Повседневная организация корабля. Повседневная и боевая организация корабля Электромеханическая бч 5 организация подводных лодок

Многие судомоделисты или просто те люди, кто интересуется военно-морской тематикой, наверняка знают о существовании эскадренных миноносцев типа «Инженер-механик Зверев». Построенные (кто бы мог подумать!) в Германии, десять кораблей этого типа четверть века несли службу сначала в составе русского императорского, а затем Красного Балтийского флота, участвовали в Первой мировой и Гражданской войнах. С технической точки зрения эсминцы «Инженер-механик Зверев» ничем особенным не отличались – обычные 400-тонные посудины с экипажем 70 человек, вооруженные торпедами и 75 мм орудиями. Рабочие лошадки флота. Но что за человек был инженер-механик Зверев, чьим именем нарекли целую серию кораблей?

Сто лет назад должность судового механика была совсем не в почете – в жаркой тьме котельных и машинных отделений трудились исключительно лица «недворянских кровей». Даже несмотря на присвоенние механикам офицерских званий* и хорошего образования, полученного в стенах военно-инженерных училищ, им долгое время не позволялось носить кортик с парадной униформой. Строевики, штурманы и артиллеристы с некоторым презрением относились к своим коллегам – ведь еще совсем недавно самым сложным корабельным механизмом был брашпиль для якорной цепи.


*впрочем, звания механиков царского флота также отличались от офицерских и звучали совсем не по военному: младший инженер-механик, старший инженер-механик, флагманский инженер-механик, главный инспектор механической части.

К началу ХХ века, с появлением паровых машин и электрических приводов, механики стали незаменимы – теперь от исправности механической части зависел исход морского боя, а в итоге, сохранность корабля и жизнь всего экипажа. Одним из ярких случаев, который заставил командование флота пересмотреть свое отношение к корабельным механикам, стал подвиг Василия Васильевича Зверева.

В ночь на 14 марта 1904 года японский флот предпринял попытку диверсии на внутреннем рейде крепости Порт-Артур. Четыре парохода-заградителя под прикрытием шести эсминцев должны были в самоубийственной атаке прорваться на внутренний рейд и затопиться, заблокировав вход в базу.
Крадущегося в темноте противника обнаружил патрульный миноносец «Сильный» под командованием лейтенанта Криницкого – русские моряки без колебаний бросились в атаку, превратив головной из японских кораблей в пылающий факел. В тот же момент японцы обнаружили «Сильный», чей силуэт ярко высветило пламя пожара на японском пароходе.

А дальше вступили в действие законы драматургии: один против шести. Чудес не бывает – шальной японский снаряд пробил обшивку в районе машинного отделения, осколками посекло паропровод. Миноносец «Сильный» превратился в неподвижную мишень.

Сквозь обжигающий пар к месту повреждения паропровода первым подбежал старший инженер-механик Зверев. Схватив попавшийся под руку пробковый матрас, он попытался набросить его на рваную трубу, из которой била смертельная струя перегретого пара. Тщетно – матрас отбросило в сторону. Мгновение на раздумье, чем можно надежно зафиксировать заплатку? – инженер-механик Зверев поднял матрас и бросился на раскаленный паропровод, плотно прижавшись к нему своим телом.

На следующий день весь Порт-Артур вышел хоронить Василия Зверева, о подвиге моряка получила отклик за рубежом, французские газеты назвали инженера-механика Зверева гордостью России.


В.В. Зверев родился в 1865 году в городе Муроме,выпускник Кронштадского морского училища. В 1903 году был назначен на миноносец «Сильный», где ему присвоено звание старший инженер-механик. За свой подвиг посмертно награжден орденом Святого Георгия IV степени.

Работа корабельных механиков была опасна и трудна. Трюмная команда под управлением инженеров-механиков до последнего боролась за живучесть корабля – часто не оставалось времени, чтобы выбраться на верхнюю палубу и занять место в шлюпках. Перевернувшийся во время Цусимского сражения броненосец «Ослябя» унес в своём чреве на дно 200 человек машинной команды.

Страшно представить, что испытали эти люди в последние минуты своей жизни – при опрокидывании корабля машинное отделение превратилось в адкую давилку, наполненную воплями ужаса. В кромешной тьме на кочегаров и машинистов обрушился град незакрепленных предметов, а продолжавшие вращатся механизмы затягивали и рвали моряков на куски. И в этот момент в машинные отделения хлынула вода…

Офицеры остались до конца со своими подчиненными – среди спасшихся членов команды «Осляби» не было ни одного инженера-механика. Вот имена тех, кто до конца оставался на своих постах: старший судовой механик полковник Н.А. Тиханов, пом. судового механика поручик Г.Г. Даниленко, младший инженер-механик поручик Л.А. Быков, трюмный механик поручик П.Ф.Успенский, младшие инженер-механики прапорщики С.А. Майструк и В.И. Медведчук, машинные кондукторы Евдоким Курбашнев и Иван Кобылов.


Продольный разрез броненосца "Ослябя". Хорошо видно расположение котельных и машинных отделений - в случае быстрой гибели корабля спастись оттуда невозможно.

БЧ-5 - сердце корабля

В наши дни машинно-котельньная команда называется «Электромеханическая боевая часть» или кратко БЧ-5.** Трудно описать заслуги этих моряков, учитывая количество силового и вспомогательного оборудования на современных кораблях ВМФ, десятки километров кабелей и трубопроводов, сотни клапанов и электрощитов.

Служба стала еще опаснее и ответственнее с появлением на кораблях ядерных силовых установок – сколько раз рискуя своей жизнью турбинисты, механики, специалисты КИП ликвидировали серьезные аварии и ЧП. 3 июля 1961 года произошла разгерметизация реактора на АПЛ К-19. Добровольцы из экипажа лодки смонтировали из подручных средств трубопровод для аварийного охлаждения реактора. Уже через несколько минут, проведенных рядом с пышащим жаром реактором, у людей распухало лицо и шла пена из рта, но они продолжали работать сварочным аппаратом. Аварию удалось ликвидировать ценой жизни 8 подводников, в том числе командира дивизиона движения Ю.Н. Повстьева.


Матрос Сережа Перминин


Или подвиг 20-летнего матроса спецтрюмной группы Сергея Преминина с подлодки К-219, погасившего вручную адское ядерное пламя. Опустив все четыре решетки, моряку уже не хватило сил открыть люк реакторного отсека, деформированный от высокой температуры. Он ушел вместе с лодкой на дно Атлантического океана в точке с координатами 31°28′01″ с. ш. 54°41′03″ з. д.

В октябре 2010 года произошла авария на эскадренном миноносце «Быстрый» Тихоокеанского флота - в машинном отделении прорвало топливную магистраль. Жарко заполыхал трюм, возникла угроза детонации топливных цистерн – 300 человек оказалась в шаге от гибели. 19-летний машинист котельной команды Алдар Цыденжапов стремглав бросился в самое пекло, чтобы перекрыть топливопровод. Сгорая заживо он сумел закрутить вентиль. Позже врачи установили: Алдар получил 100% ожег тела. Трудно найти слова утешения родным отважного моряка – они ждали из армии сына, а не звезду Героя.

**Корабельный устав Военно-морских сил РККА от 1932 года устанавливал следующий порядок организации экипажей кораблей:
БЧ-1 – штурманская,
БЧ-2 – артиллерийская (ракетная),
БЧ-3 – минно-торпедная,
БЧ-4 – связь,
БЧ-5 – электромеханическая.


