Медицинские знаки и символы. Общие медицинские эмблемы. Медицинские символы - эпохи средневековья и ренессанса

Все мы знаем и много раз видели медицинскую эмблему - чаша с обвивающей ее змеей. Изображение этого символа украшает коробки с медикаментами, вывески больниц, аптек, поликлиник и других медицинских учреждениях. Помнится, Петросян когда-то шутил над этой эмблемой: рюмка – символ бесплатного спирта в медицине, а змея из-за того, что «бюллетень не дают». Ну а если без шуток, как-то мы не особо задумывались, что именно означает эта чаша со змеей? Так вот, однозначной трактовки медицинской эмблемы не существует. Одни ученые считают, что этот символ указывает на целебные свойства применяемого в медицине змеиного яда, а чаша является сосудом, где этот яд хранится. По утверждениям других, обвивающая чашу змея символизирует бессмертие, знание, мудрость и добрые начинания. К тому же, есть предположения, что корни медицинской эмблемы, уходят к древней римской и греческой мифологиям. Древнеримский Бог врачевания Эскулап (у древних греков он же Асклепий) изображался с обвитым змеей жезлом. Согласно легенде, змеям известны лечебные свойства различных целебных растений и, чтобы эти знания обрести нужно превратиться в змею, а затем обратно в человека. И Богу врачевания Эскулапу это удалось. Используя змеиные секреты, он лечил больных целебными травами. Согласно этой легенде, на медицинской эмблеме чашу обвивает не какая-то абстрактная змея, а конкретный ее вид – Эскулапов полоз (Эскулапова змея). К слову, Эскулапова змея не ядовита.




Оказывается, в России медицинский символ со змеей, овивающую рюмку, называли «гиппократовой чашей». А официальной эмблемой ее стали считать в XVIII веке, но документально это никак не подтверждено. Военная медицина тоже получила похожую эмблему, только чашу там обвивают не одна, а две змеи.

Какое живое создание ассоциируется с медициной? Конечно же змея, обвивающая чашу. Между тем, ядовитое пресмыкающееся не всегда было единственной врачебной эмблемой. Было и до сих пор есть множество альтернативных символов.

Великие и ужасные

Змеиная ипостась древнеегипетской богини Изиды

Змеям поклонялись во все времена и во всех уголках Земли. В мифах Вавилона и Ассирии в доисторические времена царствовали именно эти пресмыкающиеся. Змееголовые боги были во многих пантеонах, ну а уж чешуйчатая спутница была одним из самых частых спутников высших сил.

«Есть великий змей; он царь земли эфиопской; ему кланяются все правители и приносят ему в дар прекрасную деву. Разукрасив ее, они приводят пред этого змея и оставляют одну, и пожирает ее этот змей... Длина этого змея 170 локтей, а толщина - 4; зубы его длиною в локоть, а глаза подобны пламени огненному, брови его черны, как ворон, а весь вид похож на олово и медь... На нем рог в три локтя. Когда он двигается, шум слышен на семь дней пути».

Из абиссинской легенды


Змей считали бессмертными – ведь они способны периодически сбрасывать кожу, то есть обновляться. Многие мифы сходятся в том, что изначально этот дар предназначался людям, но либо пронырливые пресмыкающиеся украли его, как в шумерских легендах, либо человек сам отказался от тяжелого бремени вечной жизни в пользу ползучих гадов, как в греческом мифе.

В античном мире змеи были очень тесно переплетены с медициной. Так, именно змея, согласно греческой мифологии, навела на мысль о возможности воскрешать мертвых. Однажды он был приглашен во дворец критского правителя Миноса, чтобы воскресить умершего царевича. На своем посохе Асклепий неожиданно увидел змею и убил ее. Тотчас появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила убитую. Будущий бог воспользовался этой травой и воскресил умершего.

Змея обвивает тело Изиды, покровительницы врачевания в Древнем Египте, кобра - одна из ипостасей богини. Этот же символ украшал полевую аптечку военного врача римской армии. С одной стороны, люди хотели таким образом умилостивить грозные силы природы, с другой, используя зловещий вид змеи, отпугнуть болезни.

