Христианские татуировки и их значение. Татуировки и Православие

Человек, по замыслу Господа, – двухсоставное существо. У него есть духовная нематериальная субстанция – душа и материальное тело. Тело также является сонаследником души в Царствии Божьем – в новом горнем граде Иерусалиме (см. Откровение святого Иоанна Богослова, 21-я гл.).

Ведь нынешняя смерть, которая разлучает душу и тело, – еще не конец. На Страшном Суде, когда Господь наш Иисус Христос вместе с ангелами и святыми угодниками будет судить каждого из нас, мы явимся пред Богом во всей полноте своего естества, то есть не только духовно – душой, но и телесно. Мертвые, например, воскреснут таким образом, что составы и члены их соберутся, в них войдет душа, и человек в полной своей природе предстанет перед Судом Божьим (см. Книгу пророка Иезекииля, 37:1–14). И также душевно-телесно он после окончательного над ним Страшного Суда войдет на веки вечные либо в ад, либо в рай.

Потому Церковь очень тщательно и благоговейно всегда относилась к телу как сонаследнику души в вечной будущей жизни восьмого дня. Отсюда такое трепетное отношение к телесам покойников в православном чине погребения усопших. Потому Церковь столь негативно относится к кремации.

Нежелательны также противоестественные украшения тела: татуировки, пирсинг, покрытие ногтей лаком, макияж и покраска волос. Ведь человек – образ и подобие Божье. Господь изначально создал его прекрасным самодостаточным микрокосмом – целой Вселенной. Потому излишне «моифицировать» свое тело – это, конечно же, сомнительная практика. Мы будто бы не доверяем Богу и строим в гордыне собственную вавилонскую башню, пытаясь исправить Создателя. Подобное поведение ни к чему хорошему не может привести.

Это не исключает естественного ухода за своим телом и лечения болезней, например инвалидности.

Кроме того, зачастую молодой парень или девушка не понимают истинного смысла татуировок – их исторического значения. В древнем языческом мире, где полиграфических технологий не было, татуировки могли в том числе быть чем-то вроде печати или паспорта. Они несли информацию о человеке: принадлежность к определенному племени, клану, роду, социальному положению.

Здесь есть и еще один подтекст. Современный молодой человек иногда воображает, что татуировка – своеобразный символ его личной свободы. Но в языческом мире (откуда ее истоки) – это символ прямо противоположный. Там татуировка – это зачастую символ подчинения, знак принадлежности кому-то или чему-то. Так, например, и сейчас происходит в замкнутых субкультурах типа армейских подразделений или бандитских формирований.

Порой человек, нанося татуировку, даже не задумывается о том, какой информационный смысл несет тот или иной символ. Ведь татуировка – не просто украшение, она зачастую имеет философскую или религиозную подоплеку. И человек, бегущий от реальности в вымышленный мечтательный мир (куда он зачастую пытается «втащить» и свое тело, в том числе и с помощью татуировок), может, сам того не понимая, возрождать и неоязычество, а вслед за ним (если назвать вещи своими именами) идолопоклонство и служение бесам.

Тем более это страшно для православного христианина. Так как святой первоверховный апостол Павел сказал о нас, православных христианах: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3:16). То есть мы – живая церковь, храм. Каждый из нас.

У православного христианина есть одна принадлежность – ко Христу. И символом этого издавна является нательный крестик на шее. Такого человека и Бог благословляет, и святой ангел оберегает. А у татуированного все может быть диаметрально противоположно. Тем же, кто нанес на тело откровенно языческие татуировки, конечно же, стоит исповедоваться в этом грехе, и Господь обязательно простит их и восстановит утраченную духовно-телесную гармонию.

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Можно ли делать татуировки на теле?

Вопрос:

В Ветхом Завете встречается место, где говорится о запрете нанесения на тело изображений и надписей (в книге Левит). Можно ли этот отрывок соотнести с нынешней татуировкой? То есть, является ли она грехом? И есть ли еще места в Библии, где об этом говорилось бы?

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

«Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев.19:28). Запрет этот повторяется еще дважды: Лев.21:5; Вт.14:1. В приведенном стихе, действительно, воспрещается наносить на тело изображения накалыванием или втиранием красок, как это было распространено у языческих народов. Отношение к телу в богодухновенной ветхозаветной религии принципиально отличается от язычества. Чудесная связь тела, души и духа образует единого человека, сотворенного по образу Божию.