[i]

На берегу залива Стрелок, у пирса эскадренного миноносца «Быстрый», открыт знак памяти Героя России, матроса Алдара Цыденжапова

1.1. Общие положения

Современный боевой корабль - это:

Ø сложнейшее сочетание технических устройств, систем и комплек­сов;

Ø ядерная энергетика, газовые и паровые турбины большой удель­ной мощности, позволяющие развивать большие скорости хода;

Ø самонаводящееся подводное оружие, автоматическая артиллерия, ракеты различного назначения, способные поражать на больших дально­стях морские, воздушные и наземные цели противника;

Ø радиотехнические средства и средства управления с использова­нием ЭВМ, аналоговых и моделирующих устройств.

Для обслуживания этой сложной и многообразной техники назна­чается экипаж корабля - офицеры, мичманы, старшины и матросы.

Чтобы с наибольшей эффективностью применять оружие и исполь­зовать технические средства в бою и в повседневных условиях, руково­дить личным составом, необходима четкая, тщательно отработанная ко­рабельная организация,

Под корабельной организацией следует понимать организационное построение экипажа корабля и распределение обязанностей между его членами в различных условиях боевой и повседневной деятельности.

Образцовая организация - одно из решающих условий успешного выполнения кораблем поставленных задач. Многовековой опыт отечест­венного флота, опыт Великой Отечественной войну подтверждают это положение. Так, на рассвете 22 июня 1941 г. фашистская Германия веро­ломно напала на Советский Союз. Однако внезапное начало войны не за­стало флот врасплох. Корабли, части и соединения Северного и Черно­морского (с 1965 г. Краснознаменных) флотов, Краснознаменного Бал­тийского (с 1965 г. дважды Краснознаменного) флота, заранее приведенные в полную боевую готовность, организованно отразили первые удары врага, не потеряли ни одного боевого корабля и самолета. Не уда­лось фашистам достичь и другой цели: постановкой мин в районах наших баз воспрепятствовать выходу кораблей в море. Этому способствовала высокая боевая готовность и организация службы на кораблях. Современная военно-политическая обстановка в мире предъявляет еще более высокие требования к организации службы на кораблях, к их постоянной боевой готовности.

Основным боевым назначением корабля является уничтожение или ослабление сил и средств противника боевым воздействием. Поэтому корабельная организация строится в соответствии с его боевым назна­чением и определяется штатом корабля - документом, который уста­навливает численность личного состава корабля по специальностям, во­инским званиям и должностям, определяет структуру корабля.

Корабельная организация предназначена обеспечить:

1) высокую боевую готовность оружия, технических средств и ко­рабля в целом;

2) непрерывное и бдительное наблюдение за окружающей обстанов­кой в целях предупреждения внезапных атак противника и обеспечения безопасности плавания корабля;

3) непрерывное и надежное управление кораблем и его подразделе­ниями, их четким взаимодействием в целях эффективного применения оружия и использования технических средств;

4) надежную связь с командованием и взаимодействующими кораблями, бесперебойную внутрикорабельную связь;

5) высокую живучесть корабля и безопасность личного состава.

Для обеспечения боевой и повседневной деятельности личного соста­ва корабельная организация подразделяется на боевую и повседневную.

По боевой организации весь личный состав корабля расписывается по командным пунктам и боевым постам, определяются его обязанности, порядок подчиненности и взаимодействия в боевых условиях.

По повседневной организации весь личный состав корабля распре­деляется по соответствующим организационным звеньям (подразделе­ниям), определяются обязанности и порядок подчиненности в повсед­невных условиях (например, для поддержания установленной боевой готовности, содержания оружия и технических средств в исправном со-, стоянии и т.п.) - Повседневная организация полностью согласуется с бое­вой и по отношению к ней занимает подчиненное положение.

Рассмотрим назначение, структуру и основные задачи повседневной и боевой организации корабля,

1.2. Повседневная организация корабля

Назначением повседневной организации корабля является обеспе­чение готовности корабля к ведению боевых действий, проведение бое­вой подготовки и создание условий для нормальной жизнедеятельности экипажа корабля.

Весь личный состав корабля составляет его экипаж. Во главе кораб­ля стоит командир корабля, который является прямым начальником всего личного состава. В помощь командиру корабля назначаются стар­ший помощник, являющийся первым заместителем командира корабля, заместитель по политической части и помощник, определяемые штатом корабля.

В целях лучшего применения оружия и использования технических средств на кораблях создаются боевые части и службы,

К боевым частям относятся:.

· штурманская - БЧ-1;

· ракетная (ракетно-артиллерийская, артиллерийская) - БЧ-2;

· минно-торпедная - БЧ-З;

· связи - БЧ-4;

· электромеханическая - БЧ-5

· авиационная - БЧ-6;

· управления - БЧ-7.

к службам относятся:

· радиотехническая - Сл-Р;

· химическая - Сл-Х;

· медицинская - Сл-М;

· снабжения - Сл-С.

БЧ-1 предназначена для обеспечения навигационной безопасности кораблевождения и боевого маневрирования корабля. Офицеры БЧ-1 ведут прокладку пути корабля, а личный состав (рулевые, штурманские электрики) обслуживают рулевые устройства, навигационные комплексы и др.,

БЧ-2 предназначена для. применения ракетного и артиллерийского оружия по морским, воздушным и береговым целям противника. Лич­ный состав БЧ-2 (операторы, комендоры, артиллерийские электрики и др. обслуживают ракетные и артиллерийские установки, приборы уп­равления стрельбой и др.

БЧ-3 предназначена для применения торпедного, противолодочного, минного, противоминного и противоподводнодиверсионного оружия, средств защиты и акустического подавления, производства подрывных, работ. Личный состав БЧ-3 (торпедисты, торпедные электрики, минеры и др.) обслуживает комплексы указанных видов оружия и др.

БЧ-4 предназначена для обеспечения корабля бесперебойной внеш­ней связью с командованием, взаимодействующими кораблями и частя­ми, для приема оповещения и передачи донесений. На БЧ-4 возлагается также организация помех работе средств связи противника. Личный состав БЧ-4 (радиотелеграфисты, сигнальщики, радиомастера и др.) обслужи­вает средства радио- и радиорелейной связи, проводной и зрительной свя­зи и др.

БЧ-5 предназначена для обеспечения кораблю заданной скорости хода и маневрирования, производства и распределения всех видов энергии, для обеспечения непотопляемости, взрыво- и пожаробезопасности ко­рабля, живучести технических средств. На ПЛ, кроме того, БЧ-5 обеспе­чивает погружение, дифферентовку и всплытие. Личный состав БЧ-5 (элек­трики, мотористы, машинисты; турбинисты, и др.) обслуживает корабель­ную энергетическую установку, средства борьбы за живучесть корабля, корабельные системы й устройства и др.

БЧ-6 предназначена для обеспечения и обслуживания корабельных летательных аппаратов. Она организуется на противолодочных и авиа­несущих крейсерах и некоторых других кораблях, где могут базировать­ся летательные аппараты. Личный состав БЧ-6 обслуживает вертолеты (самолеты) и их системы. , (

БЧ-7 предназначена для обеспечения командира корабля расчетами * и Данными для выполнения маневров, применения оружия, корабельной авиации и средств радиоэлектронной борьбы. Личный состав БЧ-7 - офи­церы управления и специалисты по вычислительной технике, БЧ-7 соз­дается на корабНях 1 ранга и на некоторых проектах кораблей 2 ранга.