Судьбоносный сосуд

Другая составляющая традиционной медицинской эмблемы – чаша – тоже имеет древнее происхождение. В пустынной местности было чрезвычайно важно поймать ниспосланную с небес живительную влагу, для этого использовались в том числе и большие металлические чаши. Именно такую держит в руках, обращаясь за помощью к богам, больной, изображенный на древнеегипетской стеле.

Вода была обязательной составляющей любого лечения. Целебные заговоры и заклинания нередко вырезали или чеканили непосредственно на сосудах. До наших дней сохранились выражения «чаша жизни», «чаша терпения», «испить чашу до дна», «дом полная чаша», которые показывают, насколько эта вроде бы повседневная утварь была важна для предков.

Разные чаши несли в себе разный символический смысл. Например, двудонная, или двойная отражает двойственность природы человека, позитив и негатив, небесную и земную составляющую, возвышенные и низменные устремления. Именно поэтому в медицине укоренилась чаша без второго дна, греческий фиал без подставки. Именно ее часто изображают в руках дочерей (а по другой версии – и вообще жен) Асклепия – Гигиеи и Панакеи.

Чаша имеет непосредственное отношение и к змеям: их яд собирали и хранили в основном в такой посуде. В ней же смешивали териаки - античные и средневековые универсальные противоядия. Вплоть до XX века медные или латунные чаши использовали аптекари.

Один из редких вариантов эмблемы – змея, обвивающая рукоять зеркала. Она как бы охраняет гладь человеческого сознания, хранящего в себе отражения предыдущих тысячелетий. Видимо, поэтому такой необычный символ выбрало для себя Международное общество истории медицины в 1980 году.

Символ, да не тот

Если приглядеться к эмблеме Всемирной организации здравоохранения, которая была утверждена на I ассамблее в Женеве в 1948 году, можно заметить, что змея там обвивает вовсе не чашу, а посох. Почему так произошло? Откуда вообще взялся этот атрибут?

Это посох Асклепия. Тот самый, которым была убита одна змея и на который вскарабкалась вторая, пришедшая ее воскресить. В этот символ заложено большое количество других значений. Например, чаще всего его изображают в виде сучковатой палки, которая означает связь с землей и природой. Кроме того, посох – символ странствий, а именно в путешествиях древние врачи приобретали свои знания и навыки. Кроме того, если доктор опирался на что-то при своей ходьбе, значит, он был умудрен не только годами, но и опытом. И именно такому врачу доверяли больше всего.

В Средние века и в эпоху Возрождения посох трансформировался во врачебную трость, а в некоторых случаях – и во врачебный меч, который был, например, у Парацельса. Нередко в верхней ее части находилось секретное лекарство, уникальное противоядие или просто уксус, использовавшийся для предотвращения заражения от пациента. Традиция исчезла лишь к середине XX века, а посох стал символом медицины в Европе.

Кстати, на посохе Асклепия может быть не одна змея, а две. Но гораздо интереснее история другой эмблемы, когда посох покороче, змей всегда две, а наверху еще крылышки. Кадуцей, жезл глашатаев, а также непременный инструмент бога Гермеса (Меркурия), способный примирять даже самых ярых противников. Общемедицинским символом кадуцей стал в эпоху Возрождения.

Есть версия, это связано с тем, что в XVI столетии стала развиваться алхимия, покровителем которой считался Гермес. Основной целью алхимических опытов в то время был уже не поиск философского камня, а получение лекарств. На сосудах с лекарственными препаратами алхимики обычно ставили печать с изображением Гермеса. В качестве эмблемы врачей кадуцей закрепился, например, в Соединенных Штатах Америки. Но есть и другая версия: кадуцей просто ошибочно принимали за еще один посох Асклепия, благо они похожи. Мало ли ошибочного закрепляется в нашей жизни? Вот жезл Гермеса – примерно из той же оперы.

Ну а классическая змея с чашей прижилась в основном на территории бывшего СССР. В современной России не обошлось без модификаций, например, на действующей эмблеме Военно-медицинской академии изображены две змеи, обвивающие чашу в противоход друг другу (см.рис.выше).

