История и традиции праздника Троицы. Народные гуляния на Троицу. Праздник Троицы: обычаи. Троица: традиции и обряды

    В Православии праздник Троицы приходится на 50-й день после Воскресения Христова , когда по Евангелию Третье Лицо Троицы - Дух Святой - сошел на Апостолов в виде языков пламени , после чего они смогли проповедовать на разных языках Слово Божее разным народам, не только иудеям. Поэтому другое название праздника - Пятидесятница .

    В Католичестве и Лютеранстве праздники Троицы и Пятидесятницы не совпадают: Пятидесятница, Сошествие Святого Духа празднуется также в воскресенье на 50-й день после Пасхи; Троица же празднуется через неделю, в следующее воскресенье.

    В Протестантизме именно Пятидесятница, сошествие Духа Святого на 50-й день после Воскресения Христова является великим торжеством. Например, конфессия евангелистов-пятидесятников празднует этот день не менее бурно, чем Пасху, и проводит обычно в этот день крещение Духом Святым неофитов в водоемах.

    Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Деяниях святых апостолов (Деян. 2:1-18). В пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2:2-4).

    В этот день в городе по случаю праздника находились иудеи из разных городов и стран. Услышав шум, они собрались перед домом, где находились апостолы, и, услышав, что внутри говорят на различных наречьях, пришли в изумление. Некоторые из них насмехались над апостолами и говорили: они напились сладкого вина (Деян. 2:13). В ответ на такую реакцию:

    Сво первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церквиисточник не указан 311 дней. В день Пятидесятницы была образована вселенская апостольская Церковь (Деян. 2:41-47).

    Соответствующий текст в католицизме молитва Veni Sancte Spiritus. Veni per Mariam.

    В Новом Завете прямо не упоминается, что Богоматерь была вместе с апостолами при сошествии Святого Духа. Традиция е присутствия на иконописных изображениях этого события основана на указании в Деяниях апостолов, что после Вознесения ученики Иисуса единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его (Деян. 1:14). По этому поводу епископ Иннокентий (Борисов) пишет: Могла ли в момент прихода Святого Духа не присутствовать та, что зачала и родила через Его посредство?.

    Как богословский термин харизма это 9 особых даров Святого Духа, излитых им на апостолов в Иерусалимском храме на празднике пятидесятницы. Эти дары: мудрость, знание и умение различать духов; вера, чудеса и исцеление; пророчества, глоссолалия и толкование языков.

    Троица обычно отмечается на пятидесятый день после Пасхи и на десятый день после Вознесения Господа Нашего Иисуса Христа. Об этом дне можно узнать из Библии. В этот день, примерно две тысячи лет назад(как считают историки в мае 30 года нашей эры) апостолы сидели в комнате, одного из иерусалимских домов на горе Сион. И вдруг раздался с неба шум и наполнил весь дом, и наполнились все апостолы Духом Святым и начали говорить на иностранных языках, которых раньше не знали. В Иерусалиме в то время было много паломников из разных стран, услышав шум, они поспешили к дому апостолов. Они были удивлены, когда услышали, что апостолы говорят на разных языках. Для каждого из них проповедь апостолов звучала на его родном языке. Настало время не только Бога Отца(который был во времена Ветхого Завета), не только Бога Отца и Сына(времена Нового Завета), а время Отца, Сына и Духа Святого.

    Праздник Святой Троицы , или Пятидесятница , является одним из главных христианских праздников, который отмечают на 50й день после Пасхи.

    Православная церковь относит его к так называемым двунадесятым праздникам, смысл которого в прославлении Пресвятой Троицы.

    Второе название Пятидесятница этот день получил потому, что Святой Дух сошл к Апостолам в 50й день Воскресения Иисуса Христа в виде огненных языков. Этим знамением Святой Дух дал понять, что у апостолов имеются сила и способности для проповедования учения Христа другим народам. В тот день многие люди уверовали в Иисуса Христа и приняли крещение.

    На этот праздник у православных христиан принято украшать дома свежими зелными веточками берзы и душистыми цветами.

