Гугеноты: кто они такие, история и за что их ненавидели католики. Гугеноты - русская историческая библиотека

Гугеноты, название приверженцев реформации и кальвинистского протестантизма во Франции, происшедшее, вероятно, от слова Eidgenosse («товарищ», «соратник») и занесенное из Швейцарии.

Истоки движения гугенотов

Истоки движения гугенотов восходят к очень ранним временам. Оппозиция против католической церкви началась во Франции ещё в разгар Средних веков . Первоначально она носила чисто феодальный характер и выражалась в спорах светских баронов с церковными сеньорами. Подкладка была экономическая: борьба имела целью ограничить право церковного землевладения и положить пределы накоплению земель в руках церкви и превращению их в имущество «мертвой руки», main morte. В XIII веке эти конфликты принимают довольно значительные размеры, и король Людовик Святой уже вносит некоторые ограничения в право церковной юрисдикции. С XIII же века фактические феодальные отношения постепенно начинают осложняться принципиальным юридическим обоснованием оппозиции против церкви в трудах легистов . Идее церковной власти противополагается идея государства, заимствованная из римского права. Парламенты проводят ее на практике. В лице Филиппа IV Красивого в спор вступила и сама королевская власть. В 1302 г., опираясь на вновь учрежденные генеральные штаты , Филипп добился обложения церковных земель, до того времени изъятых от налогов. Оппозиция папы Бонифация VIII была сломлена, а его преемники, переехав из Рима в Авиньон , сделались игрушкою в руках французской королевской власти. Обычай апелляции к королю на церковные суды (Appel contre d"abus) значительно подорвал и церковную юрисдикцию. Всё это усиление светского элемента на счёт католическо-церковного полностью соответствовало духу позднейшего учения гугенотов.

Они, однако, лишь увеличили число сторонников реформы, которая, наконец, нашла себе и определённую догму в учении Кальвина. Кальвинизм распространился по Франции так быстро, что ко времени смерти Генриха II (1559 г.) уже успел свить себе прочное гнездо на юге и на западе, попав на очень удобную почву. Примерно тогда же за французскими кальвинистами и укрепляется наименование «гугенотов».

Мир в Като-Камбрези (1559) прекратил войны Франции с Испанией и закрыл французам дорогу в Италию. По этой причине воинственное дворянство оказалось не у дел. Тяга к феодальному самоуправству никогда не умирала в нём, и централизаторская деятельность таких королей, как Людовик XI или Франциск I, всегда вызывали глухой протест. Буржуазия, бывшая верной союзницей королевской власти, представляла меньше оппозиционных элементов, но на юге и западе – в Лангедоке, Дофине, Провансе, Оверни, Гиени, Пуату, где попытки усилить монархическую власть встретились с вольностями провинций и городских общин, буржуазия была настроена далеко не миролюбиво. Неудачные правительственные меры, обременение налогами, придворный фаворитизм подогревали назревающую оппозицию. На эту-то почву и упало зерно проповеди Кальвина .

Жан Кальвин, основоположник религиозного учения гугенотов

Если раньше гугенотское движение было крайне разбросано и распространялось преимущественно среди низших классов, главным образом, ремесленников, то с конца 1550-х годов, оно собирается и находит сторонников в первую очередь среди дворянства и богатых горожан, которым очень нравилась олигархическая направленность кальвинизма. Дворяне-гугеноты раскинулись по всей Франции, а гугенотская буржуазия сосредоточилась преимущественно на юге и на западе. Однако, первое время знать была мало организована для того, чтобы создать компактную партию, а буржуазия не пользовалась для этого достаточным влиянием. Руководство партией гугенотов перешло почти исключительно в руки пасторов во главе с близким соратником Кальвина Теодором Безой . Они и успели за последние годы Генриха II и за кратковременное царствование Франциска II настолько сплотить группировку, что при Карле IX она могла уже вступить в борьбу с правительством.

Гугенотские войны во Франции

См. также отдельную статью Гугенотские войны , Гугеноты и католики во франции

При вступлении на престол этот молодой король был полон самых благих пожеланий. Канцлер Лопиталь повёл отказался продолжать преследования гугенотов и повёл политику религиозной терпимости. Её одобрила даже властолюбивая королева-мать Екатерина Медичи , которая, опасаясь сильного влияния твёрдо стоявшего за католицизм герцогского рода Гизов , одобряла меры канцлера, согласилась на отмену смертной казни за ересь и даже на устройство религиозного диспута, на котором глава Гизов кардинал Лотарингский состязался с вождём гугенотов Безой. Правительство рассорилось с Гизами, и после диспута кардинал Гиз вместе с маршалом Сент-Андре и коннетаблем Монморанси заключили «триумвират» для искоренения ереси. Эдикт 17 января 1562 г. дал гугенотам свободу богослужения вне городов. Но одно из первых же их публичных молитвенных собраний в Васси окончилось столкновением с католиками и избиением гугенотов (1 марта 1562). Гугеноты поднялись под предводительством принца Конде и адмирала Колиньи , и это сделалось началом великой религиозной борьбы во Франции, которую делят обыкновенно на восемь отдельных гугенотских войн .

Сначала гугенотские войны носили исключительно религиозный характер. Амбуазский мир (1563), заключенный Конде после первой войны, вызвал протест всех гугенотов, надеявшихся добиться большего, нежели свободы богослужения, ограниченной Парижем и некоторыми другими городами. Вторая гугенотская война (1566 – 1568) была вызвана формально неисполнением условий Амбуазского эдикта; мир в Лонжюмо ещё больше ограничил их, так как гугеноты были побеждены. В стране росла анархия. Приверженность к «свободомыслящему» учению гугенотов проявляли лишь господствующие классы, в народе же оно совершенно не прививалось. В таких условиях гугеноты явно выглядели сеятелями смуты, и колеблющееся поначалу правительство со временем всё больше склонялось на сторону католиков – подавляющего большинства нации. Убедившись в этом, гугеноты стали проявлять растущую враждебность к существующей власти. Борьба за религию начала мало-помалу оттесняться на второй план борьбой против правительства во имя политических целей. Такая постановка вопроса изменила многое: пасторы потеряли свое прежнее влияние, и к кальвинизму присоединилась масса недовольных властью дворян. Третья гугенотская война (1569 – 1570) уже не была похожа на две первые. Окончивший её Сен-Жерменский мир прибавил к обычным условиям новое, с имеющее мало общего религией: гугеноты получили 4 города в качестве places de sûreté («убежищ», «безопасных мест» – эти города передавались под их управление).

Для закрепления мира решено было выдать сестру короля Маргариту Валуа, за видного гугенота Генриха Бурбона , короля Наваррского. Новое примирение казалось действительно прочным, но влияние «еретиков» при дворе теперь возросло настолько, что во время этой свадьбы, 24 августа 1572 г., в Париже грянул набатный колокол, и началось избиение недовольным народом гугенотов во всей Франции. Во время этой «Варфоломеевской ночи » было, по некоторым (хотя, видимо, сильно преувеличенным) сведениям, перебито 30.000 человек, в их числе и Колиньи, павший одной из первых жертв. Первое время гугеноты были совершенно подавлены; даже на юге и западе, где они были настолько сильны, что католики опасались ответного избиения. Первым актом гугенотов в Монтобане, Ниме, Гренобле и в могущественной Ларошели было изъявление полной покорности власти. Буржуазия растерялась; в её традициях не имелось прецедентов открытой борьбы с королем; наоборот, традиции клонили к союзу и взаимной поддержке.

