Типы личности человека: шизоидная личность. Психотипы

Одним из главных аспектов существования человека является его самореализация в различных сферах деятельности, среди которых ведущее значение имеет успешная адаптация и продуктивное взаимодействие с другими людьми. С незапамятных времен философы, а потом и психологи пытались установить определенные закономерности в поведении и мироощущении человека, чтобы сделать взаимоотношения между людьми более понятными и зрелыми.

Таким образом, еще на заре психологии австрийским психиатром З. Фрейдом была сформулирована теория о структуре психики, а швейцарский психиатр К.Г. Юнг, опираясь на эти знания и собственный многолетний опыт работы, создал первую концепцию про психологические типы личности. Это учение в наши дни стало основой для многих грамотных социально-психологических теорий и даже целых направлений современной психотерапии.

Одной из таких современных теорий является соционика как учение о взаимодействии человека и внешнего мира, в зависимости от личностных характеристик конкретного человека, которые относят его к одному из 16 соционических типов личности.

Соционика как наука была создана в семидесятых годах прошлого века литовским ученым Аушрой Аугустинавичюте на основе информатики, социологии и психологии. В научном сообществе соционика скорее является не наукой, а одной из знаменитых типологий личности, которая служит диагностическим методом в психологическом консультировании.

К.Г. Юнг – праотец соционики

В XIX веке К.Г. Юнг создал свою знаменитую теорию про типы личности, определение которой базируется на представлениях об установках и основных функциях психики. Он выделил две основные личностные установки: интроверсию, когда интерес человека устремлен в глубины собственного внутреннего мира, и экстраверсию, когда человек направлен на внешний мир. При этом существует понятие о склонности личности к конкретной установке, но не о ее полном преобладании.

К основным функциям психики Юнг отнес мышление, ощущение, интуицию и чувство. Ощущение означает взаимодействие с миром на основе органов чувств, мышление и чувство помогают осознать эти ощущения на уровне осмысления и эмоционального переживания, а интуиция отвечает на вопрос происхождении этих феноменов на уровне подсознания.

У каждого человека одна из этих функций является доминантной, а остальные ее дополняют.

Эти функции были разделены на две группы:

  • рациональные, к которым принадлежат мышление и чувство;
  • иррациональные (ощущение и интуиция).

В этом случае рациональность подразумевает ориентацию на объективные нормы общества. Основываясь на этих аспектах, Юнгом была создана классификация, состоящая из 8 основных типов личности, которая в соционике расширилась до 16 психотипов.

Рождение соционики

Чтобы создать новую полноценную типологию и выделить более конкретные типы личности, А. Аугустинавичюте соединила концепцию Юнга с теорией информационного метаболизма польского психиатра А. Кемпинского. В основе этой теории лежит понятие об обмене информацией между человеком и внешним миром в сравнении с обменом веществ в организме, когда информация является пищей для человеческой психики, поэтому психическое здоровье напрямую связано с качеством поступающей информации. Таким образом, типы личности соционика называет типами информационного метаболизма. Не стоит путать наличие доминирующих признаков с .

Соционические типы личности не являются постоянной, «застывшей» характеристикой личности, их определение отображает лишь путь обмена информацией, не задевая индивидуальных особенностей человека (образование, культуру, опыт и характер), которые изучает индивидуальная психология. Акцентуация является заостренной чертой характера человека, на которую следует обратить внимание как граничащую с патологией, но при этом акцентуация не является целью исследования в соционике.

Формирование названий


Как же соционике конкретные типы личности получили свое название? Название типа исходит из доминирующей установки (экстраверсия или интроверсия ), и двух наиболее сильных функций из четырех, при этом названия функций претерпели некоторых изменений: мышление и чувство стали соответственно логикой и этикой, а ощущение нарекли сенсорикой.

Рациональность и иррациональность определяется расположением функций в названии психотипов. Если говорить про рациональные типы личности, то в названии первым словом будет логика или этика, а у иррациональных – сенсорика либо интуиция.

Названия 16 типов со временем были дополнены разными учеными для более ясной доступной характеристики человека. Наиболее популярными названиями этих типов являются: формульные названия на основе теории Юнга, псевдонимы известных исторических личностей – носителей обозначенных признаков, псевдонимы-характеристики профессиональной предрасположенности человека.

Основные соционические типы

Юнгу принадлежит классификация из 8 основных психотипов, на основе которых соционика предложила более подробную классификацию, состоящую из 16 психотипов.

