Черный лебедь определение. Наш мозг группирует информацию способом, мешающим делать точные прогнозы

June 1st, 2015

Мы как то с вами обсуждали , а сейчас мы поговорим о более серьезном устоявшемся уже понятии.

Термин «Черный лебедь» обозначает определенные критические события, которые невозможно предсказать, но которые, тем не менее, коренным образом меняют ход истории. Черные лебеди могут представлять собой как позитивные явления (например, появление интернета), так и негативные (приход к власти Адольфа Гитлера).

Так же «Чёрный лебедь» известен как латинское выражение - старейшая известная цитата принадлежит перу древнеримского поэта-сатирика Ювенала, - «редкая птица на земле подобна черному лебедю» (лат. rara avis in terris nigroque simillima cygno )

Термин «черный лебедь» прочно укрепился в сознании нашего общества после выхода в свет книги Нассима Талеба «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» . Хотя эта метафора известна в философии довольно давно, именно Талеб стал использовать её для обозначения редких и неожиданных событий со значительными последствиями. При этом «чёрные лебеди» могут быть не только негативными событиями, но и представлять собой непрогнозируемые «удачи»

Давайте узнаем подробнее про все это …

В Средние века само предположение о существовании в природе черного лебедя выглядело настолько абсурдным, что стало метафорой чего-то абсолютно невозможного. До 1697 года считалось, что лебеди бывают только белыми, однако голландская экспедиция, которую возглавлял Виллем де Вламинк, обнаружила в Западной Австралии популяцию черных лебедей. Теперь черный лебедь изображен на флаге Северной Австралии. Обнаружение первого черного лебедя было большой неожиданностью для орнитологов.

Нассим Николас Талеб (1960г.р.) – математик, трейдер, бизнесмен и философ, выходец из Ливана, сейчас проживает в США. Семья Нассима Талеба, исповедующая православие, была депортирована из ливанского города Амиун в 1975 году, после начала гражданской войны. Предки Талеба в прошлом занимали высокие посты в правительстве Ливана, его отец был врачом — онкологом, занимался антропологическими исследованиями.

Книга «Черный лебедь», вышедшая в 2007 году, была продана более чем в 300 000 экземпляров. Она семнадцать недель держалась в списке бестселлеров “New York Times” и была переведена на 27 языков. В октябре 2009 года по версии журнала «Секрет фирмы», книга возглавила список Топ-5 деловых бестселлеров.

За последние годы человечество пережило череду сильнейших потрясений. Таких, как 11 сентября 2001 года, глобальный финансовый кризис, война в Осетии, на Украине. Все они, казавшиеся абсолютно невозможными, пока не произошли, теперь представляются нам закономерными. Именно такие непредсказуемые события и предлагает называть Талеб Черными лебедями. По его авторитетному убеждению, именно такие события оставляют след, как в истории в целом, так и в жизни каждого отдельного человека.

В рамках жизни одного индивидуума, Талеб предлагает провести воображаемый эксперимент: рассмотреть свою жизнь и изучить в ней роль таких непредсказуемых событий с большими последствиями. Стоит вспомнить момент выбора профессии, встречи спутника жизни, предательства, изгнания из Родины, внезапное обогащение или разорение. Разве вы могли запланировать эти вещи? Разве часто вы ожидаете такие моменты в своей жизни? Есть такая поговорка: «Хочешь рассмешить Бога — расскажи Богу о своих планах », которая, как раз об этом.

Суть вопроса такова: это не ожидаемое событие, которое предсказать невозможно. В противоположность этому понятию, существует термин Белый лебедь – событие, которое в той или иной степени предсказуемо. Например, эксперты предсказывают, что будет с нефтью через 20 лет – это Белый лебедь, а вот, сколько она будет стоить через год, предсказать невозможно. Или предсказание о том, что президентом страны станет Медведев или Путин, или даже Прохоров – это предсказуемые ситуации, с той или иной степенью погрешности. А возможно ли было предсказать заявление Ельцина в канун 2000 года о снятии с себя полномочий президента? Это не прогнозируемая ситуация.

Да, после, она вполне вписалась в логику, но, до – это просто не могло прийти в голову. Смысл Черного лебедя в том, что он, как правило, не подвластен человеку, при том, что он, как иной формат событий на земле (вместе с белым лебедем), полностью является реальной вещью. Черный лебедь имеет место быть. Человеческая жизнь всегда определялась степенью предсказуемости. Чем более она непредсказуема – тем более она интересна. Конечно, в определенной мере, потому что совсем непредсказуемая жизнь – ужасна.

Но, чем более она становится предсказуемой, тем более скучной. И так по кругу. Это означает, что наша жизнь формируется под влиянием двух течений: белого и черного лебедей. Белый лебедь дает возможность человеку не упасть в уныние от безысходности, и поэтому он горд собой от умения прогнозировать. Черный же лебедь не оставляет человеку никакого шанса почувствовать себя всемогущим. И, если убрать одну из этих опор, наша жизнь, которой мы живем, превратится в не что. Мы превратимся либо в животных, либо в богов. А земля, как известно, создана для людей.

Итак, Черного лебедя невозможно предсказать, его нужно понимать и ожидать. Ожидать того, что всегда может произойти неожидаемое.

Финансовые эксперты раз за разом оказываются беззащитными перед черными лебедями. Ипотечный кризис уничтожил тысячи предприятий и поставил целые страны на колени. Компании должны иметь запасной план, чтобы быть менее хрупкими. Катастрофы, какими невероятными они бы ни казались, должны планироваться. Не как-то специфически, но задаваясь единственно правильным вопросом «а что если?».

