Чем человек отличается от животного? Потребность как основная и движущая сила поведения человека. Классификация потребностей

Ответ от Жизнеспособный [мастер]
Человек осознаёт свои потребности!
Так как человек - животное общественное, то у него есть и особые потребности, связанные с социальным статусом и ролью в обществе.
А во всём остальном все потребности одинаковые, так как человек - это тоже вид животного!


Ответ от Проспать [гуру]
Потребности животных гораздо скромнее


Ответ от ЀОНА [гуру]
Потребности животных ориентированы на самосохранения, а человек помимо этого выдумал себе кучу каприз и желаний.


Ответ от Анатолий волк [активный]
ну не все же они отличаются


Ответ от Mike Corleone [эксперт]
По своей сущности мы все одинаковые.


Ответ от Антонио [эксперт]
наши потребности в основном основаны на"у него есть и я тоже хочу",а у животных на инстинкте выживания!!


Ответ от Ўрий Баранов [гуру]
Тем, что кроме животных потребностей, мы выдумывем себе еще кучу человеческих.
А животные потребности придумывать не умеют.


Ответ от Анастасия Дементьева [новичек]
мы все души


Ответ от Андрей Марышев [активный]
Животные имеют только первичные потребности биологические и экзистенциальные т. е они нуждаются в пище, воде и так же им нужна защита.
Человек же имеет кроме первичных потребностей имеет преобретённые потребности социальные, престижные и духовные т. е. потребности в общении, в том, что бы тебя заметили и т. п.

Вопросы в начале параграфа.

Вопрос 1. В чем сходство и различие потребностей человека и животных?

У человека, как и у животных, есть потребности, закрепленные генетически: в пище, воде, комфортной температуре, в общении. Такие потребности могут быть названы базовыми, потому что без их удовлетворения человек не может существовать физически. Врожденные безусловные рефлексы и выработанные на их базе условные рефлексы позволяют ребенку удовлетворять свои потребности с помощью взрослых.

Вопрос 2. Какие функции выполняет внешняя и внутренняя речь?

Внутренняя речь не является просто речью про себя. Она, выполняя регулирующую или планирующую роль, имеет иное, чем внешняя речь, сокращенное строение. Внутренняя речь по своей семантике никогда не обозначает предмет, никогда не носит строго номинативный характер.

Внешняя речь служит средством общения между людьми.

Вопрос 3. Что относится к познавательным процессам?

Вопрос 4. Как можно улучшить наблюдательность, память и воображение?

Отличным источником для улучшения памяти послужат курсы скорочтения. Они не только улучшат вашу память, но и позволят читать и обрабатывать прочитанную информацию в 5-8 раз быстрее обычного человека.

Память напрямую связана с внимательностью. Поэтому, для улучшения памяти сначала необходимо развить внимательность. Во время поездки в маршрутном такси внимательно присматривайтесь к людям, запоминайте лица, прически, цвет одежды и прочие, как будто бы незначительные мелочи. Затем, по прохождению некоторого времени, постарайтесь воспроизвести людей ехавших вместе с вами в общественном транспорте.

Вопросы в конце параграфа.

Вопрос 1. Чем различаются потребности человека и животных?

У человека наряду с потребностями, обеспечивающими физическое существование (в пище, воде, общении, продолжении рода, безопасности и т. д.), имеются духовные потребности (в творческой деятельности, признании результатов своего труда, искусстве и т. д.) и потребности в предметах, созданных человеческой цивилизацией.

Вопрос 2. Приведите примеры базовых и вторичных потребностей человека.

Базовые потребности (связаны с обеспечением жизнедеятельности организма): потребность в пище, воде, регулярном движении, сохранении тепла и др. Вторичные потребности (связаны с поведением человека в обществе): потребность в учебе, работе, творчестве, искусстве и др.

Вопрос 3. Какие факторы влияют на формирование потребностей?

На формирование потребностей влияет уровень развития общества, материальный достаток семьи, мода на те или иные предметы потребления.