Варфоломеевская ночь. Картина современника событий, Ф. Дюбуа

Однако гугенотская аристократия стала убеждать буржуазию продолжить борьбу. Именно аристократы, желавшие по возможности ослабить королевскую власть, выступили застрельщиками возобновления гугенотских войн. Бежавшие после Варфоломеевской ночи стали возвращаться. Ледигьер и Монбрен в Лангедоке, Лану в Пуату начали успешную партизанскую войну, буржуазия воспрянула духом и стала запирать ворота перед королевскими войсками; усилия армии принца Анжуйского разбились о твердыни Ларошели. Эта Четвёртая гугенотская война кончилась (июнь 1573 г.) тем, что королю пришлось подтвердить условия Сен-Жерменского мира как относительно places de sûrete, так и относительно свободы вероисповедания и богослужения.

Утро Варфоломеевской ночи. Екатерина Медичи рассматривает тела убитых гугенотов у ворот Лувра. Картина Э. Деба-Понсана, 1880

Между тем, число гугенотов росло; новая религия усилилась большим числом чисто политических оппозиционеров. Господствующее положение среди гугенотов теперь окончательно заняла аристократия. Это отразилось и на политических памфлетах гугенотских публицистов (Готоман, Ланге), которые, призывая к ограничению королевской власти, отводили главную роль дворянству. Насколько политические мотивы отодвинули теперь религиозные, обнаружилось из факта союза гугенотов с частью католической аристократии, так называемой «партией политиков», которые с братом короля герцогом Алансонским, герцогом Бульонским и одним из Монморанси-Данвилем во главе стали на сторону врагов монархии во имя попранных прав дворянства. Коалиции пришлось бороться уже с новым королём, Генрихом III (Пятая гугенотская война, 1574 – 1576). Новый мир в Шатенуа был для гугенотов одним из самых выгодных; свобода их богослужения была распространена на всю Францию, за исключением Парижа, число places de sûrete было доведено до 11, и в правах на занятие должностей гугеноты были сравнены с католиками.

Католики поняли, что победы гугенотов в значительной степени – результат их сильной организации, и по инициативе Гизов в Перонне (Пикардия) создалась дворянская Католическая лига для борьбы с гугенотами. Но религиозные цели у неё, как и у коалиции, были на заднем плане. Лига, как и коалиция, служила, главным образом, феодальной реакции; только у Гизов сюда примешивались замыслы самим завладеть троном. Правительство скоро разглядело поползновения Гизов, и Генрих III, чтобы парализовать их, стал во главе лиги, а когда в возобновившейся борьбе (Шестая гугенотская война, 1576 – 1577) гугеноты при помощи лиги были совершенно разбиты, не захотел воспользоваться обстоятельствами и миром в Бержераке подтвердил их прежние приобретения.

Поражение гугенотов явилось результатом разрыва между аристократией и буржуазией. Союз был непрочен по самой природе. Теперь буржуазия научилась бороться с властью, и так как городские стены тогда уже представляли более прочные опорные пункты, чем рыцарские замки, буржуа стали все больше стремиться к господствующему положению. Дворянство, особенно политики, начали оставлять дело гугенотов, и лишь страх короля перед Гизами спас кальвинистов. Король вслед за Бержеракским миром сделал гугенотам еще ряд уступок, при проведении которых в жизнь возникла новая кратковременная война (Седьмая гугенотская, 1580). Восьмой была вызванная реакционным Немурским эдиктом война «трех Генрихов» (1585 – 1589), когда король порвал с католиками и стал на сторону гугенотов. Вскоре Генрих III был убит, а его преемник Генрих IV , возведенный на престол при деятельной поддержке гугенотов, издал в 1598 г. знаменитый Нантский эдикт о веротерпимости, который на некоторое время удовлетворил гугенотов.

Король Генрих IV французский, издавший Нантский эдикт о веротерпимости к гугенотам. Портрет работы Ф. Пурбуса

(Huguenots) - название франц. протестантов (кальвинистов), происходящее от имени Гюга, женевского гражданина, или, как думают другие, испорченное из Eidgenossen (как называли швейцарцев). Сначала это прозвище имело значение насмешки и употреблялось противниками протестантов; но впоследствии, когда реформация стала распространяться во Франции, оно приобрело благодаря главным образом пропаганде женевских граждан право гражданства у французских протестантов. Сторонники реформации во Франции появились очень рано. Лефевр, Брюсонне, Фарель, Руссель пропагандировали протестантское учение. При покровительстве Маргариты, королевы Наваррской, сестры короля Франциска I, возникли тайные лютеранские общины. Но наибольшее сочувствие и распространение нашло учение Кальвина, особенно в среде дворянства и среднего сословия. Франциск I повелел конфисковать все протестантские сочинения и запретил Г. под угрозою смертной казни устраивать свое протестантское богослужение; но эти меры не могли остановить распространение реформатского учения. Генрих II в 1555 г. издал эдикт, которым грозил Г. сожжением на кострах, и после заключения Като-Камбрезийского мира с особенным рвением принялся за искоренение "ереси". Тем не менее при нем во Франции насчитывали до 2000 кальвинистских общин. При Франциске II, находившемся под сильным влиянием Гизов, в 1559 г. при каждом парламенте была учреждена особая комиссия (Chambre ardente), следившая за исполнением эдиктов о еретиках. Всеобщая оппозиция против Гизов дала Г. мужество бороться против преследований. Часть дворян-кальвинистов под руководством Лареноди составила заговор с целью потребовать от короля свободы совести и удаления Гизов, а в случае отказа - силою захватить короля и заставить его передать управление расположенным к кальвинизму Бурбонам, Антону Наварскому и Людовику Кондэ. Заговор был открыт; король бежал из Блуа в Амбуаз. Нападение заговорщиков на Амбуаз было отбито; многие погибли в бою, другие казнены. Тем не менее в мае 1560 г. были уничтожены Chambres ardentes, но по-прежнему запрещены религиозные собрания и публичное отправление протестантского богослужения. В августе того же года адмирал Колиньи на собрании нотаблей потребовал для кальвинистов свободы совести. Собрание отложило решение до созвания генеральных штатов в Орлеане; чтобы воспрепятствовать постановлениям этого собрания в благоприятном для Г. смысле, Гизы захватили в плен Бурбонов, а Кондэ за участие в заговоре был приговорен к казни. Смерть Франциска II помешала исполнению приговора. При Карле IX в 1561 г. издан был эдикт, которым отменялась смертная казнь за принадлежность к ереси. Для прекращения вражды между католиками и Г. был устроен между ними религиозный диспут в Пуасси, который, однако, не привел к желанному соглашению. Так называемый триумвират из герцога Гиза, коннетабля Монморанси и маршала Сент-Андрё стремился к подавлению реформации, и ему удалось перетянуть на свою сторону Антона Наваррского. Как только был издан эдикт 1562 г., предоставлявший Г. право свободного богослужения, Франциск Гиз напал при Васси на толпу Г., собравшихся в сарае для совершения богослужения. Все они были перебиты, и это было началом междоусобной войны. Первая война (всех было 8) велась с переменным счастием и кончилась в 1563 г. соглашением, получившим свое подтверждение в Амбуазском эдикте, в котором Г. опять была предоставлена свобода вероисповедания. Королева-мать, лишив Гизов влияния, не желала, однако, чтобы им стали пользоваться Г., и новым эдиктом отменила почти все прежние вольности, предоставленные Г.; тогда Кондэ и Колиньи решились захватить короля в свои руки; но заговор их был открыт, и двор бежал в Париж. Кондэ осадил столицу. Снова был заключен мирный договор в Лонжклю, в силу которого была объявлена всеобщая амнистия; но спустя полгода возгорелась опять гражданская война. Ненависть католических народных масс против Г. выразилась во многих кровавых насилиях. Кондэ и Колиньи бежали в Ларошель, которая с этих пор стала главною квартирою Г. Английская королева Елизавета снабдила Г. деньгами и оружием, немец. протестантские князья оказали им помощь войсками. В битве при Жарнаке в 1567 г. католики под начальством маршала Таванна разбили Г. наголову; Кондэ попался в плен и был убит. Иоанна Наваррская созвала тогда Г. в Коньяк, воодушевила их своей речью и поставила во главе войска своего сына Генриха; но, несмотря на подкрепления, посланные Германией, Г. снова потерпели поражение, и только в следующем году Колиньи удалось завладеть Нимом и Ларошелью и нанести поражение королевским войскам. Наконец умеренная партия взяла верх, и в том же году был заключен Сен-Жерменский мир, в силу которого была объявлена амнистия и свобода вероисповедания. Для большей гарантии в руках Г. оставлены крепости Ларошель, Лашарите, Монтобан и Коньяк. Чтобы приобресть доверие Г., Екатерина Медичи решила выдать замуж сестру Карла IX за Генриха Наваррского; были начаты переговоры с Англией относительно совместной поддержки нидерландского восстания, Колиньи был назначен главным начальником снаряженной с этой целью французской армии. Во всей Франции водворилось спокойствие и мир, так что королева наваррская вместе с принцем Кондэ и Генрихом Наваррским безбоязненно могла приехать в Париж на бракосочетание последнего с сестрой короля. На эту свадьбу была приглашена масса знатных Г.; глава их, Колиньи, пользовался, по-видимому, исключительным благоволением короля и руководил французской политикой. Католики с возрастающей ненавистью смотрели на это сближение; да и королева-мать прежде всего хотела устранить Колиньи, находя его влияние вредным для себя. Этим была вызвана Варфоломеевская ночь (см.). Многие Г. спаслись от резни и стали защищаться с мужеством отчаяния в Ларошели, Ниме, Монтобане. Везде, где Г. чувствовали себя достаточно сильными, они закрыли перед королевскими войсками ворота. Тщетно старался герцог Анжуйский завладеть Ларошелью; война кончилась миром 1573 г., по которому Монтобан, Ним и Ларошель остались за Г. и в этих городах им была предоставлена свобода богослужения. Вскоре после заключения мира, умеренная партия завязала сношения с Г., чтобы с помощью их добиться низвержения Гизов. Заговор был, однако, открыт; герцог Алансонский (младший брат Карла IX), стоявший во главе этой партии, и Генрих Наваррский были заключены в Венсенн, а Кондэ спасся бегством в Страсбург.

