Порядок учета ос в бюджетных учреждениях таблицы. Как списать основные средства бюджетного учреждения. Оценка технического состояния

Учет основных средств осуществляется в соответствии с положениями Инструкции №25н на счете 010100000 «Основные средства».

К объектам основных средств относятся материальные объекты, которые используются в процессе деятельности учреждения для выполнения работ, оказания услуг или управленческих нужд, а также имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, независимо от их стоимости. При этом названные объекты могут находиться как в эксплуатации, так и в запасе, на консервации или сданы в аренду.

Непременным условием для того чтобы актив был отнесен к объектам основных средств является то, что срок его полезного использования должен превышать 12 месяцев.

К основным средствам бюджетные учреждения относят, так же:

Законченные капитальные вложения арендатора в арендованные им здания, сооружения, оборудование и другие объекты основных средств, в сумме произведенных вложений, если иное не предусмотрено договором аренды;

Капитальные вложения в многолетние насаждения, которые относятся к принятым в эксплуатацию площадям и включаются в состав основных средств ежегодно, независимо от окончания всего комплекса работ.

Для целей аналитического учета бюджетные организации группируют основные средства в соответствии с классификацией, установленной Общероссийским классификатором основных фондов (далее - ОКОФ):

Жилые помещения;

Нежилые помещения;

Сооружения;

Машины и оборудование;

Транспортные средства;

Производственный и хозяйственный инвентарь;

Библиотечный фонд;

Драгоценности и ювелирные изделия;

Прочие основные средства.

Кроме того, в составе основных средств бюджетные организации учитывают:

На счете 010108000 «Драгоценности и ювелирные изделия» ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также самородки драгоценных металлов и драгоценные камни, слитки и бруски золота, серебра, платины и палладия, монеты из золота, серебра, платины и палладия, за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации, находящиеся в составе государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

Виды специальных (военных) основных средств по соответствующим счетам аналитического учета счета 010100000 «Основные средства».

Единицей бюджетного учета основных средств является инвентарный объект.

Инвентарным объектом основных средств является:

Объект со всеми приспособлениями и принадлежностями,

Отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций,

Обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы.

Обратите внимание!

Комплекс конструктивно-сочлененных предметов представляет собой один или несколько предметов одного или разного назначения, смонтированных на одном фундаменте, при этом каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они отражаются в учете как отдельные инвентарные объекты.

В том случае, если у одного объекта имеется несколько частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Надворные постройки, пристройки, ограждения и другие надворные сооружения, обеспечивающие функционирование отдельного здания (сарай, забор, колодец и другие), составляют вместе с ним один инвентарный объект. Если эти постройки и сооружения обеспечивают функционирование двух и более зданий, они считаются самостоятельными инвентарными объектами.

Самостоятельными инвентарными объектами считаются так же:

Наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение,

Отдельно стоящие здания котельных,

Капитальные надворные постройки, такие как - склады, гаражи и так далее.

Каждому объекту основных средств, в независимости от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер. Исключение из этого правила составляют:

Объекты основных средств, стоимостью до 1000 рублей включительно,

Объекты библиотечного фонда,

Драгоценности и ювелирные изделия независимо от стоимости.

Кроме этого, существуют объекты основных средств, на которые по определенным причинам невозможно нанести инвентарный номер. К таким объектам относятся, например, хирургические инструменты. В таких случаях, присвоенный объекту основных средств инвентарный номер, применяется в целях бюджетного учета и отражается во всех соответствующих регистрах бюджетного учета, но при этом непосредственно на объект основного средства не наносится.

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данном учреждении.

Инвентарные номера списанных с бюджетного учета объектов основных средств не присваиваются вновь принятым к бюджетному учету объектам.

Обратите внимание!

Арендованные основные средства учитываются у арендаторов на забалансовом счете 01 «Арендованные основные средства» под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем, кроме тех случаев, когда объект основных средств находится на балансе лизингополучателя.

УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.

Основные средства принимаются к учету по их первоначальной стоимости.

Первоначальная стоимостью основных средств определяется как сумма фактических вложений учреждения в покупку, сооружение и изготовление объектов основных средств с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками.

Стоимости основных средств отражается на счетах бюджетного учета в рублях и копейках.

Обратите внимание! Бюджетные учреждения могут приобретать основные средства как за счет средств бюджетного финансирования, так и за счет средств, полученных в результате внебюджетной деятельности. В том случае, когда основные средства были приобретены в рамках предпринимательской деятельности, приносящей доход и облагаемой НДС, тогда НДС по приобретенным основным средствам принимается к возмещению, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации.

К вложениям на приобретение основных средств относят:

Суммы, уплаченные поставщикам в соответствии с договором;

Суммы, уплаченные организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

Суммы, уплаченные организациям за информационные, консультационные и посреднические услуги, связанные с приобретением основных средств;

Регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

Таможенные пошлины;

Затраты по доставке объектов основных средств до места их использования, включая расходы по страхованию доставки;

Проценты по заемным средствам, привлеченные для приобретения основных средств;

Иные затраты, непосредственно связанные с приобретением основных средств.

Порядок учета поступления основных средств рассмотрим на примерах.

Пример 1.

Покупка основных средств за счет средств бюджетного финансирования.

Допустим, что бюджетное учреждение приобрело легковой автомобиль стоимостью 295 000 рублей (НДС – 45 000 рублей в том числе).

Расходы на доставку автомобиля составили 15 000 рублей.

Проведение техосмотра – 1 000 рублей.

Регистрация в ГИБДД – 2 000 рублей.

Страхование гражданской ответственности – 6 000 рублей.

Установка охранной сигнализации – 10 000 рублей.

На счетах бюджетного учета эти операции будут отражены следующим образом.

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Дебет

Кредит

Перечислены денежные средства в оплату договора купли-продажи автомобиля

Отражены затраты на приобретение автомобиля

Оплачены расходы по доставке автомобиля

Учтены расходы на доставку автомобиля

Перечислены денежные средства в ГИБДД за регистрацию транспортного средства

Учтены расходы на регистрацию автотранспортного средства в ГИБДД

Оплачен техосмотр автомобиля

Отражены в учете расходы на техосмотр автомобиля

Оплачена страховка гражданской ответственности

Отражены в учете расходы на страхование гражданской ответственности

Оплачены расходы на установку охранной сигнализации

Учтены расходы на установку охранной сигнализации

Автомобиль введен в эксплуатацию

Обратите внимание!

В том случае, когда основные средства приобретаются учреждением счет бюджетных средств, сумма НДС включается в их первоначальную стоимость.

Кроме этого, не все расходы по приобретению основных средств включаются в их первоначальную стоимость. Как видно из примера, расходы на техосмотр и страхование за гражданской ответственности владельцев транспортных средств учитываются в составе прочих расходов, не смотря на то, что эти платежи обязательные и без них ГИБДД не зарегистрирует автомобиль.

Окончание примера.

Следует сказать, что порядок отражения операций по приобретению основных средств на счетах бюджетного учета будет зависеть от содержания договора между учреждением и поставщиком.

Приказ Минфина Российской Федерации от 8 декабря 2006 года №168н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее – Приказ №168н), регламентирующий применение экономической классификации расходов бюджетов, устанавливает, что если в договоре поставки основных средств прописаны еще и условия доставки этих средств, или услуги по пусконаладочным работам, тогда вся сумма по этому договору будет оплачиваться с подстатьи 310 «Увеличение стоимости основных средств». Это значит, что при таких условиях договора, на счетах бюджетного учета будет отражаться по подстатье 310 стоимость доставки или стоимость пусконаладочных работ. Это положение подтверждено и в Письме Минфина Российской Федерации от 1 апреля 2005 года №02-14-10/607 «О применении экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации»:

Приказом №168н установлено, что во всех иных случаях расходы бюджетного учреждения на осуществление пусконаладочных работ относятся на подстатью 225 «Услуги по содержанию имущества», а расходы на доставку – на подстатью 222 «Транспортные услуги».