Сл-Р предназначена для зрительного и технического наблюдения и освещения воздушной, надводной и подводной обстановки, обеспеченияцелеуказания системам управления оружием и средствами радиоэлектрон­ной борьбы, обеспечения ГКП и БЧ-1 данными для обеспечения корабле­вождения, поиска и разведки, проведения мероприятий по радиоэлек­тронной борьбе, снижения радиолокационной заметности. Личный состав Сл-Р (гидроакустики, радиометристы, операторы телевизионных систем и др.) обслуживает гидроакустические, радиолокационные, телевизион­ные, инфракрасные и другие средства.

Сл-Х предназначена для обеспечения защиты личного состава от ра­диоактивных и отравляющих веществ. В этих целях она осуществляет радиационную и химическую разведку, дозиметрический контроль, де- / ^активацию и дегазацию корабля, аэрозольную (дымовую) маскировку. На ПЛ, кроме того, Сл-Х руководит использованием средств газового контроля, регенерации и очистки воздуха. Технические средства Сл-Х (приборы радиационной разведки, приборы дозиметрического, контро­ля и др.) обслуживаются специалистами - химиками флота.

Сл-М предназначена для контроля за состоянием здоровья личного состава, своевременного оказания медицинской помощи раненым, по­раженным и больным, лечения и подготовки их к госпитализации, обес­печения санитарно-эпидемического благополучия на корабле. Личный состав Сл-М: врачи, фельдшеры, санитары.

Сл-С предназначена для обеспечения личного состава продуктами пи­тания и снабжения корабля имуществом и материалами по установлен­ным нормам. Личный состав Сл-С: баталеры, коки.

Боевые части и службы в. зависимости от ранга корабля подразде­ляются на дивизионы, группы, батареи, башни и команды (отделения) в соответствии со штатом корабля. Во главе БЧ, дивизионов, групп (ба­шен, батарей) стоят их командиры, а во главе Сл - начальники. На кораб­лях 2, 3, 4 ранга на одного офицера может быть возложено командование двумя и более БЧ (Сл).

Первичными организационными подразделениями личного состава корабля являются отделения, объединяющие личный состав одной спе­циальности. Во главе их стоят командиры отделений. Отделения могут сводиться в команды, возглавляемые старшинами команд.

Для обеспечения повседневной деятельности НК 2 и 3 ранга созда­ются боцманские команды и команды обслуживания авиационного обо­рудования, а на НК 1 ранга, кроме того, - команда писарей и оркестр. Эти команды не входят в состав БЧ и Сл корабля и подчиняются помощ­нику командира корабля. Функции боцманской команды на ПЛ выпол­няет команда рулевых-сигнальщиков.

В качестве примеров на рис, 1, 2 приведены схемы повседневной ор­ганизации надводного корабля 1 ранга (варианты).

1.3. Боевая организация корабля.Для ведения боевых действий личный состав корабля распределя­ется по командным пунктам (КП) и боевым постам (БП)Личный состав, не расписанный по боевой тревоге на боевых постах своих БЧ (Сл), расписывается на БП других БЧ и Сл. С момента объявле­ния боевой тревоги (учебной тревоги) он поступает в подчинение начальников.




“от мест отойти” возвращается в подчинение начальников, под руковод­ством которых несет повседневную службу.

Распределение личного состава по КП и БП производится в соответ­ствии с табелем нумерации КП и БП.

Командный пункт - это место, оборудованное необходимыми сред­ствами управления, откуда командир руководит действиями Подчинен­ных ему подразделений, применением оружия, использованием техни­ческих средств и борьбой за живучесть, а также поддерживает связь со старшим командиром и взаимодействующими частями и подразделени­ями. КП командира корабля является главным командным пунктом и именуется ГКП (как правило, располагается на ходовом мостике), а на кораблях 4 ранга, где имеется только один командный пункт, - КП.

На ПЛ в зависимости от ее положения относительно поверхности воды ГКП располагается в центральном посту - ЦП (подводное положение), в боевой рубке (на перископной глубине), на ходовом мостике (в надводном положении),

Расположение и оборудование КП определяется при конструирова­нии корабля с таким расчетом, чтобы с ГКП было удобно наблюдать за обстановкой, управлять кораблем, его оружием и техническими средст­вами, а с КП БЧ и Сл - управлять, оружием и техническими средствами. "

На случай выхода из строя КП создаются запасные командные пунк­ты (ЗКП), которые оборудуются дублирующими средствами управле­ния кораблем (БЧ, Сл) и связью.

На любом КП должны быть:

В- средства внутренней связи с КП старшего начальника, с КП под­чиненных командиров подразделений, с БП подразделений;

· контрольно-информационные приборы и приборы для управления оружием и техническими средствами подразделений;

· средства борьбы ^а живучесть."

Для обеспечения непрерывной связью КП и БП на кораблях имеются несколько каналов внутрикорабельной связи: громкоговорящая, телефонная, звонковая связь, переговорные трубопроводы. 4

Каждый командный пункт возглавляет офицер, занимающий опре­деленную командную должность: командир корабля, старший помощник командира, помощник командира, командиры БЧ (начальники служб), дивизионов, групп (башен, батарей). На КП для обслуживания техни­ческих средств расписываются матросы и старшины.

На определенных проектах кораблей для сбора, обработки и анализа данных обстановки и своевременного доклада их командиру создается центральный командный пост (ЦКП), который располагается внутри корпуса корабля и возглавляется старшим помощником командира ко­рабля. -

Все КП имеют определенное наименование и порядковый номер. На НК нумерация КП производится в каждой БЧ (Сл) по порядку номеров с носа корабля в корму и сверху вниз по надстройкам, палубам и плат­формам. На ПЛ нумерация КП производится в каждой БЧ (Сл) по по­рядку номеров с носа в корму.

Для сокращенного обозначения КП в схемах, расписаниях и т.п. ус­тановлен порядок записи в виде дроби: в числителе указывается сокращенное обозначение КП, а в знаменателе номер БЧ или буква, обозначающая службу.

Сокращенное обозначение КП и БП наносится краской на входную дверь (люк) в помещение, где расположен тот или иной КП (БП).

Боевой пост - это место на корабле с находящимися на нем оружием или техническими средствами, имеющими определенное боевое назна­чение, где личный состав использует и обслуживает их.

Боевой пост возглавляет. командир БП, а управление им осущест­вляется с КП. На-БН-возлагаются как боевые функции, так и функции по обеспечению боевых действий. Например: ведение огня по противнику, управление рулевым устройством, обслуживанием механизмов и т.п.

На БП должны быть размещены средства связи с КП и взаимодейст­вующими БП, устройства, приспособления и средства для исправления повреждений оружия и технических средств, для борьбы с пожарами и поступлением воды в отсек, помещение, на БП, для защиты личного соста­ва от отравляющих и радиоактивных веществ, для ликвидации послед­ствий заражения БП, для оказания первой помощи раненым и поражен­ным.

Каждому БП присваивается наименование и порядковый номер.

На НК нумерация БП производится в каждой БЧ (Сл, дивизионе) по порядку номеров с носа корабля в корму и сверху вниз по надстрой­кам * палубам и платформам. Сокращенная запись БП имеет вид дроби: в числителе указывается номер БП, а в знаменателе - принадлежность к БЧ (Сл).