По самой своей природе, черные лебеди не могут быть предсказаны, ведь подобные события еще никогда не случались прежде по определению. Однако можно изучить то, как организации, народы или выжившие в катастрофах справлялись с их последствиями. Такой анализ может помочь подготовить компании к построению стратегий, помогающих как можно быстрее и с минимальным ущербом снова встать на ноги после чрезвычайных происшествий.

Теория ожидания неожиданного не является пророческой, но она имела широчайший резонанс в истории и философии. Талеб делал множество маленьких ставок на невероятные события и разбогател, т.к. некоторые из них, тем не менее, произошли. Базовые принципы его теории Черного лебедя включают три основных критерия.

Давайте перечислим их и оценим :

1. Событие неожиданно.

До биткойна история не знала валюты, за которой не стояло бы никакой нации и пересылка которой базировалась бы не на доверии. До появления Интернета это вообще было невозможно. Некоторое время вне узкого сообщества криптологов эта идея была бессмысленной и не находила понимания со стороны правительства и банковских учреждений. Никому и в голову не приходило контролировать или пытаться остановить Биткойн – его попросту не принимали всерьез. А потом уже стало слишком поздно.

Первый критерий: да.

2. Событие имеет большое влияние.

К настоящему времени валюта достигла пика общей стоимости размером около 12 миллиардов долларов. Это лишь около 2,5% от стоимости компании поисковой системы Google. Однако в настоящее время в подавляющем большинстве стран знают о биткойне, и во многих из них местными банковскими системами были вынесены предупреждения или запреты на его использование. Биткойн оброс армией мировых сторонников, и вокруг него сформировалась сплоченная община. Она включает политиков, банкиров, регуляторов, инвесторов и ученых, пытающихся понять его, контролировать, извлечь из него прибыль и использовать его в качестве катализатора изменения мира.

Второй критерий: да.

3. После того как событие уже произошло, ретроспективно ему дают рациональное объяснение – так, как будто оно было ожидаемо.

Если мы рассмотрим два широко известных Черных лебедя, мы сможем задним числом объяснить их с рациональной точки зрения. Если говорить об Интернете, то, учитывая, сколько персональных компьютеров было приобретено в 80-х и начале 90-х годов, становится очевидно, что в конечном итоге они оказались бы связанными между собой для доставки электронной почты и обмена новостями.

В случае событий 11 сентября, ретроспективно, «эксперты» связали точки роста антиамериканизма в радикальных частях мусульманского мира и вдруг «вспомнили» неудачную попытку взорвать здание Всемирного торгового центра с помощью заминированного автомобиля на подземной стоянке несколькими годами ранее, и для них стало «очевидно» то, что того же порядка вещь должна была случиться снова.

Анализировался ли биткойн когда-либо с рационализаторской точки зрения сквозь призму истории? Но находимся ли мы уже в точке, где у нас есть достаточно данных для подобного анализа? Наверное, нет еще того жюри, которое могло бы это оценить. Биткойн все еще находится в начальной стадии, и время рассудит, какое место займет этот эксперимент в анналах истории.

Третий критерий: неизвестно.

Однако, возможно, именно Черный лебедь дал начало рождению Биткойна: ипотечный кризис, который пошатнул всю банковскую индустрию. Банкиры прекрасно понимали, что это порочная практика – давать жильё в собственность и в аренду всем подряд. Но это была не их проблема, поскольку они продавали кредиты и обогащались за счет проблем других людей. Когда кредиты перестали возвращаться в срок, это породило цепную реакцию, которая распространилась на крупные страховые агентства и инвестиционные компании – все это вело в долговую пропасть.

Конечно, оглядываясь назад, становится ОЧЕВИДНО, что это должно было произойти. Для этого и существуют кредитные отчеты. Кредиты, которые перестают выплачиваться – это плохо для всех. И конечно, постфактум целая армия критиков в костюмах и галстуках разглагольствовала в новостях о том, что предвидела надвигающийся кризис.

Как жить в мире, полном Черных Лебедей?

Итак, Чёрных лебедей нельзя предсказать. Но можно научиться жить с ними. Вот несколько советов, которые даёт нам Талеб:

Научиться отличать «хорошие» случайности от «плохих». В кино, в науке или в венчурных сделках водятся хорошие Чёрные лебеди. Если Вы заняты в подобном бизнесе, то Ваше счастье - в незнании, особенно если Ваши конкуренты тоже ничего не знают, но, в отличие от Вас, об этом не догадываются. А вот в сферах где неумение просчитывать риски чревато провалом, их стоит опасаться. Служба в армии и в госбезопасности, а также банковская деятельность относятся к таким сферам.

Мыслить шире и не пытаться предсказать конкретного Чёрного Лебедя. Луи Пастер, говоривший, что удача любит тех, кто к ней готов, понимал, что для того, чтобы сделать открытие, бессмысленно упрямо искать что-то конкретное. Ученые напряженно работают, чтобы создать условия для счастливой случайности и поймать Чёрного Лебедя.

Искать встречи с Чёрным лебедем. Издатель, представитель солидного фонда или именитый учёный выражают желание встретиться с вами - не упускайте такой возможности - второй раз она может не подвернуться. Не увязайте в рутине, общайтесь с людьми. В большом городе вероятность встретиться с хорошим Чёрным лебедем больше, чем в глуши.

