Стрессоустойчивость социальная адаптация холмса раге. Тест на стрессоустойчивость. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге. Шкала социальной адаптации Холмса и Раге
Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в течение последнего года, и подсчитайте общее число «заработанных» вами очков.
Жизненные события |
||
Смерть супруга (супруги). |
||
Разъезд супругов (без оформления развода), разрыв с партнером. |
||
Тюремное заключение. |
||
Смерть близкого члена семьи» |
||
Травма или болезнь. |
||
Женитьба, свадьба. |
||
Увольнение с работы. |
||
Примирение супругов. |
||
Уход на пенсию. |
||
Изменение в состоянии здоровья членов семьи. |
||
Беременность партнерши. |
||
Появление нового члена семьи, рождение ребенка. |
||
Реорганизация на работе. |
||
Изменение финансового положения. |
||
Смерть близкого друга. |
||
Изменение профессиональной ориентации, смена места работы. |
||
Усиление конфликтности отношений с супругом. |
||
Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома). |
||
Окончание срока выплаты ссуды или займа, растущие долги. |
||
Изменение должности, повышение служебной ответственности. |
||
Сын или дочь покидают дом. |
||
Проблемы с родственниками мужа (жены). |
||
Выдающееся личное достижение, успех. |
||
Супруг бросает работу (или приступает к работе). |
||
Начало или окончание обучения в учебном заведении. |
||
Изменение условий жизни. |
||
Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения. |
||
Проблемы с начальством, конфликты. |
||
Изменение условий или часов работы. |
||
Перемена места жительства. |
||
Смена места обучения. |
||
Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска. |
||
Изменение привычек, связанных с вероисповеданием. |
||
Изменение социальной активности. |
||
Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора). |
||
Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна. |
||
Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи. |
||
Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т. п.). |
||
Рождество, встреча Нового года, день рождения. |
||
Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил уличного движения). |
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Доктора Холмс и Раге (США) изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.
В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что 150 баллов означают 50% вероятности возникновения какого-то заболевания, а при 300 баллах она увеличивается до 90%.
Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Затем повторно прочтите каждый пункт, обращая внимание на количество баллов, которым оценивается каждая ситуация. Далее попробуйте вывести из тех событий и ситуаций, которые за последние два года происходили в вашей жизни, среднее арифметическое (посчитайте - среднее количество баллов в 1 год). Если какая-либо ситуация возникала у вас чаще одного раза, то полученный результат следует умножить на данное количество раз.
Итоговая сумма определяет одновременно и степень вашей сопротивляемости стрессу. Большое количество баллов - это сигнал тревоги, предупреждающий вас об опасности. Следовательно, вам необходимо срочно что-либо предпринять, чтобы ликвидировать стресс. Подсчитанная сумма имеет еще одно важное значение - она выражает (в цифрах) вашу степень стрессовой нагрузки.
Для наглядности приводим сравнительную таблицу стрессовых характеристик.
Общая сумма баллов |
Шкала социальной адаптации Холмса и Раге
Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в течение последнего года или текшего года, и подсчитайте общее число «заработанных» Вами в данном тесте очков.
Жизненные события |
||
Смерть супруга (супруги) |
||
Разъезд супругов, разрыв с партнером |
||
Тюремное заключение |
||
Смерть близкого члена семьи |
||
Травма или болезнь |
||
Женитьба, свадьба |
||
Увольнение с работы |
||
Примирение супругов |
||
Уход на пенсию |
||
Изменение в состоянии здоровья членов семьи |
||
Беременность (партнерши) |
||
Сексуальные проблемы |
||
Появление нового члена семьи, рождение ребенка |
||
Реорганизация на работе |
||
Изменение финансового положения |
||
Смерть близкого друга |
||
Изменение или смена места работы |
||
Усиление конфликтности отношений с супругом |
||
Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома) |
||
Окончание срока выплаты ссуды, растущие долги |
||
Повышение служебной ответственности |
||
Сын или дочь покидает дом |
||
Проблемы с родственниками мужа (жены) |
||
Выдающееся личное достижение, успех |
||
Супруг бросает работу (или приступает к работе) |
||
Начало или окончание обучения в учебном заведении |
||
Изменение условий жизни |
||
Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения |
||
Проблемы с начальством, конфликты |
||
Изменение условий или часов работы |
||
Перемена места жительства |
||
Смена места обучения |
||
Проведение досуга или отпуска |
||
Изменение привычек, связанных с вероисповеданием |
||
Изменение социальной активности |
||
Ссуда или заем для покупки крупных вещей (машины) |
||
Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна |
||
Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи |
||
Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т.п.) |
||
Рождество, встреча Нового года, день рождения |
||
Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил уличного движения) |
Интерпретация результатов . Доктора Холмс и Раге (США) изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогеннеых жизненных событий более чем у пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов, в зависимости от его стрессогенности.
