Где находятся мощи святого серафима саровского. Дивеевский монастырь

Серафим Саровский был канонизирован во время царствования Николая II . Императорская чета была уверена, что именно молитва к старцу даровала им рождение наследника, Алексея , после нескольких дочерей. Но еще задолго до этого, при жизни Серафима Саровского, и по сей день люди обращались и обращаются к нему за помощью.

О том, кто такой Серафим Саровский и кому и в чем он помогает, рассказывает EG . RU .

Первое чудо

В середине XVIII века в далеком городе Курске жил богатый купец Исидор Мошнин с женой Агафьей . В ночь с 29 на 30 июля 1754 года родился у них младший сын, которого при крещении назвали Прохор . Когда мальчику исполнилось 3 года, скончался отец семейства. В конце своей жизнь Исидор затеял строить храм в Курске, и после его смерти, Агафья продолжила дело своего мужа.

Как-то за ней увязался маленький Прохор. Ему тогда было около семи лет. Пока мама занималась делами, мальчик поднялся на колокольню. И вдруг оступился и упал. Вне себя от горя, Агафья кинулась к сыну, возле которого уже собрались строители. И каково же было ее удивление, когда она увидела мальчика живым и невредимым.

Чудесное исцеление

Следующее чудо случилось с Прохором в 10-летнем возрасте. Он сильно заболел. Врач развел руками и сообщил матери, что мальчик скоро умрет, так как вылечить его нет никакой возможности.

Но в скором времени Прохор увидел во сне Богородицу, которая сообщила, что ему осталось недолго терпеть боль и скоро он пойдет на поправку. Наутро в Курске был крестный ход с иконой Богородицы «Знамение». Агафья взяла сына на руки и приложила его к иконе. Вскоре мальчик выздоровел.

Рос он очень набожным, каждое утро бегал в церковь и по достижении 20-летия объявил матери, что хочет посвятить свою жизнь Богу. Вместе с паломниками он отправился из Курска в Киево-Печерскую лавру. Монашеский постриг он принял в Саровской обители. Мать дала ему с собой медное распятие, которое он носил всю свою жизнь.

Подвиги Серафима Саровского

В 1786 году Прохор стал монахом, взяв имя Серафим. Через год был рукоположен в иеродьяконы, а в 1793-м – в иеромонахи. Тогда ему было 39 лет. Днем Серафим трудился в монастыре, а по ночам уходил в лес, чтобы там совершать в тишине и спокойствии молитвы. Вскоре он попросил разрешение уйти в келью в лесу, расположенную в 5 километрах от монастыря.

Однажды к отшельнику пришли разбойники, узнав, что к нему приходит много людей за советом. Они думали, что отшельник богат, забирая подношения просителей. Лихие люди застали молитвенника за работой.

Разбойники сильно избили Серафима, проломили ему голову и хотели сбросить в реку. Но, обыскав келью и обнаружив в ней только икону и несколько картофелин, ушли. Отшельник с трудом дополз до монастыря.

Окружающие были удивлены, как он смог выжить при таких ранах. И вновь к нему пришла Божия Матерь, которая, коснувшись его головы, исцелила страдальца. Около пяти месяцев провел отец Серафим с братьями-монахами, а потом вновь вернулся в свою келью. С тех пор спина его осталась навсегда сгорбленной.

Разбойников тех нашли, но отшельник попросил за них, чтобы они не подвергались наказанию. С 1807-го и целых три года отец Серафим молчал и не с кем не общался. К нему приходили только дикие звери. Есть свидетельства, что Преподобный кормил с рук медведя.

Проведя в уединении 15 лет, отец Серафим в 1810 году вернулся в монастырь и 15 лет провел в своей келье в постоянной молитве. Он вновь начал принимать всех обращающихся к нему за помощью. Старец приобрел дар прозорливости и исцеления от болезней. Также отец Серафим опекал Дивеевскую обитель, а перед смертью предсказал, что будет похоронен именно там. Он скончался 14 января 1833 года в возрасте 78 лет. Преподобный стоял на коленях в своей келье перед иконой Божией Матери.

Предсказание старца о его захоронении

Его похоронили в Саровском монастыре, куда стали приезжать со всей страны люди за помощью к батюшке Серафиму. Был там даже император Николай II со своей супругой Александрой Федоровной . Они просили старца даровать им сына. И в 1902 году у них родился пятый ребенок и первый мальчик Алексей .

Именно государь настоял на канонизации отца Серафима. И 29 января 1903 года благоговейного старца Серафима признали в лике святых. Летом, в день рождения Преподобного, состоялись торжества с открытием его мощей. На чествование святого приехала вся императорская семья.

Однако после революции, в 1922 году, мощи были вывезены из Саровского монастыря и отправлены в Москву для изучения, после чего они пропали. Их нашли случайным образом только в 1990 году. После передачи Казанского собора в Ленинграде православной церкви в его подвале, в котором хранились экспонаты Музея истории и религии, нашли останки.

После проведенной экспертизы было установлено, что это мощи Серафима Саровского. Но вернуть святого обратно в родную обитель было невозможно, так как Саров, а тогда он уже назывался Арзамас-16, был закрытой территорией (с 1943 года там работали ученые над созданием атомной бомбы).

И 1 августа 1991 года мощи Серафима Саровского встречали в дорогой для него обители – Дивеевском монастыре, где они находятся и сейчас.

