Проблемы развивающихся стран. Глобальные проблемы чеповека V этап. Домашнее задание

Тема: Глобальные проблемы человечества

Цели урока:

    Образовательная: сформировать понятие о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путях решения.

    Развивающая: развивать умения критического анализа информации, способности ее систематизации, оценки, использования ее с целью создания прогноза.

    Воспитательная: показать роль мирного сотрудничества всех стран в решении мировых глобальных проблем, место России в их разрешении, ответственность каждого человека. Формирование географической и экологической культуры учащихся, бережного отношения к природе.

Задачи :

Познавательные :

    изучение нового источника географической информации и алгоритма его применения для анализа проблем;

    отработка навыка анализа проблем;

    отработка навыка работы с различными источниками информации – электронными и традиционными – картами, таблицами, диаграммами, текстом, рисунками, космическими снимками;

    выработка навыка выстраивать исследовательскую работу (сбор необходимой информации, нахождение взаимосвязей, умение составлять план действий и делать выводы).

Эмоционально-ценностные:

    развитие способности интеллектуального восприятия явлений окружающего мира;

    осмысление ценностных ориентаций, нахождение взаимосвязей явлений.

Коммуникативные :

    развитие навыков работы в группе;

    отработка навыков составления электронной презентации и умения публично выступать.

Форма организации учебной деятельности: работа в группах.

Оборудование: политическая карта мира, атласы для 10 класса, раздаточный материал, презентации учащихся, мультимедийный проектор.

Тип урока: урок-конференция (обобщения и систематизации знаний)

Учебно-методическое обеспечение: УМК: В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира» Москва, «Просвещение», 2011.

В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт – М.: Дрофа, 2013.

План урока:

1. Понятие о глобальных проблемах.

2. Классификация глобальных проблем.

3. Основные особенности глобальных проблем.

4. Пути решения.

Ход урока:

1.Мотивационно-целевой блок.

Учитель: Сегодня на уроке мы рассматриваем необычайно важную тему. Она касается жизни не только отдельного человека, но всей человеческой цивилизации. С этой темой вы неоднократно встречались на уроках обществознания в девятом классе, на уроках географии, истории, биологии, экономики поэтому, я думаю, тему урока, а так же цели и способ деятельности вы определите сами. Перед вами лежит стихотворение Р. Рождественского (Приложение 1) прочтите его и попытайтесь определить тему нашего урока.

Учитель: Одной из характерных особенностей современного мира является обострение глобальных проблем.

Вплоть до середины XX века такое понятие, как глобальная проблема, в политическом языке отсутствовало. Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы, окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле. И только русский-ученый Вернадский В.И. высказал мысль, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных, геологических сил? В это трудно поверить, но земная цивилизация стремительно движется по пути к глобальной социально-экономической катастрофе. Этот факт констатировали лидеры мировых держав на Конференции ООН по окружающей среде и развитию летом 1992 г. в Рио-де-Жанейро.

Термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», - то есть Земля и имеет три значения: повсеместный, всеобъемлющий, характерный для земного шара, для всех стран и народов

Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий всех государств и народов. (Запись в тетрадь)

Анализ глобальных проблем немыслим без их научной типологии. Существуют различные классификации глобальных проблем. По различным источникам информации их насчитывается от 8-10 до 40-45 и в пределах 45 минут урока рассмотреть все невозможно. Воспользуемся классификацией, которую предлагает автор учебника географии В.П. Максаковский. ( Работа учащихся с учебником стр. 353 : выписать 4 типа глобальных проблем).

1. «Универсального» характера.

Наиболее «универсальные» проблемы политического и социально-экономического характера (предотвращение ядерной войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества и повышение уровня организованности и управляемости им);

2. Природно – экономического характера.

Проблемы преимущественно природно-экономического характера (экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана);

3. Социального характера.

Проблемы преимущественно социального характера (демографическая, межнациональных отношений, кризиса культуры, нравственности, дефицита демократии и охраны здоровья, терроризма);

4. Смешанного характера.

Проблемы смешанного характера, нерешенность которых, нередко приводит к массовой гибели людей (региональные конфликты, преступность, технологические аварии, стихийные бедствия и др.);

Учитель: главный вопрос(проблемный), на который вы сегодня должны ответить: Почему возникают проблемы планетарного масштаба? Каковы причины глобальных проблем? А самое главное выявить возможные пути их преодоления. (Варианты ответов учащихся).

2. Обобщение материала. Урок проходит в форме пресс-конференции. Докладчики (учащиеся класса, получившие опережающее задание) выступают со своими работами, которые оформлены в виде презентаций.

План характеристики глобальной проблемы:

1. Сущность проблемы.

2. Причины ее возникновения.

3. Пути решения проблемы.

Слушатели задают вопросы по теме выступлений. Заполняют таблицу в тетрадях. В конце урока обмениваются мнениями, дают ответ на проблемный вопрос.

Глобальная проблема

Доказательства существования проблемы

Пути решения

1. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны.

Накопление средств массового уничтожения в мире.

Разоружение.

Контроль за разоружением.

Мирные договоры.

2. Экологическая проблема.

Изменение климата, разрушение озонового слоя, «парниковый эффект», экологический кризис в различных районах мира.

Рост числа ООПТ.

Очистные сооружения.

Создание безотходных технологий.

Рациональное размещение «грязных производств».

3. Демографическая проблема.

Демографический взрыв в развивающихся странах, демографический кризис в развитых странах. Неконтролируемая урбанизации, переселение беженцев. Увеличение нагрузки на природу.

Активная демографическая политика.

Повышение экономического уровня развития стран.

Улучшение условий жизни и медицинского обслуживания.

4.Продовольствен-ная проблема.

Население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия, особенно в развивающихся странах.

Интенсивный путь развития сельского хозяйства.

5. Энергетическая и сырьевая проблема.

Рост спроса на сырье.

Истощение природных ресурсов мира.

Использование достижений НТР.

Более полное извлечение полезных ископаемых из недр.

Использование альтернативных источников получения энергии.

Политика ресурсосбережения.

