Танковая промышленность: испытание эвакуацией (9 фото). Танковая промышленность: испытание эвакуацией Уральский танковый завод 183

На знаменитом Харьковском тракторном заводе (ХТЗ), выпускавшем когда-то не только трактора, но гусеничную военную технику - те же МТЛБ, началась операция "ЛИКВИДАЦИЯ":

"Уже начали резать чугунолитейный и сталелитейный цеха. С чугунолитейного цеха формы вывозят. Насколько мне известно, везут их в Смелу в Черкасскую область. Нам никто ничего не объясняет, конечно. Режут весь день. Просто уничтожают всё, превращая в металлолом", - сообщают сотрудники завода.


Танк (бронетрактор) ХТЗ-16 (послевоенная копия) в Киеве.

Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе з а годы работы выпустил на поля более 3-х млн. тракторов разных моделей и модификаций. ХТЗ - крупнейшее и единственное на Украине и странах СНГ предприятие, одновременно изготавливавшее гусеничные, колесные и универсальные трактора мощностью от 12 до 220 л.с.

Обычно ошибочно считают, что именно на ХТЗ в Харькове делали знаменитые танки Т-34. Это не так - завод Малышева и КБ Морозова, где родилась знаменитая 34-ка - это паровозостроительный завод недалеко от стадиона "Металлист" и Конного рынка. Но танки ХТЗ выпускал.

Еще в начале 1932 года после ряда испытаний и проб управление механизации РККА признало бронетрактора непригодными для боевых действий - эрзац-танки себя не оправдали.

И только на фоне кошмара лета 41-го, 20 июля 1941 года, по результатам заседания ГКО СССР было принято постановление № 219 «Об организации производства 2 тысяч бронетракторов». В соответствии с ним серийное производство бронетракторов планировалось развернуть на двух ведущих тракторостроительных предприятиях: Харьковском тракторном (ХТЗ) и Сталинградском тракторном (СТЗ) заводах. Причем, бронетрактора должны были быть побочной продукцией: одновременно на заводах шла подготовка к производству танков: средних Т-34 на Сталинградском и лёгких Т-60 на Харьковском.

К моменту эвакуации (18 сентября 1941г.) с Новокраматорского завода успели поставить в Харьков не более сотни бронекомплектов для тракторов, в то время как на ХТЗ уже было подготовлено более 800 тракторных гусеничных шасси для ХТ3-16, еще 142 - выпущено. На этом история Т-16 ХТЗ закончилась.

Ровно за один месяц все танковое производство Харьковского завода было свернуто и отправлено на новое место. Вместо Харьковского тракторного появился Уральский танковый завод № 183.

19 октября завод был размещен на территории Уральского вагоностроительного завода в Нижнем Тагиле. На ту же площадку был эвакуирован Московский станкостроительный завод имени С. Орджоникидзе, часть оборудования и сотрудников московских заводов «Красный пролетарий», «Станколит».

Уже к концу декабря 41-го удалось собрать первые 25 танков Т-34. К этому времени сюда были эвакуированы одиннадцать предприятий, в том числе Харьковский паровозостроительный завод и Бежицкий сталелитейный завод. До конца войны «Уралвагонзавод» выпустил 25 266 Т-34. Каждый второй Т-34, принявший участие в боевых действиях, сошёл с конвейера этого завода.

Сварка корпусов на заводе №183. 1942 г.

О том, что сегодня выпускает "УВЗ", рассказыват не надо. А вот один из его родителей, ХТЗ, теперь умирает. И это хорошо - не будут на нем производить САУ "Гвоздика" НИКОГДА.

К сведению . 4 июня 2016 года СБУ заявила, что гендиректор ХТЗ Андрей Коваль (фото ниже) объявлен в розыск. По сведениям украинских спецслужб, он провел подготовку к демонтажу и вывозу в Россию оборудования литейных цехов, а также готовился уволить с предприятия почти треть работников.



В СБУ летом утверждали что все идет к полному прекращению деятельности завода, на котором планировалось размещение заказа Министерства обороны Хунты - производство САУ. Еще в начале мая ХТЗ заявил о проведенных СБУ обысках в офисе предприятия, во время которых были изъяты финансовые и другие документы. На тот момент никаких обвинений в адрес тракторного производства официально не было предъявлено.

А вот более ранняя история - август 2014г.:

ПАО «Харьковский тракторный завод» не смогло продлить лицензию на производство техники двойного назначения.