Часто называют последним, четвертым уделом Матери Божией, и согласно летописям, создавались все святыни его с повеления Самой Царицы Небесной, проводником воли которой сначала была матушка Александра, а после ее кончины - Серафим Саровский . Именно Серафиму Саровскому обязан удел Канавкой, ведь согласно легенде первый ее аршин прокопал преподобный, всего лишь за одну ночь.

Но не оставил священнослужитель землю дивеевскую и после смерти - мощи Серафима Саровского в Дивеево и поныне привлекают паломников со всей Руси и других православных верующих, поскольку даруют они и чудесное исцеление, и душевное просветление, и позволяют ощутить всю радость бытия по воле божией. Мощи преподобного «путешествовали» по многим храмам и монастырям, но возвращены они в Дивеевскую обитель лишь в 1991 году, что отмечалось крестным ходом, а в богослужении участвовал Патриарх Алексий II, проведший самолично первый молебен на площади, прилегающей к Троицкому собору.

И с тех пор мощи святого не покидали стен обители, и по-прежнему проводник воли Царицы Небесной утешает и помогает страждущим.

В 2003 году православная Русь широко отмечала столетие со дня прославления преподобного старца в лике святых православия. Преподобный Серафим, за деяния свои вознесенный, при жизни прославлял Бога, Церковь русскую и излечивал самую суть души человеческой. Но мощи Серафима Саровского в Дивеево делают то же самое! Они даруют исцеление больным, утешают скорбящих, вразумляют неразумных и наставляют их на Путь истинный. Преподобный Серафим и после смерти способен открыть сердца приходящих людей, даровать им способность воспринимать Любовь Божию, приводит к вере и глубокому почитанию заповедей, приводит людей в Храм, откуда уже окрыленный святым участием Старца человек не уйдет никогда.

Существует поверье, что перед своей смертью преподобный Старец Серафим передал в руки послушниц обители свечу, наказав, чтобы с этой свечой его и встретили с ней, будь он вернется. Свеча передавалась из поколения в поколение послушницами обители, и лишь 160 лет спустя последняя и единственная, оставшаяся в живых к возвращению мощей и открытию монастыря схимонахиня Маргарита передала ее протодиакону для встречи мощей старца. Мощи Серафима Саровского в Дивеево обрели свой последний приют, и есть надежда, что не покинут они стены обители без должного на то повода уже никогда, и спустя много веков будут даровать страждущим искомое просветление.

Открытие мощей преподобного Серафима состоялось 19 июля 1903 года, а их второе обретение - 15 января 1991 года.

Мощи св. Серафима находятся под сенью в левом приделе Свято-Троицкого собора, а преподобных жён Дивеевских - Александры, Марфы и Елены - в церкви Рождества Богородицы. В Казанском храме, который был восстановлен к 250-летию со дня рождения Старца, поятся мощи св. блаженных Пелагеи, Параскевы и Марии.

В очереди к святым мощам не стой, а старайся молиться. Старец Серафим всем заповедовал: "Как с живым со мной говорите, и всегда я для вас жив буду!"

Обязательно помяни имена всех сродников о здравии, об упокоении. Испроси у Преподобного вразумления, как жить дальше, и получишь великое утешение. Помяни и тех, кто день и ночь молится о благоденствии святой обители и трудится в ней. Помолись обо всех и обязательно вознеси молитву о России. Испроси у Бога грехов оставление, жизни исправление, и в православном духе устроение.

КАК ПРИЛОЖИТЬСЯ К СВЯТЫНЕ

Когда к святым мощам и иконам подходить будешь, сделай два поклона с крестным знамением. Поклоны нужно сделать заранее, чтобы других не задерживать и чтобы все успели приложиться. Прикладываются так: святыню сначало целуют, затем прикасаются лбом. Если хочешь освятить икону на мощах, то молча подай её монастырской сестре, которая стоит у изголовья мощей. Она приложит её к раке, и святыня будет освящена на мощах преподобного Серафима (или Дивеевских матушек). Прикладывать можно иконы, крестики, чётки, пояс "Живый в помощи". Выйдя из ограды ещё раз перекрестись и поклонись.

Обе эти монашеские обители связаны с именем одного и того же великого святого русской земли. Между тем, первый монастырь является мужским монастырем, а Дивеево (Серафим Саровский был попечителем его) - женским. К тому же, одна из названных обителей находится в Тамбовской губернии, а вторая - в Нижегородской. История этого оплота монашества началась в городе Киеве, в Киево-Печерской женской лавре.

Начало истории монастыря

В XVIII веке жила одна монахиня, которая происходила из знатного рода. Она посвятила себя Богу после того, как в молодом возрасте трагически погиб ее супруг. Матушке Александре (такое имя получила она при постриге) однажды во сне было чудесное явление. Она увидела Божью Матерь, которая сказала ей, что жизненный путь монахине суждено закончить не в Киевской лавре, а в другом монастыре. Эту обитель ей самой суждено будет основать на том месте, которое укажет Богородица. Монахиня, следуя традиции, спросила о значении этого сна у нескольких старцев. Они пришли к согласному выводу, что явление Пресвятой Девы было истинным. Поэтому они благословили рабу божию Александру на долгий путь, который повелела ей проделать Дева Мария.