В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что 150 баллов означают 50% вероятности возникновения какого-то заболевания, а при 300 баллах они увеличиваются до 90%.
Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Затем повторно прочтите каждый пункт, обращая внимание на количество баллов, которым оценивается каждая ситуация. Далее попробуйте вывести из тех событий и ситуаций, которые за последние два года происходили в вашей жизни, среднее арифметическое (посчитайте – среднее количеств баллов в 1 год). Если какая-либо ситуация возникала у вас чаще одного раза, то полученный результат следует умножить на данное количество раз.
Итоговая сумма определяет одновременно и степень вашей сопротивляемости стрессу. Большое количество баллов – это сигнал тревоги, предупреждающий вас об опасности. Следовательно, вам необходимо срочно что-либо предпринять, чтобы ликвидировать стресс. Подсчитанная сумма имеет еще одно значение: она выражает (в цифрах) степень вашей стрессовой нагрузки. Для наглядности приводим сравнительную схему стрессовых характеристик.
Если, к примеру, сумма баллов свыше 300, это означает реальную опасность, то есть вам грозит психосоматическое заболевание, поскольку вы близки к фазе нервного истощения.
Подсчет суммы баллов даст вам возможность воссоздать картину своего стресса. И тогда вы поймете, что не отдельные, вроде бы незначительные события в вашей жизни явились причиной возникновения стрессовой ситуации, а их комплексное воздействие.
Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации была разработана Томасом Холмсом и Ричардом Pare (США) , которые изучали зависимость возникновения заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий. С этой целью они обследовали более пяти тысяч пациентов. В результате Холмс и Pare пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности (Holmes, Rahe, 1967). При этом в качестве стрессогенных рассматриваются не только негативные события (например, развод, тюремное заключение), но и события, которые относятся к разряду приятных (вступление в брак, выдающееся личное достижение). Так, например, почти одинаковое количество баллов приписывается травме и вступлению в брак. Таким образом, авторы методики рассматривают в качестве стрессогенных любые события, вызывающие серьезные жизненные изменения, которые приводят к физиологическому или эмоциональному возбуждению.
Бланк методики
Инструкция: Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем перечислены. Затем отметьте все события, которые происходили с Вами в течение последнего года.
№ п/п | Жизненные события | Баллы |
1. | Смерть супруга (супруги) | 100 |
2. | Развод | 73 |
3. | Длительная разлука, разрыв с партнером | 65 |
4. | Тюремное заключение | 63 |
5. | Смерть близкого родственника | 63 |
6. | Травма или болезнь | 53 |
7. | Вступление в брак | 50 |
8. | Увольнение с работы | 47 |
9. | Примирение с супругом | 45 |
10. | Уход на пенсию | 45 |
11. | Болезнь близкого родственника | 44 |
12. | Беременность | 40 |
13. | Сексуальные проблемы | 39 |
14. | Появление нового члена семьи, рождение ребенка | 39 |
15. | Изменения на работе | 39 |
16. | Изменение финансового положения | 38 |
17. | Смерть близкого друга | 37 |
18. | Смена места работы | 36 |
19. | Усиление конфликтных отношений с супругом | 35 |
20. | Денежный долг или кредит на крупную покупку (например, дома) | 31 |
21. | Окончание срока выплаты долга | 30 |
22. | Изменение должности, повышение служебной ответственности | 29 |
23. | Уход детей из дома | 29 |
24. | Проблемы с законом | 29 |
25. | Выдающееся личное достижение, успех | 28 |
26. | Супруг бросил работу или приступил к работе | 26 |
27. | Изменение жилищных условий | 25 |
28. | Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения | 24 |
29. | Крупные проблемы с начальством | 23 |
30. | Изменение условий или часов работы | 20 |
31. | Перемена места жительства | 20 |
32. | с проведением досуга или отпуска | 19 |
33. | Изменение привычек, связанных с вероисповеданием | 19 |
34. | Изменение в социальной активности | 18 |
35. | Взятие денег в долг для покупки не очень крупных вещей (машины, телевизора) | 17 |
36. | Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна | 16 |
37. | Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи | 15 |
38. | Изменение привычек, связанных с питанием
(количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т. п.) | 15 |
39. | Отпуск | 13 |
40. | Рождество, встреча Нового года, день рождения | 12 |
41. | Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил уличного движения) | 11 |
Обработка результатов
Каждое событие оценивается соответствующим количеством баллов (правый столбец в таблице). Если событие повторилось несколько раз за год, то соответствующий ему балл нужно умножить на количество повторений. Затем все набранные баллы суммируются. Полученный результат - мера жизненных изменений - отражает уровень стресса и одновременно степень сопротивляемости стрессу.