Пример 2.

Покупка основных средств за счет средств от предпринимательской деятельности.

Государственное медицинское учреждение приобрело за счет средств от предпринимательской деятельности диагностическое оборудование стоимостью 236 000 рублей (в том числе НДС 18% – 36 000 рублей).

По договору поставки, продавец берет на себя обязательства по доставке и установке оборудования. При этом, стоимость доставки установлена в сумме 9 440 рублей (НДС 18% в том числе – 1 440 рублей, а стоимость пусконаладочных работ – 11 800 рублей (НДС 18% в том числе – 1 800 рублей).

Прежде чем мы приступим к описанию соответствующих бухгалтерских записей, следует несколько слов сказать о порядке отражения НДС бюджетными организациями, занимающимися предпринимательской деятельностью.

Если бюджетное учреждение в рамках предпринимательской деятельности освобождено от обязанностей налогоплательщиков (статья 145 НК РФ) или осуществляет операции, не подлежащие налогообложению (статья 149 НК РФ), то НДС по приобретенным основным средствам должен учитываться в первоначальной стоимости этих объектов.

Если же бюджетное учреждение в рамках предпринимательской деятельности обязано уплачивать НДС, то тогда оно имеет право принять к вычету уплаченный поставщику НДС, при условии выполнения им требований статей 171 и 172 НК РФ.

Предположим, что данное учреждение осуществляет операции, подлежащие обложению налогом на добавленную стоимость. В этом случае будут произведены следующие записи:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Дебет

Кредит

Перечислены денежные средства в оплату договора поставки оборудования

Принято к учету поступившее оборудование

Учтен НДС по приобретенному оборудованию

Отражены затраты по транспортировке оборудования

Учтен НДС по транспортным услугам

Отражена в учете стоимость произведенных поставщиком пусконаладочных работ

Учтен НДС по пусконаладочным работам

Введено в эксплуатацию оборудование

Принят к вычету НДС

Вся сумма расходов на приобретение оборудования 257 240 рублей отражается еще и на забалансовом счете 18 «Выбытие денежных средств с банковских счетов учреждения».

Окончание примера.

С 1 января 2006 года в бюджетном учете действуют четко прописанные правила отражения операций по безвозмездному получению объектов основных средств.

При этом выделяют четыре возможных варианта безвозмездного получения основных средств:

1) передача основных средств между бюджетными учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю;

2) передача основных средств между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня;

3) передача основных средств между учреждениями, состоящими на бюджетах разных уровней (например: федеральное учреждение или муниципальное учреждение);

4) передача основных средств между бюджетными учреждениями и прочими контрагентами.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных безвозмездно, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.

Под текущей рыночной стоимостью для целей бюджетного учета понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Безвозмездная передача объектов основных средств осуществляется по балансовой стоимости объекта с одновременной передачей суммы начисленной на объект амортизации.

При безвозмездной передаче объектов основных средств между бюджетными организациями срок их полезного использования устанавливается с учетом их фактической эксплуатации.

Если объект основных средств был получен по договору дарения от «внебюджетных» юридических или физических лиц, то срок полезного использования устанавливает специальная комиссия учреждения. При определении срока полезного использования объекта основных средств комиссия учитывает его рыночную цену, которая должна отражать степень пригодности объекта для его дальнейшего использования.

Пример 3.

Безвозмездное получение основных средств от главного распорядителя.

Получено оборудование, балансовая стоимость которого составляет 100 000 рублей, а сумма начисленной по нему амортизации – 30 000 рублей.

Окончание примера.

Пример 4.

Получено оборудование от учреждения иного уровня.

Возьмем условия предыдущего примера. Для отражения данной операции делают следующие записи:

Окончание примера.

ПЕРЕОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств, соответствии с положениями Инструкции №25н, производится лишь в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств. Балансовой стоимостью основных средств является их первоначальная стоимость с учетом указанных изменений.

Бюджетные учреждения проводят переоценку стоимости объектов основных средств по состоянию на начало отчетного года путем пересчета их балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации. Сроки и порядок переоценки устанавливаются Правительством Российской Федерации. Исключение составляют драгоценные металлы и драгоценные камни. Драгоценные металлы и драгоценные камни, содержащиеся в объектах основных средств, должны учитываться в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Пример 5.

Допустим, что государственное образовательное учреждение произвело переоценку здания учебного корпуса.

Первоначальная стоимость корпуса, приобретенного за счет бюджетных средств – 4 500 000 рублей.

Начисленная на дату переоценки амортизация – 1 500 000 рублей.

Коэффициент переоценки – 1,2.

Операции по переоценке нежилого помещения отражают в бюджетном учете следующим образом:

Окончание примера.

Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств допускается и в случае их модернизации. Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство в Письме от 27 июня 2006 года №42-7.1-15/2.2-265 «О применении Бюджетной классификации Российской Федерации при отражении кассовых расходов по модернизации основных средств» дают разъяснения по вопросам о том:

«К работам по модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) новыми качествами (пункт 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации).

Замену приспособлений и принадлежностей (например, монитора, системного блока, перезаписывающего привода DVD компьютера и тому подобного), выполняющих свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно, нельзя рассматривать как модернизацию объектов основных средств, на которых осуществляется указанная замена. Операции по замене составляющих и комплектующих частей объектов основных средств следует рассматривать как использование прочих материалов при осуществлении текущего (капитального) ремонта основных средств. Следовательно, расходы по их приобретению подлежат планированию и отражению по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Расходы по приобретению принтеров, которые отражаются как объекты основных средств в бюджетном учете, планируются и осуществляются по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

В учете бюджетного учреждения операции по замене составляющих и комплектующих частей объектов основных средств отражаются следующими записями на счетах бюджетного учета:

Дт 120622560

Кт 130405340 - предварительная оплата поставки запасных частей для ремонта основных средств;

Дт 110506340

Кт 130222730 - оприходование запасных частей;

Дт 130222830

Кт 120622660 - зачет предварительной оплаты в состав расчетов с поставщиком;

Дт 130222830

Кт 130405340 - окончательный расчет с поставщиком;

Дт 140101272

Кт 110506440 - отражение списания запчастей, использованных для ремонта».

ВЫБЫТИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Выбытие основных средств может происходить по следующим причинам:

В следствии износа,

В следствии ликвидации,

В результате продажи,

В результате безвозмездной передачи,

В результате стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

Обратите внимание!

При выдаче в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 1 000 рублей включительно производится их списание. При этом осуществляются следующие бухгалтерские записи:

1. При передаче в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 1 000 рублей произведено их списание:

Дебет 1 401 01 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»;

Кредит 1 101 04 410

Кредит 1 101 05 410

Кредит 1 101 06 410

Кредит 1 101 09 410 «Уменьшение стоимости прочих основных средств»;

2. Списана стоимость объектов основных средств стоимостью до 1 000 рублей при выдаче их в эксплуатацию в рамках внебюджетной деятельности:

Дебет 02 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»;

Кредит 2 101 04 410 «Уменьшение стоимости машин и оборудования»;

Кредит 2 101 05 410 «Уменьшение стоимости транспортных средств»;

Кредит 2 101 06 410 «Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря»;

Кредит 2 101 09 410 «Уменьшение стоимости прочих основных средств».

Порядок отражения выбытия основных средств на счетах бюджетного учета рассмотрим на примерах.

Пример 6.

Бюджетная организация ликвидировала множительное устройство, пришедшее в негодность и не подлежащее ремонту. Первоначальная стоимость объекта – 70 000 рублей. На момент списания по данному объекту была полностью начислена амортизация – 70 000 рублей.