Добродетели приносят благо не только душе, но и телу: «Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей» (Притч.14:30). Человеческое тело свидетельствует о премудрости и всемогуществе Творца. Библия говорит о поврежденности человеческого естества грехом, но о теле, как создании Божиим, не высказывает ни одного пренебрежительного слова. Платон называл тело «темницей души», а св. апостол Павел говорит о «искупления тела нашего» (Рим.8:23). Поэтому Моисеев закон запрещал перенимать языческие обычаи. Специальное уродование тела, созданного Богом, является оскорблением Господа. «Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:20).

Православие.Ru

Просмотрено (18128) раз

Татуировки религиозного характера достаточно неоднозначно воспринимаются Священным писанием, а также верующими людьми. Однако часто можно встретить образы, имеющие прямое отношение к Христианству. Например, лик Иисуса Христа , крестики , молитвы , отсылки к Библии. Причем не всегда такого рода татуировки делают религиозно настроенные люди. Зачастую их можно встретить на коже заключенных, причем, не всегда они наколоты в дань уважения.

Христианство как мировая религия

Христианство по праву относится к одной из самых распространенных религий. Основана она на учениях Иисуса Христа, которые записаны в Священном писании. Причем личность автора Библии считается историчной. По области распространения и количеству верующих христианство считается крупнейшей мировой религией. Существует три ветви: протестантизм, католицизм и православие . Своему рождению христианство обязано Палестине. Однако в первый раз государственной религией его официально приняли в Великой Армении.

Лик Иисуса в груди - христианская татуировка

Христианство – монотеистическая религия. В ней встречается образ единого Создателя. При этом упоминается, что существует три ипостаси Бога: Бог отец, Бог сын и Святой дух. Христианские татуировки, фото которых есть в свободном доступе, могут изображать Иисуса Христа. Его образ достаточно популярен в среде христиан, желающих сделать татуировку.

Христианская татуировка: крест надписью на предплечье

Отношение духовенства к татуировкам

Многие религии крайне негативно относятся к любым татуировкам. По ряду причин духовенство не приемлет разукрашивание своего тела. Следует отметить, что в Библии не так много упоминаний о татуировках. Это связано с тем, что украшением тела с помощью росписи занимались в основном язычники . Это и является основным аргументом духовенства.

Христианская татуировка молящегося на плече

А вы знали? Мусульманство также крайне негативно относится к появлению татуировок у верующих. Одно из объяснений основано на том, что образ Аллаха нельзя упоминать в уборных. Поэтому при наличии на теле украшений с именем Всевышнего необходимо их снять. Понятно, что рисунок с тела смыть сложнее. Христианские татуировки, значение которых каждый выбирает сам, также не особо поощряются церковью.

Христианская татуировка: крест и руки молящегося

Почему церковь не приветствует татуировки?

Существует несколько вариантов, почему согласно Библии, запрещены христианские татуировки. Эскизы можно найти в интернете, но сначала лучше ознакомиться с мнением духовенства:

  • Отсылка к книге Левит. Перефразируя ее, можно сказать, что Бог был против украшения своего тела в знак скорби по погибшим. Причиной этого запрета может служить время, в которое и писались Священные книги. К примеру, многие племена язычников не стеснялись в украшении тела краской, татуировками. Иногда, в знак горя, варвары могли наносить себе вред, делать порезы, раны. Чтобы не уподобляться им в прочем, нельзя следовать за ними и в этой традиции;
  • Украшение себя также противно истинному христианину. Все-таки Бог создал человека именно таким, по образу и подобию своему. Поэтому попытки внести изменения, которые сложно обратить вспять – это кощунство. При этом, большинство делает татуировку именно по причине недовольства своей внешностью. Или же владелец изображения желает привлечь к себе чье-то внимание, что также противоречит самим основам христианства.

Узорный крест - христианская татуировка

Варианты татуировок

Выше перечисленные причины не указывают на то, что человек, который решил сделать татуировку в знак своего искреннего отношения к вере, грешник. Прямых запретов на украшение себя рисунками нет. Поэтому христианские татуировки достаточно популярны. Всевозможные вариации крестиков считаются одной из самых распространенных татуировок на религиозную тематику. При этом она может нести ряд значений:

  • Обозначение отношения к конкретной религии;
  • Желание всегда иметь при себе крестик;
  • Символ добра и альтруизма;
  • Защита от злых сил. Ранее считалось, что место, на котором находится крест, оберегается от ран противника.

Другие варианты, не относящиеся к христианству достаточно разнообразны. К примеру, крест может обозначать крах надежд, или служить напоминанием о законченном деле. Но основной символ креста – честь, доблесть, сила . Человек, выбирающий из многообразия эскизов тот, в котором присутствует крест, либо обладает этими качествами, или же хочет их развить в себе.

