Битва за британию. Битва за Англию

Воздушная битва за Англию

«Битва за Англию» - общепринятое название периода , когда люфтваффе при помощи массированных налетов и бомбежек попытались перед запланированным вторжением в Великобританию с моря и по воздуху в рамках операции «Морской лев» завоевать воздушное пространство, уничтожить авиационные заводы и запугать гражданское население

По мнению премьер-министра Великобритании У. Черчилля Битва за Англию началась 10 июля 1940 года, закончилась 18 июня 1941 года

История Битвы за Англию. Кратко

  • 1940, 4 июня — на фоне поражений французской армии У. Черчилль от имени правительства Великобритании выразил готовность его страны бороться с Гитлером:
  • 1940, 10 июня — Англии объявила войну Италия
  • 1940, 14 июня — немецкие войска вступили в Париж
  • 1940, 17 июня — французское правительство Петена, убедившись, что армия более не может оказывать сопротивление Гитлеру, запросило перемирия

«Битва, которую генерал Вейган называл битвой за Францию, закончена. Я полагаю, что сейчас начнется битва за Англию. От исхода этой битвы зависит существование христианской цивилизации» (У. Черчилль «Вторая мировая война»)

  • 1940, июнь — «У нас почти не было противотанковых пушек и боеприпасов и даже обыкновенной полевой артиллерии…Я посетил наше побережье в заливе Сен-Маргарет, вблизи Дувра. Бригадный генерал сообщил мне, что в его бригаде имеются всего три противотанковые пушки, прикрывающие четыре или пять миль этой весьма угрожаемой береговой линии обороны. Он заявил, что имеет только по шесть снарядов на пушку…» (У. Черчилль)
  • 1940, 2 июля — первая директива Гитлера о составлении плана вторжения в Англию. Он считал, «что при определенных условиях, самым важным из которых является обеспечение превосходства в воздухе, высадка в Англии могла бы состояться»
  • 1940, начало июля — германские военно-воздушные силы пополнили и перегруппировали свои соединения и разместились на всех французских и бельгийских аэродромах, с которых предполагалось повести наступление
  • 1940, 10 июля — начало воздушной битвы за Англию
  • 1940, 16 июля — «Поскольку Англия, несмотря на ее безнадежное в военном отношении положение, не проявляет признаков готовности прийти к соглашению, я решил подготовить десантную операцию против Англии и в случае необходимости – осуществить ее… Подготовку к операции следует завершить к середине августа» (Гитлер)
  • 1940, 21 июля — встреча руководителей трех видов германских вооруженных сил с Гитлером. Он сообщил им, что решающий этап войны наступил и осуществление операции «Морской лев» является самым действенным средством быстрого её завершения
    «Время года служит важным фактором, поскольку погода в Северном море и в Ла-Манше во второй половине сентября бывает очень плохой, а в середине октября начинаются туманы. Поэтому главная часть операции должна быть завершена к 15 сентября»
  • 1940, 31 июля — Гитлер сказал адмиралу Редеру: «Если после восьми дней интенсивной воздушной войны немецкая авиация не уничтожит значительную часть вражеской авиации, портов и военно-морских сил, всю операцию придется отложить до мая 1941 года»

«В эти летние дни 1940 года после падения Франции мы были в полном одиночестве. Ни один английский доминион не мог оказать нам …помощь. Победоносные огромные германские армии, прекрасно вооруженные, обладающие большими запасами захваченного оружия и арсеналами, готовились к последнему удару. Италия с ее многочисленными и внушительными войсками объявила нам войну и энергично добивалась нашего поражения на Средиземном море и в Египте. На Дальнем Востоке Япония держалась загадочно… Советская Россия была связана пактом с нацистской Германией и оказывала Гитлеру значительную помощь сырьем. Испания … могла…в любой момент…напасть на Гибралтар, либо установить батареи, чтобы закрыть проход через пролив. Франция Петэна…могла быть вынуждена в любой момент объявить нам войну. Поистине у нас не было недостатка во врагах» (У. Черчилль)

  • 1940, июль-начало августа — беспрерывные и жестокие воздушные бои над Кентским мысом и побережьем Ла-Манша
  • 1940, 15 августа — крупнейшее за тот период войны сражение в воздухе: было проведено пять ожесточенных боев на фронте в 500 миль. Около 100 бомбардировщиков в сопровождении 40 истребителей Me-110 были брошены против долины реки Тайн. Более 800 самолетов было направлено на юг, чтобы сковать английские силы, которые, по предположениям немцев, уже были там сосредоточены. Немцы потеряли 76 самолетов против 34 английских
  • 1940, 22 августа — немецкие батареи впервые открыли огонь по каравану судов в проливе Па-де-Кале и позже подвергли обстрелу Дувр. Им ответило только одно из английских 14-дюймовых орудий, которое уже было готово к действию
  • 1940, 24 августа — первая бомбардировка пригорода Лондона
  • 1940, 24 августа-6 сентября — истребительная авиация Англии серьезно ослаблена. За две недели погибли 103 летчика, 128 были ранены, 466 самолетов уничтожены и повреждены
  • 1940, 26 августа — первая бомбардировка англичанами Берлина. Из 81 одного самолета вернулись только треть. Но психологические последствия оказались огромными: впервые с начала войны Германии пришлось защищать собственную территорию
  • 1940, 30 августа — германский военно-морской штаб имел 168 транспортов (водоизмещением в 700 тысяч тонн), 1910 барж, 419 буксиров и траулеров, 1600 моторных катеров. Всю эту армаду нужно было укомплектовать личным составом и доставить по морю и по каналам в порты сосредоточения. Однако к 15 сентября успеть сделать это не представлялось возможным. Вторжение было перенесено на 21 сетнября
  • 1940, 1 сентября — началось передвижение большого потока судов, на которых предполагалось совершить вторжение
  • 1940, 6 сентября — 68 немецких самолетов бомбили Лондон
  • 1940, 7 сентября — Геринг публично объявил, что берет на себя командование воздушным сражением, и перешел от дневных налетов к ночным и от налетов на базы истребителей к налетам на обширные, тесно застроенные районы Лондона
  • 1940, 7 сентября — Налет 300 самолетов на Лондон.
  • 1940, 7 сентября-3 ноября — каждую ночь на Лондон совершали налет в среднем 200 германских бомбардировщиков
  • 1940, 9 сентября — тяжелый обстрел Дувра. По городу было выпущено свыше 150 снарядов
  • 1940, 10 сентября — вторжение перенесено на 24 сентября
  • 1940, 12 сентября — запись в журнале германского военно-морского штаба: «Война в воздухе ведется как «абсолютная воздушная война» без учета нынешних требований морской войны и вне рамок операции «Морской лев». В ее нынешней форме воздушная война не может помочь подготовке к операции «Морской лев»,…поэтому по оперативным причинам пока еще нельзя думать об осуществлении высадки»
  • 1940, 14-15 сентября — крупнейший массированный авианалет на Лондон. Английские летчики вывели из строя около полусотни истребителей и бомбардировщиков врага

