Нет никаких универсальных моделей мира. Абстрактные фотографии джоша адамски

В московской культурной среде удивить абстрактной фотографией сложно, но при этом до сих пор нет устойчивого направления, которое являлось бы узнаваемым и могло громко заявить о себе. Это может быть связано с чем угодно, но только не с отсутствием ярких фотографов, тем более, если мы говорим о Москве. Данная статья - попытка преодолеть создавшуюся информационную паузу в этом направлении. Быть может, мы так привыкли бояться чего-то необычного, что попытки выйти из устоявшихся рамок в любой области, воспринимаются как бунт и нечто враждебное.

Абстракция и, в том числе, абстрактная фотография - это именно отказ от нормы, как от цепей, которые мешают художнику. Таким было искусство, например, Мана Рэя, Джорджи Кепеша и Мохой-Надя. В какой-то момент им стало тесно в рамках обычных жанров, захотелось убежать от нескончаемых пейзажей и портретов. У самой фотографии вскоре появились уникальные способы получения изображения, такие как соляризация, фотограмма, изогелия, автография. А теперь, при появлении цифровых технологий, дающих огромные возможности обработки изображения, мы видим повальное увлечение фотографией, но при этом абстрактное искусство так и остается чем-то элитным и недоступным. Современная фотография развивается темпами 21-го века и не может ждать, когда публика созреет. В этой связи обращает на себя внимание своей непохожестью на общий тренд недавно создавшееся в Москве Объединение абстрактной фотографии «Ecole d`essai photo ».

Под эгидой «Ecole d`essai photo» объединились восемь фотографов, и этот союз продолжает пополняться все новыми участниками. За относительно короткое время прошло уже три выставки, каждая из которых привнесла в культурную жизнь столицы новое понимание современной фотографии и абстракции как таковой. В марте 2016 их работы выставлялись в «Зверевском Центре современного искусства», в мае - в галерее «ЛитКабинет», в августе - в «Центральном Доме Архитектора».

Участники Объединения: Георгий Аветисов, Виктор Винокуров, Александр Гусев, Дмитрий Золотарев, Владимир Александров, Анна Басова, Светлана Ивушкина, Алла Андерсен - их работы неповторимы, и выделяются общим стремлением к поиску новых форм и приданию новых смыслов устоявшимся. Чем притягивает абстрактное искусство, и что хотят донести до зрителя современные художники? Чтобы немного разобраться в этом, приводим Вашему вниманию интервью с некоторыми участниками Объединения: Георгием Аветисовым, Дмитрием Золотаревым, Анной Басовой.

Интервью с Георгием Аветисовым (выпускник МГУКИ, музыкант, фотохудожник, член ТСХР)


Здравствуйте, Георгий. О Вас говорят, как об основателе Фотообъединения, поэтому хочется сразу задать несколько фундаментальных вопросов, с ним связанных. При этом я боюсь, что обычный формат общения может не подойти. Ведь фотограф часто использует фотоаппарат, как способ рассказать миру о себе, а сейчас мы с Вами попытаемся сделать то же, но уже в жанре интервью. О чем лучше говорить фотографу, чтобы выразить свое творчество таким образом? Ведь прямые вопросы не всегда подходят для отражения тонких мотивов сознания, из них далеко не каждый готов стать четким и ясным ответом.

Так или иначе, любой творец рассказывает миру о том, что у него внутри. Он лишь выбирает форму рассказа. Я не думаю, что вот так, в разговоре, можно изложить своё видение мира. Слова часто бывают пустыми, или, наоборот, интервью изобилует искусствоведческими или философскими терминами. Мы стараемся этого избегать и не привносить в разговор о творчестве какие-то дополнительные литературные изыски. Ваш взгляд на мир должен быть отображён в фотографиях или намёком, или небольшой подсказкой, без окончательной расшифровки.

Хорошо. Попробуем поговорить без лишних «красивостей», а спросим напрямую: когда появляется желание создать нечто абстрактное? С чем связан первый опыт в этом жанре?

Желание есть почти всегда, но далеко не всегда ты находишься в том воодушевлённом состоянии, в котором можешь позволить себе без оглядки погрузиться в этот неожиданный мир. Мешает многое: привычная форма предметов, традиции, инерция мышления, сомнения - а получится ли? Да. Сомнения есть всегда: тот ли это образ, есть ли в нём какое-то внутреннее содержание и развитие. Но когда «отпускаешь» себя, начинаешь видеть.