Распятый Иисус Христос - христианская татуировка

В знак веры у меня есть небольшая татуировка в виде православного крестика на запястье . Я знаю, что я не совсем эталон религиозности, частенько грешу, да и к татуировкам Бог вряд ли относится положительно. Но мне так легче. Татуировка маленькая, не вычурная, очень скромная.

Мария, Нижний Новгород.

Христианская татуировка руками молящегося и крестом

Места нанесения татуировок

Такого рода татуировки лучше всего наносить на область, выше талии. Также не рекомендуется набивать изображение в интимной зоне . Образ Иисуса, цитаты из Библии, сценки из Писаний могут занимать много места, поэтом их предпочитают наносить на спину , область груди, предплечье. Небольшие татуировки можно легко расположить практически везде. К примеру, многие девушки любят делать татуировку на запястье или шее.

А вы знали? Татуировку с изображением Иисуса, крестов очень любят заключенные. В ряде случаев это отсылка к тому, что они действительно встали на путь исправления, раскаиваются в прошлом, хотят вернуться в мир новыми людьми. Однако есть еще категория оскорбительных татуировок. В них божественные образы выступают тем, что заключенный высмеивает. Это обозначает, что власть Бога для него ничего не значит.

Монашка с крестом в руках - христианская татуировка

Такого рода татуировки предполагают особую манеру зарисовки. К примеру, их делают черно-белыми , или в нескольких неярких цветах. Также подбирают лаконичные эскизы.

На моей татуировке изображен крест. Большой, массивный, выполненный под старину. Находится он прямо под левой грудью Средний рейтинг: 5 из 5 .

1 октября - всемирный день тату. О том, можно ли с наколками участвовать в таинствах Церкви и бывают ли православные татуировки, - руководитель епархиального отдела по сотрудничеству с пенитенциарной службой, настоятельхрама святого праведного Иоанна Кронштадтского в городе Кировское протоиерей Георгий Цыганов.

Тату как ритуал

Церковь относится к татуировкам несколько отрицательно. Татуировки известны с древних времён. Есть мнение, что первая татуировка появилась случайно. У какого-то человека была рана, туда попала грязь и там осталась. Такие «татуировки» есть сейчас практически у всех шахтёров, которые работают под землёй. В надрезы попадает угольная пыль, и остаются отметины.

В древние времена татуировки носили различный смысл. Во-первых, информационный: видя определённую татуировку, человек понимал, из какого рода, племени его собеседник, в каком он находится статусе. Второе значение было мистическим: человек пытался применять её как амулет, думая, что именно эта татуировка будет его защищать от каких-то болезней. Третье значение было ритуальным, магическим: это татуировки, которые делали себе жрецы, вожди.

В Ветхом Завете мы встречаем запрет на использование таких татуировок. Книга Левит говорит: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь (Бог ваш)» (Лев. 19:28). Книга Второзакония также запрещает их: «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов [на теле] [вашем] и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем» (Втор. 14:1). То есть у языческих племён были такие обряды в память об умерших. В Пятикнижии Моисеевом даётся прямой запрет этого, чтобы еврейский народ не следовал варварским традициям, которые вели за собой ритуальные убийства и прочие мерзости.

Наколки на Руси

Сегодня у нас в стране наколки ассоциируются с криминальным миром. Исторически на Руси так сложилось, что простые люди их не делали. Татуировки были распространены в Европе среди моряков. Отправляясь в море, они выбивали на себе кресты и иконы, думая, что это будет их оберегом. У нас наколки не были распространены вплоть до конца XIX века. В царские времена их набивали крепостным и каторжным. Определённые символы означали, что человек находится на каторге. В случае побега его таким образом можно было вычислить.

Лишь в советское время в криминальных кругах стала распространяться культура наколок. В 1990-е годы, когда советская власть отошла в небытие, криминальный мир сильно изменился. «Воры в законе» перестали иметь ту власть, которая у них была. И сейчас наколки уже не несут определённого подтекста. Люди стали набивать их, чтобы выделиться, показать свою свободу родителям или обществу. Обыкновенная гордость, желание чем-то отличиться от других, когда нет никаких личных достоинств.

