Егэ по биологии с нуля. Как подготовиться к ЕГЭ по биологии с нуля? С чего начать? Есть ли хорошие видеоуроки? Помощь лучшего специалиста

Многих старшеклассников интересует вопрос, как подготовиться к ЕГЭ по биологии с нуля самостоятельно? Особенно он волнует тех, кто хочет в будущем связать свою жизнь с медициной, животноводством, ветеринарией, агротехническими специальностями, психологией, физкультурой или же серьезно заняться все той же наукой. По статистике, за последние годы биологию сдают примерно 17-18% выпускников и она занимает 5 место среди экзаменов по выбору.

Возможно ли выучить весь объем биологических знаний самому, да еще и за короткий срок (полгода, год, или и вовсе пара месяцев)? Конечно, да, если знать, что собой представляет ЕГЭ, и понимать, как правильно к нему подготовиться?

Перед тем как перейти к структуре самого экзамена, хотелось бы напомнить, что входит в курс школьной биологии. Это такие темы, как:

  1. Царства бактерий, Грибы, Лишайники, Растения.
  2. Царство животных.
  3. Анатомия и физиология.
  4. Общая биология — самый крупный и самый сложный раздел. Включает в себя цитологию, молекулярную биологию, генетику, теорию эволюции и экологию, а также дополняет и структурирует знания из предыдущих разделов.

Сам экзамен включает в себя 28 заданий разного уровня сложности: базового, повышенного и высокого. Задание теперь не разделены на A, B, C, причем первые 21 из них соответствуют бывшим частям A и B, ответом на них будет номер правильного (или нескольких правильных) варианта либо последовательность цифр, а задания с 22 по 28 соответствуют вопросам части C и требуют полного развернутого пояснения. На выполнение всех заданий дается 210 минут.

За каждое правильное решение вы можете получить от 1 до 3 так называемых первичных баллов, которые в дальнейшем переводятся в тестовые, где максимально возможное число первичных баллов соответствует 100 тестовым. Однако шанс получить все 100 баллов, тем более при подготовке с нуля, очень невысок: за все последние годы их не набирает и 1% экзаменуемых. А вот сдать ЕГЭ на высокий балл, и уж тем более на проходной, вполне реально.

Что делать?

С чего начать подготовку к экзамену? На наш взгляд, с самодисциплины. Самое главное, начиная готовиться к экзамену, следует делать это регулярно. Желательно, чтобы была постоянная периодичность и занятия не пропускались. Ведь, занимаясь даже 15 минут по 5 дней в неделю, вы добьетесь гораздо большего, чем если будете мучить себя весь день, но абсолютно нерегулярно. Отвлекаться также нежелательно, необходимо полностью погрузиться в изучение предмета.

Подготовка должна включать как решение пробных вариантов теста и отдельных его частей, так и ознакомление с теорией. Учить биологию не так сложно, если сначала решить пару тестов и определить, какие темы вы знаете достаточно хорошо, а какие «проседают» и требуют дополнительного внимания. Именно последние и необходимо тщательнее штудировать.

Использовать для подготовки можно и интернет, и книги, а лучше — и то, и другое. В интернете немало мест, где можно попробовать решить задания из экзамена как полностью по структуре ЕГЭ, так и по отдельным разделам. То же самое можно найти и в литературе по ЕГЭ. Информацию для изучения отдельных тем доступно найти и в своих школьных учебниках, и в книгах, и в интернете

Рекомендуется сначала пройти пробный тест, затем работать по отдельным разделам, при ограниченном времени начиная с самых слабых, после чего снова переходить к прохождению тестов. Именно такой структуры придерживаются большинство репетиторов, а значит, и тем, кто готовиться сам, стоит взять ее на вооружение.