Я начинал с абстрактной природы, когда снимал ещё на плёнку. Меня увлекло состояние отдельных листьев, веток, травинок, их индивидуальность, обычно незаметная среди миллионов им подобных. Снимал три года, фотографии тщательно отбирал.

Получилась большая и довольно необычная серия. В ней всё такое воздушное, девственное, поэтическое. По характеру это близко к импрессионизму, такая природная графика и игра света и цвета. Потом пытался продолжить работать в этом направлении, но оказалось, что я там уже всё нашёл и уже начались самоповторы. Только через два года я переключился на город, в котором неожиданно для себя обнаружил массу интересного материала, невидимого в повседневной суете. Это произошло в Париже. Уже в Москве я просмотрел отснятый материал и понял, что тут есть что-то новое. Я начал над этим думать и работать. Так появились мои первые городские абстракции.

Не каждый человек в России, даже в 21-м веке, способен воспринимать абстракционизм. Каким восприятием должен обладать идеальный ценитель абстрактной фотографии, и какое эстетическое влияние на него предполагается? Есть ли там духовное начало?

В Европе абстрактное искусство очень популярно. Хотя бы в части оформления стен квартир, домов. У нас всё намного хуже. Люди хотят видеть что-то узнаваемое: портреты, натюрморты, пейзажи, городские сценки. Я не думаю, что надо обладать какой-то особой восприимчивостью, чтобы смотреть на абстрактные фотографии. Это всё на уровне фантазии и эмоций. Ведь многие наши работы отсылают человека к некоему первобытному состоянию или к детству, когда фантазия не знает границ, и каждый день открываешь для себя что-то необычное и захватывающее.

Теперь о духовном. Это сложный вопрос. Могу рассказать забавную историю. Года три назад я со своей серией абстрактной природы ходил по московским галереям и предлагал устроить выставку. И вот от одного галериста я услышал следующее умозаключение по поводу моих работ: «Они прекрасные, душевные, но не духовные». Как хотите, так и понимайте!

В абстрактной живописи главными объектами искусства стали фигура (кубизм, геометрическая абстракция) и цвет (лучизм, супрематизм), через которые художник передавал свое видение мира. Какую универсальную модель мира выражает абстрактная фотография?

Надо уточнить. В абстрактной живописи есть не фигуры, а геометрические формы и цветовые сочетания. Для супрематизма характерны комбинации разноцветных плоскостей и, опять же, простейшие геометрические формы - линия, квадрат, треугольник, круг. Как видим, на первое место выходят цвет и линии. Тоже самое и в абстрактной фотографии. Конечно, кнопку фотокамеры нельзя поставить в один ряд с кистью и рукой художника. В этом плане фотограф намного больше ограничен в отображении своего видения мира. Поэтому себе на помощь он призывает техническую обработку изображения. Не важно, делается это в аналоговой фотостудии или же за домашним компьютером. И тут нет никаких универсальных моделей мира. Фотограф полагается только на свои ощущения, опыт, развитый вкус и образование. К примеру, мир фотографа-технаря скорее будет более конструктивистский, чем мир фотографа-музыканта. Там будет больше эмоций и импровизации.

В таком случае, тут же возникает вопрос: какие темы наиболее вам близки в абстрактной фотографии?

Меня увлекает игра находить и расшифровывать некие послания из ниоткуда, которые я иногда обнаруживаю в разных городах. Как правило, это намёки на каких-то животных, или едва проступающие через слой краски лица, или же какие-то буквально космические баталии, или библейские сюжеты на металлических или каменных поверхностях. Они недолговечны, и при следующем посещении этого же места ты рискуешь уже ничего не обнаружить. Поэтому надо быть особенно внимательным ко всяким мелочам.

Выставлялись ли ваши работы, и как публика приняла ваши выставки?

Мы провели уже три выставки, и все они прошли в 2016 году. Могу смело сказать, что был большой интерес. Многие просто недоумевали: что это, как, откуда такая фантазия, такие необычные техники? Самое приятное, что довольно маститые фотографы были приятно удивлены, что мы взялись и с успехом воплотили наши фантазии в таком сложном жанре - абстрактной фотографии. Все пожелали нам успеха, и это обнадёживает.

Я их понимаю. Нам тоже хотелось бы глубже «проникнуть» в Ваше творчество. Например, понять: фотография подразумевает запечатленное мгновение или это настроение, навеянное большим отрезком времени?

