Демонстративный материал для психолога в школе. Методические материалы для педагога-психолога по фгос скачать бесплатно. Поможет избавиться от комплексов и страхов

У данного товара существует несколько версий для покупки:

  • Диск — компакт диск (CD или DVD) для использования на личном персональном компьютере (ПК).
  • Версия для скачивания — программа для ПК, которую можно установить через Интернет сразу после оплаты.

Данное электронное пособие "Диагностическая работа психолога в школе" серии "В помощь школьному психологу " предназначено педагогам-психологам , классным руководителям и преподавателям образовательных организаций всех типов, ППМС-центров, может быть полезно студентам высших и средних педагогических учебных заведений, родителям .
В компакт-диске представлен материал для психодиагностики учащихся, преподавателей ОО, родителей.
Пособие состоит из следующих разделов:
- "Методики";
- "Анкеты";
- "Тесты ".
Предлагаемые методики, анкеты и тесты помогут обеспечить успешную социализацию учащихся, справиться с проблемами коммуникативности, сформировать навыки стрессоустойчивости, а также позволят педагогам проводить занятия, направленные на развитие внимания, памяти, мышления и воображения.

Минимальные системные требования:
операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
процессор - Pentium-II;
оперативная память - 256 МB;
разрешение экрана - 1024х768;
устройство для чтения компакт-дисков - 24-х CD-ROM;
свободное место на жестком диске - 400 МB.

Подробное описание

Данное электронное пособие «Диагностическая работа психолога в школе» серии «В помощь школьному психологу» предназначено педагогам-психологам, классным руководителям и преподавателям образовательных организаций всех типов, ППМС-центров, может быть полезно студентам высших и средних педагогических учебных заведений, родителям.

В современном образовании именно компетенция практического школьного психолога позволяет своевременно фиксировать качественные изменения в психологическом развитии учащихся, знать их возрастные и индивидуальные особенности, на основе этого помогать педагогическому коллективу использовать средства и методы учебно-воспитательной работы с максимальной эффективностью.

В компакт-диске представлен материал для психодиагностики учащихся, преподавателей ОО, родителей.

Предлагаемое пособие состоит из следующих разделов: «Методики», «Анкеты», «Тесты».

Раздел «Методики» содержит различные методики, направленные на исследование личности («Тест Г. Айзенка», «Определение уровня беспокойства–тревожности личности»), изучение познавательных процессов и уровня умственного развития («Школьный тест умственного развития (ШТУР)», «Определение устойчивости внимания»), методики для изучения классного коллектива («Карта-схема психолого-педагогического изучения коллектива класса», «Определение межличностной приемлемости учащихся класса»), а также различные другие известные методики, направленные на работу с семьей, педагогическим коллективом, индивидуальное и групповое исследования.

В раздел «Анкеты» включен такой вид психологического исследования, как анкетирование , который помогает выявлять индивидуально-психологические особенности личности: склонности, интересы, вкусы, отношения к жизненным фактам и явлениям, другим людям, себе. Достоинство этого метода в том, что он позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал. В разделе представлены анкеты для родителей и преподавателей («Педагогический совет», «Система и структура управления школой»). Важное значение имеют анкеты, оценивающие климат в коллективе, а также успешность учебной работы учителя (Анкета «Климат в коллективе» (для учителей и учащихся); «Оценка успешности учебной работы учителя» и мн. др.).

Тест – это особый вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий; применяют при исследовании способностей, уровня умственного развития, навыков, усвоения знаний, а также при изучении индивидуальных особенностей протекания психических процессов. Тестовое исследование отличается сравнительной простотой процедуры, оно кратковременно, проводится без сложных технических приспособлений, требует самого простого оснащения. Результат решения теста допускает количественное выражение и тем самым открывает возможность математической обработки.

Примеры такого метода психологического исследования как тест представлены в разделе «Тесты»: тесты для проверки коэффициента интеллектуальности; оценки зрительной памяти, логического мышления, концентрации внимания и особенностей темперамента; тесты Люшера, Кэттела, Стерляу; тесты индивидуальные и групповые и мн. др.