  • Логико-интуитивный экстраверт (ЛИЭ), «Джек Лондон», «Предприниматель». Способен четко выделять собственные возможности и способности, легко вдохновляется и начинает новые дела, увлекается динамичными видами спорта, которые дарят экстремальные ощущения. Чувствует новые тенденции, идет на риск, полагаясь на интуицию. С уверенностью использует в работе новые технологии, глубоко анализирует себя и окружающий мир. Склонен к и близкому общению с людьми.
  • Логико-сенсорный экстраверт (ЛСЭ), «Штирлиц», «Администратор». Очень работоспособный, социально-адаптированный тип, всегда чувствует необходимость доводить начатое дело до завершения. Планирует деятельность, практически относиться к окружающим вещам. Склонен проявлять любовь и заботу о близких, любит шумные веселья, компании. Добродушен, но резковат, может быть вспыльчивым и упертым.
  • Этико-интуитивный экстраверт (ЭИЭ), «Гамлет», «Наставник». Очень эмоциональная личность, склонен к эмпатии и проявлению широко спектра эмоций. Обладает выразительной мимикой и красноречием. Способен предчувствовать разные события и готовиться к ним заранее. Улавливает несоответствия в словах и эмоциях других людей. Часто не уверен в любви партнера, склонен к ревности.
  • Этико-сенсорный экстраверт (ЭСЭ), «Гюго», «Энтузиаст». Способен влиять на людей с помощью эмоционального давления, при этом хорошо ладит с ними, может поднять настроение, склонен жертвовать собственными интересами ради другого человека и проявлять любовь и заботу о близких. В работе всего добивается самостоятельно, любит, когда другие люди подчеркивают его достоинства.
  • Логико-интуитивный интроверт (ЛИИ), «Робеспьер», «Аналитик. Умеет отличать главное от второстепенного, не любит пустых разговоров, склонен к четкому практичному мышлению. В работе этот тип любит использовать необычные идеи, при этом демонстрируя свою независимость. Использует интуицию там, где не знает точных ответов. Не любит шумных компаний, ощущает трудности в налаживании отношений с другими людьми.
  • Логико-сенсорный интроверт (ЛСИ), «Максим Горький», «Инспектор». Любит порядок и строгость, глубоко вникает в работу, анализируя информацию с разных сторон. Отличается некой педантичностью. Реально смотрит на вещи, берется за дело только если точно знает, что сможет его завершить. Вызывает доверие, но предпочитает короткие деловые контакты с другими людьми.
  • Этико-интуитивный интроверт (ЭИИ), «Достоевский», «Гуманист». Тонко чувствует характер отношений между людьми, придает большое значение доверию, не прощает измен. Умеет выявлять скрытые способности других, наделен талантом воспитателя. Увлекается самообразованием, люди часто обращаются к нему за советом. Очень раним, тяжело переносить агрессию и недостаток любви.
  • Этико-сенсорный интроверт (ЭСИ), «Драйзер», «Хранитель». Распознает наигранность и фальш в отношениях, делит людей на своих — чужих, руководя психологической дистанцией. Отстаивает свои взгляды и принципы. Умеет постоять за себя и своих близких, не переносит морального превосходства других людей. Умеет глубоко анализировать себя и других.
  • Интуитивно-логический экстраверт (ИЛЭ), «Дон Кихот», «Искатель». Отличается широким кругом интересов, умеет приспосабливаться к новым условиям и легко переходит к новым методам работы. Является генератором идей, не любит традиции и рутину. Умеет объяснять сложные идеи, будучи в них первопроходцем. В большей мере склонен к синтезу в мышлении, создает новую идею из готовых составляющих.
  • Сенсорно-логический экстраверт (СЛЭ), «Жуков», «Маршал». Склонен применять физическую силу с целью достигнуть победы любой ценой. Препятствия только усиливают его желание выиграть. Любит руководить, не вынося подчинения. Анализируя ситуацию, любит составлять конкретный план действий, четко ему следует.
  • Интуитивно-этический экстраверт (ИЭЭ), «Гексли», «Советчик». Способен тонко чувствовать других людей, обладает развитой фантазией. Любит творческую работу, не переносит однообразие и рутину. Общителен, любит давать дельные советы в сфере взаимодействия с людьми.
  • Сенсорно-этический экстраверт (СЭЭ), «Наполеон», «Политик». Способен видеть возможности других, используя эти знания с целью манипуляции. Руководит более
    слабыми, четко определяя их слабые места. Любит держать дистанцию, в общении скорее руководствуется собственными интересами. В глазах других пытается выглядеть незаурядной оригинальной личностью, но часто таким не является.
  • Интуитивно-логический интроверт (ИЛИ), «Бальзак», «Критик». Этот тип — эрудит с философским складом ума. Осторожен, принимает решение только с уверенностью в его правильности, анализируя пошлое в его связи с будущим. Не любит бурных проявлений эмоций, ценит уют и комфорт.
  • Сенсорно-логический интроверт (СЛИ), «Габен», «Мастер». Ощущения являются для него главным источником познания мира. Проявляет эмпатию, тонко чувствует и любит других людей, отвергает искусственность и фальш. Отличается техническим складом ума, любит работать руками, при этом всегда укладываясь в нужные сроки.
  • Интуитивно-этический интроверт (ИЭИ), «Лирик», «Есенин». Мечтательная и лирическая личность, умеет интуитивно прогнозировать события, хорошо разбирается в людях, любит и «чувствует» их. Обладает хорошим чувством юмора, вызывает расположение других людей. Большое значение этот тип придает внешнему виду. Не умеет экономить, а во время работы любит долго отдыхать.
  • Сенсорно-этический интроверт (СЭИ), «Дюма», «Посредник». Умеет наслаждаться обычной жизнью, спокойно перенося однообразие и рутину. Легко уживается с людьми, уважая их личное пространство, при этом требуя от них такого же отношения. Любит шутить, развлекать, избегает конфликтных ситуаций. Часто является помощником, любит ощущать себя нужным и значимым в глазах других людей.

В наше время развитые технологии дают возможность всем без исключения пройти тестирование и узнать свои соционические типы, но не стоит забывать, что личность человека очень многогранна и неоднозначна, поэтому качественно составить и описать социально-психологический портрет личности может только профессиональный психолог в ходе многоуровневой психологической диагностики, где соционика выступает одним из методов.

(74)

Каждому, наверное, хотелось бы знать, отчего тот или иной человек совершает именно такие поступки. Что двигает человеком для совершения определенных действий и высказываний? Каждый человек исключителен и индивидуален по-своему, но схожесть черт у людей все же есть. Словами и действиями людей, в основном руководят их психотипы или психологические типы личности. Узнав эти психотипы, можно получить навыки лучшего понимания людей.

Психологами психологические типы личности разделяются на множество видов. В чистейшей форме они попадаются редко. Но определенные черты психотипа могут быть более выражены у определенного человека, чем прочие. Психологические типы накладывают отпечаток почти на все: манеру одеваться, говорить, думать. Зная хорошо человека, вы можете безошибочно определить какой у него психотип.

Давайте рассмотрим некоторые из них:

Шизоид - это первый психологический тип. Для этого психотипа характерна склонность к теоретизированию. Этот человек - мыслитель, но действий он не предпринимает. Как правило, он ведет неторопливый и бесстрастный образ жизни. Не выделяется, он больше слушает, чем разговаривает. Одежду эти люди предпочитают без затей, главное для них - это удобство. Люди этого психотипа чаще всего бывают учеными либо выбирают схожие профессии.

Истероид - это психотип противоположен шизоиду. Истероид и шизоид являются взаимоисключающими психологическими типами, редко встречающимися в темпераменте одного человека.