Праздник Троицы имеет огромное значение в христианской традиции. Он отмечается на пятидесятый день после празднования Светлой Пасхи. В 2017 году Троица будет отмечаться 4 июня. И многих наверное интересует: «Что означает праздник Троица». Этот двунадесятый праздник неразрывно связан с тремя главными ипостасями – это Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух. Вот что такое святая Троица. От этого праздник и получил свое название.

Троица: история праздника

В церковной традиции принято отмечать день сошествия с небес Святого Духа на апостолов в Пятидесятницу. Празднование Святой Троицы приходится на следующее за ней воскресение. В настоящее время христианские учения говорят нам о том, что Бог Отец – это наш создатель, творец неба и земли, он сотворил все из ничего, создал мир из пустоты, затем послал на землю своего Сына Иисуса Христа, а потом и Духа Святого. Именно поэтому в храмах и в сердцах верующих людей происходит прославление Бога в его трех ипостасях. В Библии говорится о том, что благодать, которую даровал Святой Дух апостолам, пришла к ним именно в этот день. История происхождения праздника Троица насчитывает несколько тысячелетий и уже утратила свои традиции.

Как отмечается праздник Троицы

Троица празднуется три дня с соблюдением традиционных обрядов. Во всех храмах пол церквей украшают свежескошенной травой, иконы и храмовую утварь – веточками березы. Это символ животворящей силы Святого Духа. Зеленый в православии означает обновление. К этому цвету также приравниваются белый и золотой. Это день по-другому называют Зеленое воскресение. На Троицу проводится поминовение родственников. На следующий день после Троицы наступает Клечальный понедельник. Проводится утренняя литургия, после которой читаются молитвы на урожайный год, просят у Господа Бога помощи. Во вторник наступает Богодухов день. В это время на Руси освящалась колодезная вода, которая очищалась от злых сил. На улицах проводились народные гуляния с разными угощениями, хороводами, соревнованиями и играми.

В современных традициях перед празднованием Троицы, как и перед Великой Пасхой, очищают дома, готовят разные угощения на стол. Жилища и дворы украшают скошенной травкой, веточками березы и цветами. Особое внимание уделяют иконам, а также дверям и окнам, трава защищает от проникновения в дом нечистой силы. К сожалению, празднование Троицы в современном обществе утрачено, традиции утеряны, но праздник для верующих остается одним из самых значимых в году.

Теперь Вы знаете, что означает святая Троица, что это за праздник. Более детально про приметы и обряды, Вы можете прочитать

Весенние праздники в 2018 году будет завершать Троица. В России она отмечается 27 мая. По-другому такое торжество называется Пятидесятницей.

Праздник получил такое название, поскольку наступает на пятидесятый день после Пасхи.

Празднование Троицы – это один из самых красивых праздников в Православии. Она приходится на период между весной и летом – это праздник, который символизирует зарождение всего нового, новой жизни. После Троицы, начинается бурное цветение всех растений – деревья и цветы, всё вокруг приходит в обновление и духовный подъём.

Троица: что означает и почему мы празднуем ее

Троица относится к одному из величайших праздников в православии. Его отмечают в народе, а также признается в церкви. По важности он стоит на втором месте сразу после Пасхи. Он по традиции назначается по прошествии пятидесяти дней с момента Светлого Воскресенья. В Библии написано, что именно в этот день с небес на землю пришел Святой Дух. Вместе с ним прибыли Отец и Сын. Их встречали двадцать апостолов. Так было доказано единство Бога.

Факт. Бог дал благословение на строительство церкви для апостолов. Также такой день принято считать основанием православия.

Во время Пятидесятницы часто цветут цветы и деревья. Принято наряжать свой дом или квартиру ветками с листьями. Они должны обязательно приятно пахнуть, и тем самым напоминать о празднике.

В субботу перед Троицей поминают людей, которые по определенным причинам ушли из жизни. У священнослужителей по такому случаю есть специальный праздничный наряд. Из храма посетители могут взять траву, а после ее засушить и использовать как талисман.

Троица у славян

Славянский народ не сразу пришел к христианству. Много веков на территории современной России было язычество. По этой причине большинство сохранившихся традиций и религий имеют скорее славянскую основу.

