Глобальная интеграция и единство человечества. Глобальная интеграция Анализ морфологических характеристик менеджмента глобально интегрирующейся компании

В информационных лентах или новостных передачах часто можно услышать слово «интеграция», как правило, в контексте какого-либо экономического или политического события или ситуации. Оно достаточно плотно вошло в наш лексикон, но при этом его значение понятно не всем. Эта статья поможет ответить на вопрос о том, что такое интеграция. Кроме того, вы сможете восполнить пробелы в знаниях и лучше понимать происходящее на политико-экономическом олимпе.

Что такое интеграция?

Латинское слово «интеграция» означает процесс объединения разных частей в единое целое. При этом в зависимости от контекста применения этого термина определение уточняется и дополняется. В экономическом контексте интеграцией называется процесс активного сближения, слияния и взаимного приспособления национальных хозяйственных систем. Они склонны к саморегулированию и саморазвитию на основе согласованных между государствами политических и экономических договорённостей.

Международный уровень

Международная экономическая интеграция заключается в ряде критериев, которые в итоге определяют её сущность:

  • Она вероятна лишь между странами, которые близки друг другу по социальному и идеологическому укладу, имеют политическую совместимость систем и сопоставимость по экономическому уровню развития.
  • Международная экономическая интеграция эффективна и тем более успешна только на одинаково высоком уровне развития производительных сил, то есть возможна между развитыми странами.
  • Имеет собственную внутреннюю логическую последовательность проводимых мероприятий, так как различные компоненты интеграции имеют тесную взаимосвязь и взаимообусловленность.
  • Она управляется и направляется на самом высоком уровне – межгосударственном и межправительственном.

Европейский вариант

Европейская интеграция имеет достаточно длительную историю, где уже на протяжении нескольких десятилетий осуществляется поиск оптимального пути развития и формирования единой Европы. Пока он до сих пор не найден, поскольку страны, пытающиеся объединиться, имеют весьма неоднородные процессы, что и затрудняет интеграцию. Рассмотрим, что такое интеграция по-европейски.

Наиболее длительная, с большим размахом и с глобальными процессами интеграция началась в Западной Европе ещё в 1958 году. Образование Европейского экономического сообщества (ЕЭС) положило начало созданию Европейского Союза (ЕС), целью которого было формирование единого экономического, финансового рынка. А в 2002 году европейская интеграция продолжилась созданием единой союзной валюты, что привело к более сложной ступени интеграции – политической.

Признаки интеграции

Существует ряд признаков, по которым можно классифицировать происходящие в стране перемены как предпосылки интеграции или непосредственное начало этого процесса:

  1. Взаимное переплетение и проникновение в другие сферы производственных процессов.
  2. Глубокие изменения экономической структуры в странах, участвующих в интеграции.
  3. Необходимое и целенаправленное управление процессами слияния.
  4. Появление в связи с этим фактором различных структур на межгосударственном уровне.

Формы интеграции

Формы (или этапы) интеграции имеют несколько уровней. В первую очередь, как правило, формируется рынок свободной торговли, направленный на постепенное снижение и дальнейший отказ от таможенных сборов и платежей между странами-участницами в части взаимной торговле различными товарами. Вторым этапом становится создание таможенного союза, предполагающего взаимные беспошлинные торговые отношения и единый внешнеторговый тариф при взаимоотношениях со странами, не объединёнными интеграцией.

Третий этап – это создание единого рынка. Это означает свободный товарооборот и производственные процессы внутри интеграционных стран, а также создание централизованного органа управления. Цель – единый рынок как одно государство, где существует свободное и беспрепятственное перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капитала. На четвёртом этапе создаётся экономический союз, затем – валютный. Проводится единая политика в отношении экономики, финансов, валюты участников интеграции, а также гражданства.

Условия интеграции

Существует ряд условий, при которых интеграция может быть не только возможной, но и успешной:

  • Экономика объединяющихся стран должна находиться на примерно одинаковом уровне.
  • Все страны объединения должны находиться на стадии роста: экономического, политического, культурного и так далее.
  • Необходимо принятие политических решений на уровне правительств участвующих стран.
  • Желательно близкое территориальное расположение держав, общие границы.
  • Необходимо определиться с государством-лидером в объединении.

Развитие

Существует ряд факторов, влияющих на развитие и ускорение прохождения интеграционных процессов. К ним можно отнести:

  • открытость и прозрачность национальных экономик стран, стремящихся к интеграции;
  • разделение труда на международном уровне;
  • динамичное развитие мировой инфраструктуры и рынка;
  • выход производства за рамки своей страны и его оптимизация на мировом уровне;
  • усиление и перераспределение финансовых потоков;
  • миграционные потоки рабочей силы;
  • международное развитие научно-технического сектора;
  • создание и развитие международных систем управлением транспорта, связи и информации.

Все вышеперечисленные факторы стимулируют этапы слияния и способствуют переходу объединения на принципиально новый уровень по качеству. Интеграция и развитие вместе усиливают конкуренцию, приводят к увеличению масштабов, прогрессированию специализации и кооперации производства, которые, в свою очередь, способствуют экономическому подъёму.

Плюсы и минусы

Несмотря на то что проведение интеграционных процессов несёт в себе массу положительных факторов для национальных экономик объединяющихся стран-участниц, здесь существуют и негативные моменты. Самые распространённые проблемы интеграции следующие:

  1. Процессы сближения и слияния сдерживаются из-за неполного и слабого дополнения экономик стран-участников.
  2. Инфраструктура развивается неоднородно.
  3. Существует различие в экономических уровнях и, соответственно, в потенциалах дальнейшего развития.
  4. Возможна нестабильность политической системы хотя бы в одной стране-участнице.

Сталкиваясь с подобными препятствиями на интеграционном пути, страны затягивают процессы объединения на долгие годы, что не может положительно сказываться на их экономике и приводит к отрицательным последствиям. Что такое интеграция для стран с менее развитым экономическим сектором? Она приводит к оттоку различных ресурсов и их перераспределению в сторону более устойчивых участников коалиции. Помимо этого, наращивание производства в рамках интеграционного объединения несёт в себе отложенный эффект потерь именно от увеличения масштабов. Существует риск сговора между странами-участницами на определённый сегмент рынка товаров, что, несомненно, приведёт к увеличению цен на них.

К преимуществам интеграционных процессов можно отнести увеличение размеров рынка для свободной торговли, что, в свою очередь, приводит к конкурентной борьбе между странами. Это даёт толчок для обеспечения лучших условий для торговли, вследствие чего происходит улучшение инфраструктуры и также активно распространяются новейшие мировые технологии.

Примеры интеграции

Их в мире достаточно много. Приведём пример самых крупных, известных и успешных объединений:


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

экономический интеграция человечество дюркгейм

Глобальная интеграция в понятиях, терминах, категориях

Ангелина Э.А.

Одной из актуальных проблем современного мирового развития является проблема интеграционного существования человечества. Глобальная интеграция это условие его выживания, особенно в рамках развивающегося техногенеза, чётко выраженного в информационно-компьютерной революции. В связи с этим цель нашего исследования в более полной мере выявить исходные базовые понятия, термины и категории, отражающие и определяющие саму суть мирового интеграционного процесса.

Цель данной работы дать, по возможности, наиболее значимые отечественные и зарубежные первоисточники, в которых наиболее полнопредставлены объём, содержание, виды и функциональность феномена интеграции.