Для истероида жизненный путь является ярким приключением, где он играет главную роль. Эти люди склонны ко всему необычному, что выражается в увлечениях, привычках, манере одеваться и поведении. Их основная черта - оригинальность. Истероидный тип чаще всего можно встретить среди женщин, для которых целью жизни является быть единственной и неповторимой. Люди истероидного типа выбирают творческие профессии: художник, певец, актер.

Эпилептоид - это самая размеренная разновидность среди психологических типов. Люди с таким психотипом довольно педантичны и консервативны. В одежде их предпочтение отдано классическому стилю, они пунктуальны и расчетливы, во всем любят порядок. Эпилептоиды не прощают непостоянство и рассеянность. Из людей этого психотипа получаются довольно строгие учителя и требовательные руководители. Однако не все так «сладко» - людям этого психологического типа свойственна вспыльчивость, эксплозивность, агрессия. Многие из них чувствуют постоянное превосходство над окружающими, поэтому сильно эгоистичны.

Гипертим является самым необычным и авантюрным психотипом (если не считать истероидов, конечно). У таких людей энергия бьет ключом, они прирожденные лидеры и новаторы. Способны совершить рискованные и необдуманные поступки. Гипертримы обычно сначала делают, а потом задумываются о последствиях. Люди, которым характерен такой психологический тип, отдают свои предпочтения экстремальному спорту, среди них много журналистов и военных.

Астеник является полной противоположностью психологического типа гипертима. Астеники - это люди, довольно неуверенные в себе. Проявляется это в скромном поведении, тихом голосе, аккуратной и неброской одежде. Незаметность является целью жизни таких людей. Люди этого психотипа всегда опасаются осуждения, и быть непонятыми. Астеники, как правило, выбирают скромные и тихие профессии, которые обеспечивают наименьшее общение с людьми.

Неустойчивый психотип - это самый пассивный пример, какие известны психологическим типам. Часто носит название "конформный ". У людей такого типа наблюдается абсолютное нежелания сопротивления обстоятельствам. Они просто «плывут по течению» и не задумываются о том, что принесет им жизнь. Это довольно ленивые люди, с легкостью, оказывающиеся под чужим влиянием. Специальность они обычно выбирают по указанию родителей, а лучше, как у родителей.

Лабил - этот психологический тип живет сердцем. Это человек настроения, которое может безосновательно очень быстро и резко меняться. Характер таких людей — это характер капризного ребенка, способного по любому поводу закатить истерику или от всей души восторгаться самой ничтожной мелочи. Часто этот психологический тип называют еще «циклоидами » или «циклотимиками », как раз из- за этой самой цикличности в настроении. Очень склонны к депрессиям.

Сензитив является самым эмоциональным из всех психологических типов. Большинство черт, присущих ему, есть и у других психотипов. Люди с таким психологическим типом стесненно ощущают себя в большом обществе, способны обижаться на грубость, резко воспринимают критику. Имеют склонность к комплексу неполноценности. Часто уступают в спорах и не могут доказать собственную точку зрения. Нередко страдают различными неврозами.

В одном человеке можно рассмотреть совмещение психологических типов. В таком случае человек может быть наделен диаметральными свойствами. Но, в большинстве случаев, в темпераменте одного человека можно встретить близкие по свойствам психологические типы.

Следует добавить, что различные специалисты в области душевного состояния и здоровья человека (психологи, психиатры, психотерапевты), выделяют еще множество видов и подвидов психологических типов личности человека, существуют различные классификации, мнения и терминология в этой области, начиная с банальных попыток древних ученых и философов (), разделения людей на экстра- и интровертов , и, заканчивая современными сложными классификациями, включающих до тридцати различных психологических типов человека.

Наш проект разделяет современные тенденции в подходе к классификации типов личности, поэтому в мы собрали мощные психологические инструменты для комплексного и индивидуального подхода к анализу именно вашей личности.

Нам еще с детства, а между тем это бесполезная трата времени. Нужно лишь знать, что существуют психотипы человека, затем определить свой и смириться с ним. Это уже не исправить. Зная психотип вашего собеседника, вы легко сможете подстроиться под его манеру общения и принять его таким, какой он есть.

Какими они бывают

Итак, психотипы человека бывают четырех видов. Они знакомы многим: холерик, флегматик, сангвиник и закладывается с рождения и с возрастом практически не поддается переменам. Человек может понять себя и принять окружающую действительность, но темперамент от этого не изменится. Холерик может научиться прятать эмоции, но холериком быть не перестанет. Сейчас попробуйте узнать себя в следующих описаниях.

Вы холерик, если…

Вы не боитесь проявлять свои эмоции, у вас часто меняется настроение. Вы резко и быстро движетесь, громко разговариваете. Хватаетесь за новое дело, но скоро бросаете его. Быстро истощаетесь, растрачивая энергию по мелочам. Вы не терпите монотонности, вам может быстро наскучить любое дело. В первую очередь вы цените общение с людьми, хотя многие знакомые считают вас неуравновешенной личностью, однако сильной и властной.

Вы сангвиник, если…

Вы полны жизненных сил и энергии, с вами приятно общаться всем окружающим. Ваши эмоции очень яркие и сильные, но не несут негатива. Внутри у вас царит гармония и спокойствие. Вы - широкой души человек, любую неприятность переживаете легко и забываете обиды быстро. Работаете с увлечением, подолгу, стараясь все сделать за раз. Вы часто меняете род деятельности, у вас преобладает хорошее настроение. У вас много друзей, говорите вы быстро и громко, в этом очень похожи на холериков.

Вы меланхолик, если…

Вы печальны и расточаете грусть вокруг себя. Вы очень ранимы, даже легким пустяком. Все может обидеть вас до глубины души. Вы худощавого телосложения, постоянно суетитесь, нервничаете, не умеете контролировать собственные эмоции. Вы очень впечатлительны, верите всем вокруг, при этом очень боитесь разочароваться в людях и постоянно разочаровываетесь. Вы верите в гороскопы, предсказания, часто посещаете врачей по поводу и без. С трудом принимаете решения, предпочитая выполнять приказы начальника.