И другие


Асклепий и петух. Статуя Асклепия с лежащей у ног собакой в асклепионе

Долгое время полноправными и равноценными символами медицины считались сова, петух, ворон и собака. Всех их в разное время изображали рядом с Асклепием. Сова и ворон считались символом мудрости, без которой врачу никак не обойтись. Собака – олицетворение верности и преданности, стремления служить и охранять. Ворон из этой компании продержался дольше всех, средневековые алхимики помечали его изображением свои лекарства.

Интересная трактовка роли петуха: прежде всего, он был просто жертвенной пищей, кровь его предназначалась Асклепию, а мясо, которому приписывались целительные свойства – больным. С приходом христианства появилось еще одно толкование: крик петуха прогоняет нечистую силу, приветствует наступление утра, когда большинству пациентов становится легче.

«Как приятна ночью песнь петуха. И не только приятна, но и полезна. Всем вселяет надежду в сердце этот крик; больные чувствуют облегчение, уменьшается боль в ранах: с приходом света спадает жар лихорадки»

Амвросий Медиоланский (III в.)


Часто петуха изображали в паре со змеей, в этом случае они олицетворяли два ключевых качества врача: бдительность и осторожность. Иногда на античных барельефах Асклепия сопровождает коза. Ее образ напоминает о том, что согласно греческой мифологии, коза Атена кормила молоком младенца Асклепия. Поэтому в асклепионах обычно приносили в жертву быков, свиней и баранов, но козы никогда не были в числе жертвенных животных.

В XIII веке изображения посоха со змеей и поющего петуха украшали титульные листы медицинских сочинений. В эпоху Возрождения медицину часто изображали в виде женщины (предположительно - Гигиеи), увенчанной лаврами. В одной руке ее был посох, обвитый змеей, а в другой - петух.

Кресты и звезды

Красный крест и синюю шестиконечную звезду можно считать уже современным пополнением арсенала медицинской атрибутики. Историю первого символа, думаю, знают все, так что напомню лишь вкратце: в 1863 году в Женеве был создан комитет по уменьшению страданий солдат во время войн, в качестве эмблемы, недолго думая, участники учредительной конференции выбрали инвертированный флаг Швейцарии. Красный крест, изначально ассоциировавшийся только с МККК, прижился и стал, пожалуй, самым распространенным обозначением всего медицинского: он есть на специализированных медицинских машинах, на дверях медицинских учреждений, даже на аптечках в компьютерных играх, да много еще на чем.

Однако это слегка совсем вообще неправильно с точки зрения права. Красный крест – официальное и охраняемое изображение, принадлежит только МККК, причем применяют его исключительно в военное время. Его могут носить военные медики, военные священники, им помечают средства для ухода за ранеными, включая палатки госпиталей, также он используется для обозначения международного или национального представителя организации. И всё. МККК через национальные комитеты пытается вразумлять организации и людей, использующих красный крест направо и налево, иногда даже до суда доходит, так, у Джонсон&Джонсон в свое время в принудительном порядке отобрали товарный знак в виде красного креста.

Впрочем, у этой правовой коллизии есть и обратная сторона: охраняемое изображение – красный крест на белом фоне. Если изменить цвет фона или креста – всё, берите, кто хотите, используйте, где хотите. Так появился зеленый крест фармацевтов, синий крест ветеринаров и т.п. По большому счету, даже классический красный крест, но на синем, желтом, фиолетовом, любом другом фоне – уже вполне себе легальный логотип.

Очень короткое лирическое отступление: если уж совсем корректно, то красные (хотя и не только красные) кресты рисовали на своей одежде еще тамплиеры и госпитальеры, причем именно последним мы обязаны появлением госпиталей. Изначально они были своеобразными пристанищами, гостиницами что ль, но постепенно так стали говорить именно о военных (сначала), а потом - и о гражданских лечебницах. Другое дело, что госпитальерские кресты отличались от швейцарского, который взял себе МККК, но это уже совсем другая история.

Во время русско-турецкой войны (1876-1878 гг) появился еще один официальный символ – красный полумесяц, вариант для мусульманских стран. Израильтяне пытались продвинуть красный могендовид, но МККК не понравилась эта идея. После долгих споров в 2005 году на специальной конференции двумя третями голосов был принят внерелигиозный символ МККК – красный кристалл, равносторонний ромб на белом фоне.