Несмотря на то, что современный мир почти весь XX в. был поделён на две мировые системы капиталистическую и социалистическую, тем не менее, очевидность интеграционных процессов не отрицала ни одна из мировых систем. Работая над первоисточниками, мы познакомились с рядом имён, как отечественных, так и зарубежных философов, социологов, экономистов, политологов, культурологов и т.п. В частности, наиболее крупными исследователями данного вопроса явились: И. Савельева, Я. Щепаньский, В. Абросимов, О. Мальцева, Е. Семёнов, А. Ковалёв, JI. Седов. В 50 е гг. XX в. в СССР изучались работы Т. Парсонса, Н. Смелзера. В 60 е гг. исследовались работы Т. Парсонса, А. Эгциони, П. Лазарсфельда, М. Розенберга. В 70 е 90-е гг. активно изучались работы Л. Вернера, Дж. Грузека, X. Литтона, М. Фельдстрейна, Ф. Хеффернана, К. Барбадта, Д. Хейла и др. Отечественные и зарубежные академические научные учреждения вели серьёзные исследования, проводили международные конференции по данной проблематике, отражая основное видение феномена интеграции в энциклопедических изданиях. В соответствии с нашей задачей наиболее полной подачи объёма и содержания феномена интеграции, мы их подаём в оригинале, взятых, как полагается, в «кавычки», не выбросив ни одного значимого слова.

«Краткая философская энциклопедия» указывает, что «интеграция (от лат. integer полный, цельный, ненарушенный) процесс, или действие, имеющий своим результатом целостность; объединение, соединение, восстановление единства; в философии Спенсера означает превращение распыленного, незаметного состояния в концентрированное, видимое, связанное с замедлением внутреннего движения, в то время как дезинтеграция превращение концентрированного в состояние распылённости, связанное с ускорением движения. Спенсер, говорится в этой энциклопедии, многократно использует слово «интеграция» как равнозначащее агретации. Развитие Солнечной системы, планеты, организма, нации состоит, по Спенсеру, в чередовании интеграции и дезинтеграции. В психологии Э. Иенша интеграция означает распространение отдельных духовных черт на всю совокупность духовной жизни. В учении P Сменда о государстве под интеграцией понимается постоянное самообновление государства путём взаимного проникновения всех направленных на него видов деятельности .

Обращаем внимание на то, что «Краткая философская энциклопедия» подаёт понятие интеграции на фоне другого дезинтеграции. А полная «Философская энциклопедия» рассматривает эти понятия рядом. Здесь мы читаем: «Интеграция и дезинтеграция социальные (от лат. integer целый и французского des... приставка, означающая отрицание, уничтожение) понятия, которыми в буржуазной социологии обозначаются процессы объединения социальных явлений в единое целое и распадение целого на элементы. Интеграция гармонизация и объединение различных социальных групп (классовая интеграция), ассимиляция различных культурных элементов в единой гомогенной культуре (культурная интеграция), примирение и совпадение разных моральных норм (моральная интеграция) и т.д. Дезинтеграция процессы разложения и распадения общества на враждующие группы и группировки, группы на индивидов, преследующих личные, а не общественные цели и т.д. Состояние интеграции и дезинтеграции и взаимопереходы этих состояний являются, согласно буржуазной социологии, главными моментами процесса общественного развития» .

В «Словаре иностранных слов» сказано, что «интегральный (лат.) неразрывно связанный, цельный, единый; интегральное исчисление часть высшей математики (исчисления бесконечно малых), занимающаяся изучением свойств и способов вычисления интегралов и их приложения; интегральные уравнения уравнения, связывающие неизвестную функцию с известными при помощи интегралов; интегральная кооперация кооперативная система смешанного типа, объединяющая все виды деятельности кооперации: потребительскую, промысловую, сельскохозяйственную, охотничью и др.» .

В «Советском энциклопедическом словаре» пишется: «интеграция языков, процесс, обратный дифференциации языков. При интеграции языков языковые коллективы, ранее пользовавшиеся разными языками (диалектами), начинают пользоваться одним языком» .

В том же словаре также отмечается: «Интеграция (лат. integration восстановление, восполнение, от integer целый), 1) понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию; 2) процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации» .

Далее, в целом ряде словарей отмечаются сферы интеграции. Так, об экономической интеграции пишут «Советский энциклопедический словарь», «Краткий политологический словарь» и др. «Современная западная социология. Словарь» размещает статьи об «Интеграции социальной», а также концепции, отражающие данный социальный феномен.

«Интеграция экономическая», читаем в «Советском энциклопедическом словаре», форма интернационализации хозяйственной жизни, возникшая после 2-й мировой войны, объективный процесс переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики. Интеграция капиталистическая создание межгосударственных монополистических объединений (ЕЭС, EACT и др.) замкнутых экономических блоков как новых форм борьбы за экономический раздел и передел мира. Характеризуется острыми противоречиями между региональными экономическими группировками и внутри них. Интеграция социалистическая планомерно регулируемый процесс углубления международного социалистического разделения труда, развития производственной и научно-технической кооперации, взаимовыгодных торгово-экономических и валютно-финансовых связей социалистических стран. Направлена на формирование современной высокоэффективной структуры национальных хозяйств, постепенное сближение и выравнивание уровней их экономического развития .

Советский исследователь И. Савельева в «Философской энциклопедии» на основе ряда зарубежных источников пишет следующее: «интеграция экономическая (от лат integratio - восполнение) - сближение и взаимопереплетение национальных экономик ряда государств, происходящее, как правило, на основе их региональной близости, обусловленное их взаимными интересами и направленное на создание единого хозяйственного организма. Проявляется в создании различных межгосударственных объединений экономического характера, региональных и субрегиональных группировок, основанных на принципах общих рынков, зон свободной торговли, таможенных и валютных союзов, обеспечивается проведением согласованной межгосударственной экономической политики. В последние два десятилетия интеграционные объединения стали неотъемлемым элементом отношений в рамках мирового хозяйства. По характеру и глубине интеграционных процессов можно выделить следующие основные виды интеграционных объединений: 1) зона свободной торговли, когда страны-участницы ограничиваются отменой таможенных барьеров во взаимной торговле; 2) таможенный союз, когда свободное перемещение товаров и услуг внутри группировки дополняет единый таможенный тариф по отношению к третьим странам; 3) общий рынок, когда ликвидируются барьеры между странами не только во взаимной торговле, но и для перемещения рабочей силы и капитала; 4) экономический союз, который предполагает также проведение государствами-участниками единой экономической политики, создание системы межгосударственного регулирования социально-экономического процесса. На практике границы между различными видами интеграции достаточно условны. Наибольшей зрелости интеграция экономическая достигла в группе развитых стран с рыночной экономикой. В 1-ю очередь следует упомянуть Европу, где в 1957 г. было создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). В рамках возникшего на базе ЕЭС Евросоюза интеграция осуществляется по широкому спектру направлений, как экономическому, так и политическому. Этому способствует деятельность общеевропейских финансово-экономических институтов, направления Европейского банка реконструкции и развития. Маастрихтские соглашения 1991 г., предполагающие углубление координации макроэкономической политики и введение общеевропейской валюты, обозначили новый рубеж европейской интеграции экономической. He менее интенсивно процессы интеграции экономической протекают в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Здесь уже созданы такие влиятельные организации, как Межправительственная конференция по азиатско-тихоокеанскому сотрудничеству (АРЕС), Тихоокеанский совет экономического сотрудничества (РЕСС), Экономический совет бассейна Тихого океана (РВЕС), Азиатско-Тихоокеанский экономический совет (АТЭС) и др. Начался процесс формирования северо-американской зоны свободной торговли (НАФТА), включающей США, Канаду и Мексику. Следует заметить, что одни и те же государства могут участвовать в различных объединениях. В настоящий момент в мире насчитывается несколько десятков интеграционных объединений экономического характера, многие из которых пока представляют собой довольно аморфные образования. Это относится к региональным объединениям развивающихся стран. Регион, интеграция в «третьем мире» существенно отличается от аналогичных процессов в развитых странах. Здесь отсутствует такой основополагающий фактор, как постоянно углубляющееся формирование межстрановых хозяйственных связей как на уровне фирм и предприятий, так и национальных экономических организмов. Главная цель подобной интеграции заключается в преодолении низкого уровня развития производительных сил и коллективном протекционизме. В то время как интеграция развитых стран, ставшая приметой эпохи, основана не на защитных механизмах, а на высокой конкурентоспособности экономик стран-лидеров, закрытое от внешнего воздействия пространство лишь способствует отчуждению стран «третьего мира» от экономического развития. Преимущества в данной ситуации получают наиболее развитые участники региональных союзов. Таким образом, разная степень заинтересованности стран-участниц является характерной чертой интеграции в «третьем мире». Экономическими объединениями подобного рода являются Андская группа. Латино-американская ассоциация интеграции. Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии, Таможенный и экономический союз Центральной Африки, Экономическое сообщество стран Западной Африки и т.д. Страны «третьего мира» вообще более склонны ориентировать свои экономические связи на развитые государства, чем на себе подобных. При этом в самом «третьем мире» выделяется прослойка относительно благополучных стран, успешно интегрирующихся в экономическую систему мировых лидеров. На основе подобных взаимодействий формируются стабильно функционирующие экономические объединения. К их числу можно отнести Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатский банк развития (АБР) и др. Существуют также группировки, тяготеющие к определенным региональным «центрам притяжения»,- Южно-китайская экономическая зона, «Золотой треугольник роста». Экономическая зона стран бассейна Японского моря. Индокитайская экономическая зона и т.д. Интеграция экономическая стран социалистического лагеря на политико-идеологической основе, примером которой являлся Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), существовала до тех пор, пока сохранялась ее основа - СССР. Интеграция экономическая является формой регионализации и в то же время интернационализации мировой экономики» . В частности, в качестве первоисточников автор статьи опирается на ряд отечественных и зарубежных исследований.