Относиться с подозрением к государственным планам и прогнозам. Не стоит забывать, что главное для чиновника и для банкира - удержаться на плаву, а вовсе не докопаться до истины. Это не значит, что вся эта публика совершенно бесполезна: надо лишь быть начеку и не пасть жертвой их «производственных издержек».

Не тратить нервы и время на борьбу со «специалистами» всех мастей. Дурацкие прогнозы были и будут всегда, главное - не слишком доверять им. Услышав, как специалист произносит слова «равновесие» и «нормальное распределение», не спорьте с ним, а суньте ему за шиворот крысу.

10 принципов Талеба для устойчивого мира «Чёрного лебедя»

Лучше, чтобы что-то хрупкое разбилось, когда оно небольшое, чем тогда, когда оно станет большим и значительным

Недопустимо убытки возлагать на всех, а прибыль приватизировать избранным

Людям, которые с завязанными глазами управляли школьным автобусом (и разбили его), нельзя доверять новый автобус

Нельзя предлагать управляющему атомной станцией поощрительный бонус без ощутимого штрафа в случае неуспеха

Уравновешивайте сложность простотой

Не давайте детям динамитную шашку, даже если вы их предупредили и снабдили инструкцией

Только аферы финансовых пирамид могут строиться на доверии вкладчиков. Для государственных ценных бумаг «восстановление доверия» недопустимо

Даже если у наркомана ломка, не давайте ему новую дозу.

Граждане должны быть защищены от колебаний стоимости финансовых активов или ошибочных «экспертных» советов, касающихся их пенсионного обеспечения

Начинайте жарить омлет, имея в наличии предварительно разбитые яйца.


источники

http://lebeddeva.ru/vse-o-lebedyah/chto-takoe-chernyj-lebed.html

http://bitnovosti.com/2014/04/08/bitcoin-black-swan/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%91%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D1%8C_(%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F)

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1678229

Давайте я вам еще подкину каких нибудь интересных тем: вот например , а вот и Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Загадочный и мрачный, пугающий и непонятный, фильм «Чёрный лебедь» проливает свет на жизнь балерины, сочетая жестокий реализм с не менее жестокой фантастикой. По глубине психологизма киношедевр Даррена Аронофски часто сравнивают с , а споров вокруг смысла «Чёрного лебедя», пожалуй, даже больше. Точного и окончательного ответа на вопрос «В чём суть этого фильма?» нет и быть не может: настоящее искусство всегда оставляет простор для интерпретации. Но эта статья будет интересна каждому, кто задался целью прояснить для себя суть фильма «Чёрный лебедь»: в ней мы собрали целый ряд популярных (и не очень) вариантов толкования смысла.

«Чёрный лебедь» как трагедия взросления и открытия сексуальности

Одна из возможных трактовок смысла фильма «Чёрный лебедь» - это толкование сюжета как пути Нины к взрослению. «Мама, мне 28 лет!», - восклицает Нина в одной из сцен, однако физический возраст ничего не значит - на самом деле героиня всё ещё ощущает себя маленьким ребёнком, у неё совершенно не развита сексуальность, она не знает, что ответить на вопрос Тома «Тебе нравится секс?». Успех Нины в балете является не столько признаком её работы над собой как взрослого, сознательного человека, сколько результатом следования инструкциям матери. Когда же, наконец, Тома требует от Нины раскрепощения, Нина впадает в нечто похожее на переходный возраст.

Вспомним, как ведёт себя Нина с матерью в начале фильма. Мать может преспокойно раздеть свою взрослую дочь, чтобы рассмотреть травму на её плече. Мать кормит девушку, которая вполне в состоянии приготовить себе завтрак самостоятельно. Мать держит дочь под контролем, даже когда её нет рядом, с помощью постоянных телефонных звонков. Комната Нины больше похожа на детскую из-за обилия плюшевых игрушек - кажется, будто последняя перестановка здесь была не меньше двадцати лет назад. Мать входит без спроса в спальню дочери, наблюдает за тем, как та засыпает… Стоит ли продолжать? Всё это вместе можно охарактеризовать как задержку в развитии Нины - несмотря на её успехи в балете, эмоционально она всё ещё ребёнок.

Все персонажи фильма воспринимают сексуальность как нечто нормальное и естественное. Все, кроме Нины, которая боится этой части своей личности

Так как сама Нина не предпринимает никаких попыток повзрослеть, за неё это делают Лили и Тома. Тома даёт ей «домашнее задание» - мастурбировать, Лили же заходит дальше и ведёт девушку в клуб. Визит Лили очень интересен с точки зрения этой трактовки: вспомните, как Лили уговаривает Нину отправиться с ней в клуб, в то время как мама Нины пытается удержать девушку дома. Такая сцена в реальной жизни могла произойти со школьницей, но никак не со взрослой девушкой. Нина действительно переживает переходный возраст, это ещё ярче проявляется, когда девушки возвращаются из клуба: Нина хвастается перед матерью своими «подвигами», пытается как можно больнее задеть её словами, как это обычно делают подростки в период полового созревания.