При Генрихе III начались снова преследования Г., и война возобновилась, причем к Г. присоединился и Генрих Наваррский, перешедший снова в протестантизм. Кондэ, подкрепленный вспомогательным немецким корпусом, вторгся во Францию. Король, видя перевес военной силы на стороне Г., решился на выгодный для них мир, по которому, за исключением Парижа, они получили право свободного богослужения, доступ ко всем должностям и восемь новых укрепленных мест. Но в том же 1576 г. герцог Генрих Гиз основал священную лигу для защиты катол. веры. Король на блуаских генеральных штатах сам стал во главе лиги, и тогда снова возгорелась религиозная война; она продолжалась недолго, потому что Генрих III опасался честолюбивых планов герцога Гиза больше, чем самих Г., и решил в 1579 г. заключить мир в Пуатье, которым восстановлены были все прежние вольности Г. Возрастающее влияние Гиза заставило королеву-мать войти с Генрихом Наваррским в переговоры, закончившиеся предоставлением еще более широких прав Г. и передачею им четырнадцати укрепленных мест. После смерти младшего брата короля ближайшие права на трон принадлежали Генриху Наваррскому; но так как герцог Гиз не желал допустить, чтобы корона досталась еретику, то заключил союз с Испанией и папой для устранения Генриха. Лига провозгласила наследником престола старого кардинала бурбонского и заставила короля в 1585 г. издать Немурский эдикт, которым отнимались все прежние права и преимущества у Г., католицизм объявлялся господствующей религией во Франции, а всем исповедовавшим другие религии предписывалось покинуть страну в течение месяца. Г. взялись снова за оружие, и возникла восьмая религиозная война, известная в истории под именем "войны трех Генрихов". Протестантская Германия поддержала Г. присылкою войск, Англия - деньгами. Генрих Наваррский нанес католикам при Кутра решительное поражение. Несмотря на это, Гиз, пользуясь бунтом парижан, заставил короля издать эдикт, лишавший права на франц. престол лиц некатол. вероисповедания. После смерти Генриха III (см.) Генрих Наваррский в силу наследственного права стал законным королем Франции, но ему пришлось выдержать продолжительную борьбу и перейти в католицизм, прежде чем за ним была всеми признана корона. Сначала король опасался раздражить католиков покровительством Г., но, наконец, в 1598 г. издал Нантский эдикт, который был как бы повторением прежних эдиктов 1563, 1570, 1577 гг. с некоторыми добавлениями (см. Нантский эдикт). Несмотря на недовольство парижского парламента, Генрих заставил его внести в свои регистры Нантский эдикт. Хотя Людовик XIII и подтвердил этот эдикт, тем не менее Г. под влиянием честолюбивого дворянства поддержали восстание принца Генриха II Кондэ и успокоились только тогда, когда были подтверждены их права и вольности. В 1617 г. катол. духовенство убедило короля издать эдикт, которым вводилась катол. религия в чисто протестантском Беарне; Г. должны были возвратить католикам церковные имущества, бывшие в их руках уже в течение 50 лет. Ввиду неподчинения их эдикту король сам прибыл в Беарн и силою заставил привести его в исполнение. Г. увидели в этом открытый вызов к войне и взялись за оружие, но вследствие неспособности своих предводителей терпели постоянные поражения. Тем не менее заключенный в Монпелье мир предоставил им полную амнистию и возврат захваченных имуществ; запрещалось только без предварительного согласия короля устройство религиозных сборищ. Король не выполнил многих условий договора, и Г. восстали снова; их флот под начальством Субиза разбил королевский флот, посланный Ришелье против Рошфора, но вскоре сам потерпел полное поражение. После непродолжительного перемирия война снова возгорелась. Несмотря на морскую помощь Англии, королевские войска овладели главной твердыней Г., Ларошелью. По Алесскому договору Г. должны были срыть крепостные укрепления Кастра, Монтобана, Нима и Юзеза, за что им дана была амнистия и предоставлена свобода вероисповедания. При Ришелье и Мазарини Г. пользовались беспрепятственно своими правами; но Людовик XIV мало-помалу начал ограничивать права Г., а после смерти Кольбера их стали обращать в католичество насильственным путем, пока и самый Нантский эдикт не был отменен в 1685 г. Множество Г. спаслось тогда бегством в Швейцарию, Нидерланды, Германию и Англию. В общем Франция потеряла 200000 трудолюбивых граждан. За границей они везде были приняты радушно и способствовали в значительной мере поднятию торговли и промышленности. Ожесточающиеся гонения вызвали в 1702 г. в Севеннских горах так назыв. восстание камизардов (см.). Несмотря на все стеснительные меры, протестантизм удержался во Франции. Людовик XV по настоянию иезуитов издал несколько новых декретов против еретиков; но дух гуманности пустил настолько губокие корни, что даже королевские чиновники не в состоянии были исполнять эти декреты. В 1752 г. правительство сделало последнюю попытку подавить протестантизм, объявив все крещения и браки, совершенные реформатскими священниками, недействительными и предписав произвести их вновь католическому духовенству. Эта мера вызвала новую сильную эмиграцию; общественное мнение заставило правительство взять свое постановление обратно. Революция 1789 г. предоставила протестантам все политические права, которых они были так долго лишены. Кодекс Наполеона узаконил их равноправность, и даже реставрация признала за реформатами свободу совести и гарантировала их священникам жалованье от государства. Правда, в начале правления Людовика XVIII протестанты были смещаемы то там, то здесь с должностей, и на юге Франции, особенно в окрестностях Нима, вследствие подстрекательства ультрароялистов и ультрамонтанов были отдельные случаи нападения черни на Г.; но с тех пор подобные явления не повторялись. См. также Реформация, Кальвинизм, Протестантизм, Лига. На русском яз. о протестантском движении во Франции есть капитальные труды проф. И. В. Лучицкого "Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции" и "Католическая лига и кальвинисты во Франции", в которых история Г. рассматривается в связи с политическим и социальным движением во Франции. Кроме того, на русском яз. см. труд Клячина "Политические собрания и политич. организация кальвинистов во Франции". De Félice, "Hist. des protestants en France"; Anquez, "Hist. des assemblées politiques des réformés en Fr."; Puaux, "Hist. de la réforme française"; Lacretelle, "Hist. de Fr. pendant les guerres civiles"; Klüpfel, "Le colloque de Poissy"; Rémusat, "La Samte-Barthelemy"; Challe, "Le calvinisme et la ligue"; Schaeffer, "Les huguenots du XVI siècle"; Soldan, "Gesch. des Protestantismus in Frankreich"; von Pollenz, "Gesch. des franz. Calvinismus"; Baumgarten, "Von der Bartholomaeusnacht"; Poole, "Hist. of the huguenots"; While, "Massacre of St. Bartholomew, preceded by a narrative of the religious wars".

