«Волшебная гора»: анализ романа Томаса Манна. «Волшебная гора Томас манн волшебная гора о чем

Касторп Ганс - «человек весьма заурядный, балованный сынок из богатой гамбургской семьи и средней руки инженер» - такую характеристику дал главному персонажу романа Томас Манн в докладе «Введение к «Волшебной горе» (1939). Правда, двадцатилетнему герою с самого начала свойственны также некоторое хитроумие и тяга к познанию.

Но они были явно недостаточными для тех моральных, духовных и чувственных похождений, в какие он пустился, попав на Волшебную гору. К. Г. приехал в горный санаторий Берггоф на три недели навестить своего больного туберкулезом двоюродного брата Иоахима Цимсена. Он остался там на семь лет, причиной чему стала не только его любовь к русской красавице Клавдии Шоша, но и основания более общие. Этот «безобидный простак», к тому же склонный блюсти усвоенную с детства благопристойность, оказывается способным, будучи помещен в «испытательную колбу» высокогорного заточения, с новой остротой воспринять жизнь, предстающую здесь в необычном, провоцирующем на размышления обличье. Праздное существование обитателей санатория отмечено подчеркнутым биологизмом.

Устрашает обилие яств, с жадностью поглощаемых полуживыми людьми, устрашает царящая здесь взвинченная эротичность. С почти нескрываемым любопытством К. Г. приглядывается к болезни и смерти. Он думает о рождении, смене поколений (главы, посвященные воспоминаниям о дедовском доме и купельной чаше), читает книги о системе кровообращения, строении кожи и т. д. Постепенно он поднимается «к той разновидности гуманизма, который не отвергает мысль о смерти и все темные, таинственные стороны жизни, не пытается с рационалистическим презрением забыть о них, а включает их в себя, не давая им, однако, взять верх над собой». Но происходит это с героем не сразу и дается ему с трудом. Роман охватывает годы перед началом Первой мировой войны.

Только в довоенное время, объяснял Томас Манн, были мыслимы подобные санатории, в которых больные проводили долгие годы, а подчас и всю жизнь. Этого соблазна не избежал и К. Г. Он скоро превратился в «горизонтала», человека лежащего, как лежали здесь в своих шезлонгах все. Тут, однако, у К. Г. появляются учителя Нафта и Сеттембрини, каждый из которых тянет его в свою сторону - к бегству из санатория для активной деятельности во благо цивилизации или к признанию могущества темных инстинктов, болезни, а следовательно, необходимости жестокой власти, которая правила бы человечеством.

Нафта Лео - один из двух наставников Ганса Касторпа в Берггофе. Во втором томе романа - квартирант дамского портного Лукачека, устроивший себе там обитое красным штофом роскошное жилье. «Это был маленький тощий человечек, с бритым лицом… разительного, хотелось бы даже сказать острого, почти едкого безобразия… Все в нем было отточенно-острым: и монументальный крючковатый нос, и тонкое лезвие сжатых губ, и взгляд светло-серых глаз за толстыми стеклами очков…» Его голос звучал как «надтреснутая тарелка, когда по ней стучат костяшками пальцев». Н. Л.- еврей, родившийся где-то на границе Волыни и Галиции, отец его был резником, забивавшим скот по строгим предписаниям Талмуда. Во время погрома гуманистов Элиа Нафту распяли, пригвоздив к дверям собственного дома.

Потрясенный гибелью отца, а к тому же тщеславный сын интересовался марксизмом. Был приближен иезуитами, оценившими его убеждение, что политика и католицизм - понятия, идеологически связанные. Стал членом ордена иезуитов, жил на средства ордена, заболел туберкулезом, преподавал латынь в гимназии для больных туберкулезом детей. Н. Л., второй наставник Ганса Касторпа, высмеивал убеждения Сеттембрини как отжившие, прекраснодушные и не соответствующие реальности.

Говорил о революции, что «орудием любви к человечеству является и гильотина». Полагал, что молодежь отнюдь не жаждет свободы: «В душе она страстно жаждет послушания». Считал необходимым не освобождение личности, а террор. Утверждал, что этот террор должна осуществить церковь ради трансцендентности, перехода к царству Божьему. Одобрял насилие, приветствовал «религиозное рвение пролетариата, не боящегося обагрить руки кровью». Прибавлял к коммунизму определение «христианский». Защищал войну как оздоровление расы. Был уверен, что катастрофа неминуемо наступит. Критиковал здоровье как преклонение перед телом.

