"Снежный человек": история поисков, теории и свидетельства. Справка. Кто такой йети: существует ли снежный человек? Описание внешнего вида йети

, «Рамаяне» («ракшасы»), фольклоре разных народов (фавн, сатир и силен в Древней Греции, йети на Тибете и в Непале, бьябан-гули в Азербайджане, чучунны, чучунаа в Якутии, алмас в Монголии, иерен, маорен и ен-хсунг в Китае, киикадам и албасты в Казахстане, леший, шиш и шишига у русских, див в Персии (и Древней Руси), дев и албасты на Памире, шурале и ярымтык у казанских татар и башкир, арсури у чувашей, пицен у сибирских татар, сасквоч в Канаде, тэрык, гиркычавыльин, мирыгды, килтаня, арынк, арыса, рэккем, джулии на Чукотке, бататут, седапа и орангпендек на Суматре и Калимантане, агогве, какундакари и ки-ломба в Африке и т. п.).

Плутарх писал, что имел место случай поимки сатира солдатами римского полководца Суллы. Диодор Сицилийский утверждал, что тирану Дионисию были присланы несколько сатиров. Эти странные существа были изображены на вазах Древней Греции, Рима и Карфагена.

На серебряном кувшине этрусков, находящемся в Римском музее доисторической эпохи, изображена сценка, когда вооруженные охотники на лошадях преследуют громадного человека-обезьяну. А в псалтыре королевы Марии, относящемся к XIV веку, изображено нападение стаи псов на покрытого шерстью человека.

Очевидцы снежного человека

В начале XV века турки захватили в плен европейца по имени Ганс Шильтенбергер и отослали его ко двору Тамерлана, который передал пленника в свиту монгольского князя Едигея. Шильтенбергер все-таки сумел в 1472 году вернуться в Европу и издал о своих приключениях книгу, в которой, помимо прочего, упомянул и диких людей:

Высоко в горах обитает дикое племя, не имеющее ничего общего со всеми остальными людьми. Шкура этих существ покрыта шерстью, которой нет лишь на их ладонях и лицах. Они скачут по горам, как дикие звери, питаются листвой, травой и всем, что удается отыскать. Местный правитель преподнес Едигею в дар двух лесных людей – мужчину и женщину, захваченных в дремучих зарослях.

Индейцы северо-запада США и Западной Канады верят в существование диких людей. В 1792 году испанский ботаник и естествоиспытатель Хосе Мариано Мосиньо писал:

Не знаю, что и сказать о Матлоксе, жителе гористой местности, приводящем всех в неописуемый ужас. По описаниям, это настоящий монстр: тело его покрыто жесткой черной щетиной, голова напоминает человеческую, но гораздо больших размеров, клыки мощнее и острее медвежьих, руки неимоверной длины, а на пальцах рук и ног – длинные искривленные когти.

Тургенев и президент США лично сталкивались со снежным человеком

Наш соотечественник, великий писатель Иван Тургенев, охотясь в Полесье, лично сталкивался с снежным человеком. Он рассказал об этом Флоберу и Мопассану, и последний описал это в своих мемуарах.



«Будучи еще молодым, он (Тургенев) как-то охотился в русском лесу. Он бродил весь день и к вечеру вышел на берег тихой речки. Она струилась под сенью деревьев, вся заросшая травой, глубокая, холодная, чистая. Охотника охватило непреодолимое желание окунуться в эту прозрачную воду.

Раздевшись, он бросился в нее. Он был высокого роста, силен, крепок и хорошо плавал. Он спокойно отдался на волю течения, которое тихо его уносило. Травы и корни задевали его тело, и легкое прикосновение стеблей было приятно.

Вдруг чья-то рука дотронулась до его плеча. Он быстро обернулся и увидел странное существо, которое разглядывало его с жадным любопытством. Оно было похоже не то на женщину, не то на обезьяну. У него было широкое морщинистое гримасничающее и смеющееся лицо. Что-то неописуемое – два каких-то мешка, очевидно груди, – болтались спереди. Длинные спутанные волосы, порыжевшие от солнца, обрамляли лицо и развевались за спиной.

Тургенев почувствовал дикий, леденящий страх перед сверхъестественным. Не раздумывая, не пытаясь понять, осмыслить, что это такое, он изо всех сил поплыл к берегу. Но чудовище плыло еще быстрее и с радостным визгом касалось его шеи, спины и ног.

Наконец, молодой человек, обезумевший от страха, добрался до берега и со всех ног бросился бежать по лесу, бросив одежду и ружье. Странное существо последовало за ним. Оно бежало так же быстро и по-прежнему повизгивало.

Обессиленный беглец – ноги у него подкашивались от ужаса – уже готов был свалиться, когда прибежал вооруженный кнутом мальчик, пасший стадо коз. Он стал хлестать отвратительного человекоподобного зверя, который пустился наутек, издавая крики боли. Вскоре это существо, похожее на самку гориллы, исчезло в зарослях ».

Как выяснилось, пастушок уже и раньше встречал это существо. Он рассказал барину, что это всего лишь местная юродивая, давно ушедшая жить в лес и совершенно там одичавшая. Тургенев, впрочем, замечал, что от одичания не вырастает шерсть по всему телу.



Встречался с снежным человеком и президент США Теодор Рузвельт. Он включил эту историю, художественно обработав, в свою книгу «Охотник на диких зверей». Действие рассказа происходит в Свекловичных горах, между штатами Айдахо и Монтана. Оттуда, кстати, до сих пор поступают свидетельства о встречах с снежными людьми.