Вы флегматик, если…

Вы неторопливы, не проявляете эмоции. Ваша речь монотонна и однородна, с вами трудно общаться, вы закрыты и сдержаны. Вы долго копите негатив, чтобы в один момент выплеснуть его на кого-либо. Друзья говорят о вас, что вы - основательный человек. В ваших поступках чувствуется уверенность и решимость. Хотя решения даются с трудом, но они окончательны, и пути назад нет. Все новое вызывает состояние дискомфорта, вы избегаете неловких ситуаций и новых знакомств.

Пятый тип

Разумеется, психотипы человека смешиваются в каждом из нас в разных пропорциях. Кто-то больше флегматик с примесью сангвиника, другой - холерик-меланхолик. Мало кто идеально подойдет лишь под одно описание. 4 психотипа человека перемешиваются, и закладывается такой темперамент уже при рождении. Так что можно с уверенностью сказать, что у всех нас - пятый тип, смешанный.

Как определить психотип человека

Есть много тестов, чтобы понять, кто вы на самом деле. Вот самый простой из них. Перед вами 5 фигур: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник и зигзаг. Выбирайте ту, что вам подходит больше всего. Так, люди-квадраты - хорошие исполнители, треугольники - лидеры, круги - хорошие друзья, зигзаги - креативные личности, а прямоугольники - сомневающиеся натуры. Психотипы человека - сложный раздел психологии, включающий в себя множество аспектов, но разбираться в себе можно и всю жизнь, это не перестанет быть интересным и познавательным.

Инструкция

Шизоидный тип людей отличает повышенная ответственность и постоянство. Они живут в мире своих иллюзий, питают несбыточные надежды изменить свою жизнь в . В общении они слегка суховаты и формальны, предпочитают держать дистанцию и неохотно о себе. Они не следят за модой – предпочитают практичную, удобную одежду. Шизоида можно узнать по угловатым движениям, монотонному и отрывистой речи. Обычно, мимика у него почти отсутствует. Круг друзей у него невелик, но они надежны.

Гипертима отличает выносливость . Он предприимчив и склонен совершать рискованные поступки, ему нравится одновременно выполнять множество дел и они у него получаются. Обладает выразительным голосом и живой, образной речью. Разговаривая, . Обычно обладает развитым чувством юмора и бывает любой компании, он нуждается в постоянном окружении. Имеет множество самых разнообразных увлечений, одевается модно, но неброско, обладает вкусом.

Астеник – дотошен и скрупулезен, но не любит проявлять инициативу. Он легко управляем и не склонен к амбициозности, добросовестный и аккуратный исполнитель, скромный, порядочный, усидчивый. Его увлечения, как правило, спокойные занятия – кроссворды, шахматы, чтение. Его одежда скромна и неброска. Обладает тихим голосом, нечеткой дикцией.

Связанная статья

Источники:

  • Психологические типы

Двух одинаковых людей в природе не существует. У каждого имеются свои психологические особенности. Именно они обуславливают черты характера человека, его поведение, степень внушаемости. Тем не менее, выделяют несколько основных психологических типов, к которым относится большая часть людей.

Инструкция

Последите за своим поведением. Если вы совершаете поступки, быстро принимаете решения, активно проводите свободное время, то, скорее всего, вы или . И те, и другие имеют активную жизненную позицию, многого добиваются своим упорством (в первом случае) и обаянием (во втором). Если вы не видите ничего привлекательного в активной деятельности, и стабильность для вас стоит на первом месте, то вы можете отнести себя к астеникам или шизоидам.

Подумайте, какой вид деятельности приносит вам большее удовольствие. Например, если вы любите общаться с людьми, всегда быть в центре внимания и не можете представить свою жизнь без публики, то вы гипертим. Если при этом вы очень сильно собой и считаете, что лучше вас данную работу выполнить никто не может, то это признак истероида. Именно этот характеризуется эгоистичностью, самолюбием и чувством превосходства над остальными. Тихая и спокойная работа на одном месте привлекает астеников и шизоидов.


Введение

Общее понятие о личности

1 Структура личности

2 Диспозиционный подход к определению личностной структуры

Типологический подход

Типы личности в социальной психологии

1 Типология психосоциотипов

2 Типология темпераментов И.П. Павлова

3 Конституционные типологии Э. Кречмера

4 Типология К. Хорни на основе разной потребности в общении

3.5 Типология на основе соотношения поведения и внутренних мотивов человека

6 Типология А. Адлера. Типы личности: установки, связанные со стилями жизни

3.7 Типология «Локус контроля»

Заключение

Литература

Введение


Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева.

М.М. Пришвин

Различие людей между собой многопланово: это различие убеждений и интересов, знаний и опыта, способностей и умений, темперамента и характера.

И, тем не менее, функционирование психики всех людей подчиняется общим закономерностям, у всех имеется память, эмоции и другие психические процессы.

В индивидуальном развитии, человек проходит общие этапы развития, формируются общие, типичные человеческие проявления психики.

Нужно отметить, что взаимодействие наследственности и среды определяет индивидуальные особенности психики человека. Но даже отличия людей друг от друга характеризуются определенной устойчивостью, в результате эти различия тоже можно выделить, описать, типизировать, обобщить, т.е. создаются научные типологии, находится «общее» даже в различиях.

Все существующие классификации типов мышления, темперамента, характера, личности людей, с одной стороны слишком широки, потому что в одну рубрику попадает большое количество различных людей, с другой стороны, слишком узки, потому что ни один человек никогда в одну рубрику целиком не укладывается. Но, несмотря на это без научных типологий не обойтись. Они нужны, потому что помогают прогнозировать человека, его развитие, психические реакции, взаимодействие в социуме, его деятельность.

1. Общее понятие о личности


В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. В чем же состоит специфика изучения личности в рамках психологической науки и что такое личность с психологической точки зрения? Ответить на этот вопрос не так просто, поскольку все психологи отвечают на него по-разному, что свидетельствует о сложности самого феномена личности. По мнению И.С. Кона « С одной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения».(1)

Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность».

По определению А.Г. Маклакова «Личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих».(2)

В психологии сложилось свое представление о проблеме исследования человека. Это представление было обосновано Б.Г. Ананьевым, который выделил четыре уровня человеческой организации, представляющих наибольший интерес для научного исследования, - это индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

Понятие «индивид» характеризует человека как носителя определенных биологических свойств (принадлежность конкретного человека к человеческому роду). Появляясь на свет, как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество - он становится личностью . Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта - носителя сознания , которое формируется и развивается в процессе деятельности.