От маленькой церкви до большой обители

Она долго странствовала по России, оставаясь на ночлег в различных монастырях, пока, наконец, Божья Матерь не явилась ей вновь и не сказала, чтобы та закончила свои скитания по свету и основала монастырь там, где она в данный момент находилась. Этим местом была небольшая церковь, в селе Дивеево. Монахиня построила каменный храм на свои деньги неподалеку от этого единственного в селе деревянного собора. Это было первое задание будущего монастыря Серафима Саровского в Дивеево. Божья Матерь говорила Александре, что данная обитель скоро станет третьей по значимости женской общиной во всём православном мире. Считается, что теперь монастырь Серафима Саровского в Дивеево занимает четвертое место после Киевской лавры, Афона и ещё двух других. Это предсказывал старец, когда запрещал сестрам называть сельский деревянный храм приходской церковью.

Большой собор

Серафим Саровский о храме в Дивеево говорил, что он станет монастырским собором, какого еще не было на свете. Старец взял шефство над новой общиной. Среди всех настоятельниц обители особо выделялась третья по счёту. Она отличалась своей строгостью в соблюдении монастырского устава для себя и для всех сестёр. Сам Серафим Саровский, в Дивееве находясь, высоко оценил ее монашеский подвиг. Он отзывался о ней, как о непреклонной служительнице Господа. Только после смерти Серафима Саровского в XIX веке монастырь получил официальный статус. Вскоре стал строиться новый собор, который был назван Троицким и возводился более 25 лет. Проект его разработал архитектор, который занимался проектированием храма Христа Спасителя в столице России.

Расцвет монастыря

Одним из благотворителей, которые сидели много для монастыря в этот период, был человек, который написал биографию преподобного Серафима Саровского, являлся его частым собеседником и записал духовные наставления старца. Особенностью этой монашеской обители было наличие каменной мельницы, на которой трудились сёстры, населявшие монастырь. К концу XIX века число монахинь увеличилось примерно до восьмисот человек, послушниц было вдвое больше. При этом население села Дивеево было значительно меньше, чем количество человек, живших в стенах монастыря. После Октябрьской революции обитель претерпела такие же невзгоды, как и многие другие религиозные заведения.

Тяжёлые времена

Хотя сразу после Великой Октябрьской революции монастырь Серафима Саровского в Дивеево еще некоторое время благополучно существовал под видом трудовой колонии, которая была зарегистрирована в 1919 году, уже менее чем через 10 лет, в 1927, он был закрыт. Монахиням пришлось разойтись по разным обителям, которые ещё были на тот момент действующими. Многие сёстры Монастыря Серафима Саровского в Дивеево нашли приют в Тамбовском монастыре, куда попало множество монахинь со всей России. В 1937 году была закрыта и Казанская церковь, бывшая когда-то первым храмом монастыря. Единственной монахиней, которая благодаря своему долгожительству увидела монастырь возрожденным в 90-е годы XX века, была матушка Серафима. Она передала обители личные вещи, принадлежавшие святому преподобному Серафиму Саровскому. Возрождаться монастырь Серафима Саровского в Дивеево стал в конце восьмидесятых годов XX века. Первым событием из череды многих действий по восстановлению обители было строительство новой церкви на основе выкупленного у одного из сельчан дома, который в прошлом принадлежал священнику. Этот дом был перестроен в деревянный собор.

Возрождение общины

При освящении храма в него была торжественно внесена икона Серафима Саровского, которая изображала преподобного в полный рост, и на которой был помещен один из предметов священнической одежды святого. Вскоре приходу был передан и Троицкий храм, который уцелел в советские годы, но использовался не по назначению. Он был восстановлен и освящён в день памяти последнего Дивеевского священника.

Мощи Серафима Саровского в Дивеево и канонизация местных святых

В начале девяностых годов было принято решение о воссоздании женского монастыря. Вскоре были доставлены в Дивеево мощи Серафима Саровского, которые за несколько лет до этого нашли в музее атеизма в Санкт-Петербурге.

В девяностые годы монастырю были переданы все храмы, которые принадлежали ему в прошлом. Начались восстановительные работы. В начале нового тысячелетия канонизировали трёх Дивеевских монахинь, в числе которых была и матушка Александра, основательница обители.

В 2003 году, в дни празднования 100-летнего юбилея со дня прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых, на территории монастыря был проведён крестный ход с мощами, а также торжественные службы патриархом Алексием Вторым. На них также присутствовал нынешний владыка Кирилл. Всего с 1988 года в монастыре восстановлено и построено семь новых церквей. Главным храмом, как и в былые времена, остаётся Троицкий собор, в котором проходят все праздничные службы, и где находятся мощи Серафима Саровского в Дивеево. В других храмах лавры также находятся мощи некоторых святых сестёр этой общины.

Святая канавка

Еще одной святыней Дивеево является Канавка Пресвятой Богородицы. Известно, что создание этого сооружения было завещано Серафиму Саровскому, святой Богородицей в начале XIX века.

По наставлению Божьей Матери канавку, то есть ров глубиной до 2 метров, должны были копать только сестры, жившие в монастыре. Местные жители и священники могли только убирать землю и помогать подносить орудия труда. В некоторые праздничные дни по этой канавке совершался крестный ход. В советское время ров был засыпан по приказу правительства. Молебны на его территории запрещались. Со времени начала восстановления монастыря стали вестись переговоры и о возрождении Святой Канавки Пресвятой Богородицы.

В начале двухтысячных годов были предприняты работы по нахождению действительного места ее расположения и реставрации этой святыни. В нескольких местах возле канавки были установлены поклонные кресты. Одной из многочисленных святынь монастыря является также которая до привезения на территорию монастыря после смерти преподобного Серафима Саровского, находилась в Саровской пустыни. Перед ней молился сам святой старец. Перед этим же образом он и скончался. По его завещанию икона была перенесена в Дивеевскую обитель и помещена в домовом храме. В Троицком соборе монастыря находится чудотворный список с этой иконы.