Это и не мгновение, и не настроение. Если я нахожу какой-то сюжет, я могу стоять и долго его разглядывать, пытаясь постичь скрытое в нём содержание. Потом я могу подождать нужное освещение, сделать один кадр, минут через десять - другой.

Всё это время я думаю, как это будет выглядеть в конечном варианте. Иногда ответ не приходит сразу, и додумывать приходится уже дома. Чаще всего настроение у сюжета уже есть, иначе ты не обращаешь на него внимания и идёшь дальше по улице в поисках нового.

На выставке «Деконструкция ß» Вы сказали о том, что пытаетесь добиться ухода от узнавания знакомых объектов в фотографии: дома, быт, лица; говорите о том, что это способ уйти от традиционного творчества. В Ваших творческих мотивах больше неприятия окружающей действительности или больше поиска новых путей развития?

Действительность, как она есть, уже никого не интересует. Вы посмотрите, как люди искажают изображения в том же Инстаграме. Даже на домашние и бытовые фотографии они накладывают какие-то чёрточки, точки, потёртости, обрывы изображения, перекручивают цвет, переводят изображение в сепию или ч/б… Все хотят получить даже из обычной фотографии нечто оригинальное, непохожее. Они это делают моментально, используя уже готовые плагины. Они просто развлекаются, и в этом нет поиска. Поиск начинается, когда ты, скажем так, идёшь от танца к песне, а от песни - к музыке. Фотография давно перестала выполнять свои базовые функции, т.е. передачу чего-то документального. Поэтому, можно сказать, что мы находимся в поиске новых путей развития этого жанра.

Как Вы относитесь к клише в абстрактной фотографии? В чем оно возможно, когда мы имеем дело с индивидуальным мироощущением художника?

Я уверен, что клише и абстрактная фотография несовместимы. Я допускаю, что в современном мире из-за обилия информации (в том числе из-за большого числа фотографов и фотографий) трудно избежать повторов. Если следование стереотипам позволит фотографу быстрее добиться успеха - это его путь. Конечно, независимое индивидуальное сознание полностью невозможно. Разве что только на необитаемом острове… Мы все смотрим фильмы, картины, фотографии. Тут важно быть честным перед самим собой и не позволять себе подглядывать за другими, идти на компромисс ради мнимой популярности.

Что потеряет мир без абстрактной фотографии?

Он не сможет её потерять, ибо способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека.

Интервью с Дмитрием Золотаревым (выпускник МГУ, реставратор, фотограф Государственного исторического музея)


Дмитрий, здравствуйте. Вы известны как фотограф-абстракционист, но также профессионально занимаетесь реставрацией в Государственном историческом музее. Что для Вас хобби, а что является делом жизни?

Дел в жизни было уже три: геология, профессиональная фотография и реставрация. И параллельно этим занятиям всегда существовала увлеченность фотографией «для души»: поисковой, безответственной, в хорошем смысле.

В настоящее время молодежь сложно увлечь чем-либо для «души», тем более, сразу в нескольких сферах. Зная Вас, можно догадаться, что были еще какие-то занятия, ведь в то время дети активно вовлекались в различные кружки и секции. Что из этого осталось и повлияло на творческий путь?

Фотографией, как и многие мои сверстники, мы начали заниматься под руководством наших пап и дедушек еще в средней школе. От дедушек доставались трофейные немецкие камеры, папы бережно вручали нам свои заветные «Зениты» и «Фэды». Но фотографию в качестве профессии мы себе не представляли. Ну как можно было тогда, в 70-80х, сравнивать фотографа с моряком, писателем, физиком, рок-музыкантом, дипломатом, врачом? Остальные увлечения были обычными для мальчишек этого поколения. Чтение, музыка, паяльники-лампочки, марки, девчонки, хоккей, аквариумы и т.д. Наверное, любой пережитый опыт влияет в той или иной степени на выбираемые пути, в том числе и в творчестве.

Как можно охарактеризовать Ваши работы - как некое моментальное отображение внутреннего состояния, или строго построенная композиция, продуманная и создаваемая на протяжении определенного времени, выполняющая заданные творческие задачи?

Несомненно, что все работы из цикла «Новый калейдоскоп» - это импровизация «остановись мгновение!». Сама фототехнология проекта делает каждое изображение неповторимым, сиюминутным. Кадр является лишь проекцией внутреннего состояния в данную минуту. Через день сюжет мог быть исполнен в совсем другом колористическом, например, исполнении.