При решении тестов, а также на самом экзамене необходимо следовать еще одному очень важному правилу — внимательно читать вопрос! Очень многие экзаменуемые совершают глупые ошибки не от незнания, а от невнимательности. Последняя же, в свою очередь, может появиться из-за волнения, поэтому следующее важное правило — стараться не переживать. Это может быть сложным, поэтому стоит помнить при подготовке о том, что в экзамене нет ничего страшного, и даже проваленный тест — не конец жизни! Умение расслабляться и успокаиваться может стать хорошим помощником при сдаче экзамена.

Чего не стоит делать?

После того как мы рассмотрели, что нужно делать, хотелось бы коротко затронуть тему того, чего делать не стоит. К сожалению, немало тех учеников, кто относится к экзаменам слишком легкомысленно или же, наоборот, напрягается сверх меры.

Что делать не следует:

  1. Надеяться на «авось». ЕГЭ с каждым годом усложняется для того, чтобы процент «угадавших» был все меньше. Поэтому считать, что подготовка к экзамену вообще не нужна, по меньшей мере глупо.
  2. Писать «шпоры». Слежка за каждым участником экзамена довольно серьезна. Вы можете быть удалены во время тестирования, и право переписать его будет лишь через год. Поэтому писать шпоры вы, конечно же, можете. Но вот приносить их на экзамен не стоит.
  3. Доводить себя до нервного срыва. Иногда человек, начинающий подготовку к экзамену по биологии, считает, что чем больше времени будет потрачено на изучение предмета, тем лучше. Напротив, игнорируя потребности организма в отдыхе, вы рискуете либо довести себя до нервного срыва, либо как минимум забыть все, что нужно в момент экзамена, из-за перегрузки. Все хорошо в меру!
  4. Учить материал в последнюю ночь. Во-первых, уложить объем всех знаний по биологии в свою голову за ночь у вас просто не получится. Во-вторых, если вы придете на экзамен невыспавшимся и уставшим, шансов хорошо сдать тест у вас будет немного. Поэтому вне зависимости от того, что вы успели, перед экзаменом необходимо лечь пораньше и выспаться!

Подготовиться к экзамену по биологии возможно даже с нуля, если вы понимаете, чего хотите, умеете дисциплинировать самого себя, но при этом даете себе возможность отдохнуть и готовы учиться. Желаем вас успешной сдачи ЕГЭ по биологии!

Биология - один из предметов по выбору, требующий знания теории и умения решать практические задачи. Экзамен сдают школьники, планирующие поступление в учебные заведения медицинской, биологической и психологической направленности. Получение высокого балла станет гарантией зачисления в ВУЗ и откроет прекрасные перспективы для каждого выпускника.

Структура экзамена

ЕГЭ в 2018 году по биологии предполагает минимальный проходной балл - 36. Потребуется правильно решить не менее 18 заданий как теоретических, так и практических. Экзамен длится 3 часа 30 минут.

В тест за 2017 год внесены изменения и в 2018 он будет иметь такие особенности:

  • Часть 1. Включает 21 задание с необходимостью краткого ответа.
  • Часть 2. Включает 7 заданий с необходимостью развернутых ответов и подробных описаний.

Без хорошего знания теории не обойтись. Подготовка к экзамену - серьезная трудность и охватывает целый спектр тем. Учебный материал предусматривает решение генетических задач и понимание биологических законов. Кроме терминологии потребуется рассмотрение вопросов по обобщению и систематизации данных.

Помощь лучшего специалиста

Подготовка к ЕГЭ по биологии 2018 года - это практический процесс, который пройдет успешно только под руководством опытного репетитора. Лучшим специалистом как в теории, так и в практике является Ярославцев Вадим Юрьевич, создавший курс «Наилучший».