Учитель: Итак, с помощью разных источников информации вы познакомились с некоторыми из глобальных проблем , которые на ваш взгляд можно считать наиболее серьёзными и на решение которых человечеству надо затратить максимальные усилия.

Почему же именно во 2 половине XX века обострилась большая часть глобальных проблем? (Варианты ответов учащихся)

Причины глобальных проблем:

    Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества и существуют из-за противоречий между человечеством, средой и обществом;

    Техническое могущество цивилизации превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;

    Побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от идеалов;

Пути решения: Новое политическое мышление это веление времени. Оно должно проявлять себя во всех сферах деятельности людей.

    Привить людям новые нравственно-этические ценности;

    Сплотиться всему человечеству;

    Совершить невиданные по масштабам и глубине преобразования во всем мире;

Моя планета – человеческий дом,

Но как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава – океан?!

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше не могу!..

Вот она летит, маленькая какая!

Вот она грустит, в думы свои вникая,

Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,

Все еще живет! и людям еще верит!

Вот она плывет сквозь грозовую полночь,

Всех людей зовет, просит прийти на помощь!

Выскажите своё мнение, почему планета «просит прийти на помощь»? (Любые проблемы, связанные с воздействием человека на природу и обратным воздействием изменой среды на здоровье и хозяйственную деятельность людей – экологические проблемы.)

Среди глобальных экологических проблем выделяют:

Климатические изменения

Нарушение озонового слоя

Загрязнение водных систем

Загрязнение атмосферы

Уничтожение лесов

Опустынивание

Потеря биоразнообразия

Урок хочу закончить словами Михаила Дудина:

Как яблоко на блюде,

У нас земля одна.

Не торопитесь, люди,

Все вычерпать до дна!

Не мудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков

Мы общей жизни зерна,

Одной судьбы родня.

Нам жировать позорно

В счет будущего дня.

Поймите это, люди,

Как собственный приказ.

Не то Земли не будет

У каждого из нас.

Вывод: Глобальные проблемы – это вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в тесном сотрудничестве ради великой цели - сохранения возможности жить на Земле.

Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет – заслуга каждого из нас.

6.

Урок 19. Глобальные проблемы современности

28.10.2013 11657 0

Мы все умрем, людей бессмертных нет, И это все известно и не ново.

Но мы живем, чтобы оставить след: Дом иль тропинку, дерево иль слово.

Расул Гамзатов

Цели: обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь, взаимообусловленность и отличия от других проблем человека; развивать умения работать с дополнительной литературой и аргументировать свое мнение.

ВАРИАНТ 1

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф (он записан на доске) и просит объяснить смысл цитаты. Выслушав 2-3 учеников, формулирует тему и цели урока.)

5 Поурочные разработки по обществознанию

Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Классификация глобальных проблем.

2. Характеристика основных глобальных проблем и пути их решения.

II. Изучение нового материала

1. Классификация глобальных проблем

С понятием «глобальные проблемы» вы уже знакомились на уроках географии, биологии, химии, истории. Когда появилось понятие «глобальные проблемы»? (В начале 50-х годов XX века.)

Почему проблемы названы глобальными? (Слово «глобальный» происходит от лат. globus - шар, globus terra - земной шар. Эти проблемы затрагивают жизненные интересы всего человечества.)

Почему именно в середине XX века появились эти проблемы? (В это время было взято на вооружение атомное оружие.)

Понятию «глобальные проблемы» присущи следующие характеристики:

Порождены деятельностью не одной страны или группы стран, а человечеством в целом;

Угрожают существованию всего человечества, основам жизни на Земле;

Решение этих проблем возможно только при условии объединения усилий всего мирового сообщества.

На рубеже XX-XXI вв. определились мощные силы, которые в совокупности могут привести мировое сообщество в новое состояние. Первая из них - экономическое доминирование евроатлантической цивилизации. Вторая - бурный подъем экономики в Юго-Восточной и Восточной Азии. Третья - ослабление государств на фоне, с одной стороны, транснациональных корпораций и негосударственных организаций и, с другой стороны, развертывания новых нерегулируемых процессов, грозящих хаосом (например, в последнее время все чаще в различных СМИ проявление аномальных природных катаклизмов: необычайно высокая температура, затем длительные продолжительные дожди в Европе - объясняют успехами в разработке «географического оружия»). Четвертая -углубление диспропорций между богатым «Севером» и бедным «Югом». Пятая - демографический взрыв. Шестая - после «века идеологий» многие государства стремятся найти некую универсальную идею, и под этим предлогом активно внедряются в духовную жизнь разного рода секты, которые в реальности «зомбируют» своих членов. Совокупность влияния этих сил может изменить общую картину мира и стратегическое соотношение сил. Поэтому так важно определиться с теми глобальными проблемами, которые сегодня требуют тесного взаимодействия всех стран, всего мирового сообщества.

Назовите известные вам глобальные проблемы.

Все глобальные проблемы можно условно разделить на четыре основные группы:

Социально-политические;

Социально-экономические;

Социально-экологические;

Проблемы человека.

2. Характеристика основных глобальных проблем и пути их решения

(Предварительно учащимся можно дать задание подобрать информационный материал по теме урока.)

Социально-политические проблемы связаны с обеспечением мира и международной безопасности.

Возможные пути решения:

Предотвращение локальных войн и межэтнических конфликтов;

Исключение любых форм насилия в отношениях между народами и государствами;

Борьба с международным терроризмом;

Принятие соглашений по ограничению стратегических вооружений;

Установление между странами отношений доверия, добрососедства, партнерства и сотрудничества;

Прекращение гонки вооружений, проведение разоружения и конверсия. Конверсия - перевод избыточных ресурсов, занятых в военно-промышленном комплексе, на производство гражданской продукции;

Социально-экономические проблемы проявляются в экономической отсталости ряда стран. В этих странах проживает по некоторым оценкам до половины населения земного шара. Причины отсталости: неблагоприятные природно-климатические условия, неэффективность организации труда и управления, слабая производственная база и т. д.

Возможные пути решения:

Проведение аграрных и рыночных реформ;

Индустриализация экономики;

Обеспечение накопления капитала;

Эффективное управление.