Предлагаемые методики, анкеты и тесты помогут обеспечить успешную социализацию учащихся, справиться с проблемами коммуникативности, сформировать навыки стрессоустойчивости, а также позволят педагогам проводить занятия, направленные на развитие внимания, памяти, мышления и воображения.

Литература

1. Определение готовности детей к обучению в школе: диагностические методики, рекомендации педагогам и родителям, развивающие игровые занятия. – (Из опыта работы школьного психолога) / сост. Е. А. Чаус, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.

2. Психолого -педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением: психологическая диагностика, игровые технологии / авт.-сост. И. Н. Хоменко. – Волгоград: Учитель, 2009.

3. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения / авт.-сост. Е. Д. Шваб, Н. П. Пудикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

4. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы) / авт.-сост. Е. Д. Шваб. Волгоград: Учитель, 2007.

5. Психологическая поддержка младших школьников: программы, конспекты занятия / авт.-сост. О. Н. Рудякова . – Волгоград: Учитель, 2008.

6. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / авт.-сост. М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова . – Волгоград: Учитель, 2009.

Список использованной литературы при подготовке материалов диска:

1. Абрамова, Г. С. Об улыбке, букве «Я», словах «надо» и «нельзя»: материалы для психокоррекционных и развивающих занятий с младшими школьниками. – Волгоград: ВГПИ им. Серафимовича, 1992.

2. Анастази, А. Психологическое тестирование: Кн. 1. / А. Анастази. – М. : Педагогика , 1982. – 305 с.

3. Ануфриев А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей: психодиагностические таблицы; психодиагностические методики; коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. – 2-е изд., перераб. – М. : Ось-89, 1999. – 224 с.

4. Бирелл Вейсен, Р. Обучение жизненно важным навыкам в школе / Р. Бирелл Вейсен, Дж. Оли, В. Эванс, Дж. Ли, Б. Спрунгер, Д. Пелаускс. – М. : Вита-Пресс, 1996.

5. Битянова, М. Р. Социальная психология / М. Р. Битянова. – М., 1994.

6. Бугрименко, Е. А. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: методические разработки для школьного психолога. Библиотека развивающего обучения / Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгер и др. – Вып. 11. / – Томск: Пеленг, 1992. – 92 с.

7. Вачков, И. В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие / И. В. Вачков. – М. : Ось-89, 2002.

8. Венгер, Л. А. Домашняя школа мышления (Народный университет. Педагогический факультет, № 12) / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. – М. : Знание, 1985. – 80 с.

9. Венгер, А. Л. Методические рекомендации по наблюдению за психическим развитием учащихся подготовительных классов школ и подготовительных групп детских садов / А. Л. Венгер, М. Р. Гинзбург. – М. : АПН СССР, 1983. – 39 с.

10. Венгер, А. Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. – Томск: Пеленг, 1993. – 69 с.

11. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.

12. Газман, О. С. В школу с игрой / О. С. Газман, Н. Е. Харитонова. – М., 1991.

13. Гарбузов, В. И. Практическая психотерапия / В. И. Гарбузов. – СПб. : АО «Сфера», 1994.

14. Горбатенко, Л. С. Родителям и педагогам: все о наркомании. Эффективные программы профилактики, темы и материалы для классных занятий / Л. С. Горбатенко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 352 с. – (Серия «Библиотека школьника»).

15. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / под ред. В. А. Никитина. – М. : Союз, 1996.

16. Демчук, Е. В. Организация комплексного подхода в системе профилактики наркозависимости среди учащихся общеобразовательных учреждений / Социально-психологическое сопровождение участников образовательного процесса: опыт, проблемы, перспективы: матер. науч.-практич. конф. / авт-сост. И. Н. Хоменко . – Чита: ЧИПКРО, 2007. – 113 с. (с. 99–100).

17. Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция: межвузовский сб. науч. трудов. – СПб., 1999.

18. Дубинин, Н. П. Генетика, поведение, ответственность / Н. П. Дубинин, И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцев. – М., 1992.

19. Завьялова, Н. А. Готовимся к школе / под ред. О. Г. Свердловой. – М. : Знание, 1969. – 96 с.