В первой половине XIX века траппер (то есть охотник, ставящий капканы) Бауман и его товарищ исследовали дикое ущелье. Их лагерь постоянно разоряло какое-то громадное существо, передвигавшееся причем на двух, а не на четырех ногах. Нападения происходили либо ночью, либо днем в отсутствие охотников, и потому толком рассмотреть существо не удавалось. Однажды товарищ остался в лагере, и Бауман, вернувшись, нашел его растерзанным. Следы, окружавшие тело, были идентичны человеческим, но выглядели гораздо больше.

Дети снежного человека

Весьма любопытная встреча с бигфутом в 1924 году ожидала лесоруба Альберта Остмана. Он ночевал в спальном мешке в лесу под Ванкувером. Снежный человек схватил его, прямо в мешке положил себе на плечо и понес. Шел он часа три и принес Остмана в пещеру, где, кроме похитившего его йети, еще оказались его жена и двое детей.



Есть лесоруба не стали, а приняли вполне гостеприимно: предложили поесть еловых побегов, которыми снежные люди питались. Остман отказался и неделю продержался на консервах из своего рюкзака, который снежный человек предусмотрительно захватил с собой.

Но вскоре Остман понял, в чем причина такого гостеприимства: его готовили в мужья уже подросшей дочери главы семейства. Представив брачную ночь, Остман решил рискнуть и подсыпал в еду гостеприимным хозяевам нюхательного табака.

Пока те полоскали рты, он со всех ног рванул из пещеры. Многие годы он никому не рассказывал о своем приключении и на вопросы, где пропадал целую неделю, просто отмалчивался. Но когда пошли разговоры про снежных людей, язык у старика развязался.

Женщина йети

Документально подтверждено, что в XIX веке в Абхазии в селе Тхина жила у людей женщина Зана, похожая на снежного человека и имевшая от людей нескольких детей, впоследствии нормально интегрировавшихся в человеческое общество. Вот как описывали ее очевидцы:

Рыжеватая шерсть покрывала ее серовато-черную шкуру, причем волосы на голове были длиннее, чем на всем теле. Она издавала нечленораздельные выкрики, но обучиться речи так и не смогла. Ее крупное лицо с выступающими скулами, сильно выдающейся челюстью, мощными надбровными дугами и крупными белыми зубами отличалось свирепым выражением.

В 1964 году Борис Поршнев, автор книги о реликтовом гоминиде, встречался с некоторыми внучками Заны. По его описанию, кожа этих внучек – звали их Чаликва и Тая – была темной, негроидного типа, жевательные мышцы – сильно развитыми, а челюсти – чрезвычайно мощными.

Поршневу даже удалось расспросить жителей деревни, которые, будучи детьми, в 1880-х годах присутствовали на похоронах Заны.

Русский зоолог К. А. Сатунин, который в 1899 году видел самку реликтового гоминида в Талышских горах на юге Кавказа, обращает внимание на то, что «движения существа были совершенно человеческими».

Снежный человек в плену

В 20-е годы XX века в Средней Азии были пойманы несколько йети , заключены в тюрьму и после безуспешных допросов расстреляны как басмачи.

Известен рассказ надзирателя этой тюрьмы. Он наблюдал за двумя бигфутами , находящимися в камере. Один был молодой, здоровый, сильный, он никак не мог смириться с несвободой и все время бушевал. Другой, старый, сидел спокойно. Они ничего не ели, кроме сырого мяса. Когда кто-то из командиров увидел, что надзиратель кормит этих заключенных только сырым мясом, он его пристыдил:

– Нельзя же так, все-таки люди…

По сведениям людей, участвовавших в борьбе с басмачами, там еще оставалось около 50 подобных субъектов, которые вследствие своего «одичания» опасности для населения Средней Азии и революции не представляли, а вылавливать их было очень трудно.



Известно свидетельство подполковника медицинской службы Советской Армии B. C. Карапетяна, который в 1941 году произвел осмотр живого снежного человека, пойманного в Дагестане. Он описывал свою встречу с йети так:

«Вместе с двумя представителями местных властей я вошел в сарай… До сих пор я вижу, словно наяву, возникшее передо мною существо мужского пола, полностью обнаженное, босое.

Вне всякого сомнения, это был человек, с полностью человеческим телом, несмотря на то что его грудь, спину и плечи покрывала косматая шерсть темно-коричневого цвета длиной 2–3 сантиметра, очень похожая на медвежью.

Ниже груди шерсть эта была реже и мягче, а на ладонях и подошвах ее не было вообще. На запястьях с огрубевшей кожей росли лишь редкие волосы, но пышная шевелюра головы, очень грубая на ощупь, спускалась до плеч и частично прикрывала лоб.

Хотя все лицо покрывала редкая растительность, борода и усы отсутствовали. Вокруг рта также росли редкие, короткие волосы.

Человек стоял совершенно прямо, опустив руки по швам. Рост его был чуть выше среднего – порядка 180 см, тем не менее, он словно возвышался надо мной, стоя с выпяченной могучей грудью. Да и вообще он был гораздо крупнее любого местного жителя. Глаза его не выражали абсолютно ничего: пустые и безразличные, это были глаза животного. Да, по сути, он и был животным, не более того ».

К сожалению, при отступлении нашей армии гоминид был расстрелян.

Снежный человек в Гималаях

Но больше всего прославились снежные люди из Гималаев, реликтовых гоминидов там называют поместному «йети».

Впервые об этих необычных обитателях гор стало известно из записок английских офицеров и чиновников, служивших в Индии. Автором первого упоминания считается Б. Ходжсон, с 1820 по 1843 год полномочный представитель Великобритании при дворе короля Непала. Он довольно подробно описывал, как во время его путешествия по Северному Непалу носильщики пришли в ужас, увидев волосатое бесхвостое существо, похожее на человека.