В другом академическом издании мы читаем: «Интеграция социальная (от лат integratio восполнение) - совокупность процессов, на основании которых происходит слияние разнородных взаимодействующих элементов в социальную общность, целое, систему, а также формы поддержания социальными группами определенной устойчивости и равновесия обществ, отношений; способность социальной системы или её частей к сопротивлению разрушительным факторам, к самосохранению перед лицом внутренних и внешних напряжений, затруднений, противоречий. Этим же понятием обозначается особая проблемная область социологии, изучающая, каким образом различные элементы общества удерживаются вместе, т. е. каким образом они интегрируются. Любые определения интеграции социальной не универсальны, поскольку являются обычно повторением формулировок необходимых условий существования и функционирования социокультурной системы вообще.

Таким образом, в исследования интеграции социальной переносятся все сложности и противоречия социологического анализа «больших систем», требующего учета множества различных элементов, функционирующих в социуме. Интеграция социальная как проблема общей теории социокультурных систем, исследующей условия и показатели сплоченности минимально необходимой для существования и деятельности любой общественной группы, заняла важное место в западной социологии с 50-х гг. XX в. Смысл интеграции социальной каждый раз уточняется в контексте других социологических понятий, обслуживающих сходные задачи: социальная связь, порядок, солидарность и т.п. Если общее понятие социальной связи охватывает все существующие общественные отношения, включая конфликты людей с социальными ролями и нормами обществ, порядка, то интеграция социальная отражает момент согласия, динамическое состояние координации, известной гармонии отношений и процессов в социальной группе любого масштаба. В данном случае интеграция социальная может выступать также как характеристика меры совпадения целей, интересов, убеждений в рамках различных социальных групп, т. е. как социальная сплоченность. Возможна и принудительная интеграция социальная путем подчинения личных интересов интересам группы или заданным извне целям. При этом интеграция социальная не тождественна унификации, она не погашает социальное разнообразие, выступающее фактором жизнеспособности социальной системы» .

Другой отечественный исследователь феномена интеграции А. Ковалёв также указывает на то, что «интеграция социальная (от лат. integratio восполнение) понятие, характеризующее: совокупность процессов, благодаря которым происходит сцепление разнородных взаимодействующих элементов в социальную общность, целое, систему; формы поддержания социальными группами определённой устойчивости и равновесия общественных отношений; способность социальной системы или ее частей к сопротивлению разрушительным факторам, к самосохранению перед лицом внутренних и внешних напряжений, затруднений, противоречий. Интеграция социальная как проблема общей теории социокультурных систем, исследующая условия и показатели сплоченности, минимально необходимой для существования и деятельности любой общественной группы, заняла важное место в западной социологии с 50-х гг. XX в. (особенно после работ Т. Парсонса). Смысл интеграции социальной каждый раз уточняется в контексте других социологических понятий, обслуживающих сходные задачи: социальная связь, порядок, система, солидарность и т.п. Если общее понятие социальной связи охватывает все существующие общественные отношения, включая конфликты людей с ролями и нормами общественного порядка {аномию, отчуждение и т.п.), то интеграция социальная отражает момент согласия, динамическое состояние координации, известной гармонии отношений и процессов в социальной группе любого масштаба. Интеграцию социальную рассматривают как процесс, тесно связанный с другими процессами типа социализации, аккультурации, ассимиляции и т.п., и как некий результат этих процессов. Всякая интеграция социальная (как и ее противоположность - дезинтеграция) относительна и не полна, но степень её мыслится необходимым условием функционирования общественной системы. Однако попытки определить главные признаки достижения необходимого уровня интеграции социальной приводят обычно к повторению формулировок необходимых условий существования и функционирования социокультурной системы вообще. Эго, разумеется, переносит в исследования интеграции социальной все сложности и противоречия социологического анализа «больших систем». Любые определения интеграции социальной не универсальны, учитывают очень немногие из элементов, функционирующих в социуме. Типологии интеграции социальной зависят от способов расчленения социокультурной системы и от анализа отношений между её элементами. Следуя принятому американской социологией делению общественной системы на культурную и социальную подсистемы, различают, например, четыре класса интеграции социальной: (1) культурную - выражающую согласованность между культурными стандартами, нормами и образцами поведения, внутреннюю связность отдельных подсистем символов; (2) нормативную - говорящую о координации между культурными стандартами (нормами) и поведением людей, т.е. таком состоянии, в котором основные нормы культурной подсистемы «институциализированы» в элементах, составляющих социальную подсистему, в частности в действиях индивидов; (3) коммуникативную - основанную на обмене культурными смыслами, информацией и показывающую степень охвата ими всего общества или группы; (4) функциональную - основанную на вытекающих из общественного разделения труда взаимозависимости и обмене услугами между людьми. Каждый вид интеграции социальной имеет свои подвиды. Системные подходы к интеграции социальной связаны с давней социологической традицией. Так, «механическая» и «органическая» солидарность Дюркгейма - это, по сути, два полярных типа интеграции социальной. Описание органической солидарности, соединяющей культурно неоднородных и взаимозависимых индивидов и такие же группы, почти полностью перешло в современную трактовку функциональной интеграции. Механическая солидарность (предполагающая адекватное отображение культурных образцов «коллективного сознания» отдельными членами общества, подобно тому, как молекулы твердого тела сохраняют его основные свойства) представляет собой, по данной выше типологии, сочетание культурной и нормативной интеграции социальной. Системные подходы синтезируют обе ведущие в истории социологии линии понимания природы социальной связи вообще к интеграции социальной в частности: социально-психологическую, подчеркивающую значение чувства солидарности, связи с другими, идентификации с «Мыгруппой», противопоставляемой «Они-группе» и т.п., и объективистскую, выдвигающую на первый план материально-функциональные стороны человеческого общения, стихийно складывающуюся в процессе коллективной трудовой деятельности совокупность обществ, отношений, независимых от внутренних психических состояний соединенных индивидов. Общепринятой и цельной концепции интеграции социальной в западной социологии до сих пор не создано» .