20. Зак, А. З. Различия в мышлении детей / А. З. Зак. – М. : РОУ, 1992. – 128 с.

21. Захаров, А. И. Неврозы у детей / А. И. Захаров. – СПб. : Дельта, 1996.

22. Зимардо, Ф. Застенчивость / Ф. Зимардо – М., 1991.

23. Змановская, Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.

24. Кле, М. Психология подростка: психосексуальное развитие / М. Кле. – М.: Педагогика, 1991.

25. Клейберг, Ю. А. Социальные нормы и отклонения / Ю. А. Клейберг. – 2-е изд., доп. – М. : Вита-Пресс, 1997.

26. Клюева , Н. В. Программы социально-психологического тренинга / Н. В. Клюева, М. А Свистун. – Ярославль: Содействие, 1992.

27. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 1997.

28. Ковалева, А. И. Социология личности: норма и отклонение / А. И. Ковалева. – М. : Ин-т молодежи, 1996.

29. Кондрашенко, В. Г. Девиантное поведение подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты / В. Г. Кондрашенко. – Минск, 1988.

30. Коноваленко, С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет / С. В. Коноваленко. – М. : Гном и Д, 2000.

31. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 1997.

32. Кумарина, Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения // Народное образование. – 2000. – № 1.

33. Максимова, Н. Ю. Курс лекций по детской патопсихологии: учеб. пособие / Н. Ю. Максимова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2000. – 576 с.

34. Максимова, Н. Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: учеб. пособие / Н. Ю. Максимова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2000. – 384 с.

35. Обозов, Н. Н. Межличностные отношения / Н. Н. Обозов. – Л. : ЛГУ, 1989.

36. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. – М. : ЦТ «Сфера», 1998. – 240 с.

37. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1988.

38. Подготовка ребенка к школе. – Изд. 2-е, перераб. – Томск: Пеленг, 1994. – 206 с.

39. Психологическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование / под ред. В. В. Давыдова. – М., 1990.

40. Психокоррекционная работа с детьми: учеб. пособие / под ред. И. В. Дубровиной. – М. : ACADEMA, 1999.

41. Прохватилин, Н. В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости: практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников / Н. В. Прохватилин. – М. : ТЦ Сфера, 2002.

42. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М. : Красная площадь, 1996.

43. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1991.

44. Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками / под ред. И. В. Дубровиной. – М., Тула, 1993.

45. Развитие общения у дошкольников / под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. – М., 1974.

46. Родионов, В. А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1–11 классов / В. А. Родионов и др. – Ярославль: Академия развития, 2001.

47. Рояк, А. А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками у некоторых детей дошкольного возраста // Вопросы психологии . – 1974. – № 4.

48. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / под науч. ред. Л. М. Шипицыной и Л. С. Шпилени. – М., 2003.

49. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / под ред. И. В. Дубровиной. – М. : Академия, 1999.

50. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. – М. : ВЛАДОС, 1997.

51. Самоукина, Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы / Н. В. Самоукина. – М. : Новая школа, 1993.

52. Семья в психологической консультации. – М., 1989.

53. Симатова, О. Б. Модель поведения у подростков: социально-психологическое сопровождение участников образовательного процесса: опыт, проблемы, перспективы: матер. науч.-практич. конф. / авт-сост. И. Н. Хоменко. – Чита: ЧИПКРО, 2007. – 113 с. (с. 93–96).

54. Симатова, О. Б. Первичная профилактика злоупотребления психотропными веществами у подростков / О. Б. Симатова. – Чита: Изд-во Заб ГПУ, 2005. – 152 с.

55. Симатова, О. Б. Теоретико-методологические аспекты первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами у подростков / О. Б. Симатова // Психотерапевтические техники в комплексном лечении психосоматических расстройств: материалы научно-практической конференции. – Чита: Поиск, 2006. – С. 76–82.

56. Талызина, Н. Ф. Практикум по педагогической психологии / Н. Ф. Талызина. – М. : Академия, 2002. – 192 с.

57. Тихомирова, Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка: младшие школьники / Л. Ф. Тихомирова. – М. : Рольф, 2000. – 160 с.