Вопрос 4. Какова роль речи в организации трудовой деятельности?

С помощью слов люди могут обмениваться мыслями, сознательно управлять своим поведением, согласовывая его с другими людьми, делиться знаниями, приобретать новые знания, навыки и умения.

Вопрос 5. Объясните, как происходит формирование внутренней речи. Какую функцию она выполняет?

Поведением маленького ребенка обычно управляют взрослые. Они показывают ему необходимые действия и называют их. Постепенно наступает момент, когда ребенок сам в состоянии выполнить словесную инструкцию. В дальнейшем ребенок сам начинает проговаривать те действия, которые собирается предпринять, как бы давая инструкцию себе самому. Это особенно отчетливо проявляется во время игры. Словесные реплики - команды в дальнейшем переходят во внутреннюю речь. Инструкции становятся такими длинными, но вполне достаточными, чтобы организовать осознанное поведение. Таким образом, речь становится не только средством общения, но и средством организации своего собственного поведения.

Вопрос 6. Какие психические процессы относятся к познавательным?

К познавательным процессам относят ощущения, восприятие, память, воображение и мышление, а также представления памяти и воображения.

Вопрос 7. Что мы относим к объекту восприятия, а что - к фону?

К объекту восприятия можно отнести предметы и явления, которые становятся центром нашего внимания. Все прочие в данный момент предметы служат фоном восприятия.

Вопрос 8. Какие трудности бывают при воспроизведении информационного материала?

Различают объективное и субъективное восприятие. Когда человек точно описывает факты, то он использует объективное восприятие. При субъективном восприятии человек описывает (воспроизводит) не столько факты и события, свидетелями которых он был, сколько свои переживания по поводу этих событий. Понять из такого рассказа что-либо конкретное невозможно.

Вопрос 9. Каково значение речи при запоминании и воспроизведении?

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта. Память значительно более устойчива, когда опирается на речь. С помощью речи усиливается запоминание и последующее воспроизведение полученной информации.

Вопрос 10. Чем краткосрочная память отличается от долговременной?

Выделяют кратковременную (секунды, минуты) и долговременную (месяцы, годы) память. В первом случае в системе цепей нейтронов образуются непрерывно циркулирующие потоки нервных импульсов, а во втором - вырабатываются химические вещества, которые направляют возбуждение по нужным каналам связи.

Вопрос 11. Что такое воображение?

Воображением называется психический процесс, заключающийся в создании новых представлений на основе переработки уже имеющихся образов и впечатлений.

Вопрос 12. Объясните разницу между активным воображением и пассивным.

Активное воображение - воображение, которое позволяет человеку до начала его работы представить то, что получится в результате. Пассивное воображение - воображение, которое подменяет собой активные действия, по существу - это мечтания.

Вопрос 13. Как мышление связано с речью? Приведите примеры.

Речь самым непосредственным образом связана с мышлением, так как является средством выражения и сообщения мыслей. Например, мысль о непрерывной изменяемости мира мы выражаем с помощью речи, в словесных формулировках: «мир непрерывно изменяется», «нет ничего постоянного», «все течет, все изменяется», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку» и т. д.

Вопрос 14. Каковы качества ума?

Ум - совокупность индивидуальных особенностей мышления. Самостоятельность, критичность, гибкость, творческая инициативность, избирательность - основные качества ума.

«Чем человек отличается от животного?» — вечный вопрос, который занимает умы как ученых, так и обычных людей. И это продолжается, видимо, столько, сколько существует свет. Кого-то, кто ведет себя неподобающе, могут назвать животным – будто это унижает человеческое достоинство. А котам, собакам и другим домашним любимцам приписывают вполне человеческие черты характера и даже обнаруживают их сходство с владельцами. Эта идея зафиксирована в примете: питомцы похожи на своих хозяев. Действительно ли разница между гомо сапиенс и теми, кого мы привыкли называть братьями меньшими, так велика?