  • - приверженцы учения деятеля Реформации Жана Кальвина во Франции XVI – XVIII...

    Энциклопедия культурологии

  • - кальвинисты во Франции 16-18 вв. ...

    Большая Советская энциклопедия

  • - название франц. протестантов, происходящее от имени Гюга, женевского гражданина, или, как думают другие, испорченное из Eidgenossen ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - приверженцы кальвинизма во Франции 16-18 вв. Борьба гугенотов с католиками вылилась в т. н. Религиозные войны...

    Большой энциклопедический словарь

  • - мн., Р. гугено/тов...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ГУГЕНО́ТЫ, -ов, ед. -от, -а, муж. Французские протестанты 1618 вв., преследовавшиеся католической церковью и правительством...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ГУГЕНО́ТЫ, гугенотов, ед. гугенот, гугенота, муж. ...

    Толковый словарь Ушакова

  • - гугено́ты мн. Протестанты - сторонники кальвинизма - во Франции XVI - XVIII вв., преследовавшиеся католической церковью и правительством...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - гуген"оты, -ов, ед. ч. -н"...

    Русский орфографический словарь

  • Гугеноты, «политики» и «недовольные»

    Из книги Екатерина Медичи автора Балакин Василий Дмитриевич

    Гугеноты, «политики» и «недовольные» Среди последствий Варфоломеевской ночи было и такое, о котором Екатерину Медичи предостерегал Колиньи, но которое она сознательно выбрала, предпочтя его конфликту с Испанией: во Франции вновь вспыхнула гражданская война. Напрасно

    Глава V. «Гугеноты» и другие произведения Мейербера

    Из книги Джакомо Мейербер. Его жизнь и музыкальная деятельность автора Давыдова Мария Августовна

    Глава V. «Гугеноты» и другие произведения Мейербера Содержание оперы «Гугеноты». – Неустойка. – Дуэт четвертого акта. – Первое представление. – Критика в Германии. – Назначение Мейербера генеральным директором музыки в Берлине. – Мейербер как дирижер. – Его мнение

    Тема Гугеноты и Вторая религиозная война Дата: 1567 год Катрен 3/67

    Из книги Нострадамус: благая весть. Предсказание известного прорицателя автора Ридинг Марио

    Тема Гугеноты и Вторая религиозная война Дата: 1567 год Катрен 3/67 Une nouvelle secte de Philosophes Mesprisant mort, or, honneurs et richesses, Des monts Germains ne seront limitrophes: A les ensuivre auront appuy et presses. Новая философская секта, Презирающая смерть, золото, награды и богатство. Их не задержат немецкие Альпы, Следовательно,

    5. Католики и гугеноты Символ веры. – Имущественные притязания. – Гугенотские вольности. – Валътелина. – Военные походы против гугенотов. – Мир в Монпелъе. – Англия вступает в войну. – Осада Ла-Рошели. – Мир в Ane: конец противостояния

    Из книги Повседневная жизнь Франции в эпоху Ришелье и Людовика XIII автора Глаголева Екатерина Владимировна

    Гугеноты

    Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

    Гугеноты Гугеноты (Huguenots) – название франц. протестантов (кальвинистов), происходящее от имени Гюга, женевского гражданина, или. как думают другие, испорченное из Eidgenossen (как называли швейцарцев). Сначала это прозвище имело значение насмешки и употреблялось противниками