Углубленная биология: статьи для ДВИ и олимпиад

Материалы для подготовки к ЕГЭ составлены так, чтобы помочь школьнику обобщить знания по предмету и эффективно подготовиться к его успешной сдаче. Пособие включает демонстративные дополнения, размещенные на 6 дисках. Самые сложные вопросы теста объясняются в понятной форме, затрагиваются, как базовые моменты, так и различные нюансы. Покупка курса - прекрасный вариант для каждого школьника! Оформите заказ онлайн и сдайте выпускной экзамен на «отлично»!

https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Голосеменные - очень древние растения. Остатки их ископаемых находят в слоях девонского периода палеозойской эры. В настоящее время голосеменные - это преимущественно деревья (до 100 м высоты), кустарники, древовидные лианы и даже эпифиты. Травы представлены лишь одним достоверно известным видом - вильямсониеллой (из беннитовых).

Сосна Культера Гинкго двулопастный Саговник отвернутый

Ветвление голосеменных растений в основном моноподиальное ; древесина почти целиком состоит из трахеид , сосудов не имеется (исключение составляют гнетовые). У большинства голосеменных листья игловидные (хвоя) или чешуевидные, у немногих крупные, часто рассеченные листья, похожие на вайи папоротников или листья пальм. Это преимущественно вечнозеленые, одно-, дву- или многодомные растения. Корни (главный и боковые) имеют обычное для деревьев и кустарников строение, с микоризой. Придаточные корни встречаются очень редко (у примитивных представителей).

Отличительной чертой всех голосеменных является наличие семязачатков (семяпочек) и образование семени . Семязачатки располагаются открыто на мегаспорофиллах или на концах стеблей, поэтому растения и называются голосеменными. Из семязачатка развиваются открыто лежащие семена. Семязачаток представляет собой мегаспорангий, окруженный интегументом. Семена всегда содержат питательную ткань - эндосперм, при прорастании семядоли выносятся на поверхность и выполняют функции листьев.

Семенные папоротники - полностью вымершие растения, которые существовали с позднего девона до раннего мела. Это были древовидные растения или лианы, имевшие крупные листья, похожие на вайи папоротников, и придаточные корни. У них, кроме ассимилирующих листьев, имелись спороносные листья, на некоторых располагались микроспорангии и мегаспорангии с семязачатками. Семенные папоротники - переходная группа от папоротников к семенным растениям. Видимо, от них произошли другие семенные растения. Остатки семенных папоротников играют большую роль в образовании каменного угля на территориях России, Западной Европы и Северной Америки.

Расцвет хвойных приходится на юрский период. Это самая многочисленная и наиболее распространенная группа среди современных голосеменных растений. Хвойные - вечнозеленые растения, за исключением лиственницы и метасеквойи. Они представлены в основном деревьями высотой от 10-15 до 100 м, древовидными стланцами, кустарниками с моноподиальным ветвлением. Игловидные (хвоя) или конусовидные листья располагаются на стебле по спирали (одиночные) или собраны в пучки, чешуевидные - супротивно.

У хвойных мощно развита вторичная ксилема (древесина), состоящая на 90-95% из трахеид. Кора и сердцевина развиты слабо. Зародышевый первичный корень превращается, как правило, в мощный стержневой и функционирует всю жизнь. Часто развиваются две формы корней: обычно удлиненные и сильноветвисто укороченные. Именно последние представляют собой по существу микоризу. Корневые волоски локализованы в узкой зоне. У многих хвойных в коре, древесине и листьях есть смоляные ходы, содержащие эфирное масло, смолы, бальзамы.

Хвойные - растения однодомные, реже двудомные. Например, сосна - растение однодомное, мужские и женские шишки образуются на одном растении. В типичном случае она достигает высоты 50 м и живет до 400 лет. Спорообразование происходит на 30-40-м году жизни, но бывает и раньше.

Спорофиллы собраны в шишки двух видов, резко различающихся между собой: мужские представлены метельчатыми «соцветиями», женские - одиночные. Мужская шишка, имеющая эллипсовидную форму длиной 4-5 см, диаметром 3-4 см, образуется в пазухе чешуйки на месте укороченного побега и представляет собой побег с хорошо развитой осью (стержнем), на которой спирально расположены микроспорофиллы - редуцированные спороносные листья. Их можно рассматривать как гомологи тычинок покрытосеменных. На микроспорофиллах с нижней стороны формируются микроспорангии (пыльники).