Сеттембрини Людовико - еще один наставник Ганса Касторпа - появляется в романе вскоре после приезда Ганса Касторпа на Волшебную гору. С. Л. - один из больных Берггофа, человек между тридцатью и сорока годами, страстный итальянец, умелый говорун с пышными черными усами, одет всегда в один и тот же серый ворсистый сюртук, «смесь потрепанности и изящества», профессиональный литератор. «Вечный оппозиционер» и защитник свободы, С. Л. представляет в романе веру в науку, могущество разума, прогресс. Преклоняется перед завоеваниями Великой французской революции 1789 г. и республиканизмом, в чем наследует свободолюбие своего деда-карбонария, организовывавшего заговоры против Австрийской империи и Священного союза, борец за свободу Италии.

В романе этот человек противостоит деду Ганса Касторпа, гамбургскому патрицию к консерватору. С. Л. презирает болезнь как расслабленность, вседозволенность и унижение человека хот и сам не может ее преодолеть. В смерти видит «распутную силу, чья порочная притягательность очень велика». Ратует за немедленное возвращение Ганса Касторпа «на равнину», к достойной человека трудовой жизни, ибо «самое большее через полгода каждый молодой человек, приезжающий сюда наверх… уже не помышляет больше ни о чем, кроме флирта да градусника».

Дискуссии между защитником старого, теряющего жизнеспособность гуманизма (С. Л.) и сторонником тоталитаризма, террора, гнета, необходимого для управления человеческим стадом (Нафта Лео), были поставлены в романе в бесчисленные соответствия с духовной жизнью Европы трех первых десятилетий XX в. Ганс Касторп все более критически воспринимал рассуждения обоих учителей, хотя, при несомненно большем сочувствии С. Л., находил долю истины у обоих. Оба эрудита оперируют, однако, готовыми формулами человеческой мысли, перестраивают и «употребляют» давно сложившиеся представления и схемы, а не доискиваются, как их скромный, но строптивый ученик, до сути жизни, натуры человека.

Действие разворачивается в начале XX столетия (в годы, непосредственно предшествовавшие началу первой мировой войны) в Швейцарии, в расположенном близ Давоса туберкулёзном санатории. Название романа вызывает ассоциации с горой Герзельберг (Греховная, или Волшебная, гора), где, согласно легенде, миннезингер Тангейзер провёл семь лет в плену у богини Венеры.

Герой романа, молодой немец по имени Ганс Касторп, приезжает из Гамбурга в санаторий «Берггоф» навестить своего двоюродного брата Иоахима Цимсена, проходящего там курс лечения. Ганс Касторп намерен провести в санатории не более трёх недель, но к концу намеченного срока чувствует недомогание, сопровождающееся повышением температуры. В результате врачебного осмотра у него обнаруживаются признаки туберкулёза, и по настоянию главного врача Беренса Ганс Касторп остаётся в санатории на более долгий срок. С самого момента приезда Ганс Касторп обнаруживает, что время в горах течёт совсем не так, как на равнине, а потому практически невозможно определить, сколько дней, недель, месяцев, лет прошло между теми или иными описываемыми событиями и какой срок охватывает действие всего романа. В самом конце романа, правда, говорится, что Ганс Касторп провёл в санатории в общей сложности семь лет, но даже эту цифру можно рассматривать как определённую художественную условность.

Собственно говоря, сюжет и события, случающиеся в романе, совершенно не важны для понимания его смысла. Они лишь повод для того, чтобы противопоставить различные жизненные позиции персонажей и дать автору возможность высказаться их устами по многим волнующим его проблемам: жизнь, смерть и любовь, болезнь и здоровье, прогресс и консерватизм, судьба человеческой цивилизации на пороге XX столетия. В романе чередой проходят несколько десятков персонажей - в основном пациенты, врачи и обслуживающий персонал санатория: кто-то выздоравливает и покидает «Берггоф», кто-то умирает, но на их место постоянно поступают новые.

Среди тех, с кем Ганс Касторп знакомится уже в первые дни своего пребывания в санатории, особое место занимает господин Лодовико Сеттембрини - потомок карбонариев, масон, гуманист, убеждённый сторонник прогресса. При этом, как истинный итальянец, он страстно ненавидит Австро-Венгрию. Его необычные, подчас парадоксальные идеи, высказанные к тому же в яркой, часто язвительной форме, оказывают огромное влияние на сознание молодого человека, который начинает почитать господина Сетгембрини как своего наставника.