Нумерация БП на НК 4 ранга производится по командам (отделе­ниям) в общем порядке номеров по кораблю.

Номера БП на ПЛ состоят из двух или трех знаков (цифр или букв). Первые-Цифры (одна или две) указывают номер отсека, где расположен

БП, а последний знак (цифра или буква) - принадлежность БП к БЧ или Сл.

БП в зависимости от их принадлежности к БЧ (Сл) присваиваются следующие знаки (цифры или буквы) :

· В БЧ-1 цифра 6 присваивается БП управления рулями, цифра 7 - БП электронавигационных приборов;

· БП БЧ-2 присваиваются номера 20, 30, 40 и т.д., начиная с носа ПЛ, независимо от расположения их в отсеке;

· БП БЧ-3 присваивается цифра 3;

· БП БЧ-4 присваивается цифра 4;

· БП БЧ-5 присваиваются цифры 5,8;

· БП Сл-Р присваиваются цифры 2,9 и буква Р;

· БП Сл-Х присваивается буква X;

· БП Сл-С присваивается буква С;

· БП Сл-М присваивается буква М. _

Присвоенные БП цифры и номера не должны повторяться в одном и том же отсеке.

Номера БП вспомогательных механизмов соответствуют номерам отсека. Например: БП-4-БП обслуживания вспомогательных механиз­мов четвертого отсека. ^ 1 ,

БП, расположенные на мостике, обозначаются цифрой, присвоенной БЧ (Сл), с добавлением нуля перед ней. Например: БП-04-БП зритель­ного наблюдения и связи.

Свои места на БП и КП личный состав занимает по сигналу ’’Боевая тревога”. С прибытием на БП личный состав готовит свое заведование согласно боевой инструкции и докладывает о готовности командиру БП.

В качестве примера на рис. 3, 4 приведены схемы боевой организа­ции надводного корабля 1 ранга (варианты).

Боевой номер. В соответствии с боевой организацией корабля мич­манам, старшинам, матросам присваиваются боевые номера в целях удоб­ства составления корабельных расписаний, работы с ними и распределе­ния обязанностей личного состава. Боевые номера заносятся в табель нумерации личного состава.

Боевой номер состоит из трех частей:

Первая часть (цифра или буква) определяет принадлежность мич­мана, старшины или матроса к БЧ (Сл) согласно расписанию по боевой тревоге;

Вторая часть (одна, две или три цифры) указывает номер БП;

Щ- третья часть (две цифры) указывает на принадлежность мичмана,

старшины, матроса к боевой смене: первая цифра обозначает номер бое­вой смены, а вторая - порядковый номер в смене.

Боевым сменам присваиваются следующие цифры:

Первой боевой смене - 1,5,7;

Второй боевой смене - 2,4,8;

Третьей боевой смене - 3,6,9.

При наличии на боевом посту до 9 человек для обозначения боевых смен используются цифры 1, 2, 3; при налипши на БП более 9 человек - цифры 4, 5,6; при наличии на БП более 18 человек - цифры 7, 8,9.2-3-11 боевой номер старшего специалиста-оператора БЧ-2 ПЛ, который по боевой тревоге расписан на БП-30 в первой боевой смене первым по списку;

Р-7-24 - боевой номер радиометриста Сл-Р НК, который по боевой СП 7

тревоге расписан на БП7/Р во вторую боевую смену четвертым по списку. Присвоенные личному

составу боевые номера заносятся в табель нумерации.

У курсантов, Мичманов, старшин и матросов, проходящих практику на кораблях, перед первой цифрой (буквой) боевого номера ставится ноль, например: 0Р-2-13.

Надпись с указанием боевого номера изготавливается из брезента белого цвета и нашивается на рабочую одежду и спецобмундирование старшин и матросов (на левый наружный карман). На спецобмундировании всех офицеров и мичманов нашивается надпись с кратким наименованием должности. Надпись с указанием боевого номера изготавливается из брезента белого цвета и нашивается на рабочую одежду и спецобмундирование старшин и матросов (на левый наружный карман). На спецобмундировании всех офицеров и мичманов нашивается надпись с кратким наименованием должности.

Высота цифр и букв номера, нашиваемого на рабочую одежду, долж­на быть 30 мм.

Книжка ’’Боевой номер” . Для того чтобы матрос, старшина, мичман, прибыв на корабль, мог быстро изучить свои обязанности по всем кора­бельным расписаниям, каждому из них выдается книжка ’’Боевой номер”. Она представляет собой выписку из корабельных расписаний для одного лица. В ней указывается: боевой 4 номер, место и обязанности но всем корабельным расписаниям, должность, номер закрепленного личною оружия, противогаза (индивидуального дыхательного аппарата подвод­ника), номер кубрика (отсека), койки, шкафчика и т.п. Все записи в книжке ведутся от первого лица, четко и аккуратно. В заполненном виде книжка ’’Боевой номер” является документом строгой отчетности. При убытии владельца книжки из расположения части (например, в уволь­нение) книжка ’’Боевой номер” сдается лицам дежурной службы при получении увольнительной записки и возвращается при сдаче увольни­тельной записки.


1.4. Корабельные расписания

В целях распределения личного состава корабля по KП и БП для применения оружия и использования технических средств, а также для выполнения систематически повторяющихся корабельных мероприятий и работ составляются корабельные расписания.



В расписаниях указываются место действия (КП, БП, отсек* поме­щение, часть корабля), обязанности личного состава, должности офицеров, должности и боевые номера мичманов, старшин и матросов.

Корабельные расписания делятся на боевые и повседневные.

Боевые расписания. Боевые расписания предназначены для обеспе­чения твердой организации, четких и согласованных действий по приме­нению оружия и использованию технических средств в условиях боевой обстановки.

К боевым расписаниям относятся: j 7

Расписание по боевой тревоге (боевая готовность № 1);;

; - расписание по боевой готовности № 2;

Расписание по приготовлению корабля к бою и походу; / расписание по борьбе за живучесть корабля;

; расписание по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами (ПДСС);

Ш-"расписание по приему и сдаче боеприпасов; расписание корабельной подрывной команды; расписание по специальной обработке корабля.

а) лаа надводных кораблях:

V~ расписание по оказанию помощи кораблю или летательному аппа­рату, терпящему бедствие, и свозу с корабля аварийно-спасательных групп;

Расписание по приготовлению корабля к приему корабельных ле­тательных аппаратов, обеспечению полетов и управлению ими;

Расписание по постановке и подъему забортных гидроакустических устройств;

Расписание по постановке и уборке тралов и охранителей;

Расписание по приготовлению и постановке мин;

^ - расписание по приему и высадке десанта и свозу корабельного десантного подразделения;

б) на подводных лодках:

Расписание по использованию систем работы дизеля или пополне­ния воздуха под водой;

Расписание вахт при пребывании дизельной подводной лодки на грунте.

В качестве примера рассмотрим некоторые боевые расписания. Расписание по боевой тревоге.

Это расписание является основным документом, определяющим ор­ганизацию корабля в бою. В нем указываются места и обязанности всего личного состава корабля в бою, должности офицеров, должности и боевые номера мичманов, старшин и матросов, заместители (фамилии личного состава й их партийность записываются карандашом).

Распределение личного состава по КП и БП производится с учетом их специальности, уровня подготовки, физических качеств.