В свою очередь, особенности развития всех этих уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.


1.1 Структура личности


При рассмотрении структуры личности в неё обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.

Способности - это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Темперамент - это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация - это совокупность побуждений к деятельности.

Социальные установки - это убеждения людей.

Воля - потребность в преодолении препятствий, сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.

Эмоции - совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний.

Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется, поэтому пятью потенциалами : познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным и художественным.

1. Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность.

2. Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т.е. её идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями.

3. Творческий потенциал личности определяется полученными ею, и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию и мерой их реализации в какой-либо сфере деятельности.

4. Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами её общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых с другими людьми.

5. Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью её художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет.

Элементами психологической структуры личности являются её психологические свойства и особенности, так называемые «черты личности». Необозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в подструктуры. В этом отношении интересна концепция К.К. Платонова, который разработал иерархическую структуру личности с учетом определения уровней личности и таких подструктур как: направленность, опыт, формы отражения, биологические, конституциональные свойства.

Выдающийся психолог С.Л. Рубинштейн различал в личности - направленность, способности, темперамент, характер, самосознание.

А вот А.Н. Леонтьев считал, что личность - это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве её подструктур.


1.2 Диспозиционный подход к определению личностной структуры


В психологии существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, а в основе второго - определение типов личности.

С точки зрения диспозиционного подхода не существует совсем одинаковых людей. Приверженец диспозиционного подхода Гордон Олпорт полагал, что каждая личность уникальна и что её уникальность может быть понятна через определение конкретных черт личности, т.к. поведение человека всегда является результатом определенной конфигурации личностных черт.

Черта личности - это то, что обусловливает постоянные, устойчивые, типичные для разнообразных ситуаций особенности поведения человека, это важная составляющая «личностной структуры».

Г. Олпорт выделял общие и индивидуальные черты. Общие черты включают в себя любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах определенной культуры.

Индивидуальные черты , или индивидуальные диспозиции - это такие характеристики человека, которые не допускают сравнений с другими людьми, это уникальные черты конкретного человека, которые наиболее точно отражают его личностную структуру.

Эмпирические исследования основных черт, формирующих ядро личности, проводили психологи Айзенк, Кэттел, Гилфорд и др., доказывая, что базисная структура черт личности влияет на поведенческие реакции человека. В своих исследованиях они применяли факторный метод анализа структуры личности. Факторный метод заключается в математическом анализе корреляций (взаимосвязей) внутри некоторой группы данных.

2. Типологический подход


Большим по объему и более гетерогенным по сравнению с чертой является понятие «тип» . Тип личности рассматривается как целостное образование, не сводимое к набору черт. Понятие «тип» отличается более высоким уровнем обобщения и выполняет функцию категоризации свойств личности в более объемные единицы, имеющие непосредственное отношение к наблюдаемым моделям поведения человека.

Типы - это комбинации содержательных характеристик личности, между которыми существуют закономерные и необходимые связи, «комплексы»

(Г. Мюррей), «согласованные паттерны» (С. Мадди).

При типологическом подходе исходят из положения, что тип личности является целостным образованием, не сводимым к комбинации отдельных личностных факторов. Его содержание раскрывается описанием типичного или усредненного представителя группы лиц, относимых к данному типу. Например, такой тип личности, как «авторитарная личность», - конгломерат по крайней мере четырех факторов личности, не сводящийся к - доминантности. Однако из самых различительных отличий авторитарности от доминантности заключается в том, что авторитарная личность угнетает находящихся на более низкой ступени и раболепствует перед вышестоящими, в то время как доминантная личность является лидером для занимающих более низкое положение и борется за более высокое положение.

Типология личности - фундаментальная проблема психологического познания. Одним из первых ее постановку и тщательный анализ осуществил Карл Густав Юнг в классическом труде «Психологические типы». Следует отметить, что вопросы типологии не ограничиваются общими принципами группировки отдельных личностных свойств и подструктур, но предполагают рассмотрение личности как цельного субъекта, отличающегося от других субъектов не только по темпераменту и характерологическим проявлениям, но и по специфическому образу жизни, способу восприятия окружающего мира, мировоззрению, системе ценностей и т.д.

Из обзора классификаций темперамента и характера, становится понятно, что при выделении типов личности учитываются ее устойчивые индивидные или социально сформированные характеристики, такие как особенности телесной конституции, свойства нервной системы, акцентуации и т.д. Однако наряду с психофизиологическими и психиатрическими критериями оценки, могут быть выделены наиболее общие основания, позволяющие типизировать личность в ее целостности и специфике психической деятельности.

Одна из таких попыток была осуществлена Иваном Петровичем Павловым, который, наряду с описанием четырех типов темперамента, выделил три «сугубо человеческих типа» высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный, средний. В основе типологии И.П. Павлова лежит соотносительное участие первой и второй сигнальной системы в восприятии мира и организации активности человека.

По Павлову , представители мыслительного типа, характеризующегося преобладанием активности второй сигнальной системы левого полушария головного мозга, весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Их чувства отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно выражаются вовне, лишь пройдя через «фильтр разума». Люди этого типа, как правило, интересуются математикой, философией, их увлекает научная деятельность.

У людей художественного типа преобладает активность первой сигнальной системы правого полушария головного мозга и наблюдается развитое образное мышление, на которое накладывают отпечаток высокая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересуют, прежде всего, искусство, поэзия, музыка, театр, они успешно реализуют себя в писательском и художественном творчестве. В противоположность скептицизму мыслительного типа, личности художественного склада нередко оказываются «романтическими натурами».

Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу . В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит, главным образом, от воспитания и жизненных обстоятельств. Проявляться указанные типологические особенности начинают к 12-16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие - шахматам, физике, математике, поэтому подростковый возраст вполне благоприятен для предварительной профориентации.