Отличия человека и животного

С биологической точки зрения и человек, и одноклеточная бактерия – близнецы-братья, так как оба являются организмами. Но человек – несоизмеримо более сложный механизм, обросший помимо биологических качеств еще и выраженными физическими, социальными, духовными и многими другими. Ученые описывают отличия животных и людей по-разному, но в целом их можно свести к пяти пунктам:

  1. Человек обладает речью и мышлением.
  2. Он способен к осознанному творчеству.
  3. Преображает действительность и создает материальные и духовные ценности, нужные для жизни, то есть творит культуру.
  4. Изготавливает и использует орудия труда.
  5. Кроме биологических, удовлетворяет еще и духовные потребности.

Однако ученые готовы поспорить как минимум с тремя из перечисленных пунктов.

Между людьми и животными меньше отличий, чем полагали ученые

Пункт №1: Мышление и речь

Принято считать, что только человек способен мыслить в формах суждения, рассуждения и умозаключения. Кроме того, его сознание может производить с информацией различные операции: анализировать синтезировать, сравнивать, абстрагировать, конкретизировать и обобщать. Среди животных способности к мышлению раньше находили только у обезьян, и то исключительно человекообразных, и не у всех, а только у некоторых видов.

Способность к речи также приписывалась исключительно людям. Среди аргументов в пользу этого утверждения называли способность к передаче и восприятию информации, а также использование для этого различных методов, например, письма или музыки. Сегодняшняя наука смотрит на вопрос мягче, и на то есть основания, подтвержденные экспериментами.

В 2013 г. финские ученые опубликовали результаты исследования, проведенного на собаках. В ходе эксперимента животным показывали фотографии разных людей: знакомых и не знакомых ушастым участникам. Исследователи следили за движениями глаз и активностью мозга собак. Оказалось, барбосы задерживали взгляд, когда видели знакомые лица, а их мозг в это время работал активнее. До эксперимента наука придерживалась мнения, что способностью узнавать по фотографии обладают исключительно люди и приматы.

В 2013 г. объединенная группа исследователей из Америки и Японии объявила, что коты распознают голоса хозяев. Эксперимент провели на 20 мурлыках, и 15 из них – то есть 75% – отправились на зов хозяина, услышав его голос из другой комнаты. Оставшиеся 5% «участников» с места не двинулись, но явно отреагировали на звук. Обращения незнакомцев животные проигнорировали.

В 2014 г. ученые из Великобритании получили интересные результаты в ходе эксперимента, посвященного восприятию речи собаками. Оказалось, что близкие друзья человека понимают речь и распознают эмоции. Исследователи выяснили это, проанализировав движения головы собак. Так, на фразы, произнесенные без эмоций, животные, прислушиваясь, поворачивали голову в правую сторону, а на сказанные неотчетливо, но эмоционально – в левую.

Ученые исходили из предпосылки, что информация, перерабатываемая в одном из полушарий, воспринимается как услышанная противоположным ухом. То есть фраза, которую животное воспринимает левым ухом, перерабатывается правым полушарием, и наоборот. По результатам оказалось, что распределение функций полушарий головного мозга у собак почти полностью соответствует таковому у людей: правое обрабатывает информацию, связанную с эмоциями, а левое отвечает за аналитическое мышление.

Отдельного внимания заслуживает язык дельфинов. Его изучают уже очень давно и пристально. Ученые выяснили, что эти животные много коммуницируют между собой и используют для этого около 190 разных сигналов, в основном свисты, щелчки, жужжания, скрипы и т. п. И это не считая так называемого языка жестов – как и люди, дельфины передают информацию с помощью движений, положения тела и головы.

Более того, у дельфиньего языка есть синтаксис. Это значит, что отдельные «слова» или «словосочетания», имеющие собственный смысл, животные могут собирать в различные комбинации и, таким образом, формировать новые смыслы. (К слову сказать, то же свойство недавно обнаружили и у языка синиц.) Дельфины живут семьями, и у каждой из них есть свой «диалект». А знакомые «голоса» эти животные способны помнить более 20 лет.