Уставом предусматривается, что каждый офицер корабля должен иметь двух заместителей. Это положение относится к мичманам и старши­нам, выполняющим особо ответственные обязанности, а остальные мич­маны, старшины и матросы должны иметь по одному заместителю.

Расписание по боевой тревоге дополняется схемами технического и зрительного наблюдения за подводной, надводной и воздушной обста-

3 Зак. 3016новкой, табелями КП, БП и нумерации личного состава и утверждается командиром соединения.

На ПЛ составляются два расписания по боевой тревоге:.

а) для подводного положения (основное расписание),

б) для надводного положения.

По сигналу ’’Боевая тревога” личный состав согласно расписанию занимает свои места на КП и БП и действует в соответствии с боевыми инструкциями, а корабль переводится в боевую готовность № 1, при кото­рой все оружие, технические средства и средства защиты от оружия мас­сового поражения (ОМП) изготавливаются к немедленному действию.

Расписание по боевой тревоге является основой всех других кора­бельных расписаний.

Расписание по боевой готовности №2. По боевой готовности № 2 оружие* технические средства и средства защиты от ОМП приготавливаются к бою, на всех КП и БП выставляется вахта в две или три смены.

В этом расписании указываются места и функции личного состава, назначаемого на вахту на КП и БII, а также должности офицеров, долж­ности и боевые номера мичманов, старшин и матросов каждой боевой смены. Боевая готовность № 2 устанавливается по команде ’’Боевая го­товность № 2. Такой-то боевой смене заступить”.

На ПЛ составляются два расписания по боевой готовности № 2: для подводного положения (основное расписание) и надводного положения,

К ним прилагаются схемы технического и зрительного наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой.

Расписание по приготовлению корабля к бою и п о х о д у. Это расписание определяет места и обязанности всего личного состава по приготовлению корабля к боевым действиям. На ПЛ в этом расписании, кроме того, указываются обязанности личного состава по при­готовлению к погружению, при погружении и всплытии ПЛ. Расписание вступает в силу по сигналу ’’Корабль к бою и походу приготовить”.

Повседневные расписания определяют обязанности и места личного состава корабля при повседневной деятельности, а также при выполнении систематически повторяющихся корабельных мероприятий и работ,

К повседневным расписаниям относятся:

· расписание по заведованиям, по осмотру и проворачиванию ору­жия и технических средств;

· расписание по постановке (съемке) на якорь (швартовы, бочку); расписание по буксировке;

· расписание по приему и передаче твердых, жидких и взрывоопас­ных грузов на ходу;

· расписание по каютам и кубрикам для жилья;

· расписание по приборкам;

Кроме указанных расписаний составляются:

а) на подводных лодках:

· расписание по приготовлению, вводу и выводу главной энергети­ческой установки (ГЭУ);

· расписание по зарядке аккумуляторных батарей; _

· расписание по работе личного состава на верхней палубе (надстройке, за бортом);

б) на надводных кораблях:

· расписание по затемнению;

· расписание по спуску и подъему плавсредств.

В качестве примера рассмотрим расписание по заведованиям, по ос­мотру и проворачиванию оружия и технических средств. Оно определяет заведование каждого матроса, старшины, мичмана и офицера на корабле, которое может состоять из устройств, вооружения и механизмов, участ­ков палубы и надстроек, помещений и т.п. В соответствии с расписанием личный состав корабля производит ежедневный осмотр и проворачивание оружия и технических средств, уход за заведованием, еженедельный и ежемесячный планово-предупредительные осмотры и ремонты. При состав­лении данного расписания соблюдается принцип включения в заведование членам экипажа той материальной части, которая используется (обслу­живается) ими согласно расписанию по боевой тревоге, а также, тех или. иных помещений и устройств, обслуживаемых в повседневных условиях.

Все расписания вносятся в книгу корабельных расписаний. Кроме того, в нее должны быть внесены:

1. Корабельная боевая схема, где на продольном разрезе корабля показываются расположение всех КП, БП, отсеков и других помещений корабля, а также расположение средств и линий внутрикорабельной связи.

2. Схема боевой организации корабля, на которой показываются только КП и БП с указанием их подчиненности по боевой тревоге.

3. Схема повседневной организаций корабля.

4. Схема расположения и нумерация пожарных рожков,-огнетушите­лей, клапанов систем противопожарной и водяной защиты.

5. : 5. Маркировка водогазонепроницаемых дверей, люков, горловин и вентиляционных закрытий.

6. Схема расположения газонепроницаемых помещений корабля.

К книге должен быть приложен Сборник боевых инструкций, в ко­торых подробно излагаются обязанности личного состава по боевой тре­воге, по применению оружия и технических средств в бою и при борьбе за их живучесть, по срочному погружению. Кроме того, в них указыва­ются дополнительные обязанности по герметизации ^ корпуса корабля, приведению в действие систем работы дизеля и пополнения воздуха под водой, по постановке на стабилизатор глубины, но химической тревоге и радиационной опасности, по специальной обработке корабля, санитар­ной обработке личного состава и по оказанию медицинской помощи ране­ным и пораженным. Корабельные боевые инструкции сводятся в Сборник боевых инструкций личного состава корабля.

Боевая тревога - для ведения боя или фактического повы­шения боевой готовности.

Учебная тревога - для отработки действий экипажа корабля по боевой тревоге; при выполнении корабельных боевых упражнений и практическом применении оружия; для проведения корабельных бое­вых учений и тренировок на БП, в том числе по борьбе за живучесть с участием всего личного состава корабля; при погрузке и выгрузке бое­припасов; при выходе (входе) корабля из базы (в базу), проходе узкос­тей, плавании в сложных условиях; для экстренного приготовления кораб­ля к бою и походу. В остальных случаях - по решению командира кораб­ля. Одновременно с объявлением тревоги по корабельной трансляции объявляется ее цель.

В военное время выход (вход) из базы (в базу), проход узкостей, плавание в сложных условиях, а также экстренное приготовление корабля к бою и походу производятся по боевой тревоге.

Аварийная тревога при поступлении воды внутрь корабля, возникновении пожара, взрывах, опасных концентрациях газов (вредных веществ) и в других аварийных ситуациях.

Химическая тревога - при угрозе или обнаружении хими­ческого или бактериологического заражения.

Радиационная опасность - при непосредственной угрозе или обнаружении радиоактивного заражения.

ЛЕКЦИЯ

Тема № 1 Основы организации корабля

Занятие № 1

Изучаемые вопросы :

1. Общие положения корабельного устава (КУ) ВМФ.

2. Повседневная организация корабля.

Учебные и воспитательные цели :

1. Формировать и развивать сознательное выполнение требований

корабельного устава.

2. Ознакомить с основами организации корабля.

Отводимое тематическим планом время :2 академических часа.

1. Состав учебных подразделений на занятиях: учебные взвода

2. Учебник старшины ВМФ.

3. Учебник «Морская практика».

4. Журнал «Морской сборник».

Организационно-методические указания :

После решения организационных вопросов преподаватель проводит опрос студентов по предыдущему теме. Контроль знаний по предыдущему материалу производится в форме летучки либо устного опроса. После опроса преподаватель приступает к постановке задач, обращая внимание обучаемых на основные аспекты изучаемых вопросов.

В конце занятия преподаватель подводит итоги, обращая внимание студентов на важность изучаемых вопросов, необходимость более глубокого их изучения во время самоподготовки.

Акцентирует внимание студентов на подготовку к следующим занятиям.