Человек, при восприятии предметов искусства, все время ищет логические мотивы в любом произведении, даже в абстракционизме. У Вас чувствуется внутренняя логика каждой работы, но передать языком возникающее ощущение достаточно сложно. Как мне кажется, есть некий конфликт - формы, цвета, линий, но, между тем, каждая фотография выражает свой смысл. Вы могли бы его объяснить, или Ваши фотографии взаимодействуют со зрителем каким-то другим способом, где авторская задумка не так важна?

Если честно, делая кадр, не ищу в нем смысла. Если нравится сочетание всего на изображении - нажимаю спусковую кнопку камеры. Иногда возникают какие-то ассоциации, но не подгоняю кадр под них. Насильно не подгоняю. Не навязываю смысла ни себе, ни возможному зрителю. Как правило, каждый зритель видит свой образ в изображении, и мне нравится удивляться этому. Многие, в том числе и я, в работах не находят никакого смысла. Нам просто нравится сочетание всего на плоскости фотобумаги. Такая своеобразная игра в отключение анализа. Работа нравится, но чем именно - объяснить затруднительно. И эта загадка завораживает. Возможно, что-то сродни любви…

Бывают ли моменты, когда абстракция надоедает и хочется чего-то более доступного?

Одно другому не мешает. С удовольствием занимаюсь классической фотографией: пейзажной, постановочной и т.д. Любую творческую фотографию рассматриваю как эксперимент, способный своими результатами удивлять, умиротворять, расстраивать, в общем, способный на многое.

Для искусства значительным критерием является, прежде всего, новизна. Ищете ли Вы что-то новое в абстрактной фотографии? Знакомитесь ли с новыми или уже признанными работами?

Интересуюсь техническими возможностями фотографии, что часто приводит к открытию для себя нового изобразительного инструмента и даже к новой творческой идее. Получив интересный для себя результат, пытаюсь осознать эстетическую первопричину удовлетворения от работы. Но часто этого не делаю и просто экспериментирую дальше.

Интервью с Анной Басовой (профессиональный фотограф, дизайнер, член ТСХР)


Вы молодая и яркая художница, за плечами у которой уже более 13 выставок. В этой связи было бы интересным узнать Ваше мнение о свойствах таланта: в первую очередь, это дар или закономерный результат труда? Какими качествами должен обладать талантливый фотограф?

Сложный вопрос. Мне кажется справедливей всего было бы считать это сочетанием двух факторов: постоянного желания узнавать новое, а следовательно - учиться и прилагать усилия для достижения результата, и своего «видения» мира. Меня, например, всегда поражало, что при наличии массы похожих фотографий мировых достопримечательностей, всегда можно найти новый угол обзора и новую точку зрения на один и тот же объект. Но это не всегда легко. В этом и заключается своеобразный «труд» художника.

Среди Ваших работ просматриваются темы людей, города и природы. Почему вдруг возникло желание попробовать абстрактную фотографию?

Я никогда не скрывала, что изначально я - портретист и работаю изначально в сфере иллюстративной постановочной фотографии. Это предпочтение вызвано любовью к литературе, кино, образной музыке. Но творческое пространство не одномерно. Иногда для того, чтобы выразить чувства, постараться воплотить что-то иллюзорное и ускользающее, постановки оказывается недостаточно. Тем более, что одно, вполне может сосуществовать одновременно с другим и даже дополнять друг друга. Я часто прибегаю к техникам абстрактной фотографии в рамках портретных работ и серий. Не вижу смысла себя ограничивать в этом плане.

Однажды я шел с дочкой зимним утром в школу, и она случайно нажала кнопочку на камере мобильного телефона, от чего запечатлелся прекрасный зимний кадр: заснеженное дерево, дома, дорога, трамвай, прохожие на фоне снега, падающего крупными хлопьями. Есть еще история, когда молодой человек на параде 9-го мая сделал случайный кадр, в который попал плачущий ветеран (сам молодой человек хотел сделать что-то вроде селфи), и эта фотография затем стала победителем фотоконкурса и участвовала в выставках, посвященных Великой Отечественной войне. Какое, по Вашему мнению, воздействие на искусство оказал технологический скачок в области фотографии, так называемый переход на «цифру», развитие интернета и фото-редакторов? Как любителя отличить от художника, когда технологии позволяют первому также имитировать и качество, и неординарность взгляда?

В сфере фото я приветствую любой прогресс. Он просто дает нам больше возможностей для разнообразного творчества. Тем не менее, чрезмерного увлечения фоторедакторами в портретной фотографии, например, не одобряю. Или просто отношу это к разряду иллюстрации, digital art. Что до второго вопроса, возможно, прозвучит несколько жестко, но любителя от профессионала всегда отличает «случайность» результата. Профессионал даже уличной фотографии за минуту, пока наводится на кадр, успеет заметить все: как падает тень, с какой стороны ложится свет, блик, как построить кадр.