    Гугеноты

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГУ) автора БСЭ

Протестантов (кальвинистов),происходящее от имени Гюга, женевского гражданина, или. как думаютдругие, испорченное из Eidgenossen (как называли швейцарцев). Сначалаэто прозвище имело значение насмешки и употреблялось противникамипротестантов; но впоследствии, когда реформация стала распространятьсяво Франции, оно приобрело, благодаря главным образом пропагандеженевских граждан, право гражданства у французских протестантов.Сторонники реформации во Франции появились очень рано. Лефевр, Брюсонне,Фарель, Руссель пропагандировали протестантское учение. Припокровительстве Маргариты, королевы наваррской, сестры короля ФранцискаI, возникли тайные лютеранские общины. Но наибольшее сочувствие ираспространение нашло учете Кальвина, особенно в среди дворянства исреднего сословия . Франциск I повелел конфисковать все протестантскиесочинения и запретил Г., под угрозою смертной казни, устраивать своепротестантское богослужение; но эти меры не могли остановитьраспространение реформатского учения. Генрих II в 1555 г. издал эдикт,которым грозил Г. сожжением на кострах, и после заключенияКатоКамбрезийского мира с особенным рвением принялся за искоренение"ереси". Тем не менее при нем во Франции насчитывали до 2000кальвинистских общин. При Франциске II, находившемся под сильнымвлиянием Гизов, в 1559 г. при каждом парламенте была учреждена особаякомиссия (Chambre ardente), следившая за исполнением эдиктов оберетиках. Всеобщая оппозиция против Гизов дала Г. мужество боротьсяпротив преследований. Часть дворян-кальвинистов, под руководствомЛареноди, составила заговор, с целью потребовать от короля свободысовести и удаления Гизов, а в случай отказа - силою захватить короля изаставить его передать управление расположенным к кальвинизму: Бурбонам,Антону Наварскому и Людовику Кондэ. Заговор был открыт; Король бежал изБлуа в Амбуаз. Нападение заговорщиков на Амбуаз было отбито; многиепогибли в бою, другие казнены. Тем не менее в мае 1560 г. былиуничтожены Chambres ardentes, но по-прежнему запрещены религиозныесобрания и публичное отправление протестантского богослужения. В августетого же года адмирал Колиньи на собрании нотаблей потребовал длякальвинистов свободы совести. Собрание отложило решение до созваниягенеральных штатов в Орлеане; чтобы воспрепятствовать постановлениямэтого собрания в благоприятном для Г. смысле, Гизы захватили в пленБурбонов, а Кондэ, за участие в заговоре, был приговорен к казни. СмертьФранциска II помешала исполнению приговора. При Карле IX, в 1561 г.,издан был эдикт, которым отменялась смертная казнь за принадлежность кереси. Для прекращения вражды между католиками и Г., был устроен междуними религиозный диспут в Нуасси, который, однако, не привел к желанномусоглашению. Так называемый триумвират , из герцога Гиза, коннетабляМонморанси и маршала Сент-Андре, стремился к подавлению реформации, иему удалось перетянуть на свою сторону Антона Наваррского. Как толькобыл издан эдикт 1562 г., предоставлявший Г. право свободногобогослужения, Франциск Гиз напал при Васей на толпу Г., собравшихся всарае для совершения богослужения. Все они были перебиты, и это былоначалом междоусобной войны. Первая война (всех было 8) велась спеременным счастьем и кончилась в 1563 г. соглашением, получившим своеподтверждение в Амбуазском эдикте, в котором Г. опять была предоставленасвобода вероисповедания. Королева-мать, лишив Гизов влияния, не желала,однако, чтобы им стали пользоваться Г., и новым эдиктом отменила почтивсе прежние вольности, предоставленные Г.; тогда Кондэ и Колиньирушились захватить короля в свои руки; но заговор их был открыт и дворбежал в Париж. Кондэ осадил столицу. Снова был заключен мирный договор вЛонжклю, в силу которого была объявлена всеобщая амнистия ; но спустяполгода возгорелась опять гражданская война. Ненависть католическихнародных масс против Г. выразилась во многих кровавых насилиях. Кондэ иКолиньи бежали в Ларошель, которая с этих пор стала главною квартирою Г.Английская королева Елизавета снабдила Г. деньгами и оружием, немец.протестантские князья оказали им помощь войсками. В битве при Жарнаке, в1567 г., католики, под начальством маршала Таванна, разбили Г. наголову; Кондэ попался в плен и был убит. Иоанна Наваррская созвала тогдаГ. в Коньяк , воодушевила их своей речью и поставила во главе войскасвоего сына, Генриха; но, несмотря на подкрепления, посланные Германией,Г. снова потерпели поражение, и только в следующем году Колиньи удалосьзавладеть Нимом и Ларошелью и нанести поражение королевским войскам.Наконец, умиренная партия взяла верх, и в том же году был заключенСен-Жерменский мир, в силу которого была объявлена амнистия и свободавероисповедания. Для большей гарантии, в руках Г. оставлены крепостиЛарошель, Лашарите, Монтобан и Коньяк . Чтобы приобрести доверие Г.,Екатерина Медичи решила выдать замуж сестру Карла IX за ГенрихаНаваррского; были начаты переговоры с Англией относительно совместнойподдержки нидерландского восстания. Колиньи был назначен главнымначальником снаряженной с этой целью французской армии. Во всей Францииводворилось спокойствие и мир, так что королева наваррская, вместе спринцем Кондэ и Генрихом Наваррским, безбоязненно могла приехать вПариж, на бракосочетание последнего с сестрой короля. На эту свадьбубыла приглашена масса знатных Г.; глава их, Колиньи, пользовался,по-видимому, исключительным благоволением короля и руководил французскойполитикой. Католики с возрастающей ненавистью смотрели на это сближение;да и королева-мать прежде всего хотела устранить Колиньи, находя еговлияние вредным для себя. Этим была вызвана Варфоломеевская ночь. МногиеГ. спаслись от резни и стали защищаться с мужеством отчаяния в Ларошели,Ниме, Монтобане. Везде, где Г. чувствовали себя достаточно сильными, онизакрыли перед королевскими войсками ворота. Тщетно старался герцогАнжуйский завладеть Ларошелью; война кончилась миром 1573 г., покоторому Монтобан, Ним и Ларошель остались за Г. и в этих городах имбыла предоставлена свобода богослужения. Вскоре после заключения мира,умеренная партия завязала сношения с Г., чтобы с помощью их добитьсянизвержения Гизов. Заговор был, однако, открыт; герцог Алансонский(младший брат Карла IX), стоявший во главе этой партии, и ГенрихНаваррский были заключены в Венсенн, а Кондэ спасся бегством вСтрасбург. При Генрихе III начались снова преследования Г., и войнавозобновилась, причем к Г. присоединился и Генрих Наваррский, перешедшийснова в протестантизм . Кондэ, подкрепленный вспомогательным немецкимкорпусом, вторгся во Францию. Король , видя перевес военной силы настороне Г., рушился на выгодный для них мир, по которому, за исключениемПарижа, они получили право свободного богослужения, доступ ко всемдолжностям и восемь новых укрепленных мест. Но в том же 1576 г. герцогГенрих Гиз основал священную лигу для защиты катол. веры. Король , наблуаских генеральных штатах, сам стал во главе лиге, и тогда сновавозгоралась религиозная война; она продолжалась недолго, потому чтоГенрих III опасался честолюбивых планов герцога Гиза больше, чем самихГ., в решил в 1579 г. заключит мир в Пуатье , которым восстановлены быливсе прежние вольности Г. Возрастающее влияние Гиза заставилокоролеву-мать войти с Генрихом Наваррским в переговоры, закончившиесяпредоставлением еще более широких прав Г. и передачею им четырнадцатиукрепленных мест. После смерти младшего брата короля, ближайшие права натрон принадлежали Генриху Наваррскому; но так как герцог Гиз не желалдопустить, чтобы корона досталась еретику, то заключил союз с Испанией ипапой для устранения Генриха. лига провозгласила наследником престоластарого кардинала бурбонского и заставила короля в 1585 г. издатьНемурский эдикт, которым отнимались все прежние права и преимущества уГ., католицизм объявлялся господствующей религией во Франции, а всемисповедывавшим другие религии предписывалось покинуть страну в течениемесяца. Г. взялись снова за оружие и возникла восьмая религиозная война,известная в истории под именем "войны трех Генрихов". ПротестантскаяГермания поддержала Г. присылкою войск, Англия - деньгами. ГенрихНаваррский нанес католикам при Кутра решительное поражение. Несмотря наэто, Гиз, пользуясь бунтом парижан, заставил короля издать эдикт,лишавший права на франц . престол лиц не катол. вероисповедания. Послесмерти Генриха III, Генрих Наваррский, в силу наследственного права,стад законным королем Франции, но ему пришлось выдержать продолжительнуюборьбу и перейти в католицизм, прежде чем за ним была всеми признанакорона. Сначала Король опасался раздражить католиков покровительствомГ., но, наконец, в 1598 г. издал Нантский эдикт, который был как быповторением прежних эдиктов 1563, 1570, 1577 гг., с некоторымидобавлениями. Несмотря на недовольство парижского парламента, Генрихзаставил его внести в свои регистры Нантский эдикт. Хотя Людовик XIII иподтвердил этот эдикт, тем не менее Г., под влиянием честолюбивогодворянства, поддержала восстание принца Генриха II Кондэ и успокоилисьтолько тогда, когда были подтверждены их права и вольности. В 1617 г.катол. духовенство убедило короля издать эдикт, которым вводилась катол.религия в чисто протестантском Беарне; Г. должны были возвратитькатоликам церковные имущества, бывшие в их руках уже в течение 50 лет. Ввиду неподчинения их эдикту, Король сам прибыл в Беарн и силою заставилпривести его в исполнение. Г. увидели в этом открытый вызов к войне ивзялись за оружие, но, вследствие неспособности своих предводителей,терпела постоянные поражения. Тем не менее, заключенный в Монпелье мирпредоставил им полную амнистию и возврат захваченных имуществ;запрещалось только без предварительного согласия короля устройстворелигиозных сборищ. Король не выполнил многих условий договора, и Г.восстали снова; их флот, под начальством Субиза, разбил королевскийфлот, посланный Ришелье против Рошфора, но вскоре сам потерпел полноепоражение. После непродолжительного перемирия война снова возгоралась.Несмотря на морскую помощь Англии, королевские войска овладели главнойтвердыней Г., Ларошелью. По Алесскому договору Г. должны были срытькрепостные укрепления Кастра, Монтобана, Нима и Юзеза, за что им данабыла амнистия и предоставлена свобода вероисповедания. При Ришелье иМазарини Г. пользовались беспрепятственно своими правами; но ЛюдовикXIV, мало помалу, начал ограничивать права Г., а после смерти Кольбераих стали обращать в католичество насильственным путем, пока и самыйНантский эдикт не был отменен, в 1685 г. Множество Г. спаслось тогдабегством в Швейцарию, Нидерланды, Германию и Англию. В общем Францияпотеряла 200000 трудолюбивых граждан. За границей они везде были принятырадушно и способствовали в значительной мере поднятию торговли ипромышленности. Ожесточающиеся гонения вызвали в 1702 г., в Севеннскихгорах, такт . назыв. восстание камизардов. Несмотря на все стеснительныемеры, протестантизм удержался во Франции. Людовик XV, по настояниюиезуитов, издал несколько новых декретов против еретиков; но духгуманности пустил на столько глубокие корни, что даже королевскиечиновники не в состоянии были исполнять эти декреты. В 1752 г.правительство сделало последнюю попытку подавить протестантизм , объявиввсе крещения и браки, совершенные реформатскими священниками,недействительными и предписав произвести их вновь католическомудуховенству. Эта мера вызвала новую сильную эмиграцию; общественноемнение заставило правительство взять свое постановление обратно.Революция 1789 г. предоставила протестантам все политические права,которых они были так долго лишены. Кодекс Наполеона узаконил ихравноправность и даже реставрация признала за реформатами свободусовести и гарантировала их священникам жалованье от государства. Правда,в начале правления Людовика XVIII протестанты были смещаемы то там, тоздесь с должностей, и на юге Франции, особенно в окрестностях Нима,вследствие подстрекательства ультрароялистов в ультрамонтанов, былиотдельные случаи нападения черни на Г.; но с тех пор подобные явления неповторялись. На русском яз. о протестантском движении во Франции естькапитальные труды проф. И. В. Лучицкого: "Феодальная аристократия икальвинисты во Франции" и "Католическая лига и кальвинисты во Франции",в которых история Г. рассматривается в связи с политическим и социальнымдвижением во Франции. Кроме того, на русском яз. см. труд Клячина:"Политические собрания и политич. организация кальвинистов во Франции".De Felice, "Hist. des protestants en France"; Anquez, "Hist. desassemblies politiques des reformes en Fr."; Puaux, "Hist. de la reformefranсaise"; Lacretelle, "Hist. de Fr. pendant les gnerres civiles";Kitipfel, "Le colloque de Poissy"; Remusat, "La SainteBarthelemy";Challe, "Le calvinisme et la ligue"; Schaeffer, "Les huguenots du XVIsiеcle"; Soldan, "Gesch. des Protestantismus in Frankreich"; vonPollenz, "Gesch. des franz. Calvinismus"; Baumgarten, "Von derBartholomaensnacht"; Poole, "Hist. of the huguenots"; While, "Massacreof St. Bartholomew, preceded by a narrative of the religious wars".