Вступление :

Любые воинские формирования (Армия, Флот, Авиация) не смогут выполнить своего боевого предназначения, если их подразделения не будут находиться в высокой боевой готовности.

Непременным условием высокой боевой готовности кораблей и подразделений является уставная организация службы во всех её звеньях, высокое качество боевой учёбы. Именно эти вопросы, прежде всего, определяет Корабельный устав ВМФ.

Первый морской устав регулярного русского флота был создан в 1720 г. Петром I. Устав выдержал более 10 изданий и просуществовал почти без изменения около 100 лет. В последующее столетие вышло 6 уставов корабельной службы.

Руководствуясь Корабельным уставом, русский Военно-Морской Флот за 200 лет провёл 24 крупных сражения и в 23-х одержал победу.

В настоящее время Военно-Морской Флот РФ руководствуется Корабельным уставом, введённым в действие приказом Главнокомандующего ВМФ от 1 сентября 2001 г. № 350.

КУ ВМФ определяет:

Организацию корабельной службы, направленную на обеспечение боевой

готовности, безопасности корабля в море и базе;

Поддержание твёрдого воинского порядка на корабле.

Определяет обязанности должностных лиц;

Организацию боевой подготовки кораблей ВМФ;

Правила несения службы корабельных нарядов.

Команды подаваемые на кораблях ВМФ, определяются приложением к Уставу - “Командные слова”.



Учебная дисциплина - “Корабельный устав ВМФ” - важнейшая составляющая общей военно-морской подготовки, а так же одна из основополагающих дисциплин в правовой подготовке офицеров запаса ВМФ.

На изучение КУ ВМФ на ФВО ДВФУ отводится программой 12 часов.

На учебном сборе (4 курс) выделено: _____ часов.

В результате изучения дисциплины “КУ ВМФ” курсанты должны ЗНАТЬ:

Ø основы организации корабля и боевой подготовки;

Ø организацию повседневной службы корабля и корабельных нарядов;

Ø обязанности должностных лиц корабля от матроса до командира боевой части

(начальника службы) включительно.

УМЕТЬ:

· воспитывать подчинённых в духе патриотизма и преданности Родине и

русскому народу;

· разрабатывать методические документы по подготовке личного состава

· организовывать боевую подготовку подчинённых;

· поддерживать в подразделении дисциплину, внутренний порядок;

· организовывать службу нарядов в подразделении.

Задачей каждого из вас является тщательное и вдумчивое изучение основных положений и требований Корабельного устава, что позволит Вам, став офицером ВМФ, правильно руководить подчинённым личным составом и успешно решать поставленные перед подразделением задачи.

Учебный вопрос № 1

Общие положения корабельного устава ВМФ .

Военно-Морской Флот (ВМФ) - вид вооружённых сил РФ.

Включает в себя 4 рода сил:

Ø Подводные силы;

Ø Надводные силы;

Ø Морская авиация;

Ø Береговые войска ВМФ.

Возглавляет ВМФ РФ Главнокомандующий, являющийся одновременно заместителем Министра обороны РФ.

Ему подчиняется Главный штаб и управления ВМФ.

Рис.1 Классификация корабельного состава ВМФ .

Под словом “корабль” понимается подводная лодка (ПЛ) и надводный корабль (НК).

Требования корабельного устава ВМФ распространяются на все военные корабли, катера и шлюпки, несущие Военно-морской флаг, а также корабли специального назначения, на морские и рейдовые суда обеспечения (если они укомплектованы военными экипажами). Организация службы на морских и рейдовых судах обеспечения с гражданскими экипажами (рабочими и служащими) определяется Уставом службы на судах обеспечения ВМФ.

Общие права и обязанности военнослужащих взаимоотношения между ними, вопросы дис­циплинарной практики, порядок организации и несения гарнизонной и караульной служб, Строевые приемы для военнослужащих Военно-Морского Флота определены общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ.

В соответствии с руководством о Классификации кораблей и судов ВМФ, корабли (суда) ВМФ разделяются на классы (подклассы) и ранги.

На ранги военные корабли делятся в зависимости от тактико-технических элементов, для определения старшинства командиров, правового положения офицеров и норм материально-технического обеспечения. В ВМФ установлены

4 ранга кораблей. Высшим рангом является первый.

На классы военные корабли делятся в зависимости от их основного оружия и назначения. А классы исходя из специализации, водоизмещения, типа энергетичес-кой установки и принципов движения - на подклассы .

Современный боевой корабль - это сложнейшее сочетание технических устройств, систем и комплексов, ядерной энергетики, газовых и паровых турбин большой удельной мощности.

Современный корабль - это самонаводящееся подводное оружие, автоматическая артиллерия, ракеты различного назначения с ядерными боеголовками, способные поразить океанские, воздушные и наземные цели противника .

Современный корабль - это радиотехнические средства и средства управления, базирующиеся на электронных вычислительных машинах, аналоговых и моделирующих устройствах.

Для обслуживания этой сложной и многообразной техники назначается экипаж корабля - офицеры, мичманы, старшины и матросы.

Чтобы с наибольшей эффективностью применить оружие и использовать технические средства корабля в бою и в повседневных условиях, руководить его личным составом, необходима чёткая, тщательно отработанная корабельная организация.

Таким образом, ВМФ , состоящий из Подводных сил, Надводных сил, Морской авиации, Береговых войск ВМФ, только строго выполняя требования КУ, определяющих их организацию, способен решать Конституционные задачи по защите морских рубежей Отечества.

Повседневная организация корабля

Во главе корабля стоит командир корабля. В помощь командиру корабля назначаются:

Старший помощник (помощник), явля­ющийся первым заместителем командира

ко­рабля;

Заместители и помощники, определяе­мые штатом корабля.

Весь личный состав корабля составляет его экипаж.

В целях лучшего использования оружия и технических средств, а также удобства плавания на корабле создаются боевые части и службы, во главе которых стоят их командиры и начальники. Каждый корабль разбит как бы на крупицы, которые выполняют свои, только им присущие, действия в общей организации корабля.

Боевая часть (служба) - это организационное подразделение корабля, объединяющие одинаковые по назначению и специализации виды оружия или технические средства и обслуживающий их личный состав.

К боевым частям относятся:

· БЧ-1 – штурманская боевая часть;

· БЧ-2 – ракетная (ракетно-артиллерийская, артиллерийская) боевая часть;

· БЧ-3 – минно-торпедная боевая часть;

· БЧ-4 – боевая часть связи;

· БЧ-5 – электромеханическая боевая часть;

· БЧ-6 – авиационная боевая часть;

· БЧ-7 – радиотехническая боевая часть.

К службам относятся:

Сл. Х – служба радиационной, химической и биологической защиты;

Сл. М – медицинская служба;

Сл. С – служба снабжения.

БЧ-1 – обеспечивает навигационную безопасность плавания и ведет расчеты по боевому маневрированию корабля для боевого использования оружия.

В БЧ-1 объединяются: рулевые, штурманские электрики, штурманские радиометристы – наблюдатели.

БЧ-2 предназначена для нанесения ракетных (артиллерийских) ударов по кораблю и береговым объектам противника, а так же для отражения его ударов с моря, берега и воздуха.

В БЧ-2 объединяются: ракетчики, комендоры, артиллерийские электрики.

БЧ-3 обеспечивает применение минного, торпедного, трального оружия и производство работ с ним.

В БЧ-3 объединяются: торпедисты, минеры, торпедные электрики.