Дело в том, что к тому моменту накопилась огромная масса заявок на международное признание национальных и/или религиозных эмблем красного цвета: тут и сиамское красное пламя, и персидское красное солнце, и красное колесо со свастикой, и красный ливанский кедр, и красный суданский носорог, и красная сирийская пальма и даже красная звезда, заявленная от Зимбабве. МККК посчитал, что подобное разнообразие разрушает саму идею универсального единого символа, который может использоваться как охранительный на любой войне. Хватит трех, сказал МККК: крест – христианам, полумесяц – мусульманам, остальные перебьетесь кристаллом, нечего сущности преумножать.

МЧС-ники пилюлю проглотили, кресты сняли, а на их место поставили синюю звезду о шести лучах, причем лучи эти – основные задачи, которые решают спасатели и парамедики: обнаружение, связь со специалистами, реагирование, помощь на месте, помощь при транспортировке, доставка в ЛПУ. Звезда была запатентована в 1977 году, за основу при ее разработке был взят логотип Американской медицинской ассоциации. В 1997 году срок патентной защиты истек, и сегодня очень многие «Скорые» по всему миру несут на своих бортах «Звезду жизни» - от Перу до Польши и от Швеции до Италии. Примечательно, что внутри синей звезды – правильный посох, классический, длинный, с одной змеей и без крыльев.

P.S. На всеобъемлющий охват не претендую, не исключено, что что-то важное пропустил.

Сильно сокращенный вариант статьи вышел в журнале «Российские аптеки», 2013, №24

Военно-медицинские эмблемы

Среди всех эмблем медицины самыми "молодыми" можно считать военно-медицинские эмблемы, так как в древности их вообще не существовало. В античные времена, оказывая помощь раненым, врачи и их помощники ничем внешне не отличались от остальных воинов. В эпоху средневековья с образованием в ряде стран регулярных армий появились внешние знаки различия солдат и офицеров разных родов войск, поэтому возникла необходимость и в отличии медицинских чинов. Поскольку уже существовали медицинские знаки отличия, то не имело смысла создавать какие-либо новые. Поэтому в большинстве стран в качестве военно-медицинских эмблем были использованы общемедицинские эмблемы в различных модификациях. Но в некоторых странах все-таки для этого были созданы специальные отличительные знаки. Однако история военно-медицинской эмблематики изучена крайне недостаточно.

Змея - первая и основная эмблема медицины - является основным элементом военно-медицинских эмблем большинства стран Земного шара. На знаках различия военно-медицинских работников СССР и США также имеется змея, но изображена по-разному.

До Великой Октябрьской социалистической революции русские военные врачи носили на мундирах вышеописанные докторский или лекарский знаки, основным профессионально-отличительным элементом которых было изображение чаши и двух змей. На погонах этого отличительного знака не было. Военные врачи не были офицерами, они были военными чиновниками. В 20-е годы Военно-медицинская академия в Петрограде модифицировала лекарский знак. Изображение чаши и двух змей осталось, а на месте императорского орла был изображен земной шар с серпом и молотом в лучах восходящего солнца. Этот серебряный знак существовал очень короткое время и является большой редкостью в настоящее время.

Как уже говорилось выше, в СССР официально была принята медицинская эмблема с изображением чаши, обвитой змеей. До введения в 1943 г. погон эту эмблему размером 13×18 мм военнослужащие Красной Армии носили в петлицах, а затем, с введением погон эмблему стали носить на погонах. В настоящее время эмблема сохранилась на погонах только медиков военно-морской службы. Все другие военные медики носят эмблему "чаша со змеей" только на петлицах мундиров. На нагрудных четырехугольных ромбовидных белых эмалевых знаках врачей, окончивших Военно-медицинскую академию им. С. М. Кирова, имеется стандартное изображение герба СССР на фоне красной звезды. Раньше были надписи "ВМА" (Военно-медицинская академия) или "ВМОЛА" (Военно-медицинская ордена Ленина академия). В Ленинграде после Великой Отечественной войны существовала самостоятельная Военно-Морская медицинская академия (ныне вошедшая в состав Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова). На знаках этой академии была надпись: "ВМ Мед. Академия". Военные врачи, окончившие военные факультеты медицинских институтов, получали право ношения знаков с надписью "Военфак Мединститута". На этих знаках под гербом не было изображения чаши со змеей. Размер их 25×45 мм. С 1960 г. отменены все надписи на академических знаках, и они стали едиными для всех военных академий.