Демографическая проблема. Во второй половине XX века произошел резкий рост населения нашей планеты. Однако в развитых странах наблюдается падение рождаемости и старение населения, растет естественная убыль, сокращается доля трудоспособного населения и т. п.

Возможные пути решения:

Ограничение высокой рождаемости в слаборазвитых странах, в том числе применение государственных мер, проведение соответствующей разъяснительной работы;

Стимулирование рождаемости в странах развитых, чтобы хотя бы обеспечить замещение умирающих поколений.

Продовольственная проблема связана с острой нехваткой продуктов питания, их неполноценностью и несбалансированностью питания.

Возможные пути решения:

Расширение добычи морепродуктов;

Помощь мирового сообщества;

Обеспечение баланса между ростом населения и возможностями производства.

Проблема природных ресурсов. Многие ресурсы исчерпаемы, невозобновимы.

Возможные пути решения:

Изменить саму модель экономического роста: от наращивания объемов ресурсов перейти к рационализации их добычи и потребления;

Снижение энерго- и материалоемкости производства;

Развитие нетрадиционной энергетики;

Стимулирование рационального и экономного использования ресурсов.

Социально-экологические проблемы связаны со взаимоотношением общества и окружающей среды. Это загрязнение воздушного и водного бассейнов Земли, угрожающий рост отходов производства, глобальные изменения климата, ухудшение плодородия почв и т. д.

Возможные пути решения:

Разработка и выполнение международных программ охраны окружающей среды;

Эффективное природоохранное законодательство;

Решение проблемы утилизации отходов;

Формирование экологического мировоззрения в обществе.

Глобальные проблемы чеповека. Рост пандемических заболеваний, СПИД, «синдром хронической усталости», рост всякого рода фобий и т. д.

Возможные пути решения: пропаганда и внедрение здорового образа жизни.

Дополнительный материал

Из-за глобального потепления люди будут болеть чаще

Ученые предупреждают: изменения климата повлияют на здоровье миллионов людей.

Каждый четвертый визит к врачу вызван погодой или «капризами» окружающей среды. Эту цифру назвала на недавней конференции метеорологов в Мадриде Мария Ниера из Всемирной организации здравоохранения. Вот какие болезни больше всего связаны с небесной канцелярией:

Диарея. Объяснение простое: чем теплее, тем активнее плодятся бактерии. Банальный, казалось бы, понос медики считают одним из главных «киллеров» человека.

Респираторные инфекции и хронические легочные заболевания - астма, бронхит и т. д. (зависят от влажности и чистоты воздуха).

Малярия (от нее погибают 1,1 млн человек в год). Ее распространение очень сильно зависит от температуры и влажности воздуха.

Травмы в ДТП. А они тут при чем? Очень просто: скользкие дороги в гололед и дождь, плохая видимость из-за тумана... Это причина 1,2 млн смертей ежегодно.

Ишемическая болезнь сердца. Сердечники реагируют и на жару, и на перепады атмосферного давления, и на высокую влажность воздуха.

От глобального потепления больше всего бедствий терпят жители тропиков и бедных стран Африки и Азии. Но у горожан в Европе и в России в том числе свои напасти: «волны тепла» летом и очень грязный воздух в крупных городах. Жуткая цифра: 350 тыс. жителей Старого Света за год погибли от того, что дышали всякой гадостью (это данные Европейской комиссии по чистоте воздуха). Сюда входят все виды загрязнений: автомобильные выхлопы, дым заводских труб, дорожная и строительная пыль, табачный дым, пыльца... Они, по мнению исследователей, могут вызывать или ускорить течение множества недугов: сердечно-сосудистых, респираторных, онкологических, нервных и даже генетических. С погодой чистота городского воздуха связана напрямую.

В Москве, например, в солнечные и безветренные летние деньки в воздухе копится больше всего вредных примесей. А ненастье хоть и портит настроение, но атмосферу очищает.

О том, что жара может быть не просто изнуряющей - смертельной, европейцы серьезно задумались летом 2003 г. Франция, Италия.

Греция, Испания несколько недель подряд изнывали от зноя, который зашкаливал за +35 градусов по Цельсию.

«В Париже за день умирали около 300 человек. А в нормальную погоду не больше 50», - привел статистику Сергей Семенов, профессор из Института глобального климата и экологии.

Жара в то лето убила 40 тыс. европейцев. Чтобы зной стал опасным для здоровья, он не обязательно должен быть 40-градусным. Даже вполне безобидные +25 или +30 в мегаполисе могут стать губительными при условии, что такая погода держится очень долго. Ее жертвами в первую очередь становятся пожилые и бедные люди, особенно с заболеваниями сердечно-сосудистой или дыхательной систем. Те, кто живет в квартирах без кондиционеров и на последних этажах, прямо под раскаленной крышей. По данным японского исследования, половина всех пострадавших от зноя - это малыши младше 4 лет и старики старше 70.

С тех пор «волны тепла» метеорологи и врачи изучили очень подробно и наладили в европейских городах систему предупреждения жителей: что делать, как себя вести. И, как сообщил Стефен Коннор, директор Интернационального исследовательского института мониторинга окружающей среды, хотя лето 2006 г. тоже было аномально жарким, число смертельных случаев сократилось до нескольких тысяч!

Значит, и глобальные изменения климата должны отразиться на здоровье? Увы! В прогнозе Межправительственной группы экспертов по изменениям климата (МГЭИК) на ближайшие 100 лет этому посвящена отдельная глава. Главный вывод: меняющийся климат повлияет на здоровье миллионов людей.

Как именно? Больше станет заболеваний, вызванных недостатком продовольствия. Для планеты в целом это основная проблема, сейчас голод и плохое питание убивают 3,7 млн человек в год. Но России она коснуться не должна. В наших средних и северных широтах глобальное потепление по части еды очень даже полезно. Это официальные данные экспертов: при повышении температуры не больше чем на 2 градуса производство продовольствия у нас будет только расти, потому как все растения расцветают раньше и колосятся быстрее. Вот если потеплеет на 3 градуса, тогда и россиянам грозит нехватка пищи. Напомним, что, по прогнозу МГЭИК, к 2009 г. Земля может нагреться на 1,8^1 градуса.