Об этом 22 августа сообщил генеральный директор предприятия Владислав Губин. По его словам, лицензия нужна была для выпуска снегоболотоходов на базе многоцелевого тягача легкобронированного, который был признан техникой двойного назначения. Лицензию должно было продлить Министерство обороны Украины.

«После того как было запрещено производство техники двойного назначения на нашем заводе, мы еще шесть месяцев содержали это производство, выплачивая работникам зарплату. Надеялись, что получится доказать необходимость продолжать производство.Теперь участок расформирован, около 200 работников уволены. ХТЗ безвовратно потерял компетенцию в производстве военной техники и техники двойного назначения, в том числе и гаубицы «Гвоздика». Восстановить производство невозможно. Тема закрыта», — заявил директор завода.

По данным Губина, каждый месяц предприятие получало от продаж снегоболотоходов около 30 млн.грн. «Кроме этого, потерян заказ Индии на многоцелевой тягач легкобронированный на 900 млн.долл. МТЛБ — это уникальная техника, она не имеет аналогов в мире», — отметил Губин.

По его словам, завод доказывал властям, что снегоболотоходы нужны геологам и нефтяникам для гражданских целей, и незачем запрещать их производство. «Эти не военные машины востребованы за счет своей уникальной проходимости и плавучести, они могут доставлять грузы в труднодоступные участки. А признать техникой двойного назначения можно любую машину. Например, на наш трактор в Африке ставят базуку, так что трактор тоже можно признать военной техникой. Но никакие доводы приняты не были», — отметил Губин".

То есть, сама Хунта планомерно душила и душит даже производство военной техники, если она находит сбыт за границей. Фактиически, руками Хунты янки борются с любыми конкурентными производствами на остатках Украины.

Харьковский тракторный завод основан в 1930 году. Объем производства на предприятии до переворота (в 2012-м) превысил 1,6 тысячи тракторов, выручка составила более 635 миллионов гривен (77,6 миллиона долларов). После переворота все накрылось медным тазом.

Уральский танковый завод № 183 (УТЗ) получил своё название после эвакуации оборудования, кадров и заготовок танкового производства с завода № 183 из Харькова на Уральский вагоностроительный завод имени Ф. Э. Дзержинского (Уралвагонзавод) в город Нижний Тагил.

Во время Великой Отечественной войны Уралвагонзавод был переоборудован в крупнейший завод по производству танков. В конце 1941 года с западной части СССР сюда были эвакуированы одиннадцать предприятий, в том числе Харьковский паровозостроительный завод и Бежицкий сталелитейный завод.

За время войны УТЗ выпустил 25 266 танков Т-34. Каждый второй танк Т-34, принявший участие в боевых действиях, сошёл с конвейера этого завода. Кроме того, на заводе было выпущено 63 тысячи артиллерийских передков, сотни тысяч авиабомб, снарядов и направляющих для самоходных ракетных зенитных установок («катюш»). Для двух авиационных заводов, эвакуированных из Москвы и Ленинграда, УТЗ поставил около четырех тысяч бронекорпусов самолетов ИЛ-2. Каждый девятый легендарный штурмовик имел бронекорпус УТЗ.

Уральский танковый завод в 1943 году сыграл исключительную роль в создании Уральского добровольческого танкового корпуса. Из более 200 необходимых для комплектования корпуса танков, он произвел 145. Добровольцами на фронт весной 1943 года ушли 185 заводчан. Всего на полях сражений Великой Отечественной войны воевало более шести тысяч рабочих, из них 3111 человек отдали свои жизни за Родину.

Уральский танковый завод № 183 за заслуги в создании танков в годы Великой Отечественной войны был награжден орденами Трудового Красного Знамени (1942), Красного Знамени (1943), Отечественной войны I степени (1945). 28 тысяч танкостроителей награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Сварка корпусов танков на заводе №183, 1942 год.

Установка башни. 1942 год.

Установка двигателя. 1942 год.

Шлифовка шестигранной башни. 1942 год.

Регулировка механизмов танков в цехе сдачи боевых машин Уральского танкового завода №183 в Нижнем Тагиле. 1942 год.

В августе 1941 года по решению Государственного комитета обороны на базе Уралвагонзавода и 11 эвакуированных предприятий был создан Уральский танковый завод № 183 им. Коминтерна.