Помимо своего языка у дельфинов существуют синтаксис и диалекты

Известно, что дельфины-афалины могут учить сигналы, которые им подает человек. Кроме того, и дельфины, и китообразные способны подражать услышанным звукам. Однако в 2014 г. ученые обнаружили, что косатки не просто повторяют услышанное – они используют выученное для коммуникации. Исследователи проанализировали речь косаток, живших в неволе, и сравнили его с языком этих же животных, только обитавших в дельфинарии, по соседству с афалинами.

Выяснилось, что китообразные чаще пользовались звуками из речи дельфинов, а одна из косаток даже освоила сигналы, выученные афалиной от человека. Таким образом, косатки оказались способны освоить язык другого вида животных и использовать его для общения. Что говорит не только о коммуникативных способностях этих животных, но и о высокоразвитом мышлении.

Пункт №2: Изготовление и использование орудий труда

Принято считать, что только люди для производства материальных благ способны создавать орудия труда. Некоторые высшие животные могут пользоваться природными материалами вроде палок и камней, но сами орудий не создают. Ученые доказывают, что такое утверждение не совсем верно. Во-первых, братья наши меньшие все же способны преобразовывать природные орудия так, чтобы с их помощью можно было добиваться поставленных целей. А во-вторых, на это способны не только высшие животные, как считалось раньше.

В 2011 г. британские и новозеландские исследователи обнаружили такую способность у новокаледонского ворона. Птицы должны были добыть кусочки мяса из цилиндров, наполненных водой, с помощью «камешков» из металла и пластика. Вороны выбирали «орудия», которые помогали им поднять уровень жидкости быстрее. По результатам эксперимента исследователи пришли к выводу, что птицы в состоянии оценить массу и форму «камешков», а еще понимают, когда попытки добыть еду бесплодны и их пора прекратить.

Кстати, интересно, что у диких воронов эти навыки были более выраженными, чем у содержавшихся в неволе. Четырьмя годами позже, в 2015-м, ученым удалось зафиксировать на видео еще один навык новокаледонских воронов. Оказалось, эти птицы умеют сгибать веточки в форме крючка, чтобы затем доставать ими еду из трещин в древесной коре и ворошить опавшую листву в поисках чего-нибудь вкусного.

Новокаледонские вороны решают задачки на уровне пятилетних детей!

В 2012 г. подобные навыки зафиксировали и у новозеландских попугав. Чтобы добыть необходимый для организма кальций, птицы брали в клюв финиковые косточки или мелкую гальку и терли ими ракушки моллюсков, которые лежали на дне клетки, а получившийся порошок слизывали. Жили пернатые в одном из британских природных парков, и в их компанию периодически попадали новички. Старожилы даже обучали новеньких этому «искусству»: брали в клюв орудие и показывали, как с ним обращаться.

Орудиями труда пользуются даже беспозвоночные, в частности осьминоги. В 2009 г. ученым удалось снять такие сюжеты. Осьминоги приспособились использовать в качестве защиты скорлупу кокосовых орехов. Интересно, что эту «броню» моллюски переносят с места на место, для чего им приходится проделывать непростые манипуляции. Сперва осьминог подыскивает хорошую скорлупу (или две – такое тоже случается).

Для этого он промывает находку. Отыскав нужную, помещает в нее свое тело, а если половинок две, складывает их одна в другую. Забравшись в скорлупу, он выдвигает щупальца и перемещается, перебирая ими. Дойдя до точки назначения, моллюск закапывается в песок и укрывается «панцирем». А при необходимости может залезть в одну половинку и накрыться другой.

В том же году ученые смогли задокументировать, как орудием труда пользовалась рыба. Тихоокеанская рыбка Choerodon anchoago, чтобы открыть ракушку моллюска, пользовалась камнем, причем не первым попавшимся. Она находила раковину и отправлялась на поиски подходящего камня и, найдя, принималась бить о него панцирем беспозвоночного, пока он не открывался. И, конечно, использование орудий труда свойственно приматам. Так, шимпанзе не только используют орудия труда, но и перенимают у сородичей максимально эффективные способы их применения.