Несколько буддистских монастырей утверждают, что у них хранятся останки йети, в том числе скальпы. Западные исследователи давно заинтересовались этими реликвиями, и в 1960 году Эдмунд Хиллари сумел получить скальп из монастыря Хумджунг для научной экспертизы.

Примерно в это же время были исследованы реликвии и еще из нескольких тибетских монастырей. В частности, мумифицированная рука снежного человека. Результаты экспертизы многие ставили под сомнение, и находились сторонники версий как подделки, так и непонятного артефакта .

Снежные люди, скрывались в памирских пещерах

Генерал-майор Советской Армии М. С. Топильский вспоминал, как в 1925 году он преследовал со своей частью снежных людей, скрывавшихся в памирских пещерах. Один из пленных рассказал, что в одной из пещер на него и его товарищей напали несколько существ, похожих на человекообразных обезьян. Топильский обследовал пещеру, где и обнаружил труп загадочного существа. В своем докладе он писал:

«На первый взгляд мне показалось, что это действительно человекообразная обезьяна: шерсть покрывала тело с головы до ног. Однако я отлично знаю, что человекообразные обезьяны на Памире не водятся.

Присмотревшись, я увидел, что труп напоминает человеческий. Мы подергали шерсть, подозревая, что это маскировка, но она оказалась натуральной и принадлежала существу.

Тогда мы измерили тело, несколько раз перевернув его на живот и снова на спину, а наш врач тщательно его обследовал, после чего стало очевидным, что и человеческим труп не был.

Тело принадлежало существу мужского пола, ростом примерно 165–170 см, судя по проседи в нескольких местах, – среднего или даже преклонного возраста… Лицо его было темного цвета, без усов и бороды. На висках имелись залысины, а затылок покрывали густые, спутанные волосы.

Мертвец лежал с открытыми глазами, оскалив зубы. Глаза были темного цвета, а зубы – большими и ровными, по форме напоминающими человеческие. Лоб низкий, с мощными надбровными дугами. Сильно выступающие скулы делали лицо существа монголоидным. Нос плоский, с глубоко вогнутой переносицей. Уши без волос, остроконечные, а мочки более длинные, чем у человека. Нижняя челюсть чрезвычайно массивна. Существо обладало мощной грудной клеткой и хорошо развитой мускулатурой ».

Снежный человек в России

Было множество встреч со снежным человеком и на территории России . Самая примечательная, пожалуй, произошла в 1989 году в Саратовской области. Сторожи колхозного сада, услышав подозрительный шум в ветвях, поймали кушающее яблоки некое человекообразное существо, по всем признакам похожее на пресловутого йети.



Впрочем, это выяснилось, когда незнакомец был уже связан: до этого сторожа думали, что это просто воришка. Когда же они убедились, что незнакомец не понимает человеческого языка, да и вообще не слишком похож на человека, они погрузили его в багажник «Жигулей» и вызвали милицию, прессу и власти. Но йети сумел развязаться, открыл багажник и убежал. Когда через несколько часов все вызванные прибыли в колхозный сад, сторожа оказались в весьма неловком положении.

Снежного человека сняли на видео

Собственно, свидетельств о встречах разной близости со снежным человеком сотни. Гораздо интереснее свидетельства материальные. Два исследователя сумели снять в 1967 году снежного человека на кинокамеру. Эти 46 секунд стали настоящей сенсацией в мире науки. Профессор Д. Д. Донской, заведующий кафедрой биомеханики Центрального института физкультуры, комментирует этот короткий фильм так:

«После многократного рассмотрения походки двуногого существа и детального изучения поз на фотоотпечатках с кинопленки остается впечатление о хорошо автоматизированной, высокосовершенной системе движений. Все частные движения объединены в единое целое, в хорошо отлаженную систему. Движения слаженные, повторяются одинаково от шага к шагу, что можно объяснить лишь устойчивым взаимодействием всех групп мышц.

Наконец, можно отметить такой признак, не поддающийся точному описанию, как выразительность движений… Это характерно для глубоко автоматических движений при их высоком совершенстве…

Все это вместе взятое позволяет оценивать походку существа как естественную, без заметных признаков искусственности, характерных для разного рода преднамеренных имитаций. Рассматриваемая походка существа для человека совершенно нетипична ».

Английский биомеханик доктор Д. Грив, весьма скептически относившийся к реликтовым гоминидам, писал:

«Возможность подделки исключается ».

После смерти одного из авторов фильма, Паттерсона, его фильм был объявлен подделкой, но никаких доказательств не было представлено. Стоит признать, что пресловутая желтая пресса в погоне за сенсациями часто не только выдумывает их, но любит и разоблачать прошлые, как мнимые, так и действительные. Не признавать этот фильм документальным пока никаких поводов нет.

Несмотря на множество свидетельств (порою от людей, заслуживающих абсолютного доверия), абсолютное большинство научного мира отказывается признавать существование снежного человека. Причинами служит то, что до сих пор якобы не обнаружены кости диких людей, не говоря уже о самом живом диком человеке.

Между тем ряд экспертиз (о некоторых мы говорили выше) позволял прийти к выводу, что представленные останки не могут принадлежать кому-либо признанному наукой. В чем же дело? Или опять мы сталкиваемся с прокрустовым ложем современной науки?

В мире существуют множество слухов и легенд, героями которых становятся . Они оживают не только в фольклоре: находятся свидетели, которые утверждают, что встречали этих существ наяву. Снежный человек является одним из таких загадочных персонажей.

Кто такой снежный человек?