Увеличится число смертей, травм и болезней, связанных с «волнами тепла» (это долгие периоды экстремальной жары), наводнениями, ураганами, лесными пожарами и засухами. Одна из бед глобального потепления - всех этих погодных катаклизмов с каждым годом становится все больше, в том числе и в России.

Все больше людей будут страдать от диареи и маяться от других недугов пищеварительной системы. Кардиореспираторных заболеваний тоже станет больше. Инфекционные заболевания грозят жителям регионов, где раньше о заразе и не слыхали. В первую очередь это малярия и лихорадка Денге. До России тропические болезни не доберутся. Но у нас в стране уже расширяется ареал распространения клещевого энцефалита.

В средних и северных широтах у аллергиков, реагирующих на пыльцу, уже прибавилось проблем: период цветения растений начинается раньше и длится дольше.

Неужели от глобального потепления здоровью сплошной вред? Разумеется, нет. Эксперты МГЭИК считают, что меньше станет проблем, связанных с холодом, в том числе и смертей от переохлаждения. «Жить в суровом климате - удовольствие небольшое! А у нас большая часть страны так и живет, 60% российской территории покрыто вечной мерзлотой, - объясняет Олег Анисимов, один из экспертов, профессор из Государственного гидрологического института - Так что для России в целом потепление - большое благо. Но вместе с этим в Арктике мы уже столкнулись с новыми болезнями. Дело в том, что раньше большинство микробов за зиму вымерзало. Мороз - такой же надежный способ дезинфекции, как и кипячение. А сейчас из-за теплых зим они вдруг начали выживать!»

III. Закрепление изученного материала

Назовите основные признаки глобальной проблемы.

По международным опросам, обеспокоены негативным влиянием ухудшающейся экологической ситуации на здоровье людей 89% россиян, 67% граждан США, 51 % канадцев, 27% норвежцев, 21% финнов, 14% датчан. Проанализируйте эти данные. Чем, по вашему мнению, объясняется столь значительный разброс мнений?

Опросы показывают, что американцы и финны, россияне и датчане с разной степенью остроты воспринимают угрозы, порожденные глобальными проблемами современности. Значит ли это, что бремя решения этих проблем должно быть возложено прежде всего именно на те страны, где особенно велико число граждан, озабоченных глобальными проблемами?

Выступая на научной конференции, ученый заявил: «Пора осознать, что человечество идет к своему концу. У нас нет сил и возможностей спасти самих себя. Мы обречены». Согласны ли вы с этим мнением? Свой ответ аргументируйте.

(Учитель подводит итог урока.)

Домашнее задание

1. Выучите записи в тетради.

2. Индивидуальные задания. Подберите материалы СМИ по следующим вопросам:

Энергетическая проблема и пути ее решения;

Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения;

Проблема рационального использования ресурсов Мирового океана;

Основные пути решения природоохранных проблем;

Урбанизация как всемирный процесс;

Проблема преодоления отсталости развивающихся стран.

Разделы: История и обществознание

Дидактические цели:

  1. Образовательные:
  • Выяснить причины возникновения глобальных проблем.
  • Охарактеризовать глобальные проблемы.
  • Определить пути решения глобальных проблем.
  • Развивающие:
    • Развивать умения извлекать нужную информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, схема, карта, аудиовизуальный ряд, мультимедиа), интерпретировать и переводить информацию из одной знаковой системы в другую.
    • Развивать умения критически осмысливать информацию, формулировать собственные суждения, обосновывать их.
    • Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи.
  • Воспитывающие:
    • Формировать у учащихся чувство ответственности за судьбу цивилизации.
    • Способствовать формированию у учащихся бережного отношения к природе.

    Методическая цель: формирование способов работы учащихся с различными источниками информации.

    Ход урока

    I этап. Организационно-мотивационный

    Задача: определение темы, постановка учебных задач, создание мотивационной установки на урок.

    Методы: наглядный, эвристический, стимулирования познавательного интереса, словесный (беседа), фронтальный, под руководством учителя.

    Слайд № 1

    Учитель: Начнем наш урок с просмотра фотографий и попробуем определить тему нашего урока.

    Слайд № 1-8

    Учитель: Что отражают эти фотографии?

    Ожидаемый ответ: Современные проблемы: загрязнение окружающей среды, нищета и голод в странах «третьего мира», войны, терроризм.

    Слайд № 9

    Учитель: А что мы видим на этой фотографии?

    Учащиеся: Это мегаполис, который затоплен мировым океаном.

    Учитель: Это фотоколлаж. Фотохудожники показали нам, что может произойти в недалеком будущем в результате катастрофического глобального потепления. Так какую же тему мы сегодня будем изучать?

    Слайд № 10

    Учащиеся: «Глобальные проблемы современности».

    Слайд № 11 (анимация)

    Учитель: Мы должны решить следующие задачи:

    • выяснить причины глобальных проблем;
    • охарактеризовать глобальные проблемы;
    • определить пути их решения;
    • продолжить освоение способов работы с различными источниками информации.

    II этап. Изучение нового материала

    1. Причины глобальных проблем

    Задача: выявить причины глобальных проблем.

    Методы: словесно-логический, наглядно-иллюстративный, репродуктивный, фронтальный.

    Учитель: Начнем с выяснения причин возникновения глобальных проблем.

    Слайд № 12

    Учитель: Один английский исследователь сказал: «До наших дней человечества как единого целого не существовало». Взаимосвязь и взаимозависимость государств, народов резко возросли. Как называется это явление современной жизни?

    Ожидаемый ответ: Глобализация.

    Учитель: Глобализация – усиление взаимосвязи и взаимозависимости мира - это первая причина возникновения глобальных проблем.

    Слайд № 12 (анимация)

    Учитель: Итальянский общественный деятель Печчеи говорил о том, что нынешняя фаза прогресса принесла человечеству множество щедрых подарков и в то же время грозит ему неслыханными бедами. Как вы думаете, что Печчеи понимал под щедрыми подарками, а что под неслыханными бедами?