В конце 1941 года из западной части СССР сюда были эвакуированы одиннадцать предприятий, в том числе группа ученых Московского высшего технического училища имени Баумана, Государственная союзная лаборатория режущих инструментов и электросварки имени Игнатьева, Московский станкостроительный завод имени Орджоникидзе, Харьковский танковый №183, Мариупольский броневой завод имени Ильича, Харьковский паровозостроительный завод, Бежицкий сталелитейный завод. Уральский вагоностроительный завод одно за другим сворачивал производства: вагонное, экспериментальный цех, освобождая площадки для создания на базе эвакуированных в Нижний Тагил предприятий нового Уральского танкового завода. Основу его производства составил Харьковский танковый завод № 183 им.Коминтерна. В Нижний Тагил прибыл директор завода № 183 - Максарёв Юрий Евгеньевич. Приказом по заводу от 14 ноября 1941 года была утверждена схема организации управления заводом.

За время войны УТЗ выпустил 25 266 танков Т-34. Каждый второй танк Т-34, принявший участие в боевых действиях, сошёл с конвейера этого завода. Кроме того, на заводе было выпущено 63 тысячи артиллерийских передков, сотни тысяч авиабомб, снарядов и направляющих для самоходных ракетных зенитных установок («катюш»). Для двух авиационных заводов, эвакуированных из Москвы и Ленинграда, УТЗ поставил около четырех тысяч бронекорпусов самолетов ИЛ-2. Каждый девятый легендарный штурмовик имел бронекорпус УТЗ. Уральский танковый завод в 1943 году сыграл исключительную роль в создании Уральского добровольческого танкового корпуса. Из более 200 необходимых для комплектования корпуса танков, он произвел 145. Добровольцами на фронт весной 1943 года ушли 185 заводчан. Всего на полях сражений Великой Отечественной войны воевало более шести тысяч рабочих, из них 3111 человек отдали свои жизни за Родину. Уральский танковый завод № 183 за заслуги в создании танков в годы Великой Отечественной войны был награжден орденами Трудового Красного Знамени (1942), Красного Знамени (1943), Отечественной войны I степени (1945). 28 тысяч танкостроителей награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

На основании постановления № 667/СГКО директор завода Ю.Е. Максарев отдал приказ об эвакуации завода в глубокий тыл. Первый эшелон покинул Харьков 19 сентября и направился на Урал, в Нижний Тагил, на громадную территорию Уральского вагоностроительного завода (всего ко второй декаде октябри было отправлено 43 эшелона). На эту же площадку прибыли Московский станкостроительный завод имени С. Орджоникидзе, часть оборудования московских заводов «Красный пролетарий», «Станколит» и некоторые другие учреждения.

Первый танк на новом месте собрали уже 18 декабря, а к 31 декабря из узлов и детален, привезенных из Харькова, собрали и передали в войска 25 боевых машин. Расстановка оборудования па новой площадке завода осуществлялась из расчета выпуска 20 танков Т-34 в сутки. Для этого необходимо было иметь 1200- 1250 станков и не менее 2000 рабочих. Из Харькова прибыло 1254 станков (в том числе и вспомогательных). 1 ноября 1941 года завод № 183 располагал 6324 производственными и 5813 вспомогательными рабочими Уралвагонзавода. Из них 2500 - завода № 183, 550 - Мариупольского завода им. Ильича, 150 - завода № 184 «Коммунар» (г. Мариуполь) и 12 квалифицированными рабочими завода «Красный Профинтерн» (г. Мариуполь). И все же это число едва обеспечивало 60% по-требности в рабочих завода. К 20 ноября 1941 года на заводе имелось около 11000 рабочих различной квалификации.

Условия, вызванные войной и вынужденной эвакуацией большого количества промышленных предприятий на Урал, создали множество трудностей при развертывании производства танков на новой производственной площади. Почти все смежники, ранее снабжавшие завод № 183 приборами, резиной, электрооборудованием и т.п. прекратили поставки в связи с эвакуацией. На эти трудности налагались проблемы, вызванные необходимостью скорейшей перестройки Уралвагонзавода (УВЗ) па выпуск танков и потребовавшие исключительно большой работы всех звеньев завода. В интересах быстрого решения этой сложной и ответственной задачи конструкторский отдел завода № 183 с первых же дней своего пребывания в Нижнем Тагиле перестроил работу конструкторов и все свое внимание направил только па пересмотр конструкции деталей танка Т-34 с тем, чтобы они отвечали производственным возможностям, имеющимся на УВЗ. В конце ноября - начале декабря 1941 года в условиях суровой уральской зимы коллективу завода № 183 пришлось одновременно осуществлять планировку будущих цехов, монтировать оборудование, запускать производство и выпускать первые уральские танки Т-34.