Вождь народа маори Тутуреи Карева, конец XIX - начало XX века

Факты о татуаже:

  • В Древней Японии человек с татуировкой был персоной нон грата: его изгоняли из семьи и общества, обрекая на полную изоляцию. На теле преступников татуировки делались обычно на видном месте и могли даже рассказать, в какой тюрьме они отбывали наказание.
  • В японской провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867 гг.) в качестве наказания за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб, за второе - дугообразную, а за третье - ещё одну. В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ - «собака». И по сей день человеку, имеющему на теле рисунок, запрещено работать в государственном учреждении, купаться в общедоступных местах.
  • В древнем Китае одним из пяти классических наказаний тоже была татуировка на лице. Также метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег. По сей день в местах лишения свободы по всему миру существует сложная система тюремных татуировок, которые на всю жизнь запечатлевают на человеке историю его преступлений и отбывания наказаний.
  • Древние греки и римляне также использовали тату для подобных целей, помечая рабов. Эту практику возродили испанские конкистадоры в Мексике и Никарагуа.
  • Женщины племени майя наносили татуировку на лицо, что считалось признаком низкого происхождения.
  • Слово «тату» - заимствование из полинезийских языков. Так называли наколки на теле дикие племена, обитавшие на островах Полинезии. Впервые такой способ «украшения» научно описал во время своего путешествия вокруг света английский мореплаватель Джеймс Кук в 1773 году. Он воспользовался словом из языка аборигенов, так как в европейских языках подобного понятия не было.
  • Из своего путешествия Джеймс Кук привёз не только заметки, но и «Великого Омаи» - полинезийца, сплошь покрытого тату. Появление такого чуда вызвало в европейских городах сенсацию. Ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия «знатного дикаря».
  • Именно из бродячих цирков мода на татуаж пошла в массы. Поскольку аборигенов не всегда можно было достать, наколками расписывали себя сами циркачи. Так, в начале XIX века некая леди Виола щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая восторги толпы и зарабатывая на этом деньги. Параллельно в том же XIX веке рабочие артелей стали наносить пигментные знаки себе на тело для обозначения своего братства, а моряки - в память о путешествиях.
  • Во время Первой Мировой войны в Великобритании татуировкой «D» метили дезертиров.
  • Татуаж практиковался в эсэсовских дивизиях. Основной темой в татуировках солдат Третьего Рейха была нацистская символика. После капитуляции гитлеровской Германии союзники легко отлавливали эсэсовцев при помощи внешнего осмотра.
  • Ислам запрещает абсолютно любые татуировки, даже религиозного содержания.
  • В Древнем Израиле татуаж как часть одного из языческих ритуалов был прямо запрещён одной из заповедей: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь (Бог ваш)» (Лев. 19:28, также и Втор. 14:1). Этого предписания Библии иудеи и христиане придерживаются и сегодня.

Почему Церковь против тату?

В наше время набивают татуировки с ликами Христа, Богородицы. Люди, которые не имеют отношения к криминальному миру, думают, что это будет своего рода их талисманом. Церковь негативно относится к этому. Господь создал человека совершенным. Пытаясь дополнить чем-то это совершенство, мы берём на себя миссию Бога - пытаемся показать, что мы лучше Него знаем и больше умеем. В основном те, кто делают наколки, имеют желание показать себя, отличиться.

Коптская девочка с татуировкой в виде креста на запястье. Фото: Б. Арманж / Associated Press

Позволительны ли наколки в виде креста или иконы?

У христиан на Востоке есть традиция наколок. В Африке и странах Ближнего Востока христиане набивают себе на руке небольшие кресты. Они живут в постоянной опасности. Мусульманский мир очень агрессивно относится к христианам. Нанося на себя такое крестное знамение, христиане показывают твёрдость своей веры, готовность идти со Христом даже на смерть. В случае смерти этот знак поможет тому, чтобы их похоронили по-христиански.

Это отличается от наших зоновских традиций выбивать кресты во всю спину - там набивается небольшой крестик, который прячется где-то под одеждой, наподобие нашего нательного креста. Окружающие люди его не видят, если мы специально его не выставляем напоказ. В то же время мы знаем, что этот символ нашей веры всегда с нами.

В XII веке вторгшиеся в Египет арабские завоеватели начали насильно обращать христиан в свою религию. Одной из форм сопротивления этому стало то, что христиане-копты стали делать себе татуировки на внутренней стороне правого запястья - изображение креста. Так как ислам прямо запрещает татуировки, а наколотое изображение креста невозможно удалить, насильственное обращение в мусульманство для коптов стало невозможным.

Прошло уже много столетий, но напряжённость в отношениях между христианами и мусульманами на Востоке не исчезла. Христиане до сих пор накалывают себе крест на руку, выражая этим готовность принять мученическую смерть за Христа и отказ обратиться в ислам.