БЧ-4 обеспечивает внешнюю и внутреннюю связь корабля (визуально и по радио) с командованием и взаимодействующими кораблями и внутреннюю связь с командными пунктами и боевыми постами корабля.

В БЧ-4 объединяются: радисты, телефонисты, сигнальщики.

БЧ-5 обеспечивает кораблю заданный ход, обеспечивает всех потребителей электроэнергией, живучесть корабля, оружия и технических средств.

В БЧ-5 объединяются: машинисты, трюмные, турбинисты, электрики сильного и слабого тока и другие специалисты.

БЧ-6 обеспечивает наблюдение, поиск и уничтожение подводных лодок противника, а так же ведение разведки и прикрытие кораблей с воздуха. Личный состав БЧ-6 обслуживает летательные аппараты корабля (вертолеты, самолеты), обеспечивает их полеты и управление ими.

БЧ-7 предназначена для наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой. Производит сбор, обработку и анализ результатов всех видов наблюдения, выдаёт данные о противнике, необходимые для применения оружия.

На кораблях 1 ранга ракетная, электромеханическая и авиационная боевые части подразделяются на дивизионы.

Кроме этого, боевые части, дивизионы кораблей делятся на группы, башни, батареи, команды и отделения. (см. схема №1 )

Во главе дивизионов, групп, башен, батарей стоят командиры, во главе команд стоят старшины команд, во главе отделений – командиры отделений.

Радиотехническая служба предназначена для наблюдения за подводной, надвод-ной и воздушной обстановкой. Производит сбор, обработку и анализ результатов всех видов наблюдения, выдаёт данные о противнике, необходимые для примене-ния оружия, данные о навигационной обстановке.

В СЛ-Р объединяются: гидроакустики, радиометристы, операторы телевизионных средств и др.

Химическая служба предназначена для защиты л/с от радиоактивных и отравляю-щих веществ.

Технические средства СЛ-Х (приборы радиационной разведки, приборы дозимет-рического контроля и др.) обслуживаются специалистами - химиками флота.

Медицинская служба предназначена для сохранения здоровья л/с, своевременного оказания медицинской помощи раненым, поражённым и больным.

В СЛ-М объединяются: врачи, фельдшеры, санитары.

Служба снабжения предназначена для обеспечения личного состава продуктами питания и снабжения подразделений корабля имуществом и материалами по установленным нормам.

В СЛ-С объединяются: баталеры, коки, писари и др.

Таким образом, основное боевое назначение корабля – уничтожение или ослаб-ление сил и средств противника путем боевого воздействия.

Образцовая корабельная организация – одно из решающих условий успешного вы-полнения основного боевого назначения корабля.

Повседневная организация включает в себя командование, боевые части, службы, группы, команды, отделения.

Повседневная организация корабля обеспечит четкое управление экипажем корабля в повседневных условиях его жизни, подготовку к решению свойственных боевых задач и высокую боевую готовность

Учебный вопрос № 2

Современный боевой корабль является оружием коллективного пользования. Основным боевым назначением корабля поражение сил и средств противника боевым воздействием. Следовательно, если корабль – это оружие коллективное, то должна быть какая-то организация его боевого использования, организация, которая предусматривала бы действия каждого члена экипажа при определённых боевых действиях корабля.

Термин организация обычно определяет построение (структуру) какого-либо коллектива (предприятия, учебного заведения или воинской части) и распределение обязанностей между членами этого коллектива, их взаимодействие.

Под корабельной организацией следует понимать организационное построение экипажа корабля и распределение обязанностей между его членами в различных условиях боевой и повседневной деятельности.

Организация корабля строится в соответствии с его боевым назначением и определяется его штатом.

Штат – это перечень должностей, которые должны занимать офицеры, мичманы и личный состав срочной службы при выполнении своих служебных обязанностей.

Что же такое организация корабля?

В целях лучшего использования оружия и технических средств, а также удобства плавания на корабле создаются боевые части и службы, во главе которых стоят их командиры и начальники.

Боевая часть (служба) – это организационное подразделение корабля, объединяющее одинаковые по назначению и специализации виды оружия или технические средства и обслуживающий их личный состав.

К боевым частям относятся:

БЧ-1 – штурманская боевая часть;

БЧ-2 – ракетная (ракетно-артиллерийская, артиллерийская) боевая часть;

БЧ-3 – минно-торпедная боевая часть;

БЧ-4 – боевая часть связи;

БЧ-5 – электромеханическая боевая часть;

БЧ-6 – авиационная боевая часть;

БЧ-7 – радиотехническая боевая часть.

К службам относятся:

Сл. Х – служба радиационной, химической и биологической защиты;

Сл. М – медицинская служба;

Сл. С – служба снабжения.

Боевая часть-1 : обеспечивает навигационную безопасность плавания и ведет расчеты

по боевому маневрированию корабля для боевого использования оружия.

В БЧ-1 объединяются: рулевые, штурманские электрики, штурманские радиометристы-наблюдатели.

Боевая часть-2: предназначена для нанесения ракетных (артиллерийских) ударов по кораблю и береговым объектам противника, а также для отражения его ударов с моря, берега и воздуха.

В БЧ-2 объединяются: ракетчики, комендоры, артиллерийские электрики.

Боевая часть-3: обеспечивает применение минного, торпедного, трального оружия и производство работ с ним.

В БЧ-3 объединяются: торпедисты, минеры, торпедные электрики.

Боевая часть-4: обеспечивает внешнюю и внутреннюю связь корабля (визуально и по радио) с командованием и взаимодействующими кораблями и внутреннюю связь с командными пунктами и боевыми постами корабля.

В БЧ-4 объединяются: радисты, телефонисты, сигнальщики.

Боевая часть-5: обеспечивает кораблю заданный ход, живучесть корабля, оружия и технических средств, снабжает всех потребителей электроэнергией.

В БЧ-5 объединяются: машинисты, трюмные, турбинисты, электрики сильного и слабого тока и другие специалисты.

Боевая часть-6: обеспечивает наблюдение, поиск и уничтожение подводных лодок противника, а также ведение разведки и прикрытие кораблей с воздуха. Личный состав БЧ-6 обслуживает летательные аппараты корабля (вертолеты, самоле-ты), обеспечивает их полеты и управление ими.

Боевая часть-7: предназначена для наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой. Производит сбор, обработку и анализ результатов всех видов наблюдения, выдает данные о противнике, необходимые для применения оружия.



В БЧ-7 (рис. 1.3.1) объединяются: гидроакустики, радиометристы, операторы телевизионных средств и др.

Радиотехническая служба – предназначена для наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой. Производит сбор, обработку и анализ результатов всех видов наблюдения, выдает данные о противнике, необходимые для применения оружия, данные о навигационной обстановке.

В СЛ-Р материальную часть обслуживают: гидроакустики, радиометристы, операторы телевизионных средств и др.

Химическая служба – предназначена для защиты личного состава от радиоактивных и отравляющих веществ. Технические средства СЛ-Х (приборы радиационной разведки, приборы дозиметрического контроля и др.) обслуживаются специалистами-химиками.

Медицинская служба – предназначена для сохранения здоровья личного состава, своевременного оказания медицинской помощи раненым, пораженным и больным. В СЛ-М объединяются: врачи, фельдшеры, санитары.

Служба снабжения – предназначена для обеспечения личного состава продуктами питания и снабжения подразделений корабля имуществом и материалами по установленным нормам. В СЛ-С объединяются: баталеры, коки, писари и др.