Данная операция будет отражена в учете следующей проводкой:

Окончание примера.

Пример 7.

Образовательное учреждение ликвидировало устаревшее лабораторное оборудование, первоначальная стоимость которого составила 36 000 рублей. Амортизация на момент списания была начислена в сумме 30 000 рублей. При разборке оборудования были оприходованы на склад запасные части по рыночной стоимости 3 500 рублей.

Для отражения данной операции необходимо сделать следующие записи:

Окончание примера.

Для того, чтобы продать имущество бюджетные учреждения должны получить соответствующее разрешение от собственника этого имущества, поскольку они, в соответствии со статьей 298 ГК РФ, не вправе отчуждать закрепленное за ними имущество.

Статьей 43 БК РФ установлено, что полученные от продажи государственного и муниципального имущества средства подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.

Минфин Российской Федерации в Письме от 22 февраля 2006 года №02-05-03/366 дает разъяснения по вопросам налогообложения доходов, полученных бюджетными учреждениями от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

В соответствии с этим Письмом, полученные бюджетными организациями средства от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

«В соответствии с положениями статьи 284 главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации доходы от реализации первоначально в установленном порядке подлежат обложению налогом на прибыль с распределением суммы налога между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Российской Федерации, затем в части, оставшейся после уплаты налогов, в размере 100 процентов включаются в состав доходов соответствующих бюджетов».

Обратите внимание!

Если учреждение продает объект основных средств, который числится на балансе по первоначальной стоимости с учетом «входного» налога на добавленную стоимость, то оно обязано заплатить НДС в соответствии с требованиями положений пункта 3 статьи 154 НК РФ.

Пример 8.

Медицинское учреждение реализовало диагностическое оборудование, балансовая стоимость которого составила 200 000 рублей (НДС в том числе). Сумма начисленной на момент реализации оборудования амортизации составила 100 000 рублей.

Оборудование было продано за 120 000 рублей (НДС – 3 050,85 рублей в том числе).

В соответствии с пунктом 3 статьи 154 НК РФ, сумма НДС по проданному оборудованию будет рассчитана по формуле: (ЦР – ОС) х 18% / 118%, где

ЦР – цена реализации имущества с учетом «входного» НДС,

ОС – остаточная стоимость имущества.

Реализация оборудования будет отражена в учете следующими записями:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Дебет

Кредит

Списана амортизация по реализованному оборудованию

Списана остаточная стоимость реализованного оборудования (200 000 рублей – 100 000 рублей)

Начислен НДС по реализуемому оборудованию ((120 000 рублей – 100 000 рублей) х 18% / 118%)

Начислен налог на прибыль, полученную от продажи оборудования ((120 000 рублей – 100 000 рублей) х 24%)

Отражена задолженность покупателя, приобретающего оборудование (120 000 рублей – 3 050,85 рублей – 4 067,80 рублей)

Поступили денежные средства от покупателя в счет оплаты оборудования

Отражены суммы, поступившие от покупателей в счет оплаты налогов по приобретаемым основным средствам (3 050,85 рублей + 4 067,80 рублей)

Перечислены налоги в бюджет

На забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на банковские счета учреждения» отражается запись (7 118,65 рублей – 7 118,65 рублей), а не забалансовом счете 18 «Выбытие денежных средств с банковских счетов учреждения» - 7 118,65 рублей.

Окончание примера.

Обратите внимание!

Бухгалтерские записи при отражении операций по безвозмездной передаче основных средств зависят от того, кому передаются основные средства:

Передача основных средств учреждениям, подведомственным одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджетов. Результат от безвозмездной передачи формируется на счете 1 304 04 310 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств»;

Передача основных средств учреждениям, подведомственным разным главным распорядителям (распорядителям) средств бюджетов одного уровня, а также при их передаче государственным и муниципальным организациям. Результат от безвозмездной передачи формируется на счете 1 401 01 241 «Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям»;

Передача организациям за исключением государственных и муниципальных учреждений. Результат от безвозмездной передачи формируется на счете 0 401 01 242 «Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям»;

Передача учреждениям, финансируемым из другого бюджета. Результат от безвозмездной передачи формируется на счете 0 401 01 251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».

Пример 9.

Главный распорядитель передал безвозмездно подведомственному бюджетному учреждению оборудование стоимостью 100 000 рублей.

На момент передачи начислена амортизация - 50 000 рублей:

Окончание примера.

Выбытие объектов основных средств в связи с их вложением уставной капитал иных организации отражается в размере их остаточной стоимости по дебету счета 02 204 02 530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 02 101 00 000 «Основные средства».

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бюджетные учреждения».

При переходе на новые правила учета больше всего вопросов вызывает учет основных средств. Это связано с рядом факторов, один из которых – новое понятие объектов основных средств. С 1 января 2005 года при отнесении объектов к основным средствам не учитывается стоимостной критерий. В соответствии с п. 10 Инструкции № 70н к основным средствам относятся материальные объекты независимо от их стоимости, которые используются в деятельности учреждения более одного года. Другой фактор – это новый порядок определения первоначальной стоимости основных средств. И, наконец, третий – новый порядок определения остаточной стоимости основных средств. В данной статье будут рассмотрены вопросы определения первоначальной стоимости материальных объектов, которые будут использованы в качестве основных средств.

Напомним, что в соответствии с Инструкцией № 107н к основным средствам относились объекты, срок эксплуатации которых превышал 12 месяцев, а их стоимость на дату приобретения – 50-кратный минимальный размер оплаты труда.

Для учета основных средств в бюджетном учете предназначен счет 0 101 00 000 «Основные средства», к которому открываются следующие аналитические счета:

0 101 01 000 «Жилые помещения»;

0 101 02 000 «Нежилые помещения»;

0 101 03 000 «Сооружения»;

0 101 04 000 «Машины и оборудование»;

0 101 05 000 «Транспортные средства»;

0 101 06 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь»;

0 101 07 000 «Библиотечный фонд»;

0 101 08 000 «Мягкий инвентарь»;

0 101 09 000 «Драгоценности и ювелирные изделия;

0 101 10 000 «Прочие основные средства».

Учет основных средств ведется в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов . Кроме объектов, входящих в его состав, бюджетному учету подлежат: ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также самородки драгоценных металлов и драгоценные камни, слитки и бруски золота, серебра, платины и палладия, а также монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации, находящиеся в составе государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней на счете 010109000 «Драгоценности и ювелирные изделия»;

белье (рубашки, сорочки, халаты и т.п.), постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т.п.), одежда и обмундирование, включая спецодежду (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т.п.), обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т.п.), спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т.п.) на счете 010108000 «Мягкий инвентарь»;

посуда в составе счета 010106000 «Производственный и хозяйственный инвентарь»;

виды специальных (военных) основных средств по соответствующим счетам аналитического учета счета 010100000 «Основные средства».

Кроме того, в составе основных средств бюджетные учреждения учитывают:

– законченные капитальные вложения арендатора в арендованные им здания, сооружения, оборудование и другие объекты основных средств, если иное не предусмотрено договором аренды;

– капитальные вложения в многолетние насаждения, относящиеся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.

Инвентарный номер

Единицей бюджетного учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств может быть:

– объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
– отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных функций;
– обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов (смонтированных на одном фундаменте и представляющих собой единое целое), предназначенный для выполнения определенной работы.

Если у одного объекта несколько частей имеют разные сроки полезного использования, то каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Так, если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными инвентарными объектами. Надворные постройки, пристройки, ограждения и другие надворные сооружения, обеспечивающие функционирование здания (сарай, забор, колодец и др.), составляют вместе с ним один инвентарный объект. Однако если эти постройки и сооружения обеспечивают функционирование двух и более зданий, они считаются самостоятельными инвентарными объектами. Наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также капитальные надворные постройки (склады, гаражи и т.д.) также являются самостоятельными инвентарными объектами.