Важную роль в истории жизни Ганса Касторпа сыграла и его любовь к русской пациентке санатория мадам Клавдии Шоша - любовь, которой он в силу полученного им строгого воспитания в кальвинистской семье поначалу противится всеми силами. Проходит много месяцев, прежде чем Ганс Касторп заговаривает со своей возлюбленной - это происходит во время карнавала накануне великого поста и отъезда Клавдии из санатория.

За время, проведённое в санатории, Ганс Касторп серьёзно увлёкся множеством философских и естественнонаучных идей. Он посещает лекции по психоанализу, серьёзно штудирует медицинскую литературу, его занимают вопросы жизни и смерти, он изучает современную музыку, используя для своих целей новейшее достижение техники - грамзапись и т. д. По сути дела, он уже не мыслит своей жизни на равнине, забывает о том, что там его ждёт работа, практически порывает связи со своими немногочисленными родственниками и начинает рассматривать жизнь в санатории как единственно возможную форму существования.

С его двоюродным братом Иоахимом дело обстоит как раз наоборот. Он давно и упорно готовил себя к карьере военного, и потому рассматривает каждый лишний месяц, проведённый в горах, как досадное препятствие на пути осуществления жизненной мечты. В какой-то момент он не выдерживает и, не обращая внимания на предостережения врачей, покидает санаторий, поступает на воинскую службу и получает офицерский чин. Однако проходит совсем немного времени, и его болезнь обостряется, так что он вынужден вернуться в горы, но на этот раз лечение ему не помогает, и он вскоре умирает.

Незадолго до этого в круг знакомых Ганса Касторпа попадает новый персонаж - иезуит Нафта, вечный и неизменный оппонент господина Сеттембрини. Нафта идеализирует средневековое прошлое Европы, осуждает само понятие прогресса и всю воплощающуюся в этом понятии современную буржуазную цивилизацию. Ганс Касторп оказывается в некотором смятении - слушая долгие споры Сеттембрини и Нафты, он соглашается то с одним, то с другим, потом находит противоречия и у того, и у другого, так что уже не знает, на чьей стороне правда. Впрочем, влияние Сеттембрини на Ганса Касторпа столь велико, а врождённое недоверие к иезуитам столь высоко, что он всецело стоит на стороне первого.

Меж тем в санаторий на некоторое время возвращается мадам Шоша, но не одна, а в сопровождении своего нового знакомого - богатого голландца Пеперкорна. Почти все обитатели санатория «Берггоф» попадают под магнетическое влияние этой безусловно сильной, загадочной, хотя и несколько косноязычной, личности, а Ганс Касторп чувствует с ним некоторое родство, ведь их объединяет любовь к одной и той же женщине. И эта жизнь обрывается трагически. Однажды неизлечимо больной Пеперкорн устраивает прогулку к водопаду, всячески развлекает своих спутников, вечером они с Гансом Касторпом пьют на брудершафт и переходят на «ты», несмотря на разницу в возрасте, а ночью Пеперкорн принимает яд и умирает, Вскоре мадам Шоша покидает санаторий - на этот раз, видимо, навсегда.

С определённого момента в душах обитателей санатория «Берггоф» начинает ощущаться какое-то беспокойство. Это совпадает с приездом новой пациентки - датчанки Элли Бранд, обладающей некоторыми сверхъестественными способностями, в частности умеющей читать мысли на расстоянии и вызывать духов. Пациенты увлекаются спиритизмом, устраивают сеансы, в которые вовлекается и Ганс Касторп, несмотря на язвительные насмешки и предостережения со стороны своего наставника Сеттембрини. Именно после таких сеансов, а может быть, и в результате их былой размеренный ход времени в санатории оказывается нарушенным. Пациенты ссорятся, то и дело возникают конфликты по самому ничтожному поводу.

Во время одного из споров с Нафтой Сеттембрини заявляет, что тот своими идеями развращает юношество. Словесная перепалка приводит к взаимным оскорблениям, а потом и к дуэли. Сеттембрини отказывается стрелять, и тогда Нафта пускает пулю себе в голову.