Порядок ввода боевой организации на корабле. Схемы боевой организации корабля, какая информация размещается на данных схемах? Какая информация излагается в боевых инструкциях? В какой документ сводятся боевые инструкции?

Боевая организация на корабле вводится при объявлении боевой (учебной) тревоги (см. Прил. 2 КУ ВМФ к ст. 34).

На боевом корабле всех рангов существует:

– схема боевой организации корабля;

– корабельная боевая схема.

На схеме боевой организации корабля показываются командные пункты и боевые посты с указанием их подчиненности по боевой тревоге .

На корабельной боевой схеме на продольном разрезе корабля показывается расположение всех командных пунктов, боевых постов, отсеков и других помещений корабля.



В боевых инструкциях подробно излагаются обязанности старшин контрактной службы, старшин и матросов срочной службы по боевой тревоге, по применению оружия и использованию технических средств в бою и при борьбе за их живучесть, по срочному погружению, а также дополнительные обязанности по герметизации корпуса корабля, приведению в действие систем работы дизеля и пополнению воздуха под водой, по постановке на стабилизатор глубины, по сигналам «Химическая тревога» и «Радиационная опасность», по

специальной обработке корабля и санитарной обработке личного состава, по оказанию медицинской помощи раненым и пораженным, по плаванию в сложных условиях .

Боевые инструкции сводятся в Сборник боевых инструкций личного состава корабля, который является приложением к Книге корабельных расписаний.

Основным боевым назначением корабля является поражение боевым воздействием сил и средств противника.

Организация корабля строится в соответствии с его боевым предназначением на основе задач, решаемых данным классом (подклассом) кораблей. Организационно-штатная структура корабля устанавливается его штатом.

Повседневная организация

Назначением повседневной организации корабля является обеспечение готовности корабля к ведению боевых действий, проведение боевой подготовки и создание условий для нормальной жизнедеятельности экипажа корабля.

Во главе корабля стоит командир корабля. В помощь командиру корабля назначаются:

Старший помощник (помощник), являющийся первым заместителем командира корабля,

Заместители и помощники, определяемые штатом корабля.

Весь личный состав корабля составляет его экипаж.

В целях лучшего применения оружия и использования технических средств в бою на кораблях создаются боевые части и службы.

К боевым частям относятся:

    штурманская - БЧ-1;

    ракетная (ракетно-артиллерийская, артиллерийская) - БЧ-2;

    минно-торпедная - БЧ-3;

    связи - БЧ-4;

    электромеханическая - БЧ-5;

    авиационная - БЧ-6;

    радиотехническая - БЧ-7.

К службам относятся:

    радиационной, химической и биологической защиты - Сл-Х;

    медицинская - Сл-М;

    снабжения - Сл-С.

БЧ-1 предназначена для обеспечения навигационной безопасности кораблевождения и боевого маневрирования корабля. Офицеры БЧ-1 ведут прокладку пути корабля, а личный состав (рулевые, штурманские электрики) обслуживают рулевые устройства, навигационные комплексы и др.

БЧ-2 предназначена для применения ракетного и артиллерийского оружия по морским, воздушным и береговым целям противника. Личный состав БЧ-2 (операторы, комендоры, артиллерийские электрики и др.) обслуживает ракетные и артиллерийские установки, приборы управления стрельбой и др.

БЧ-З предназначена для применения торпедного, противолодочного, минного, противоминного и противоподводно-диверсионного оружия, средств защиты и акустического подавления, производства подрывных работ. Личный состав БЧ-З (торпедисты, торпедные электрики, минеры и др.) обслуживает комплексы указанных видов оружия и др.

БЧ-4 предназначена для обеспечения корабля бесперебойной внешней связью с командованием, взаимодействующими кораблями и частями, для приема оповещения и передачи донесений. На БЧ-4 возлагается также организация помех работе средств связи противника. Личный состав БЧ-4 (радиотелеграфисты, сигнальщики, радиомастера и др.) обслуживает средства радио- и радиорелейной связи, проводной и зрительной связи и др.

БЧ-5 предназначена для обеспечения кораблю заданной скорости хода и маневрирования, производства и распределения всех видов энергии, для обеспечения непотопляемости, взрыво- и пожаробезопасности корабля, живучести технических средств Личный состав БЧ-5 (электрики, мотористы, машинисты, турбинисты и др.) обслуживает корабельную энергетическую установку, средства борьбы за живучесть корабля, корабельные системы и устройства и др.

БЧ-6 предназначена для обеспечения и обслуживания корабельных летательных аппаратов. Она организуется на противолодочных и авианесущих крейсерах и некоторых других кораблях, где могут базироваться летательные аппараты. Личный состав БЧ-6 обслуживает вертолеты (самолеты) и их системы.

БЧ-7 предназначена для зрительного и технического наблюдения и освещения воздушной, надводной и подводной обстановки, обеспечения целеуказания системам управления оружием и средствами радиоэлектронной борьбы, обеспечения ГКП и БЧ-1 данными для выполнения маневров, поиска и разведки, проведения мероприятий по радиоэлектронной борьбе, снижения радиолокационной заметности, применения корабельной авиации. Личный состав БЧ-7 – офицеры управления и специалисты по вычислительной технике, гидроакустики, радиометристы, операторы телевизионных систем. БЧ-7 создается на кораблях 1 ранга и на некоторых проектах кораблей 2 ранга.

Сл-Х предназначена для обеспечения защиты личного состава от радиоактивных и отравляющих веществ. В этих целях она осуществляет радиационную и химическую разведку, дозиметрический контроль, дезактивацию и дегазацию корабля, аэрозольную (дымовую) маскировку. Технические средства Сл-Х (приборы радиационной разведки, приборы дозиметрического контроля и др.) обслуживаются специалистами – химиками флота.

Сл-М предназначена для контроля за состоянием здоровья личного состава, своевременного оказания медицинской помощи раненым, пораженным и больным, лечения и подготовки их к госпитализации, обеспечения санитарно-эпидемического благополучия на корабле. Личный состав Сл-М: врачи, фельдшеры, санитары.

Сл-С предназначена для обеспечения личного состава продуктами питания и снабжения корабля имуществом и материалами по установленным нормам. Личный состав Сл-С: баталеры, коки.

На отдельных кораблях, в зависимости от их специализации и особенностей конструкции, могут создаваться и другие службы.

Боевые части и службы в зависимости от ранга корабля подразделяются на дивизионы, группы, батареи и команды (отделения) в соответствии со штатом корабля. Во главе боевых частей, дивизионов (групп, батарей) стоят их командиры, а во главе служб - начальники.

На кораблях 2, 3 и 4 ранга на одного офицера может быть возложено командование двумя и более боевыми частями или службами.

Первичными штатными структурными подразделениями личного состава корабля являются отделения . Их возглавляют командиры отделений. Отделения могут сводиться в команды, возглавляемые старшинами команд.

Для обеспечения повседневной деятельности надводных кораблей 1, 2 и 3 ранга создаются подразделения, не входящие в состав боевых частей (служб). Данные подразделения находятся в непосредственном подчинении:

    старшего помощника командира корабля (секретная часть и оркестр);

    заместителя командира корабля по воспитательной работе (клуб и типография);

    помощника командира корабля (боцманская команда и команда обслуживания авиационного оборудования).

Функции боцманской команды на подводных лодках выполняет команда рулевых-сигнальщиков.