В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что при 150 баллах по методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации возможно возникновение какого-либо заболевания с вероятностью 50%, а при 300 баллах вероятность возникновения заболевания увеличивается до 90%.
Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации дает также возможность воссоздать картину стресса, в соответствии с которой становится очевидным, что не отдельные события в жизни явились причиной возникновения стрессовой ситуации, а их комплексное воздействие.
Литература:
Психодиагностика толерантности личности. Под редакцией Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. - М.: Смысл, 2008 . - 172 с.
В настоящий момент в психодиагностике главенствует комплексный подход, согласно которому процесс измерения уровня развития той или иной составляющей психической жизни человека производится с использованием нескольких различных инструментов.
В процессе определения стрессовых состояний организма используются методы наблюдения, опроса, тестирования. Очень часто исследователь применяет несколько методик психодиагностики, анализируя комплекс их результатов, собственных наблюдений, отзывов близких к испытуемому людей и соединяя их в единое представление об уровне развития стресса и состояния стрессоустойчивости испытуемого.
Направления психодиагностики, отбор конкретных методик и условия их применения зависят, прежде всего, от концептуальной основы деятельности специалиста, проводящего диагностику, от направленности его работы, полученного запроса, цели проведения диагностики, от конкретной ситуации.
Сложности, существующие в области изучения стрессового поведения, отразились и на подходах к классификации методов психодиагностики стресса. Из множества представленных в науке и практике методик, предлагаемых специалистами по работе в области стресса, можно выделить, в соответствии с целью и предметом исследования, несколько классов:
1. Методики на определение актуального уровня стресса, выраженности нервно-психической напряженности и тревожности. К этой группе методик можно отнести:
§ опросник Т. А. Иванченко, М. А. Иванченко, Т. П. Иванченко "Инвентаризация симптомов стресса";
§ методику для выявления подверженности стрессу Т. А. Немчина и Дж. Тейлора;
§ шкалу психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона;
§ тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона;
§ комплексную оценку проявлений стресса Ю. В. Щербатых;
§ тест "Степень напряженности" Н. А. Литвинцева;
§ методику экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников О. С. Копниной, Е. А. Суслова, Е. В. Заикина и др.
Поскольку стресс сопровождается переживанием тревоги и нервно-психического напряжения, в эту же группу можно отнести блок методик, направленных на диагностику тревожности:
§ опросник Т. А. Немчина "Определение нервно-психического напряжения";
§ шкала самооценки тревоги В. Цунга;
§ шкала ситуативной тревожности Ч. Д. Спилбергера;
§ опросник иерархической структуры актуальных страхов (ОАС) Ю. В. Щербатых.
2. Методики, помогающие прогнозировать поведение человека в экстремальных условиях. Данные методики позволяют выявить нервно-психическую неустойчивость и предрасположенность к невротическим расстройствам. Наиболее широко используются для этих целей следующие инструменты:
§ симптоматический опросник "Самочувствие в экстремальных условиях" А. Волкова, Н. Водопьяновой;
§ методика склонности к срывам в стрессовой ситуации "Прогноз" В. А. Баранова.
3. Методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса. Известно, что существование в длительных стрессовых ситуациях или переживание острого (травматического стресса) приводит к истощению адаптационной энергии организма.
Результатом данного процесса является ухудшение различных показателей физического здоровья и психологического самочувствия
К методикам этого класса можно отнести:
§ Гиссенский опросник;
§ шкала клинических жалоб SCL Р. Л. Дерогатис;
§ шкалу оценки влияния травматического события (ШОВТС) и др.
К последствиям стресса причисляют и развитие депрессивных состояний. Возникновение депрессии имеет сложный патогенез, однако очевидно, что переживание фрустрации или хронических стрессов может провоцировать появление депрессивных состояний и депрессивных симптомов. Методики, направленные на выявление депрессивных симптомов, синдрома и депрессии как заболевания, таковы:
§ "Опросник суицидального риска";
§ методика "Дифференциальная диагностика депрессивных состояний" В. Зунга, адаптация Т. И. Балашовой;
§ методика "Дифференциальная диагностика депрессивных состояний" В. Жмурова;
§ опросник "Уровень депрессии" А. Бека и др.
