Презентация на тему "профессия и здоровье". Профессиональная карьера и здоровье

Презентация к уроку по технологии для 9 класса
«Профессия и здоровье»
Автор: Алексеева Татьяна Владимировна,
учитель технологии, педагогпсихолог высшей категории
МОУ «Октябрьская средняя
общеобразовательная школа № 2»

ПРОФЕССИЯ
ЗДОРОВЬЕ
ЗДОРОВЬЕ
ПРОФЕССИЯ

двигательные

анализаторные

нервнопсихические

интеллектуальные

Типы заболевания
Примеры профессий
Органы дыхания
Горнорудный мастер, шахтер,
мастер литейного производства
Органы слуха
Продавец, учитель, экскурсовод
Органы зрения
Сталевар, сборщик часов,
телемастер, ювелир
Сердечно-сосудистая
система
Лётчик, водолаз, монтажниквысотник
Нервная система
Врач, учитель, официант
Опорно-двигательная
система
Токарь, ткач, парикмахер,
каменщик
Органы пищеварения
Шахтер, водитель, аппаратчик
химического производства

без ошибок 1-2 ошибки3-4 ошибкиболее 5 ошибок-
5
4
3
2

Людвиг Ван Бетховен – великий композитор.
Лишён слуха.

Джон Мильтон
английский поэт, политический деятель, мыслитель.
Лишён зрения.

Скороходова Ольга Ивановна
Кандидат педагогических наук.
Лишена зрения и слуха.

Маресьев Алексей Петрович – Герой Советского
Союза, лётчик-истребитель.
Лишён обеих ног.

Сделайте вывод о значимости
владения информацией при
выборе учебного заведения в
зависимости от состояния
здоровья.

Профотбор – определение годности
кандидата по состоянию здоровья на
основе социальнопсихологического и
психофизиологического и психофизиологического изучения личности
кандидата.

Как вы понимаете слова?
Человек, которому некогда
позаботиться о своем здоровье, подобен
ремесленнику, которому некогда наточить
свои инструменты.
И. Мюллер.

Занятие начинается с показа презентации. Слайд 1

Подходя к выбору будущей профессии серьезно и ответственно, следует не забывать, что будущая профессия должна быть, не только интересна и увлекательна для Вас, пользоваться спросом на рынке труда, соответствовать Вашим способностям, и быть безопасной для Вашего здоровья.

Итак, тема нашего занятия называется “ Профессия и здоровье”.

Вначале занятия предлагается провести разминку “Мир профессий”. Подросткам необходимо назвать как можно больше профессий, начинающихся на буквы “З, Д,О,Р,В,Е” Слайд 2

Напомнить значение слова здоровье нормальное состояние организма человека, при котором правильно действуют все его органы.

Основная часть.

Педагог просит расставить по порядку личной значимости предпочитаемые для детей ценности. Слайд 3

  • Назовите ценности, вошедшие в пятерку первых.
  • На какое место каждый из Вас поставил такую ценность как здоровье?
  • Определяя место здоровью, задумывались ли Вы о реальном состоянии Вашего организма?

В результате обсуждения подвести детей к выводу, что здоровье изначально принадлежит человеку и управляется им самим, независимо от того, осознает он это или нет.

А знаете ли вы о состоянии Вашего здоровья?

Детям предлагается ответить на вопросы методики “Мое здоровье” с дальнейшим обсуждением результатов. Чем больше у вас ответов “нет”, тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины положительных ответов - сигнал о неблагополучии.

Если больше чем в десяти утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, уделите внимание своему самочувствию. .

Акцентировать внимание детей на том, что необходимо прислушиваться к этим сигналам, в противном случае неминуемо ждут серьезные проблемы со здоровьем. Чтобы укреплять и сохранять здоровье, то есть управлять им, необходимо знать, что влияет на его формирование от чего же мы заболеваем? В ответах подчеркиваются высказывания о наследственных заболеваниях, инфекционных, заболеваниях вызванных образом жизни.

Педагог сообщает, что по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) существуют факторы, влияющие на формирование здоровья человека. Слайд 4

Данные факторы могут оказывать различное влияние на наше здоровье.

Сфера влияния факторов

Факторы

Укрепляющие здоровье

Ухудшающие здоровье

Генетические

Состояние окружающей среды

Медицинское обеспечение

Условия и образ жизни

Заполнив таблицу, зачитать народную пословицу “Здоровье – это вершина, на которую постоянно нужно взбираться самому” обсудить, что поведение человека может быть направлено или на саморазрушение, или на самосохранение.