58. Хоменко, И. Н . Система профилактики суицидального поведения в работе педагога-психолога образовательного учреждения / Социально-психологическое сопровождение участников образовательного процесса: опыт, проблемы, перспективы: матер. науч.-практич. конф. / авт-сост. И. Н. Хоменко. – Чита: ЧИПКРО, 2007. – 113 с. (с. 88–90).

59. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. – М. : Интерпракс, 1995.

60. Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. – М., 1990.

61. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М., 1978.

62. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М., 1995.

Программа профилактики «синдрома эмоционального выгорания» у педагогов, взаимодействующих с детьми с ограниченными возможностями.

В современных условиях происходящих изменений, внедрения инновационных технологий в педагогический процесс все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам педагога, но и к уровню его личностного саморазвития, его психологического самочувствия.
Социальная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует научно обоснованные методы отбора, адаптации специалистов в сфере социального обслуживания и профилактики «синдрома эмоционального выгорания». Поэтому возникла потребность разработки программы профилактики «синдрома эмоционального выгорания» у педагогов реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Большая часть учащихся перед экзаменом испытывает стресс, находясь в ситуации постоянного страха или тревоги. Что с ними при этом происходит?
Постоянный стресс ослабляет иммунитет, кровяное давление повышается, большая сердечная мышца сокращается. Наряду с долговременной памятью страдает и кратковременная, ухудшается зрение.
Чтобы «распознать», снизить уровень напряжения, преодолеть стресс, а может уменьшить и свести на нет уже существующий, можно использовать релаксационные упражнения.
Данный тренинг рассчитан на 40-45 минут
Цель: Снятие эмоционального напряжения и беспокойства у учащихся, перед экзаменами.

Целевая аудитория: для психолога

Педагоги, работающие с детьми, достаточно часто сталкиваются со случаями осложнений психического развития, большая часть которых является отклонением от нормы, а не симптомом психического заболевания. Среди наиболее часто встречающихся трудностей в поведении и развитии детей младшего школьного возраста, можно выделить - гиперактивность.
Актуальность выявления и изучения гиперактивных детей обусловлена не только значительной распространенностью таких проявлений поведения, но и в первую очередь выраженной дезадаптацией, затрудняющей у этих детей приобретение знаний и навыков, налаживание отношений в детском коллективе. Именно в отношении детей этого варианта развития, как никакого другого, необходима готовность близких ребенку взрослых людей понять особенности его развития и создать оптимальные условия воспитания, т. е. обеспечить «первичную профилактику» поведения и развития ребенка. Тяжелое положение такого ученика в классе определяется не только особенностями его поведения и организации деятельности, но и трудностями обучения, обусловленными нарушением формирования таких функций, как память, зрительное, пространственное восприятие, речевое, моторное развитие, а также способности к логическому мышлению, планированию деятельности и самоконтролю.
Разработанные коррекционные занятия могут быть использованы в качестве методического пособия для работы с гиперактивными детьми по снижению проявлений гиперактивности.
В банк внеурочных занятий вошли упражнения направленные на развитие внимания, мышления, координации движения, релаксацию, эмоционально-личностную сферу

Целевая аудитория: для психолога

Данный опросник разработан Л.Йовайши. Он очень прост и удобен в применении. Т.к интерпретация результатов тестирования возможна в кратчайшие сроки. Т.е относится к экспресс-методике.
Использую данную методику ужу давно. Будучи еще школьным психологом. Надо отметить и в работе воспитателя спец.школы. Дает объективную оценку возможностей выпускников. Главное очень нравится самим учащимся. Главное преимущество- лаконичность и точность.

Целевая аудитория: для психолога

Искусство понимания мимики, умение «читать» лица других людей очень важно для любого человека, живущего в наше время. Это умение необходимо каждому - в особенности людям, планирующим связать свою дальнейшую трудовую деятельность с профессиями, в которых необходима работа с людьми. Кроме того, умение распознавать эмоции других людей полезно в любых видах межличностного общения. Оно поможет лучше понимать друзей и родителей (ведь часто бывает трудно понять и принять то, что у людей существуют различия в том, как переживаются и отображаются на лице одни и те же эмоции). Поможет угадывать намерения малознакомых людей и быть более успешным в интимно-личностных отношениях. Цель занятия - пробудить в ребятах интерес к этой теме и побудить их к самостоятельному и более полному изучению невербального общения.