В «Российской социологической энциклопедии» Л.А. Седов пишет: «интеграции социальной концепции (от лат. integratio восполнение, восстановление; integer - целый) - различные теоретические построения в социологии, пользующиеся относящимся к теории систем понятием интеграции, которое означает состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое и процесс, ведущий к такому состоянию. Это понятие пришло в социальные науки из математики, физики и биологии. Понятие «интеграция социальная» подразумевает наличие упорядоченного бесконфликтного отношения между социальными деятелями (индивидами, организациями, государствами и т.д.). Несколько отличный смысл имеет понятие «интеграция социальной системы», которое означает упорядоченную и бесконфликтную связь между частями социальной системы, т. е. между институтами и нормативными стандартами. Взгляды на степень и механизм интеграции социальных систем претерпели сложную эволюцию. Для философов-утилитаристов (Т. Гоббс, Дж. Лoкк и т.д.) было характерно представление об обществе как агрегате автономных единиц, действующих на основе произвольных эгоистических интересов. Э. Дюркгейм, М. Вебер, В. Парето установили наличие интеграции социальной системы на базе общих для всех её членов ценностей и норм. Представители функционалистской антропологии (Малиновский, Радклифф-Браун, Клакхон) довели идею интеграции социальной до представления о полной интеграции общества. Парсонс ввел понятия нормативной и ценностной интеграции социальной в свою четырехфункциональную парадигму рассмотрения социальных систем, показав, что функция интеграции социальной обеспечивается деятельностью специализированных подсистем. По мысли Парсонса, проблемы интеграции социально возрастают по мере дифференциации и усложнения систем действия. Соответственно для обеспечения стабильности и дальнейшего развития системы необходимо развитие механизмов интеграции социальной. В современном обществе интеграционные проблемы решаются с помощью таких механизмов, как универсалистская правовая система, добровольные ассоциации, расширение прав и привилегий членов сообщества, повышение уровня обобщенности символических посредников. Теоретики нефункционалистских направлений (Вендикс, Гоулднер) часто критикуют функционалистов за преувеличение возможной степени интеграции социальной системы, утверждая, что эмпирически высокий уровень интеграции недостижим и практически вреден, т. к. лишает социальную систему подвижности и гибкости. Большое место проблемы интеграции социальной занимают в работах теоретиков организации. В частности, А. Этциони показывает, что такие организации, как тюрьмы, армейские части и т.п., не являются социальными системами, так как интегрируются на основе принуждения. Собственно же нормативные связи в них образуются между узниками, рядовыми военнослужащими и т.д., образующими свои «социальные субсистемы» . Л. Седов также определяет основные понятия интеграции, используя западные литературные источники.

В «Кратком политологическом словаре» также сказано: «социалистическая экономическая интеграция форма интернационализации хозяйственной жизни социалистических стран, выражающаяся в их неуклонно расширяющемся экономическом сотрудничестве, сближении и переплетении национальных экономик, служащих важным условием развития каждой из них. Социалистическая экономическая интеграция позволяет объединить и планомерно координировать усилия социалистических стран в целях решения важнейших социально-экономических задач, призвана соединить в международном масштабе преимущества социалистической системы хозяйства с достижениями научно-технического прогресса в интересах интенсификации экономики каждой страны - члена СЭВ и содружества в целом. Она позволяет ускорять процессы специализации, кооперирования и концентрации производства, эффективным путем обеспечивать потребности социалистических стран в сырье, топливе, машинах и оборудовании.

Основные цели, задачи, принципы и механизм реализации социалистической экономической интеграции определены в Комплексной программе дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ, принятой ими в 1971 г. и рассчитанной на поэтапную реализацию в течение 15-20 лет.

Основными направлениями социалистической экономической интеграции являются: сотрудничество в области плановой деятельности стран-участниц, специализация и кооперирование производства и создание международных экономических организаций («Интерметалл», «Интерэнерго» и др.), сотрудничество в решении топливно-энергетических проблем (совместное освоение энергетических и сырьевых ресурсов, строительство трансконтинентальных газопроводов, атомных электростанций, формирование единой энергосистемы «Мир»), сотрудничество в области науки и техники, координация валютнофинансовой и внешнеторговой деятельности и т.д.

Экономическое совещание стран - членов СЭВ на высшем уровне (1984) ознаменовало качественно новый этап в углублении социалистической экономической интеграции. На нем были определены долговременные направления развития социалистической экономической интеграции, сделан крупный шаг в согласовании экономической политики, расширении прямых кооперационных связей предприятий, создании совместных объединений и международных организаций. Стержнем всей работы стали последовательная реализация Комплексной программы научно-технического прогресса стран - членов СЭВ до 2000 г., переход от преимущественно торговых связей к более глубокой специализации и кооперированию производства. XXVII съезд КПСС и съезды других братских партий подтвердили курс на дальнейшее углубление социалистической экономической интеграции как материальной базы сплочения стран социализма. Поставлена задача - обеспечить более полное использование возможностей социалистической экономической интеграции в интенсификации социально-экономического развития стран социалистического содружества в целях повышения благосостояния народов, укрепления их безопасности.

На рабочей встрече руководителей братских партий стран - членов СЭВ (1986) был намечен курс на радикальное обновление механизма сотрудничества и перевод социалистической экономической интеграции на новую технологическую модель развития. В соответствии с этими договоренностями в органах Совета были намечены меры по поэтапной перестройке механизма интеграции, включающего пути введения обратимости переводного рубля в свободно конвертируемые валюты, постепенного формирования условий для свободного перемещения между странами СЭВ товаров, услуг и других факторов производства и для создания в перспективе объединенного рынка» .

В заключении мы можем сказать, что, во-первых, в дальнейшем большинство теоретических разработок отечественных и зарубежных авторов подтвердилось; во-вторых, с распадом СССР, с бурным развитием информационно-компьютерных технологий и целым рядом других факторов мировая интеграция стала глобальным явлением, оттачивая старые понятия и категории, и порождая новые; в-третьих, в конечном счёте, глобальная интеграция стала естественным условием существования современного человечества.

С писок использованных источников

1. Краткая философская энциклопедия. М.: Издательская группа «Прогресс» «Энциклопедия», 1994. 576 с.

2. Философская энциклопедия. В 5-ти тт. Т.1 М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1960. 504 с.

3. Словарь иностранных слов. М.; Дрофа, 2008. 817 с.

4. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1982. 160 с.

5. Современный западный социологический словарь / Сост. Ю.Н. Давыдов, М.С. Ковалёва, А.Ф. Филиппов. М.: Политиздат, 1990. - 432 с.

6. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Академика РАН Г.В. Осипова. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 1998. 481 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Жизненный путь Э. Дюркгейма - французского социолога и философа, основателя французской социологической школы и структурно-функционального анализа. Проблема интеграции индивида и общества. Механическая и органическая солидарность, типы самоубийств.

    реферат , добавлен 12.05.2014

    Краткая биография и профессиональная деятельность Э. Дюркгейма. Анализ проблемы интеграции индивида и общества. Общая схема дюркгеймовского описания механической и органической солидарности в соответствии с определенными типами обществ (по С. Люксу).

    реферат , добавлен 26.03.2010

    Изучение биографии Эмиля Дюркгейма - одного из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Основные вехи жизненного пути ученого. Концепция социологизма и социальных факторов Эмиля Дюркгейма и теории его предшественников.

    контрольная работа , добавлен 24.12.2010

    Предмет социологии и трактовка общества в понимании французского социолога Э. Дюркгейма. Анализ концепций и идей Дюркгейма, описание правил социологического метода. Общественная солидарность и разделение труда - центральная проблема творчества Дюркгейма.