И тут грянул гром мировой войны. Обитатели санатория начинают разъезжаться по домам. Ганс Касторп также уезжает на равнину, напутствуемый господином Сеттембрини сражаться там, где близкие ему по крови, хотя сам господин Сеттембрини, похоже, в этой войне поддерживает совсем другую сторону.

В заключительной сцене Ганс Касторп изображён бегущим, ползущим, падающим вместе с такими же, как он, молодыми людьми в солдатских шинелях, попавшими в мясорубку мировой войны. Автор сознательно ничего не говорит об окончательной судьбе своего героя - повесть о нем закончена, а его жизнь интересовала автора не сама по себе, а лишь как фон для повествования. Впрочем, как отмечается в последнем абзаце, надежды выжить у Ганса Касторпа небольшие.

Пересказал

Начало века

Действия романа Томаса Манна "Волшебная гора" разворачиваются в Германии в начале XX века. Все начинается за несколько лет до начала Первой мировой войны. Неподалеку от швейцарского Давоса стоит туберкулезный санаторий. Название всего произведения отсылает читателя к горе Герзельберг, известной также как Волшебная или Греховная. Там, согласно старинной легенде, миннезингер Тангейзер провел 7 лет, находясь в плену у богини Венеры.

Главный герой романа Манна "Волшебная гора" - молодой немец, которого зовут Ганс Кастроп. В санаторий под названием "Берггоф" он приезжает из Гамбурга, чтобы навестить своего кузена Иоахима Цимсена. Ганс рассчитывает провести в санатории несколько недель, но вскоре начинает чувствовать сам недомогание, его состояние ухудшается из-за высокой температуры. Врачи находят у него симптомы туберкулеза. Доктор Беренс настаивает, чтобы тот остался в санатории на более длительный срок.

Томас Манн в "Волшебной горе" отмечает, что Ганс с самого начала заметил, что в горах время течет совершенно иначе. Из-за этого становится совершенно невозможно установить, сколько дней и недель проходит между какими-то происшествиями. Так и читатель не понимает, какой срок охватывает действие всего романа. Правда, в финале упоминается, что всего Ганс провел в санатории семь лет, но даже эту цифру исследователи склонны считать определенной художественной условностью.

Сюжет как повод

Рассказывая краткое содержание романа Манна "Волшебная гора", стоит отметить, что все происходящие в нем события практически не важны для понимания смысла произведения. Сюжет становится только поводом, который помогает автору обозначить жизненные принципы персонажей, высказаться по серьезным проблемам - о смерти, жизни, любви, болезнях, политике и судьбе цивилизации, оказавшейся на пороге XX века.

Персонажи, которые встречаются в "Волшебной горе" Манна, - пациенты, врачи и обслуживающий персонал санатория. Кто-то из них умирает, кто-то, выздоровев, уезжает домой, на их место постоянно приезжают новые постояльцы.

Знакомые Ганса

В первые же дни пребывания в санатории Ганс знакомится с масоном и потомком карбонариев Лодовико Сеттембрини. Он характеризует себя как ярого сторонника прогресса и гуманиста. При этом, будучи итальянцем по национальности, он ненавидит Австро-Венгрию. Лодовико в язвительной форме постоянно высказывает парадоксальные идеи, которые оказывают существенное влияние на формирование мировоззрения Ганса. Со временем он начинает искренне считать Сеттембрини своим наставником.

Большую роль играют и его чувства к русской пациентке по имени Клавдия Шоша. Ганс влюбляется в нее, но из-за строгого религиозного воспитания поначалу пытается унять в себе эти чувства. В "Волшебной горе" Т. Манн уточняет, что прошло много месяцев, прежде чем Ганс решился с ней заговорить. Происходит это перед великим постом во время карнавала, когда Клавдия собирается уже уезжать из санатория.

Увлечение философскими идеями

Годы, проведенные в санатории, не проходят зря для молодого человека. Он увлекается разнообразными естественнонаучными и философскими идеями. Читает литературу по медицине, ходит на лекции по психоанализу, его привлекает современная музыка, вопросы жизни и смерти. Со временем он совершенно забывает про свою жизнь на равнине, где его ждут родственники и работа. Он практически разрывает со всеми ними любые отношения. Жизнь в санатории кажется ему единственно возможной формой существования.

В другом положении оказывается его кузен Иоахим, который давно готовит себя к карьере военного. Поэтому каждый лишний месяц, проведенный в горах, он воспринимает как препятствие на пути к своей мечте. Однажды он даже покидает санаторий, игнорируя советы врачей, поступает на службу и получает чин офицера. Но через какое-то время его болезнь обостряется, ему приходится вернуться в горы. Его состояние ухудшилось настолько за это время, что лечение не помогает, он умирает.