До прихода религии на российские территории, здесь отмечался период, когда уходила весна и приходило лето. В этот день люди старались петь и веселиться, водили хороводы. Дома часто украшали в зелень, которая символизировала теплые поры года. Было поверье, согласно которому именно в это время на землю приходили мавки и русалки.

До того как Русь прошла через обряд крещения, праздновался Триглав. Это была славянская Троица. Учение говорило о том, что жили три Божества. Они управляли человечеством (Перун, Сварог и Святовит).

Традиции и обычаи

В России такой праздник принято начинать с уборки своего жилого помещения. За несколько дней до торжественного события хозяйки начинали выбрасывать мусор, вытирать пыль, избавляться от ненужных вещей. Важно было встретить лето, показать ему свой чистый и уютный дом. Такие действия поднимают настроение, заряжают позитивной энергией. Важно также украсить предметы и стены при помощи растений с приятными запахами. Это символ процветания и богатства.

С самого утра в день Троицы приятно в составе всей семьи посещать храм. В это время идет праздничная служба в церквях. После все расходятся по домам и устраивают праздничный обед. Раньше наши предки ходили друг к другу в гости. Так они весело проводили время, старались делать подарки и общаться.

За неделю до Пятидесятницы запрещено купание в озерах и реках. Предки верили в том, что в эти дни в воде встречались русалки. Они обычно заманивали к себе и могли больше не отпустить на волю. По этой причине было опасно купаться. Сегодня это осталось больше как традиция.

Как только наступал вечер, и немного темнело - народ сразу же отправлялся на гуляния. Они водили хороводы и пели песни, знакомились между собой, совершали ритуальные действия.

За несколько дней до начала праздника жители Руси могли устраивать ярмарки. На них они продавали нужные для дома вещи, травы и продукты. Часто именно на таких событиях знакомились будущие пары.

Традиции и обычаи

Наши предки, славяне, во времена язычества, отмечали праздник Зелёной недели, который праздновался между окончанием весны и началом лета, и многие обычаи и обряды пришли в современную жизнь ещё с тех времён. Дома, Храмы и монастыри на Троицу, устилали травами, полевыми цветами и ветками деревьев. Цветущими веточками украшали иконы, а те растения, которые находились в комнатах на Троицу, потом высушивались, и из них делались обереги, лечебные настойки и отвары. К примеру, высушенная полынь, зашитая в тканевый мешочек, могла служить защитой дома от проникновения злых сил. Перед самим праздником, хозяйки проводили тщательную уборку дома, готовили много вкусных, праздничных угощений, затем вносили в жильё травы и зелёные ветви. Эти растения будут олицетворять плодородие и урожайность года. С самого утра вся семья направлялась на службу в церковь, затем по возвращении, начиналась праздничная трапеза и угощение гостей. На Троицу запрещалась любая работа по дому либо в саду или на поле, и именно в этот день не позволялось купание на водоёмах.


В Троицу девушки гадали на будущее, плели венки и отправляли их по течению, чтобы узнать с какой стороны будет жених. Если венок прибивало назад к берегу, значит в этот год замужества не планировалось. А также существовал старинный, своеобразный обряд жертвоприношения, из языческих времён. Обряд заключался в том, что выходили в лес и украшали молодую берёзку, вплетали в её ветви ленты и цветы. Затем деревце срубали, и украшенную берёзу проносили по деревне, прося таким образом, урожая и благополучия. После этого ленты и цветы снимали и закапывали в землю, а берёзку топили в воде.

А также хорошим обычаем считалось сватовство на Троицу, после чего, свадьбу можно было назначать на Покров. Соблюдение этих правил, обещало молодым долгий и счастливый брак в благоденствии.

Приметы

Существовало поверье, согласно которому не стоило назначать на Троицу свадьбы. Считалось, что ничего хорошего не выйдет с такого торжества. Однако разрешалось свататься и знакомиться. Это был хороший знак. Если в такой период образовалась пара, то их союз часто был долгим и счастливым.

Важно. В не надо допускать плохих мыслей, не нужно никому завидовать и злиться. Такой знак не может привести ни к чему хорошему.

Есть примета, по которой дождь в Троицу означает слезы по умершим людям. Второе значение природного явления - в этом году будет обилие грибов и ягод, удастся урожай.