На протяжении всего фильма Нине так и не удаётся в полной мере испытать удовольствие от мастурбации, как не удаётся и полностью «отпустить себя» для роли Чёрного лебедя. Но в финале это наконец происходит - и здесь мы снова сталкиваемся с глубоким символизмом. Тома постоянно твердит, что Нина - Белый лебедь - чиста и невинна. В финальной же сцене из открытой раны на теле Нины сочится кровь - это своеобразная метафора первой менструации (взросление) или же потери невинности. Вслед за этим Нина, умирая, произносит: «Я почувствовала совершенство». «Совершенство» здесь может означать оргазм, миг высочайшего наслаждения, который для Нины воплотился не физически, а духовно - через балетное искусство. Таким образом, в финале Нина рассталась и с детством, и с невинностью, обретя наконец свою сексуальность.

Вся сцена с участием Лили оказывается лишь плодом воображения больной фантазии Нины: утром Лили утверждает, что провела ночь с парнем, а вовсе не с Ниной

Надо заметить, что в воспоминаниях настоящих балерин тема сексуальности, взросления занимает не последнее место. Балерины часто чувствуют себя «не настоящими» женщинами из-за своих «детских» фигурок - тонких, лёгких, с неразвитой грудью; и мужчины, и женщины, связанные с балетом, часто бисексуальны; кроме того, карьера балерины часто перечёркивает право женщины на создание семьи, рождение ребёнка - таким образом, приходится выбирать между «простым женским счастьем» и желанием стать звездой. Хотя в фильме этот конфликт не выражен, ибо претендентов на сердце Нины в кадре нет, однако эта тема прослеживается между строк.

«Чёрный лебедь» - «поэма без героя»?

Поверхностный анализ фильма может привести к выводу, что Нина, увлекшись желанной ролью, теряет контроль над собой и собственную личность. Это справедливо, но… была ли Нина полноценной личностью с самого начала? Парадоксально, но именно главная героиня фильма «Чёрный лебедь» обладает наименьшим сопротивлением и волей среди всех его персонажей. Давайте рассмотрим события в хронологии.

С первых же кадров мы видим, что жизнь Нины не принадлежит ей. Мать Нины - несостоявшаяся звезда балета, чья карьера закончилась с рождением дочери. Нет, мать вовсе не упрекает героиню, вместо этого она решает «продолжить» свою карьеру через собственную дочь. Впрочем, ничего исключительного здесь ещё нет: многие родители, и вы наверняка знаете не один тому пример, пытаются реализовать собственные юношеские мечты через судьбы своих детей. Мать Нины в этом, однако, преуспела: жизнь дочери полностью под её контролем, и вот Нина уже в шаге от пика своей славы… Однако тут мать теряет управление: дочь выходит из-под повиновения, но лишь затем, чтобы перейти в чужие руки.

Нину губит не искусство, а воля других людей

Нина так и не обретает контроль над собственной жизнью, потому что, едва вырвавшись из ежовых рукавиц матери (важная метафора: выгоняя мать из комнаты, Нина повреждает ей руку, символически освобождаясь от её хватки), девушка подпадает под власть другой сильной личности - Тома. Заметим, что Тома даже не пытается создать иллюзию, будто хочет, чтобы Нина шла к славе своим путём. Вместо этого он заставляет её повторить путь другой балерины - Бет, с которой Нина делит гримёрку. И сама Нина вовсе не против этого: она обожает Бет вплоть до того, что крадёт вещи знаменитой балерины. Это многое говорит о самой Нине: она не мечтает о собственной карьере, она хочет лишь повторить то, что сделала Бет, словно превратиться в неё. Иными словами, она не собирается взращивать собственную личность - она бы хотела украсть чужую.

Итак, Тома умело управляет Ниной, играя на её любви к балету. Нине (и зрителям) кажется, что её захватывает и губит искусство, но на деле это воля чужих людей управляет её жизнью. Тома активно помогает Лили: она заставляет Нину выполнять её прихоти, и та не смеет сопротивляться - даже будучи уверенной в том, что Лили подмешала наркотик в её напиток, Нина беспрекословно подчиняется подруге и выпивает его. Нина абсолютно не способна отвечать за свои действия, она подвластна импульсам и тому, что велят ей другие люди.

Фрейдистская трактовка

Есть любопытное толкование смысла фильма «Чёрный лебедь» с точки зрения психоанализа. В нём герои фильма рассматриваются как психологические сущности. Центральный образ - Нина - представляет собой эго, наше социальное Я, находящееся в контакте с внешним миром. Мать Нины - это Сверх-Я, в концепции Фрейда - часть личности, регулирующая поведение человека, устанавливающая идеалы, правила и запреты. Ведь именно этим и занимается мать Нины в фильме - контролирует дочь и оценивает её с точки зрения соответствия неким нормативным рамкам. Наставник Нины, Тома, воплощает другую фрейдистскую сущность - Оно. Оно - это бессознательное, тёмные, иррациональные инстинкты личности. Наконец, Лили - это Альтер-Эго Нины, её мрачный двойник.

Зеркала не случайно сводят Нину с ума: в жизни профессионального танцора зеркало действительно играет огромную роль. Именно в зеркале балерина каждый день видит свои успехи - и свои неудачи

Два центральных образа «Лебединого озера», белый лебедь и чёрный лебедь, символизируют, соответственно, самоконтроль и секс. В сознании Нины два этих инстинкта вступают в борьбу, разрушая психику девушки изнутри. Вместо того, чтобы признать право на мирное сосуществование в ней обеих частей её личности, Нина пытается подавить вначале одну (вспомним, в начале фильма девушка полностью подчиняется давлению со стороны матери и собственной дисциплине), а затем другую сторону своей личности. Но для того, чтобы стать полноценным человеком, ей нужно было «подружить» чёрное и белое в своей душе. Нина же этого сделать не смогла - это и погубило девушку.