Иезуит Нафта

В "Волшебной горе" Томас Манн отмечает, что у Ганса появляется новый знакомый - оппонент Сеттембрини иезуит Нафта. Он превозносит средневековую Европу, осуждает прогресс и буржуазную цивилизацию. Слушая их споры, Ганс не может решить, чью сторону выбрать. По очереди соглашается с каждым, а потом находит у них противоречия.

В это время в санаторий возвращается мадам Шоша в сопровождении состоятельного голландца Пеперкорна. Он покоряет практически всех постояльцев санатория своей мощной, загадочной и в тоже время косноязычной личностью. Ганс и вовсе чувствует с ним родство, ведь их объединяет любовь к одной женщине.

Жизнь Пеперкорна обрывается трагически. Будучи уже смертельно больным, он отправляется на прогулку к водопаду, развлекая по дороге своих спутников. Вечером он пьет с Гансом на брудершафт, начинают общаться на "ты", несмотря на разницу в возрасте. Глубокой ночью голландец принимает яд и умирает. Через несколько дней после этой трагедии мадам Шоша уезжает из санатория, теперь уже, по всей видимости, навсегда.

Беспокойная датчанка

В книге Т. Манна "Волшебная гора" читатель ощущает беспокойство, которое тревожит всех постояльцев санатория, когда среди них появляется новая пациентка - датчанка Элли Бранд. Она обладает сверхъестественными способностями, например, умеет вызывать духов и читать мысли на расстоянии.

С ее подачи все пациенты начинают увлекаться спиритизмом, начинают проводить таинственные сеансы, на которые приходит и Ганс. Он туда решает отправиться, не обращая внимания даже на предостережения и откровенно язвительные насмешки со стороны Сеттембрини.

Как раз после одного из таких сеансов размеренный и привычный ход времени в санатории оказывается нарушен. Пациенты постоянно ссорятся и ругаются между собой, самое удивительное, что конфликты возникают практически по любому, даже самому ничтожному поводу.

Дуэль

Все более ожесточенными становятся споры между Сеттембрини и Нафтой. Во время одного из них Лодовико заявляет, что иезуит своими рассуждениями развращает молодежь и юношество. Конфликт перерастает в словесную перепалку, которая заканчивается вызовом на дуэль. Сеттембрини категорически против того, чтобы стреляться, тогда Нафта пускает пулю себе в голову.

На этом фоне всех еще больше поражают новости о начавшейся Первой мировой войне. Пациенты в срочном порядке разъезжаются по своим домам. Ганс тоже отправляется на равнину. При прощании Сеттембрини его напутствует, советуя сражаться там, где он найдет близких себе по крови людей. При этом сам Лодовико, по всей видимости, собирается принять противоположную сторону.

Финал романа

В последней сцене романа "Волшебная гора" Томаса Манна (по отзывам, она становится одной из кульминационных), Ганс изображен на передовой. Он бежит, падает, ползает вместе с другими молодыми людьми, которые волей случая оказались в солдатских шинелях в самой мясорубке жуткой войны.

Действие разворачивается в начале XX столетия (в годы, непосредственно предшествовавшие началу первой мировой войны) в Швейцарии, в расположенном близ Давоса туберкулезном санатории. Название романа вызывает ассоциации с горой Герзельберг (Греховная, или Волшебная, гора), где, согласно легенде, миннезингер Тангейзер провел семь лет в плену у богини Венеры.

Герой романа, молодой немец по имени Ганс Касторп, приезжает из Гамбурга в санаторий «Берггоф» навестить своего двоюродного брата Иоахима Цимсена, проходящего там курс лечения. Ганс Касторп намерен провести в санатории не более трех недель, но к концу намеченного срока чувствует недомогание, сопровождающееся повышением температуры. В результате врачебного осмотра у него обнаруживаются признаки туберкулеза, и по настоянию главного врача Беренса Ганс Касторп остается в санатории на более долгий срок. С самого момента приезда Ганс Касторп обнаруживает, что время в горах течет совсем не так, как на равнине, а потому практически невозможно определить, сколько дней, недель, месяцев, лет прошло между теми или иными описываемыми событиями и какой срок охватывает действие всего романа. В самом конце романа, правда, говорится, что Ганс Касторп провел в санатории в общей сложности семь лет, но даже эту цифру можно рассматривать как определенную художественную условность.