Другой пример системной разработки проблем типологии личности - теория психологических типов К.Г. Юнга. Он связывал типологические различия с двумя факторами:

1.Преобладание определенной установки сознания в психической деятельности индивида;

2.Доминирование одной из основных психических функций.

В теории Юнга выделяются две установки или ориентации сознания, соответствующие двум направлениям психической энергии: интроверсия и экстраверсия.

Интроверсия предполагает направленность психической активности на феномены и содержания внутреннего мира субъекта, его мысли, фантазии, переживания. В данном случае мотивирующая сила поступков исходит от самого субъекта и в меньшей степени зависит от внешних («объективных») обстоятельств.

Интроверт - это человек, обращенный вглубь себя, прислушивающийся к «внутреннему голосу», ведущий интенсивную внутреннюю жизнь и проявляющий незначительный интерес к окружающему.

Экстраверсия , наоборот, обращает человека к миру внешних явлений и событий. При этом наблюдается преимущественная направленность вовне, на объект: зависимость от него или повышенный интерес к нему.

Экстраверт , в своих мыслях, чувствах и поступках склонен подчиняться «объективным» внешним требованиям или «притягательной силе» объекта. Юнг подчеркивал, что эти два типа не являются жестко закрепленными.

Интроверсия и экстраверсия наблюдаются в душе любого человека и в естественном жизненном процессе закономерно сменяют друг друга, чередуются, подобно фазам систолы (сокращение сердца, тогда кровь нагнетается в артерии) и диастолы (расширение полостей сердца вследствие расслабления его мышц, сердце "отдыхает"). Интровертированность или экстравертированность означают лишь преимущественную направленность сознания. (Отметим, что понимание Юнга не совпадает полностью с трактовками интроверсии и экстраверсии, положенными Г. Айзенком в основу его знаменитого теста).

Второй значимый фактор дифференциации психологических типов - максимальная выраженность одной из четырех психических функций, к которым относятся: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Та или иная функция становится определяющей в жизни индивида, другая оказывается подчиненной и вспомогательной, еще две - остаются недифференцированными (неразвитыми) и действуют преимущественно на бессознательном уровне. В зависимости от этого фактора человек в своем восприятии мира и поведении преимущественно опирается либо на рациональное суждение, либо на эмоциональную и этическую оценку событий; либо на факты и впечатления, либо на интуитивное (целостное и до конца не осознанное) понимание.

По данному критерию выделяются следующие типы:

·Мыслительный - ориентация на личное прошлое.

·Эмоциональный - ориентация на историческое прошлое,

·Сенсорный - воспринимает настоящее во всей полноте, не внимателен к прошлому,

·Интуитивный - настоящее и прошлое время, малозначимо, устремлен к горизонту

Каждый тип может быть интровертированным или экстравертированным, поэтому всего Юнгом детально описаны восемь возможных типов личности.

Типологии личности могут строиться по самым разным критериям, например, по характеру направленности личности, ее интересов, идейных ориентиров и убеждений, а также в соответствии с культурно обусловленными типами мировоззрения.

К данной группе относятся «идеологические» типологии, в частности, классификация Эдуарда Шпрангера . В ней выделяются шесть типов личности, на основе шести универсальных ценностных ориентаций . Выделенные Шпрангером ценности присущи в определенной мере всем людям и являются стержневыми в человеческой жизни. У различных людей наблюдаются те или иные комбинации приведенных ниже ценностей, с преобладанием какой-либо одной из них.

·Теоретическая. Человек, придающий приоритетное значение этой ценности, прежде всего, заинтересован в раскрытии истины.

·Экономическая. «Экономический» человек, в первую очередь, ценит то, что полезно и выгодно,

·Эстетическая. Такой человек преимущественно ориентирован на совершенную форму и гармонию.

·Социальная. Наивысшей ценностью для «социального» человека является любовь и признание людей.

·Политическая. Доминирующий интерес политического типа - впасть. Ему соответствует «человек силы».

·Религиозная. Люди этого типа, главным образом, заинтересованы в понимании мира как единого целого, управляемого высшими силами, Богом, абсолютном или первопринципом.

Аналогичного аксиологического (ценностного) подхода придерживался и Гордон Олпорт, полагавший, что типы личности должны определяться в соответствии с различиями в ценностных системах разных индивидуумов. По Олпорту, ценности можно представить как наиболее сложные, глубинные личностные черты или диспозиции, служащие главным критерием отнесения человека к определенному типу.

Другими примерами типологии, могут служить классификации, построенные на основе различий в профессиональных ориентациях, или социально-психологические классификации, в которых критерием выступают социальные роли личности, стиль лидерства (классификация К. Левина) и т.д.

Существуют любопытные частные типологии личности (критерий - общительность, различие в мотивации людей и т. д.).

Исследования Р. Файна (США) и Н. А. Аминова (Россия) показывают, что существует два типа учителей: 1) Х-тип - развивающий ; 2) У-тип - оценивающий .

Первый развивает личность ребенка, придерживается гибкой программы, дружественного стиля, имеет направленность на выявление одаренности, обладает низкой тревожностью.

Второй обращает внимание на умственное развитие учащихся, результат - завышенные требования, строгая проверка, четкое изучение предмета, держится с детьми отчужденно. Было показано, что преобладающий тип учителей зависит от отношения общества к образованию и что в период кризиса должен преобладать

Специфика современных разработок проблем психологической типологии в отечественной науке (исследования К.А. Абульхановой-Славской, Б.С. Братуся, А.И. Крупнова и др.) заключается в стремлении анализировать личность не как автономный комплекс устойчивых свойств, но в плане личностной активности, носящей типологический характер, в свете сложного отношения «человек - жизненный путь». В этом направлении создаются качественно новые типологии: инициативы, ответственности, семантического интеграла активности личности, личностной способности к организации времени, социального мышления и ряд других.

Несколько типологий связано с историческими изменениями, которые приводят к смене преобладающих типов людей, соответствующих определенному уровню развития общества. К концепциям такого направления относятся, прежде всего, разработки проблем социального характера и основной личности.