Ницшеанская трактовка

Это толкование сути фильма «Чёрный лебедь» основано на труде Фридриха Ницше «Рождение трагедии из духа музыки». В этой работе философ исследует двойственную природу искусства, в частности античного. По Ницше, у древнегреческого искусства есть два начала: аполлоническое - гармоничное, спокойное, светлое и оптимистичное, и дионисийское - тёмное, хаотичное, трагическое. Ницше отмечает, что музыка имеет отношение в первую очередь к дионисийскому началу. Однако, так или иначе, оба начала неразрывно связаны друг с другом, они противоборствуют в душе художника, они соседствуют на холсте, дионисийские и аполлонические мотивы звучат в любой музыке.

Нетрудно догадаться, что с этой точки зрения в душе Нины идёт борьба этих двух начал - аполлонического (чистота белого лебедя, математическая выверенность движений балерины) и дионисийского (пьяная вечеринка с Лили, страсть, ревность).

Мифологическая трактовка

Образ древнегреческой мифологии, наиболее тесно связанный с Ниной - это Икар. Напомню вкратце легенду об Икаре: он и его отец Дедал вызвали гнев правителя Крита - Миноса. Дедал изобрёл изящный способ спастись от преследования Миноса: он изготовил крылья из птичьих перьев, склеенных с помощью воска. На них отец и сын должны были улететь с острова. Дедал предупредил сына, что нужно держаться не слишком высоко, иначе солнце может растопить воск, и крылья развалятся. Икар, однако, не послушал отца и погиб.

Нине кажется, что она убила свою соперницу - Лили. Но на самом деле девушка расправилась со своим альтер-эго - совершила самоубийство

Мы видим, как история отца и сына отражается в сюжете «Чёрного лебедя», только здесь перед нами мать и дочь. Мать Нины всячески пытается оградить дочь от внешнего мира и, возможно, у её опасений есть основание: скорее всего, женщина знает о том, что психика её дочери нестабильна, и поэтому старается внести в её жизнь строгий распорядок, чтобы у Нины не могло возникнуть ни малейшего повода для срыва. Однако матери не удаётся уберечь Нину от давления внешнего мира, и в погоне за совершенством балерина погибает, как погиб Икар в погоне за солнцем. Как и Икар, Нина обретает крылья в финальной сцене; как и Икару, эти крылья приносят ей смерть.

Анализ фильма «Чёрный лебедь» с медицинской точки зрения

Интересный вопрос, который стоит разобрать - что происходит с Ниной с медицинской точки зрения? У девушки развиваются две конфликтующие личности - многие зрители смело сделали вывод: это шизофрения! На самом деле, как отмечают психиатры, показанные в фильме симптомы больше напоминают психоз. Психоз - это душевное расстройство, при котором человек теряет связь с реальностью. Спровоцировать психоз могут самые разные события - в жизни Нины их происходит более чем достаточно. И её нездоровые отношения с матерью, и приставания Тома, и конкуренция за роль - даже по отдельности эти стрессовые ситуации могут вызвать расстройство психики, а уж все вместе…

Однако в реальности психоз чаще всего вызывает слуховые, а не зрительные галлюцинации. Нину же преследуют кошмарные видения. Объяснить такую фактическую погрешность можно тем, что слуховые галлюцинации в фильме были бы не такими яркими и показательными, как зрительные образы.

Могла ли Нина исполнить столь сложную роль, будучи психически нездоровой? Специалисты в области психиатрии сильно сомневаются в этом

Помимо выраженных симптомов психоза, у Нины в наличии целый ряд других расстройств (по крайней мере, намёков на них): анорексия, булимия, обсессивно-компульсивное расстройство и склонность к нанесению себе вреда. Психиатры отмечают, что вероятность развития всех этих недугов одновременно у одного человека стремится к нулю. Дело в том, что психоз - это бегство от реальности, а вот булимия и обсессивно-компульсивное расстройство, напротив, формируются у людей, которые слишком привязаны к реальности и какой-то конкретной идее.

Наконец, последний аргумент в пользу того, что с медицинской точки зрения Аронофски допустил массу погрешностей - выступление Нины. Могла ли девушка с таким букетом психических расстройств безошибочно исполнить сложнейшую балетную партию? По мнению специалистов, это практически невозможно. Но мы, конечно, делаем скидку на то, что Аронофски не пытался изобразить историю болезни, а лишь воплотил на экране метафору творческого пути балерины.

ТЕОРИЯ ЧЁРНОГО ЛЕБЕДЯ -- универсальная теория, способная объяснить и предсказать любые события и явления, даже самые невероятные.

Информационное агентство Bloomberg опубликовало Индекс финансового состояния, который учитывает показатели денежного, акционерного и облигационного рынков. Этот индекс продемонстрировал настолько беспрецедентный спад, что аналитики вспомнили об эффекте "чёрного лебедя", которым и объяснили ситуацию на мировых рынках. Насим Талеб, автор теории чёрного лебедя, соблаговолил дать интервью НАЭ.

-- Господин Талеб, добрый вечер...

С Вашего позволения, профессор Талеб. Я же профессор...

Господин профессор, позвольте сходу задать Вам прямой вопрос: сформулируйте, если нетрудно, самую суть Вашей теории чёрного лебедя, так, чтоб сразу стало понятно, о чём идёт речь.