    реферат , добавлен 25.04.2011

    Изучение биографических данных Э. Дюркгейма – ученого-социолога, который внес огромный вклад в исследование общества как нормативной системы. Великие предшественники Э. Дюркгейма и истоки его учения. Социологизм Э. Дюркгейма. Идея социальной солидарности.

    реферат , добавлен 09.10.2012

    Изучение биографии и основных трудов Эмиля Дюркгейма. Исследование идейно-теоретических предпосылок и философских оснований его социологии. Историческое значение учения французского социолога. Влияние идей Дюркгейма на последующее развитие социологии.

    курс лекций , добавлен 24.04.2014

    Общественная сущность морали, ее функции. Дисциплина и контроль как ее элементы. Аспекты понятия "долг". Социологический подход Э. Дюркгейма к религии на основе тотемического принципа. Представление о религиозном сознании как сущности общественной жизни.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2016

    Биография и путь творческого становления французского философа и социолога конца XIX - начала XX вв. Эмиля Дюркгейма, характеристика его самых известных работ. Идея социальной реальности и описание социальных фактов, исследование проблемы самоубийства.

    доклад , добавлен 22.09.2009

    Предмет социологии Дюркгейма. Аномия как состояние утраты человеком веры в ценности общества, а обществом - своей регулирующей функции. Социологизм в качестве основополагающих принципов социологии Дюркгейма. Исследование Дюркгейма "Самоубийство".

    реферат , добавлен 22.04.2010

    Биография, профессиональная деятельность и научные работы французского социолога Эмиля Дюркгейма. Взгляды ученого на разделение общественного труда, разработка им нового социологического подхода, понятия социальной солидарности и сущности "социологизма".

Выжить поодиночке тяжело в современном мире, это поняли все страны мира. Для устойчивого роста необходим доступ к большому общему рынку и участие в международном разделении труда. В то же время государства стремятся защитить свою экономику. Для соблюдения баланса между защитой своих рынков и получением доступа к чужим применяются различные формы региональной интеграции. Это объективные процессы, страны участвуют в различных интеграционных проектах, чтобы получить максимальные преимущества для своих экономических агентов.

Понятие

Региональная интеграция - это усиление взаимодействия в различных сферах - военной, экономической, политической, культурной. Страны создают режим наибольшего благоприятствования для членов объединения. Интеграция предполагает создание новой общности, которая пытается получить преимущества за счет большего размера, "эффекта масштаба". Объединенные ресурсы позволяют решать вопросы, которые не по силам странам по отдельности. В процесс интеграции экономики стран взаимодействуют, приспосабливаются к совместной работе, сращиваются.

Признаки

Исходя из определения региональной интеграции, выделяют следующие основные признаки:

  • она выгодна всем странам, входящим в объединение, все получают преимущества, которые поодиночке невозможно было бы получить;
  • интеграция - дело добровольное, основано на партнерских отношениях, поэтому принудительное объединение в результате войн - это другой случай;
  • в результате интеграции происходит некоторое обособление группы стран от глобального мира, внутри союза создаются благоприятные условия для участников и ставятся барьеры для других государств;
  • страны проводят согласованную внутреннюю и внешнюю политику, пример самой глубокой интеграции - Европейский Союз, где имеется единое экономическое пространство и согласованная позиция по основным внешнеполитическая позициям;
  • имеются общая нормативная база и наднациональные органы, например Евразийский экономический союз имеет единый Таможенный кодекс и общий управленческий орган - Евразийскую комиссию, которая занимается вопросами функционирования объединения;
  • единое видение общего будущего и судьбы, часто основанное на общей истории.

Конечно, степень и глубина соответствия объединения зависит от вида, формы и того, на какой стадии развития находится процесс региональной интеграции.

Степень интеграции

В зависимости от уровня объединения различают следующие формы региональной интеграции:

  • Зоны свободной торговли. Подразумевают снятие барьеров в торговле, обычно снимается большинство пошлин и квот. Могут создаваться как между странами, так и между интеграционными объединениями и странами, например между Евразийским экономическим союзом и Вьетнамом.
  • Таможенные союзы - следующая степень интеграции. Страны, кроме снятия барьеров в торговле между собой, принимают единые таможенные правила, тарифы и ведут общую торговую политику в отношении третьих стран: таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана.
  • Страны Подразумевается свободное движение капиталов, трудовых ресурсов, товаров и услуг, ведется общая налоговая и торговая политика. Пример - латиноамериканский МЕРКОСУР, в который входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай.
  • Экономические союзы. Самая продвинутая форма региональной экономической интеграции, подразумевает проведение общей торговой, налоговой, бюджетной политики, вводится общая валюта, часто согласуется политика в отношении третьих сторон.

Иногда вводится еще одна форма интеграции - политический союз, но уже на стадии экономического союза невозможна эффективная работа без политического объединения.

Задачи

Основные задачи, стоящие перед региональными союзами, это укрепление позиции на глобальном рынке, укрепление стабильности и мира в регионе и создание роста экономики. В ходе развития региональной экономической интеграции объединения стран начинают заниматься не только экономическими, но и политическими вопросами. Например, АСЕАН занимается не только торговлей между странами, но и экономическими взаимоотношениями с другими странами, вопросами мира и стабильности в регионе. Одна из целей организации - это создание безъядерной зоны в регионе.

Цели

Страны, создавая региональные объединения, стремятся обеспечить благоприятные условия для развития своих стран, надеясь на повышение эффективности работы национальной экономики за счет получения преференций от региональной экономической интеграции. Цели объединения включают в том числе получение выгоды от эффекта масштаба, снижение издержек внешней торговли, получение доступа к региональным рынкам, обеспечение политической стабильности и улучшение структуры экономики. Не всегда все цели достигаются, например Кыргызстан вступил в Евразийский экономический союз, чтобы получить стимулы к росту экономики и привлечению инвестиций. Однако пока эффект довольно слабый в связи с воздействием внешних факторов.

Факторы

Причины, по которым страны объединяются, самые различные, процессы региональной интеграции не происходят стихийно. Это осознанный выбор стран, которые проходят длинный путь развития экономических и политических связей. Ключевые факторы, способствующие организации региональной интеграции:

  • увеличение международного разделения труда;
  • усиление глобализации мировой экономики;
  • повышение открытости национальных экономик;
  • повышение степени специализации стран.

В целом все факторы характеризуют усложнение экономической жизни. Отдельные страны уже не всегда успевают перестраивать производство в соответствии с темпами возникновения инноваций. Глобализация экономики вынуждает конкурировать с лучшими товарами.

Предпосылки

В большинстве случаев главным стимулом развития региональной интеграции является территориальное соседство. Во многих случаях это страны, имеющие общую историю, например Евразийский возник как объединение стран постсоветского пространства. Важным значением для успешной региональной экономической интеграции является сходство уровней экономического развития. Многие интеграционные проекты в развивающихся странах работают неэффективно из-за слишком больших различий в уровне экономик. С другой стороны, Европейский союз начинался как проект самых развитых стран Европы. Союз угля и стали объединил страны, у которых были общие экономические и политические проблемы: увеличение торговли и исключение возможности войны между Германией и Францией. Успешные примеры международной региональной интеграции заставляют другие страны стремиться войти в такие союзы.