Женские шишки образуются на верхушках молодых побегов, они больше по размерам и сложнее устроены. На главной оси в пазухах кроющих чешуек образуются толстые чешуи с двумя семязачатками на верхней стороне. Эти чешуи называют семенными. Женская шишка - это группа метаморфизированных укороченных боковых побегов, находящихся на общей оси.

Внутри микроспорангия на мужской шишке (А ) к осени образуется большое количество материнских клеток микроспор . Весной они редукционно делятся и образуют гаплоидные микроспоры (из каждой диплоидной материнской клетки образуется четыре гаплоидных микроспоры). Микроспора (В ) одета двумя оболочками и несет два воздушных мешка. Прорастание микроспор происходит в микроспорангии с последующим развитием редуцированного гаметофита: ядро микроспоры делится митотически (два раза: первые две клетки исчезают и снова образуется два ядра) с образованием антеридиальной клетки, в которой формируются мужские клетки гаметы - спермии , и вегетативной, с помощью которой мужские гаметы доставляются к яйцеклетке; развивается пыльцевая трубка (Г ) за счет ферментативного роста вегетативной клетки. У голосеменных уже исчезает орган полового размножения - антеридий. Покровы микроспоры остаются покровами пыльцы. После созревания пыльцы микроспорангии вскрываются, и пыльца высыпается наружу. Воздушные мешки облегчают перенос пыльцы ветром. Дальнейшее развитие мужского гаметофита происходит уже после опыления на женских шишках внутри семязачатка.

Молодой семязачаток состоит из нуцеллуса и интегумента. Нуцеллус по сути и есть семязачаток. В средней части нуцеллуса обособляется одна крупная клетка мегаспоры (материнская клетка мегаспоры), которая делится мейотически и образует четыре гаплоидные мегаспоры; три из них дегенерируют, а одна оставшаяся многократно делится митотически, образуя многоклеточный женский гаметофит (называемый эндоспермом). Из двух наружных клеток (вблизи микропиле) образуются два сильно редуцированных архегония, в которых хорошо развита лишь яйцеклетка. Оплодотворение происходит спустя 20 месяцев после образования семязачатка.

После опыления чешуйки женской шишки (Б ) смыкаются, а мужской гаметофит продолжает свое развитие на мегаспорангии. При прорастании мужского гаметофита в направлении архегония вегетативная клетка развивается в пыльцевую трубку, а антеридиальная образует две клетки: клетку-ножку и спермагенную клетку. Они перемещаются в пыльцевую трубку и по ней достигают архегония. Из ядра спермагенной клетки образуется два спермия (мужские гаметы, лишенные жгутиков) непосредственно перед оплодотворением. По достижении архегония вегетативное ядро разрушается, и один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а другой отмирает. Из оплодотворенной яйцеклетки - зиготы (2n) развивается зародыш (Д ), окруженный гаплоидным эндоспермом, формирующимся из гаплоидного женского гаметофита и покрытый интегументом семязачатка.

Так образуется семя (Е) голосеменных - диплоидный зародыш, питающийся за счет первичного гаплоидного эндосперма, защищенный кожурой (2n - интегумент семязачатка). Семена у сосны обыкновенной созревают на второй год после опыления, а следующей весной чешуйки расходятся и семена высыпаются.

Зародыш состоит из подвеска, корешка, стебелька и семядолей. Прорастание семени происходит при благоприятных условиях с наступлением весны в зоне умеренного климата.