личность диспозиционный темперамент психосоциотип

3. Типы личности в социальной психологии


Существует несколько классификаций типов личности, основные из которых сложились совсем недавно - в 40-50-е годы прошлого столетия. Разделение на типы личности в социальной психологии учитывает степень интровертированности /экстравертированности, уровень замкнутости, общительности, темперамент, восприятие времени, контроль над собственной жизнью и некоторые другие критерии. Такая типология близка к социально-психологической, так как связана с преобладающими установками в сфере общения.


3.1 Типология психосоциотипов


Психосоциотип личности является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой в зависимости от уровня развития таких психических функций, как эмоции, ощущения, интуиция и мышление, и специфике предпочтений: экстраверсии или интроверсии. В основе выделения психотипов лежит типология личности, разработанная К. Юнгом (о которой уже шла речь в предыдущей главе).

К. Юнг утверждал, что очевидная разница в поведении людей определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано, формируя основу нашей особой индивидуальности.

Существует четыре основных предпочтения:

·Первое имеет отношение к тому, откуда человек черпает свою энергию - из внешнего мира (экстравертный) или внутри себя (интровертный);

·Второе связано с тем, как человек собирает информацию о мире - дословно и последовательно, опираясь на текущие реальные ощущения (сенсорно-ощущающий) или более произвольно, доверяя своей интуиции (интуитивный);

·Третье относится к тому, как человек принимает решения - объективно и беспристрастно, тщательно все продумывая, анализируя и планируя (мыслительно-логический) или субъективно и межличностно, по велению чувств (эмоционально-чувствующий);

·Четвертое имеет отношение в образу жизни человека - способен ли человек быть решительным и методичным (решающий, рациональный тип) или человек уступчивый, гибкий, непосредственный, несколько стихийный (воспринимающий, эмоциональный тип).

Согласно типологии К.Юнга, людей можно разделить на типы по следующим характеристикам:

1.экстраверсия - интроверсия;

2.рациональный - иррациональный;

.мыслительный тип (логик) - эмоциональный тип (этик);

.ощущающий тип (сенсорик) - интуитивный тип (интуит).

Нужно отметить, что мыслительный, эмоциональный, интуитивный, ощущающий типы будут проявляться в своеобразных функциях в зависимости от экстраверсии либо интраверсии человека.

Итак, по типологии К.Юнга наиболее популярное в настоящее время, является деление на такие социально-психологические типы, как: экстраверты, интроверты, эмоционально нестабильные, эмоционально стабильные.

Эмоционально нестабильные люди - это те, которые живут в состоянии эмоционального напряжения и постоянного страха, которые не могут расслабиться, глубоко переживают любые неприятности.

Эмоционально стабильные люди- в противоположность неустойчивому типу, очень уравновешены, спокойны, в то же время неспособны сочувствовать другим людям.

Вышеперечисленные типы личности обычно сочетаются в одном человеке, но в зависимости от преобладания тех или иных качеств, различают типы личности в социальной психологии, которые нам также известны как - меланхолик, холерик, сангвиник и флегматик (по типологии темперамента).


3.2 Типология темпераментов И.П. Павлова


Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Издавна делались попытки свести практически бесконечное множество индивидуальных особенностей к небольшому числу типичных портретов.

Академик И.П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса - возбуждение и торможение - отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:

) «безудержный» - сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы

соответствует темпераменту холерика;

) «живой» - сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы

соответствует темпераменту сангвиника;

) «спокойный» - сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы

соответствует темпераменту флегматика;

) «слабый» - слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип нервной системы

соответствует темпераменту меланхолика.

Холерик - это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, проявляет нетерпение, резкость движений, вспыльчивость, несдержанность. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обуславливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Сангвиник - человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманны; жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемости жизненным трудностям. Подвижность его нервной системы обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, легкую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, продуктивный деятель при наличии заинтересованности, т.е. при постоянном возбуждении. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя.

Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно; эмоции проявляет замедленно, неразговорчив, обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов. В стрессовой ситуации остается внешне спокойным.

Меланхолик - человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель может вызвать у него «срыв», «стопор», растерянность. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. Настроение очень изменчиво, он часто грустен, подавлен, не уверен в себе, тревожен. Меланхолики подвержены невротическим расстройствам. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Темперамент - это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому редко встречаются «чистые» типы темперамента, и тем не менее преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека. В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать. Необходимо отметить, что темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения.


3.3 Конституционные типологии Э. Кречмера


Немецкий психолог Э.Кречмер (1888-1964) в своей знаменитой книге «Строение тела и характер» попытался найти те связи, которые существуют между строением тела человека и его психическим складом.

По мнению Э. Кречмера, существуют только четыре основных варианта человеческой анатомии, встречающиеся не только в чистом виде, но и в различных комбинациях.

1. Астенический тип - человек хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и хрупкими конечностями, вытянутым лицом, но сильно развитой нервной системой, головным мозгом.

2. Пикник - отличается развитием внутренних плоскостей тела (головы, груди, живота) и склонностью торса к ожирению при слабом двигательном аппарате. Средний рост, плотная фигура, мягкое широкое лицо на короткой массивной шее, основательный, массивный живот.

. Атлетик - обусловливает развитие крепкого скелета, выраженной мускулатуры, пропорционального крепкого телосложения. Атлетический тип характеризуется сильным развитием скелета и мускулатуры, упругой кожей, мощной грудной клеткой, широкими плечами, уверенной осанкой.

. Дипластик - человек с неправильным телосложением.

С выделенными типами строения тела Кречмер соотнес определенные типы личности. По мнению Кречмера, астеническое телосложение имеет шизотимик.

Он замкнут, склонен к размышлениям, к абстракции, с трудом приспосабливается к окружению, чувствителен, раним. У щизотимиков происходит колебание между чувствительностью и холодностью, между обостренностью и тупостью чувства.

Пикническое телосложение имеет циклотимик , его эмоции колеблются между радостью и печалью, он общителен, откровенен, добродушен, реалистичен во взглядах.

Атлетическое телосложение имеют искотимики, они бывают двух видов: энергичный, резкий, уверенный в себе, агрессивный, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления.