«15 сентября явилось переломным моментом в битве за Англию. Той же ночью наша бомбардировочная авиация совершила массированный налет на суда в портах между Булонью и Антверпеном. Особенно тяжелый ущерб был нанесен противнику в Антверпене». Англичане называют 15 сентября «днем битвы за Британию»

  • 1940, 17 сентября — дата вторжения отложена на неопределенный срок

«Теперь наша судьба зависела от победы в воздухе. Германские руководители признали, что успех всех их планов вторжения в Англию зависит от того, удастся ли им добиться превосходства в воздухе над проливом и пунктами намеченной высадки на нашем южном побережье. Подготовка портов погрузки, сосредоточение транспортов, очистка от мин проходов и установка новых минных полей – все это было невозможно без защиты от налетов английской авиации. Для практической переброски и высадки десантов установление полного господства в воздухе…имело решающее значение. Таким образом, успех зависел от уничтожения английской авиации и системы аэродромов между Лондоном и морем.
Геринг отнюдь не возражал против этого, считая, что благодаря своему большому численному превосходству германская авиация через несколько недель…разобьет английскую противовоздушную оборону, уничтожит английские аэродромы..и установит полное господство над проливом. Но, помимо этого, он был уверен в том, что бомбардировка Англии, и особенно Лондона, доведет вырождающихся миролюбивых англичан до такого состояния, что они запросят мира, особенно если на их горизонте будет непрерывно расти угроза вторжения»
(У. Черчилль «Вторая мировая война»)

  • 1940, 27 сентября — Геринг, ранее убеждавший Гитлера в том, что массированные бомбардировки Лондона сыграют решающую роль в битве за Англию, отказался от надежды добиться победы таким образом. «Несмотря на то что в течение октября Лондон получал сполна всю причитавшуюся ему долю, усилия немцев дробились на частые дневные и ночные налеты, предпринимавшиеся в небольших масштабах и во многих местах. Сосредоточение сил уступило место их распылению; началась битва на истощение»
  • 1940, 15 октября — около 480 германских самолетов сбросили 386 тонн бомб большой взрывной силы и, кроме того, 70
    тысяч зажигательных бомб. Это был самый ожесточенный налет на Лондон за весь месяц.
  • 1940, 14 ноября — Авианалет на город Ковентри. Ночью почти 500 немецких самолетов сбросили 600 тонн бомб большой мощности и тысячи зажигательных бомб. Центральная часть Ковентри была совершенно разрушена, и жизнь в ней была на некоторое время полностью парализована. 400 человек было убито и еще большее количество тяжело ранено. Однако важнейший завод авиационных моторов и инструментальный завод не прекратили работу; через неделю жизнь в Ковентри была восстановлена
  • 1940, 15 ноября — жестокая бомбардировка Лондона
  • 1940, 19-22 ноября — Бомбардировки Бирмингема, около 800 человек было убито, свыше 1000 ранено
  • 1940, конец ноября-начало декабря — крупные налеты на Бристоль, Саутгемптон, Ливерпуль, Плимут, Шеффилд, Манчестер, Лидс, Глазго
  • 1940, 29 декабря — Очередная жестокая бомбардировка Лондона, пострадал район Сити

«Наступила зима с обычными в это время штормами. Угроза вторжения определенно ослабела. Воздушная битва за Англию была выиграна. (И поскольку) господство на море или в воздухе не было обеспечено, представлялось невозможным двинуть германские армии через Ла-Манш. Попытки немцев запугать английскую нацию или подорвать ее способность вести войну и сломить ее волю бомбардировками потерпели крах»

  • 1941, 31 мая — бомбардировка Дублина

Уинстон Черчилль установил дату окончания Битвы за Англию 18 июня 1941 года. Одной из причин этого была его уверенность в том, что Германия уже не в состоянии проводить массированные бомбардировки английских городов. Таким образом, периодом Битвы за Англию считается 10 июля 1940 года — 18 июня 1941-го

  • 1942, 13 февраля — командующий кригсмарине адмирал Редер в последний раз беседовал с Гитлером об операции «Морской лев» и убедил его дать согласие на прекращение какой-либо подготовки в этом направлении

Итог Битвы за Англию

« Попытки немцев запугать английскую нацию или подорвать ее способность вести войну и сломить ее волю бомбардировками потерпели крах... Удивительно ли, что Гитлер... обратил свои взоры на Восток? Как и Наполеон в 1804 году, он отказался от мысли напасть на наш остров, по крайней мере, до тех пор, пока не устранит восточную угрозу. Он считал, что сейчас должен любой ценой урегулировать дела с Россией, прежде чем поставить все на карту вторжения в Великобританию...
Нужно отдать справедливость Сталину, он всеми силами старался лояльно и верно

(в России принято название "Битва за Англию") в исторической литературе называют период интенсивных воздушных ударов немецких ВВС по Великобритании и борьбы английских воздушных сил по их отражению (август 1940 года — май 1941 года) во Второй мировой войне. Целью германских бомбардировок было вывести Англию из войны и создать благоприятные условия для готовящегося нападения на СССР.

Битва за Британию: хроники пикирующих "Юнкерсов" 15 сентября англичане будут отмечать День битвы за Британию, в юбилейный, 75-раз. В этот день, в 1940 году королевские ВВС сбили более 50 самолетов люфтваффе. В ходе этой ожесточенной компании Второй мировой немцы потерпели поражение и перенесли свою агрессию на СССР. Вспоминает Сергей Варшавчик.