Отличительным знаком медицинской службы армии США в настоящее время является жезл Гермеса-Меркурия золотого цвета, размером 25×30 мм. Впервые эта эмблема появилась как отличительный знак медицинского корпуса (созданного в 1818 г.) в 1856 г. С 1826 г. американские медицинские офицеры носили в качестве знака отличия эмблему с изображением посоха Асклепия. Эмблема была неудачной, змея - слишком большой.

Изображение жезла Гермеса-Меркурия в качестве знака отличия армейского медицинского корпуса США было окончательно принято в 1902 г. Знаком отличия медицинской службы военно-морских сил США является эмблема с изображением дубового листа и желудя, введенная в 1886 г. и существующая поныне.

Военно-воздушные силы США стали существовать как самостоятельные в армии с 1947 г., а в 1949 г. была создана их медицинская служба. Ее знаком отличия с 1956 г. стала эмблема, представляющая собой серебряные крылья со щитом в центре, на котором изображен посох Асклепия. В США в настоящее время раздаются голоса за отмену жезла Гермеса-Меркурия как медицинской эмблемы. Но большинство поддерживает старый лозунг американских военных врачей "Служить с жезлом Меркурия", так как считают, что "это наша история и мы дорожим ею".

Изображение посоха Асклепия используется в качестве отличительного знака военно-медицинской службы многих стран. Великобритания официально приняла это изображение в качестве медицинской эмблемы королевской службы в 1898 г. Эмблему носят на фуражке и кителе, причем имеют право носить ее только офицеры-врачи, так как фармацевтам королевской медицинской службы не присваиваются офицерские звания.

Во Франции, Бельгии, Румынии, Колумбии, Греции, Ливане и Мексике в качестве военно-медицинской эмблемы принята змея, обвившаяся вокруг посоха, увенчанного зеркалом. Голова змеи расположена так, будто она рассматривает свое отражение.

В Германии врачи стали получать офицерские звания только с 1808 г. Приказом высшего кабинета от 23 апреля 1868 г. им было предписано ношение знака отличия с изображением позолоченного посоха Асклепия. Этот знак украшал эполеты парадной формы и погоны повседневной. В настоящее время военные медики ГДР носят на погонах знак с посохом Асклепия, а медики морской службы - нашивку на рукаве также с посохом золотистого цвета. Военные врачи, окончившие военно-медицинскую секцию Университета в Грейф- свальде (ГДР), носят на мундирах треугольные знаки, обращенные острием вниз, зеленого цвета, на которых в центре, в круге, помещено изображение профиля Эрнста-Морица-Арндта (его имя носит университет) и надпись вверху знака "Военно-медицинская секция". В ФРГ на знаке отличия медицинской службы изображен посох Асклепия в короне из ветвей клена и лавра.

Посох Асклепия в различных модификациях является эмблемой военно-медицинских служб Австралии, Австрии, Голландии, Дании, Индии, Ирака, Италии, Канады, Польши, Щвеции, Швейцарии (одна из трех принятых эмблем), Эфиопии и многих других стран.

Чаша, обвитая змеей, кроме СССР, является военно-медицинской эмблемой в Болгарии, Венгрии, Монголии, ЧССР, Иране (две змеи), Швейцарии (одна из трех принятых эмблем) и в других странах.

Горящий факел, обвитый змеей, служит военно-медицинской эмблемой в Южной Корее, Иордании и Царагвае (факел обвит двумя змеями).

В Бразилии военно-медицинская эмблема представляет собой изображение вертикально расположенного меча, обвитого змеей.

Некоторые страны используют в качестве военно-медицинских эмблем знаки, не имеющие отношения к медицинской символике. Например, в Сальвадоре таким знаком являются две перекрещенные винтовки, а в Испании - серебряный Мальтийский крест.