    Учащиеся: «Подарки»: телевидение, возможность быстрого перемещения, связи, освобождение человека от тяжелого физического труда, лечение многих болезней, создание искусственных материалов. «Беды»: создание атомного оружия; деятельность промышленных предприятий, которые загрязняют окружающую среду; вырубка лесов и т. д.

    Учитель: И щедрые подарки и беды являются результатом активной преобразовательной деятельности человека. Другая причина возникновения глобальных проблем - активная преобразовательная деятельность человека, которая может носить и разрушающий характер.

    Слайд № 12 (анимация)

    2. Глобальные проблемы

    Задача: охарактеризовать основные глобальные проблемы современности.

    Методы: частично-поисковый, практический, наглядно-иллюстративный, словесно- логический, самостоятельной и групповой работы.

    Слайд № 13

    Учитель: Основными глобальными проблемами являются:

    • проблема «Север - Юг»: увеличение пропасти между бедными и богатыми странами;
    • экологический кризис;
    • терроризм и угроза новой мировой войны.

    Учитель: Сейчас наша задача охарактеризовать эти проблемы. Работать будем индивидуально и в группах. Каждая группа анализирует определенную проблему по различным источникам информации, а затем выступает с результатами своей работы. Результатом нашей общей работы будет заполненная таблица:

    Слайд № 14

    Проблема «Экологический кризис»

    Задание для группы (исследователи и интерпретаторы):

    1. из текста приведите примеры проявлений экологического кризиса;
    2. назовите возможные последствия экологического кризиса.

    Экологическая эмиграция

    Продолжающийся нагрев атмосферы способствует расширению пустынь. Во всем мире за последние годы жертвами этого процесса стали 10 млн квадратных километров. Больше всего пострадали Азия, Латинская Америка и Европа – северные берега Средиземного моря. Трагичны последствия опустынивания в Африке: леса там уступают место пескам. Доходит до того, что людям даже не на чем готовить пищу – нет дров.

    Непомерный рост народонаселения и вызванное этим увеличение нагрузки на экосистемы драматически сказываются на судьбах самих людей. Уже появилось понятие «эмиграция из-за разрушения природных условий обитания». Главной причиной бегства с родных земель стало изменение климата. В 1996 году, по данным ООН, таких экологических эмигрантов уже насчитывалось 26 млн. 173 млн. человек живет под угрозой покинуть насиженные места...

    Современные прогнозы на будущее несколько снизили тревогу, появившуюся в конце 80-х годов, когда, по расчетам демографов, население мира должно было к 2100 году достичь примерно 14 млрд человек. Сейчас специалисты считают, что к 2050 году население планеты составит самое большее 9,4 млрд человек.

    Большинство ученых считают: если человечеству уж совсем откажет разум и случится так, что численность населения Земли перейдет через верхнюю допустимую черту – 12 млрд, тогда все экосистемы будут разрушены, от 3 до 5 млрд человек окажутся в положении медленно умирающих от голода и жажды...

    Александровский Г. По материалам немецкого журнала «Фокус» // География в школе. – 1998. – № 3. – С. 50–51.

    Проблема «Север - Юг»

    Задание для группы (практики, экспериментаторы):

    1. По таблицам «ВВП на душу населения» перечислите страны, относящиеся к самым богатым и к самым бедным.
    2. По политической карте мира определите, в каких регионах мира находятся самые бедные и самые богатые страны, назовите регионы.
    3. Объясните, почему проблема разрыва в уровне жизни между богатыми и бедными странами получила название «Север – Юг»?

    Самые богатые страны

    Страны

    ВВП на душу населения (в долларах США)

    Лихтенштейн

    Швейцария

    Люксембург

    Норвегия

    Германия

    Самые бедные страны

    Страны

    ВВП на душу населения (в долларах США)

    Сан-Томе и Принсипи

    Мозамбик

    Таджикистан

    Кампучия (Камбоджа)

    Гвинея-Бисау

    Задание для группы (практики):

    Таблицы: «ВВП на душу населения самых бедных стран» и «ВВП на душу населения самых богатых стран»

    1. Определите средний показатель ВВП на душу населения для десятка самых бедных стран.
    2. Определите средний показатель ВВП на душу населения для десятка самых богатых стран.
    3. Сравните эти два показателя и сделайте вывод об уровне жизни в бедных странах.

    Задание для группы (исследователи, интерпретаторы, практики, экспериментаторы):

    1. По фрагменту предложенного текста определите, какие проблемы в развивающихся странах стоят наиболее остро.
    2. Как вы думаете, какие последствия могут иметь нерешенные проблемы развивающихся стран?

    На Юг приходится 90% прироста населения. Бурный рост населения в развивающихся странах происходит в условиях, когда значительная часть проживающих в них людей находится на грани или в состоянии ужасающей нищеты. В крохотной африканской хижине без окон ежегодно прибавляется на свет по ребенку, если у главы семейства одна жена, и больше, если жен несколько - и так до тех пор, пока женщина не умирает при родах или не наступает вторичное бесплодие. И эти девять-десять, а то и все два десятка ребятишек изо дня в день не доедают…

    Многомиллиардная помощь на развитие Юга - благо ли? Многочисленные теоретические анализы и практические исследования ситуации наглядно показали, какой вред эти миллиарды причинили странам, для развития которых они предназначались. Теперь неимущее население беднейших стран вынуждено платить проценты с тех сумм предоставленных кредитов, которые приносят богатеющим местным князькам обильные проценты с их лицевых счетов в швейцарских банках. Подсчитано, что за те годы, в течение которых происходило освобождение бывших колоний и молодые государства начали развиваться как самостоятельные, развитые государства выжали из них больше реальных ценностей, чем бывшие метрополии за предыдущие три столетия колониального господства. Развивающиеся страны задолжали развитым капиталистическим государствам более одного триллиона долларов…

    Все больше плодородной, нередко введенной в оборот благодаря дорогостоящему орошению земли изымается у местных производителей сельхозпродукции, столь необходимой для собственного потребления. Вместо нее возделываются доходные экспортные культуры. Положение еще больше усугубляется поставками избыточной сельскохозяйственной продукции из США и стран Европейского Союза, в сравнении с которой, продукция, произведенная трудом местных крестьян, попросту оказывается неконкурентоспособной. Одновременно военщина ряда африканских стран получит дополнительный стимул к тому, чтобы с помощью силы прибрать к рукам традиционные общинные земли - основу пропитания местного населения, - превратив их в крупные плантации. А это в свою очередь будет означать лишь, что, с одной стороны, еще больше разбогатеют единицы, еще больше возрастут суммы на счетах правящей элиты в швейцарских банках, еще больше увеличится могущество пищевых концернов, опутавших своими сетями весь мир, а с другой - еще больше возрастет зависимость правительств беднейших стран Юга, а главное, еще острее станет проблема голода для обездоленной части населения планеты.