Хвойные формируют природные ландшафты - тайгу на огромных пространствах континентов. Их значение в жизни природы и в хозяйственной деятельности человека велико. Являясь важнейшим компонентом биогеоценозов, они имеют огромное водоохранное и противоэррозионное значение. Хвойные растения дают основную массу строительной древесины и являются исходным материалом для многоотраслевой лесотехнической промышленности. Из хвойных получают вискозу, шелк, целлюлозу, штапель, бальзамы и смолы, сосновую шерсть и камфару, спирт и уксусную кислоту, дубильные экстракты и т.д., а также пищевые продукты и витамины. Семена некоторых араукарий, кедра, сибирской сосны содержат до 79% масла, близкого к прованскому и миндальному. Для медицинской промышленности хвойные служат исходным сырьем для получения не только витаминов, но и препарата пинобина (спазмолитическое средство). Многие виды хвойных используют в народной медицине для лечения туберкулеза, нервных расстройств, болезней почек, мочевого пузыря, геморроя, глухоты и как антилепрозное средство.

Хвоя и молодые побеги некоторых хвойных - незаменимый зимний корм лосей, хвоей питаются глухари, а семенами сибирского кедра - многие животные и птицы (как и семенами других хвойных). Шишкоягоды можжевельника - корм тетеревов. Древесина тисовых используется для изготовления дорогих поделок и в мебельной промышленности, она почти не подвержена действию насекомых.

Предварительный просмотр:

Отдел Моховидные. Общая характеристика.

  • Современные моховидные представлены примерно 25 тыс. видами.
  • Моховидные – единственная в истории растительного мира линия эволюции, связанная с регрессивным развитием спорофита. Они представляют собой тупиковую или слепую ветвь развития растений.
  • В подавляющем большинстве низкорослые многолетние растения размером от 1мм до нескольких сантиметров, реже до 60 см и более. Тело у части моховидных является слоевищем или расчленено на стебель и листья. Характерный признак – отсутствие корней. Всасывание воды и прикрепление к субстрату осуществляется ризоидами, представляющими собой выросты эпидермы.
  • Представители отдела большей частью заселяют влажные местообитания, так как они плохо приспособлены к жизни на суше.
  • Наблюдается правильное чередование полового и бесполого поколений.

Бесполое и половое размножение Моховидных.

В цикле развития доминирует гаплоидный гаметофит. В этом состоит специфическая особенность моховидных по сравнению с другими высшими растениями. Гаметофит и спорофит представляют собой одно растение. Бесполое поколение (спорофит) - это так называемый спорогон (небольшая коробочка со спорами и ножкой, нижняя часть которой превращена в присоску, внедренную в тело гаметофита). Спорофит лишен самостоятельности и полностью зависит от гаметофита.

Развитие полового поколения (гаметофита) начинается с момента прорастания споры. Прежде всего развивается ветвистое нитчатое или пластинчатое образование протонема или предросток , на которой закладываются почки. Из почек прорастают стебли с половыми органами. Половые органы – гаметангии (женские – архегонии и мужские – антеридии ) многоклеточны. В архегониях созревают крупные неподвижные яйцеклетки, в антеридиях – самостоятельно движущиеся сперматозоиды. Во время дождя или обильной росы антеридии вскрываются и выпускают многочисленные сперматозоиды, которые, двигаясь в каплях воды, покрывающих невысокие дерновинки моховидных, могут достигнуть архегония. Слияние гамет и дальнейшее развитие зиготы происходит внутри архегония. На верхушке стебля гаметофита зигота за время от нескольких месяцев до двух лет дает начало спорофиту, заканчивающемуся коробочкой со спорами. После созревания спорогона коробочка вскрывается или опадает, и споры высыпаются. Цикл развития повторяется. Образованию спор предшествует мейоз. Следовательно, споры, протонема и гаметофит гаплоидны. Диплоидна только зигота.

Классификация Моховидных.

Отдел Моховидных делится на три класса: антоцеротовые, печеночники и листостебельные мхи. Листостебельные мхи – самый большой класс. Он делится на три подкласса: сфагновые мхи с одним родом Сфагнум, андреевые мхи и бриевые мхи (самый крупный подкласс).