Что помогает человеку защититься от болезней? В беседе подчеркнуть защитные функции самого организма.

Напомнить значение слова иммунитет – способность организма противостоять инфекциям, микробам, болезням.

Как помочь организму бороться с болезнями? укрепить иммунитет? Педагог предлагает детям правила здорового образа жизни, укрепляющие иммунитет. Слайд 5

Детям предстоит определить, как они относятся к своему здоровью, выполнив анкетирование “Соблюдаете ли вы меры профилактики инфекционных заболеваний”. Подводя итоги анкетирования, педагог еще раз подчеркивает, что человек сам несет ответственность за свое здоровье, используя принятые во всем мире меры профилактики (прививки, гигиена питания, своевременное обращение за медицинской помощью, здоровый образ жизни).

Спросить знают ли дети, где можно выяснить о соответствии уровня здоровья выбранной профессии?

Законом нашего государства предусмотрено, что подростки должны проходить медицинский осмотр перед поступлением на любую работу, независимо от степени ее вредности и тяжести.

Предлагается перечислить специальности посещаемых врачей (невропатолог, окулист, психиатр, хирург, нарколог, терапевт). Для чего нужны различные врачебные специальности? Слайд 6

Педагог сообщает, что в ходе проведения медицинских осмотров решается вопрос о годности подростка для обучения или работы в избранной им профессии, и на основании данных о состоянии здоровья даются рекомендации профессионального труда.

Подчеркивается, что по результатам медицинских осмотров довольно значительное число подростков из-за отклонений в состоянии здоровья, в той или иной степени ограничены в выборе профессии, а связано это с тем, что многие из осваиваемых подростками профессий предъявляют повышенные требования к органам зрения, слуха, сердечно-сосудистой системе, опорно-двигательному аппарату. При обсуждении педагог подводит детей к выводу, что при выборе профессии следует учитывать условия, в которых необходимо трудиться, а также требования, предъявляемые профессиональным трудом к организму человека.

Дается понятие условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье работника . Слайд 7

Безопасными условиями труда считают такие условия, при которых воздействие на работника вредных и опасных производственных факторов исключено или их уровни не превышают гигиенических нормативов. .

Вредным производственным фактором называют фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение трудоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства. .

Педагог предлагает определить, какие факторы производственной сферы влияют на человека в определенных условиях труда. Где выше вероятность воздействия вредных производственных? Слайд 8

В ходе обсуждения обратить внимание детей, что влияют физические факторы (температура, влажность, шум, пыль, вибрация), химические факторы, биологические факторы (микроорганизмы, клетки), факторы трудового процесса (напряженность и физическая тяжесть труда). Слайд 9

Ознакомить детей с медицинскими противопоказаниями. Слайд 10

Заключительная часть.

Отработка личной стратегии в ситуации профессионального выбора. Педагог поясняет, что профессионально пригодным подростка можно считать лишь в том случае, если он способен успешно освоить профессию и работать в ней без ущерба для своего здоровья.

Педагог зачитывает загадки. Детям предлагается угадать профессии и определить, как зависят требования профессии к человеку от условий труда. Слайд 11,12

Есть у Андрюши старший брат –
Отличной выправки солдат.
Несет он службу, но притом
Вооружен водой, багром.
Он на посту в мороз и в зной.
Скажите, кто же он такой?
(Пожарный)

Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руке ведро,
Сам раскрашен он пестро.
(Маляр)

Приготовит мама суп
Малышам из разных групп,
Ловко вылепит котлеты
И нарежет винегреты.
И с такой умелой мамой
Я бываю сытый самый!
(Повар)

Ходят шумно поезда
И сигналят иногда
Нам гудками или свистом,
А ведут их...
(Машинист)

Для осмысления полученного опыта детям предлагается закончить фразу “ Ваше здоровье - это …..”

Литература:

  1. Бендюков М., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации, СПб, 1997.
  2. Резапкина Г.В., Психилогия и выбор профессии: программа предпрофильной учебной подготовки. М.: Генезис,2009.
  3. Родионов В.а. и др.Я и другие, Тренинги профессиональных навыков для учащихся 1-11 классов-Ярославль:Академия развития: Академия Холдинг:2003.
  4. Российская энциклопедия по охране труда: В 3 т. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС,2007.

Слайд 2

«Больной»

Заполните пожалуйста карточки «Больной»

  • Как он выглядит?
  • С кем дружит?
  • Что любит?
  • Что он думает?
  • Что делает?
  • О чем мечтает?
  • Слайд 3

    Практически все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека

    — двигательные: координация движений, сила и мышечная выносливость;
    — анализаторные: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
    — нервно-психические: сила, подвижность, уравновешенность нервной системы;
    —интеллектуальные: свойства мышления, внимания и памяти.