Святая Троица – один из самых главных христианских праздников. Он знаменует собой не только чудо явления Святого духа, но и появление христианской церкви, как таковой. В России Троица – особенно почитаема; она приходится на пятидесятый день после Пасхи, как раз на то время, когда природа входит в свой летний цикл и всё радуется обновлению и новой жизни.

Церковь. Начало

В один из жарких дней, уже после Вознесения Христа, апостолы собрались в одной из горниц Иерусалима. Тот день стал знаковым не только для них, но и для всей последующей христианской культуры и традиции. В этот день апостолы прошли инициацию Святым Духом «Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния святых апостолов 2:2-4). Таким образом, в этот день в Сионской горнице триединый Бог предстал в третьей своей ипостаси – Святого Духа, отсюда и название – Праздник Святой Троицы.

Пятидесятница в Ветхом Завете

Почему второе название праздника – пятидесятница? Всё дело в том, что именно на 50 день после Пасхи апостолы собрались в том самом доме на горе Сион, где проходила тайная вечеря. Собрались они там неслучайно. Была Пятидесятница, только ещё не христианская, а ветхозаветная. Этот день был 50 днём выхода евреев из Египта, когда Моисей получил скрижали с заповедями. Большинство апостолов были в Иерусалиме, что называется, не местными, но по завету Христа не могли уезжать из города. То, что обряд инициации апостолов Христа произошёл именно в этот день – глубоко символично. Именно так сформировалось триединство Отец-Сын-Дух, ставшее для любого христианина той самой Святой Троицей.

Нерабочий понедельник

До революции Духов день, следующий за Троицей, приходившейся на воскресение, был нерабочим днём. Патриархальное крестьянство считало, что в Духов день земля освящается, и поэтому особенно перекапывать её не нужно, на земле работать лучше уже завтра, на 3-й день Троицы. Вместо этого шли в храм, так как там могли испытать явление благодати Святого духа. Таким образом, это был нерабочий понедельник, в наше время представляющийся оксюмороном и это не могло не вызывать дополнительного уважения рабочего населения к христианскому празднику.

Цветы и цвета

Троица - невероятно красивый праздник. В этот день церкви по-особому украшаются. Прихожане приходят в храм с цветами. Интересно, что букеты цветов также несут в себе символику Троицы: белый цвет как символ Святого Духа, красный – символ крови Христа, голубой как символ Отца небесного. Зелёный цвет, который является доминантным на Троицу, символизирует собой жизнь и процветание.

Троица и семик

В России праздник Святой Троицы слился со славянским народным праздником семик, вобрав в себя много языческих обрядов, связанных, главным образом, с почитанием духов трав, деревьев и цветов. Поэтому на Троицу принято было украшать дома зеленью, водить хороводы вокруг березки.
В четверг перед Троицей пекли пироги, лепешки, курники, яичницы, лапшинники, варили похлебку из домашней птицы. Потом с этими кушаньями ходили в лес, расстилали скатерти под деревьями, ели и пили пиво. Выбирая ветвистую березу, молодежь разделялась на пары и завивала венки, не отламывая веток от дерева.В Троицын день опять шли в лес - развивать венки. Каждая пара, находя свой венок, судила о своем будущем счастье, которое зависело от того, увял венок или нет, поблек или еще зелен. Наложение традиций язычества и христианства делает Троицу особенным праздником.

Хождение в народ

Троица – праздник, который справляли всем миром. До революции Троица была днём «хождения царя в народ». Шел государь в наряде царском: на нем было «царское платно» (порфира), царский «становой кафтан», корона, бармы, наперсный хрест и перевязь; в руке - царский жезл; на ногах - башмаки, низанные жемчугом и каменьями. Венценосного богомольца поддерживали под руки двое стольников. Их окружала блестящая свита из бояр, разодетых в золотые ферязи. Процессия входила в Успенский собор. Впереди шествия стольники несли на ковре пук цветов («веник») и «лист» (древесный, без стебельков). Царский выход возвещался гулким звоном с Ивана Великого; звон прекращался, когда государь вступал на свое царское место. Начиналась праздничная служба. Женская часть двора на троицкой неделе приобщалась к народным традициям. Царевны с боярышнями увеселялись во дворце играми-хороводами. Для игр были отведены особые обширные сени. Здесь находились и приставленные к царевнам «дурки-шутихи», бахари, домрачеи и загусельники со скоморохами, все - кто должен был доставлять «потеху» и «затеи веселыя». Царевен увеселяли сенные девушки, «игрицы», которыми - вероятно - «игрались» те же самые песни, что раздавались в это время под березками над водою по всей Руси.