Летом 1940 года правительство фашистской Германии с целью обезопасить тыл для предстоящей войны против СССР пыталось заключить мир с Великобританией, но успеха не достигло. Тогда 16 июля Гитлер отдал директиву № 16 о подготовке операции "Морской лев" против Англии (предусматривалось внезапное форсирование Ла-Манша и высадка на южном побережье Англии 25 дивизий с целью оккупировать Великобританию), а 1 августа директиву № 17 о проведении широкой воздушной войны против Англии, имея цель уничтожить английскую авиацию, разрушить экономику, терроризировать население и вынудить Великобританию к капитуляции.

Для этого были выделены 2-й, 3-й воздушные флоты и частично 5-й (свыше 2,6 тысячи самолетов). Британские силы противовоздушной обороны (ПВО) насчитывали свыше 700 истребителей, до двух тысяч зенитных орудий, около 1,5 тысячи аэростатов заграждения. Вдоль восточного побережья страны располагались радиолокационные станции, что позволяло английскому командованию заблаговременно обнаруживать воздушного противника и своевременно организовывать отражение налетов.

В воздушном наступлении немецких ВВС на Англию можно выделить три этапа. Первый начался с середины августа и длился до 7 сентября. В это время военно-воздушные силы Германии наносили удары непосредственно по английской истребительной авиации, по аэродромам, командным пунктам и радиолокационным станциям.

12 и 13 августа 1940 года немецкая авиация произвела первые массированные налеты на английские аэродромы (13 августа 1485 самолето-вылетов против 727 у англичан); 15 августа было 1786 самолето-вылетов (против 975 у англичан). Ущерб от бомбардировок был сравнительно невелик, а потери немцев составили 75 самолетов (против 34 у англичан). С 24 августа по 6 сентября немецкая авиация совершала в среднем по 1000 самолето-вылетов в день, нанося удары главным образом по английским аэродромам.

Германское командование, стремясь добиться капитуляции Англии, 5 сентября отдало приказ перенести центр тяжести бомбардировок с авиационных объектов на наиболее крупные административные центры страны, прежде всего на Лондон.

Второй этап воздушного наступления начался 7 сентября 1940 года, когда немецкие военно-воздушные силы нанесли бомбовый удар по Лондону. После этого германские бомбардировщики стали регулярно появляться над городом. Особенно сильным был налет 15 сентября, когда немецкое командование послало на Лондон свыше 1000 самолетов. Над городом разыгралось воздушное сражение, в котором английская истребительная авиация и зенитная артиллерия, спешно стянутая к столице, оказали немцам сильное противодействие.

Противник потерял 60 самолетов, а англичане — 26. После 15 сентября напряженность воздушных боев над Лондоном и в целом над Англией стала несколько спадать.

Немецкая авиация не смогла добиться превосходства в воздухе, так как перенос бомбардировок с аэродромов и других авиационных объектов на крупные города дал возможность английской истребительной авиации в какой-то степени оправиться от понесенных потерь и усилить сопротивление противнику. С августа по октябрь 1940 года английской ПВО было сбито 1103 немецких самолета (англичане потеряли 642 самолета).

Фашистское командование было вынуждено вновь изменить тактику воздушного наступления. Оно резко ограничило дневные налеты и сосредоточило внимание на ночных бомбардировках крупных промышленных центров страны — Белфаста, Бирмингема, Бристоля, Кардиффа, Манчестера и других. Этот третий этап воздушного наступления начался в ночь на 15 ноября массированным налетом на город Ковентри, который был почти целиком разрушен.

С середины ноября 1940 года до середины февраля 1941 года из 31 крупного налета немецкой авиации 14 налетов были проведены на порты, девять — на промышленные города в глубине Англии и восемь налетов — на Лондон. Кроме того, совершались многочисленные налеты небольших групп немецких бомбардировщиков на различные города и порты, чтобы помешать проведению восстановительных работ.

С февраля 1941 года стали менее интенсивными и ночные бомбардировки. Во второй половине апреля и в начале мая 1941 года немецкая авиация совершила три массированных налета на Лондон, сбросив на город рекордное количество фугасных бомб. После этого налеты на Англию приняли эпизодический характер: основные силы немецких ВВС перебрасывались на восток.

Всего немецкая авиация совершила свыше 46 тысяч самолето-вылетов и сбросила около 60 тысяч тонн бомб, потеряв при этом 1733 самолета (англичане — 915 самолетов). Жертвы среди населения Великобритании составили свыше 86 тысяч человек (в том числе около 40 тысяч убитыми), повреждено и разрушено свыше одного миллиона зданий, ряд городов был сильно разрушен.

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль считал, что 15 сентября стало переломным моментом в "Битве за Британию". По его мнению, немецкое командование военно-воздушных сил, совершило серьезную стратегическую ошибку, сосредоточив основные удары на Лондоне. Гораздо опаснее было бы для судеб Англии продолжение налетов на аэродромы.

В результате немецкая авиация не смогла добиться превосходства в воздухе. Поэтому операция "Морской лев" не состоялась, путь для нее расчистить не удалось. Тем более не удалось принудить англичан сдаться. 17 сентября 1940 года Гитлер отложил операцию "Морской лев" "до дальнейшего извещения".

Затем (директивой от 12 октября) отложил на весну — лето 1941 года. Продолжавшиеся мероприятия по плану "Морской лев" превратились исключительно в средство стратегической маскировки подготовки нападения на СССР. Судьба Великобритании, по расчетам фашистского руководства, должна была решиться в результате "победоносного похода" против СССР.

Поэтому в Великобритании считается решающим днем, когда англичане избавились от опасности вторжения.

Битва за Британию, в которой участвовали прежде всего британские военно-воздушные силы, стала ключевым сражением в ходе Второй мировой войны для Великобритании. Наряду с британскими летчиками, в битве участвовали военные из Польши, Чехословакии, Австралии, Канады, Новой Зеландии, США, Бельгии, Франции, Ирландии, Родезии, ЮАР и Ямайки.

В сентябре 2005 года в Лондоне был открыт памятник в честь 65-летия Битвы за Британию. Монумент на набережной Виктории открыли принц Уэльский Чарльз и его супруга герцогиня Корнуоллская Камилла, а также министр обороны Великобритании. Кроме них на церемонии присутствовали министры обороны Австралии и Чехии, а также послы всех стран, которые участвовали в Битве за Британию 1940 года.