Получив орудие труда, обезьяны учатся эффективно его применять

Обезьяны бонобо используют для решения разных задач различные инструменты. Когда им предложили достать еду из-под завала, для удаления слоя камней они воспользовались оленьими рогами, почву разрыхляли короткими ветками, а копали – длинными. Самка бонобо, жившая в зоопарке, для отпугивания назойливых исследователей изготовила некое подобие копья: сняла с длинной палки сучки и кору, а затем заточила зубами. При этом, как уверены ученые, животное позаимствовало идею у служащих зоопарка, которые пользовались подобными приспособлениями.

Капуцины не просто пользуются камнями, чтобы разбивать орехи, но еще и анализируют эффективность своих действий. Эти обезьянки после каждого удара проверяют, насколько успешным он был, и меняют тактику, чтобы добиться результата поскорее.

Пункт №3: Биологические и духовные потребности

Принято считать, что наряду с биологическими потребностями человек также удовлетворяет социальные и духовные. Этому противопоставляется стремление удовлетворить только биологические у животных. Но и это не совсем так. Есть ли у животных духовные потребности – сложный вопрос. Однако то, что они не ограничиваются только биологическими, у ученых уже сомнения не вызывает.

Так, животные определенно способны испытывать то, что люди называют эмоциями. Коты испытывают удовольствие от поглаживаний. В 2001 г. ученые обнаружили, что лабораторным крысам нравится щекотка. Животные даже реагировали на нее попискиваниями, немного напоминающими смех. Правда, услышать этого невозможно – крысы «смеялись» на частотах, которые не воспринимаются человеческим ухом.

Доказано, что собаки испытывают ревность — а значит, и другие эмоции

Ученым также удалось экспериментально доказать, что собаки испытывают ревность. В 2014 г. исследователи из Калифорнийского университета провели тест на 36 собаках. У каждой из них появилось три «конкурента» – мягкая игрушка, ведерко в виде тыквы и анимированный пластиковый пес. С последним хозяин должен был «общаться»: гладить, разговаривать, читать книги.

В ходе эксперимента собаки злились и были агрессивными, почти треть из них – 30% – изо всех сил старались привлечь внимание хозяина, а четверть даже огрызались на игрушку. Ведерко посчитали опасным только 1% подопытных шариков. Что интересно, несмотря на определенно искусственный характер игрушки, абсолютное большинство собак – 86% – понюхали ее под хвостом, как они делают это с сородичами. Очевидно, бобики приняли «соперников» за настоящих животных.

Пожалуй, наиболее показательным будет в этом плане отношение к сексу. Инстинкт размножения – самый сильный, ведь он обеспечивает выживание вида. Однако многочисленные исследования подтверждают, что животные предаются плотским утехам вовсе не только для продолжения рода, но и для удовольствия. Так, к примеру, самки обезьян бонобо и белолицых капуцинов совокупляются с самцами не только в тот период, когда готовы к оплодотворению.

Дельфины тоже занимаются сексом для удовольствия. Самки этих млекопитающих способны выносить и родить малыша только один раз в несколько лет, а вот случаи близости между особями происходит гораздо чаще. Среди них также распространены гомосексуальность и контакты между особями разного возраста, когда одна из них еще не готова к выполнению репродуктивной функции. Случаи гомосексуальности встречаются и у тех же бонобо, белолицых капуцинов и бурых медведей.

Дельфины занимаются сексом отнюдь не только для продления рода!

Пример дельфинов показателен еще в одном плане. Животные, обитающие в неволе, замечены в попытках вступить в близкую связь с представителями других видов. Ученые заметили, что дельфины могут «предлагать» своим соседям секс. Братья наши меньшие практикуют и оральные ласки. Ученые зафиксировали такое поведение у уже упомянутых бурых медведей, приматов, коз, гепардов, летучих мышей, львов, пятнистых гиен и овец.