Не о быте

По народной традиции на Святую Троицу нельзя заниматься никаким физическим трудом, за исключением некоторой работы по обслуживанию домашнего хозяйства. Можно кормить и поить домашних животных, скот и птицу. Однако чистить, расчесывать и убирать, то есть делать "грязную" работу нельзя.
Также нельзя шить, стирать, резать, стричься, убирать дом, копать землю, сажать растения. Ни в коем случае нельзя косить траву, рубить деревья. Троица - праздник особенный. В дни троицкой недели наша связь с горним миром необычайно тонка, об этом говорит и православие и дохристианская славянская традиция. Это время, когда нам даётся шанс. Для христиан - шанс благодати Святого духа.

Троица. Иконы

Одним из первых в иконографии Троицы появился сюжет о явлении трех Ангелов Аврааму («Гостеприимство Авраама»), изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли».

Во втором тысячелетии возникает обычай дописывать сюжет «Гостеприимство Авраама» словами «Святая Троица»: такая надпись имеется на одной из миниатюр греческой Псалтыри XI века. На этой миниатюре голова среднего Ангела увенчана крестчатым нимбом: он обращен к зрителю фронтально, тогда как два другие Ангела изображены в трехчетвертном обороте.

Такой же тип изображения встречается на дверях храма Рождества Богородицы в Суздале (ок. 1230) и на фреске Феофана Грека из новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице. Крестчатый нимб указывает на то, что центральный Ангел отождествляется с Христом.

Известно, что иконографический вариант Троицы без праотцев существовал и до Рублева в византийском искусстве. Но все эти композиции не носят самостоятельного характера. Андрей Рублев не только придает изображению цельный и самостоятельный характер, но делает его законченным богословским текстом. На светлом фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Средний ангел возвышается над остальными, за его спиной изображено древо, за правым ангелом - гора, за левым - палаты. Головы ангелов склонены в молчаливой беседе. Их лики похожи, будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук, и все эти круги сходятся в эпицентр иконы, где изображена чаша, а в чаше - голова тельца. Перед нами не просто трапеза, но евхаристическая трапеза, в которой совершается искупительная жертва. Троица Андрея Рублева - это символическое изображение троичности Божества, на что указал уже Стоглавый Собор. Ведь и посещение Авраама тремя Ангелами не было явлением Пресвятой Троицы, а было лишь «пророческим видением этой тайны, которая в течение веков будет постепенно открываться верующей мысли Церкви». В соответствии с этим и в иконе Рублева перед нами предстают не Отец, Сын и Святой Дух, а три Ангела, символизирующие Предвечный Совет трех Лиц Святой Троицы. Символизм рублевской иконы в чем-то сродни символизму раннехристианской живописи, скрывавшей глубокие догматические истины под простыми, но духовно значимыми символами.


Троицкие храмы на Руси

Один из первых храмов на Руси был посвящен Троице. Его построила княгиня Ольга на своей родине, в Пскове. Деревянный храм, возведенный в X веке, простоял около 200 лет. Второй храм был каменным. По преданию, его заложил в 1138 году святой благоверный князь Всеволод (в крещении Гавриил). В XIV веке свод храма обрушился и на его основании возвели новый собор. Но до нашего времени и он не сохранился - сильно пострадал в 1609 году во время пожара. До настоящего времени сохранился четвертый собор, построенный на том же месте и по-прежнему носящий название Свято-Троицкого.