4. Диагностика профессиональных стрессоров. В настоящее время проблема стрессов на рабочем месте актуальна для большинства работающих людей. Знание факторов стрессогенности в деятельности персонала и руководителей является целью организационной диагностики. Стресс на работе может быть связан как с особенностями организационной культуры, так и с профессиональными стресс-факторами. Методики данного класса можно разбить на несколько групп:
4.1. Методики, направленные на определение уровня стресса и факторов стресса в профессиональной деятельности. В эту подгруппу можно включить такие методики, как:
§ шкала оценки стрессогенности профессионально трудных ситуаций (ПТС) на рабочем месте Н. Водопьяновой, Е. Старченковой;
§ тест на профессиональный стресс Ю. В. Щербатых;
§ опросник "Причины деятельностного стресса";
§ тест-вопросник "Причины стресса в вашей работе";
§ тест на определение профессионального стресса Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышникова;
§ оценка уровня деятельностной стрессогенности.
4.2. Для сохранения профессионального здоровья особую важность приобретает диагностика симптомов эмоционального выгорания. В настоящее время не существует единой модели выгорания, признанной всеми специалистами. К. Маслач рассматривает выгорание как ответную реакцию организма на профессиональные стрессы и предлагает трехкомпонентную модель: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция персональных достижений.
Научное исследование факторов СЭВ стало возможным благодаря использованию таких традиционных методик, как:
§ методика диагностики профессионального выгорания К. Маслач-С. Джексон, адаптация Н. Е. Водопьяновой;
§ методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко;
§ опросник определения психического "выгорания" А. А. Рукавишникова и др.
4.3. Результатом высокой стрессогенности деятельности может быть ухудшение психофизиологических параметров и снижение общей энергетики организма. Выявить данные показатели можно при помощи таких методик, как:
§ опросник ДОРС "Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности (утомление, монотония, пресыщение, стресс) А. Леоновой, С. Величковской;
§ опросник "Ваш индекс психоэнергетической опустошенности";
§ опросник диагностики психофизиологической дезадаптации О. Н. Родиной и др.
4.4. Особая группа методик посвящена диагностике проблем, связанных с управлением временем в профессиональной деятельности. Наиболее известны в этой подгруппе следующие методики:
§ тест "Профессиональная компетентность во времени" Л. В. Куликова;
§ опросник "Тайм-синдром менеджера" Н. Водопьяновой;
§ опросник "Дефицит времени в управленческой деятельности" Н. Водопьяновой.
5. Методики, позволяющие выявить ресурсы стрессоустойчивости человека.
Психологи выделяют два вида ресурсов -- внешние и внутренние (личностные). Применение методик данного класса - часть профилактической работы с клиентом, которому необходимо знать о наличии этих ресурсов для того, чтобы использовать их в возможной трудной ситуации и поддерживать удовлетворительное качество жизни.
5.1. Специалисты в области стресса уверены, что одним из важнейших внешних ресурсов стрессоустойчивости является социальная поддержка. Для диагностики социальной поддержки может быть использована многомерная шкала восприятия социальной поддержки MSPSS С. Зимета, а также опросник В А. Ананьева "Источники социально-психологической поддержки". Шкала Зимета позволяет определить уровень поддержки, которую оказывают семья, друзья и "значимые другие". Опросник "Потери и приобретения персональных ресурсов" (ОППР) Н. Водопьяновой и М. Штейна позволяет исследовать наличие или потери материальных и нематериальных; внешних и внутренних ресурсов.
Центральный аспект современных теорий стресса - концептуализация процессов преодолевающего поведения как стабилизирующего фактора, помогающего человеку адаптироваться в трудных ситуациях. В настоящее время концепция преодолевающего поведения получила широкое признание среди психологов различных направлений, что привело к разработке надежного диагностического инструментария, позволяющего измерить как сам процесс копинга, так и его результат. Для этого используются следующие методики:
§ диагностика предпочитаемых копинг-стратегий (Э. Хейм, в адаптации Л. И. Вассермана);
§ опросник "Копинг-стратегии" Р. Лазаруса;
§ опросник "Стратегии преодоления стрессовых ситуаций" (SACS) С. Хобфолла;
§ опросник SVF120 "Преодоление трудных жизненных ситуаций" В. Янке и Г. Эрдманна (адаптация Н. Е. Водопьяновой);
§ опросник "Копинг-поведение в стрессовых ситуациях" (С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер, в адаптации Т. Л. Крюковой и др.).