Расскажите, пожалуйста, о своем участии в выставках абстрактной фотографии. Какие ожидания оправдались, какие надежды остались надеждами? Есть ли разница в сравнении с более традиционными фотовыставками?

Ожиданий, как таковых, не было. Мне просто интересно участвовать в увлекательных проектах, я, как могу, поддерживаю это направление. Выставки проходили не без проблем, но это естественно. Поверьте, ни одно такое мероприятия, даже если оно проводится в сотый раз, не обходится без накладок и суеты. Разница в некоем общем настроении и духе, который сложно описать. Уютный и философский одновременно. Люди не боятся высказывать мнение и делиться впечатлениями.

С чем связана Ваше увлечение фотографией, и когда Вы поняли, что это стало Вашим призванием? Насколько вообще серьезно можно относиться к искусству сейчас?

Я довольно долго занималась живописью, даже поступала в художественный колледж, но не сложилось. Потом институт, музыкальная группа. Живопись все-таки требует больше времени. В руки попала сначала просто «мыльница», потом папин «Зенит». Кстати, именно опыт обращения с пленкой во многом облегчил мне дальнейшее обучение. Потому что более наглядного «тренажера» для отработки основ просто быть не может. В что-то серьезное мои попытки переросли, уже когда я решилась целенаправленно пойти на курсы Марианны Корниловой. Начала сразу с портретной фотографии. К искусству можно относиться как угодно, в рамках индивидуального восприятия.

Фотография весьма популярна в наши дни, поэтому у многих, хоть раз взявших фотоаппарат в руки с творческими порывами, сразу начинает беспокоить вопрос - кому это может быть интересно? В этой связи, хотелось бы узнать Ваше мнение: что для Вас значит словосочетание «модный фотограф», и есть ли истории успеха в области абстрактной фотографии?

Модный фотограф - зыбкое понятие, сегодня ты модный, завтра - вышел из моды. И это естественный процесс. Чаще всего это профессионалы, которые зарабатывают. Причем работает это в обе стороны. Зарабатывает и сам фотограф, и те, кто его нанимают или приобретают снимки. Историй успеха в области абстрактной фотографии - масса: Томас Руфф, Ласло Мохой-Надь, Вольфганг Тильманс (получил одну из самых престижных премий в искусстве, Turner Prize).


Вы стараетесь больше работать с натурой или преобразовывать схваченный момент в графическом редакторе? Что это дает?

Натура все же первостепенна. Я стараюсь сразу сделать кадр, максимально приближенный к выражению конечной идеи. Но, если воображение просит что-то изменить, я ему не отказываю.

Любимых фотографий много, если приводить конкретные примеры, я вас завалю ссылками. Все они относятся к различным жанрам. Это не только абстрактная или портретная фотография. Я восхищаюсь любым цепляющим кадром, в котором есть punktum. Точнее всего это описано в книге Ролана Барта “Camera Lucida”. Люблю японских фотографов, у них всегда уникальный взгляд на мир, они обращены не только вовне, но и в себя. Улитки или слоеное тесто, множество подтекстов.

17.10.2015

Абстрактная фотография - своеобразный вид искусства, он показывает вещи не в обычном понимании, привычном многим, а в неожиданных цветах, формах и линиях. Фотограф должен абстрагироваться стереотипов, показать другую реальность, только тогда он сможет воплощать объекты на фотографии с точки зрения абстракции.

Логика при просматривании подобных снимков задействована гораздо меньше, поскольку мы видим больше цвет и форму, а не сам объект. Абстрактная фотография заставляет взглянуть на снимок, его композицию, построение кадра по-иному. И если она достаточно хороша, то вызывает положительные и светлые эмоции, которые влияют на поведение и настроение зрителей.

Делая акценты на таких элементах, как цвет, линия и форма, такое фото воздействует на нашу психику. Для примера можно сказать, что наша нервная система реагирует на различные по цвету предметы по-разному, как и на их сочетания. Абстрактная фотография, однако, не всегда бесформенный и неузнаваемый снимок. Зачастую фотографы изображают знакомые предметы или их часть.