За все наши действия мы будем нести ответ. Я встречал очень много людей, которые, особенно в армии, делали себе такие наколки. Потом, приходя к вере, они стеснялись этой наколки и не хотели, чтобы окружающие люди видели её. Выводить её - очень болезненный процесс, немногие на это шли. Человеку, который только приходит к Богу и хочет сделать себе наколку, я бы советовал поразмыслить, насколько ему это нужно. Любой браслет, медальон мы можем снять. Сегодня он мне нравится, а завтра уже нет. Наколку человек снять не сможет. Выжигать её - очень больно.

Православные символы в криминальной культуре

Нужно учитывать и специфику наколок в нашей культуре. В криминальном мире тоже есть традиция набивать кресты и иконы. Эта традиция имеет свой подтекст. Сегодня человек не всегда знает, что означает его наколка, какой смысл она несёт. И он может оказаться в ситуации, когда ему расскажут про его татуировку то, чего он не знает.

Так, изображение куполов пошло ещё с 1930-х годов. Купола означают, что человек сидел. Их количество показывает, сколько ходок было у него на зону. Бывает, что купол один, но на барабане изображается несколько окон. В этом случае количество ходок показывает их число. Кресты, если их накалывают на кисти рук, также обозначают количество ходок.

Кресты на куполах тоже имеют свой смысл. Если купол с крестом, это означает, что заключённый отсидел в тюрьме от звонка до звонка - с момента, как его посадили, и до последнего дня приговора, без условно-досрочного освобождения, которое даётся за хорошее поведение. Если окно на куполе тёмное, это означает, что человек был в карцере - камере-одиночке. Для людей, которые никогда не были в тюрьме, эти изображения ничего не значат. А для заключённых это значит, что человек идёт на открытый протест против власти, и за это противление он попал в карцер. Соответственно, повышается авторитет этого человека в определённых воровских кругах.

Иконы Христа обычно осуждённые выбивают в качестве оберега. Часто это бывает, когда заключённый только начинает приходить к вере. Он начинается задумываться о духовных вопросах. Такой наколкой он показывает своё раскаяние. Это начало его пути к Богу. Необязательно этот путь закончится воцерковлённостью. Такая наколка может означать, что человек пришёл к вере в тюрьме.

Любой оперативный сотрудник милиции обязательно проходит инструктаж по распознаванию наколок. Раньше в воровском мире очень сильно была распространена традиция татуировок перстней на пальцах и тому подобное, которые выставлялись напоказ, ведь руки не спрячешь. Часто на пальцах крестами обозначалось количество ходок. Но иногда их накалывают и как оберег.

Татуировки икон Божией Матери тоже имеют неоднозначный смысл. Их делают осуждённые в качестве оберега, они могут быть знаком раскаяния человека. Подтекст такого изображения, который пошёл ещё с советских времён, - человек в юном возрасте встал на воровской путь. Человеку нужно подумать, что несёт та или иная татуировка кроме того смысла, который он хочет в неё вложить.

Бывали случаи, когда кто-то, решив хвастнуть перед друзьями, дерзко себя вёл, делал себе наколки, потом попадал в тюрьму за хулиганство, а там ему рассказывали, что он не имел права носить определённые наколки - не достиг ещё такого «уровня» в криминальном мире. И такого человека в тюрьме наказывали сокамерники: выжигали татуировки.

Раковое образование на месте татуировки

Опасность татуировки - то, что обычно замалчивают или приуменьшают тату-салоны

Яд под кожу

В красной краске, используемой для тату, содержится ртутный сульфид, в других оттенках - титан, хром, свинец и кадмий. Самой опасной считается синяя краска. В её состав входят кобальт и алюминий. Не менее опасные яды - парафенилендиамин и мышьяк, которые входят в состав чёрных чернил. Последний компонент легко может спровоцировать рак, а все остальные отравляют организм и приводят к поражению мышечной ткани. Пигменты, используемые в тату-салонах, не контролируются органами здравоохранения.

Смерть на конце иглы

С помощью иглы для тату тысячи людей заразились ВИЧ, гепатитом В и С. Очень многие вирусы не убиваются кипячением или другими видами стерилизации.

Рак, которого могло не быть

Его вызывает не только мышьяк, входящий в состав краски. Очень многие стремятся при помощи тату скрыть родинки и другие дефекты кожи. Между тем, делать это категорически запрещено. В принципе, не только родинка, но и любая тату под воздействием ультрафиолетовых солнечных лучей может спровоцировать рак кожи.

Согласно исследованию, проведённому в Европе, с негативными последствиями татуировок столкнулась одна треть клиентов салонов и частных мастеров.

Татуировку невозможно вывести бесследно. Даже при удалении лазером остаются шрамы. При удалении другими средствами размер шрамов будет больше размера сводимой татуировки в силу разрушения кожного покрова. Фактически, свести татуировку - значит лишиться фрагмента собственной кожи.