Источник Серафима Саровского в Дивеево

Также в монастырских землях расположены несколько родников, самый старый из которых называется Казанским и расположен возле одноименного собора. Наиболее почитаемый из них - источник Серафима Саровского в Дивеево находится на окраине монастырских земель. В годы советской власти многие из этих источников были засыпаны, но потом вновь обретены. Недалеко от родника святого Серафима построены две часовни.

Одна была освящена в 1993 году Алексием Вторым, а вторая создавалась в течение нескольких лет и открылась в начале двухтысячных годов. Возле Серафима Саровского в Дивеево после постройки двух часовен были организованы и два места для окунания в воду. Известны многочисленные случаи исцеления людей после посещения этого родника. Одно из мест для окунания называется Купелью Серафима Саровского в Дивеево.

В конце двухтысячных годов на территорию обители был привезён колокол, который приобрел сам преподобный на Нижегородской ярмарке. На нем выбито имя покупателя. Эта святыня весит один пуд. Вследствие повреждения, а именно, трещины в корпусе, в данный момент колокол не действует. Его готовят для экспозиции местного музея.

Монашеская келья и портрет

В новом веке монастырь пополнился еще одной святыней, портретом первой настоятельницы монастыря и его основательницы преподобной Александры, который принадлежит кистям монахинь монастыря, живших в нём в XIX веке. После закрытия лавры в годы советской власти картина хранилась у сестер. Обнаружен же портрет был в одной из антикварных лавок Нижнего Новгорода и выкуплен благотворителями. При передаче дарители упомянули, что в биографии каждого из них был эпизод, связанный с данным монастырем. Считается что в былые времена, то есть до закрытия лавры после Великой Октябрьской революции, картина изменяла свой оттенок согласно характеру посетителя, который приходил за советом к настоятельнице монастыря. В настоящее время полотно проходит реставрацию. После завершения работ оно будет помещено в одном из храмов монастыря, где есть придел, посвящённый Несколько лет назад для посетителей был открыт дом, который служил кельей монахине Параскеве Ивановне, которая прославлена в лике святых и считается блаженной. В этой постройке расположены три зала, один из которых посвящен непосредственно святой, которой принадлежал домик, а также нескольким другим монахиням, жившим в этом монастыре.

Следующий зал назван в честь преподобного Серафима Саровского, где находится экспозиция, воссоздающая фрагмент кельи святого, с мебелью, которая принадлежала старцу при его жизни. Еще один зал посвящен посещению императором Николаем Вторым монастыря.

Несмотря на то, что многие слышали о монастыре Серафима Саровского в Дивеево, как доехать до него, знают не все.

Путь в Дивеево

Добираться на общественном транспорте до обители лучше всего так. Следует сначала доехать до города Арзамаса. А как доехать в Дивеево, в Серафимо-Саровский монастырь из Арзамаса? В данном населённом пункте существуют два вокзала. Нужно сесть на поезд до Дивеева на вокзале, который носит номер 2. Этот маршрут ходит через каждые два часа. Обратно в Арзамас можно уехать в семь вечера. Приезжать в монастырь лучше всего к вечернему богослужению в храме Серафима Саровского в Дивеево, которое начинается в пять часов.

Перед прибытием необходимо заранее сообщить время и дату своего прибытия в специальный паломнический центр, который действует на территории монастыря. После вечерней службы для половников устраивается трапеза, попасть на которую можно по специальным талонам, которые выдаются в центре. После ужина желающие могут совершить крестный ход, который проводится монахинями монастыря ежедневно по Священной Канавке.

Во время этого шествия сестры несут перед собой икону Умиление Божьей Матери. Следует помнить, что все посетители должны при себе иметь паспорт с печатью о прописке. На территории монастыря существует гостиница для священнослужителей, миряне же могут разместиться в той, которая находится в селе Дивеево. Следует помнить, что обитель открыта в ночные часы только в дни памяти святого преподобного.

Для желающих посетить родник

Как доехать к источнику Серафима Саровского в Дивеево?

Ежедневно от паломнического центра отправляется автобус к целебному роднику. В теплое время года таких рейсов бывает до трех в сутки. Источники, которые находятся на территории Дивеевского монастыря, можно посетить самостоятельно, также разрешается помолиться в пяти храмах.

В паломническом центре есть возможность заказать экскурсию по монашеской обители, которая проводится в течение часа. Посетителям следует помнить, что на территории монастыря действуют правила, которые сходны с общими церковными положениями о том, как нужно одеваться на богослужениях. Нельзя носить одежду выше колен, также недопустимы открытые локти. Женщины должны быть в платках. Паломники, которые желают пробыть в Дивеево более одних суток, могут посетить с экскурсиями несколько близлежащих монастырей. В настоящее время ежегодно обитель посещают тысячи туристов. В монастыре постоянно живут около 400 монахинь. Главному храму монастыря, Троицкому собору, присвоен статус памятника архитектуры. Лавра несколько раз посещалась президентом Российской Федерации, а также другими высокопоставленными лицами. В обитель входят более 20 монашеских скитов, а также подворий.