Официальную церемонию его открытия завершил пролет раритетных самолетов Королевских ВВС Великобритании "Спитфайр" (Spitfire), "Ураган" (Hurricane), и "Тайфун" (Typhoon).

(Дополнительный

К середине лета 1940 года план Германии под кодовым названием «Морской лев» был готов. Планировалось высадить с моря и воздуха 25 немецких дивизий на Британские острова. Но реализация задуманного все время откладывалась. Гитлер медлил. И на это были веские причины.

Осуществить вторжение через пролив Ла-Манш – это для гитлеровского командования задача не из простых. Для того чтобы начать наземную операцию, Гитлеру нужно было получить господство в воздухе и уничтожить базы английских ВВС. Шеф люфтваффе Герман Геринг заявил, что на это уйдет всего лишь четыре дня.

Но сначала Гитлер оккупировал Францию в надежде, что Англия сама начнет просить его о мире. Этого не произошло.

Лондон против Берлина

Наконец, в пятницу 13 августа 1940 года фашисты предпринимают первое массированное воздушное наступление. Чтобы усилить нажим, немцы бомбят английскую территорию по ночам. Это привело к неожиданным результатам. Несколько бомбардировщиков Хейнкель-111 сбились с курса и сбросили бомбы на Лондон. Это была первая атака на гражданский объект. На следующий день 80 самолетов королевских ВВС ответили бомбежкой в Берлине. Гитлер пришел в ярость. Он потребовал в ответ провести массированный бомбовый удар. Приказ фюрера был выполнен. 7 сентября немцы разбомбили доки и мирные кварталы. Погибло более 450 человек. Но это было главной ошибкой Геринга. Он отвлек значительные силы от бомбардировки английских военных аэродромов и перекинул их на Лондон. Так английские ВВС смогли получить необходимую передышку.

«Битва за Британию»

Самолеты люфтваффе проигрывали королевским военно-воздушным силам. Это со всей очевидностью показали результаты грандиозной воздушной битвы за Британию, развернувшейся с 9 июля по 30 октября 1940 года. Немцы потеряли 1887 самолетов, англичане – 1547. Причем немецкие силы были оснащены большим количеством самолетов: 4074 единицы против 1963 английских самолёта.

Командующий люфтваффе Герман Геринг не смог объяснить, почему его подразделения не смогли победить малочисленные английские силы под командованием Хью Даудинга.

К 17 сентября Гитлер приостановил операцию «Морской лев» несмотря на то, что ему предлагали другой вариант ведения боевых действий: пролив Ла-Манш нужно заминировать полностью и высадить десант при поддержке авиации с воздуха. Но этого немецкие летчики сделать не смогли. Имея численное преимущество по количеству самолетов почти в три раза, они не победили королевские ВВС.

Даже в случае успешной высадки немецкого десанта, 28 английских дивизий, в том числе три танковые, с легкостью одолели противника.

Английская воздушная стратегия

По приказу английские летчики были разделены на высший, средний и низкий классы. Летчикам высшего класса позволялось атаковать в воздухе любого противника. Некоторые из них совершили по 100 боевых вылетов. Средний класс летчиков постоянно обучали, а летчиков самой низкой ступени старались держать на земле как можно дольше.

Одно из условий для летчиков высшего класса – по сигналу воздушной тревоги нужно было добежать до самолета за три минуты.

Летчики вылетали на задание малыми группами, вместо одной большой, как это было раньше.

Англичане дрались в небе настолько самоотверженно, что поражали хваленых немецких асов. 20 немецких самолетов сбил сэр Дуглас Роберт. Его ноги были обуты в протезы.

Немцы были избалованы легкими победами в небе над Польшей, Данией, Францией, Голландией и Норвегией. Они оказывали поддержку своим войскам в блицкриге и не смогли перестроиться на новые методы ведения воздушных боев в небе над Британией, поскольку необходимо было выполнять стратегические задачи.

Наука помогает побеждать

Английские ученые разработали радар преждевременного предупреждения. Командование люфтваффе недооценило этот радар. Это было первой серьезной тактической ошибкой. Именно это техническое новшество спасает королевские силы в первые недели от разгрома. Летчики могли видеть противника задолго до непосредственного физического контакта с ним.

ВМФ Англии – на первом месте

У Англии было 12 авианосцев, включая легкие и малые, у немцев – всего лишь четыре.

Английские восемь тяжелых больших крейсеров сражались против шести немецких.

Количество эсминцев превосходило в несколько раз: 230 против 42 немецких эсминцев.

Несмотря на то, что в Великобритании количество подводных лодок – 147 против 1170 немецких - было намного меньше, немецкие подлодки оставили в техническом оснащении. Они не были оснащены радарами, которые Гитлер запретил использовать не только в авиации, но и на флоте. Из-за этого в 1943 году немецкие подводники понесли огромные потери, десятки субмарин были пущены ко дну.

Политический талант английского руководства

Если бы Советский Союз капитулировал, то переоснащенная армия и флот Германии могли нанести мощный удар по Великобритании. Предвидя такое развитие событий, Черчилль заручился поддержкой Америки и приобрел надежного союзника, который стал поставлять по ленд-лизу необходимое вооружение. В свою очередь Англия организует помощь Советскому Союзу, своему мощному и единственному сухопутному союзнику.

Военное снаряжение, боеприпасы идут морским путем и через Персидский коридор. В Англии со всей очевидность понимают хрупкость своего положения рядом с фашистской Германией. В стране появляется новая система обороны, передовое вооружение. Создаются специальные подразделения по борьбе с Германией. Каждый год строятся новые корабли, оснащенные средствами борьбы с подводными лодками. Затраты из государственного бюджета на военные цели идут многомиллионные. Англия лучше своих противников была подготовлена к долгосрочной обороне и оказалась в выигрышной позиции.