Каждому объекту, независимо от того, находится он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается инвентарный порядковый номер. При этом объекты стоимостью до 1 000 рублей включительно, а также мягкий инвентарь, посуда любой стоимости составляют исключение из данного правила, то есть им не присваиваются инвентарные номера. Когда инвентарный объект является сложным, то есть включает в себя те или иные обособленные элементы, составляющие вместе с ним одно целое, на каждом таком элементе должен быть тот же инвентарный номер, что и на основном объекте. Если у инвентарного объекта несколько частей, имеющих разные сроки полезного использования и которые учитываются как самостоятельные объекты, каждой части присваивается отдельный инвентарный номер.

До 2005 года инвентарный номер состоял из восьми цифр. В пункте 48 Инструкции № 107н была представлена структура, в соответствии с которой должен был формироваться инвентарный номер. Таких требований Инструкция № 70н не содержит. Поэтому учреждение должно само определить, как будет выглядеть структура инвентарного номера нефинансовых активов. Инвентарные номера нужно присваивать не только основным средствам, но и непроизведенным и нематериальным активам.

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на протяжении всего периода, когда он находится в учреждении. Инвентарные номера списанных объектов основных средств вновь принятым к бюджетному учету объектам не присваиваются.

Оценка основных средств

В отличие от ранее действовавших правил с 1 января 2005 года при определении первоначальной стоимости основных средств учитываются все затраты, связанные с их приобретением и доведением до состояния, в котором они пригодны для эксплуатации. К таким затратам относятся:

– суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), в том числе НДС (кроме их приобретения за счет средств от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход);

– суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

– суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

– регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

– таможенные пошлины;

– вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

– затраты по доставке объектов основных средств до места их использования, включая расходы по страхованию доставки;

– иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Учет основных средств ведут в полных рублях. Суммы копеек относят на счет 0 401 01 280 «Прочие расходы».

Приобретение основных средств за счет бюджетного финансирования

Рассмотрим на конкретном примере отражение операций по приобретению основных средств за счет финансирования из бюджета.

Пример 1.

Школа приобрела за счет бюджетных средств мебель стоимостью 36 000,60 руб. (в том числе НДС – 5 491,62 руб.). Затраты по доставке мебели составили 2 360 руб. (в том числе НДС – 360 руб.) Мебель перед передачей в эксплуатацию необходимо было собрать. Сборка мебели осуществлялась силами учреждения. Заработная плата работников, участвующих в сборке, составила 3 000 руб.

В данном примере к фактическим затратам на приобретение основных средств относятся суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику мебели с учетом НДС, затраты по ее доставке до учреждения с учетом НДС и затраты по сборке.

Для учета указанных затрат Планом счетов предусмотрен счет 0 106 01 000 «Капитальные вложения в основные средства». Операции по вложениям в объекты основных средств за счет бюджетного финансирования отражаются по дебету счета 1 106 01 310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства в корреспонденции с кредитом счетов: 1 302 17 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств» (в части расчетов с поставщиком мебели), 1 302 03 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате транспортных услуг» (в части расчетов с транспортной организацией), а также счета 1 302 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате труда» и счетов учета начисленных на заработную плату налогов: 1 303 02 730 «Увеличение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ», 1 303 06 730 «Увеличение кредиторской задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» (в части начисленной заработной платы работникам, участвовавшим в монтаже оборудования).

Суммы НДС, относящиеся к приобретенным материальным ценностям, полученным работам, услугам за счет бюджетных средств, на счете 0 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» не выделяются, а учитываются в составе капитальных вложений (п. 166 Инструкции № 70н ).

В учете учреждения операции будут отражены следующим образом:

Дебет Кредит

Сумма, руб.

Оприходована мебель 36 000
Отражена сумма копеек 0,60
Отражены затраты по доставке мебели 2 360
Отражены расходы на оплату труда работников, участвовавших в сборке мебели 3 000
Начислены ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на заработную плату работников по ставке 26% 780
Начислены взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на заработную плату работников в размере 0,2 % 6
Мебель введена в эксплуатацию 42 146

При отражении операций были использованы следующие счета:

1 106 01 310 (410) «Увеличение (уменьшение) капитальных вложений в основные средства»;

1 302 17 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»;

1 401 01 280 «Прочие расходы»;

1 302 03 730 « Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате транспортных услуг»;

1 302 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате труда»;

1 302 02 730 «Увеличение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ»;

1 302 06 730 «Увеличение кредиторской задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

1 101 06 410 «Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря».

Приобретение основных средств за счет разных источников финансирования

Проблемы, связанные с учетом основных средств, приобретенных за счет нескольких источников финансирования, стали особенно значимыми в связи с переходом на новые правила учета. Самый простой выход – не приобретать основные средства за счет нескольких источников, так как это запутывает и усложняет учет. Однако на практике из-за недостатка бюджетного финансирования учреждения вынуждены оплачивать необходимое им оборудование или другие основные средства из других источников финансирования.

Рассмотрим пример приобретения основного средства за счет бюджетного финансирования и за счет средств от предпринимательской деятельности.

Пример 2.

Высшее учебное заведение приобрело компьютер за 42 000 руб., в том числе НДС – 6 406,78 руб. Авансовый платеж в размере 8 000 руб. внесен за счет бюджетных средств. Окончательный расчет (34 000 руб.) произведен за счет внебюджетных источников. За доставку компьютера транспортной организации за счет внебюджетных средств уплачено 3 600 руб., в том числе НДС – 549 руб. Учреждение обслуживается в ОФК.

В соответствии с БК РФ бюджетные расходы возмещаются за счет внебюджетных средств (реинвестирование в сфере образования и культуры, расходование внебюджетных средств, вырученных от реализации военного имущества, и т.д.). При этом погашение внебюджетных расходов за счет бюджетных средств недопустимо, так как по сути это будет нецелевым использованием бюджетных средств (ст. 289 БК РФ ).

На практике встречаются варианты отражения в учете «бюджетной» и «внебюджетной» части первоначальной стоимости основного средства. Такой подход вносит путаницу при инвентаризации, так как возникают два разных инвентарных объекта.

Логичнее всего всю стоимость основного средства отнести на бюджет. При этом сумма расчета за компьютер и сумма, уплаченная транспортной организации по внебюджетной деятельности, списываются на прочие расходы. В результате в учете по бюджетной деятельности будет создана искусственная кредиторская задолженность за компьютер в размере 34 000 руб. и за транспортные услуги (3 600 руб.). Такая переплата за компьютер и транспортные услуги будет числиться в учете по внебюджетной деятельности. Как решить эту проблему? Можно провести инвентаризацию кредиторской задолженности и на основании ее данных сделать корректировку кредиторской задолженности в бюджетном учете.

Обратите внимание : в этом случае невозможно предъявить сумму «входного» НДС по приобретенному компьютеру и транспортным услугам в части их оплаты за счет доходов от предпринимательской деятельности к зачету. В соответствии с п. 12 Инструкции № 70н и пп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ основные средства, предназначенные для бюджетной деятельности, должны приниматься к учету по стоимости с учетом НДС.