В каждом из них действует как минимум одна церковь, которая была восстановлена или построена после распада Советского Союза. Во многих подворьях есть почитаемые в православном мире иконы либо мощи святых. В главном храме обители постоянно находятся останки преподобного Серафима Саровского. Частица их прибывает также в одном из подворий, в его главной церкви. Это святыня в дни празднования 100-летия прославления святого Серафима в лике святых земли русской совершила путешествие в Курск, на родину преподобного. Она пробыла в течение некоторого времени в храме, построенном родителями его, а также в церкви, где он был крещен. Возле первого из упомянутых соборов, была открыта часовня, сделанная из дерева, которая освящена в честь святого Серафима Саровского.

О преподобном старце

Следует напомнить некоторые факты из жизни чье имя нераздельно связано с монастырем, о котором идет речь в данной главе.

Святой происходил из знатного купеческого рода. Как уже упоминалось, преподобный родился в Курске. Его отец был человеком религиозным, часто посещал церковь и жертвовал много денег на храмы. Многие соборы были возведены под его началом, так как одной из сфер его деятельности было строительство. Мать святого тоже была очень набожна и много занималась благотворительностью. Глава семьи умер в достаточно молодом возрасте. Его жене пришлось одной воспитывать троих детей и доводить до конца дело, начатое мужем, строительство храма в честь святого Сергия. Преподобный с детства чувствовал свое особое назначение в этом мире. Ему нравилось посещать церковь, читать духовные книги. В раннем возрасте он упал с колокольни возводимого родителями храма. Однако мальчик остался цел и невредим и тут же встал на ноги и пошел.

Серафим (в миру Прохор) серьёзно заболел в десять лет. Но чудесным образом исцелился, когда мать поднесла его к иконе, которую проносили возле дома во время крестного хода.

В зрелом возрасте он принял на себя подвиг затворничества. Несколько лет Серафим жил в уединении в лесу, где по преданию ветви деревьев преграждали путь незваным гостям к его жилищу. Когда какому-нибудь страннику всё же удавалось пробраться в это место и увидеть Серафима, то святой ложился на землю лицом вниз и оставался в таком положении, пока человек не удалялся. В течение долгого времени он совершал подвиг столпничества. То есть преподобный проводил большую часть суток, стоя на камне и вознося молитвы Всевышнему. В это время его руки были постоянно воздеты к небесам.

Однажды шайка разбойников забрела в этот лес. Увидев Серафима Саровского, они потребовали от него денег. Он сказал им: «Делайте то, зачем пришли». Услышав это, они жестоко избили его. После разбойники вошли в его жилище, но не нашли там желанных денег. Увидев в какой бедности он жил, они устыдились и ушли. Серафим Саровский, собрав остаток сил, смог добраться до монастыря, где он провел в больнице долгое время. После этого случая святой на всю жизнь остался горбатым. Однако разбойников, которые избили его, и которых в скором времени поймали, он попросил не наказывать. После выхода из больницы он остался в монастыре, но принял обет молчания. Через некоторое время отец Серафим получил знак от Господа Бога, что ему нужно стать старцем. То есть он должен был принимать посетителей монастыря, выслушивать их вопросы и отвечать на них, давая духовные наставления. Но даже выступая в роли духовного наставника для многих людей, во время бесед с ними он был проявлял смирение. Старец всегда просил своих учеников садиться на возвышении, при беседе с ним, в то время как он сам становился на колени. Себя он называл не иначе как убогим Серафимом. Ко всем посетителям он обращался, называя их «Радость моя».

В течении всей жизни преподобного Пречистая Дева часто являлась ему, предвещая исцеления от болезней и напутствуя его на пути духовного развития. Однажды Серафим Саровский увидел Пречистую Деву в окружении святых. Царица Небесная указала на него перстом и сказала: «Этот от нашего рода».

Из Докладной записки Комиссии по вопросам канонизации Архиерейскому Синоду Русской Истинно-Православной Церкви о положении с Мощами Св. Преп. Серафима Саровского Чудотворца.
"Неоднократно, - пишет Мотовилов, - слышал я из уст великого угодника Божия старца о. Серафима, что он плотью своею в Сарове лежать не будет. И вот однажды осмелился я спросить его: - Вот вы, батюшка, все говорить изволите, что плотию вашею вы в Сарове лежать не будете. Так нешто вас Саровские отдадут?
На сие батюшка, приятно улыбнувшись и взглянув на меня, изволил мне ответить так:
- Ах, ваше боголюбие, ваше боголюбие, как вы! Уж на что царь Петр-то был царь из царей, а пожелал мощи св. благоверного князя Александра Невского перенести из Владимiра в Петербург, а святые мощи того не похотели и в Петербурге их нет.
- Как не похотели? - осмелился я возразить великому старцу. - Как не похотели, когда они в Петербурге в Александро-Невской Лавре почивают? - В Александро-Невской Лавре, говорите вы? Как же это так? Во Владимiре они почивали при вскрытии, а в лавре под спудом - почему же так? А потому, - сказал батюшка, - что их там нет....

И много распространившись по сему поводу своими богоглаголивыми устами, батюшка Серафим поведал мне следующее:

Мне, убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но так как к тому времени архиереи русские так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что даже главнейшему догмату Христовой веры – Воскресению Христову и всеобщему воскрешению и веровать уже не будут, то посему Господу Богу благоугодно взять меня, убогого Серафима, до времени от сея привременныя жизни и посем, во утверждение догмата воскресения, воскресить меня, и воскресение мое будет аки воскрешение седми отроков в пещере Охлонской во времена Феодосия Юнейшего".