Особенностью германской стратегии было отсутствие долгосрочного планирования. Трофейные германские документы не оставляют сомнения, что до завершения кампании против Франции гитлеровцы всерьез не занимались подготовкой вторжения на Британские острова, даже на стации штабной разработки. Гитлер, по-видимому, «просмотрел» на карте Ла-Манш, а германское верховное командование было склонно рассматривать начальный этап операций против Англии, если вообще они будут предприняты, как форсирование на широком фронте необычайно большой реки. Неожиданно быстрый крах Франции и легкая победа поставили гитлеровское руководство перед необходимостью без промедления принять решение относительно дальнейших боевых действий против Великобритании. К началу июля надежды на капитуляцию Англии пришлось оставить и 2 июля Гитлер отдает первую директиву о подготовке вторжения. Итальянские фашисты выразили горячее желание принять участие в высадке. Но гитлеровцы отклонили предложение Муссолини прислать итальянский экспедиционный корпус в составе 10 дивизий и 30 эскадрилий. Участие Италии в боевых действиях против Англии ограничилось присылкой авиационной дивизии (94 машины) в октябре и операциями итальянских подводных лодок в Атлантике начиная с сентября. Вторжение на Британские острова, не видевшие врага со времен норманнов, должно было вновь продемонстрировать миру мощь вермахта, способного сокрушить не только Францию - крупную сухопутную державу, но и повергнуть Великобританию - оплот морской мощи коалиции.

Хотя Гитлер не хотел делиться славой при разгроме Великобритании, неминуемый, как представлялось в Берлине, захват Британских островов и ликвидация центра Британской империи вызывали у него опасения с политической точки зрения. 13 июня Гальдер записывает выступление Гитлера перед группой командующих: «Фюрера очень беспокоит проблема, почему Англия не желает пойти на мир. Как и мы, он находит объяснение в том факте, что Англия все еще возлагает некоторые надежды на Россию. Поэтому он рассчитывает силой заставить Англию пойти на мировую, Однако он делает это неохотно. Причина: если мы сокрушим Англию силой оружия, Британская империя распадется. Однако это не принесет выгод Германии. Мы прольем немецкую кровь только в интересах Америки, Японии и других».

16 июля принимается окончательно военное решение - готовить вторжение, зашифрованное под названием - операция «Морской лев».

Предварительное ознакомление с военными аспектами вторжения немедленно вскрыло ряд трудностей. Британский флот господствовал на море, метеорологические условия ограничивали выбор даты высадки, надежды на то, что артиллерия с французского побережья сумеет прикрыть десантные войска, при ближайшем изучении проблемы оказались преувеличенными, а господство в воздухе еще предстояло отвоевать в боях с быстро растущей британской истребительной авиацией. Трезвая оценка этих военных факторов подрывала в определенной степени веру в конечный успех операции. Однако задача, по-видимому, могла оказаться не по плечу вермахту не потому, что Англия была сильна сама по себе, а потому, что ее сопротивление основывалось на надеждах, связанных с существованием Советского Союза. Так рассудил Гитлер, отдавший 21 июля указание германскому верховному командованию начать подготовку войны против СССР, которую, возможно, придется начать уже осенью 1940 г.

31 июля Гитлер выступает на военном совете. Признав военные трудности вторжения на Британские острова, хотя и преодолимые, Гитлер заявил: «Мы должны уничтожить те факторы, которые позволяют Англии надеяться на изменения в обстановке», т. е. существование Советского Союза и Америки. Ключ к решению проблемы - разгром СССР, который повлечет за собой крутое изменение положения вещей на Дальнем Востоке. Громадный рост мощи Японии полностью прикует к нему внимание Америки, которая не сможет после этого оказать помощи Англии. В конечном итоге, заключил Гитлер, Англия держится лишь в надежде на Советский Союз, последнему «достаточно только намекнуть, что он не хочет видеть сильную Германию, и Англия, как утопающий, хватающийся за соломинку, вновь обретет надежду, что обстановка претерпит различные изменения в какие-нибудь шесть-восемь месяцев. Однако если Россия будет сокрушена, последняя надежда Британии будет уничтожена. Тогда Германия будет властителем Европы». Выводы совещания - готовить вторжение против Англии и в то же время планировать на весну 1941 г. войну против Советского Союза - были стратегическим компромиссом. А поскольку условия погоды давали надежду на успех вторжения только в течение ближайших двух-трех месяцев, становилось очевидно, что удастся подготовить только ту кампанию, где время не являлось лимитирующим фактором, а именно - войну против Советского Союза. В свою очередь перенесение усилий Германии для войны на Востоке делали бесперспективной их высадку в Англии. Это и спасло Британские острова от угрозы гитлеровского вторжения.

Отныне, несмотря на серьезную подготовку флота, авиации и гестапо(В случае успеха вторжения английский народ ожидала тяжелая участь. Все работоспособное мужское население в возрасте от 17 до 45 лет должно было быть вывезено на континент. Страна подлежала тотальному разграблению. Был назначен и будущий начальник гестапо в Англии - штандартен-фюрер СС Сикс. Была определена и резиденция его штаба. Составлена «розыскная книга», в которой значилось 2700 лиц различных профессий, а также список «антигерманских организаций». Этих лиц, в их число были включены все члены английского парламента, предстояло арестовать в первую очередь, а соответствующие организации разгромить. Вблизи каждого крупного города должны быть созданы концентрационные лагери. ) для действий против Англии, главный элемент ударной мощи германской военной машины - сухопутная армия не считала эту операцию своей основной задачей. Штабы армии были заняты разработкой более широкой кампании на Востоке, а вторжение в Англию отступило на задний план и рассматривалось как неизбежный, но второстепенный компонент планирования и подготовки. С первых чисел июля 1940 г. началась переброска войск к границам Советского Союза. Директива Гитлера от 31 июля 1940 г. об увеличении армии до 180 дивизий была отдана, и это отмечено в самом тексте, в предвидении войны против Советского Союза. 9 августа главный штаб вооруженных сил отдал распоряжение о подготовке театра войны на Востоке. Широкое строительство железных и шоссейных дорог, прокладка линий связи, сооружение складов на подступах к Советскому Союзу в целях маскировки объяснялось необходимостью защиты в воздушной войне на Западе.

Независимо от первоначальных военных намерений Гитлера, план вторжения в Англию - «Морской лев» - самой логикой развертывания германской военной машины превращался лишь в средство маскировки, хотя и дорогостоящей, обширных военных приготовлений на Востоке.