Можно ли с татуировками участвовать в таинствах Церкви?

Наколка не может ни приблизить человека к Богу, ни отдалить от Него. Никаких препятствий для участия в таинствах нет. В тюрьмах, которые я окормляю, очень много людей с наколками. Они у них есть, и с этим уже ничего не сделаешь. Там не поймут, почему татуировки осуждаются. Бывает наоборот - осуждённый набивает икону Спасителя или Божией Матери в знак того, что он встал на путь исправления. Возможно, эта наколка даже в чём-то ему поможет.

Если человек никогда не попадал на зону, но имеет тату, не будет лишним сказать на исповеди о том, что было у него по молодости желание выделиться, и он сделал наколку. Часто это одно из проявлений гордости, и исповедь поможет священнику найти правильный подход к человеку.

Может ли человек с тату быть священником?

Да, может. У нас даже есть пример татуированного священника - Иван Охлобыстин. Но наколка может в дальнейшем осложнять жизнь. У нашего народа очень сильно убеждение, что если у человека есть наколки, значит, он принадлежит к криминальному миру. Священнику, если у него есть татуировка на каком-то открытом месте, это может очень сильно мешать в общении с людьми. Кто-то отнесётся равнодушно, но многих это настораживает.

На священника обычно смотрят как на какого-то идеального человека, в котором всё должно быть прекрасно. Люди часто не хотят принимать во внимание, что он такой же человек, как и остальные, поэтому священника с наколками могут ждать различные неприятности. Хотя от Бога его это никак не отдалит.

Беседовала Мария Цырлина

Чаще всего татуировки отражают внутренний мир того или иного человека: то, что ему близко, то, во что он верит. Рисунок на теле это наш внутренний мир или его часть, который мы не стыдимся и не боимся показать людям. Религия всегда была огромной частью жизнью человечества во всех странах и на всех континентах. Религиозные татуировки, значение которых варьируется в зависимости от конфессии, могут рассказать много о владельце и являются дополнительным столпом веры, на который опирается человек, носящий их.

Религиозная татуировка: девушка с розой

Религиозные татуировки в католицизме: откуда это к нам пришло?

В католической средневековой Европе религии предавалось большое значение: она была совестью народа с низкими моральными устоями и причиной многих войн и крестовых походов. Священники, которые несли слово религии, часто ставили на себе клеймо в форме креста, как знак вечного служения Богу. Но клеймили они не только себя: например, во времена Святой Инквизиции, церковь ставила клеймо на тех, кто подозревался в колдовстве, а также на девушках лёгкого поведения.

В настоящее время очень много верующих, которые при помощи татуировки хотят отдать дань своей религии. Наиболее популярные изображения:

  • Чётки, розарий
  • Кресты
  • Изображение Иисуса в терновом венце
  • Сцены из Библии
  • Тексты молитв
  • Изображение Мадонны

Считается, что жители Латинской Америки очень набожные, и именно среди представителей этого этноса можно встретить людей с татуировками Мадонны во всю спину или розарием на запястье.

На этой тату изображено сердце, обмотанное колючей проволокой и Иисус

Татуировки в иудаизме: кошерно ли это?

Татуировки в иудаизме считаются таким же неправильным делом, как есть свинину, работать в субботу или нарушать одну из самых важных заповедей Торы, однако это запрещено в ортодоксальной среде евреев. Более светские представители иудаизма или люди, относящие себя к евреям, не соблюдающим традиции, могут позволить себе сделать татуировку, относящуюся к их религии и культуре. Самые распространённые из них это надписи на иврите из Торы, звезда Давида, менора изображения других атрибутов иудейской культуры.

Иисус на руке парня

Татуировки в исламе

Религиозные татуировки в исламе, эскизы которых могут варьироваться от флага арабской страны до цитаты из священного Корана, не запрещены религией, но и не разрешены. Поскольку насчёт изображений на теле «в официальных» источниках никакой информации нет, то каждый сам для себя решает, делать подобную татуировку или не делать. Однако многие патриотически настроенные мужчины накалывают такие рисунки, как полумесяц, или записывают на теле суры из Корана. Однако, мы бы не спешили относить этих представителей арабского мира к правоверным мусульманам. Возможно, подобная татуировка, как и иудеев, является лишь данью родной культуре.