Снежный человек – это загадочное человекообразное существо, возможно, реликтовое млекопитающее, сохранившееся с доисторических времен. О встречах с ним рассказывают энтузиасты по всему миру. Существу дают много имен – бигфут, йети, сасквоч, энжей, миго, алмасты, автошка – в зависимости от того, в каком районе зверь или его следы были замечены. Но пока йети не пойман, не найдены его шкура и скелет, нельзя говорить о нем, как о реальном животном. Приходится довольствоваться мнением «очевидцев», десятками видео, аудио и фотографий, достоверность которых под сомнением.

Где живет снежный человек?

Предположения о том, где обитает снежный человек, можно выдвигать лишь основываясь на словах тех, кто его встречал. Больше всего показаний дают жители Америки и Азии, которые видели получеловека в лесных и горных районах. Выдвигаются предположения, что и сегодня популяции йети живут вдали от цивилизации. Они строят гнезда в ветвях деревьев и прячутся в пещерах, старательно избегая контакта с людьми. Предполагается, что в нашей стране йети обитают на Урале. Свидетельства существования бигфута находили в таких местностях как:

  • Гималаи;
  • Памир;
  • Чукотка;
  • Забайкалье;
  • Кавказ;
  • Калифорния;
  • Канада.

Как выглядит снежный человек?

Поскольку информация о снежном человеке редко подтверждается документально, его внешний вид нельзя точно описать, только выстраивать предположения. Мнения заинтересованных в этом вопросе людей могут разделяться. И все же снежный человек йети видится людям как:

  • гигант ростом от 1,5 до 3 метров;
  • массивного телосложения с широкими плечами и длинными конечностями;
  • с телом, полностью покрытым шерстью (белой, серой или бурой);
  • головой, имеющей заостренную форму;
  • широкими ступнями (отсюда прозвище бигфут).

В 50-е годы ХХ века советские ученые вместе с заграничными коллегами поднимали вопрос о реальности йети. Известный норвежский путешественник Тур Хейердалл выдвигал предположение о существовании трех видов неизвестных науке гуманоидах. Это:

  1. Карликовые йети ростом до одного метра, встреченные в Индии, Непале, на Тибете.
  2. Истинный снежный человек – крупный зверь (до 2 м ростом) с густой шерстью и конической формой головы, на которой растет длинная «шевелюра».
  3. Гигантский йети (высота достигает 3 м) с плоской головой, скошенным черепом. Его следы сильно напоминают человеческие.

Как выглядят следы снежного человека?

Если сам зверь в камеру не попал, но следы снежного человека «обнаруживают» повсеместно. Иногда за них ошибочно принимают отпечатки лап других зверей (медведей, снежных барсов и пр.), иногда раздувают историю, которой не существует. Но все-таки исследователи горных районов продолжают пополнять копилку следов неизвестных существ, причисляя их к отпечаткам босых ног йети. Они сильно напоминают человеческие, но шире, длиннее. Больше всего следов снежных людей обнаружено в Гималаях: в лесных массивах, пещерах и у подножья Эвереста.

Чем питается снежный человек?

Если йети существуют, они должны чем-то кормиться. Исследователи предполагают, что настоящий снежный человек относится к отряду приматов, значит, имеет тот же рацион, что и как крупные обезьяны. Йети питаются:

  • грибами, плодами и ягодами;
  • травами, листьями, кореньями; мхом;
  • мелкими животными;
  • насекомыми;
  • змеями.

Существует ли снежный человек на самом деле?

Изучением неизвестных биологии видов занимается криптозоология. Исследователи пытаются найти следы легендарных, почти мифических животных и доказать их реальность. Также криптозоологи размышляют над вопросом: существует ли снежный человек? Пока фактов маловато. Даже учитывая, что количество заявлений от людей, которые видели йети, снимали его на камеру или находили следы зверя не снижается, все представленные материалы (аудио, видео, фото) очень плохого качества и могут быть подделкой. Не доказанным фактом являются и встречи со снежным человеком в местах его обитания.

Факты о снежном человеке

Некоторым людям очень хочется верить, что все сказки о йети – это правда, и у истории будет продолжение в ближайшем будущем. Но неоспоримыми могут считаться лишь следующие факты о снежном человеке:

  1. Короткометражный фильм Роджера Паттерсона 1967 года, демонстрирующий самку йети – фальсификация.
  2. Японский альпинист Макото Небука, гонявшийся за снежным человеком 12 лет, сделал предположение, что имеет дело с гималайским медведем. А российский уфолог Б.А. Шуринов считает, чтобы загадочный зверь внепланетного происхождения.
  3. В монастыре Непала хранится скальп бурого цвета, который приписывают снежному человеку.
  4. Американское общество криптозоологов назначило награду за поимку йети в 1 миллион долларов.

В настоящее время слухи о йети пополняются, дискуссии в около научной среде не стихают, а «доказательства» множатся. По всему миру проводятся генетические исследования: слюна и волосы, принадлежащие бигфуту (по свидетельствам очевидцев) проходят идентификацию. Некоторые образцы принадлежат известным животным, но есть и такие, которые имеют иное происхождение. До сих пор снежный человек остается не разгаданной загадкой нашей планеты.

В мире много непознанного и неизученного. Одной из спорных тем для ученых является снежный человек, ведутся споры, кто он такой, откуда появился. Высказываются различные мнения и версии, и каждая из них имеет свое обоснование.

Существует ли снежный человек?