Собственно говоря, сюжет и события, случающиеся в романе, совершенно не важны для понимания его смысла. Они лишь повод для того, чтобы противопоставить различные жизненные позиции персонажей и дать автору возможность высказаться их устами по многим волнующим его проблемам: жизнь, смерть и любовь, болезнь и здоровье, прогресс и консерватизм, судьба человеческой цивилизации на пороге XX столетия. В романе чередой проходят несколько десятков персонажей - в основном пациенты, врачи и обслуживающий персонал санатория: кто-то выздоравливает и покидает «Берггоф», кто-то умирает, но на их место постоянно поступают новые.

Среди тех, с кем Ганс Касторп знакомится уже в первые дни своего пребывания в санатории, особое место занимает господин Лодовико Сеттембрини - потомок карбонариев, масон, гуманист, убежденный сторонник прогресса. При этом, как истинный итальянец, он страстно ненавидит Австро-Венгрию. Его необычные, подчас парадоксальные идеи, высказанные к тому же в яркой, часто язвительной форме, оказывают огромное влияние на сознание молодого человека, который начинает почитать господина Сетгембрини как своего наставника.

Важную роль в истории жизни Ганса Касторпа сыграла и его любовь к русской пациентке санатория мадам Клавдии Шоша - любовь, которой он в силу полученного им строгого воспитания в кальвинистской семье поначалу противится всеми силами. Проходит много месяцев, прежде чем Ганс Касторп заговаривает со своей возлюбленной - это происходит во время карнавала накануне великого поста и отъезда Клавдии из санатория.

За время, проведенное в санатории, Ганс Касторп серьезно увлекся множеством философских и естественнонаучных идей. Он посещает лекции по психоанализу, серьезно штудирует медицинскую литературу, его занимают вопросы жизни и смерти, он изучает современную музыку, используя для своих целей новейшее достижение техники - грамзапись и т.д. По сути дела, он уже не мыслит своей жизни на равнине, забывает о том, что там его ждет работа, практически порывает связи со своими немногочисленными родственниками и начинает рассматривать жизнь в санатории как единственно возможную форму существования.

С его двоюродным братом Иоахимом дело обстоит как раз наоборот. Он давно и упорно готовил себя к карьере военного, и потому рассматривает каждый лишний месяц, проведенный в горах, как досадное препятствие на пути осуществления жизненной мечты. В какой-то момент он не выдерживает и, не обращая внимания на предостережения врачей, покидает санаторий, поступает на воинскую службу и получает офицерский чин. Однако проходит совсем немного времени, и его болезнь обостряется, так что он вынужден вернуться в горы, но на этот раз лечение ему не помогает, и он вскоре умирает.

Незадолго до этого в круг знакомых Ганса Касторпа попадает новый персонаж - иезуит Нафта, вечный и неизменный оппонент господина Сеттембрини. Нафта идеализирует средневековое прошлое Европы, осуждает само понятие прогресса и всю воплощающуюся в этом понятии современную буржуазную цивилизацию. Ганс Касторп оказывается в некотором смятении - слушая долгие споры Сеттембрини и Нафты, он соглашается то с одним, то с другим, потом находит противоречия и у того, и у другого, так что уже не знает, на чьей стороне правда. Впрочем, влияние Сеттембрини на Ганса Касторпа столь велико, а врожденное недоверие к иезуитам столь высоко, что он всецело стоит на стороне первого.

Меж тем в санаторий на некоторое время возвращается мадам Шоша, но не одна, а в сопровождении своего нового знакомого - богатого голландца Пеперкорна. Почти все обитатели санатория «Берггоф» попадают под магнетическое влияние этой безусловно сильной, загадочной, хотя и несколько косноязычной, личности, а Ганс Касторп чувствует с ним некоторое родство, ведь их объединяет любовь к одной и той же женщине. И эта жизнь обрывается трагически. Однажды неизлечимо больной Пеперкорн устраивает прогулку к водопаду, всячески развлекает своих спутников, вечером они с Гансом Касторпом пьют на брудершафт и переходят на «ты», несмотря на разницу в возрасте, а ночью Пеперкорн принимает яд и умирает, Вскоре мадам Шоша покидает санаторий - на этот раз, видимо, навсегда.