Иногда религиозная татуировка может выглядеть так

Самые татуированные религии

Буддисты, кришнаиты и другие представители восточных философий делают религиозные татуировки, фото которых очень много в сети, гораздо чаще и больше, чем представители других религий. Восточная философия это не просто вера, но также стиль жизни, и когда ты этим живёшь, открыто говоришь об этом, когда религия присутствует в каждом дне, часе и минуте и становится частью тебя, тогда ты решаешься нанести на своё тело изображения, которые имеют для тебя особый смысл.

Я – кришнаит, это стало не только моим образом жизни, но и смыслом. Ещё до знакомства с Кришной я увлекался татуировкой, но сейчас всё, что я делаю на своём теле, не бессмысленно, а очень дорого и важно для меня: у меня есть татуировки любимых мантр и, конечно, татуировка с именем моего наставника. И я точно знаю, что буду продолжать делать татуировки со смыслом и дальше. Ведь начав раз, сложно остановиться)

Андрей, Москва

Религиозная татуировка в виде трех крестов с распятым на одном из них человеком

Важно! Если вы хотите сделать себе татуировку на хинди или другом языке, которым не владеете и с письменностью которого не знакомы, постарайтесь несколько раз проверить то, правильно ли сделан эскиз.

Языческие татуировки: какими символами украшали себя древние кельты и викинги?

Языческие племена скандинавов, бравые викинги, кельты и англо-саксы верили в разных богов, но проявляли единодушие в веру стихий и силу символов. Например, викинги украшали своё тело татуировками различных рун, в зависимости от их значения, которые приносили им удачу в боях, победу над врагами, придавали храбрости и сил в жестоких сражениях. Кельты были более миролюбивым народом, но стремились к познанию окружающего мира через силы природы и стихий. У них также были свои священные символы, которые до сих пор пользуются популярностью у нео-язычников: триквер или так называемая триада, символы луны, месяца и солнца, а также собственная письменность.

В настоящее время среди молодёжи популярны татуировки как символ своего рода и корней, с изображением рун и славянских божеств, коловрата, солнца и древних, как сам мир, богов и богинь.

Религиозная татуировка Звезда Давида

Татуировки племён Африки и Южной Америки

На самом деле, язычество это не только древние славяне, скандинавы и кельтские народы: племена Африки, Австралии и индейцы также могут называться язычниками, так как придерживаются политеизма. В основном они украшали свои тела татуировками, которые больше походили на орнамент и отображали их верования: они верили в то, что они принесут им удачу в охоте, повысят их ловкость и выносливость.

А вы знаете? Татуировки индейцев, которые на первый взгляд могут показаться обычными картинками - олени, стрелы, луки, треугольники и многое другое - на самом деле являются их древним алфавитом, а эти картинки – своеобразная письменность, которая способна рассказать увлекательную историю.

Религиозная татуировка в виде рук молящегося

Я приверженец язычества и давно хотел себе сделать татуировку, которая бы приносила мне удачу, придавала сил и в то же время напоминала мне о моей вере. Для меня это очень личное, и я сделал её в укромном месте. Не хочу говорить что это за изображение, но я чувствую, как изменилась моя жизнь. Языческая татуировка, эскиз которой я нарисовал сам, в принципе не может работать иначе. Это не просто рисунок на теле, это оберег.

Даниил, Липецк

Видео: обзор религиозных татуировок

Татуировки — просто мода или нечто гораздо более серьёзное? Может ли христианин сделать себе тату, если очень захочет? Размышляет протоиерей Александр Авдюгин.

Татуировки в жизни христианина

Любители татуировок, видя моё их неприятие, тут же контратакуют: мол, на своего Охлобыстина посмотри, весь разрисованный.

Прием оправдания давний, известный и, как это ни печально, частенько срабатывающий. Вспомните сами себя, как родителей атаковали с просьбой, где главным аргументом для ее выполнения было — «у всех есть, и я хочу».

Иван Охлобыстин:

Все же знают, что я вел довольно противоречивую жизнь. Мои татуировки связаны с путешествиями и с пьянством.

…Здесь была обнаженная дама, когда женился, неудобно стало. Это лазером вырезано… Ох, если не дай Бог, меня будут жечь, то я теперь знаю, как пахну, когда загорюсь. В комнате дым стоял по колено. Цветные татуировки они же глубокие. Потом наколол текст — «радиация»… А вот эту татуировку мы с Оксанкой на свадьбу накололи. У нее точно такая же. Это единорог, он — символ чистоты. По легенде, единорога может усмирить только девственница. А эти руны — в Ирландии.

…Когда я прощался с последним мотоциклом, наколол этот череп. У меня уже слишком много детей, чтобы на двух колесах гонять. И это одна из татуировок, которые колют байкеры, которые уходят навсегда. Это один из вариантов — череп с зубками врос в землю, пустил корни, из него цветы выросли. И я так и не сел больше на мотоцикл. Мне даже на съемках предлагали.