Существует множество направлений, которые не менее привлекательны, чем абстрактное фото. Но помимо красоты и плавности форм и линий, абстрактные кадры очень удобны и популярны среди «вдумчивых» фотографов. Абстрактный снимок можно получить где угодно, он не требует дальних поездок или сложного построения композиции кадра.

Построенная на линиях, или на игре цвета, а также форм, фотоабстракция не требует понимания различных фотографических аспектов.

В окружающем мире очень много объектов, способных принять интересную форму, которая сможет стать основой для композиции. А линии и цветопись призваны дополнить ее. По-настоящему интересная фотоабстракция всегда начинается с хорошей и красивой формы. Ее не сложно найти в самых разных предметах, приятных и динамичных. Никаких определенных критериев тут нет.

Форма, которая смогла вызвать определенную эмоцию у фотографа, вызовет такую же эмоцию и у зрителей.

Немаловажная и роль цвета, который обращает на себя внимание человека и действует на его нервную систему возбуждающе. Для создания фотоабстракции фотографы зачастую прибегают к графическим редакторам для достижения наиболее яркой и глубокой цветописи.

Еще один занимательный способ создания уникального снимка - контраст. Интересно, но, порой, самый обычный снимок обращает на себя внимание именно контрастностью.

Фотоабстрактная зачастую является интересной благодаря не только форме, но и линиям. Они контролируют движение глаза. Можно прибегать к линиям несколькими способами и первый из них - направление линий к зрительному центру кадра (туда, где находится нужный нам объект).

Другой способ заключается, наоборот, в не направлении их к центру, а проведению их через весь снимок. Линии призывают к анализу фото, и если нет зрительного центра, то наше внимание может бесконечно долго путешествовать по всему изображению.

Но необходимо соблюдать главные правила композиции. И чем композиция оригинальнее, тем эффектнее будет выглядеть наша фотография. При этом абстрактное фото может нести не только определенный смысл, но и быть концептуальной. Выражая определенную концепцию мира автора.

Интересные публикации на сайте

Абстрактные фото работы - это вид фотоискусства, в основе которого лежит восприятие не деталей и объектов, как в обычном изображении, а формы, цвета и линий. Чтобы научиться воспринимать цвет и форму, фотографу необходимо абстрагироваться от обычного восприятия реальности, что часто бывает сложно. В этой статье описаны методы получения абстрактной фотографии.

Что такое абстрактные фото?

Общепринятого определения абстрактной фотографии не существует. Трудно определить что-то абстрактное, поэтому мы будем руководствоваться некоторыми общими принципами и считать, что:

  • Абстрактная фотография не представляет собой предмет в его полноценном виде
  • Ее основу составляют не объекты, а форма, цвет и линии.

Из этого определения можно сделать очень важный вывод: поскольку мозг воспринимает форму и цвет, а не предметы, логическое мышление при восприятии таких фотоснимков задействуется в меньшей степени. Таким образом, абстрактная фотография позволяет глазу лучше рассмотреть композицию снимка, и если она хороша, фотоснимок вызывает у человека положительные эмоции. А эмоции, как известно, влияют на поведение человека сильнее, чем логика.

Таким образом, акцентируя форму, цвет и линии, абстрактная фотография вызывает реакцию психики, которая связана, в том числе с нервной системой человека. Например, общеизвестно, что нервная система человека так или иначе реагирует на предметы определенного цвета и контраст.

Следует отметить, что далеко не всегда абстрактная фотография – это что-то неузнаваемое. Очень часто это часть предмета или места, который знаком зрителю.

Зачем нужна абстрактная фотография?

Существует много других направлений в фотографии, не менее привлекательных, чем абстрактная фотография. И, тем не менее, помимо красоты форм и линий, абстрактные фотоснимки очень удобны для думающего фотографа. Для красивых пейзажей и экзотических мест нужно путешествовать и иметь на это средства, а абстрактный кадр можно снять и на углу собственного дома.

Основные принципы

Поскольку абстрактная фотография построена на форме, линиях и цвете, она требует от фотографа глубокого понимания этих аспектов.

Форма

Интересную форму могут иметь любые объекты в окружающей фотографа реальности. Форма может послужить основой для композиции. В целом, именно форма создает композицию изображения, а линии и цвет ее дополняют. Таким образом, хорошая абстрактная фотография должна начинаться с хорошей формы. Найти ее можно в предметах динамичной, приятной или просто интересной формы. Критериев для выбора формы нет. Однако если форма вызвала эмоцию у фотографа и была композиционно уравновешена на фотографии, то такую же реакцию она может вызвать и у зрителя.