    По материалам печати.

    Проблема «Угроза новой мировой войны»

    Задание для группы экспериментаторов:

    1. Каковы проявления данной проблемы?
    2. Каковы возможные последствия новой мировой войны?

    Работа в группах 7-10 минут. Выступление представителей от групп 10-12 минут и заполнение таблицы по ходу выступления групп.

    Слайды № 15-17

    Глобальная проблема

    Проявления

    Возможные последствия

    Экологический кризис

    Расширение пустынь, изменение климата, загрязнение окружающей среды, сокращение продуктивности живого покрова, истощение ресурсов

    Разрушение экосистем, смерть 3-5 млн. от жажды и голода

    «Север-Юг»

    Нищета в слаборазвитых странах, долг более 1 трлн. долларов, разорение местных производителей, политическая и военная нестабильность

    Рост разрыва в уровне жизни между Севером и Югом, рост нищеты и зависимости правительств беднейших стран Юга

    Угроза новой мировой войны

    Расширяется круг ядерных держав, растут запасы вооружений, локальные войны, терроризм

    Мировая война, уничтожение жизни на Земле

    Учитель подводит итоги по таблице: Таким образом, у нас теперь заполненная таблица по основным глобальным проблемам.

    3. Пути решения глобальных проблем

    Задача: познакомить учащихся с конкретными примерами решения глобальных проблем, определить пути их решения.

    Методы: частично-поисковый, исследовательский, самостоятельной и групповой работы, работы под руководством учителя, фронтальный.

    Учитель: Как вы видите, глобальные проблемы грозят гибелью всему человечеству. Чтобы этого не произошло, нужно действовать уже сейчас. Следующий вопрос «Пути решения глобальных проблем».

    Слайд № 18

    Учитель: Решением глобальных проблем озабочена прогрессивная часть человечества, которая осознает опасность глобальных проблем для самого существования человечества. Вклад в решение глобальных проблем вносят межгосударственные и международные соглашения, общественные организации и экологические движения.

    Слайд № 18 (анимация)

    Учащиеся записывают схему со слайда.

    Учитель: Сейчас наша задача - на примерах познакомиться со способами решения глобальных проблем. Работать будем индивидуально и в группах. Каждая группа работает по одному из этих направлений по различным источникам информации, а затем выступает с результатами своей работы.

    Работа в группах 8 минут.

    Международные и межгосударственные соглашения

    (по материалам Интернет-сайтов «374.ru от сложного к простому» и «Википедия»)

    1. Что такое Киотский протокол?
    2. Почему он носит глобальный характер?
    3. С какими проблемами столкнулась реализация Киотского протококола?

    Общественные организации. Римский клуб

    Задание для группы экспериментаторов и интерпретаторов:

    1. С какой целью и когда был создан Римский клуб?
    2. Чем занимается Римский клуб?
    3. Почему члены Римского клуба считают очень важным для решения глобальных проблем изменение сознания и мышления человека?
    4. Какие приоритетные направления в воспитании выделили члены Римского клуба? Попробуйте дополнить этот список.

    Экологические движения. Greenpeace

    Задание для группы практиков:

    (по материалам Интернет-сайта «Википедия»)

    1. Что такое Гринпис? Когда она основана?
    2. В чем специфика деятельности Гринпис?
    3. Действует ли Гринпис в России?
    4. Приведите пример (по выбору) успешной акции Гринпис.

    Выступление групп 6 минут.

    Слайд № 19

    Учитель: Большую роль в решении глобальных проблем играют усилия всего мирового сообщества. Рассмотрим на конкретном примере. Речь пойдет о Киотском соглашении.

    Выступление группы «Международные и межгосударственные соглашения».

    Учитель: Решить глобальные проблемы можно только усилиями всего мирового сообщества.

    Слайд № 19 (анимация)

    Учитель: Идея глобального моделирования возникла в конце 60-х начале 70-х годов. Особая роль в разработке и применении глобального моделирования принадлежит Римскому клубу - организации западных ученых, бизнесменов, политиков и общественных деятелей, озабоченных выработкой мер по предотвращению глобальных угроз.

    Выступление группы «Римский клуб».

    Учитель: Решение глобальных проблем невозможно без изменения мышления человека.

    Слайд № 19 (анимация)

    Учитель: Вклад в решение глобальных проблем вносят и экологические движения.

    Выступление группы «Greenpeace».

    Слайд № 20

    Учитель: «Человеческая история достигла водораздела, за которым изменение политики становится неизбежным. Более миллиарда человек, не могущих удовлетворить основные потребности, наши собственные дети и внуки и сама планета Земля требует революции. Она грядет. Мы знаем, что у нас есть возможность предотвратить опасность, хаос и конфликты, которые в противном случае неизбежны». Эти слова премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундланд произнесла на конференции ООН в 1992 году, они не потеряли своей актуальности.

    III этап. Закрепление материала

    Задача: выделить тезисы урока, проговорить их.

    Методы: устный, фронтальный, наглядный, репродуктивный.

    Слайд № 21

    Тезисы урока:

    • Основными глобальными проблемами являются увеличение пропасти между бедными и богатыми странами, экологический кризис, терроризм и угроза новой мировой войны.
    • Причинами возникновения глобальных проблем являются возросшая взаимосвязанность и взаимозависимость мира, возросшая мощь преобразовательной деятельности человека, низкий уровень сознания.
    • Глобальные проблемы затрагивают жизненно важные интересы всего человечества и требуют согласованных международных действий.
    • Один из важнейших путей преодоления глобальных проблем – изменение мышления людей, осознание необходимости борьбы с голодом и нищетой, бережного отношения к природным ресурсам.