Целевая аудитория: для 8 класса

Цель: формирование познавательной сферы у первоклассников.

Возраст: 7-8 лет

Тема: «Приключение в мире сказок»! Цель: формирование познавательной сферы у первоклассников. Задачи: 1. развитие познавательных интересов и кругозора. 2. воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, наблюдательности, усидчивости. 3. воспитывать навыки самоконтроля, уверенности в своих возможностях, содействовать сплочению групповых отношений. Время занятия: 45 мин. оборудование: интерактивная доска, презентация, карандаши, рисунки - раскраски Тип урока: познавательный.

Целевая аудитория: для 1 класса

Данный урок рассчитан на детей 7-8 лет

Цель: формирование познавательной сферы у дошкольников.

  1. развитие познавательных интересов и кругозора.
  2. воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, наблюдательности, усидчивости.
  3. воспитывать навыки самоконтроля, уверенности в своих возможностях, содействовать сплочению групповых отношений.

Целевая аудитория: для 1 класса

Данная разработка содержит конспект занятия для учащихся 1 - х классов. При проведении занятия используются разные современные образовательные технологии: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие, рефлексивного обучения, сказкотерапия, цветовая терапия, музыкотерапия; ЦОР: видеоролик с физкультминуткой; ИКТ: презентация. Занятие может быть использовано как часть коррекционно - развивающей программы адаптации, так и как самостоятельное занятие по предложенной теме. Если работоспособность детей в группе не очень высокая, то можно исключить упражнение с совместным рисованием истории. Задание с раскрашиванием рюкзака может быть использовано педагогом - психологом с диагностической целью.

Целевая аудитория: для 1 класса

Актуальность: Обучение ребёнка в начальной школе - первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой - учебной - деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребёнка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.

Целевая аудитория: для психолога

Лекция для классных руководителей о влиянии цвета на развитие личности ребёнка. Умело, грамотно подобранный цвет классной комнаты, с учетом его свойств, поможет добиться в нем не только гармони, уюта, успешности но и сохранения психологического здоровья обучающихся. Пренебрегая свойствами цвета и его психологией можно сделать помещение унылым и невыразительным, или излишне пестрым для ежедневного восприятия, а, следовательно, утомляющим глаза и мозг. В лекции приведены примеры сочетания и влияния различных цветов на личность. Лекция подкреплена примерами находящимися в презентации.

Целевая аудитория: для классного руководителя

Данная презентация может использовать педагогами-психологами на индивидуальных или групповых коррекционно-развивающих занятиях с детьми дошкольного возраста. В презентации представлены задания на развитие восприятия, внимания, памяти.

Целевая аудитория: для психолога

В презентации "Психологическая подготовка к экзаменам" рассматривается объективный взгляд на экзамен. Ребята из презентации смогут узнать из каких моментов должна состоять подготовка к экзамену и как правильно ее организовать на каждом из этапов. Какими способами бороться со стрессом, какие продукты необходимо употреблять. Узнают о важности режима сна и отдыха в период подготовки, ознакомятся с приемами, мобилизующими интеллектуальные возможности. Презентацию можно использовать педагогу- психологу в рамках профилактической работы.

Целевая аудитория: для психолога

Данная разработка поможет Вам скорректировать поведение детей. Материал разработан на основании книги Мишеля Борбра "38 способов изменения проблемного поведения ребенка" материал может быть интересен психологам, классным руководителям и родителям. Данную презентацию можно использовать в качестве методического пособия на методических объединениях и родительских собраниях.