И да и нет, зависит от того, кого и по каким признакам относят к этой категории живых организмов:

  1. Имеется несколько его названий, например, сасквоч, йети, алмасты, бигфут и ряд других. Обитает высоко в горах на территории центральной и северо-восточной Азии, а также в Гималаях, однако достоверное подтверждение его существования отсутствует;
  2. Имеется мнение профессора Б. Ф. Поршнева, что оно является так называемым реликтовым (сохранившимся с древних времен) гоминидом , то есть относится к отряду приматов, куда входит и человек как биологический род и вид;
  3. Академик А. Б. Мигдал в одной из своих статей привел мнение ученого-океанолога относительно реальности Лох-Несского чудовища и снежного человека. Суть его состояла в том, что нет оснований в это верить, несмотря на то, что очень бы хотелось: основа научного подхода состоит в его доказанности;
  4. По мнению палеонтолога К. Еськова, данный субъект в принципе может обитать в определенных природных ареалах. При этом, как считает зоолог, местонахождение существа в таком случае должно быть известно и изучено профессионалами.

Высказывается также точка зрения, что снежный человек является представителем альтернативной ветви эволюции человеческого рода .

Как выглядит снежный человек?

Описания йети не отличаются большим разнообразием:

  • Существо имеет похожее на человеческое лицо с темной кожей, довольно длинные руки, при короткой шее и бедрах, тяжелую нижнюю челюсть, заостренную форму головы. Мускулистое и плотное тело покрыто густыми волосами, которые по длине короче, чем волосяной покров на голове. Длина тела варьируется от обычного среднего человеческого роста и до примерно 3-х метровой высоты;
  • Отмечается большая ловкость при лазании по деревьям;
  • Длина ступни, по имеющимся сведениям, составляет до 40 см в длину и 17-18 и даже до 35 см в ширину;
  • В описаниях встречаются сведения, что ладонь у йети также покрыта шерстью, а сами они похожи на обезьян;
  • В одном из районов Абхазии во второй половине 19 века жила дикая, заросшая волосами женщина по имени Зана, которая имела детей от мужчин из местного населения.

Рассказы о встречах со снежным человеком сопровождаются описанием огромных, заросших шерстью существ, которые наводят страх и ужас, от чего люди могут даже потерять сознание или получить расстройство психики.

Кто такие криптозоологи и чем они занимаются?

Термин образован от слов «криптос», что с греческого переводится как скрытый, тайный, и «зоология» - всем известная наука о животном мире, коим является и человек:

  • В конце 80-х годов прошлого века в нашей стране энтузиастами было создано общество криптозоологов, занимавшееся поиском и изучением снежного человека в качестве особой ветви человекоподобных существ, сохранившихся с древних времен и существующих параллельно с «человеком разумным»;
  • Оно не входит в состав академической науки, хотя в свое время было «приписано» к министерству культуры Советского Союза. Одним из наиболее активных основателей общества была врач М.- Ж. Кофман, участница экспедиции на Памир по поиску снежного человека, организованной по линии Академии наук в 1958 году, и член специальной комиссии, в состав которой входили известные ученые в области геологии, ботаники, антропологии, физики;
  • Огромную роль в разработке вопроса о реликтовых гоминидах сыграл профессор Б. Ф. Поршнев, рассматривавший эту проблему не только с точки зрения палеонтологии, но и включавший сюда мировоззренческий подход, исходя из социальной роли современного человека, в отличие от его чисто биологических функций.

Данное общество существует и поныне, и его члены публикуют свои работы.

Как правильно называть гоминидов?

Название «снежный человек» появилось в 20-х годах прошлого столетия, и по одной из версий, связано с неточностью перевода:

  • Оно совсем не свидетельствует о том, что существо постоянно живет в снегах высокогорья, хотя и может там появляться во время своих передвижений и переходов. При этом пищу находит ниже этой зоны, в лесах и лугах;
  • Борис Федорович Поршнев считал, что данный созданий, относимых к семейству гоминидов, не только нельзя связать со снегом, но и, по большому счету, нет оснований называть человеком в том смысле, как мы его понимаем. Жители районов, в которых проводились исследования, это наименование не употребляют. Ученый вообще считал этот термин случайным и не соответствующим сути предмета изучения;
  • Профессор-географ Э. М. Мурзаев упоминал в одной из работ о том, что наименование «снежный человек» являлось дословным переводом слова «медведь» с некоторых языков народов Центральной Азии. Многими оно понималось в буквальном смысле, что вносило известную путаницу понятий. Это цитирует в своем труде о Тибете Л. Н. Гумилев.

В разных регионах страны и мира у него существует множество местных «имен».

Тема снежного человека в искусстве

Он присутствует в различных преданиях и легендах, является «героем» художественных лент и мультипликационных фильмов:

  • В роли снежного человека в фольклоре северных народов Сибири выступал наполовину фантастический «Бродячий чукча». Коренное и русское население верило в его существование;
  • О диких людях, называвшихся чучунами и мюленами , говорит якутский и эвенкийский фольклор. Эти персонажи носили звериные шкуры, имели длинные волосы, высокий рост и нечленораздельную речь. Они были очень крепкими, быстро бегали, носили с собой лук и стрелы. Могли украсть еду или оленей, напасть на человека.
  • Русский ученый и писатель Петр Драверт в 30-х годах на основе местных историй опубликовал статью об этих, как он назвал, первобытных, людях. При этом его рецензент Ксенофонтов считал, что данная информация относится к области старинных поверий якутов, которые верили в духов;
  • На тему снежного человека было снято несколько фильмов, относящихся к разным жанрам: от ужасов до комедии. К ним относится фильм Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда», ряд американских картин, немецкий мультфильм «Переполох в Гималаях».

В государстве Бутана по горам проложен туристический маршрут, именующийся "тропой снежного человека".