Цвет

Цвет очень часто привлекает внимание человека и возбуждает его нервную систему. В абстрактной фотографии для достижения наилучшего эффекта цвет можно сделать более насыщенным с помощью графического редактора.

Контраст

Еще один способ создания динамичных фотографий – использовать в них контраст. Очень простой по композиции кадр может привлечь внимание только благодаря контрасту.

Линии

Благодаря линиям абстрактная фотография всегда выглядит интереснее. С их помощью контролируется движение глаза. Существует несколько способов использовать линии. Первый из них – направить линию к зрительному центру изображения (к центру, где расположен интересный объект). Например, в этой фотографии к зрительному центру (горке из трех яблок) ведут ступеньки. Эти линии направляют глаз зрителя к смысловому центру изображения.

Второй способ использовать линии – не направлять их к зрительному центру, а просто провести через кадр. Линии всегда заставляют глаз анализировать фотографию, и если зрительного центра нет, глаз может путешествовать по снимку очень долго. Тем не менее, несмотря на допустимое использование этого приема в абстрактной фотографии, его лучше не использовать в классической фотографии, поскольку он портит впечатление о снимке.

Британец Джош Адамски (Josh Adamski) приобрел известность благодаря искусству концептуальной фотографии. Он родился и большую часть жизни прожил в Великобритании, но в настоящее время базируется в Израиле. Большая часть работ Адамски сосредоточена вокруг воды, так как он живет рядом с пляжем и черпает вдохновение из темы моря. В его работах важную роль играет абстракция. Свои снимки Джош обрабатывает в фоторедакторах, чтобы сделать их еще более абстрактными и выразительными. Город, побережье, парки и скверы — все то, что здесь и сейчас непременно находит свое отражение в удивительных, фантастических фотографиях этого автора. Они дарят не только восторг, но и вдохновение.

(Всего 29 фото)

1. Джош Адамски родился в 1948 году в Великобритании, где большую часть жизни он и прожил.

2. Фотографией Джош начал увлекаться ещё с детства, часто выпрашивая фотоаппарат у отца для своих первых экспериментов.

4. Сегодня имя Джоша Адамски называют в числе мэтров современной фотографии, фотохудожников, которые не только мастерски преподносят свои работы, улучшая их цифровой обработкой, но и вкладывают в них смысл, идею, душу.

5. Своим девизом он считает фразу Анселя Адамса "You don"t take a photograph, you make it", которую можно перевести как "Ты не должен фотографировать, ты должен делать фотографию", и специализируется на умопомрачительной, впечатляющей, концептуальной фотосъемке городского пейзажа.

6. Джош Адамски уверен, что правил создания хорошего снимка не существует: просто есть хорошие фотографы, чьи работы захватывают дух даже тогда, когда сделаны они с игнорированием всех существующих правил.

7. Джош Адамски захватывает в кадр потрясающие панорамы и превращает их в произведения изобразительного искусства в своей необычной, абстрактной манере.

8. Удалённые силуэты добавляют интригу, а плавные линии и размытие определённой части изображения несут собой таинственное спокойствие.

10. Мягкие линии и размытые силуэты придают работам атмосферу умиротворения, а мастерское использование цвета позволяет направить восприятие фотографии зрителем в нужное русло.

12. Снимки Адамски позволяют перенестись в другой мир, который полон не только мира и спокойствия, но и особой силы, которая захватывает дух и не позволяет отвести глаз от фантастических картинок.

Урсула Абреш родилась в Аргентине и выросла в Чили. Со временем она переехала в США, чтобы учиться в университете, а еще позже перебралась в Канаду на постоянное местожительство. Она и сейчас проживает в Канаде в британской Колумбии. Это прекрасная провинция. Здесь горный ландшафт разбавлен большим количеством деревьев, озер и рек, водопадов, скал и дикой природой. Это место отлично подходит для жизни Урсулы.

Она замужем и в их семье пятеро детей. Образование Урсулы Абреш связано с искусством и историей, но в данный момент она большую часть своего времени посвящает фотографии.

2) Что предшествует созданию таких прекрасных работ?

Главная задача состоит в поиске и обнаружении того, что составляет предмет. Это определенные основные качества любого предмета, которые позволяют проникнуть в его суть. Выявить нечто основополагающее в предмете. Это не означает, что вам следует просто смотреть на деревья или на воду. Речь идет скорее об эмоциональном восприятии, о настроении. Урсуле нравится думать о том, что все эти предметы абстрактны. Так она может положить их на изображение и при этом у нее меняется восприятие, она начинает их видеть, слышать и чувствовать.