В бюджетном учете операции будут отражены следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислен авансовый платеж за поставку компьютера

1 206 08 560

На основании акта выполненных работ приняты услуги транспортной организации 1 106 01 310
Перечислены денежные средства за счет внебюджетных источников транспортной организации 2 401 01 280 2 201 01 610
Получен компьютер 1 106 01 310 1 302 17 730
Зачтен выданный поставщику аванс в счет кредиторской задолженности учреждения 1 302 17 830 1 206 08 660
Компьютер введен в эксплуатацию 1 101 04 310 1 106 01 410
Перечислены денежные средства за счет внебюджетных источников, окончательный расчет за приобретение компьютера 2 401 01 280 2 201 01 610
На основании бухгалтерской справки скорректирована сумма кредиторской задолженности по приобретению основных средств 1 302 17 830 1 401 01 100
На основании бухгалтерской справки скорректирована сумма кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате транспортных услуг 1 401 01 180

С введением в 2019 году новых критериев выбытия ОС произошли изменения в порядке списания. В статье мы рассказываем о том, как организовать работу ликвидационной комиссии, провести техническую экспертизу ОС и согласовать акты с вышестоящими организациями.

Мы приводим типовые бухгалтерские проводки, отражающие прекращение признания ОС в бухучете казенных, бюджетных и автономных организаций.

Когда списывают основные средства

В Учетной политике или отдельным нормативным актом следует утвердить Положение о постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию ОС, состоящее из разделов:

  • общие положения;
  • основные задачи и полномочия;
  • порядок принятия решений.

Положение определяет правила списания основных средств в бюджетных учреждениях:

  • мероприятия, которые должна выполнить комиссия;
  • документы, на основании которых выносится решение;
  • документы, направляемые в бухгалтерию: акт списания и протокол заседания.

Перед тем, как принять решение, ликвидационная комиссия должна:

  1. Осмотреть ОС.
  2. Установить причины ликвидации.
  3. Оценить возможность и целесообразность восстановления и последующей эксплуатации.
  4. Выявить виновных при списании до наступления даты полного износа.
  5. Оценить величину дохода или расхода от списания.
  6. Определить возможность применения отдельных частей ОС в качестве материалов или запчастей, реализации металлолома и т.д.
  7. Выявить наличие драгоценных металлов, проконтролировать изъятие частей или узлов ОС, в которых они находятся, проконтролировать принятие их на хранение на основании инструкции.

Порядок формирования и работы комиссии для учреждений, финансируемых из федерального бюджета, определены в ПП РФ от 14.10.2010 года № 834. Для организаций, получающих средства региональных бюджетов, порядок списания основных средств в 2020 году определяют региональные органы власти.

Не определяйте сами справедливую стоимость нефинансовых активов, которые нужно принять к учету. Это должна делать комиссия учреждения. Мы четко разграничили обязанности комиссии по поступлению и выбытию активов в

Когда согласовывать списание

На основании ПП 834 организации госсектора имеют следующие полномочия в отношении ОС, закрепленных за ними на праве оперативного управления:

  1. Списание основных средств в казенных учреждениях в 2020 году должно быть согласовано с федеральными органами власти, в ведении которых они находятся.
  2. Бюджетные организации должны согласовывать с учредителями прекращение признания ОС в бухучете в отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества.
  3. Автономные учреждения так же списание недвижимости и особо ценных ОС согласовывают с учредителем, но по отношению к подобному имуществу, приобретенному за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, они вправе принимать самостоятельное решение.

По региональному и муниципальному имуществу, переданному учреждениям по договорам оперативного управления, правила согласования списания определяют органы власти региона и местное самоуправление.

Как проходит техэкспертиза основного средства

В ПП 834 не установлены четкие критерии обязательного обследования ОС, подлежащих списанию, приглашенными экспертами. В нем сказано, что это необходимо, если в учреждении нет штатных сотрудников с необходимыми знаниями и навыками.

При списании техники в бюджетной организации нужно руководствоваться ведомственными приказами или нормативными актами субъектов РФ и муниципалитетов. Например, в приказе Минтруда от 27.08.2018 года № 556н утвержден список документов, представляемых на согласование. В пакете на списание ОС дороже 200 тыс. руб. должно быть заключение независимых экспертов.

Если министерство, ведомство, органы местной власти не выдвигают подобных требований, решение принимает председатель комиссии. Экспертом не может быть работник организации, в чьем подотчете находятся ОС. Если привлекаются специалисты из сторонних организаций на возмездной основе, составляется договор, и оплата проводится по КВР 244 , КОСГУ 226 .

Какими документами оформить списание основных средств

Для протокола заседания комиссии, принявшей решение о списании ОС, унифицированной формы нет. Бланк можно утвердить в приложении к Положению о постоянно действующей комиссии. В документе должны содержаться следующие сведения:

  • наименование и номер документа;
  • название учреждения;
  • дата и место составления;
  • состав комиссии с указанием присутствующих на заседании;
  • повестка дня (список имущества, подлежащего списанию);
  • выступления членов комиссии (по каждому объекту итоги осмотра, срок полезного использования, заключение экспертизы, целесообразность восстановления или ремонта и т.д.);
  • предложения;
  • итоги голосования по каждому ОС;
  • подписи председателя и членов комиссии.

Если принято решение о прекращении признания ОС в бухучете, комиссия должна составить акт списания основных средств. В приказе Минфина от 30.03.2015 года 52н утверждены унифицированные формы, скачайте их бесплатно:

К оформленным актам прикладываются копии инвентарных карточек 0504031:

Образцы заполнения форм смотрите в Системе Госфинансы с подсказками по заполнению:

Если нужно согласование, подбирается пакет документов по требованию вышестоящей организации. На основании акта с подписью руководителя бухгалтер выполняет проводки, отражает эти записи в разделе «Отметки бухгалтерии о списании» и вносит сведения о выбытии в инвентарную карточку.

Бухучет списания основных средств

В п.8 СГС «Основные средства» утверждается, что на балансовых счетах 101 00 учитываются ОС, соответствующие критериям признания в качестве актива. Учреждение должно получать экономическую выгоду или полезный потенциал от эксплуатации. При невыполнении этих условий материальные ценности учитываются на забалансовом счете 02. Если в отношении ОС комиссией составлен акт о списании, но документы направлены на согласование, возможно два варианта учета:

  1. На балансовом счете 101 00, если ОС еще является активом. Например, морально устаревшее медицинское оборудование продолжает выполнять те функции, для которых оно покупалось.
  2. На забалансовом счете 02, если ОС активом не является. Например, не подлежащее восстановлению оборудование находится на складе в ожидании демонтажа.

В письме Минфина от 20.09.2018 года № 02-07-08/67685 разъясняется, что до согласования акта не разрешается списание с баланса или забаланса и выполнение мероприятий, предусмотренных комиссией: разборка, демонтаж, утилизация и пр.

При списании основных средств в бюджетном учреждении выполняются проводки в соответствии с Инструкцией 174н .

Примечание

Для автономных организаций действует Инструкция 183н . Проводки приведены в таблице.

Примечание

списана сумма амортизации, начисленная за время эксплуатации

списан убыток от обесценения ОС (если было начисление)

списана остаточная стоимость на доходы от выбытия активов при выбытии ОС с износом менее 100%

увеличение счета 02, если ОС не используется, но акт не согласован или еще не проведены мероприятия по демонтажу и утилизации

уменьшение счета 02 после выполнения мероприятий, предусмотренных комиссией.

получены МЗ от разборки ОС (например, запасные части для автомобиля)

оприходованы МЗ от разборки ОС

При оформлении списания ОС в казенном учреждении нужно руководствоваться Инструкцией 162н .

Примечание

КРБ 1 104 хх 411

КРБ 1 101 хх 410

списана сумма амортизации

КРБ 1 114 хх 412

КРБ 1 101 хх 410

списан убыток от обесценения ОС

КДБ 1 401 10 172

КРБ 1 101 хх 410

списана остаточная стоимость при выбытии ОС с износом менее 100%

увеличение счета 02, если ОС не используется, но акт не согласован или еще не проведены мероприятия по демонтажу и утилизации

уменьшение счета 02 после выполнения мероприятий, предусмотренных комиссией.