Прямо, как в стихах Маршака про неизвестного героя, которого все ищут, но не могут найти. Даже знают, как его зовут - снежный человек. Кто же он такой - только пока точно определить не удается, и существует ли он в принципе.

6 редких роликов про йети

В данном видео Андрей Волошин покажет редкие кадры, доказывающие существование снежного человека:

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Снежный человек. Доказываем существование

Субтитры

Описание

В свидетельских показаниях о встречах со «снежными людьми» чаще всего фигурируют существа, которые отличаются от современного человека более плотным и мускулистым телосложением , заострённой формой черепа , более длинными руками, малой длиной шеи и массивной нижней челюстью , относительно короткими бёдрами , с густым волосяным покровом по всему телу - чёрного, рыжего, белого или седого цвета. Лица тёмного цвета. На голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Хорошо лазают по деревьям. Высказывались предположения, что горные популяции снежных людей живут в пещерах, лесные строят гнёзда на ветках деревьев. Карл Линней обозначил его как Homo troglodytes (человек пещерный). «Очевидцы» [ ] описывали встречи с экземплярами различного роста, от среднего человеческого до 3 м и более.

Представления о снежном человеке и его различных местных аналогах весьма интересны с точки зрения этнографии . Образ огромного страшного человека может отражать прирождённые страхи перед темнотой, неизвестностью, отношения с мистическими силами у разных народов. Вполне возможно, что в некоторых случаях за снежных людей принимались люди с неестественным волосяным покровом или одичавшие люди.

Существование

Большинство современных учёных скептически относятся к возможности существования снежного человека.

Мне, по крайней мере, неизвестны законы природы, налагавшие бы прямой запрет на существование в горах Центральной Азии реликтового гоминоида - «обезьяночеловека», или просто крупной человекообразной обезьяны. С вечными снегами он, надо полагать, вопреки своему названию не связан никак (кроме того, что иногда оставляет там следы), а обитать должен в поясе горных лесов, где вполне достаточно и пищи, и укрытий. Ясно, что любые сообщения о североамериканских «бигфутах» можно со спокойной совестью выкидывать не читая (ибо своих видов приматов на том континенте нет и никогда не было, а чтобы пройти туда из Азии через приполярную Берингию, как это сделали люди, надо хотя бы обладать огнём), но вот в Гималаях или на Памире - почему бы и нет? Есть даже вполне правдоподобные кандидаты на эту роль, например, мегантроп - очень крупная (около двух метров ростом) ископаемая обезьяна из Южной Азии, обладавшая рядом «человеческих» черт, которые сближают её с африканскими австралопитеками, прямыми предками гоминид […]

Итак, допускаю ли я (как зоолог-профессионал) принципиальную возможность существования реликтового гоминоида? - ответ: «Да». Верю ли я в его существование? - ответ: «Нет». А поскольку речь тут зашла не о «знаю/не знаю», а о «верю/не верю», я позволю себе высказать на сей счет вполне субъективное суждение, основанное личном опыте: […] там, где единожды ступила нога профессионала, ни одно животное крупнее крысы не имеет ни единого шанса остаться «неизвестным науке». Ну, а поскольку к концу двадцатого столетия мест, где та нога профессионала не ступала бы вовсе, почитай, уже не осталось (по крайней мере на суше) - выводы делайте сами…

В настоящее время нет ни одного представителя вида, живущего в неволе, ни одного скелета или шкуры . Тем не менее якобы имеются волосы, отпечатки следов и несколько десятков фотографий, видеозаписей (плохого качества) и аудиозаписей. Достоверность этих свидетельств под сомнением. Долгое время одним из наиболее убедительных доказательств считался короткий фильм, снятый Роджером Паттерсоном и Бобом Гимлином в 1967 году в Северной Калифорнии. На плёнке, как утверждалось, запечатлена самка снежного человека . Однако в 2002 году, после смерти Рэя Уоллеса, для которого была сделана эта съёмка, появились свидетельства его родственников и знакомых, рассказавших (впрочем, без предъявления каких-либо вещественных доказательств), что вся история с «американским йети» была от начала и до конца сфальсифицирована; сорокасантиметровые «следы йети» делались искусственными формами, а киносъёмка - постановочный эпизод с человеком в специально сшитом костюме обезьяны.

Однако следует заметить, что фильм Паттерсона вызвал неподдельный интерес исследователей телеканала National Geographic Channel. В рубрике «Реальность или фантастика» (эфир в декабре 2010 года), была сделана попытка изучить и исследовать фильм Паттерсона с точки зрения возможности его фальсификации. В качестве экспертов были привлечены опытные гримёры, высокий актёр, имитирующий походку, специалисты по спецэффектам и учёные. Оценивался внешний вид существа в фильме, его шерсть, прилегающая к мускулам, пропорции конечностей, динамика движения, учитывалось расстояние съемки и т. д. В итоге, по единодушному мнению привлечённых экспертов, даже на современном уровне развития медиа-индустрии и видеоэффектов, не говоря уже об уровне 1967 года, практически невозможно добиться такой степени реалистичности сюжета о снежном человеке [ ] .

На канале Discovery в сериале Best Evidence (эпизод «Bigfoot», 2007) дан более взвешенный и критичный, научный взгляд на проблему существования снежного человека. Воспроизведены в лабораторных условиях основные элементы походки «Патти» и эксперты склонились к мнению, что это человек в костюме.