Вот только с татуировками иная ситуация, здесь «хочу» только в негативе обретается, потому что любая наколка есть откровенная связь с язычеством и оккультизмом. Язычники наносили наколки и нарезы на теле или в честь умерших, или для того, чтобы войти в транс во время оккультных сеансов. Как только духов вызвать захотелось, так нарезик, а чтобы вступить с ними в единение — татуировка. Поэтому и предупреждал Господь еще в Ветхом Завете: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Левит 19:18). Также и в Второзаконии 14:1 «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем».

Так что любая татуировка, сколь бы «безобидной» она ни была, есть мерзость пред Богом. Именно таким нелицеприятным словом определяет Господь все то, что относится к оккультным практикам. Возражения, что наколотый цветок или фигурка безобидны в духовном плане и для красоты лишь сделаны, абсолютно некорректны.

Господь создал тело человеческое совершенным. Вспомните: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Не надо бросать перчатку Богу с вызовом: «Я сделаю лучше». Красивее не выйдет. Совершенство нельзя усовершенствовать. Достаточно много было подобных попыток. Результат печален. Из-за этих рациональных предложений по «изменению и улучшению» короче наш век земной стал на многие годы, живем на загаженной земле, да и в нравственном плане в геометрической прогрессии греха пребываем.

Кроме того, что татуировка — символ языческий , добавляется еще одна объективная реальность: ее нанесение может серьезно изменить твою жизнь, внести против твоей же воли такие изменения в собственные образ мыслей и характер, что исправить их будет очень сложно.

Константин Кинчев:

Череп в каске — это воин, который готов умереть за Христа. Хотелось бы в трудную годину выстоять и быть ближе к этому воину, которого ношу на руке. Татуировки означают непростой путь «Алисы», который она прошла. Это девочка Алиса и те искушения, которые в этом сказочном мире на её пути встречались.

По поводу того, что внутренние изменения должны вести за собой внешние, могу сказать следующее. Когда я прочитал у митрополита Антония Сурожского, что тело — это видимая часть души, то перестал делать себе татуировки. Хотя соблазны наколоть себе еще что-нибудь накатывают на меня с колоссальной силой.

Когда-то я довольно скептически отнесся к рассказу знакомого священника о девушке, наколовшей на предплечье красивое изображение бабочки. Резко изменилась жизнь до этого вполне благополучной в нравственном плане женщины. В откровенную блудницу превратилась. Бабочка-то — издревле символ блуда .


Скептицизм мой повержен был собственным же священническим опытом. На исповедь молодой человек пришел и вместо того, чтобы в грехах каяться все жаловался, что все наперекосяк в жизни в последнее время идет. Одни лишь враги его окружают и все ему зла желают. Начали разбираться, когда же начались эти беды. К обоюдному решению пришли: с той поры неприятности и негаразды, как он наколку сделал с сатанинской символикой.

И еще пример характерный. Беседовал не столь давно с человеком, три раза места не столь отдаленные посетившим и одиннадцать лет, в общей сложности, там пробывшим. Сокрушался мужчина:

— Вот, батюшка, решил по-настоящему «завязать», да ведь, как кто посмотрит на мои руки, сплошь тюремными знаками заполненные, и отворачиваются. Ни работы толковой, ни доверия…

Страшное это дело — татуировки. И Бога оскорбляем, и себе же проблемы, которых раньше не было, создаем.

Как наличие Бога в сердце человеческом определяется? По скромности внешней и стыдливости внутренней. Татуировка — это побег от скромности, так как выделить себя пытаешься, и одновременно она убийца стыдливости, потому что вред душе наносит.

И еще одна характерная особенность столь модной ныне татуировки. Решившись на подобную экзекуцию над собственным телом, вы, кроме перечисленных грехов, еще и членовредительством занимаетесь. Примеров, когда нанесение тату становится причинами самых разнообразных болезней, в том числе и СПИДа — колоссальное количество. Зайдите к дерматологу в гости и пожалуйтесь на кожное заболевание. Первым вопрошением врача будет вопрос о татуировке.

Иду в храм или по улице в рясе — девушки сигареты стыдливо прячут. Ведущая на телепередаче с вопросом ко мне подходит и все юбку коротенькую пониже одергивает. Исповедница к аналою приближается и боком идет, чтобы я на ее противоположном плече татуировку не увидел.

Почему так происходит?

Потому что стыдно.

Так зачем же делать то, что стыдно, вредно и унижает тебя как образ и подобие Божие?