Целевая аудитория: для психолога

Данная методическая разработка направлена на предупреждение детско-родительских конфликтов, изучение методов их разрешения, обучение родителей одной из техник общения, способствующей гармонизации детско-родительских отношений. Основные вопросы, которые раскрывает тема родительского собрания:
 причины возникновения конфликтных ситуаций;
 умение определять проблему (выяснить причины неприемлемого поведения ребенка или взрослого) и анализировать ее;
 поиск возможных выходов решения из конфликтной ситуации.
Материал методической разработки ориентирован для родителей подростков 11-14 лет.
По итогам собрания родители приобретают следующие навыки:
 умение находить компромисс;
 умение применять полученные навыки, упреждающие возможным воспитательным затруднениям;
 применение в личной практике техники активного слушания

Целевая аудитория: для психолога

Родительское собрание-практикум содержит упражнения, рекомендации и презентацию. Направлено на повышение уверенности в себе родителей и повышение самооценки детей. Помогает формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми. Содержит информацию о психологических знаниях, умениях и навыках, необходимых родителю для достижения успеха в жизни, и жизни детей. Открывает новые грани индивидуальности детей в глазах родителей. Помогает в обеспечении психологического здоровья, профилактика суицидальных проявлений среди детей и подростков.

Целевая аудитория: для психолога

Данная разработка способствует созданию благоприятных взаимоотношений между родителями и детьми. Описывает основные причины, приводящие к недопониманию между детьми и родителями. Презентация позволяет учитывать возрастные особенности соответственно возрасту и потребностям ребёнка. Обращает внимание на важность доверительных отношений с детьми. Счастливая семья - пример для окружающих.

Целевая аудитория: для психолога

Основные направления работы школьного психолога

Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик.
Коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся
Консультирование родителей - это работа по конкретному запросу. Психолог знакомит родителей с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.
Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

Все перечисленные выше функции школьного психолога позволяют соблюдать в школе психологические условия, необходимые для полноценного психического развития и формирования личности ребенка, то есть служат целям психологической профилактики.

Примеры проблем, с которыми работает педагог-психолог:

1. Агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия,

2. Застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, и т.д.;

3. Страхи и тревожность ребенка;

4. Проблемы адаптации;

5. Проблемы общения со сверстниками;

6. Развитие уровня психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие,

эмоциональная сфера) не соответствие возрасту ребенка;

7. Задержка психического развития.

8. Беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией.

Мифы о психологах:

Миф1. Если ты консультируешься у психолога - ты псих. Психолог и психиатр - одно и то же. Реальность: Врач-психиатр - это специалист в области лечения психических заболеваний (например: шизофрения). Использует преимущественно медикаментозные методы лечения (лекарства, таблетки).
Психолог - специалист, который консультирует
ЗДОРОВЫХ людей в ситуациях затруднения в различных сферах жизни (проблемы в учёбе, семейные отношения, отношения в коллективе, отношения между детьми и родителями, проблемы в общении, выбор жизненного пути, саморазвитие, конфликтные ситуации и многое другое) .

Миф2. К психологу приходят только слабые и глупые люди, которые сами не могут решить свои проблемы. Реальность: К психологу обращается человек, который ощущает потребность изменить своё поведение, свою жизнь в ту или иную сторону и ищет грамотный способ, эффективный путь осуществления этих изменений. Психолог - специалист, который может помочь найти такой путь, свой, уникальный для каждого.

Миф3. Если ты обратился к школьному психологу - об этом станет известно всей школе. Реальность: Основное правило работы психолога, и особенно школьного психолога - конфиденциальность . Это значит, что никто без вашего согласия не узнает, с каким вопросом вы обратились к психологу. Это же касается и результатов психологического тестирования, которое проводится в школе. О ваших конкретных результатах знает только психолог. Классному руководителю предоставляются материалы в обобщённом виде и процентном соотношении.

КАК ВЫ ВОСПРИНИМАЕТЕ ИНФОРМАЦИЮ

    Визуальный – то, что мы видим. Это – образы, картинки, кино.

    Аудиальный – то, что мы слышим. Это может быть как речь, так и свист ветра или звук капающей воды. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса.

    Кинестетический (от греческого "кинес" - движение) – то, что мы чувствуем (кожная чувствительность, внутренние или мышечные, ощущения (например, ощущения в желудке), запах, вкус.