Собор Василия Блаженного, что на Красной площади в Москве, построен на месте Троицкого храма, возле которого стояло еще семь деревянных церквей - в память казанских побед освящены они были во имя тех праздников и памятей святых, когда происходили решающие сражения. В 1555-61 гг. на месте этих храмов был построен один каменный - девятипрестольный. Центральный престол освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а один из приделов посвятили Троице. До XVII века собор так и носил народное название Троицкого.

Пресвятой Троице посвящен и самый знаменитый русский монастырь - Троице-Сергиева Лавра . Поселившись на Маковце в 1337 году, преподобный Сергий построил деревянный храм во имя Святой Троицы . В 1422 году на месте прежнего деревянного храма ученик преподобного Сергия, игумен Никон, заложил каменный Троицкий собор. При его строительстве были обретены мощи преподобного Сергия. Расписывали собор знаменитые мастера Андрей Рублев и Даниил Черный. Для иконостаса был написан знаменитый образ Троицы ветхозаветной.

Во имя святой Троицы был основан Свято-Троицкий Марков монастырь в Витебске. Основание Маркова монастыря предположительно относится к XIV–XV векам. Существует легенда об основателе монастыря - некоем Марке, который уединился на принадлежащем ему участке земли и построил там часовню. Вскоре к нему присоединялись единомышленники по духу. Монастырь существовал до 1576 года, после был упразднен, а Троицкий храм превращен в приходской. Монастырь возобновлен в 1633 году князем Львом Огинским, в 1920 году закрыт. На его территории долгое время размещалась милиция и другие учреждения. Все здания, кроме Свято-Казанской церкви, были разрушены (в том числе Троицкий собор - один из лучших образцов деревянного белорусского зодчества). Казанская церковь в период Великой Отечественной войны была повреждена, однако затем частично восстановлена. Это единственная церковь в Витебске, которая в послевоенные годы не закрывалась. Главный престол храма освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, а боковой придел - в честь св. Сергия Радонежского. Монастырь возрожден в 2000 году.

В честь святой Троицы был основан Свято-Троицкий (Тройчанский) монастырь в г. Слуцке (Белоруссия). Время основания Свято-Троицкого монастыря неизвестно. Первое упоминание о нем датируется 1445 годом. Стоял монастырь близ города, ниже по течению реки Случь. Вокруг монастыря стали селиться люди, образовалось предместье Тройчаны, а улица от города к монастырю стала зваться Тройчанской. Монастырь имел грамоту польского короля, подтверждавшую его православный статут. С 1560 года при монастыре существует духовная школа, в которой изучались богословие, риторика, славянская и греческая грамматики. Известно и о маленькой библиотеке монастыря: в 1494 году было 45 книг. В 1571 году настоятелем монастыря был архимандрит Михаил Рагоза (ум. 1599 г.), будущий киевский митрополит. При монастыре открывается православная семинария, которой руководил до 1575 года бывший игумен Троице-Сергиевой лавры Артемий (? - начало 1570-х г.). В начале XVII века семинарии уже не было. Снова она возникает в XVIII веке. В Первую Мировую войну в монастыре был лазарет. Летом 1917 года строения монастыря, где жило 13 монахов и 13 послушников, передано Белорусской гимназии, настоятель, архимандрит Афанасий Вечерко, выслан. 21 февраля 1930 года монастырь закрыли, реликвии были переданы в музеи. Окончательно монастырские постройки разрушены в 1950-е годы. Впоследствии на его месте находился военный городок. В 1994 году на месте обители установлен памятный крест.

В 1414 году на берегу реки Нурмы, неподалеку от ее впадения в Обнору, на территории современного Грязовецкого района Вологодской области был основан Троицкий Павло-Обнорский монастырь. Основателем обители являлся ученик преподобного Сергия Радонежского - Павел Обнорский (1317–1429 гг.). В 1489 году монастырь получил от Великого князя Ивана III грамоту о наделении монастыря лесом, деревнями и освобождении от податей. Привилегии монастыря были впоследствии закреплены Василием III, Иваном IV Грозным и их преемниками. В монастыре строится соборный храм Троицы (1505–1516 годы). В середине XIX века в монастыре проживало 12 монахов. В 1909 году монастырь пострадал от сильного пожара. В огне расплавился крест, полученный преподобным Павлом от Сергия Радонежского. Перед революцией в монастыре проживало около 80 насельников. Монастырь закрыт в 1924 году по решению Грязовецкого уездного исполкома РКП(б). В 1920–30-е годы были разрушены Троицкий собор с прилегающими храмовыми постройками, колокольня и ограда. На территории монастыря размещались опытная педагогическая станция, школа, детский дом. В 1945 году открылся детский санаторий, затем областная санаторно-лесная школа. Возвращен РПЦ в 1994 году.