    IV этап. Подведение итогов, выставление оценок

    V этап. Домашнее задание:

    Слайд № 22

    1. Характеризовать глобальные проблемы.
    2. Глобальные проблемы (другие) и шаги по их решению (сообщение).

    Волык Наталья Анатольевна

    учитель географии

    Гвардейской общеобразовательной I-III ступеней школы №1

    Симферопольский район АР Крым

    10 класс

    Урок №12

    Тема. Глобальные проблемы человечества.

    Цель: сформировать у учащихся представление о глобальных проблемах человечества;

    способствовать развитию логического мышления учащихся, умению вести диалог.

    Оборудование: политическая карта мира, иллюстрации и фотографии с изображениями

    военных действий, экологических бедствий, промышленных предприятий, насе-

    ления. Изображение богини правосудия - Артемиды.

    Тип урока: нетрадиционный, урок-игра "Народный суд".

    Структура урока:

    I. Организационный момент………………………………………………..1 мин.

    II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся……………………2 мин.

    III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся……….1 мин.

    IV. Изучение нового материала……………………………………………...37 мин.

    V. Закрепление новых знаний и умений учащихся…………………………2 мин.

    VI. Итог урока…………………………………………………………………..1 мин.

    VII. Домашнее задание………………………………………………………….1 мин.

    Ход урока.

    I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

    II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

    Беседа по вопросам.

    1)Как человек влияет на окружающий его мир?

    2)Каковы последствия этого влияния? Чем оно угрожает планете Земля в целом?

    3)Как вы понимаете выражение "глобальные проблемы человечества"?

    III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

    Рассказ учителя.

    Современные проблемы существования и развития человечества в целом - предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов; преодоление разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами, устранение голода, нищеты и неграмотности; регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение человечества необходимыми ресурсами - продовольствием, промышленным сырьем, источниками энергии; предотвращение отрицательных последствий развития науки и техники. Глобальные проблемы порождены противоречиями общественного развития, резко возросшими масштабами воздействия деятельности человечества на окружающий мир и связаны также с неравномерностью социально-экономического и научно-технического развития стран и регионов. Решение глобальных проблем требует развертывания международного сотрудничества.

    Запись в тетради:

    Глобальные проблемы - наиболее масштабные, актуальные и неотложные проблемы человечества, отчетливо оформились во второй половине ХХ века: проблемы мира и разоружения, экономического роста и социального развития, использование природных богатств и их истощения, проблема численности населения Земли (по А. А.Ене., А. В. Супрычеву).

    IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    Состав участников: пять учащихся представляют себя в виде глобальных проблем (учащимся роздан вспомогательный материал).

    Ход игры.

    1). Учащимся предлагается сделать выбор в самой важной глобальной проблеме человечества и проголосовать (1-2 раза, в зависимости от количества учащихся в классе) за каждую "глобальную проблему" отдельно. Результаты записываются на доске.

    2). Каждый участник, представляя глобальную проблему, доказывает, что именно она является самой важной, опираясь на факты, изложенные в дополнительном материале и собственные знания по теме.

    (Например: дополнительный материал

    ВОЙНА: ядерное оружие, ядерные технологии. "Ядерные" державы США, Россия, Франция, Великобритания, Китай. I и II мировые войны, Афганистан, Чечня. Меняются границы государств, гибель людей, "отмывание" больших денег.

    ДЕМОГРАФИЯ: перенаселение (Китай и Индия), превышение смертности над рождаемостью в странах Европы, уровень образованности населения, перемещение населения, возрастание преступности.

    ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ: нефть, уголь, газ - основные источники тепла и энергии на Земле; все

    • Типология стран современного мира Урок географии в 10 классе Разработала: учитель географии Пономарева Елена Владимировна

    • Тип урока: урок общеметологической направленности.
    • Цели урока:познакомить с разнообразием стран мира и их классификацией;совершенствовать навыки работы с контурными картами и тематическими картами.
    • Оборудование: учебник, атлас,рабочая тетрадь,контурные карты, тематические карты, статистические материалы, интернет-ресурсы, интерактивная доска.

    • 1.Орг. момент

    2.Актуализация знаний

    • -Какая страна
    • имеет самую большую площадь территории?(покажите на карте)
    • -С какими странами граничит Россия?(покажите на карте)
    • -На какой карте показаны страны мира?(на политической)
    • -Как называется главный город страны?(столица)
    • -Докажите, что страны мира разнообразны.
    • -Какие страны входили в СССР?(покажите на карте)

    • Задание. Установите соответствие между странами и материками, на которых они расположены.
    • Страна Материк
    • Страна Материк 1)Китай А)Евразия 2)Канада Б)Африка 3)Бразилия В)Северная Америка 4)ЮАР Г)Южная Америка 5)Франция 6)Индия 7)Ливия
    • Страна Материк 1)Китай А)Евразия 2)Канада Б)Африка 3)Бразилия В)Северная Америка 4)ЮАР Г)Южная Америка 5)Франция 6)Индия 7)Ливия
    • Страна Материк
    • 1)Китай А)Евразия
    • 2)Канада Б)Африка
    • 3)Бразилия В)Северная Америка
    • 4)ЮАР Г)Южная Америка
    • 5)Франция
    • 6)Индия
    • 7)Ливия
    • Ответ:1А,2В,3Г,4Б,5А,6А,7Б,8А.

    3.Работа по теме урока.

    План урока

    1.Количество и группировка стран.

    2.Типология стран.

    3.Экономически развитые страны.

    4.Развивающиеся страны.

    5 Страны с переходной экономикой.