Видите ли в чём дело. Долгое время считалось, что лебеди бывают только белыми. Но все представления о лебедях оказались совершенно перевёрнутыми, буквально с ног на голову, когда в Австралии был обнаружен первый чёрный лебедь. А за ним и второй, и третий, и так далее... Понимаете, к чему я клоню? Чёрные лебеди, это же нарушение пигментации, это же шло совершенно вразрез со всеми представлениями о колорификации этих благородных птиц. И самое главное, кто мог предсказать нечто подобное? Ответ: никто. Все считали, что лебеди могут быть только белыми, понимаете?

-- Да-да, конечно, это как если бы считали, что розы могут быть только красными...

Но есть и белые, и жёлтые! И мы знаем, что они есть -- а про чёрных лебедей не знали, никому даже в голову не приходило! Этот факт является поистине поразительным, он-то и натолкнул меня на мою теорию...

-- Которая формулируется...

Не перебивайте, я как раз подошёл к главному. Теория чёрного лебедя формулируется так: существуют крайне редкие явления, которые, во-первых, невозможно предсказать, а, во-вторых, при их наступлении становится невозможным прогнозирование дальнейшего развития ситуации. Это и есть эффект чёрного лебедя, понимаете?

Поразительно! Нет, правда, поразительно, как из такого банального, на взгляд неискушённого читателя, факта, удалось вывести такое удивительно следствие...

Ну, недаром, видимо, я профессор. Нам, учёным, как раз и предписано делать нетривиальные выводы из, казалось бы, примитивных посылок.

-- А что даёт Ваша теория, какие практические рекомендации из неё вытекают?

Самый простой пример: то, что происходит сегодня на мировом финансовом рынке. Вот смотрите: согласно статистической теории, около 68% событий находятся в пределах одного допустимого отклонения вверх или вниз от среднего показателя, 95% -- в пределах двух допустимых отклонений, и 99,7% -- в пределах трёх. В соответствии с индексом Bloomberg, рынки сейчас находятся в пределах 9,47 допустимых отклонениях от нормального показателя. Это настолько зашкаливающая ситуация, которая бывает одна на миллиард! Это абсолютно подпадает под описание "эффекта чёрного лебедя". Ситуация настолько необычна, что её можно сравнить только с ситуациями, когда ты выигрываешь в лотерею два раза подряд за одну неделю или погибаешь от падения астероида.

-- Тунгусский метеорит...

Ну, нет, это скорее чёрный лебедь для индейки, но не для мясника...

-- Как, вооружившись знаниями о чёрном лебеде, застраховать себя от негативных его последствий?

Если говорить о финансах, экономике, бизнесе, то тут рецепт самый простой: рынкам нужен период затишья. Это как раз тот случай, когда за счёт подобных действий отклонения возвращаются к своим нормальным значениям. Если же говорить более общо, то, конечно, каких-то универсальных решений не существует, каждый случай приходится рассматривать отдельно.

Не видите ли Вы возможность для недобросовестных людей злоупотребить Вашей теорией? Например, все свои ошибки, а может, и преступления, они смогут списать теперь на эффект чёрного лебедя и тем самым снять с себя всякую ответственность...

На практике они как раз действуют наоборот. Ведь дело в том, что люди, которые находятся у руля, ничего не понимают в собственном деле! Скажем, банки нужно немедленно конфисковать у банкиров. Они говорят: "Рынок может упасть на 10%", а я спрашиваю: "Почему не на 60%?" Понимаете, к чему я клоню? Они не только не пытаются конструктивно использовать мою теорию -- но, напротив, всячески успокаивают и других, и себя, внушая, что никакого чёрного лебедя как будто и нет в помине. А он есть, вот ведь в чём затыка!

-- Благодарю Вас за интервью, профессор Талеб.

-- В Новой аналитической энциклопедии.

А, как же, знаю этот ресурс, я на него подписан!

-- Серьёзно? А какой у Вас никнейм?

Black_swan69, но не удивляйтесь, если не найдёте его среди подписчиков.

-- Эффект чёрного лебедя?

Ну конечно!

[при подготовке использованы

Что такое Черный лебедь, признаюсь, друзья, до недавнего времени, в свои «39 с хвостиком», не знала о таком понятии. Оказывается, оно существует довольно таки давно. Хочу вам рассказать о происхождении этого крылатого выражения.

Термин «черный лебедь» прочно укрепился в сознании после выхода в свет книги Нассима Талеба «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» .
Нассим Николас Талеб (1960г.р.) – математик, трейдер, бизнесмен и философ, выходец из Ливана, сейчас проживает в США. Семья Нассима Талеба, исповедующая православие, была депортирована из ливанского города Амиун в 1975 году, после начала гражданской войны. Предки Талеба в прошлом занимали высокие посты в правительстве Ливана, его отец был врачом - онкологом, занимался антропологическими исследованиями.

Черный лебедь Нассима Толеба

Книга «Черный лебедь», вышедшая в 2007 году, была продана более чем в 300 000 экземпляров. Она семнадцать недель держалась в списке бестселлеров “New York Times” и была переведена на 27 языков. В октябре 2009 года по версии журнала «Секрет фирмы», книга возглавила список Топ-5 деловых бестселлеров.