    Слайд 4

    По условиям труда врачи делят профессии на четыре группы:

    1) бытовые условия;
    2) умеренное или непостоянное неблагоприятное воздействие;
    3) одновременное воздействие нескольких неблагоприятных факторов;
    4) тяжелые и вредные условия труда.

    Слайд 5

    Задание 2. Медицинские ограничения профессиональной пригодности

    Отметьте факторы, которые могут ограничить ваш профессиональный выбор.

    Слайд 6

    Задание 3. Методика «Мое здоровье».

    Чем больше "нет", тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины положительных ответов — сигнал неблагополучия. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.
    Если более чем в десяти утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, уделите внимание своему здоровью. Если вы хотите выбрать работу, связанную с эмоциональными и физическими нагрузками, проконсультируйтесь с врачом.

    Слайд 7

    Девять шагов уверенности в себе
    1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и соот-ветственно сформулируйте, чего вы хотите от жизни.
    2. Никогда не говорите о себе плохо, за вас это сделают другие.
    3. Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыс-лям, заняться тем, что вам по душе.
    4. Ваши друзья и близкие тоже испытывают неуверенность. Постарайтесь им помочь.
    5. Наметьте для себя две-три главные цели в жизни.
    6. Подумайте, какие промежуточные задачи надо решить, чтобы достичь главных целей.
    7. Решите, что необходимо предпринять для их достижения, и выполняйте свое решение.
    8. Радуйтесь каждому своему успеху на пути к этим целям, хва-лите себя.
    9. Помните, что вы — воплощение надежд ваших родителей, вы — образ и подобие Бога, вы — творец своей жизни.


    Цель:

    • дать определение понятию “здоровье”, раскрыть взаимосвязь здоровья и выбора профессии, объяснить учащимся необходимость учёта состояния своего здоровья при выборе профессии, использовать разнообразные формы и методы закрепления и проверки знаний учащихся.


    Э. Асадов - « Счастливый человек...»

    Кто и какой счастливый человек?

    Я лично так бы на вопрос ответил:

    Счастливец тот, кто получил на век

    Две песни - две любви на белом свете.

    Не надо шуток и «уймите страсти»!

    Не двоеженство! Не об этом речь!

    Да, две любви. И каждую сберечь

    Как раз и будет настоящим счастьем!

    Нет, далеко не все и не всегда

    Могли б сказать: «Люблю свою работу,

    Готов трудиться до седьмого пота

    И счастлив от любимого труда!»


    • "Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне".



    Здоровье?

    • По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недугов.



    Для подростков до 18 лет существуют следующие льготы в процессе их трудовой деятельности:

    • а) сокращенная продолжительность рабочего времени: – в возрасте от 16 до 18 лет – не более 36 часов в неделю; – в возрасте от 14 до 15 лет – не более 24 часов в неделю;
    • б) увеличение времени отдыха: – работникам моложе 18 лет предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью один календарный месяц;

    • в) предоставление отпуска в первый год работы независимо от времени непрерывной работы на данном предприятии, то есть до истечения 11 месяцев: отпуск предоставляется в любое удобное время, непредставление отпуска запрещается;
    • г) понижение нормы переноски и передвижения тяжестей: предельные нормы переноски не должны превышать 4,1 кг;
    • д) запрещается привлечение подростков до 18 лет к тяжёлым работам и работам с вредными условиями труда, в выходные дни и ночное время.

    В трудовом кодексе отмечено,

    • что при трудоустройстве лиц моложе 18 лет обязательно предусмотрено прохождение медицинского осмотра, без этого документа администрация не вправе принять на работу подростка. А также рабочим и служащим моложе 18 лет заработная плата при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как и работникам соответствующей категории при нормальной продолжительности ежедневной работы.

    Забота государства

    • о здоровье работающих подростков и молодежи не должна расцениваться ими как возможность избегать напряженного труда. Посильный труд оказывает положительное влияние на развитие организма, служит одним из лучших показателей профилактики и лечения многих заболеваний.

    • Некоторые профессии и специальности подвержены каждодневному воздействию на организм человека так называемых профессионально-производственных факторов.
    • Вопрос: Перечислите, какие вы знаете профессионально-производственные факторы

    Разные профессии предъявляют неодинаковые требования к состоянию здоровья человека

    • По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп

    Первая группа

    • включает профессии, в условиях, работы которых полностью отсутствуют неблагоприятные производственные факторы. Таких профессий много: продавец промышленных товаров, менеджер, модельер и т.д. Эти профессии и специальности могут быть рекомендованы всем лицам, имеющим склонность и способности.