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Гугеноты" в других словарях:

    - (франц. huguenots). Название, данное католиками приверженцам реформации во Франции, произошло от имени местечка Гугенот, сборного пункта франц. протестантов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГУГЕНОТЫ … Словарь иностранных слов русского языка

    гугеноты - ов, мн. huguenots pl., m. Протестанты (кальвинисты) во Франции 16 18 вв., преследовавшиеся католической церковью и правительством. БАС 2. Калвинская <вера>, которой так зовомыя гугеноты следовали. Геогр. 1719 49. Сего лета 1560, Гугонотов… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Кальвинисты во Франции 16 18 вв. (см. Кальвинизм). Борьба гугенотов с католиками вылилась в Религиозные войны 16 в., по окончании которых гугеноты получили свободу вероисповедания (Нантский эдикт 1598 г.) … Исторический словарь

Гугеноты (Huguenots) - название французских протестантов (кальвинистов), происходящее от имени Гюга, женевского гражданина, или, как думают другие, испорченное из Eidgenossen (как называли швейцарцев). Сначала это прозвище имело значение насмешки и употреблялось противниками протестантов; но впоследствии, когда реформация стала распространяться во Франции, оно приобрело благодаря главным образом пропаганде женевских граждан право гражданства у французских протестантов. Сторонники реформации во Франции появились очень рано. Лефевр, Брюсонне, Фарель, Руссель пропагандировали протестантское учение. При покровительстве Маргариты, королевы Наваррской, сестры короля Франциска I, возникли тайные лютеранские общины. Но наибольшее сочувствие и распространение нашло учение Кальвина, особенно в среде дворянства и среднего сословия. Франциск I повелел конфисковать все протестантские сочинения и запретил Гугеноты под угрозою смертной казни устраивать свое протестантское богослужение; но эти меры не могли остановить распространение реформатского учения. Генрих II в 1555 г. издал эдикт, которым грозил Гугеноты сожжением на кострах, и после заключения Като-Камбрезийского мира с особенным рвением принялся за искоренение "ереси". Тем не менее при нем во Франции насчитывали до 2000 кальвинистских общин. При Франциске II, находившемся под сильным влиянием Гизов, в 1559 г. при каждом парламенте была учреждена особая комиссия (Chambre ardente), следившая за исполнением эдиктов о еретиках. Всеобщая оппозиция против Гизов дала Гугеноты мужество бороться против преследований. Часть дворян-кальвинистов под руководством Лареноди составила заговор с целью потребовать от короля свободы совести и удаления Гизов, а в случае отказа - силою захватить короля и заставить его передать управление расположенным к кальвинизму Бурбонам, Антону Наварскому и Людовику Кондэ. Заговор был открыт; король бежал из Блуа в Амбуаз. Нападение заговорщиков на Амбуаз было отбито; многие погибли в бою, другие казнены. Тем не менее в мае 1560 г. были уничтожены Chambres ardentes, но по-прежнему запрещены религиозные собрания и публичное отправление протестантского богослужения. В августе того же года адмирал Колиньи на собрании нотаблей потребовал для кальвинистов свободы совести. Собрание отложило решение до созвания генеральных штатов в Орлеане; чтобы воспрепятствовать постановлениям этого собрания в благоприятном для Гугеноты смысле, Гизы захватили в плен Бурбонов, а Кондэ за участие в заговоре был приговорен к казни. Смерть Франциска II помешала исполнению приговора. При Карле IX в 1561 г. издан был эдикт, которым отменялась смертная казнь за принадлежность к ереси. Для прекращения вражды между католиками и Гугеноты был устроен между ними религиозный диспут в Пуасси, который, однако, не привел к желанному соглашению. Так называемый триумвират из герцога Гиза, коннетабля Монморанси и маршала Сент-Андрё стремился к подавлению реформации, и ему удалось перетянуть на свою сторону Антона Наваррского. Как только был издан эдикт 1562 г., предоставлявший Гугеноты право свободного богослужения, Франциск Гиз напал при Васси на толпу Г., собравшихся в сарае для совершения богослужения. Все они были перебиты, и это было началом междоусобной войны. Первая война (всех было 8) велась с переменным счастием и кончилась в 1563 г. соглашением, получившим свое подтверждение в Амбуазском эдикте, в котором Гугеноты опять была предоставлена свобода вероисповедания. Королева-мать, лишив Гизов влияния, не желала, однако, чтобы им стали пользоваться Г., и новым эдиктом отменила почти все прежние вольности, предоставленные Г.; тогда Кондэ и Колиньи решились захватить короля в свои руки; но заговор их был открыт, и двор бежал в Париж. Кондэ осадил столицу. Снова был заключен мирный договор в Лонжклю, в силу которого была объявлена всеобщая амнистия; но спустя полгода возгорелась опять гражданская война. Ненависть католических народных масс против Гугеноты выразилась во многих кровавых насилиях. Кондэ и Колиньи бежали в Ларошель, которая с этих пор стала главною квартирою Г. Английская королева Елизавета снабдила Гугеноты деньгами и оружием, немец. протестантские князья оказали им помощь войсками. В битве при Жарнаке в 1567 г. католики под начальством маршала Таванна разбили Гугеноты наголову; Кондэ попался в плен и был убит. Иоанна Наваррская созвала тогда Гугеноты в Коньяк, воодушевила их своей речью и поставила во главе войска своего сына Генриха; но, несмотря на подкрепления, посланные Германией, Гугеноты снова потерпели поражение, и только в следующем году Колиньи удалось завладеть Нимом и Ларошелью и нанести поражение королевским войскам. Наконец умеренная партия взяла верх, и в том же году был заключен Сен-Жерменский мир, в силу которого была объявлена амнистия и свобода вероисповедания. Для большей гарантии в руках Гугеноты оставлены крепости Ларошель, Лашарите, Монтобан и Коньяк. Чтобы приобресть доверие Г., Екатерина Медичи решила выдать замуж сестру Карла IX за Генриха Наваррского; были начаты переговоры с Англией относительно совместной поддержки нидерландского восстания, Колиньи был назначен главным начальником снаряженной с этой целью французской армии. Во всей Франции водворилось спокойствие и мир, так что королева наваррская вместе с принцем Кондэ и Генрихом Наваррским безбоязненно могла приехать в Париж на бракосочетание последнего с сестрой короля. На эту свадьбу была приглашена масса знатных Г.; глава их, Колиньи, пользовался, по-видимому, исключительным благоволением короля и руководил французской политикой. Католики с возрастающей ненавистью смотрели на это сближение; да и королева-мать прежде всего хотела устранить Колиньи, находя его влияние вредным для себя. Этим была вызвана Варфоломеевская ночь (см.). Многие Гугеноты спаслись от резни и стали защищаться с мужеством отчаяния в Ларошели, Ниме, Монтобане. Везде, где Гугеноты чувствовали себя достаточно сильными, они закрыли перед королевскими войсками ворота. Тщетно старался герцог Анжуйский завладеть Ларошелью; война кончилась миром 1573 г., по которому Монтобан, Ним и Ларошель остались за Гугеноты и в этих городах им была предоставлена свобода богослужения. Вскоре после заключения мира, умеренная партия завязала сношения с Г., чтобы с помощью их добиться низвержения Гизов. Заговор был, однако, открыт; герцог Алансонский (младший брат Карла IX), стоявший во главе этой партии, и Генрих Наваррский были заключены в Венсенн, а Кондэ спасся бегством в Страсбург.