Принципы

В мире работает около тридцати интеграционных объединений. Страны, участвующие в них, прошли разный путь. От Тихоокеанского партнерства, образованного в 2016 году и так и не начавшего работать, до Европейского союза, самого продвинутого интеграционного проекта. Поэтому, начиная проект международной экономической интеграции, региональные субъекты понимают, что сразу не смогут решить все свои проблемы. Постепенность - один из принципов процесса объединения. Второй принцип - это общность интересов, интеграция - это общий проект, в процессе которого необходимо выстроить систему сложных экономических связей. Возможно, в каких-то сферах и пойти на не совсем выгодные условия для страны, чтобы способствовать достижению общей цели. Для того чтобы было устойчивое региональное развитие, интеграции нужна адекватная модель принятия решения. Обычно все основные решения вырабатываются на основе консенсуса.

Эффект масштаба и повышение конкуренции

Страны, инициируя проект региональной интеграции, стремятся получить максимальный эффект от работы в общем экономическом пространстве. Более крупный рынок дает возможность увеличить объемы производства, усилить конкуренцию и стимулировать повышение эффективности производства, снизить влияние монополий. Компании, входящие в объединение, могут увеличить объемы производства и продаж, потому что получат доступ на рынки стран, входящих в интеграционный проект. Происходит экономия издержек за счет увеличения объемов производства и экономия в сфере торговли за счет снятия таможенных барьеров и пошлин. Кроме того, работа на общем свободном рынке позволяет снизить издержки за счет доступа к более дешевой рабочей силе, прогрессивным технологиям. Экономия на масштабе особенно важна для небольших стран, где крупные местные компании быстро монополизируют местный рынок. При открытии страны увеличивается интенсивность конкуренции. Предприятия, соревнуясь с большим количеством экономических субъектов, вынуждены снижать издержки и вести ценовую конкуренцию. Отрицательными последствиями может быть вымывание целых отраслей в малых странах, не выдерживающих конкуренции. Например, после вступления в Европейский союз прибалтийские страны остались без большинства отраслей промышленности.

Расширение и переориентация торговли

Снятие торговых ограничений и пошлин может способствовать изменению географической структуры торговли. Общий свободный рынок делает товары из стран объединения конкурентоспособными на местных рынках, в том числе за счет снижения тарифных барьеров. В результате происходит замещение местных и импортных товаров. Получив доступ на региональные рынки, производители сосредотачивают свои усилия на производстве и продаже товаров, в которых они имеют сравнительные преимущества, например за счет снятия пошлин и квот. Происходит расширение торговли. Более эффективные производители вытесняют продукцию из других стран, потому что могут использовать преимущества региональной интеграции.

Страны получают свою специализацию внутри интеграционного объединения. Объединение рынков приводит к географической переориентации торговли. Получение преференций в торговле внутри объединения стимулирует увеличение внутренней торговли за счет сокращения товароборота с третьими странами. Особенно если снятие ограничений внутри интеграционного объединения сопровождается ужесточением условий торговли для других стран. Расширение и переориентация приводят к изменению страны, где размещается производственная деятельность. Притом часто это носит несбалансированный характер, одни страны получают преимущества, в других вымываются целые отрасли.

Крупнейшие проекты

Глобализация экономики вынуждает страны стремиться примыкать к тому или иному объединению.Во всех основных регионах мира есть свои экономические объединения. Самые успешные интеграционные союзы: Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Общий рынок латиноамериканских Самый большой и продвинутый интеграционный проект, ЕС объединяет 27 стран. Сравнимую экономическую мощь имеет НАФТА, включающий США, Канаду и Мексику, где доминирующую роль играет одна страна. Однако и слабейшая экономика в этом союзе получает выгоды.

Например, в Мексике расположено значительное количество автомобильных предприятий, которые работают на рынок США. Крупнейший азиатский проект АСЕАН развивался как производственная база мировой экономики. Крупнейшее объединение на ЕАЭС существует с 2014 года.

Европейский союз

История ЕС служит примером успешного развития интеграционного проекта, который прошел все стадии от зоны свободной торговли до полноценного экономического и политического союза. Объединенные общей историей и территорией, страны начали процесс интеграции для решения общих проблем послевоенной Европы. Существенное преимущество ЕС - то, что в интеграции участвовали сразу несколько развитых государств со схожей культурой и уровнем развития экономики. Страны союза делегировали значительную часть своего суверенитета общеевропейским органам.

Главным способом, средством достижения единства человечества при культурном, этническом и религиозном разнообразии является интеграция народов, государств, мировых религий, религиозных конфессий.

Необходимость интеграции обусловлена тем, что отдельные государства не могут решать проблемы, которые присущи всему человечеству, ни одно государство на планете не имеет достаточных сил и средств, чтобы в одиночку нейтрализовать глобальные угрозы.

Интеграционным структурам демократических государств могут существовать внутренние и внешние угрозы от антикосмополитических сил.

Интеграция будет происходить в условиях разобщенного мирового общества с глобальными вызовами и угрозами. Поэтому на всех этапах интеграции необходимо обеспечить выживание человечества, всестороннюю безопасность народов, государств, религий и человечества в целом.

Обеспечение единства человечества – один из важнейших принципов космополитизма. Единство человечества – это генетическая связь всех наций, народов, религий, это связь не только "сегодняшних" людей, но и связь с предками, связь с потомками, это связь всех со всеми. Это единство человеческих судеб, единство с природой Земли, единство экономических связей, взаимосвязь политик, единство общественного сознания. Единение человечества – это отечество мирового сообщества, органическая совокупность отечеств государство.

Единство имеет всеобщие корни, граждане мира должны осознавать свое единство с человечеством, с природой.

Вклад в единство вносят все народы планеты. Чем больше вклад каждого народа в единство, тем мощнее целое – Великое Существо.

Достижение единства человечества предполагает наличие политики всех государств, глобальной политики мирового сообщества в отношении последующих поколений, потомков. Целесообразно, чтобы каждое поколение через 20-25 лет отчитывались перед потомками, что оно оставило последующим поколениям во всех сферах жизнедеятельности, а через 30-40 лет отчет должно делать все мировое сообщество. Желательно, чтобы отчеты имели моральный и правовой характер.

Интеграция – это процесс в пространстве и во время, создания, распространения правил, процедур, процедур при принятии решений, ценностей и норм. Интеграционные процессы происходят в мирное время, во время войн, революций, природных катастрофах. Диапазон интеграции широк: от объединения с общей внутренней и внешней политикой до сотрудничества государств с различными конфигурациями.

Интеграция будет охватывать политическую, социальную, экономическую, национальную, культурологическую, религиозную и военную сферы.

Объекты интеграции: в политической сфере – это модель государства, тип режима, идеология, надгосударственные структуры; в социальной сфере – сближение и унификация обществ, этнический состав, религия, язык; в экономической сфере – это сращивание рынков, торговля, инвестиции, финансы; в культуре – это объединение различных культур. Человек может принадлежать к разным культурам.

Инвестиционные процессы будут происходить до модернизации демократических государств; в ходе их модернизации; после модернизации уже в условиях космополитической демократии.

Интеграция будет происходить внутри государств, между государствами, внутри религий, между религиями, между светскими и религиозными структурами.

Интеграционные процессы требуют тесного, делового сотрудничества, проявления терпения, поиска выхода в сложных ситуациях. При интеграции возможны противоречия, для нейтрализации которых потребуются компромиссы. Сотрудничество государств является магистральным направлением интеграции.

Интеграционный процесс группы государств не должен быть в изоляции. Во-первых, он должен соответствовать интересам мирового сообщества, объединению, единству человечества при культурном, этническом и религиозном разнообразии; во-вторых, государства – члены процесса, союз государств, если он создан, должны иметь четкую и ясную политику в отношении других интеграционных процессов (ЕС, ШОС, НАТО, ОДКБ и др.) независимо от их политической ориентации; в-третьих, иметь интеграционную политику в отношении других государств; в-четвертых, вокруг союзов государств необходимо воздавать площадки для взаимодействия с другими народами и государствами. В результате тесных контактов с другими государствами они могут подключиться к интеграционному процессу.