КРБ 1 106 34 34Х

КДБ 1 401 10 172

получены МЗ от разборки ОС

КРБ 1 105 36 346

КРБ 1 106 34 44Х

оприходованы МЗ от разборки ОС

Значками ХХ помечены группа и вид синтетического счета по учету ОС. Для казенных учреждений в первых 17 позициях счетов нужно указать КРБ (ГРБС, раздел, подраздел, целевая статья и вид расхода) или КДБ (код главного администратора доходов, код вида дохода и код подвида доходов). На счете 02 ОС учитываются по решению комиссии в условной оценке 1 руб.

С 2018 года ОС стоимостью до 10000 руб. при вводе в эксплуатацию списываются на забалансовый счет 21 «Основные средства в эксплуатации» по цене, сформированной при поступлении. Со счета 21 списание выполняется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию ОС и акта ф. 0504104 (п.373 Инструкции 157н).

Как списать основные средства с забалансового счета 21

Налог на прибыль

На основании п.13 ст. 250 НК РФ, стоимость материалов либо иного имущества, полученного в результате демонтажа списанных ОС, включается в состав внереализационных доходов и облагается налогом на прибыль. Это актуально для всех типов учреждений: казенных, бюджетных и автономных. Если, например, при списании автомобиля комиссия приняла решение о сдаче металлолома, с вырученной суммы следует платить налог. Казенное учреждение должно полностью полученный доход перечислить в бюджет, для уплаты налога следует запросить ЛБО у ГРБС по соответствующему коду бюджетной классификации.

В бюджетных и автономных учреждениях в отношении ОС, используемых в деятельности, приносящей доход, расходы на работы по ликвидации могут быть признаны при расчете налога на прибыль. Для этого они должны быть подтверждены документально. Если учреждение применяет метод начисления, расходы на ликвидацию учитываются на дату подписания акта о списании. При кассовом методе – на дату оплаты. Недоначисленную амортизацию можно учесть в составе расходов на дату подписания акта независимо от того, какой метод используется.

НДС

Если подрядчик, выполнявший работы по ликвидации ОС, в выставленной счет-фактуре предъявит НДС, в казенном учреждении налог следует включить в стоимость услуг (п.4.1 ст.146 НК РФ). В бюджетных и автономных учреждениях при списании ОС, использовавшихся в приносящей доход деятельности, входной НДС можно принять к вычету (п.6 ст.171 НК РФ).

Казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (пп. «е» п. 1 ст. 13 Закона № 83-ФЗ).

Казенные учреждения, являясь некоммерческими организациями, отличаются от других видов организационно-правовых форм по ряду присущих им признаков:

Цель создания - осуществление управленческих, социально-культурных, научных и иных функций некоммерческого характера;

Учредитель казенного учреждения - органы государственного управления и органы местного самоуправления;

Закрепление имущества - на праве оперативного управления;

Источники финансирования - средства соответствующих бюджетов Российской Федерации на основании бюджетной сметы, объем которой устанавливается на основе государственного (муниципального) задания;

Высокая степень государственной регламентации их финансовой деятельности и низкий уровень самостоятельности при исполнении бюджетной сметы.

Подчиненность (ведомственность) казенного учреждения определяется государственным или муниципальным органом, который является главным распорядителем средств бюджета.

Казенные учреждения созданы путем преобразования бюджетного учреждения на основании решения органов власти до 2011 года, как и все участники бюджетного процесса, для организации бухгалтерского учета руководствовались Инструкцией № 148н. С января 2011 года основополагающими документами для организации бухгалтерского учета в казенных учреждениях являются:

Инструкция по применению Единого плана счетов, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее по тексту - Инструкция № 157н);

Инструкция по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 № 162н (далее по тексту - Инструкция № 162н).

Для учета объектов основных средств, используемых в процессе деятельности казенного учреждения, предназначен синтетический счет 010100000 «Основные средства», который включен в раздел II «Нефинансовые активы» Инструкции № 157н.

Счет 010100000 «Основные средства» предназначен для сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии объектов основных средств, а также об операциях, связанных с их выбытием (передачей, реализацией, списанием с балансового учета), получением (приобретением).

Соответствие счетов учета основных средств и амортизации, применяемых в 2010 и 2011 годах, приведены в приложении 3.

Согласно п. 4, 5 Инструкции № 162н для учета операций с основными средствами в казенных учреждениях применяются три группировочных счета. Подразделенных на несколько аналитических счетов. В данной таблице мы видим, что группировка основных средств в 2011 году стала осуществляться по группам имущества (недвижимое имущество учреждения, иное движимое имущество учреждения, имущество - предметы лизинга) и видам имущества, соответствующим подразделам классификации, установленным ОКОФ. В результате, учет основных средств стал более структурированным по порядку их использования.

Отражаемые группы основных средств, в целом остались неизменными, кроме исключения из состава основных средств аналитического счета «Драгоценности и ювелирные изделия», в результате чего код аналитического счета «Прочие основные средства» изменился с 09 на 18, 38, 48.

Инструкция № 157н и Инструкция № 162н существенно ничего не изменили в порядке учета операций с основными средствами, кроме того, что с 2011 года казенные учреждения при учете основных средств должны выделять движимое и недвижимое имущество.

Основным отличительным признаком недвижимого имущества является необходимость его государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрация прав на движимое имущество не требуется, кроме случаев, указанных в Гражданском кодексе РФ. Наряду с государственной регистрацией может осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодеком РФ и Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122-ФЗ).

Закон № 122-ФЗ содержит определение недвижимого имущества, но для целей бюджетного учета оно неприменимо. К категории недвижимого имущества Закон № 122-ФЗ относит объекты непроизведенных активов, которые в бюджетном учете отражаются обособленно от объектов основных средств. В то же время необходимо иметь в виду, что общие нормы и правила государственной регистрации бюджетными учреждениями применяются наравне с коммерческими организациями - без каких-либо исключений.

Необходимость выделения объектов недвижимого имущества (совместно с транспортными средствами) в отдельную группу объектов основных средств связана с особым порядком начисления амортизации. В соответствии с п. 92 Инструкции № 157н на объекты недвижимого имущества амортизация начисляется при принятии объекта к учету по факту государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, предусмотренной законодательством РФ. Выделение недвижимого имущества в отдельную подгруппу основных средств обусловило необходимость уточнения некоторых требований Инструкции № 157н, регулирующих аналитический учет и документооборот, опосредующие движение объектов основных средств.

Также Инструкцией № 157н с 2011 года введен ещё один новый объект учета основных средств - это основные средства, являющиеся предметами лизинга.

Отражение в бюджетном учете большинства операций, осуществляемых с объектами основных средств, производится по общим методологическим принципам, изложенным в Инструкции № 162н.

Задачами бюджетного учета основных средств являются:

Правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления, перемещения и выбытия основных средств;

Получение данных для составления статистической и бухгалтерской отчетности о наличии и движении основных средств.

Контроль наличия и сохранности объектов основных средств в местах их эксплуатации и по материально ответственным лицам;

Правильное, своевременное начисление амортизации основных средств;

Получение сведений для правильного расчета налоговых платежей;

Контроль за правильным и эффективным использованием средств на реконструкцию, модернизацию и ремонт основных средств, контроль за эффективным их использованием, выявление излишних и неиспользуемых объектов.

Как отмечалось выше, у казенных учреждений все запланированные на текущий год расходы отражаются в бюджетной смете, в том числе и расходы по приобретению основных средств. Учреждения могут приобретать основные средства за счет выделенных этим учреждениям лимитов бюджетных обязательств, безвозмездных поступлений и за счет средств, полученных из внебюджетных источников.