При Генрихе III начались снова преследования Г., и война возобновилась, причем к Гугеноты присоединился и Генрих Наваррский, перешедший снова в протестантизм. Кондэ, подкрепленный вспомогательным немецким корпусом, вторгся во Францию. Король, видя перевес военной силы на стороне Г., решился на выгодный для них мир, по которому, за исключением Парижа, они получили право свободного богослужения, доступ ко всем должностям и восемь новых укрепленных мест. Но в том же 1576 г. герцог Генрих Гиз основал священную лигу для защиты катол. веры. Король на блуаских генеральных штатах сам стал во главе лиги, и тогда снова возгорелась религиозная война; она продолжалась недолго, потому что Генрих III опасался честолюбивых планов герцога Гиза больше, чем самих Г., и решил в 1579 г. заключить мир в Пуатье, которым восстановлены были все прежние вольности Г. Возрастающее влияние Гиза заставило королеву-мать войти с Генрихом Наваррским в переговоры, закончившиеся предоставлением еще более широких прав Гугеноты и передачею им четырнадцати укрепленных мест. После смерти младшего брата короля ближайшие права на трон принадлежали Генриху Наваррскому; но так как герцог Гиз не желал допустить, чтобы корона досталась еретику, то заключил союз с Испанией и папой для устранения Генриха. Лига провозгласила наследником престола старого кардинала бурбонского и заставила короля в 1585 г. издать Немурский эдикт, которым отнимались все прежние права и преимущества у Г., католицизм объявлялся господствующей религией во Франции, а всем исповедовавшим другие религии предписывалось покинуть страну в течение месяца. Гугеноты взялись снова за оружие, и возникла восьмая религиозная война, известная в истории под именем "войны трех Генрихов". Протестантская Германия поддержала Гугеноты присылкою войск, Англия - деньгами. Генрих Наваррский нанес католикам при Кутра решительное поражение. Несмотря на это, Гиз, пользуясь бунтом парижан, заставил короля издать эдикт, лишавший права на франц. престол лиц некатол. вероисповедания. После смерти Генриха III (см.) Генрих Наваррский в силу наследственного права стал законным королем Франции, но ему пришлось выдержать продолжительную борьбу и перейти в католицизм, прежде чем за ним была всеми признана корона. Сначала король опасался раздражить католиков покровительством Г., но, наконец, в 1598 г. издал Нантский эдикт, который был как бы повторением прежних эдиктов 1563, 1570, 1577 гг. с некоторыми добавлениями (см. Нантский эдикт). Несмотря на недовольство парижского парламента, Генрих заставил его внести в свои регистры Нантский эдикт. Хотя Людовик XIII и подтвердил этот эдикт, тем не менее Гугеноты под влиянием честолюбивого дворянства поддержали восстание принца Генриха II Кондэ и успокоились только тогда, когда были подтверждены их права и вольности. В 1617 г. катол. духовенство убедило короля издать эдикт, которым вводилась катол. религия в чисто протестантском Беарне; Гугеноты должны были возвратить католикам церковные имущества, бывшие в их руках уже в течение 50 лет. Ввиду неподчинения их эдикту король сам прибыл в Беарн и силою заставил привести его в исполнение. Гугеноты увидели в этом открытый вызов к войне и взялись за оружие, но вследствие неспособности своих предводителей терпели постоянные поражения. Тем не менее заключенный в Монпелье мир предоставил им полную амнистию и возврат захваченных имуществ; запрещалось только без предварительного согласия короля устройство религиозных сборищ. Король не выполнил многих условий договора, и Гугеноты восстали снова; их флот под начальством Субиза разбил королевский флот, посланный Ришелье против Рошфора, но вскоре сам потерпел полное поражение. После непродолжительного перемирия война снова возгорелась. Несмотря на морскую помощь Англии, королевские войска овладели главной твердыней Г., Ларошелью. По Алесскому договору Гугеноты должны были срыть крепостные укрепления Кастра, Монтобана, Нима и Юзеза, за что им дана была амнистия и предоставлена свобода вероисповедания. При Ришелье и Мазарини Гугеноты пользовались беспрепятственно своими правами; но Людовик XIV мало-помалу начал ограничивать права Г., а после смерти Кольбера их стали обращать в католичество насильственным путем, пока и самый Нантский эдикт не был отменен в 1685 г. Множество Гугеноты спаслось тогда бегством в Швейцарию, Нидерланды, Германию и Англию. В общем Франция потеряла 200000 трудолюбивых граждан. За границей они везде были приняты радушно и способствовали в значительной мере поднятию торговли и промышленности. Ожесточающиеся гонения вызвали в 1702 г. в Севеннских горах так назыв. восстание камизардов (см.). Несмотря на все стеснительные меры, протестантизм удержался во Франции. Людовик XV по настоянию иезуитов издал несколько новых декретов против еретиков; но дух гуманности пустил настолько губокие корни, что даже королевские чиновники не в состоянии были исполнять эти декреты. В 1752 г. правительство сделало последнюю попытку подавить протестантизм, объявив все крещения и браки, совершенные реформатскими священниками, недействительными и предписав произвести их вновь католическому духовенству. Эта мера вызвала новую сильную эмиграцию; общественное мнение заставило правительство взять свое постановление обратно. Революция 1789 г. предоставила протестантам все политические права, которых они были так долго лишены. Кодекс Наполеона узаконил их равноправность, и даже реставрация признала за реформатами свободу совести и гарантировала их священникам жалованье от государства. Правда, в начале правления Людовика XVIII протестанты были смещаемы то там, то здесь с должностей, и на юге Франции, особенно в окрестностях Нима, вследствие подстрекательства ультрароялистов и ультрамонтанов были отдельные случаи нападения черни на Г.; но с тех пор подобные явления не повторялись. См. также Реформация, Кальвинизм, Протестантизм, Лига. На русском яз. о протестантском движении во Франции есть капитальные труды проф. И. В. Лучицкого "Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции" и "Католическая лига и кальвинисты во Франции", в которых история Гугеноты рассматривается в связи с политическим и социальным движением во Франции. Кроме того, на русском яз. см. труд Клячина "Политические собрания и политич. организация кальвинистов во Франции". De Félice, "Hist. des protestants en France"; Anquez, "Hist. des assemblées politiques des réformés en Fr."; Puaux, "Hist. de la réforme française"; Lacretelle, "Hist. de Fr. pendant les guerres civiles"; Klüpfel, "Le colloque de Poissy"; Rémusat, "La Samte-Barthelemy"; Challe, "Le calvinisme et la ligue"; Schaeffer, "Les huguenots du XVI siècle"; Soldan, "Gesch. des Protestantismus in Frankreich"; von Pollenz, "Gesch. des franz. Calvinismus"; Baumgarten, "Von der Bartholomaeusnacht"; Poole, "Hist. of the huguenots"; While, "Massacre of St. Bartholomew, preceded by a narrative of the religious wars".