Кроме того, чтобы создавать такие фотографии, они, как минимум, должны вызывать симпатию. Точно так же, как некоторые предпочитают черно-белую фотографию, или портрет или пейзаж. Нужно полюбить абстракцию. Это влияет на мировоззрение и на образ мыслей. Можно ценить и другие направления, но абстракция должна вызывать у вас особенный трепет. Это должно быть причиной, тому что вы за нее беретесь. Собственно такое определение характерно для любой вашей деятельности.

3) Постобработка изображений

В настоящее время Урсула Абреш снимет только цифровой фотокамерой и очень ее любит. Ведь она дает гораздо больше возможностей для экспериментов, которых вы никогда не получите с пленочным фотоаппаратом. Цифровые технологии для многих людей открывают новые способы самовыражения.

В процессе съемки с любым фотоаппаратом конечный вариант изображения все равно не известен. В данном виде фотографии просто нет возможности окончательно выводить изображение на печать или на монитор, не используя Photoshop или другое фото-программное обеспечение для редактирования снимков на определенном этапе. Распечатка либо экранизация изображения это конечная цель съемочного процесса и в цифровом мире вы не можете сделать это без пост-обработки.

Даже во время съемки важно иметь ввиду, что вам предстоит пост-обработка и представлять возможный вариант конечного изображения.

Некоторые фотографы считают, что используя в качестве базового изображения не удачную фотографию, можно обработать ее и превратить в шедевр. Но лучше будет, если вы начнете с хорошей фотографии, а затем отредактируете ее, чтобы выявить лучшее, что в ней есть. Пост-обработка это приятная часть создания конечного изображения. Тонкость состоит в том, чтобы определить, как мало или как много изменений требует конкретный снимок. Ведь очень легко не доработать, так же как и переборщить с обработкой.

Иногда процесс обработки проходит очень быстро. А порой изображение и вовсе не нуждается в редактировании. Оно прекрасно само по себе без изменений. В других же случаях процесс может занять некоторое время, в течение которого вы будете определять, какие именно изменения актуальны для конкретного изображения. Бывает, что для улучшения снимка вам придется довольно длительно его обрабатывать.

Пост-обработка изображения это не созидательный процесс. Ведь вы не создаете вещь, а выявляете лучшее, что есть в каждом изображении. В не зависимости от того, как мало или как много работы потребуется, чтобы достичь цели.

4) Фотоаппаратура и аксессуары для съемки

Урсула Абреш для создания своих прекрасных фотографий использует следующее:
Фотокамеры : Nikon D7000, Nikon D200, Lumix DMC-TS4 (для прогулки и для ностальгии)
Объективы : Sigma 150mm f/2.8 Macro, Nikon серии E MF 75-150mm f/3.5 зум, Lensbaby 2.0, Sigma 70-300mm f/4-5.6 APO DG Macro, Tokina AF 12-24mm F / 4 DX, Nikon AF 50mm f/1.8.

Аксессуары :
Штатив Vanguard Alta с головкой для штатива серии Manfrotto 486RC2
Фотовспышка Metz 36 AF-5
Сумка Kata Light Pic 60-DL .

Программное обеспечение для редактирования снимков: Adobe Photoshop CS6 и Photomatix на 27 " iMac
Принтер Hewlett Packard Photosmart Pro B9180
Бумагу в данный момент Урсула предпочитает Ilford Gold Fibre.

5) Советы для начинающих фотографов, которые заинтересованы в абстрактной фотографии

Стандартный совет для любого вида фотографии:
Досконально изучите свое оборудование и его потенциал. Как можно больше практикуйтесь. И максимум экспериментов.

А еще всегда помните, что технические аспекты очень важны, но главное, это ваше художественное восприятие. Именно оно создает фотографию.

Что касается конкретно абстрактной фотографии , то огромную пользу принесет вам более детальное знакомство со всеми формами абстрактного искусства. Начните смотреть и читать о нем. Вы усвоите этот способ мышления и включите его в свое мировоззрение и в свою работу.

И еще один очень важный момент в абстрактной фотографии. Он состоит в том, что если фотография красива, то это еще не означает, что зритель ею проникнется. Обычно абстрактные работы выходят за рамки простой визуальной красоты. Здесь доминируют ощущения, настроение, история. Неимоверная визуальная привлекательность в сочетании с четким настроением, историей, чувством, это те компоненты, которые создают впечатляющее абстрактное изображение.