В начале своего нашумевшего труда, Талеб повествует о том, что до открытия Австралии считалось, что черных лебедей не может быть. Их существование отрицалось так же, как и существование, например, розовых слонов. Старый мир считал, что лебеди могут быть только белые. Обнаружение первого черного лебедя было большой неожиданностью для орнитологов. Но главное, по мнению автора, в истории не это. Его книга является иллюстрацией жесткой ограниченности нашей способности учиться на основании опыта и хрупкости нашего знания. Одно единственное наблюдение способно разрушить общее представление, основанное на множестве наблюдений в течение тысячелетий.

Понятие термина Черный лебедь

Бестселлер Нассима Талеба - это эссе весьма необычного человека о жизни и о том, как найти в ней свое место. В нем автор называет «Черным лебедем» событие, имеющее следующие атрибуты:

1. Это событие необычно, редко и не ожидаемо.

2. Его последствия очень масштабны.

3. Вопреки редкостному характеру этого события, человечество придумывает ему такие трактовки, что оно выглядит предсказуемым и объяснимым.

За последние годы человечество пережило череду сильнейших потрясений. Таких, как 11 сентября 2001 года, глобальный финансовый кризис, война в Осетии. Все они, казавшиеся абсолютно невозможными, пока не произошли, теперь представляются нам закономерными. Именно такие непредсказуемые события и предлагает называть Талеб Черными лебедями. По его авторитетному убеждению, именно такие события оставляют след, как в истории в целом, так и в жизни каждого отдельного человека. В рамках жизни одного индивидуума, Талеб предлагает провести воображаемый эксперимент: рассмотреть свою жизнь и изучить в ней роль таких непредсказуемых событий с большими последствиями. Стоит вспомнить момент выбора профессии , встречи спутника жизни, предательства, изгнания из Родины, внезапное обогащение или разорение. Разве вы могли запланировать эти вещи? Разве часто вы ожидаете такие моменты в своей жизни? Есть такая поговорка: «Расскажи Богу о своих планах – пусть он повеселится», которая, как раз об этом.

В общем, суть вопроса

что такое Черный лебедь

такова: это не ожидаемое событие, которое предсказать невозможно. В противоположность этому понятию, существует термин Белый лебедь – событие, которое в той или иной степени предсказуемо. Например, эксперты предсказывают, что будет с нефтью через 20 лет – это Белый лебедь, а вот, сколько она будет стоить через год, предсказать невозможно. Или предсказание о том, что президентом страны станет Медведев или Путин, или даже Прохоров – это предсказуемые ситуации, с той или иной степенью погрешности. А возможно ли было предсказать заявление Ельцина в канун 2000 года о снятии с себя полномочий президента? Это не прогнозируемая ситуация. Да, после, она вполне вписалась в логику, но, до – это просто не могло прийти в голову.

Смысл Черного лебедя в том, что он, как правило, не подвластен человеку, при том, что он, как иной формат событий на земле (вместе с белым лебедем), полностью является реальной вещью. Черный лебедь имеет место быть.

Человеческая жизнь всегда определялась степенью предсказуемости. Чем более она непредсказуема – тем более она интересна. Конечно, в определенной мере, потому что совсем непредсказуемая жизнь – ужасна. Но, чем более она становится предсказуемой, тем более скучной. И так по кругу.

Это означает, что наша жизнь формируется под влиянием двух течений: белого и черного лебедей. Белый лебедь дает возможность человеку не упасть в уныние от безысходности, и поэтому он горд собой от умения прогнозировать. Черный же лебедь не оставляет человеку никакого шанса почувствовать себя всемогущим. И, если убрать одну из этих опор, наша жизнь, которой мы живем, превратится в не что. Мы превратимся либо в животных, либо в богов. А земля, как известно, создана для людей.

Черные лебеди — привычные обитатели многих зоопарков и экопарков по всему миру. Они отличаются от своих белых сородичей не только окрасом, но и рыхлостью пуха, размерами, ареалом обитания и характером. Образ черного лебедя стал настолько популярен, что нашел свое отображение в экономике, а также многочисленных сонниках.

Описание вида

Черные лебеди стали известны европейцам только после открытия Австралии и Тасмании. Именно оттуда родом эта прекрасная и экзотическая птица. После открытия Новой Зеландии черные лебеди попали и на эти острова, где стали невероятно популярны на частных подворьях и парках.

Черное оперение птиц имеет своеобразный муаровый рисунок, созданный сероватой окантовкой покровного пера.

Некоторые птицы имеют вкрапление белых и даже черно-белых перьев. Очень часто можно встретить представитель этого вида с завитыми маховыми перьями и перьями плеча. Клюв ярко алого цвета. Лапы чаще всего черные или сине-черные. Молодняк отличается серовато-бурым цветом пера и светлым, чаще розовым, клювом.

Лебедь черный — птица довольно крупная. Вес отдельных представителей может достигать десяти и более килограмм, а размах крыльев около двух метров. Длина тела самочек не превышает 110 см, самцов — 150 см.

Представители данного вида обладают самой длинной шеей среди всех своих сородичей, аккуратной маленькой головой и коротким, плотным хвостом. Длина и строение шеи позволяет доставать корм даже с большой глубины.

Образ жизни

Несмотря на то, что птицы являются отличными летунами, на крыло они поднимаются крайне редко. Теплый климат позволяет черным лебедям вести оседлый образ жизни, перелетая на новые кормовые угодья только в крайнем случае.

Для взлета им необходимо большое открытое водное пространство — не менее 70 метров. Долгий разбег объясняется тяжелым весом и строением крыльев.