Если использовать традиционные названия темпераментов, то нетрудно заметить, что меланхолики преимущественно имеют хрупкое астеническое телосложение, холерики - преимущественно в переходных градациях от атлетического телосложения к астеническому, флегматики - в переходных градациях от атлетического к пикническому, сангвиники - преимущественно пикническое телосложение.


.4 Типология К. Хорни на основе разной потребности в общении


Американский психолог К. Хорни в зависимости от отношения к общению с другими людьми выделила три психологических типа личности:

·«Привязчивый тип» - человек обладает повышенной потребностью в общении, для него важнее всего быть любимым, уважаемым, чтобы кто-то о нем заботился, - такой человек подходит к оценке другого человека с вопросом: «Будет ли он меня любить, заботиться?»

·«Агрессивный тип» - характерно отношение к другим людям как к средству достижения своих целей - такие люди стремятся доминировать, не терпят возражений, рассматривают другого человека с такой точки зрения: «Будет ли он мне полезен?»

·«Отчужденный тип» - для таких людей необходима определенная эмоциональная дистанция с другими людьми, т.к. они рассматривают общение как неизбежное зло, не склонны участвовать в групповой деятельности и считают, что признание им должно быть обеспечено уже в силу их достоинств; встречаясь с другими людьми, они втайне задают себе вопрос: «Оставит ли он меня в покое?»


3.5 Типология на основе соотношения поведения и внутренних мотивов человека


В зависимости от соотношения поведения и внутренних мотивов человека выделяют три типа личности:

1. Гармоническая личность - нет конфликтов между поведением и внутренними мотивами: желания, моральные принципы, чувство долга и реальное поведение человека гармонично сочетаются друг с другом, имеют социальную направленность и адекватность;

2. Конфликтная, противоречивая личность - присущ разлад между поведением и мотивами, т.е. действия, противоречат желаниям;

3. Импульсивная личность - поступает только по своему желанию либо, если у человека нет ярко выраженных желаний, то он поступает в соответствии с воздействиями извне, - «человек-флюгер», который действует в соответствии с ближайшей ситуацией, хотя и может маскировать свою несостоятельность деловитостью, демократической коллегиальностью.


3.6 Типология А.Адлера Типы личности: установки, связанные со стилями жизни


Адлер отмечает, что постоянство нашей личности на протяжении жизни объясняется стилем жизни. Основная ориентация по отношению к внешнему миру также определяется стилем жизни. Истинная форма стиля жизни может быть распознана при условии знания о том, какие пути и способы человек использует для решения основных жизненных проблем: работа, дружба, любовь.

Адлер разработал типологию установок, обусловленных стилями жизни (в зависимости от того, как решаются главные жизненные задачи, в зависимости от уровня социального интереса и степени активности человека). Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям, проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод. Социальный интерес является основным критерием психологической зрелости человека; его противоположностью является эгоистический интерес.

Степень активности имеет отношение к тому, как человек приходит к решению жизненных проблем, насколько высок его уровень энергии. Степень активности играет конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.

В случае недостаточно выраженного социального интереса возможны следующие типы личностей (в зависимости от уровня активности):

·Управляющий тип - это люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом. Они активны, но не в социальном плане, им безразлично благополучие других и для них характерна установка превосходства над внешним миром. Основные жизненные проблемы они решают во враждебном, антисоциальном плане (правонарушители, наркоманы и т.д.)

·Избегающий тип - у этих людей нет достаточного социального интереса, нет должной активности, необходимой для решения собственных проблем, они боятся неудач и уклоняются от решения жизненных проблем.

·Социально-полезный тип - это зрелая полноценная личность, в ней соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Такой человек искренне проявляет заботу о других и заинтересован в общении и взаимодействии с другими людьми. К решению жизненных проблем подходит осознанно, ответственно.


3.7 Типология «Локус контроля»


В последние годы большое развитие и признание получила типология личности, связанная со шкалой «локуса контроля »

Одна из важнейших характеристик личности - степень независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, развитие личной ответственности за происходящие с ним события.

Впервые методы исследования этой характеристики были разработаны в 60-х годах прошлого века в США. Наиболее известной является шкала «локуса контроля» Д. Роттера. Эта шкала основана на положении: люди различаются между собой по тому, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Возможны два локуса контроля и соответственно два типа людей:

1. Экстернаты - когда человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом внешних сил, случая, обстоятельств, действия других людей и т.п.;

2. Интерналы - когда человек интерпретирует значимые события как результат собственных усилий. Интерналы считают, что большинство важных событий их жизни было результатом их собственных действий, и чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.

Человек типа «интернал» чаще в жизни «победитель», экстернал - «побежденный», у них различные жизненные сценарии, различное отношение к себе и другим людям.

В тоже время, экстернальность / интернальность не являются взаимоисключающими, но связаны с культурными традициями: восточная культура способствует формированию экстернального типа личности, западная культура - интернального. Интернальность связана с глубоким развитием личностной ответственности. Это очень хорошо показано в исследовании К. Муздыбаева.

Заключение


Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.).

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Человек - существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, человек приобретает личностные качества и становится социальным субъектом.

Таким образом, личность - это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т.д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней и занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Основные социально-психологические особенности личности определяются:

) степенью целостности и противоречивости мировоззрения и убеждений;

) степенью осознанности своего места в обществе;

) характером потребностей и интересов;

) спецификой соотношения различных личностных качеств.

Развитие личности обусловлено разными факторами. К ним обычно относят: своеобразие физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологические особенности, окружающую среду и общество, общественно-полезную деятельность. От того, насколько мы их знаем и учитываем специфику их проявления, зависит эффективность правильного понимания всех индивидуальных и социальных действий и поступков человека. В процессе взаимодействия и общения происходит взаимное влияние личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений.

Литература


1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.-214 с.

2.Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.

.Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988. - 124 с.

.Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.- 243 с.

.Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970. -211 с.

.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.-186 с.

.Маклаков А.Г. Общая психология - Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2006. - 470с.

.Платонов К.К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология. М., 1975. -212 с.

.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. -511-641 с.

.Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975-178 с.

Сноски в тексте работы


Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.- 243 с.

Маклаков А.Г. Общая психология - Учебник для вузов - СПб.: Питер,2006. - 470с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.