Германские танковые дивизии, прогрохотав по дорогам Западной Европы, остановились перед гигантским противотанковым рвом - Ла-Маншем. Как форсировать его достаточными силами, избежав или предотвратив встречу с британским флотом? Над этой проблемой и ломали голову в германских штабах, планируя операцию «Морской лев». Перед германскими штабистами лежали разведывательные сводки, оценивавшие вооруженные силы Англии в 39 полных дивизий. Хваленая германская разведывательная служба жестоко ошиблась - действительно, на бумаге значилось 27 дивизий и 14 бригад, но только три дивизии были полностью оснащены и вооружены. Англия располагала миллионами мужественных людей, готовых защитить свои дома, но с вилами и охотничьими ружьями. Не хватало даже винтовок, в Дюнкерке было брошено 2300 орудий, 90 тыс. винтовок, 120 тыс. автомашин и других транспортных единиц. Во Францию в составе экспедиционного корпуса было отправлено 704 танка, удалось эвакуировать - 25. Всего летом 1940 г. в Англии насчитывалось едва ли 200 танков, многие из них учебные и около 500 орудий. Как признавал Черчилль в речи на закрытом заседании палаты общин 23 апреля 1942 г., «в 1940 г. силы вторжения в 150 тыс. отборных солдат могли внести смертельное смятение в наши ряды». Первоначальные силы вторжения по плану операции «Морской лев» составляли 250 тыс. человек. Флот собрал достаточное количество судов и барж, чтобы высадить в первом эшелоне 90 тыс. человек и 650 танков, кроме того, намечалась выброска парашютных частей. В целом за шесть недель после начала вторжения через Ла-Манш намечалось перебросить 23 дивизии.

В ходе подготовки возникли острые разногласия между тремя видами германских вооруженных сил. Армия выступала за более широкий фронт высадки, флот настаивал на том, чтобы максимально сузить его. Гитлер взял сторону армии, заметив: предложения флота - «очевидное самоубийство, с таким же успехом я мог бы послать солдат в колбасную машину». Представители флота в ответ указали, что при попытке высадки широким фронтом войска вообще не достигнут британского побережья. Геринг, командовавший военно-воздушными силами, считал, что одной авиации окажется достаточным, чтобы поставить на колени Англию. В результате командование ВВС не столько думало о поддержке армии и флота, сколько разрабатывало самостоятельные планы. Подозрительность Гитлера усугубляла трудности подготовки: он боялся, чтобы за его спиной не возникла оппозиция, поэтому штабных совещаний на высшем уровне с участием представителей трех видов вооруженных сил практически не проводилось. Гитлер, объявленный к этому времени нацистской пропагандой «величайшим полководцем всех времен», полагал, что высаживаться, быть может, вообще не придется, так как в Англии трудности войны приведут к волнениям и устранению от власти правительства Черчилля. Геринг горячо поддерживал мнение фюрера, и 1 августа была отдана директива о ведении «воздушной и морской войны против Англии». На германские военно-воздушные силы возлагалась задача сломить волю Великобритании к борьбе.

13 августа настал «Орлиный день», объявленный Герингом. Германская авиация нанесла массированный удар по британским аэродромам, радиолокационным станциям и завязала воздушные бои, стремясь подорвать силы британской противовоздушной обороны. Началась «Битва за Англию» - месяц с небольшим активных действий в воздухе. Силы германской авиации в этих боях составляли 1200 бомбардировщиков и 1000 истребителей, англичане располагали 250 бомбардировщиками и 960 истребителями. В ПВО Англии насчитывалось около 1800 зенитных орудий. Бои достигли большого ожесточения: 7 сентября 300 германских бомбардировщиков бомбили восточный Лондон, ночью при свете горящих пожаров над городом появилось еще 250 бомбардировщиков. В эту ночь тяжелые часы пережила не только столица, но и вся Южная Англия: британское командование ожидало с минуты на минуту высадки. Войска стояли наготове, в церквах звучал набатный звон - созывали добровольцев. Последующие две недели также прошли в крайней тревоге: сведения, полученные от разведки, показывали большое сосредоточение судов и барж в портах европейского побережья.

По ту сторону фронта, однако, вторжение отдаляли с каждым днем: самоуверенные прогнозы Геринга не оправдывались, а германская авиация несла все возрастающие потери. 15 сентября, день, который рассматривается в Англии как поворотный пункт, немцы потеряли 60 самолетов (правда, английские летчики тогда насчитали 174 машины), англичане - 26. В общей сложности с 10 июля по 1 октября германская авиация потеряла 1408 самолетов, английская-781. Командование германских военно-воздушных сил не видело просвета, по-прежнему германские бомбардировщики встречали многочисленные британские истребители. Превосходство англичан в радиолокационной технике, дававшее возможность маневрировать своими истребительными эскадрильями, конечно, значило многое, но не все. Ключ к успеху лежал в другом: в сентябре 1939 г. английская авиационная промышленность произвела 93 истребителя, в январе 1940 г.- 157, в июле 1940 г. выпущено 490, а в последние три месяца под ливнем бомб врага английская авиационная промышленность давала по 460 машин ежемесячно. В Германии производство истребителей как в сентябре 1939 г., так и летом 1940 г. составляло в среднем по 200 самолетов в месяц. Сводные данные поучительны: в 1940 г. Англия произвела 9924 боевых самолета (из них 3710 бомбардировщиков и 4283 истребителя), Германия - 8070 боевых самолетов (3954 бомбардировщика и 2424 истребителя).