    Профессии второй группы

    • (повар, продавец овощей и фруктов) отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо одного неблагоприятного производственного фактора (например, повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности). Следовательно, эти профессии могут быть рекомендованы только тем, у кого хорошо развиты терморегуляция, нет заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, отсутствует склонность к простудным заболеваниям.

    Третья группа

    • включает профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов. К таким профессиям можно отнести, к примеру, ткачиху (повышенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоянный шум), обувщика (запах клея, шум). Значит, лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов слуха данные профессии не могут быть рекомендованы

    К четвертой группе

    • относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда, например, сталевар, шахтер, водолаз и другие. К таким работам допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста, уровень физического состояния организма у данных работников должен быть очень высок.

    Пятая группа

    • это профессии и специальности, связанные с деятельностью, которая проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работников. Это относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, кондитер, фармацевт и другие.

    Шестая группа

    • это профессии и специальности, требующие повышенного напряжения определенных органов (органов зрения – чертёжник, сборщик микросхем; органов слуха – настройщик музыкальных инструментов, органов обоняния. Если человек здоров, то может выбирать любую профессию. Если у него имеются какие-либо отклонения в состоянии здоровья, то при выборе профессии их необходимо учитывать. В этом случае необходимо посоветоваться с врачом-профконсультантом.


    Как вы думаете,

    • что будет, если все молокозаводы мира вдруг устроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртом? Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль.


    Примерные списки профессии :

    • Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, нефтяник, пластический хирург.
    • Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, прачка, ямщик.
    • Профессии всегда нужные: врач, учитель, дворник, строитель, шофер, парикмахер, милиционер, пекарь, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик.
    • Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный.


    • *Знания о профессиях, рынке труда
    • *Мнение сверстников
    • *Склонности, интересы
    • *Способности
    • *Здоровье
    • *Мнение родителей, семьи
    • *Позиция учителей, психологов, врачей
    • *Уровень притязаний и самооценка
    • *Личный профессиональный план (план карьеры).

    Профессиональной деятельности человека

    • Профессия- это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
    • Специальность- вид занятий в рамках одной профессии.
    • Квалификация- это уровень профессионального мастерства.
    • Должность- это место, занимаемое человеком в организации.
    • Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.


    • Самая зеленая - садовод, лесник, цветовод
    • Самая сладкая – кондитер.
    • Самая денежная – банкир, боксер, модель.
    • Самая волосатая – парикмахер.
    • Самая детская – воспитатель, педиатр, учитель.

    • Самая смешная – клоун, пародист.
    • Самая общительная – журналист, экскурсовод, учитель, массовик-затейник.
    • Самая серьезная – хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог.
    • Самая опасная – сапер, каскадер.
    • Самая бумажная – бухгалтер, экономист, библиотекарь.


    ВРАЧ

    • Гуманность
    • Тактичность
    • Интуиция
    • Ответственность
    • Точность
    • Собранность
    • Сила воли
    • Информированность
    • Образованность
    • Жизнерадостность
    • Милосердие

    УЧИТЕЛЬ

    • Любовь к детям
    • Гуманность
    • Образованность
    • Терпение
    • Находчивость
    • Самосовершенствование
    • Эрудированность
    • Интуиция
    • Воспитанность
    • Информированность
    • Коммуникабельность
    • Милосердие

    ЮРИСТ

    • Честность
    • Порядочность
    • Эрудированность
    • Знание законов
    • Непредвзятость
    • Информированность
    • Тактичность
    • Ответственность
    • Собранность
    • Коммуникабельность
    • Интуиция

    ЭКОНОМИСТ

    • Терпение
    • Собранность
    • Информированность
    • Коммуникабельность
    • Точность
    • Образованность
    • Находчивость
    • Тактичность
    • Интуиция
    • Ответственность
    • Порядочность
    • Умение оперировать цифрами
    • , информацией

    Домашнее задание

    Оценить уровень своего физического развития, выполнив упражнения 1,2,3.

    • Упражнение 1. Потягивание. Выполните подтягивание на прямых руках с паузой 1-2 секунды без рывков и маховых движений ногами, поднимая подбородок выше уровня перекладины.
    • Упражнение 2 . Бег. Пробегите 100 метров по беговой дорожке стадиона или по ровной дорожке с любым покрытием с высокого старта. Бег на 1000 метров проводится на пересеченной местности (кросс).