Человек VS животное: кто победит?

Создавать культуру и творить для собственного удовольствия, как видим, животные пока не умеют. Или мы просто об этом не знаем? Наука развивается, исследователи обнаруживают все новые и новые удивительные подробности из жизни наших соседей по планете. Например, поведение осьминогов, рыб, дельфинов и китообразных долгое время оставалось загадкой. Все потому, что техника не позволяла наблюдать за ними в естественной среде и так, как того хотелось ученым.

Но время идет, технологии совершенствуются, и вот уже исследователи могут заглянуть в самые потаенные уголки мироздания. Даже прикрепить крошечные камеры к птичьим хвостам, как это случилось с новокаледонскими воронами. Три из пяти мифов о различии людей и животных уже развеяны. Кто знает, может быть, революционные новости, которые разнесут в пух и прах оставшиеся два, появятся уже завтра? Кто знает. Да и так ли это важно?

С каждым годом ученые узнают о разуме животных все больше

Вряд ли кто-то из нас окажется принципиально лучше и совершеннее. Человек освоил ближайшее космическое пространство – и при этом бессилен перед лицом супербактерии, которая возникла из-за бездумного приема антибиотиков им же самим. Люди придумали совершеннейшие метеостанции – и продолжают гибнуть от цунами и извержений вулканов, хотя животные узнают о предстоящем бедствии гораздо раньше и успевают спастись. Сложнейшая структура человеческих отношений все равно не в силах потягаться с идеальной иерархией, выстроенной пчелиными семьями и муравейниками.

Человек – всего лишь часть животного мира. Так что, пожалуй, самым разумным было бы считать гомо сапиенс составляющей природного разнообразия. Совершенной, прекрасной и заслуживающей существования и развития – но не больше, чем того заслуживают синий кит или мельчайшая гусеница. Потому что именно разнообразие обеспечивает жизни на Земле стабильность и продолжение. А к этому стремятся и растения, и животные, и люди. Основного инстинкта пока никто не отменял.

Должен ли быть у всех людей только один смысл жизни, или у каждого из них - свой собственный? Давайте предоставим слово защитникам разных точек зрения,

которых обычно называют оппонентами. Первая точка зрения. У всех людей смысл жизни должен быть какой-то один: ведь все люди по своей природе одинаковы. И смысл жизни - это как раз то, что объединяет их и отличает от животных. Кроме того, если бы жизни разных людей имели разный, не одинаковый смысл, то каждый из них тянул бы только в свою сторону, и такие люди никогда не могли бы понять друг друга и действовать сообща. Вторая точка зрения. То, что у всех людей есть общее или родовые свойства, вовсе не исключает их различий. Каждый человек - это неповторимое существо. Поэтому и смысл жизни у каждого должен быть свой. Понять же другого можно, даже не разделяя его взглядов. А действовать сообща людей заставляет вовсе не общий смысл жизни, а взаимная выгода. Третья точка зрения. Вы оба отчасти правы, но только отчасти, потому что смысл жизни у разных людей одновременно является и общим, и различным. Принадлежность каждого отдельного человека к человеческому роду, определенному обществу, нации или классу обусловливает то, что у каждого человека есть что-то общее с другими людьми, в том числе и смысл жизни. В то же время, поскольку каждый человек чем-то отличается от всех других людей, то это его отличие тоже может проявляется в понимании им смысла жизни. То, что мы называем смыслом жизни, у каждого человека в чем-то совпадает, а в чем-то не совпадает со смыслом жизни у других людей. Какая из приведенных точек зрения кажется вам более правильной? Обоснуйте свое мнение. Представьте себя участником дискуссии о смысле жизни. В чем для вас он заключается?