Приобретение основного средства за счет выделенных лимитов бюджетных обязательств, как и любого иного нефинансового актива, происходит в казенном учреждении в несколько этапов:

1) санкционирование расходов;

2) расчеты с поставщиками и подрядчиками;

3) определение принадлежности объекта основного средства к соответствующей группе согласно Единому Плану счетов;

4) формирование первоначальной стоимости;

5) постановка на балансовый учет.

В бухгалтерском учете казенных учреждений операции по санкционированию отражаются в соответствии с положениями раздела IV «Санкционирование расходов» Инструкции № 162н следующим образом:

От главного распорядителя бюджетных средств казенным учреждением получаются лимиты бюджетных обязательств на текущий финансовый год по приобретению основных средств;

Казенное учреждение заключает договора (контракты) с поставщиком на приобретение основных средств, согласно утвержденным лимитам;

Учреждением принимаются денежные обязательства текущего финансового года согласно условиям заключенных с поставщиками договоров.

Порядок учета расчетов с поставщиками по приобретению основных средств практически одинаков для всех типов государственных учреждений. В соответствии с п. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» закупка основных средств на сумму, превышающую установленный Банком России предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ (100000,00 руб.) между юридическими лицами по одной сделке, должна производиться путем размещения заказа способом запроса котировок и заключения государственного контракта.

Для отражения расчетов учреждениями используются счета 02063100 «Расчеты по авансам по приобретению основных средств», 02083100 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению основных средств», 03023100 «Расчеты по приобретению основных средств».

В зависимости от условий договора (контракта) оплата может быть последующей или предварительной (авансовые платежи).

Авансовые платежи могут быть произведены в размере до 30% суммы договора (контракта), но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

Согласно п. 25 Инструкции № 157н в каждом государственном (муниципальном) учреждении независимо от его типа должна быть создана комиссия по поступлению и выбытию активов. Такая комиссия создается приказом руководителя учреждения и должна состоять из сотрудников учреждения, обладающих соответствующими знаниями и навыками. Решением комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов, оформленного соответствующими учетными документами определяется принадлежность конкретного объекта основных средств к соответствующей классификационной группе.

В бухгалтерском учете записи по принятию основных средств на балансовый учет по сформированной первоначальной (балансовой) стоимости отражаются по дебету следующих счетов:

010110000 «Основные средства - недвижимое имущество учреждения»;

010130000 «Основные средства - иное движимое имущество учреждения»;

010140000 «Основные средства - предметы лизинга».

При этом счета данной группы корреспондируют по кредиту с соответствующим синтетическим счетом 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (по счетам аналитического учета 010611000, 010631000, 010641000).

Безвозмездно полученные основные средства принимаются к учету по сформированной стоимости, минуя счет 010600000 «Вложения в нефинансовые активы». Если основные средства были в эксплуатации ранее, учреждению передается и сумма начисленной амортизации.

Операции по поступлению основных средств, поступающие в казенные учреждения, как через бюджетное финансирование, так и безвозмездно полученные, приведены в приложении 4.

В момент принятия объекта основных средств к балансовому учету определяется срок полезного использования объекта, который необходим для исчисления нормы амортизации и определения годовой суммы амортизационных отчислений.

Амортизация не используемых в предпринимательской деятельности объектов основных средств представляет собой процесс потери вследствие изнашивания их стоимости, которая списывается за счет соответствующего источника в течение нормативного срока службы каждого объекта.

В соответствии с Инструкцией № 162н начисление амортизации в казенных учреждениях производится линейным способом, исходя из балансовой стоимости и нормы амортизации. Этот способ предполагает равномерное начисление амортизации в течение срока полезного использования объекта основных средств.

Начисление амортизации не приостанавливается, за исключением случаев, когда объекты основных средств переводятся на консервации продолжительностью свыше трех месяцев.

Начисление амортизации по объектам основных средств в целях бюджетного учета происходит следующим образом:

На объекты основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно, за исключением библиотечного фонда, амортизация не начисляется;

На объекты основных средств стоимостью от 3000 до 40000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче их в эксплуатацию;

Амортизация начисляется линейным способом на объекты основных средств стоимостью свыше 40000 рублей;

На объекты библиотечного фонда стоимостью от 0 до 40000 рублей амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче их в эксплуатацию.

Амортизационные отчисления отражаются на счетах аналитического учета счета 010400000 «Амортизация». Начисление сумм амортизации отражается по кредиту счета 010400000 «Амортизация» (по счетам аналитического учета 010411000, 010413000, 010415000, 010418000, 010431000 - 010438000, 010440000) и дебету счетов: 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010634340 «Увеличение вложений в материальные запасы - иное движимое имущество учреждения».

Списание начисленной амортизации при выбытии объектов основных средств при их реализации, выбытии, безвозмездной передаче иным организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций оформляется по дебету счета 010400000 «Амортизация» (по счетам аналитического учета) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (по счетам аналитического учета).

Одной из особенностей учета основных средств казенных учреждений является их выбытие (списание). В отличие от коммерческих организаций, казенное учреждение вправе списать имущество, которым оно распоряжается на праве оперативного управления, только по согласованию с его собственником, если законодательством РФ не установлен иной порядок (п. 5 ст. 5 Закона № 83-ФЗ). От лица собственника выступают, как правило, органы имущественных отношений. Они устанавливают порядок согласования с ними списания государственного (муниципального) имущества. На основании этого порядка главные распорядители бюджетных средств устанавливают для подведомственных учреждений порядок документооборота при списании основных средств, находящихся в оперативном управлении данных учреждений. В случаях, предусмотренных порядком списания основных средств, который установлен главным распорядителем, учреждение должно согласовать документы на списание этого имущества:

С главным распорядителем средств бюджета и с органами имущественных отношений;

С распорядителем средств бюджета и с органами имущественных отношений;

Только с органами имущественных отношений.

Такое согласование необходимо и при передаче (реализации) основных средств, находящихся в оперативном управлении.

Основным документом, регулирующим особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося на праве оперативного управления за казенными учреждениями является Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 «Об особенностях списания федерального имущества» (далее по тексту - Постановление № 834). Согласно Постановлению № 834, выбытие федерального имущества в связи с принятием решения о его списании отражается в бюджетном учете казенного учреждения в порядке, установленном Инструкциями № 157н и № 162н.

Согласно п. 51 Инструкции № 157н отражение выбытия имущества в бухгалтерском учете осуществляется, в том числе в случаях:

Принятия решения о списании основных средств по основаниям хищения, недостачи, порчи, выявленных при инвентаризации активов; частичной ликвидации (в том числе при выполнении работ по реконструкции, модернизации, дооборудованию); ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

Завершения мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т.п.), предусмотренных при принятии решения о списании объекта по иным основаниям, прописанным в законодательстве РФ, в том числе по основаниям морального и физического износа, нецелесообразности дальнейшего использования, непригодности, невозможности или неэффективности его восстановления.

Перечень первичных учетных документов, на основании которых осуществляется отражение операций по выбытию имущества казенных учреждений, приведен в п. 9 Инструкции № 162н.

Операции по списанию и выбытию имущества в казенном учреждении оформляется бухгалтерскими записями, приведенными в приложении 5.

Особый порядок списания установлен для объектов основных средств, стоимость которых не превышает 3000 рублей за единицу.

В соответствии с п. 10 Инструкции № 162н выдача в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно, за исключением объектов недвижимого имущества и библиотечного фонда, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», счета 010634340 «Увеличение вложений в материальные запасы - иное движимое имущество учреждения» и кредиту соответствующих счетов счета 010100000 «Основные средства» (010134000 - 010136000, 010138000).