Общая характеристика

Визуал

Аудиал

Кинестетик

Организован, наблюдателен, как правило спокойный. С трудом запоминает словесные инструкции (переспрашивает), при этом – хороший рассказчик. Хорошо помнит то, что видел. При разговоре подбородок держит вверх, голос может быть высоким. Имеет живую, образную фантазию.
Обладают хорошей зрительно-тактильной координацией.
Хорошо развита мелкая моторика (глаз - рука).
Предпочитают настольные игры, охотно рисуют, мастерят, моделируют, быстро осваивают компьютер, любят головоломки, раскраски.
Не любят прикосновений.

Легко отвлекается. Легко повторяет услышанное. Задумавшись, разговаривает сам с собой. Шевелит губами при чтении, проговаривая слова. Говорит ритмически. Предпочитает счет и письмо.
В группе часто бывает самым разговорчивым, любит дискуссии.
Чувствителен к интонации.
Дети любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят.
Рано проявляют интерес к чтению, охотно читают вслух и легко запоминают указания учителя.
Уверен в себе, легко общается как со сверстниками, так и со взрослыми. Эти дети главные участники всех игр, чаще занимают лидирующие роли.
Легко выполняют даже сложные указания учителя, но быстро надоедают занятия, требующие усидчивости и работа над индивидуальным заданием.

Отвечает на физическое поощрение. При общении стоит близко, касается людей.
Обилие движений, много жестикулирует.
Раннее физическое развитие. Лучше обучается, делая.
При чтении водит пальцами.
Подбородок держит вниз, голос может быть довольно низким.
Хорошо помнит общее впечатление о событии.

Любят, чтобы до него дотрагивались во время разговора.
Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать – это их способ восприятия мира, они по-другому просто не понимают (это не означает, что они подвижные люди). Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.
Требуют немедленного удовлетворения желаний и не готовы бороться с трудностями.
Плохо развита мелкая моторика.

Как распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации

Параметры наблюдения:

Аудиалы

Визуалы

Кинестетики

Направление взгляда в момент припоминания

Средняя линия

Верхняя линия

Нижняя линия

Жесты

На уровне груди

Выше плеч

Ниже груди

Словарь общения

Характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.).

Употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.)

В основном использует слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).

Особенности внимания

Легко отвлекается на звуки

Шум практически не мешает, но может отвлекаться на движущиеся объекты.

Вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно, не может работать в неудобной позе (мало места)

Отдых в свободное время

Используют отдых, чтобы наговориться и пошуметь, особенно после долгого молчания.

Чаще всего остается в группе, разглядывает книжки, картины на стенах.

Отдых нужен, чтобы размяться, подвигаться.

Внешний вид

Опрятный, дисциплинированный

Отличается обилием движений, неопрятен, часто ходит с исписанными руками.

Рабочее место

Все принадлежности в беспорядке разбросаны по парте. Несколько рабочих мест, организованных функционально.

Рабочее место организовано и упорядочено, вещи расположены в вертикальном порядке

Рабочее место неорганизованно, вещи расположены в горизонтальном порядке, занимает много места

Речь

Говорит быстро, использует визуальные указатели, смотрит поверх голов

Говорит медленно, использует манипуляции и жесты, вовлекает учеников в игры, проекты, сценарии

Говорит монотонно, любит дискуссии в классе. Организует чтение на уроке

Почерк

Окончание слов или строчки уходит вверх.

Письмо ровное.

Окончание слов или строчки уходит вниз, все буквы кривые, много грязи и обводов при письме.

В профессии психолога зачастую нет готовых ответов и рецептов, специалисту нужно постоянно узнавать что-то новое, чтобы помочь школьнику или учителю. Самыми лучшими помощниками являются книги. Порой, прочитав книгу опытного коллеги-психолога, понимаешь, как действовать дальше; видя схожие проблемы в работе, понимаешь, что ты не один на этом поприще и набираешься силы духа. Некоторые книги полезны обилием тестов и упражнений, некоторые — философскими основаниями работы психолога. Далее приводится рекомендуемый список книг для чтения школьному психологу.

Аналитический отчет о работе педагога-психолога СОШ №1

за 2013-2014 учебный год

1. Общие задачи и направления в деятельности в 2013/14 учебном году

Целью работы психолого-педагогической службы является психологическое сопровождение в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и помощь в адаптации к школьным требованиям.Основные задачи, поставленные перед психологической службой, отражены в таблице.