Во имя святой Троицы освящен Ульяновский Троицко-Стефановский монастырь. Расположен в селе Ульяново Усть-Куломского района Республики Коми. По преданию, обитель была основана в 1385 году святителем Стефаном Пермским (1340-е гг. - 1396 гг.) с целью распространения христианства на Верхней Вычегде. Но данное сооружение просуществовало недолго. По местным легендам, Ульяновский монастырь был назван в честь девушки Ульянии, которая, не желая попасть в руки врагу, решила утопиться в реке. Напротив этого места был построен монастырь. В годы советской власти Ульяновский монастырь был закрыт, а его имущество разграблено. Многие монахи были репрессированы. Полностью разрушен Троицкий собор, большинство хозяйственных построек находились в плачевном состоянии. Предметы, изъятые из Ульяновского монастыря, находились в Национальном музее Республики Коми. В 1994 году монастырь был передан РПЦ.

Во имя святой Троицы был основан Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в г. Костроме. Монастырь впервые в летописи упоминается в 1432 году, но основан, возможно, был гораздо раньше. Согласно общепринятой версии, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите (ок. 1283/ 1288 - 1340/1341 гг.) и принявшим в Москве крещение под именем Захария. В этом месте ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским (ум. 325/326 гг.), результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление на этом месте был основан монастырь. Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена. Вокруг располагались жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными. После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в середине XVI века. В этот период происходит бурное развитие монастыря. После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднен, а его ценности национализированы. На территории обители долгие годы располагался музей, часть экспозиции которого находится там и ныне. В 2005 году монастырь передан РПЦ.

Во имя Троицы был основан Стефано-Махрищский Свято-Троицкий монастырь. Расположен на реке Молокча в селе Махра Александровского района Владимирской области. Основан в XIV веке Стефаном Махрищским (ум. 14 июля 1406 г.) как мужской монастырь. С 1615 до 1920-х был приписан к Троице-Сергиевой лавре. Закрыт в 1922 году. Вновь открыт в 1995 году как женский монастырь.

Во имя святой Троицы в 1520 году был основан Троицкий Антониево-Сийский монастырь. Основал обитель преподобный Антоний Сийский (1477–1556 гг.). В допетровское время Сийский монастырь был одним из крупнейших на Русском Севере центров духовной жизни. Из монастырского книжного собрания происходят такие уникальные рукописи, как Сийское евангелие XVI века и иллюстрированные святцы. После революции старинные документы были у монахов изъяты и переданы в Архангельский областной архив, откуда в 1958 и 1966 годах перевезены в Москву (сейчас - в РГАДА). Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома от 12 июня 1923 года и решением президиума Архангельского губисполкома от 11 июля 1923 года. Территория использовалась для нужд трудовой коммуны, колхоза. В 1992 году монастырь передан РПЦ.

Во имя Троицы был освящен монастырь в Астрахани. История Троицкого монастыря в Астрахани начинается с 1568 года, когда царь Иоанн Грозный, посылая сюда игумена Кирила, повелел ему устроить в городе «Николы Чудотворца монастырь общий». К 1573 году игуменом Кирилом были выстроены: «храм Живоначальной Троицы, к которому была прирублена трапеза о шести сажень, да келарская о трех саженях, 12 келий, две погребицы с сушилами, глебня и поварня». Все постройки были деревянные. Ко времени кончины игумена Кирила в 1576 году им было выстроено в монастыре еще два деревянных храма: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Николы Чудотворца. Сам монастырь, первоначально именуемый Никольским, позже получил название Троицкого, в честь соборного храма Живоначальной Троицы. В 90-х годах XVI века новый игумен Феодосий занялся перестройкой монастыря из деревянного в каменный. 13 сентября 1603 года освящен был новый каменный Троицкий собор. Чуть позже к нему был пристроен придел в честь святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Кроме того, при игумене Феодосии были построены: каменная колокольня с храмом святителя Николы Чудотворца под ней и деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с приделом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В советские годы в обители было устроено архивохранилище, а святыни были преданы поруганию.