Необходимо обратить внимание на то, что списываемые с баланса объекты продолжают учитываться на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации» в течение всего срока их полезного использования. Данная мера позволяет обеспечить контроль за сохранностью основных средств, а также при необходимости определить размер нанесенного ущерба, если соответствующие объекты будут утрачены или испорчены виновными лицами. Система учета основных средств в учреждениях бюджетной сферы является весьма сложным механизмом управления и контроля за их использованием и сохранностью. Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления основных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, их перемещения и выбытия. Непосредственно по первичным документам осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль движения, сохранности и рационального использования объектов основных средств. В настоящее время Приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению», утверждены унифицированные формы первичных документов и методические указания по их применению.

Первичные учетные документы, применяемые в бюджетном учете, разделены на группы:

Документы, относящиеся к классу 03 «Унифицированная система первичной учетной документации» ОКУД;

Документы класса 05 «Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации сектора государственного управления» ОКУД.

С 2011г. нормами п. п. 6 и 8 Инструкции № 162н проведено разделение форм первичных документов, используемых для оформления движения недвижимого имущества, движимого имущества, а также объектов основных средств стоимостью менее 3000 рублей. В приложении 6 приведена таблица с указанием форм первичных документов применяемых в казенных учреждениях при отражении операций с основными средствами.

В соответствии с п.54 Инструкции № 157н аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках (за исключением объектов библиотечного фонда и объектов движимого имущества до 3000 рублей включительно) в разрезе материально ответственных лиц и видов имущества. Карточка открывается на каждый объект основных средств. На группу идентичных объектов основных средств (например, хозяйственный инвентарь) открывается инвентарная карточка группового учета. Инвентарные карточки регистрируются в бухгалтерии в описи инвентарных карточек по учету основных средств. Материально ответственные лица ведут инвентарные списки основных средств. Подводя итоги вышесказанному можно определить, что учет основных средств в государственных (муниципальных) учреждениях, в том числе казенных учреждениях имеет свою специфику. В казенных учреждениях, как и в других учреждениях, финансируемых из бюджета, применяется совершенно другой План счетов, в отличие от коммерческих организаций. Здесь нет счетов, связанных с осуществлением коммерческой деятельности, получением прибыли. Отличие бухгалтерского учета основных средств учреждений бюджетной сферы и коммерческих организаций основано также на определении специфического состава и классификации основных средств. Однако основные требования к ведению бухгалтерского учета, определенные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» остаются одинаковыми для всех типов организаций и учреждений, независимо от их деятельности.

Списание основных средств - это процедура, при которой имущественный объект не может использоваться в работе и подлежит снятию с учета. Разберем ключевые правила списания основных средств в бюджетных учреждениях 2020 года.

Значение процедуры списания

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.

Ключевые задачи бухгалтерии в отношении учета нефинансовых активов:

  1. Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
  2. Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
  3. Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
  4. Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
  5. Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
  6. Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.

Стандартный порядок списания основных средств не позволяет снять с бухучета все нефинансовые активы буджетного учреждения. На некоторые виды объектов придется получить особое разрешение собственника или учредителя.

Виды бюджетного имущества

Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества:

Право распоряжения

Недвижимое

Любые здания, сооружения, помещения и прочее

Операции по данному виду ОС без официального согласия собственника недопустимы

Движимое

Особо ценное имущество, переданное или закрепленное учредителем за бюджетным учреждением, а также купленное за счет субсидий

Для осуществления операций по данным ОЦИ требуется согласие собственника

Особо ценное имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет собственных доходов от оказания предпринимательской и иной деятельности

БУ вправе самостоятельно распоряжаться данным ОЦИ

Исключения, в которых требуется согласие учредителя:

  • передача ОС в счет вклада в уставный капитал НКО;
  • крупные сделки (п. 13, ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Прочее движимое

Исчерпывающий перечень ОЦИ, а также порядок определения ОС как ОЦИ определяет собственник — учредитель бюджетного учреждения. ОЦИ — объекты, без которых осуществление основных видов деятельности госучреждения становится невозможным или затруднительным.

Правила распоряжения имуществом

Законодатели определили ключевые правила по распоряжению имущественными активами госучреждений. Объем прав зависит от типа организации:

  • казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
  • бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.

Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.

Казенные не имеют такого права, так как все средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должны быть направлены в государственный бюджет.

Основания для списания

Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений.

Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.

Какие еще есть основания для списания ОС с бухгалтерского учета:

  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

Завершение срока полезного использования ОС не является основанием для его списания с бухгалтерского учета.

Специальная комиссия по списанию

В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

Кого включать в комиссионный состав:

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Комиссия должна обозначить следующее:

  1. Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
  2. Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
  3. Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
  4. Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
  5. Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.

Протокол заседания может быть составлен в произвольном виде. Специального бланка для документации нет. Учреждение вправе разработать и утвердить самостоятельный бланк для использования в работе.

Образец формы

Как оформляется процедура

Документальное оформление списания основных средств выглядит так:

  1. Утверждается , в котором определяются ключевые моменты выбытия основных фондов с учета.
  2. На основании протокола руководитель создает отдельное распоряжение — .
  3. Оформляется результативный акт о списании ОС с бухгалтерского учета.

Форма акта определяется в индивидуальном порядке, в зависимости от категории списываемого ОС.

Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101)

Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104)

Акт о списании транспортного средства (ф. 0504105)

Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143)

Акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144)

Образец заполнения формы 0504105 на списание транспорта

При списании особо ценного или недвижимого имущества требуется получить согласие учредителя. Чтобы собственник принял решение, помимо заключения комиссии, необходимо собрать полный пакет документов, которые подтверждают материальный или физический износ (утрату) объекта. Исчерпывающий перечень подтверждающей документации устанавливает учредитель.

Малоценные активы

Не все ОС должны отражаться на балансовых счетах учреждения. Нормы ведения бухгалтерского учета учреждений государственного сектора предусматривают особые правила ведения учета малоценных активов. К таковым относят основные фонды стоимостью до 100 000 рублей.

  • основные фонды, стоимость которых составляет не более 10 000 рублей за единицу;
  • основные фонды, цена которых колеблется от 10 000 до 100 000 рублей за единицу.

В зависимости от стоимости актива определяется норматив отражения в бухучете. Если цена малоценного основного НФА ниже 10 000 рублей включительно, то его нельзя учитывать на балансовом счете 0 101 00 000 бухгалтерского и бюджетного учета. Такие ОС подлежат одновременному списанию на забаланс, где должны учитываться на специальном забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации».

Отразите выбытие малоценного основного НФА стоимостью до 10 000 рублей включительно соответствующим решением специальной комиссии. Спишите активы на основании первичного документа (акта на списание) по той стоимости, по которой они были приняты к забалансовому учету.

Основные фонды стоимостью до 100 000 рублей, но более 10 000, учитываются на балансовом счете 0 101 00 000. Но их первоначальная стоимость сразу списывается на амортизационные отчисления. Простыми словами, первоначальная цена ОС в размере 100 % списывается на амортизацию — счет 0 102 00 000 бухгалтерского учета.

Даже 100 % начисления амортизации по конкретному объекту основных фондов не дает оснований для выбытия его с бухгалтерского учета. Следовательно, списать с баланса ОС стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей нельзя.

Такой актив можно будет убирать с баланса только при определенных основаниях: моральном и(или) физическом износе, ликвидации, утрате или порче, невозможности восстановления, нерациональности и нецелесообразности проведения модернизации. Либо если имущество решено передать в лизинг или аренду (с отражением на балансе получателя), продать, пожертвовать или передать безвозмездно.

Проводки на списание основных средств для бюджетников

Операция

Списана накопленная амортизация по выбывшему объекту

Списана остаточная стоимость основного фонда по причинам:

При недостаче или уничтожению

При стихийных бедствиях

Прочие причины

Оприходованы материалы, образовавшиеся после демонтажа (разборки) ОФ

Отражены произведенные затраты на списание объекта

Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!