Интеграция будет происходить между народами, государствами, религиями, этносами, если они не имеют даже общих границ.

Интеграционные процессы будут осуществляться через горы, реки, океаны, пустыни. Каналы соединят островные государства. Соединение каналом Америку и Россию имело бы историческое интеграционное значение.

Из интеграционного союза демократических государств возможен выход каких-то государств, возвращение их в авторитаризм. Не исключен распад демократических интеграционных структур.

Интеграция возможна между демократическими и авторитарными государствами на базе этносов, религий, культуры, военной безопасности. Безусловно, в будущем произойдет объединение корейского народа.

В результате контактов с другими интеграционными процессами могут возникнуть различные варианты: объединение интеграционных процессов, ориентированных на формирование единого человечества; установление сотрудничества между интеграционными процессами, которые способствуют расширению миролюбивого пространства без войн; наконец, возможно возникновение конкретных отношений между цивилизационными процессами.

При интеграции может быть использован метод "a la carte". При этом методе отсутствуют у государств общем цели, государства участвуют в интеграции, используя свои национальные интересы. Они участвуют только в отдельных проектах интеграционного процесса.

При интеграции используется и метод "измеряемой геометрии". При таком методе группа государств-членов интеграционного процесса не обязательно имеет общие цели. Она активно тем самым продвигает ее вперед, участвует в интеграции в ее отдельных областях.

Президент В.В.Путин выдвинул идею о новом интеграционном проекте Евразии, в составе РФ, Украины, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана.

В таком составе, при таком политическом устройстве участников членов Евразийский союз не внесет вклад в формирование единого человечества. Во-первых, это союз авторитарных государств, которые в ближайшие десятилетия не станут демократическими. Увеличиваться союз может за счет авторитарных государств. Во-вторых, союз будет в основном носить антикосмополитический характер. В-третьих, отношения между странами не могут быть демократическими и равноправными. В союзе будет доминировать РФ, которая обеспечит странам безопасность. Союз будет базироваться на природных ресурсах России. В-четвертых, РФ вряд ли установит гармоничные, миролюбивые отношения между ЕС и Евразийским союзом.

Не исключено, что союз будет во многом адекватным советскому режиму.

Вместе с тем Евразийский союз может превратиться в эффективный источник всемирной интеграцией, если входящие в него страны станут на демократический путь развития и между государствами установятся равноправные отношения.

Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство, занимающее важное геополитическое, культурологическое, этническое, религиозное положение в Европе, в Азии, в мире в целом. Если Россия станет демократическим миролюбивым государством; у нее великое, космополитическое будущее.

Во-первых, демографическая Россия, огромное многомиллионное, многонациональное, многоконфессиональное государство, могла быть в будущем важным структурным элементом будущего единого человечества с культурным, этническом и религиозном разнообразии.

Во-вторых, Россия вместе с Европейским Союзом могла бы образовать крупную интеграционную структуру как часть единого человечества.

В-третьих, Россия могла бы создать азиатский многонациональный интеграционный союз. В состав Азиатского Союза могли бы войти государства христианской, китайской, индийской и исламской цивилизаций. Союз обогатил бы культурное, этническое и религиозное разнообразие будущего единого человечества.

В-четвертых, Россия могла бы внести вклад в формирование единого Евро-Азиатского объединения как важной структуры будущего единого человечества.

Демографическая Россия могла бы стать на всемирно-исторический путь, бороться за судьбу человечества, внести вклад в единство человечества, биосферы и ноосферы.

Интеграция нашей планеты будет осуществляться через развитие локальных цивилизаций; через образование союзов демократических государств (ЕС); путем сохранения и развития многонациональных и многоконфессиональных государств (США, РФ, Индия, Китай); путем эволюции и превращения авторитарных государств в демократические.

Многополярный мир – важная тенденция в объединении людей. Каждый субъект многополярного мира вбирает в себя огромные пространства, огромные людские объединения.

Можно предположить, что в будущем возможны следующие интеграционные модели государств с иммигрантами: модель ассимиляции (иммигранты должны полностью воспринять культуру большинства), модель мультикультурализм (иммигрантам предоставляется право сохранить свою культуру, но уважать законы). Не исключена модель, при которой иммигранты покинут страну.

Важную роль с интеграции будут выполнять локальные цивилизации. Локальная цивилизация – это способ жизнедеятельности общества, целостная и саморазвивающаяся система. /Каждая локальная цивилизация – крупная интеграционная общность, крупномасштабное устройство в мировом сообществе, крупная пространственно-временная конфигурация.

Локальная цивилизация – целостная система, которая включает религию, культуру, философию, науку, мораль, право, способы мышления, образ жизни, систему взаимоотношений с природой, политическую, экономическую и социальную подсистемы. Локальная цивилизация – интегральное целое, в которой ее компоненты тесно связаны между собой. Современное мировое сообщество включает китайскую, индийскую, японскую, западноевропейскую (евроатлантическую), исламскую, православную (восточно-европейскую), латиноамериканскую и африканскую цивилизации.

Моральные, духовные и территориальные связи племен, наций, народов, государств привели к образованию локальных цивилизаций, которые были системами, ограниченными во времени и пространстве.

Религия является определяющим, системообразующим фактором в развитии локальных цивилизаций. Религия выступает фактором интеграции, расширяет духовное пространство, утверждает единство всех верующих, сплачивает общество, формирует общее мировоззрение верующих.

Таким образом, локальная цивилизация – огромная часть мирового сообщества, в совокупности локальные цивилизации образуют мировое сообщество. Локальные цивилизации являются, во-первых, средством формирования единства человечества; во-вторых, средством формирования культурного, этнического и религиозного разнообразия.

Основой интеграционных процессов, системообразующим фактором будет государство. Сообщество нуждается в государствах, которые способны стать локомотивами интеграции. В интеграции государства движутся с различной скоростью (разноскоростная интеграция). При этом они ориентируются на успех и неудачи других государств. Разноскоростная интеграция осуществляется при наличии у государств общей цели.

В интересах демократической интеграции каждое государство должно иметь временной и пространственный взгляд, концепцию на собственную интеграцию, т.е. с кем интегрироваться? в какие сроки? самим вписываться или интегрировать через себя?

В интересах глобальной интеграции необходимо сохранить единые огромные пространства (Китай, РФ, США, Индия, Бразилия, Аргентина, Индонезия и др.). Они стоят ближе во времени и пространстве к единству мирового сообщества. Нельзя разрушать огромных субъектов, в том числе суперэтнических синтезов.

В настоящее время под воздействие глобализации, новых вызовов и угроз происходит трансформация национального суверенитета многих государств. На смену абсолютному суверенитету государства приходит ограниченный суверенитет. Ограничение суверенитета становится устойчивым явлением в мировом сообществе.

Ограничение суверенитета происходит двумя способами: добровольная передача суверенных полномочий (пример Европейского Союза, ООН) и внешнее принуждение к соблюдению международных обязательств, обеспечению прав человека, предотвращение гуманитарных катастроф. При ограничении суверенитета могут использоваться различные санкции, в том числе эмбарго, блокады, запреты и др. Добровольное и принудительное ограничение суверенитета государств нуждается в правовом сопровождении, что позволит гуманизировать глобальную мировую политику.

Национальные государства приобретают новые функции. Одни функции переносятся "наверх" – в наднациональные структуры, другие – "вниз" – к местным властям. К традиционным функциям добавились новые: стимулирование экономики/, развитие науки, создание социальной инфраструктуры.