С определенного момента в душах обитателей санатория «Берггоф» начинает ощущаться какое-то беспокойство. Это совпадает с приездом новой пациентки - датчанки Элли Бранд, обладающей некоторыми сверхъестественными способностями, в частности умеющей читать мысли на расстоянии и вызывать духов. Пациенты увлекаются спиритизмом, устраивают сеансы, в которые вовлекается и Ганс Касторп, несмотря на язвительные насмешки и предостережения со стороны своего наставника Сеттембрини. Именно после таких сеансов, а может быть, и в результате их былой размеренный ход времени в санатории оказывается нарушенным. Пациенты ссорятся, то и дело возникают конфликты по самому ничтожному поводу.

Во время одного из споров с Нафтой Сеттембрини заявляет, что тот своими идеями развращает юношество. Словесная перепалка приводит к взаимным оскорблениям, а потом и к дуэли. Сеттембрини отказывается стрелять, и тогда Нафта пускает пулю себе в голову.

И тут грянул гром мировой войны. Обитатели санатория начинают разъезжаться по домам. Ганс Касторп также уезжает на равнину, напутствуемый господином Сеттембрини сражаться там, где близкие ему по крови, хотя сам господин Сеттембрини, похоже, в этой войне поддерживает совсем другую сторону.

В заключительной сцене Ганс Касторп изображен бегущим, ползущим, падающим вместе с такими же, как он, молодыми людьми в солдатских шинелях, попавшими в мясорубку мировой войны. Автор сознательно ничего не говорит об окончательной судьбе своего героя - повесть о нем закончена, а его жизнь интересовала автора не сама по себе, а лишь как фон для повествования. Впрочем, как отмечается в последнем абзаце, надежды выжить у Ганса Касторпа небольшие.

Начало века

Действия романа Томаса Манна "Волшебная гора" разворачиваются в Германии в начале XX века. Все начинается за несколько лет до начала Первой мировой войны. Неподалеку от швейцарского Давоса стоит туберкулезный санаторий. Название всего произведения отсылает читателя к горе Герзельберг, известной также как Волшебная или Греховная. Там, согласно старинной легенде, миннезингер Тангейзер провел 7 лет, находясь в плену у богини Венеры.

Главный герой романа Манна "Волшебная гора" - молодой немец, которого зовут Ганс Кастроп. В санаторий под названием "Берггоф" он приезжает из Гамбурга, чтобы навестить своего кузена Иоахима Цимсена. Ганс рассчитывает провести в санатории несколько недель, но вскоре начинает чувствовать сам недомогание, его состояние ухудшается из-за высокой температуры. Врачи находят у него симптомы туберкулеза. Доктор Беренс настаивает, чтобы тот остался в санатории на более длительный срок.

Томас Манн в "Волшебной горе" отмечает, что Ганс с самого начала заметил, что в горах время течет совершенно иначе. Из-за этого становится совершенно невозможно установить, сколько дней и недель проходит между какими-то происшествиями. Так и читатель не понимает, какой срок охватывает действие всего романа. Правда, в финале упоминается, что всего Ганс провел в санатории семь лет, но даже эту цифру исследователи склонны считать определенной художественной условностью.

Сюжет как повод

Рассказывая краткое содержание романа Манна "Волшебная гора", стоит отметить, что все происходящие в нем события практически не важны для понимания смысла произведения. Сюжет становится только поводом, который помогает автору обозначить жизненные принципы персонажей, высказаться по серьезным проблемам - о смерти, жизни, любви, болезнях, политике и судьбе цивилизации, оказавшейся на пороге XX века.

Персонажи, которые встречаются в "Волшебной горе" Манна, - пациенты, врачи и обслуживающий персонал санатория. Кто-то из них умирает, кто-то, выздоровев, уезжает домой, на их место постоянно приезжают новые постояльцы.

Знакомые Ганса

В первые же дни пребывания в санатории Ганс знакомится с масоном и потомком карбонариев Лодовико Сеттембрини. Он характеризует себя как ярого сторонника прогресса и гуманиста. При этом, будучи итальянцем по национальности, он ненавидит Австро-Венгрию. Лодовико в язвительной форме постоянно высказывает парадоксальные идеи, которые оказывают существенное влияние на формирование мировоззрения Ганса. Со временем он начинает искренне считать Сеттембрини своим наставником.