Сфагнумы: бурый обманчивый оттопыренный магелланский Андрея скальная

Бриевые мхи. Политрихум обыкновенный или «кукушкин лен»

Это вид, который образует дернины в хвойных лесах, на лугах, болотах, где принимает участие в сложении торфяной залежи. «Кукушкин лен» – наиболее высокорослый мох. Его стебель достигает высоты 50 см. Растет крупными подушкообразными дернинами. Стебель густо покрыт листьями. Растение обильно спороносит. Коробочка располагается на длинной ножке, сверху прикрыта легко опадающим колпачком с тонкими, направленными вниз волосками, которые напоминают льняную пряжу. Благодаря образованию густой дернины политрихум обыкновенный способствует поверхностному накоплению влаги и заболачиванию местообитаний.

Жизненный цикл Политрихума обыкновенного.

Подкласс Сфагновые. Сфагновые мхи.

К подклассу сфагновых относится единственный род сфагнум, объединяющий около 300 видов. Виды рода сфагнум крупные, мягкие, беловато-зеленые, бурые или красноватые мхи. Чаще всего это растения влажных местообитаний, обычно образующие подушковидные дерновинки. Стебель без ризоидов. Вверху стебля веточки собраны в головку. Спорофиты представляют собой красные или коричневые почти сферические коробочки, которые поднимаются на ложноножке , являющейся частью гаметофита и достигающей 3 мм длины.

Анатомическое строение веточек сходно со строением стебля, однако, в месте прикрепления листьев к ветвям почти у всех видов образуются своеобразные водосборные ретортовидные клетки. Листья однослойные и состоят из двух типов клеток: хлорофиллоносных и бесцветных мертвых водоносных. Зеленые клетки узкие, мертвые – имеют поры и утолщения стенок; они легко наполняются водой. Водоудерживающая способность сфагновых мхов примерно в 20 раз превышает сухую массу (для сравнения: хлопковая вата может поглотить воды только в 4-6 раз больше собственной массы). Благодаря своим превосходным абсорбирующим свойствам эти мхи использовались в Европе с 1880-х гг. как перевязочный материал для ран и нарывов, однако со времени первой мировой войны были почти полностью вытеснены в этом смысле хлопком, вероятно, из-за более опрятного вида изделий из него. Садоводы смешивают торфяной мох с почвой для увеличения ее водоудерживающей способности и кислотности.

Жизненный цикл сфагновых аналогичен жизненному циклу политрихума.

Представители этого рода образуют обширные торфяные болота. По самым скромным подсчетам торфяники покрывают не менее 1% суши. Нарастая ежегодно верхней частью побега, снизу стебель отмирает и «оторфовывается» (накапливается и уплотняется). Так, в течение многих лет образуются огромные залежи торфа. Процесс торфообразования происходит благодаря застойному переувлажнению, отсутствию кислорода и созданию сфагновыми мхами кислой среды (рН

Значение Моховидных.

Моховидные распространены повсюду, кроме морей, сильно засоленных почв, но везде предпочитают наиболее увлажненные местообитания. Особенно широко представлены в тундре, ежегодный прирост их незначителен: от 1-2 мм до нескольких сантиметров, однако суммарно получается довольно значительное увеличение моховых дерновин. Мхи – многолетние виды, обычно не поедаются животными и очень медленно разлагаются. Мхи способны аккумулировать многие вещества, в том числе радиоактивные, впитывать влагу и сравнительно прочно ее удерживать, в связи с чем мхам отводится особая роль в природе, прежде всего в регулировании ее водного баланса. Интенсивно развиваясь, мхи ухудшают продуктивность сельскохозяйственных земель, вызывая их заболачивание. Но в то же время они способствуют переводу поверхностного стока вод в подземный, предохраняя почвы от эрозии.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

7-е изд., перераб. и доп. - М.: 2016. - 512 с.