Ограничение суверенитета государств, передача части их функций другим государствам, наднациональным структурам, Организации Объединенных Наций позволяет более успешно вести борьбу с международным терроризмом, с распространением ОМУ, осуществлять коллективное регулирование международных отношений. Национальные государства, освобождаясь от эгоизма, от абсолютизации своих национальных интересов, активно участвуют в интеграционных процессах.

Глобализация обостряет отношения космополитизма и национализма. Национализм отторгает космополитизм и космополитизацию. Сторонники национализма выступают за величие своей нации, за сохранение замкнутости перед лицом интеграции. Националисты считают патриотизм как единственно справедливую форму идентичности, сводят идентичность к одной черте человека (религия, национальность) при его рождении ("врожденная" идентичность). Националисты мечтают о возвращении былой роли национальных государств. Национальную однородность в государствах считают вечной.

Национализм принес человечеству кровавые войны, которые были главным средством разрешения различных проблем. Они защищают власти национальных государств. Националисты активно и сознательно ведут борьбу с космополитизмом.

Космополитизм предполагает жестокую критику принципов национализма, вскрывает его конструктивные ошибки. Вместе с тем, космополитизм считает, что идеи государственности и суверенитета не потеряли полезности, их надо развивать в космополитическом направлении. Национализм способен решать национальные проблемы, если будет использовать ценности и потенциал космополитизма.

Космополитизм, в отличии от национализма, предполагает у индивидов множественность идентичностей.

В условиях интеграции возрастает роль международного права. Национальные нормы права влияют на формирование норм международного права. Международное право влияет на национальное законодательство.

Основными принципами международного права являются: суверенное равенство государств; воздержание от угрозы силой или ее применения; разрешение международных споров мирными средствами; невмешательство во внутренние дела государств; обязанность государств сотрудничать во внешней сфере; равноправие и самоопределение народов; нерушимость государственных границ; уважение прав человека и основных свобод; добросовестное выполнение международных обязательств.

С этими принципами мы вступили в XXI век. Вместе с тем международное право может развиваться. Могут быть сформированы и новые принципы.

Интеграционным процессам, интеграционным структурам демократических государств могут существовать внутренние и внешние угрозы от антикосмополитических сил. Поэтому на всех стадиях формирования интеграционных демократических структур им должна быть обеспечена военная безопасность.

Весомой, лидирующей составляющей общей интеграции является Европейский Союз демократических государств.

Европейский Союз выступает экспериментальной демократической лабораторией, площадкой интеграционного процесса всего мирового сообщества. Интеграция углубляется, растет число участников, усложняется структура союза, она становится постоянным процессом.

ЕС является всемирным лидером в интеграции и космополитизации. ЕС добился исторических успехов, став важным субъектом мировой политики. Европейский Союз избрал исторически верный путь для достижения единства человечества при культурном, этническом и религиозном разнообразии.

ЕС способен помочь выйти из системного кризиса мировых демократий, внести огромный вклад в модернизацию мировых демократий.

Европейский Союз положил начало космополитической региональной интеграции, которая должна доказать свою эффективность в сохранении мира, в гуманных и справедливых отношениях государств. Региональная интеграция ЕС может превратиться в устойчивую и всеобъемлемую, космополитическую и геополитическую тенденцию к формированию единого человечества. Государства, которые недооценивают региональную интеграцию, не присоединяются к существующим региональным структурам, могут остаться на многие десятилетия на обочинах всемирно-исторического движения.

Европейский Союз исходит из того, что наличие множества наций нельзя заменить единой большой нацией, что единство можно обеспечить признанием и примирением многих национальных историй, что не предполагает растворения наций, растворения разных религий.

Интеграция ориентирована на закрепление, сохранение принципов национальной, культурной и религиозной терпимости, на сосуществование культурных, этнических, религиозных, политических идентичностей; отвергает в Европе проект национальной однородности. В ЕС национальные и европейские интересы постепенно соединяются, национальные интересы постепенно европеизируются.

В ЕС больше половины решений принимаются в союзе, а не в государствах. Частичный отказ государств от национального суверенитета сделал их более защищенными. Отход государств от эгоизма в национальных интересах будет постепенно увеличиваться. В ЕС существуют общие интересы во внешней политике и в обеспечении безопасности.

Вместе с тем в Союзе существует ностальгия по национальному суверенитету, не преодолен национальный эгоизм, нет глубокого интереса к общеевропейским проблемам, наблюдается подъем национализма. Развитию ЕС препятствует и системный кризис. Все это сдерживает интеграцию и космополитизацию.

Кроме Европейского Союза существуют и другие модели интеграции, которым присущи свои особенности. В Северной Америке, в Азии, Латинской Америки формируются другие интеграционные очаги, которые в будущем примут космополитический характер.

Интеграция – глобальный общемировой процесс с присущими ей общими закономерностями.

Одной из форм интеграции являются диаспоры. Космополитизм исходит из того, что диаспоры должны быть объектами космополитизации. При решении всех диаспорских проблем необходимо исходить из интересов мирового сообщества. Нельзя не расширять, ни сужать диаспоры в ущерб человечеству. Проблемы диаспор нуждаются в более полном и глубоком правовом сопровождении на уровне государств, регионов, мирового сообщества. При длительном существовании диаспор возможны ассимиляционные процессы.

Явления интеграции прослеживаются на глобальном и региональном уровнях.

На глобальном уровне интеграция проявляется:

  • 1. в создании международно-правовых связей между региональными интеграционными объединениями;
  • 2. в создании, функционировании и развитии транснациональных рынков товаров и услуг (в рамках системы ВТО и за пределами этой системы).

В качестве метода международно-правового регулирования интеграционных процессов выступает не только координационный, присущий МП, но и субординационный метод (элементы наднационального регулирования в ЕС).

Однако наиболее комплексный и управляемый характер приобретает интеграция на региональном уровне: в Европе, Северной и Южной Америке, Азии, Тихоокеанском регионе, на Среднем и Ближнем Востоке, в Африке.

56. Интеграционное объединение -- это экономическое пространство со специальным (льготным) правовым режимом. С точки зрения МЭП, в связи с интеграционными процессами возникает проблема соотношения этого "внутриинтеграционного" режима и ПНБ. Подобные вопросы вставали в связи с созданием ЕЭС, ЕАСТ, ЛАСТ.

Если допустить, что в силу ПНБ третьи государства могут требовать "внутриинтеграционные" льготы, это будет означать невозможность интеграции, запрет на интеграцию.

Эта проблема рассматривалась в Комиссии международного права ООН при подготовке "проекта статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации", который мог бы стать международной конвенцией.

Следует отметить, что ст. XXIV текста ГАТТ предусматривает "таможенные союзы", "зоны свободной торговли" в качестве исключения из-под сферы действия ПНБ. Однако на практике ни одно из соглашений о таможенном союзе или зоне свободной торговле не отвечало полностью требованиям ГАТТ, и тем не менее за всеми этими объединениями было признано право на освобождение от обязательств, вытекающих из ПНБ.

С учетом этого можно утверждать, что льготы, предоставляемые государствами друг другу в рамках интеграционных объединений, не подпадают под сферу действия ПНБ либо на основании международного договора (ГАТТ, двусторонние торговые договоры, предусматривающие подобные исключения), либо на основании сложившегося международно-правового обычая.

В связи с установлением международно-правовых связей между интеграционными объединениями новые черты привносятся и в практику применения ПНБ: происходит своего рода "перемещение" применения этого принципа с межгосударственного уровня на уровень "интеграционное объединение -- интеграционному объединению".

Так, например, в 1983 году было заключено Соглашение об экономическом сотрудничестве между ЕЭС и Андским пактом, предусматривающее (ст.4) взаимное предоставление РНБ.

Аналогичное положение содержалось в соглашении между ЕЭС и странами-- членами АСЕАН, а также в проекте рамочного соглашения между ЕЭС и СЭВ.