Во имя Троицы основан монастырь в г. Муроме Владимирской области. Монастырь основан во второй четверти XVII века (1643 год) муромским купцом Тарасием Борисовичем Цветновым, по мнению ряда краеведов - на месте так называемого «старого городища», где первоначально в период XI–XIII веков располагался деревянный кафедральный собор в честь святых Бориса и Глеба, а позднее существовал деревянный Свято-Троицкий храм. В 1923 году монастырь был закрыт. В 1975 году на территорию монастыря был привезен деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского из соседнего Меленковского района, являющийся памятником деревянного зодчества XVIII века. Открыт в 1991 году. Главной святыней обители являются мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, перевезенные из местного музея 19 сентября 1992 года. До 1921 года мощи почивали в городском Рождественском соборе.

Также во имя святой Троицы освящен Александро-Свирский монастырь, Зеленецкий-Троицкий монастырь, Клопский монастырь, Елецкий Троицкий монастырь, Белопесоцкий и Троицкий Болдин монастыри, монастыри в Казани, Свияжске, Калязине, Переславле-Залесском, Тюмени, Чебоксарах и других городах.

В честь святой Троицы основаны обители в Сербии, Грузии, Греции, Палестине, Финляндии, Швеции.

В честь Троицы освящен храм в Великом Новгороде. Храм датируется 1365 годом. Построен по заказу новгородских купцов, торговавших с Югрой (Приуральем). Наибольший ущерб церковь Троицы получила во время Великой Отечественной войны. Наряду с другими памятниками новгородского зодчества была отреставрирована в 1975–1978 годах, хотя фактически работы продолжаются до сих пор.

Также в честь Троицы освящена церковь Духова монастыря в Великом Новгороде. Церковь Троицы с трапезной палатой построена около 1557 года по заказу игумена Ионы. Она расположена почти в центре территории монастыря. На первом этаже трапезной располагались поварня, хлебня и два квасных погреба; на втором этаже - трапезная и келарская. Церковь серьезно пострадала во время шведской оккупации 1611–1617 гг., а также от сильного пожара, случившегося в 1685 году.

Во имя Троицы Живоначальной освящен храм в Москве - в Полях. Впервые упомянут в 1493 году в Воскресенской летописи. В 1565 году была построена каменная церковь. В 1639 году рядом с каменным Троицким храмом с приделами Николы Чудотворца и Бориса и Глеба, выстроенным боярином М. М. Салтыковым (двоюродный брат царя Михаила Федоровича), был выстроен деревянный храм в честь Сергия Радонежского. Церковь Троицы была разрушена в 1934 году. Быстрота сноса не позволила провести детальное исследование памятника архитектуры. На ее месте был разбит сквер, на место трапезной был поставлен памятник первопечатнику Ивану Федорову.

Во имя Троицы освящен храм в Никитниках (Москва). Еще в XVI веке здесь существовала деревянная церковь во имя святого мученика Никиты (ум ок. 372 г.). В 1620-е годы она сгорела, и по заказу жившего рядом ярославского купца Григория Никитникова в 1628–1651 годы был сооружен новый каменный храм во имя святой Троицы. Источники упоминают о строительных работах в 1631–1634 и 1653 годах. Южный придел храма был посвящен Никите Мученику, в него же была перенесена чтимая икона этого святого из сгоревшей церкви. Он служил усыпальницей храмоздателя и членов его семьи. В 1920 году храм был закрыт для богослужений и в 1934 передан в состав Государственного исторического музея. В 1991 храм вернули РПЦ.

Жуковцы Винницкой области. Белокриницкие приходы в Румынии в , с. Пашкань (Румыния) и г. Васлуй также отмечают храмовый праздник.

Община Русской Древлеправославной Церкви в (Румыния) отмечает сегодня храмовый праздник.

Много и поморских храмов посвящены Святой Троице: в