"Открыв сию великую и страшную тайну, великий старец поведал, что по воскресении своем он из Сарова перейдет в Дивеево и там откроет проповедь всемiрного покаяния. На проповедь же ту, паче же на чудо воскресения, соберется народу великое множество со всех концов земли… И тогда вскоре настанет и конец всему".

Великая Дивеевская тайна – одно из самых загадочных эсхатологических пророчеств, оставленных прп. Серафимом Саровским. Сегодня оно является достоянием не только Катакомбной Церкви, но многотысячными тиражами перепечатывается в изданиях официальной Московской патриархии.

Со времени, когда оно впервые было опубликовано С.А. Нилусом, многие пытались постичь его таинственный смысл. Мотовилов, затем Нилус, многие Новомученики Российские и Отцы-Исповедники Катакомбной Церкви отмечали, что это пророчество относится к судьбе святых мощей прп. Серафима, и связанной с ними судьбе Русской Церкви (видимо, неслучайно и исчезновение мощей Прп. Серафима совпало с 1927 г., - ред.). И как видно из самого пророчества, святой старец неоднозначно указывал, что наступят такие времена, когда всеми будет считаться, что мощи его как бы есть, а на самом деле их не будет…

Уже в 1920-е гг., когда богоборческой властью в России была начата массовая кампания по осквернению святых мощей, в русском православном сознании стало распространенным ожидание и уверенность, что с мощами Св. прп. Серафима Саровского обязательно должно произойти нечто невероятное и чудесное. Православные готовы были к тому, что мощи прп. Серафима должны их покинуть. Такой уход мощей святого переживался как наказание за грехи и призыв к покаянию. В житиях святых есть случаи ухода святого покровителя из города, осквернившегося преступлением или неверием. Именно так многие склонны были тогда смотреть на дальнейшую судьбу святых мощей прп. Серафима. Поэтому, когда Архиепископ Тамбовский Зиновий (Дроздов), еще до попытки богоборцев изъять честные останки, заблаговременно дал поручение сокрыть их на Кавказе, иеромонах, которому такое поручение было дано, не стал их преждевременно увозить из Сарова, будучи уверенным, что Святой сам не даст свои мощи в руки святотатцев. И до самого 1927 г. мощи Св. Серафима оставались в Сарове открытыми для всеобщего поклонения, и лишь после попытки богоборцев увезти их в Москву, были чудесно сокрыты в Катакомбной Церкви.

Даже чувствительная к духовным переживаниям народа русская поэзия не оказалась безучастной в Серафимой тайне. Еще в 1919 году, в поэме «Серафим» Надежда Павлович именно с ожидавшимся тогда вскрытием раки в Сарове своеобразно связала уход преподобного (его оживших мощей!) в гущу страждущего народа (РГАЛИ. Ф. 410 (Н.А. Павлович). Оп. 1. Д. 5). В поэме Павлович Св. Серафим воскресает во время кощунственного “освидетельствования”… Другая поэтесса, Анна Ахматова, с еще большей, присущей ей проницательностью, в 1922 году прощается со святыми, – и в частности со Св. Серафимом Саровским, – которые за грехи людей покидали «двор Господень»:

«…И выходят из обители, Ризы древние отдав, Чудотворцы и святители, Опираясь на клюки. Серафим – в леса Саровские, Стадо сельское пасти…» (Ахматова А. Стихотворения и поэмы. – Л., 1977. – С. 163).

Поэтическая чувствительность и проницательность Анны Ахматовой неподдельно передают переживания самого православного русского народа, связанные с уходом мощей Св. Серафима. И не случайно, по-видимому, акцент сделан именно на «уходе в леса», «стадо сельское пасти». Именно таков был путь большинства последователей и почитателей Св. Серафима, «малого стада» – Катакомбной, Истинно-Православной Русской Церкви, вынужденной уходить в леса, в подполье. Здесь уже более ясно видна и причина, почему Св. Серафим Саровский свою Великую Дивеевскую тайну связывал с будущим нечестием «архиереев русских», которые, по словам преподобного, «нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего».

Нилус Сергей Александрович

Соприкасаясь с Великой Дивеевской тайной, невозможно не задаться вопросом: о чем же в действительности говорится в пророчествах святого старца? И о каком «уходе» его мощей и «воскресении» преподобного может идти речь, если они официально переданы советской властью Московской патриархии в 1991 г. и открыты для всеобщего поклонения?

Изучение этого вопроса показывает, что именно этот факт, возможно, и имеет непосредственное отношение к некоторой разгадке Великой Дивеевской тайны.

При ознакомлении с печатными материалами о судьбе мощей прп. Серафима Саровского, якобы переданных советской властью в январе 1991 г. Московской патриархии, сомнения в их подлинности подтвердились.

Как оказалось, ни в Москве, ни в Ленинграде мощей прп. Серафима Саровского никогда не было, и не могло быть, поскольку в 1927 г. они у богоборцев были выкрадены и надежно сокрыты дивеевскими монахинями. Впервые об этом, после длительного вынужденного молчания открыто было засвидетельствовано еще в 1991 г. в беседе, опубликованной официальным изданием РПЦЗ «Православная Русь» (см. об этом ниже).