Предлагаемое пособие содержит теоретический материал и варианты экзаменационных заданий для самостоятельной подготовки к Единому государственному экзамену по биологии. Все задания сопровождаются ответами и комментариями. Книга рассчитана на выпускников средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, может быть использована абитуриентами для подготовки к экзамену в вуз, а также окажет помощь преподавателям биологии.

Формат: pdf

Размер: 5,9 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Выполнение экзаменационной работы по биологии потребует от выпускников средней школы следующих знаний и умений:
- знание главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого организмов, развития живой природы;
- знание строения и жизни растений, животных, человека, основных групп растений и классификации животных;
- умение обосновывать выводы, оперировать понятиями при объяснении явлений природы с приведением примеров из практики сельскохозяйственного и промышленного производства, здравоохранения и т.д. Этому умению придается особое значение, так как оно будет свидетельствовать об осмысленности знаний, о понимании излагаемого материала экзаменующимся.

В курсе биологии 4 раздела: общая биология, анатомия и физиология человека, ботаника и зоология . Большинство заданий ЕГЭ чаще всего касаются общей биологии. Стоит начать с нее.

    При обучении лучше делать собственные конспекты. В них не должно быть сплошного текста: в основном - рисунки, схемы, таблицы.

    Необходимо выбрать литературу для составления конспектов. Для этой работы не подходят базовые школьные учебники - в них слишком мало материала. Отдавайте предпочтение углублённым учебникам или пособиям по подготовке к ЕГЭ. Есть бесплатные интернет-ресурсы, например учебник Фоксфорда , “Всем, кто учится ”, проект “Вся биология ” и другие.

    Если тема “не дается”, стоит почитать объяснения других авторов. Не сдавайтесь. Обязательно найдете понятное для вас. Я могу посоветовать работы за авторством Богдановой Т.Л., Билича Г.Л., Садовниченко Ю. А., Ярыгина В.Н., Мамонтова С. Г., Соловкова Д. А.

  1. О пособиях для подготовки к ЕГЭ: каждый год выходит много новых изданий. Разобраться самому сложно, но можно. В магазине можно полистать то, что есть на полочках: открываете наиболее сложную для Вас тему и читаете. Если понимаете объяснение автора, можно брать.

Если нужен совет, в интернете вы найдете рецензии на различные пособия, очень удобны видеообзоры. Не обязательно покупать бумажное издание, почти все материалы есть в электронном виде.

    В интернете можно найти видеоматериалы по биологии, например, блоги на YouTube: “Khan Academy ” или “Даниил Дарвин ”. Такие темы, как деление клетки, фотосинтез, биосинтез белка, онтогенез эффективно изучать, используя мультфильмы. Например, мейоз , митоз , строение клетки , как работает эволюция , иммунная система, фагоцитоз . И обязательно в конспектах делать по этим темам собственные рисунки - сразу оцените свои знания.

    После прохождения каждой темы необходимо ее отработать, решая задания ЕГЭ. Рубрикация по темам есть на сайтах “Решу ЕГЭ”, “Незнайка”, “ЗЗУБРОМИНИМУМ”.

    Когда заканчиваете изучать раздел, например “Ботанику”: уже изучили теорию, по каждой теме решали задания, - переходите на сайт “ФИПИ” в “Открытый банк заданий ЕГЭ ”. Там реальные задания ЕГЭ сгруппированы по разделам, но к ним не даны ответы. Это позволит Вам критически оценить полученные знания.

    И когда все разделы будут пройдены, можно приступать к решению вариантов ЕГЭ. На сайте “Решу ЕГЭ ” есть конструктор по их составлению. Большое количество вариантов прошлых лет Вы найдете на сайте “4ЕГЭ”.

    И не забывайте, что вы не одни. Многие ребята оказались в подобной ситуации. Они общаются и делятся опытом в соцсетях. В интернете создано множество групп, связанных с подготовкой к ЕГЭ по биологии, с советами и рекомендациями, с полезными материалами и ссылками. Например: “