Господство в воздухе, а к этому только и стремилась пока германская авиация, оставалось недостижимой задачей. В боевом журнале германского военно-морского флота 12 сентября отмечается: «В ее нынешней форме воздушная война не может помочь подготовке к операции «Морской лев», которая сосредоточена главным образом в руках морского флота. В частности, незаметно каких-либо попыток со стороны германской авиации атаковать корабли английского флота, которые имеют сейчас возможность почти беспрепятственно действовать в Ла-Манше». Хотя гитлеровская солдатня по-прежнему распевала «Мы идем на Англию»-«предполагаемое вторжение в Англию стало чепухой...- говорил Рундштедт. - Мы стали рассматривать всю подготовку как своего рода игру, потому что было очевидно - вторжение невозможно, если наш флот не сумеет прикрыть высадку или перебросить подкрепления». Еще 3 сентября Гитлер отдал приказ о вторжении в 20-х числах сентября, 14 сентября было объявлено об отсрочке операции, 17 сентября она была отложена до особого распоряжения и, наконец, 12 октября перенесена на 1941 г. Армия не желала вверять свою судьбу двум другим видам вооруженных сил - флоту, потому что он был очевидно слаб, и авиации, показавшей неспособность добиться решающих успехов, несмотря на оглушительную саморекламу Геринга. Престижу армии, завоеванному в «блицкриге» на Западе, флот и авиация могли противопоставить только весьма длительное овладение Норвегией и очевидную неудачу в воздушных боях над Британскими островами. Хотя, по словам Йодля, «наши планы в значительной степени напоминали планы Юлия Цезаря», времена с тех пор изменились, и вермахт ничего не мог поделать без флота и авиации, но не мог полностью и положиться на них. Однако все эти тактические разногласия покрыла гигантская тень, отбрасываемая подготовкой к войне против Советского Союза. В конечном счете для борьбы с нашей страной готовилась армия в 180 дивизий, 26 дивизий, нацеленные на Англию, составляли около 15% этих сил.

Война на Западе ограничилась боевыми действиями в воздухе и на море. Действия немецкой авиации против Британских островов стратегически приносили мало пользы - это была история не осуществленных до конца противоречивых планов, бесконечной и бессистемной смены первоочередных объектов бомбардировок, однако в любом случае страдало мирное население. Лондон испытал «блиц» - 57 ночей подряд, с 7 сентября по 3 ноября, на город налетало в среднем по 200 бомбардировщиков. 14 ноября 500 бомбардировщиков сбросили 600 т бомб на Ковентри,- основательно разрушив город. Погибло 400 человек. Германское радио оповестило, что все города Англии будут «ковентрированы». Тяжелые удары были нанесены и по многим другим английским городам. По масштабам англо-американских бомбардировок на позднейших этапах войны налеты германской авиации в 1940 г. выглядят сравнительно скромными - за этот год на английские города были сброшено около 37 тыс. т бомб. Однако в 1943-1945 гг. немцы располагали лучшей системой убежищ, чем англичане в 1940 г..( Как заметил Черчилль: «Конечно, если бы в 1940 году против Лондона применялись бомбы образца 1943 года, то мы были бы поставлены в условия, которые могли бы полностью уничтожить всю человеческую организацию. Однако все происходит своим чередом и взаимно связано, и никто не имеет права сказать, что Лондон, который, бесспорно, не был побежден, не является также непобедимым». )

В 1940 г. была принята система страхования - убытки от налетов должны были компенсироваться государством. В основу системы был положен принцип - вся страна должна нести тяготы войны, а не только те, чьи дома разрушены бомбами. За время войны всего было выплачено, таким образом, 830 млн. фунтов стерлингов. В ответ английская авиация начала наносить систематические удары по германским городам, в том числе на Берлин было сброшено за 1940 г. 14,6 тыс. т бомб. Директива английского правительства в отношении целей бомбардировок, отданная 30 октября 1940г., гласила: «Хотя и следовало бы придерживаться правила о бомбардировке только военных объектов, однако немецкое население, проживающее в районе таких объектов, должно испытать тяготы войны». Налет 134 английских бомбардировщиков на Маннгейм 16 декабря 1940 г. без указания конкретных целей открыл новую страницу воздушной войны - бомбардировок «по площадям», т. е подрыва морального духа населения. Англия, потрясенная ожиданием вторжения, отныне вела войну не «в лайковых перчатках».

ПРЕЛЮДИЯ К ВТОРЖЕНИЮ НА БРИТАНСКИЕ ОСТРОВА

В реалиях Битва за Британию свелась к борьбе за господство в воздухе над Южной, Юго-Восточной Англией и проливом Ла-Манш (с начала июля по конец октября 1940 года).

Выражение «Битва за Британию» было придумано премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем вскоре после поражения английского экспедиционного корпуса во Франции и эвакуации его из Дюнкерка в метрополию. Это пафосное название имело своей целью сплотить нацию для противодействия немецкой агрессии.

ПРЕИМУЩЕСТВА ЛЮФТВАФФЕ

Военно-воздушные силы фашистской Германии (люфтваффе) всеми силами старались добиться превосходства над Истребительным командованием Великобритании. В свою очередь, английские Королевские ВВС (RAF) старались сохранить собственную боеспособность и вывести из строя как можно больше немецких самолетов. Ситуация для англичан усугублялась еще и тем, что налеты на Соединенное Королевство противник мог осуществлять не только с территории Франции, но и из Германии, Бельгии, Норвегии, Дании и Нидерландов. Потенциально немцы и итальянцы могли совершать вылеты своей авиации на бомбежку из любой точки европейского побережья от Арктики до Пиренеев. Превосходство люфтваффе над RAF было подавляющим, но не все было таким однозначным, как казалось.

БРИТАНСКАЯ СИСТЕМА ПВО

Во-первых, еще в марте 1939 года британской спецслужбе МИ-6 удалось добыть секреты немецкой шифровальной машины «Энигма», и англичане в основном были в курсе планов немецкого верховного главнокомандования. Во-вторых, британцы создали эффективную систему раннего предупреждения о воздушном нападении. На первой линии обороны они разместили 18 радиолокационных станций высотного контроля (РСВК), которые в основном располагались на побережье Южной и Восточной Англии. Эти станции обнаруживали вражеские самолеты на средних и больших высотах на расстоянии до 200 км, однако очень приблизительно определяли их количество. Для обнаружения низколетящих самолетов были задействованы радиолокационные станции контроля за низкими высотами (РСНКУ). Они давали возможность следить за низколетящими самолетами в воздушном пространстве на дистанции до 70 км.