Эвакуация завода № 183 из Харькова в Нижний Тагил, на площадку Уралвагонзавода, началась во второй половине сентября и закончилась в середине октября 1941 года. За это время из Харькова было отправлено 43 эшелона с оборудованием, людьми, материалами и заготовками.

На новой площадке в завод № 183 влились другие эвакуированные предприятия: Мариупольским металлургический завод имени Ильича и Московский станкостроительный завод имени Оржоникидзе.

Установка оборудования в Нижнем Тагиле велась исходя из расчета выпуска 20 в сутки, для чего было необходимо иметь до 1250 станков, работавших только на производство (без вспомогательного оборудования) и не менее 20000 рабочих. Из Харькова было привезено 1254 станка (вместе с вспомогательными) , а рабочих к началу ноября

1941 года было всего 11000, включая и бывший персонал Уралвагонзавода. Поэтому в Нижний Тагил переводились дополнительные контингенты рабочих из других городов, а также большое количество людей, не смевших производственной квалификации. Новое предприятие получило наименование Уральский танковый завод № 183.

В декабре 1941 года завод № 183 собрал из привезенного харьковского задела первые 25 танков Т-34, а к началу 1942 года почти все эвакуированное оборудование было установлено и подготовлено к пуску. Следует сказать, что площадка Уралвагонзавода позволила без особых проблем разместить три эвакуированных предприятия. Кроме того, здесь имелось мощное сталелитейное и горяче-штамповочное производство. Эта особенность, наряду с потерей заводов-поставщиков, потребовала внесения большого числа конструктивных и технологических изменений в конструкцию узлов и деталей Т-34.

Танковое производство в Нижнем Тагиле организовывалось по принципу законченного цикла в иеху - тот цех, который изготавливал детали. сам собирал из них узлы и механизмы. Всего было создано 16 основных цехов: механосборочные «ПО» (ходовая часть) и «119» (трансмиссия). крепежный «125» (болты, гайки, шпильки и т. п.), корпусных деталей «710» (механическая обработка деталей корпуса), кузнечный «630» (горячая штамповка), прессовый «640» (холодная штамповка), штампованного крепежа «690», литейные - «550» (мелкого стального литья). «563» (крупного стального литья). «595» (цветного литья), термический «680» (термообработка деталей), медницкий «160» (радиаторы, баки, трубки и т. п.), сборочный «130» (сборка танков), корпусной отдел «700» (сборка и сварка корпусов и башен), инструментальный «430» (изготовление инструмента) и ремонтно-механический «800» (ремонт оборудования). Кроме того, имелось несколько вспомогательных цехов.

За период развертывания производства Т-34 в Нижнем Тагиле было восстановлено, модернизировано и смонтировано 1691 единица оборудования, изготовлено 4876 приспособлений, 1025 холодных штампов, 215 пресс-форм и 200 комплектов металлических моделей.

Обработка верхней кромки литых башен на шлифовальном станке.

Завод № 183, 1942 год (РГАЭ).

К началу Великой Отечественной войны в СССР находилось несколько крупных центров производства танков. Ленинградские, московские и харьковские заводы в первые месяцы столкнулись с проблемой эвакуации. Она не затронула только нижегородский завод «Красное Сормово», находившийся вдалеке от линии фронта.

Стремительное продвижение немцев вглубь страны представляло опасность для советской промышленности. Осознавая эту угрозу, правительство выпустило постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества». Оно вышло 27 июня, спустя пять дней после начала боевых действий. Эвакуация касалась в первую очередь военной промышленности: танковых, моторостроительных, авиационных заводов. Людей и оборудование вывозили эшелонами на восток страны, чтобы заново наладить важные производства вдали от боевых действий. В результате на Урале на базе уже существовавших заводов сформировались мощные центры танкового производства.

Митинг на ленинградском заводе имени Кирова о начале войны

Первым столкнулся с необходимостью эвакуации Ленинградский Кировский завод - одно из старейших предприятий города. С 1939 г. там производились тяжёлые танки КВ. Постановлением Государственного комитета обороны от 5 июля предписывалось вывезти на Уральский турбинный завод в Свердловске два его цеха: дизельный и цветного литья. Оборудование было полностью эвакуировано к 23 июля. Образовавшемуся заводу, ориентированному на производство дизельных моторов, присвоили номер 76. Однако основные мощности предприятия до сих пор находились под угрозой.