    В чем состоит многообразие современного мира? (Работа в тетрадях со схемой)


    Типология стран мира

    По численности населения

    По площади территории

    По географическому положению

    По социально-экономическому статусу

    • Работа с картой Приведите примеры стран по каждой группе и покажите на карте. (работа в микрогруппах(4))
    • Работа с картой Приведите примеры стран по каждой группе и покажите на карте. (работа в микрогруппах(4))
    • Работа с картой Приведите примеры стран по каждой группе и покажите на карте. (работа в микрогруппах(4))
    • Работа с картой Приведите примеры стран по каждой группе и покажите на карте. (работа в микрогруппах(4))
    • Работа с картой Приведите примеры стран по каждой группе и покажите на карте. (работа в микрогруппах(4))
    • Работа с картой Приведите примеры стран по каждой группе и покажите на карте. (работа в микрогруппах(4))
    • Работа с картой Приведите примеры стран по каждой группе и покажите на карте. (работа в микрогруппах(4))
    • Работа с картой
    • Приведите примеры стран по каждой группе и покажите на карте.
    • (работа в микрогруппах(4))
    • Вопросы:1) Почему количество стран постоянно меняется?(распадаются, обЪединяются, добиваются независимости.) Большая часть стран современного мира- суверенные,т.е.независимые. Задание:Найдите в учебнике определение суверенное государство и запишите в тетради. Остальные страны-это несамоуправляющиеся территории(преимущественно бывшие колонии Великобритании,Франции,Нидерландов)

    ВВП (валовый внутренний продукт) - показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за год (долларах США).

    ИЧР (ИРЧП) – индекс человеческого развития (индекс развития человеческого потенциала).

    Включает: Уровень душевых доходов, среднюю продолжительность жизни, уровень образования и здравоохранения.


    Страны мира

    Развитые

    Развивающиеся

    С переходной экономикой


    • Что такое ИЧР?(индекс человеческого развития).
    • Найдите в учебнике примеры стран по этим критериям, покажите на карте.
    • Изучите источники дополнительной информации и ответьте на вопросы:
    • Назовите страны с ИЧР больше 0,9.(Норвегия,Австралия,Швеция,Швейцария,Нидерланды,Германия, Дания,Сингапур,Канада,США, Япония и др.)
    • Назовите страны с ИЧР меньше 0,3.(Чад,Нигер,ЦАР).
    • Какое место по ИЧР занимает Россия?(49)
    • Работа с картой

    Развитые страны

    Внеевропейские страны

    Большая семёрка


    Развитые страны

    Внеевропейские страны

    Большая семёрка

    США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Россия.


    Развитые страны

    Внеевропейские страны

    Менее крупные страны Западной Европы

    Большая семёрка

    Австрия, Швейцария, Норвегия, Швеция, Финляндия, Испания, Нидерланды, Бельгия и др.


    Развитые страны

    Внеевропейские страны

    Менее крупные страны Западной Сибири

    Большая семёрка

    Австралия, ЮАР, Новая Зеландия, Израиль.


    Развивающиеся страны

    Ключевые страны

    Нефти-экспорт страны

    Наименее развитые страны

    Отстающие в развитии


    Развивающиеся страны

    Страны достигшие относительно высокого уровня развития

    Нефти-экспорт страны

    Ключевые страны

    Индия, Китай, Мексика, Бразилия.

    Наименее развитые страны

    Отстающие в развитии



    Развивающиеся страны

    Ключевые страны

    Страны достигшие относительно высокого уровня развития

    Нефти-экспорт страны

    Наименее развитые страны

    Отстающие в развитии

    Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла



    Развивающиеся страны

    Ключевые страны

    Страны достигшие относительно высокого уровня развития

    Нефти-экспорт страны

    Респ. Корея, Сингапур, Тайвань, Таиланд, Малайзия, Индонезия.

    Наименее развитые страны

    Отстающие в развитии



    Развивающиеся страны

    Ключевые страны

    Страны достигшие относительно высокого уровня развития

    Нефти-экспорт страны

    ОАЭ, Кувейт, Катар, Бруней, Саудовская Аравия.

    Наименее развитые страны

    Отстающие в развитии



    Развивающиеся страны

    Ключевые страны

    Страны достигшие относительно высокого уровня развития

    Нефти-экспорт страны

    Наименее развитые страны

    Отстающие в развитии

    Большинство стран Африки, есть в Азии и Латинской Америки



    Развивающиеся страны

    Ключевые страны

    Страны достигшие относительно высокого уровня развития

    Нефти-экспорт страны

    Наименее развитые страны

    Отстающие в развитии

    Бангладеш, Непал, Афганистан, Йемен, Мали, Нигер, Чад, Эфиопия, Сомали, Мозамбик, Гаити.



    Страны с переходной экономикой

    Страны Балтии

    Страны Центрально-Восточной Европы Страны

    Польша, Чехия, Словакия, Венгрия

    Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан, Азербайджан, Армения, Туркмения, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан.

    Эстония, Латвия, Литва



    • Задание: Найдите в тексте учебника социалистические страны и нанесите их а контурную карту.
    • (КНДР,КУБА,КИТАЙ.)

    Богатые страны способны не только обеспечивать полноценное развитие собственной экономики, но и стимулировать развивающиеся страны и своих соседей. Чем богаче страна, тем больше она пытается расширить сферу влияния.

    Самые богатые страны мира , отобранные по размеру ВВП на душу населения.


    • 4.Закрепление(работа с картой)
    • -Покажите самые большие по площади страны.
    • -назовите и покажите страны,имеющие больше пяти соседей(Россия,Китай,ФРГ.)
    • -Назовите и покажите пять развивающихся стран.(Например:Индия,Китай,Аргентина,Малайзия, Бангладеш.)
    • -Назовите и покажите страны «Большой семерки».(США,Япония,ФРГ,Франция,Великобритания,Италия,Канада).
    • -Почему Китай относят к развивающимся
    • странам?(ВВП-9 тыс.дол.)
    • 5.рефлексия
    • -Я понял(не понял) тему урока.
    • -Я оцениваю свою работу на уроке(отлично,хорошо,удовлетворительно).
    • -У меня были проблемы на уроке.
    • Домашнее задание 1.Параграф 1.(стр.6-11) 2.Ответить на вопросы в учебнике стр.12. 3.Выполнить задание 2 стр. 13 учебника. 4.Подготовить сообщение или презентацию(по выбору) на тему: «Военно-политический блок НАТО»