По официальной же версии МП, неизвестные останки, объявленные мощами прп. Серафима Саровского, были «случайно найдены в запасниках всесоюзного музея истории атеизма в Ленинграде», причем ни в одной из описей музея они не значились. Каким образом и когда они там оказались – неизвестно. Обнаружены останки были в декабре 1990 г. накануне расформирования музея, работники которого на протяжении 60-ти лет даже не подозревали об их наличии (что уже само по себе сомнительно). По официальной легенде директора музея, они находились среди массы запыленных от времени старых ковров, тканей и других материалов завернутые в рогожу (не исключено, что какие-то останки действительно могли быть накануне “обретения” специально привезены). На мощах не было никаких обозначений, поэтому выяснить, чьи это останки, совершенно не представлялось возможным.

Однако, несмотря на это, как и в случае с Иконой Божией Матери «Державной» (или как в случае с неизвестными «екатеринбургскими останками», безосновательно объявленными посткоммунистическим режимом Ельцина «останками Свв. Царственных Мучеников»), руководство Московской патриархии, переживавшей в нач. 1990-х гг. глубокий кризис из-за обнародования фактов сотрудничества епископата МП с КГБ, по-видимому с целью укрепить свой пошатнувшийся авторитет и «монополию на православие» в стране, в найденных неизвестных останках “увидело” «мощи Св. Серафима Саровского», и без каких либо на то оснований и доказательств, подозрительным образом найденные в запасниках музея неизвестно чьи останки были объявлены «мощами Св. Серафима Саровского».

После этого руководство советской патриархии, при содействии коммунистического руководства СССР в феврале 1991 г. устроило торжественное перенесение “обретенных” останков через всю страну в Дивеево. Финансирование торжеств осуществлялось, главным образом, за счет государственного бюджета. В их организации и проведении впервые официально принимали участие представители партийной номенклатуры, КГБ, МВД и армия. Для перевоза останков из Ленинграда в Москву был выделен специальный железнодорожный состав, для процессии по стране выделено около десятка комфортабельных микроавтобусов. В самом Дивеево в двухнедельный срок силами Министерства обороны СССР было построено несколько палаточных городков на 20 тысяч человек, а армейские полевые кухни обезпечивали безплатное питание тысяч паломников.

На таком уровне и такого масштаба церковное мероприятие в СССР организовывалось впервые. В это время по всей стране властями осуществлялась передача МП православных святынь и мощей, но ни одно мероприятие подобного рода не было “почтено” столь пристальным вниманием и опекой ЦК КПСС, КГБ, МВД и Министерства обороны СССР. Как и ожидалось, в среде верующих оно действительно вызвало определенное духовное напряжение. Тысячи паломников ожидали чудотворений от мощей, но, как отмечала та же советская пресса, «чудо не произошло». Даже официальные издания Московской патриархии умалчивали тогда, были ли зафиксированы конкретные факты чудотворений или исцелений от мощей. Тогда же среди дивеевских старожилов и верующих пронесся упорный слух, что мощи не настоящие…

Появившиеся подозрения о подлоге мощей были оперативно дезавуированы. Торжественные мероприятия, объявленные МП «духовно-политическим возрождением страны», всесторонне освещались в советской партийной прессе, на телевидении и радио. Коммунистическая идеологическая машина профессионально выполняла новый заказ по созданию очередного мифа «новейшей истории». Замалчивая, правда, что в это же время в Прибалтике, Грузии, на Украине и других республиках СССР коммунистический режим, пытаясь любой ценой сохранить свою власть, предпринимал жестокие попытки подавить оппозицию, вплоть до применения против гражданского населения танков и огнестрельного оружия (как это было в Литве и Грузии).

Сегодня, по прошествии почти 15 лет, нет сомнений, что подлог и широкомасштабные торжества с неизвестными останками были предприняты в политических целях, равно необходимых тогда как агонизировавшему богоборческому режиму, так и сотрудничавшей с ним Московской патриархии, от которой в этот период стали массово отходить верующие и духовенство в России и на Украине. Угроза распада не только СССР и КПСС, но и официальных структур советской патриархии в нач. 90-х гг. ХХ ст., в результате подъема и активизации общественности, ее антикоммунистических настроений, была более чем реальностью. Ставшие возможными, в результате ослабления гонений, выход из катакомб и открытие легальных приходов РИПЦ-РПЦЗ, массовый переход к ним верующих и духовенства МП, аналогичные процессы на Украине, массовое и повсеместное недовольство верующих прокоммунистической позицией иерархии МП, угрожало «официальной церкви» оказаться на грани распада.

В политической обстановке того времени, «советской церкви» было чрезвычайно важно во что бы то ни стало заполучить мощи прп. Серафима, поскольку именно этот великий старец, один из наиболее почитаемых русским народом, считается «голосом совести Русской Церкви», «печальником земли Русской». В его эсхатологических пророчествах раскрывается великая Тайна Русской Церкви последних времен. Но главное, эти пророчества непосредственно касаются отступнической сергианско-экуменической иерархии «советской церкви»: «Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле Русской будут страшные бедствия. Православная вера будет потоптана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия, и за это Господь тяжело их покарает. Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, дабы Он лучше лишил меня Царства Небесного, а их помиловал. Но Господь ответил: “Не помилую их, ибо они учат учением человеческим, и языком чтят Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня”» (Житие Преп. Серафима Саровского // Настольна книга священнослужителя. – М.: Московская патриархия, Т.3, 1979. – С. 601-602). Эти пророчества прп. Серафима, еще в 1979 г. напечатанные Московской патриархией в «Настольной книге священнослужителя», как грозная надпись на стене чертога вавилонского царя Валтасара (Дан. Гл. 5) служат самообличением для беззаконной иерархии советской церкви.