Ленинградцы на строительстве баррикады у Кировского завода.
Источник: Никитин В. «Неизвестная блокада. Ленинград 1941–1944. Фотоальбом»

Танковые и артиллерийские производства Кировского завода было решено вывезти на Уральский вагоностроительный завод в Нижнем Тагиле. Туда же должно было отправиться имущество ленинградского Ижорского завода, производившего бронекорпуса для танков. Государственный комитет обороны принял решение об этом 11 июля, однако начало эвакуации затянулось. В августе немцы подошли к городу и начали обстреливать Кировский завод, а 29 августа Ленинград был отрезан от железнодорожных путей. В начале сентября вывоз людей и оборудования был приостановлен для поиска новых путей. В результате танковое производство решили вывозить не в Нижний Тагил, а на Челябинский тракторный завод - крупнейший индустриальный центр на Урале.


Производство танков Т-34–76. На переднем плане 76,2 мм пушки Ф-34 образца 1940 года. Цех челябинского Кировского завода, 1943 год.

Решение было мудрым: перед началом войны завод уже готовился к производству танков КВ, на которых специализировались коллеги из Ленинграда. Темпы эвакуации снизились, так как дорога теперь пролегала через Ладожское озеро. Учитывая объёмы производств, вывезти всё оборудование до конца осени было невозможно. Когда озеро покрылось льдом, эвакуация была приостановлена и возобновилась только следующим летом. Кировский и Ижорский заводы так и не были полностью эвакуированы из Ленинграда до конца войны. Также из города эвакуировали завод №174: сперва в Чкалов, потом в Омск. 7 марта 1942 г. он был объединён с Омским заводом №173. В июне, когда недостающие цеха были достроены, там началось производство Т-34.


Автоматическая приварка крыши башни танка Т-34–85 к её литой бронеоснове с помощью сварочных автоматов Патона. Завод №183, Нижний Тагил.

Другой крупный производственный центр располагался на юге страны. В Харькове находился паровозостроительный завод №183 - колыбель легендарного танка Т-34. В 30-е годы там производились танки БТ. Параллельно с этим под руководством конструкторов М. И. Кошкина и А. А. Морозова шли разработки новой машины. Серийное производство Т-34 завод наладил к 1940 г., в первый год было выпущено 117 танков. У ХПЗ был филиал - завод №75. Он был образован на базе дизельного цеха и выпускал двигатели В-2. Эвакуировать предстояло также Харьковский тракторный завод и Мариупольский металлургический завод им. Ильича, выпускавший броневую сталь для танков.


Сборка танков Т-34–76 в Нижнем Тагиле. Танки производились на Уральском вагоностроительном заводе и на эвакуированном сюда из Харькова заводе №183 (Уральский танковый завод имени Коминтерна)

На Украине немцы продвигались медленнее, чем на северном направлении, поэтому первое время советское военное руководство питало надежду, что фронт стабилизируется по Днепру и не затронет военно-промышленные предприятия. Но к середине сентября стало очевидно, что удержать Восточную Украину не получится, и её заводы придётся экстренно вывозить в тыл. Решение об эвакуации ГКО принял 12 сентября, когда немцы уже подступали к Харькову. Завод №183 и большую часть Мариупольского завода им. Ильича отправили в Нижний Тагил на Уралвагонзавод. Оборудование Харьковского тракторного завода распределили между несколькими предприятиями. Решение было логичным, так как до войны завод не имел опыта производства танков, на которое теперь предстояло бросить все силы.

Первоначально эвакуацию планировалось провести в два этапа. Причины этого замысла становятся понятны после знакомства с приказом Наркомата танковой промышленности №4 от 13 сентября 1941 г., где говорится:

Обязать директора завода №183 тов. Максарева:

а/ обеспечить в период эвакуации завода выпуск танков Т-34 по 7 штук в день и через два месяца после полной эвакуации завода выпуск 15 танков в день на Уралвагонзаводе;

в/ немедленно командировать на Уралвагонзавод бригаду инженерно-технических работников во главе с тов. Кривичем для проведения подготовительных работ по размещению, приёму и монтажу оборудования и кадров завода №183.

Поэтапная эвакуация позволила бы продолжать выпуск остро необходимых фронту танков параллельно с перевозкой в тыл станков и рабочих. Однако в начале октября планы изменились: наступление противника угрожало сорвать эвакуацию, поэтому советское командование отдало распоряжение вывезти всё имущество и персонал предприятий в один этап, причём как можно скорее. Из-за спешки часть оборудования была оставлена в Харькове, ещё некоторое количество потеряно в пути. К тому же больше половины рабочих не захотели уезжать в тыл и вступили в ряды народного ополчения. В результате заводу №183 оказалось гораздо сложнее разворачивать производство бронетехники на новом месте.