С другой стороны, от энтузиастов этой темы можно слышать обвинения в адрес «официальной науки» в том, что её представители просто отмахиваются от имеющихся доказательств. Вот характерный текст такого рода:

На самом деле те, кто говорит «нет оснований», просто не хотят даже ознакомиться с тем, что «нарыто» исследователями-энтузиастами. «Тому в истории мы тьму примеров слышим». Я приведу только два. Когда канадец Рене Дахинден в конце 1971 года привёз нам копию фильма, снятого Паттерсоном в 1967 году, я лично подошёл однажды к тогдашнему директору Института антропологии МГУ В. П. Якимову и предложил показать фильм ему и сотрудникам института, он буквально выставил вперёд руки, как бы отшатываясь от предложения, и сказал; «Нет! Не надо!» Но это не мешало ему заявлять, что нет оснований…
А когда на международном симпозиуме, на котором он (Якимов) председательствовал, профессор Астанин вышел на трибуну, чтобы представить присутствующим материалы анатомического исследования кисти йети из монастыря Пангбоче (Тибет), Якимов не дал ему говорить и согнал с трибуны в нарушение демократических традиций подобных форумов - под протестующие возгласы участников… В итоге некоторые из них покинули заседание симпозиума.
И недавний пример: когда я приехал из США после пятинедельного там «расследования» событий на ферме Картеров осенью 2004 г., где по словам хозяйки обитал клан бигфутов, и предложил выступить и рассказать о результатах в отделе антропологии Института этнологии РАН, его зав. С. Васильев уклонился под предлогом занятости другими вопросами.
В то же время, когда поднялся шум в прессе о существовании «снежного человека» в горах Шории (юг Кемеровской обл.), то тот же Васильев ничтоже сумняшеся заявил: «Увы, мы не располагаем данными о существовании человекоподобных, где бы то ни было в мире»…
И. Д. Бурцев, канд. ист. наук, Директор Международного центра гоминологии, Москва.

Большое внимание теме снежного человека уделял советский учёный Б. Ф. Поршнев .

Генетические исследования

В 2013 году опубликован доклад профессора генетики Оксфордского университета Брайана Сайкса. Согласно анализам двух образцов волос - из западного района Гималаев и из Бутана - выяснилось, что образцы ДНК полностью идентичны ДНК древнего полярного медведя, который существовал более 40 тысяч лет назад и находился в тесном родстве с бурым медведем .

В 2014 году было опубликовано ещё одно исследование, в котором 36 образцов предполагаемых йети были секвенированы. 34 образца принадлежали хорошо известным животным (коровы, лошади, еноты, люди, олени, волки, малазийский тапир), два образца из Ладакха и Бутана оказались ближе всего к вымершему 40 тыс. л. н. подвиду белого медведя (Ursus maritimus ) .

В монастыре непальского селения Кумджунг хранится скальп, который приписывается йети. Украинский журналист Дмитрий Комаров украл волос из этого скальпа и передал его в 2016 году на экспертизу в израильскую лабораторию Galil Genetic Analysis. Анализ показал, что волос не является предметом биологического происхождения . Однако впоследствии было решено провести повторное исследование и образцы волоса были отданы украинской аналитической лаборатории компании «ОТАВА». Результаты подтвердили биологическое происхождение образца и показали что спектр образца совпадает со спектрами волос или шерсти и не является синтетическим материалом. Исследование установило, что морфологические признаки предоставленного волоса (формы и размера чешуек кутикулы и сердцевины волоса) полностью совпадают с опубликованными в открытых источниках морфологическими признаками шерсти Гималайского серау (Capricornis sumatraensis thar), то есть Гималайского горного козла .

Комиссия Академии наук по изучению вопроса о «снежном человеке»

Общество криптозоологов

Версии

Российский биолог Владимир Витальев в 2004 году выдвинул предположение, что йети являются одичавшими олигофренами .

Противники версии существования снежного человека, к которым можно отнести большинство профессиональных биологов и антропологов [ ] , указывают на отсутствие однозначных подтверждений (живых особей или их останков, качественных фотографий и видеозаписей) и возможность произвольного толкования имеющихся свидетельств. Часты ссылки на известный биологический факт: длительное существование популяции требует минимальной численности порядка сотен особей, жизнедеятельность которых, по мнению критиков, просто не может быть незаметной и не оставляющей многочисленных следов. Выдвигаемые объяснения свидетельств в целом сводятся к следующему набору версий:

…на Памире самый опасный зверь - медведь, которого, как доказал Э. М. Мурзаев, центральноазиатские народы называли «снежным человеком» и, подобно народам Сибири, приписывали ему сознание даже выше, чем у человека. Впрочем, его человеком не считали … и во II в. до н. э. путаницы из-за буквального перевода метафоры не возникло .

Данная версия отчасти совпадает с приведёнными выше результатами генетической экспертизы, а небогатые тибетцы сами опровергать столь надёжный источник заработка не станут ни при каких обстоятельствах.

См. также

Примечания

  1. Мигдал А. Б. От догадки до истины // Химия и жизнь . - 1979. - № 12 .
  2. Еськов К. Ю. «Криптуха, сэр!» // Компьютерра . - 13.03.2007. - № 10 (678) . - С. 36-39 .
  3. Фильм Паттерсона
  4. Поршнев Б. Ф. Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах . - М.:ВИНИТИ , 1963
  5. Jennifer Cockerell. Has the Yeti mystery been solved? New research finds «Bigfoot» DNA matches rare polar bear (неопр.) .

С доисторических времен людской страх перед неизведанным порождает легенды о кровожадных чудовищах, живущих в местах, не тронутых цивилизацией. До сих пор неизвестно, например, существует ли только в сказках или есть реальные научные доказательства.

Мифы и свидетельства древних народов

Легендарное животное имеет множество имен, в зависимости от региона, где его видели:

  • Непальский йети;
  • Американский сасквоч или бигфут;
  • Австралийский йоуи;
  • Китайский йерен.