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

Гугеноты - это французские кальвинисты (протестанты). Это имя укрепилось с XVI века. Термин Eyguenot немецкого происхождения, что в переводе означает «собрат». На сегодняшний день эти кальвинисты - простые граждане Швейцарского союза (конфедерации).Это духовное сословие отрицает поклонение святым мощам, иконам, а также осуждают выдачу индульгенций.

Папа римский и католики не собирались терпеть раскол и объявили гугенотов настоящими еретиками. Долгие десятилетия продолжались кровавые войны между людьми различного религиозного верования .

Происхождение слова

Противники протестантов использовали французский термин Huguenot в качестве насмешки над живущими во Франции гугенотами. Определение укрепилось здесь с приходом периода Реформации. В начале XVI века начинают возникать закрытые лютеранские сообщества после разрешения королевы Наваррской. Ещё раньше на французской земле пропагандировали известные учёные: Лефевр и Руссель.

Доктрина Кальвина нашла большую поддержку среди среднего сословия и дворянства. Учение веротерпимости и Реформации звучало из уст епископа Брюсонне. Протестантское сообщество в 1534 году распространило листовки, высмеивающие мессу и католическое священство в крупных городах Франции. Эти действия породили массовые аресты и публичные казни еретиков. Кальвинизм был вынужден скрываться от преследования.

Противостояние гугенотов и католиков

Столкновения двух церковных ответвлений происходили во время правления остатков династии Валуа. Гугеноты во Франции подчинялись Бурбонам, а Екатерина Медичи стояла во главе католицизма.

Гизы разбили армию Бурбонов, а стратег последних, Людовик I Конде, был схвачен. В 1561 г. французы выпустили нормативный акт, запрещающий применение смертной казни к еретикам. Вскоре враждующие стороны пытались провести религиозный диспут на тему примирения, но положительного исхода добыто не было.

Католики продолжали стремиться погасить деятельность гугенотов. При помощи политических спекуляций им удалось переманить на свою сторону герцога Наваррского. В 1562 принц де Гиз своевольно напал на совершавших богослужение кальвинистов. Это явилось началом первой междоусобицы. Через год гугенотам вновь посчастливилось получить разрешение на свободу исповедания. Протестантское движение поддерживалось дворянством и буржуазией, которое стремилось побороть абсолютизм во Франции.

Екатерина Медичи отменила все вольности католиков, захватив власть из рук Гизов. После множества взаимных успехов и поражений, а также всеобщей амнистии, разгорелась новая волна междоусобиц. Конде и Колиньи скрылись на западе Франции, а ненависть католиков к кальвинистам продолжала возрастать. Новым штабом протестантов становится город Ла-Рошель. Вскоре они получают помощь от королевы Англии и немецких князей. В 1569 году католики одерживают уверенную победу при Жарнаке. Маршал Таванн убивает Конде.

Другое войско гугенотов собралось в городе Коньяк. Предводителем стал сын Жанны Наваррской, Генрих. Успех продолжал переходить от одних противников к другим. После заключения Сен-Жерменского пакта удалось добиться мира и амнистии. Завоёванные протестантами города оставались в их руках.

Екатерина Медичи выдаёт замуж сестру короля Карла IX за герцога Наваррского. Гугеноты под предводительством Колиньи ведут переговоры с Англией по поводу восстания на территории Нидерландов. Франция в этот период переживает затишье между военными действиями, поэтому приезд на бракосочетание всех важных персон состоялся.

Католики с колоссальной неприязнью смотрели на потенциальное воссоединение с гугенотскими слоями населения. Королева затеяла свержение с политического пути герцога Колиньи. В 1572 году состоялась ужасная расправа над гугенотами в Варфоломееву ночь. Спасшиеся протестанты защищались в своих крепостях. Через год наступило перемирие, а гугеноты вновь обрели свободу вероисповедания. Однако очередной заговор против династии Гизов подверг управляющих кальвинисткой партии (Наваррский, Конде) преследованиям.

Генрих III продолжал борьбу против протестантов. Когда стало ясно, что Конде с большой помощью от немецкого императора, способен полностью захватить власть в стране, король решается подписать мирный пакт на выгодных условиях. Гугеноты восстанавливают свои права и получают новые крепости.

Образование партии католицизма

Для защиты собственной веры от влияния протестантизма Генрих Гиз создаёт Католическую лигу. Возросшая мощь гугенотов подвигла королеву пойти на большие уступки. Герцог Наваррский обладал правами на корону, поэтому Гиз, не желая отдавать трон еретику, пошёл на сделку с Испанией. Наследником назначили кардинала Бурбонского, человека преклонных лет. В 1585 г. католики вновь провозглашают свою веру главнейшей и отбирают права у протестантов.

Разразилась последняя (восьмая) религиозная война. Кальвинисты Германии присылали в помощь своим собратьям армию, Англия - деньги. В сражении при Кутра Генрих Наваррский одержал знаковую победу, однако, короны он добиться не смог. В 1598 году в свет вышел Нантский указ, разрешающий всем протестантам свободное право исповедания. Чтобы закрепить условия акта, гугеноты пошли на свершение очередного восстания.

События XVII-XVIII века

В 1617 году духовенство католиков убеждает правителя вернуть их религию в протестантский город Беарн. Гугеноты согласились отдать имущество противникам только после приезда самого короля Людовика XIII. Кальвинисты вновь взялись за оружие, но терпели постоянные неудачи на фронте.