Радарные станции и посты наблюдения собирали обильную информацию о воздушном противнике, которая подвергалась тщательной фильтрации, чтобы исключить дублирование и ошибки. После этого она поступала в штабы авиагрупп, потом на командные пункты секторов обороны, которые и наводили эскадрильи английских истребителей на подлетающего противника. Весь процесс передачи и обработки информации занимал не более четырех минут, за которые немецкие бомбовозы пролетали лишь около 19 км. Поэтому направленные на врага британские истребители в большинстве случаев их перехватывали. Для того чтобы отслеживать передвижение своих эскадрилий, применялся специальный радиомаяк. Он монтировался на одном истребителе в каждой эскадрилье и регулярно, каждую минуту в течение 14 секунд, передавал опознавательный сигнал, с помощью которого на земле следили за местоположением подразделения, наводя его на цель.

В-третьих, 14 мая 1940 года британцы, наконец, образовали министерство авиационной промышленности (во главе с лордом Бивербруком), которое в бешеном темпе занялось производством английских боевых самолетов.

ПЕРВАЯ ФАЗА ОПЕРАЦИИ

Самые первые налеты немецкая авиация совершила на Англию в ночь на 6 июня 1940 года (около 30 самолетов атаковали аэродромы и другие объекты, расположенные на восточном побережье Англии), затем наступило затишье. Но после капитуляции Франции (22 июня 1940 года) ночные налеты группами до 70 самолетов вновь возобновились.

2 июля 1940 года ВВС Германии получили приказ начать кампанию против Соединенного Королевства, целью которой было уничтожение английской боевой авиации, воспрещение торгового судоходства в проливе Ла-Манш, уничтожение сооружений в портах Англии и минирование подходов к ним. 4 июля немецкие самолеты напали на британские конвои в Ла-Манше и бомбардировали морскую базу в Портленде. 10 июля бомбардировщики Дорнье Do 17 под прикрытием двадцати «Мессершмиттов» атаковали конвой «Брэд».

Считается, что первая фаза Битвы за Британию началась 10 июля, а закончилась 11 августа 1940 года. К 8 августа британское Адмиралтейство потеряло от немецких бомбовых ударов два эскадренных миноносца и 18 транспортных и вспомогательных судов. За месяц дневных налетов фашисты потопили английские корабли общим тоннажем около 40 000 брт. Истребители RAF с 10 июля по 10 августа 1940 года сбили 227 самолетов противника (потеряв 96 своих).

ВТОРАЯ ФАЗА ОПЕРАЦИИ

В дальнейшем, понимая, что атаками на английские корабли превосходства в воздухе им не завоевать, немцы изменили тактику. Теперь главными объектами атак стали британские самолеты, аэродромы, авиационные школы, предприятия, производящие самолеты, радарные станции.

С 19 августа командование RAF резко изменило тактику действий истребительной авиации — главной ее задачей стала защита собственных аэродромов. Летчикам предлагалось по возможности избегать вступления в бой с немецкими истребителями сопровождения, а нападать и уничтожать в первую очередь именно бомбардировщики. Силы английских ВВС таяли на глазах: большая часть аэродромов была сильно повреждена бомбежками, а летный состав RAF был совершенно вымотан непрерывными боевыми вылетами.

ЗАСЛУЖЕННАЯ ПОБЕДА БРИТАНСКИХ ЛЕТЧИКОВ

Летчики-истребители британских Королевских ВВС внесли огромный вклад в дело победы в Битве за Британию. Они позволили Соединенному Королевству сохранить свой суверенитет и разрушили планы Гитлера.

К началу сентября 1940 года ситуация для Англии сложилась просто критическая, потери в истребителях стали так велики, что промышленность не успевала их восполнять, а летные школы — готовить новых воздушных бойцов. И тут случилось чудо.

ТРЕТЬЯ ФАЗА ОПЕРАЦИИ

С 7 сентября 1940 года началась третья фаза Битвы за Британию — люфтваффе оставили в покое Королевские ВВС и перешли к бомбардировкам Лондона и других густонаселенных городов Великобритании. А подоплека этих событий была такова… «Ночью 24 августа 1940 года немецкие самолеты по ошибке сбросили несколько бомб на Лондон. В следующую же ночь британские военно-воздушные силы ответили на это налетом на Берлин, в котором принимало участие 80 бомбардировщиков. Тогда взбешенный Гитлер приказал люфтваффе прекратить бомбежку наземных баз британской авиации и сосредоточиться на Лондоне… В этот самый трудный момент, когда британская противовоздушная оборона была почти преодолена и победа немцев в воздухе представлялась неминуемой, британская авиация получила возможность перевести дух и пополнить свои силы.

7 сентября немецкое командование подняло в воздух 348 бомбардировщиков под прикрытием 617 истребителей — самое большое количество самолетов с начала Битвы за Британию. С земли эта армада была похожа на огромную черную тучу, двигавшуюся к Лондону на высоте около трех километров. Большинство британских эскадрилий охраняли свои аэродромы, поэтому «Юнкерсы» и «Хейнкели» спокойно отбомбились по докам Вест-Хэма, Вуличскому арсеналу и другим промышленным объектам Лондона. Но это было еще не все. Примерно в 20 часов на столицу Британии обрушилась вторая волна бомбардировщиков, которые прекрасно ориентировались по пожарам в горящих кварталах города. В эту ночь 250 бомбовозов сбросили на город 300 тонн фугасных и 13 000 зажигательных бомб.

Но последующие бомбежки городов Великобритании проходили для немцев уже не так успешно. RAF оказывали им активное противодействие. 15 сентября 1940 года в воздушном сражении наконец наступил перелом. Около полудня большая группа бомбардировщиков «Дорнье» в сопровождении 150 истребителей прикрытия вошла в воздушное пространство Великобритании в районе Дандженесса. Почти сразу их встретили английские «Спитфайры», которые с ходу вступили в бой. Когда первые немецкие бомбардировщики оказались над пригородом Лондона, истребители прикрытия уже выработали в бою горючее, необходимое для сопровождения, и повернули назад, а пять британских эскадрилий из 12-й авиагруппы под руководством Дугласа Бадера (знаменитого английского безногого летчика) пошли в лобовую атаку на незащищенные «Дорнье». В это же время еще несколько истребительных эскадрилий атаковали немцев с других ракурсов. Немецкие экипажи стали поспешно избавляться от бомб и спасаться бегством. Через два часа атака повторилась — и снова с таким же результатом. В боях немцы потеряли 56 самолетов, а 22 машины были сильно повреждены. Потери британцев составили 20 истребителей сбитыми и 16 поврежденными.