Названия минче и цзу-тех в тибетском языке, относят неизвестного зверя к медведям.

Индийский народ лепча, живущий в сиккимском районе Гималаев, почитает «существо с ледника», по описанию похожего на доисторического гоминида , считает божеством охоты и внешний вид сравнивает с медведем.

В религии Бон для специальных церемоний использовали кровь ми-ргода или «дикого человека».

Ученые изучают феномен йети

Когда свидетельства очевидцев были отрывочные, записей, костей или иных физических подтверждений не находили, антропологи выдвинули предположение, что снежный человек - это гоминид, потомок неандертальцев, доживший до наших дней. Карл Линней придумал название Homo troglodytes (человек пещерный).

  • Первые задокументированные следы описал подполковник Чарльз Говард-Бери в книге «Гора Эверест. Разведка» в 1921г. Проводник из местной народности шерпов рассказал альпинисту, что он видел того, кого тибетцы называют метох-кангми или «дикого человека снегов».
  • В 1925г. фотограф Томбази на склоне Зему заметил высокое существо с рыжей шерстью на высоте 4600м. над уровнем моря, а также обнаружил следы, принадлежащие двуногому пятипалому гоминиду с длиной стопы 33см.
  • На территории бывшего СССР в Абхазии живет семья, предком которой по рассказам местных жителей является дикая обезьяноподобная Зана. В конце XIX века ее поймал князь Ачба и подарил своему вассалу, который привез дикарку в Тхину. Сельские долгожители говорят, что тело Заны было покрыто серыми длинными волосами, рост достигал двух метров, она бегала быстрее скакунов и носила тяжести без особых усилий.
  • С 1975г. изучением потомков Заны занялся кандидат исторических наук Игорь Бурцев. Ему удалось получить разрешение на то, чтобы выкопать и отправить на экспертизу череп сына необычной женщины Тхина. Результаты показали, что эти люди произошли из Западной Африки. Также есть мнение, что Зана была просто сбежавшей умственно отсталой.

Как выглядит снежный человек?

В массовой культуре сформировался образ бигфута как обезьяноподобного существа гигантских размеров с белой шкурой и удлиненными передними конечностями. Люди боятся его как чудовища, которое может утащить и сожрать людей. Это представление отличается от того, которое составляют криптозоологи на основании рассказов очевидцев.

Если суммировать впечатления счастливчиков, видевших следы животного и его самого, йети действительно похож на огромного прямоходящего орангутанга, рост которого достигает 3м. Тело зверя покрыто бурой, серой или рыжей шерстью, голова примерно в два раза больше человеческой и имеет заостренную форму.

Он ловко передвигается по горам и карабкается по деревьям, силой и скоростью превосходит людей. Ученые предполагают, что снежный человек всеяден, питается мелкими животными, насекомыми и ягодами.

Где живет легендарный бигфут?

Судя по легендам, потомок древних приматов любит прятаться в горах. О йети знают в более десятках регионах на трех континентов:

  1. Про встречи с неизвестным «диким человеком» рассказывают в Гималаях, Дагестане, Абхазии, Бутане, Памире, на Кавказе, Урале, Чукотке;
  2. Более 300 свидетельств зафиксировано на территории Китая;
  3. Прибыв на Австралийский континент, европейцы столкнулись с дикими обезьяноподобными аборигенами и даже воевали с ними;
  4. Северная Америка и Канада также имеет свою легенду о сасквоче.

Поскольку с бигфутом встречались чаще всего на территории бывшего СССР, в 1957г. была создана Комиссия при Академии наук, которая собрала ученых смежных специальностей (геолога, альпиниста, врача, антрополога) для изучения феномена. Однако серьезных результатов эта работа не дала.

Существует ли снежный человек на самом деле?

В конце XX века в реальность йети верили только криптозоологи и фанатики. Научное сообщество считало всю информацию, касающуюся гоминида, ошибочной или сфабрикованной. Однако в 2013г. профессор Оксфордского университета Брайн Сайкс вместе с командой провел генетический анализ волос мумифицированного бигфута из Ладакха, Северной Индии, и шерсти, найденной одним из жителей Бутана. Этим образцам было от 20 до 40 лет. Результат показал, что ДНК образцов совпала на 100% с генетическим материалом предка белых медведей, жившим в эпоху плейстоцена, то есть от 40 000 до 120 000 лет назад.

Опубликовав эти новости, Брайан Сайкс продолжил собирать генетический материал у всех, кто утверждал, что сталкивался с чудовищем. Остальные полученные образцы относились к разным видам хищников, домашним собакам, часть оказалась растительными и даже синтетическими волокнами.

В 2016 году на 69-ой Ежегодной Конференции Антропологических исследований в США был представлен доклад. В нем речь шла об изучении следов зубов, обнаруженных в 2013-2014 гг. в районе горы Св. Елены в штате Вашингтон. Митчелл Таунсенд утверждал, что отпечатки на реберных костях оленей указывают на гоминида с челюстью, в два раза превышающей человеческую. Ученый сделал вывод, что зверь, обглодавший ребра, держал их одной рукой, как делают приматы.

В начале XXI века изменился подход к вопросу поиска информации о древних чудищах. Если раньше большую роль играли субъективные представления ученых о находках и рассказах свидетелей, то теперь появились инструменты, дающие точные ответы. На основании новых данных в околонаучной среде не утихают споры, существует ли снежный человек или нет. Остается лишь ждать следующих открытий, чтобы поставить точку в этом вопросе.

5 самых достоверных видео-фактов существования йети

В данном ролике антрополог Владимир Перевалов покажет реально существующие кадры, на которых удалось запечатлеть снежного человека: