задачи - от перевозки пассажиров и до десантирования.

    Аэронавигационное, сигнальное и посадочное освещение выполнено в соответствии с нормами управления и безопасности самолета. Расчет делается на подключение к нескольким источникам питания, чтобы в случае необходимости не терялась видимость даже в сложных погодных условиях.

    Приборное оборудование

    Приборное оборудование самолет включает следующие комплектующие:

    • система полного и статического давления;
    • анероидно-мембранные приборы (АМП);
    • два комплекта систем воздушных сигналов;
    • центральная система воздушных сигналов скорости и высоты ЦСВ-3М-1Б;
    • корректоры-задатчики скорости и высоты (КЗСП и КЗВ);
    • комплекс для измерения реле давления ИКДРДФ.

    Приборы осуществляют измерение и расчеты базовых для полета значений: барометрической высоты, скорости полета, температуры. Отдельно выделяют приборы определения пространственного положения самолета.

    К таковым относятся:

    • центральная гироскопическая вертикаль;
    • блок сравнения гировертикалей;
    • сигнализатор нарушения питания;
    • указатель крена и тангажа;
    • выключатель коррекции;
    • авиагоризонт;
    • электрические указатели поворота;
    • магнитный компас.

    Все эти приборы позволяют держать самолет в воздухе в комфортном для пассажиров положении, даже с учетом поворотов и плохой видимости. Немаловажным аспектом считается поддержание нужного положения при десантировании.

    Кислородное оборудование

    Кислородное оборудование предназначено для обеспечения экипажа и пассажиров чистым воздухом на большой высоте, а также при разгерметизации самолета или заражении атмосферы. В аварийных ситуациях оборудование позволяет экипажу дышать при высоком задымлении.

    Кислородное оборудование Ил-76 представлено баллоном КБ-2 емкостью 7,65 л, который заряжается до 29 кг на кв. см. К баллону предусмотрены кислородные приборы КП-19 и КП-21.

    Навигационное оборудование

    Навигационное оборудование представлено точной курсовой системой ТКС-П. Назначение - определение и поддержка заданного курса самолета. Для этого применяются гироскопические и магнитные средства.

    Также используется инерциальная навигационная система И-11-76, обеспечивающая определение координат, скорости, углов крена, тангажа. Все получаемые показатели используются для расчетов и корректировки курса (в случае необходимости).

    БСОК (Бортовая система регистрации режимов полёта МСРП-64М-2)

    Бортовая система регистрации режимов полета МСРП-64М-2 - это то, что условно называют «черным ящиком» . Предназначена для записи всех показателей полета, начиная от состояния самолета и его систем и заканчивая переговорами экипажа.

    БСОК состоит из самописца КЗ-63, регистрирующего высоту, скорость и перегрузки, а также из речевого самописца МС-61Б. Расшифровать данные можно только на земле с помощью соответствующих декодеров: НДУ-8, Луч-74 или АРМ «Топаз-М».

    Система автоматического управления

    Система автоматического управления самолетом САУ-1Т-2Б рассчитана на автоматизированную коррекцию курса, выстраивание предпосадочных маневров и захода на посадку. Включает в себя сдвоенный автопилот, основное внимание уделяется каналам крена и тангажа.

    Канал крена учитывает стабилизацию курса, несколько режимов управления, включая десантирование, а также заход на посадку с выходом на осевую взлетно-посадочную полосу. Канал тангажа учитывает положение самолета в воздухе, по необходимости стабилизирует высоту, скорость и плавный заход на посадку.

    Радиотехническое и радионавигационное оборудование

    Радиотехническое и радионавигационное оборудование Ил-76 представлено следующими компонентами:

    • РЛС для переднего обзора КП-3А;
    • самолетное переговорное устройство СПУ-8;
    • громкоговорящее устройство СГУ-15;
    • аварийная коротковолновая радиостанция Р-861;
    • основная коротковолновая радиостанция Р-847Т;
    • два комплекта радиостанции Р-862;
    • аппаратура телекодовой связи Р-099 М «Чайка»;
    • голосовой информатор РИ-65;
    • самописец МС-61Б;
    • дозиметр ДП-3Б;
    • два комплекта автоматического радиокомпаса АРК-15М;
    • радиокомпас АРК-У2;
    • радиосистема ближней и дальней навигации РСБН-7С и А-711;
    • радиодальномер СДК-67;
    • аппаратура радионавигации и посадки КУРС-МП-2;
    • самолетные ответчики СОМ-64 и СО-70;
    • два комплекта радиовысотомера малых высот РВ-5;
    • доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-013-С2М;
    • система предупреждения об облучении СПО-10;
    • навигационно-пилотажный прицельный комплекс «Купол-II-76»;
    • управляющий вычислительный комплекс УВК на базе БЦВМ «Гном-А».

    Все эти системы обеспечивают внутреннее управление и взаимодействие членов экипажа, а также внешнюю связь самолета.

    Тактико-технические характеристики

    С учетом показателей различных модификаций, в Ил 76 технические характеристики представлены следующими цифрами:

    • грузоподъемность - 28-60 т;
    • дальность перелета при максимальной загрузке - 3600-4200 км;
    • крейсерская скорость - 770-800 км/ч;
    • грузовая кабина, длина-ширина-высота - 24,5х3,46х3,4 м;
    • длина разбега при взлете - 1500-2000 м, при посадке - до 1000 м;
    • размер экипажа - 7 человек.

    ТТХ Ил 76 позволяют перевозить до 225 пассажиров в двухпалубном варианте или обеспечить сброс 126 десантников. Грузоподъемность обеспечивает десантирование до четырех единиц военной техники или трех единиц с сопровождающим десантом до 21 человека. Габариты самолета позволяют вмещать любую технику воздушно-десантных войск, а также большинство видов техники мотострелковых подразделений.

    Преимущества и недостатки

    Преимущества Ил-76 выражены в его летно-технических характеристиках. Самолет до сих пор эксплуатируется и в военной, и в гражданской авиации во многих странах мира. Надежность и широкий спектр применения делают Ил-76 востребованным, несмотря на длительный период эксплуатации.

    Из достоинств выделяют бортовые системы безопасности, в частности, противопожарную систему. Экспортная цена Ил-76 выросла в разы после аварийной посадки самолета при убранном шасси, не приведшей к возгоранию.

    К недостаткам самолета относят его постепенное техническое старение. Ил-76 остается востребованным тяжелым транспортом для пассажиров и грузов, однако, его эксплуатация все больше требует глубокой модернизации. Многие страны продолжают использовать Ил-76 только в качестве гражданской авиации, хотя и в этой роли самолет постепенно изживает себя.

    Вооружение самолёта

    Защита Ил-76 представлена системой 9-А-503, состоящей из кормовой двухпушечной установки ГШ-23. Управление огнем обеспечивается с места стрелка, прицеливание - соответствующими оптическими системами или радиолокационными прицелами «Криптон».

    Некоторые самолеты оснащались станциями активных помех «Сирень» и дополнительными автоматами выброса дипольных отражателей АПП-50Р. Также возможна установка свободнопадающих бомб весом до 500 кг или радиомаяков.

    Модификации на базе Ил-76

    Ил-76 имеет множество модификаций, ориентированных на самые разные цели. Так, Ил 76М получил повышенную грузоподъемность и усиление фюзеляжа. Ил 76Т - транспортная модификация, рассчитанная на перевозки пассажиров с полностью демонтированным вооружением.

    Из узкоспециализированных вариантов выделяют:

    • Ил-76МД - для тушения пожаров;
    • Ил-76МДК предназначен для тренировки космонавтов в условиях невесомости;
    • Ил-76П - более модернизированный противопожарный самолет;
    • Ил-76ЛЛ - летающая лаборатория для испытаний новых двигателей.

    В начале 2000-х был поднят вопрос о значительной модернизации Ил-76. На его основе была спроектирована модификация Ил-76МД-90А (Ил-476) с более экономичными двигателями ПО-90А-76.

    Проект предусматривает следующие летно-технические характеристики:

    • длина всего самолета - 46,6 м;
    • размах крыла - 50,5 м;
    • высота - 14,7 м;
    • допустимая взлетная масса - до 210 т;
    • грузоподъемность - до 60 т;
    • крейсерская скорость - 780-850 км/ч;
    • минимальная скорость для обзора и десантирования - 220 км/ч;
    • дальность перелета - от 4000 до 8500 км, в зависимости от загрузки, пустой перегон - до 9700 км;
    • длина разбега на взлет - 2150 м по бетонной полосе;
    • экипаж - 5 человек;
    • количество десантников - 126 человек;
    • срок службы - 30 лет, 10 тыс. посадок или 30 тыс. летного времени.

    Первый самолет Ил 76МД 90А был построен в 2011 году, а в 2012 совершил первый полет. Серийное производство началось в следующем году. К середине 2019 собрано три самолета. Контракт с Министерством обороны рассчитан на 39 единиц.

    Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них