Конвейер сборки танков на Уральском танковом заводе №183 в Нижнем Тагиле.

Эвакуация затронула также заводы, находившиеся в столице и близлежащих городах: московский завод №37, специализировавшийся на выпуске лёгких танков, автомобильный завод КИМ (ныне известный как «Москвич»), Коломенский паровозостроительный завод и Подольский машиностроительный завод им. Орджоникидзе. Причиной послужило наступление немецких войск на Москву, начавшееся 30 сентября. Коломенский завод вывезли в Киров, где он разместился на территории местного завода «Имени 1 Мая». Остальные три завода московского региона решили отправить в Свердловск. Там они слились с местными предприятиями и объединились все вместе в завод №37. При этом свердловским заводам было приказано «передать в Наркомнефти и НКПС … всё оборудование, занятое изготовлением боеприпасов и миномётов, а также другое оборудование, не могущее быть использованным на производстве танков».


Сборочный цех танков КВ-1 челябинского Кировского завода. Хорошо видно, что все корпуса уже «упрощённого» типа с прямым кормовым листом, а башни как сварные, так и литые. Весна 1942 года

Персонал и имущество эвакуированных заводов необходимо было где-то размещать. Правительственная инструкция по строительству в военное время позволяет представить условия, в которых рабочим приходилось заново налаживать производство боевых машин. В срочном порядке в районах эвакуации возводились здания временного типа, рассчитанные на ввод в эксплуатацию параллельно с достройкой. Строительные конструкции предписывались наиболее простые. Вместо фонарей предлагалось решать проблему освещения с помощью остекления верхней части стен. Промышленные здания устанавливались с облегчёнными стенами и покрытиями, несущие конструкции во временных зданиях допускалось выполнять из дерева. Бытовые помещения (гардеробные, умывальные, душевые, уборные и др.) располагались непосредственно в цехе на производственной площади либо в подвалах и полуподвалах. При этом считалось, что рабочие и служащие в большинстве случаев могут раздеваться у своих рабочих мест. Расположение бытовых помещений в пристройках к цеху или в отдельных зданиях допускалось только для производств с наличием резко выраженных факторов вредности (обработка ядовитых, инфицирующих веществ и т. д.), а также горячих и взрывоопасных. Все здания строились, по возможности, из местных материалов. Жилые дома представляли из себя землянки или общие бараки с печным отоплением. Наружная отделка зданий выполнялась только в тех случаях, когда штукатурка и облицовка были необходимы по условиям тепло-технического расчёта. Бараки строились со спальнями на 20–25 коек. Отдельные комнаты, рассчитанные на меньшее количество человек, могли допускаться только в виде исключения.


Установка башен на конвейер окончательной сборки танков Т-34 Уральского танкового завода №183 в Нижнем Тагиле. На передней стенке двигательного отсека виден заводской номер машины.
Фотография из фондов Российского государственного архива экономики

Однако главной проблемой, с которой столкнулось танковое производство после эвакуации, оказались не новые условия размещения, а нехватка квалифицированной рабочей силы. Особенно остро она ощущалась на заводе №183.

6 ноября НКТП направил предприятию распоряжение обсудить варианты решения проблемы кадров. Они включали в себя: сокращение вспомогательных рабочих минимум на 30–40%, сокращение аппарата заводоуправления и цехов минимум на 50% с обязательным переводом сокращённых сотрудников для переквалификации на рабочее место танкового производства. Та же перспектива ожидала и 40% наиболее слабых, не имеющих специального образования инженерно-технических работников. Не желающих переквалифицироваться сотрудников было велено «увольнять с завода, отбирать продовольственные карточки и выселять из квартиры». В самом крайнем случае рассматривался вариант закрытия части заводских производств «с целью всё же полного укомплектования танкового и броневого производств рабочей силой».

Из описанных мер становится видно, что ситуация с квалифицированными кадрами была практически безвыходной: все решения сводились к перераспределению сотрудников внутри завода. Эвакуированная техника не могла обеспечивать фронт танками сама по себе, поэтому персонал завода предлагалось переводить от работы с бумагами - к работе у станков. Многие заводы НКТП также пополнялись неквалифицированной рабочей силой, но этот вариант можно назвать менее удачным.