2.Дайте разъяснение понятий "психоактивные вещества" и"наркотики"Чем они отличаются?
3.Можно ли наркотики разделять на "лёгкие"и"тяжёлые"? Аргументируйте свой ответ.
4.Может ли свормироваться зависимость от однократного употребления наркотиков?
5.Почему так много говорят об энергетических напитках? Наносит ли вред их употребление?
6. Какая ответственность предусмотрена законодательством РФ за употребление алкогольных напитков и курение табачных изделий?
7.Какая ответственность предусмотрена законодательством РФ за употребление
наркотиков?
8.Как вы считаете можно ли вылечиться орт наркомании? Аргументируйте свой ответ.
9.Какие увлечения популярны у молодёжи?
10.Кто по вашему мнению,лучше рассказывает о вреде употребления психоактивных веществ (педагоги, специалисты,волонтёры)? Обоснуйте ответ.

Потребности человека и чем они отличаются от потребностей растений и животных, придется сначала разобраться в том, что означает термин «потребности».

Потребностями в психологии и философии называется состояние, которое присуще исключительно живым организмам. Это состояние выражает зависимость организма от условий окружающей среды для существования, развития. Это же состояние обуславливает формы активности организма.

У разных организмов разные потребности. Растения нуждаются только в минеральном субстрате для питания, свете и воде.

Потребности животных более разнообразны, несмотря на то, что в их основе лежат инстинкты. Страх, питание, стремление к размножению, сон - вот основные «надобности» животных организмов.

Весьма и весьма разнообразны. Они обуславливаются двумя основными факторами: наличием первой (общей с животными) и второй сигнальной системы (речи и мышления) и высокой психической организации. Именно поэтому потребности человека столь неоднозначны, целенаправленны и являются основным источником активности личности.

Особенность человека в том, что он способен осознавать собственные субъективные представления о потребности с объективным ее содержанием. Только человек способен понять, что для того, чтобы удовлетворить потребность, нужно сначала поставить цель, а потом ее достигнуть.

Даже физические отличаются от потребностей животных. Именно поэтому они напрямую связаны с формами деятельности и могут значительно меняться в течение жизни.

Потребности человека репрезентуются как его желания, стремления, влечения и пристрастия, а их удовлетворение всегда сопровождается возникновением оценочных эмоций. Радость, удовлетворение, гордость, гнев, стыд, недовольство - вот что отличает человека от животных.

Формой проявления потребности являются желания. Они прослеживаются в стремлениях и увлечениях, они двигают всю жизнь человека и его деятельность.

Тему «человек и его потребности» изучают ученые многих специальностей: философы, психологи, экономисты и т. д., и все они пришли к однозначному мнению: если говорить о человеке, то его потребности безграничны.

Объясняется это просто. Одна потребность влечет за собой другую. По мере удовлетворения одних, у человека возникают другие потребности.

Классификация потребностей - понятие неоднозначное, их множество. Например:

  • Потребности, связанные со сферой человеческой деятельности: в работе, новых знаниях, потребность в отдыхе и общении.
  • Объектом приложения потребностей может быть материальная, духовная, биологическая, эстетическая и прочие сферы жизни.
  • Субъективно потребности подразделяются на групповые и индивидуальные, общественные и коллективные.
  • По характеру половые, пищевые, оборонительные, коммуникативные, познавательные.
  • По функциональной роли потребности, считают многие ученые, могут быть доминирующими или второстепенными, центральными или периферическими, устойчивыми или ситуативными.

Свои классификации потребностей предлагали Б. И. Додонов, Гилфорд, Маслоу и другие исследователи. Несмотря на несколько различный подход, в одном почти все они сходятся.

Все потребности человека можно разделить на естественные и культурно-приобретенные. Естественные основаны на инстинктах, закреплены на уровне генетики.

Культурные приобретаются с возрастом. Они могут быть простыми приобретенными или сложными приобретенными. Первые возникают на основе собственного опыта (например, потребность в общении с друзьями или потребность в любимой работе). Вторые возникают на базе неэмпирических собственных умозаключений. Например, верующие нуждаются в исповеди не потому, что сделали собственный вывод о том, что она нужна, а потому, что принято считать, что после исповеди становится легче.