Большую роль играют и его чувства к русской пациентке по имени Клавдия Шоша. Ганс влюбляется в нее, но из-за строгого религиозного воспитания поначалу пытается унять в себе эти чувства. В "Волшебной горе" Т. Манн уточняет, что прошло много месяцев, прежде чем Ганс решился с ней заговорить. Происходит это перед великим постом во время карнавала, когда Клавдия собирается уже уезжать из санатория.

Увлечение философскими идеями

Годы, проведенные в санатории, не проходят зря для молодого человека. Он увлекается разнообразными естественнонаучными и философскими идеями. Читает литературу по медицине, ходит на лекции по психоанализу, его привлекает современная музыка, вопросы жизни и смерти. Со временем он совершенно забывает про свою жизнь на равнине, где его ждут родственники и работа. Он практически разрывает со всеми ними любые отношения. Жизнь в санатории кажется ему единственно возможной формой существования.

В другом положении оказывается его кузен Иоахим, который давно готовит себя к карьере военного. Поэтому каждый лишний месяц, проведенный в горах, он воспринимает как препятствие на пути к своей мечте. Однажды он даже покидает санаторий, игнорируя советы врачей, поступает на службу и получает чин офицера. Но через какое-то время его болезнь обостряется, ему приходится вернуться в горы. Его состояние ухудшилось настолько за это время, что лечение не помогает, он умирает.

Иезуит Нафта

В "Волшебной горе" Томас Манн отмечает, что у Ганса появляется новый знакомый - оппонент Сеттембрини иезуит Нафта. Он превозносит средневековую Европу, осуждает прогресс и буржуазную цивилизацию. Слушая их споры, Ганс не может решить, чью сторону выбрать. По очереди соглашается с каждым, а потом находит у них противоречия.

В это время в санаторий возвращается мадам Шоша в сопровождении состоятельного голландца Пеперкорна. Он покоряет практически всех постояльцев санатория своей мощной, загадочной и в тоже время косноязычной личностью. Ганс и вовсе чувствует с ним родство, ведь их объединяет любовь к одной женщине.

Жизнь Пеперкорна обрывается трагически. Будучи уже смертельно больным, он отправляется на прогулку к водопаду, развлекая по дороге своих спутников. Вечером он пьет с Гансом на брудершафт, начинают общаться на "ты", несмотря на разницу в возрасте. Глубокой ночью голландец принимает яд и умирает. Через несколько дней после этой трагедии мадам Шоша уезжает из санатория, теперь уже, по всей видимости, навсегда.

Беспокойная датчанка

В книге Т. Манна "Волшебная гора" читатель ощущает беспокойство, которое тревожит всех постояльцев санатория, когда среди них появляется новая пациентка - датчанка Элли Бранд. Она обладает сверхъестественными способностями, например, умеет вызывать духов и читать мысли на расстоянии.

С ее подачи все пациенты начинают увлекаться спиритизмом, начинают проводить таинственные сеансы, на которые приходит и Ганс. Он туда решает отправиться, не обращая внимания даже на предостережения и откровенно язвительные насмешки со стороны Сеттембрини.

Как раз после одного из таких сеансов размеренный и привычный ход времени в санатории оказывается нарушен. Пациенты постоянно ссорятся и ругаются между собой, самое удивительное, что конфликты возникают практически по любому, даже самому ничтожному поводу.

Дуэль

Все более ожесточенными становятся споры между Сеттембрини и Нафтой. Во время одного из них Лодовико заявляет, что иезуит своими рассуждениями развращает молодежь и юношество. Конфликт перерастает в словесную перепалку, которая заканчивается вызовом на дуэль. Сеттембрини категорически против того, чтобы стреляться, тогда Нафта пускает пулю себе в голову.

На этом фоне всех еще больше поражают новости о начавшейся Первой мировой войне. Пациенты в срочном порядке разъезжаются по своим домам. Ганс тоже отправляется на равнину. При прощании Сеттембрини его напутствует, советуя сражаться там, где он найдет близких себе по крови людей. При этом сам Лодовико, по всей видимости, собирается принять противоположную сторону.

Финал романа

В последней сцене романа "Волшебная гора" Томаса Манна (по отзывам, она становится одной из кульминационных), Ганс изображен на передовой. Он бежит, падает, ползает вместе с другими молодыми людьми, которые волей случая оказались в солдатских шинелях в самой мясорубке жуткой войны.