Эмбл е мы медицинские (греч. emblēma вставка, выпуклое украшение) - изображения, символизирующие медицину вообще, принадлежность к медицинской профессии, различные направления и области медицины, отдельные медицинские специальности.

На протяжении многовекового развития медицина имела много эмблем, некоторые из них не потеряли своего значения до настоящего времени, другие - ушли в прошлое. На XIII Международном конгрессе по истории науки (Москва, 1971) предложена классификация медицинских эмблем, согласно которой они разделяются на две группы:

Общие медицинские эмблемы;

Частные медицинские эмблемы.

Общие медицинские эмблемы символизируют медицину вообще, частные медицинские эмблемы обозначают отдельные ее отрасли или направления.

Общие медицинские эмблемы

К общим медицинским эмблемам могут быть отнесены разнообразные изображения змеи, в т.ч. в сочетании с посохом, с чашей, со свечой и др., изображения горящего факела, светильника, сердца на ладони. Наибольшее распространение получили эмблемы с изображением змеи.

В первобытном обществе, когда складывались тотемизм и анимализм, отражавшие беспомощность первобытного человека перед окружающим миром, змея была одним из основных тотемных животных. С возникновением культа змеи ей приписывалась двойная роль: зла и добра. С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой - бессмертия, мудрости и знаний.

В античном мире медицину символизировала не ядовитая змея, а безобидный уж. Записи античных авторов-медиков указывают, что ужи ползали по дому во время «священного сна», часто вылизывали больные места ― глаза, раны. Римляне содержали их при банях и купальнях. Полагают, что в некоторые страны Европы эскулапова змея попала благодаря римским завоевателям.

Можно по-разному объяснять то, что многие народы издавна связывали змей с исцелением больных.

Некоторые исследователи считают, что болезни, а тем более смерть всегда были для людей явлениями таинственными и непонятными. Непонятны были и причины болезней и смертей. Змея тоже всегда оставалась существом таинственным и непонятным. Может быть, полагают исследователи, люди связывают непонятные явления с непонятными существами.

Предполагается, что в качестве эмблемы врачевания символ змеи впервые был использован около II тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне, где в эпоху рабовладения сохранялось поклонение животным.

С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой - бессмертия, мудрости и знаний. Как эмблема медицины первоначально змея изображалась без каких-либо атрибутов.

Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами. Так, примерно с 8 в. до н.э. одним из символов медицины является посох бога врачевания Асклепия (Эскулапа) - суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх.

В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Асклепий был приглашен во дворец Миноса - царя Крита, чтобы воскресить его умершего сына. По дороге он увидел на своем посохе змею и убил ее, но появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила мертвую. Впоследствии Асклепий этой травой лечил больных людей.

Эта легенда объясняет, почему в большинстве случаев Асклепий изображается стоя, в длинном плаще, держащим в руках посох, обвитый змеей. Его фигура стала первой международной эмблемой медицины.

В настоящее время вертикально расположенный посох, обвитый змеей, изображаемый на фоне окаймленного лавровыми ветвями земного шара, является эмблемой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций.

Эта эмблема была принята на I Всемирной Ассамблее здравоохранения в Женеве (1948 год) и состоит из двух эмблем: эмблемы ООН (земной шар в обрамлении лавровых ветвей) и эмблемы медицины (посох, обвитый змеей). Символика этой эмблемы отражает господство медицины над целебными, охраняющими жизнь силами природы.

Посох Асклепия не следует путать с кадуцеем («знак полномочий вестника») - атрибутом греческого бога торговли Гермеса (у римлян Меркурия).

Это символ уравновешенного и добродетельного поведения, представляющим собой жезл с крылышками наверху, обвитый двумя змеями. В римской мифологии Меркурий использовал жезл, чтобы помирить двух дерущихся змей.

Жезл, обвитый двумя змеями, сочетает в себе сразу несколько фундаментальных символических элементов: центральный стержень символизирует Древо Жизни (в значении связи между небесами и землей): двойная спираль, сформированная змеями, ― символ космической энергии, двойственности, а также единства противоположностей; сами змеи ― плодотворные силы земного и потустороннего миров. В античном мире эта эмблема не являлась медицинской. Лишь с 15–16 вв. кадуцей стал символом медицины. С 19 в. кадуцей употребляется в качестве официальной медицинской эмблемы в ряде стран Америки (например, США), Африки и Азии.