Черные лебеди живут большими колониями и этим отличаются от любого другого вида. Нередко колония насчитывает до 50 пар. Они очень терпимы к своим соседям и редко проявляют агрессию. Разные особи постоянно общаются между собой при помощи громких гортанных звуков.

В природе птицы почти не имеют врагов среди животных: они настолько сильные, что могут отогнать даже собаку динго. Однако за молодняком нередко охотятся пресмыкающиеся и хищные птицы.

Рацион питания лебедей состоит из мелких водорослей, водной растительности, травы и молодых побегов кустарников, произрастающих рядом с водоемом. Они могут лакомиться и мальками рыб, мелкими земноводными, ракообразными и беспозвоночными. Колония птиц предпочитает селиться поблизости от открытых и не заболоченных водоемов, на берегах рек с медленным течением или же на побережье моря.

Если поблизости от места гнездования есть сельскохозяйственные поля с посевами пшеницы, кукурузы или ячменя — птицы будут совершать набеги и поедать часть всходов и созревшего урожая.

Размножение

Лебеди образуют пары в возрасте двух-трех лет и сохраняют верность своему партнеру в течение всей жизни. Сезон размножения начинается с приходом дождей: это связано с поднятием уровня воды и увеличением количества корма. Брачный период начинает с красивых танцев: один из партнеров кружится, грациозно качая шеей и демонстрируя свое оперение. Когда второй партнер включается в игру, обе птицы начинают синхронное движение с вытягиванием шеи, расправлением крыльев и купаниями. Обычно танец продолжается не более получаса и заканчивается спариванием.

В строительстве гнезда принимают участие оба партнера. Гнездо строят из стеблей, листьев, сухой травы и пуха. Чаще всего выбирают место на мелководье или у самой кромки воды. При обилии корма пара будет использовать одно гнездо в течение нескольких лет. В кладке обычно не более семи яиц. Период высиживания — полтора месяца.

Высиживают яйца и самец, и самочка. Первые два дня птенцы остаются в гнезде.

На третий день они отправляются следом за своими родителями в поисках корма, и почти все время проводят на воде. На крыло молодняк начинает подниматься после первой взрослой линьки — в четыре-пять месяцев, а со своими родителями остаются до следующего сезона размножения.

Еще одна отличительная особенность подвида — способность образовывать однополую пару. Очень редко, но можно встретить пару из двух самцов. В сезон размножения они призывают самку и изгоняют ее из гнезда сражу же после яйцекладки. Оба партнера высиживают яйца и заботятся о потомстве.

Охрана лебедей

С открытием и заселением континента птиц начали активно истреблять: охота на них велась повсеместно из-за красивого пера, пуха и мяса. Привело это к тому, что подвид практически полностью исчез. В начале прошлого столетия правительства Австралии, Тасмании и Новой Зеландии заключили договор, по которому отстрел черных лебедей строго запрещен и вид берется под охрану. Создание заповедников и работа по восстановлению популяции привели к быстрому росту численности лебедей.

Сегодня подвиду уже не угрожает исчезновение. В отдельных районах Австралии и Новой Зеландии стаи стали настолько большими, что наносят непоправимый вред сельским полям. Поэтому власти выдают лицензии на отстрел определенного количества птиц.

Черные лебеди в легендах и снах

С черными лебедями связано не мало интересных фактов и легенд. Одна из них говорит о том, что в этих птиц вселяются странствующие по небесам души умерших предков. Большую роль в легендах аборигенных народов сыграл и цвет лебедя: черный символизирует разные таинства, смерть, загробную жизнь и интуицию.

Черный лебедь нашел свое место и сонниках. Увидеть во сне птицу означает:

  • Сомнения и сомнительные связи,
  • Неприятные встречи,
  • Предательство друзей,
  • Развитие интуитивных способностей,
  • Для женщины: заботы и домашние хлопоты,
  • Для мужчины: расставание с любимой, дорогу, отъезд,
  • Одиночество и поиски своего духовного начала.

Приснившийся птенец обозначает безответную любовь, а пара птиц — разрешение конфликтов и неприятных ситуаций. Летящие лебеди во сне — к богатству и власти. А вот если приснились черно-белый лебедь — нужно ждать потерь, неприятностей, суеты и сожалений. Очень часто сон с черно-белой птицей означает, что человек находится в зависимости от кого-то или чего-то, под властью обстоятельств.

Теория «черного лебедя»

О теории «черного лебедя» слышали многие, но не все знают, что означает этот термин. Теория была разработана Николасом Талебом и основана на том, что сама мысль о существования черного лебедя считалась многие столетия абсурдной. Несмотря на то, что упоминания об этих птицах можно найти в различных источниках, до открытия Австралии черный лебедь был скорее мифическим существом. Обнаружение реальной птицы с черным оперением стало для орнитологов-европейцев настоящей неожиданностью.

То есть, смысл теории: абсолютная непредсказуемость развития любого события.

Смысл своей теории он описал в книге «Одураченные случайности». В ней он подробно рассматривает, что такое непредсказуемость и какие масштабы могут иметь случайные последствия. Понятие непредсказуемых событий автор распространяет лишь на те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Неожиданность,
  • Значительные последствия,
  • Возможность объяснения после того, как событие произошло.

Термин и выражение «черный лебедь» относится ко всем глобальным научным открытиям и историческим событиям, экономическим кризисам и подъемам.