Ассоциация с медициной произошла из-за присутствия в кадуцее змей ― как в посохе Эскулапа. Знаменитый психолог Карл Юнг считал кадуцей эмблемой гомеопатической медицины - змея обозначает одновременно яд и лечебное снадобье.

Кадуцей стали использовать в качестве знака, защищающего тайну коммерческой или политической переписки. В настоящее время это ― эмблема медицины или коммерции.

Первые изображения чаши со змеей относятся к 800–600 гг. до н.э. Змея и чаша изображались отдельно и были атрибутами в основном богини здоровья Гигиеи, которая обычно изображалась со змеей в одной руке и с чашей в другой.

Изображения амфоры или чаши, обвитой змеей , появились намного позднее.

Точного и узаконенного символа медицины в виде змеи, обвивающейся вокруг чаши или изображенной рядом с ней, ни в древние времена, ни много позже не было.

По данным академика Е. Н. Павловского, чаша со змеей как символ медицины появилась лишь в 16 веке благодаря знаменитому врачу Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание взамен традиционного на то время кадуцея. В античном мире эмблемой медицины была не ядовитая змея, а безобидный уж.

Возможно, что эта эмблема олицетворяет собой лечебные свойства змеиного яда, так широко использовавшегося в медицине, и означает сосуд, где хранился змеиный яд. Змея же символизирует мудрость, знание, бессмертие и вообще все доброе начала.

Одним из первых российских историков медицины, обратившихся к анализу содержания символа чаши, обвитой змеей, был Ф. Р. Бородулин. Он высказался так: «Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы». То есть в наше время чаша в медицинской эмблеме определена им как чаша человеческого разума, объемлющего весь мир.

В античной мифологии боги пили из чаши напиток бессмертия. Поэтому чашу в медицинской эмблеме можно трактовать как символ исцеляющих сил природы вообще.

В России эта эмблема под названием «Гиппократова чаша» стала основным медицинским символом в XVIII в.

Как отличие врачебной службы в армии чаша со змеей была введена еще при Петре 1. Змея, обвивающая ножку чаши и склонившая голову над самой чашей, как символ военной медицины, был утвержден в СССР в 1924 году. Этот знак сохраняется в России до сих пор в качестве официальной эмблемы военно-медицинского состава всех родов войск.

Наиболее общепринятой является применение эмблемы в виде чаши со змеей для фармацевтической деятельности.

Известна эмблема медицины в виде треножника Аполлона , обвитого змеей.

В Европе (Франция, Бельгия, Греция и др.) с 18 в. существовала медицинская эмблема в виде зеркала, обвитого змеей . Зеркало является классическим символам чистоты и осторожности - качества необходимые врачу, но так как зеркало также является и символам роскаши, то чтобы избежать путаницы, его как символ осторожности стали изображать вместе со змеей – самым осторожным из животных.

Наряду с эмблемами врачевания, на которых была изображена змея, с древних времен существовали и другие.

Древнеегипетского бога врачевания Имхотепа (приходящий с миром) изображали с крестообразной петлей в руках - так называемым анком Имхотепа. Этот символ обозначал благополучие, жизнь и здоровье. Позднее он был известен под названием «тау - крест» (изображение греческой буквы «тау» использовали в качестве амулета).

Существуют медицинские эмблемы в виде горящего факела или светильника (позднее свечи).

Огонь, по учению Гераклита Эфесского (6–5 вв. до н.э.), рассматривался в медицине как крайнее, все исцеляющее средство, к которому обращались в случае безрезультатности медикаментозного и хирургического лечения. К концу средневековья античный факел в изображениях сменился свечой в связи с тем, что свеча являлась религиозным атрибутом. Изображение свечи сопровождалось изречением: «Светя другим, сгораю», «Служа другим, уничтожаю себя» и др.

В настоящее время горящий факел является эмблемой санитарного просвещения.