Однако, вместо покаяния в своих антиканонических деяниях и беззакониях, сергианские иерархи в нач. 1990-х гг. заложили основу “богословского” оправдания своему отступлению. С этой же целью, чтобы отвлечь внимание своей паствы от пророчеств, запутать и показать, что пророчества эти не касаются их, а сама МП будто бы и является той самой “Церковью Св. Серафима” (поскольку мощи его вновь обретены именно в МП, что ныне пытаются представить как одно из доказательств ее “исторической преемственности” с дореволюционной Русской Церковью и “каноничности”), нужно было во что бы то ни стало обрести мощи преподобного, в крайнем случае - создать видимость, что его мощи у них.

О политических мотивах их действий завуалировано свидетельствует речь советского патриарха и многолетнего агента КГБ Алексия Ридигера (агентурное прозвище в КГБ – «Дроздов»), произнесенная им 11 января 1991 г. все в том же духе «покорности властям» в то время, когда народ впервые за 70 лет богоборчества начал пробуждаться и становиться в оппозицию безбожному режиму. Вместо того, чтобы поддержать это народное пробуждение, духовно возглавить и направить общество к подлинному духовному возрождению, патриарх и иерархи МП вновь стали защищать тоталитарную систему, используя церковную риторику пытались удержать народ в «покорности властям». Поэтому не удивительно, что рядом с речью по поводу «передачи мощей» на страницах того же «Московского церковного вестника» было опубликовано и другое обращение Алексия Ридигера (растиражированное также в центральном органе ЦК КПСС – газете «Известия»), уже более откровенно раскрывающее политический смысл подлога с неизвестными останками:

«С глубокой скорбью узнал о случившемся в Литве. Тем более прискорбно было мне получить известия о крови на улицах Вильнюса, что в эти самые дни православные верующие получали великое духовное утешение – вновь были обретены мощи великого печальника земли Русской преп. Серафима Саровского… Эти дни, боюсь, никак не приблизили установления подлинного гражданского мира в нашей стране (богоборческом СССР, – авт.) и нашем обществе… Литовцы, надеюсь, сами смогут найти свои промахи и трезво оценить, где и в чем они поддались духу утопизма и националистической мечтательности… Всем же моим согражданам хочу напомнить мысль преп. Серафима Саровского о том, что путь ко спасению тысяч окружающих людей лежит через стяжание мирного духа» (Московский церковный вестник, официальный орган Московской патриархии, № 2 (47), январь 1991 г., стр.3) . В этой речи советского патриарха нет ни единого слова обличения советской власти за допущенные жестокости против мирного населения.

В другой ситуации и в другом государстве подобная «миротворческая» речь патриарха не вызвала бы недоумений, поскольку внешне, как будто, все сказано верно. Но нужно учесть, что именно в это время в Вильнюсе советские танки под своими гусеницами давили мирных и невооруженных граждан, вышедших на улицы с требованием ликвидации коммунистического режима. К сожалению, патриарха тогда, судя по всему, больше беспокоил вопрос сохранения богоборческого СССР и коммунистического режима, а не судьбы его соотечественников.

Налицо применение тех же механизмов, что и в нач. 1940-х гг., когда висевший на волоске кровавый сталинский режим активно использовал Церковь для усиления собственного пошатнувшегося авторитета, умиротворения населения и удержания его в покорности, прибегая к известной риторике, вроде: «нет власти аще не от Бога», «будь покорен властям, над тобою поставленным», «стяжай мирный дух» и т.п.

В такой атмосфере и с такой целью агонизирующим богоборческим режимом в СССР и были инсинуированы подлог и широкомасштабные торжества с неизвестными останками.

О том, как были найдены эти останки и объявлены «мощами Св. Серафима Саровского», в своем рапорте, публиковавшемся в официальных печатных органах Московской патриархии, повествует непосредственный участник тех событий, приближенная особа советского патриарха – архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), прославившийся грубостью в обращении с духовенством:

«Директор музея официально сообщил, что в фондах музея мощей больше нет, кроме частиц в иконах, которые предполагается возвратить в храмы. Но… Неожиданно позвонил С.А. Кучинский (директор музея). Мы договорились о встрече, и он приехал ко мне. Станислав Алексеевич сообщил о том, что после решения о возвращении РПЦ Казанского собора, в котором размещался музей атеизма, началось освобождение запасников… И вот в одном из запасников, среди гобеленов, были найдены завернутые в рогожу останки, по-видимому, какого-то святого. В описи они не значились. Когда рогожу развернули, увидели мощи с надетыми (кем и когда? – авт.) на руки рукавичками. На одной было вышито: “Преподобне отче Серафиме”, на другой – “Моли Бога о наc”.

Сказанное директором музея было поразительно, но это еще не давало основания утверждать, что найдены мощи преподобного Серафима Саровского.

О находке я сообщил Патриарху, и С.А. Кучинский повторил ему свой рассказ. Святейший Патриарх благословил, прежде всего, найти в архивах документы, связанные с мощами преподобного Серафима, сохраняя все в тайне до тех пор, пока не будет уверенности в том, что это мощи преподобного. На поиски документов ушло некоторое время. Наконец, из Российского центрального архива были получены копии и акты, связанные со вскрытием мощей преподобного Серафима после революции.

…Наконец, мы приехали в Казанский собор, нас провели в комнату, куда принесли длинное ложе, покрытое толстой синей бумагой, под которой в какой-то материи и вате находились останки святого. Когда сняли бумагу, мы увидели, что святые мощи составлены в скелет, во весь рост… Надо сказать, что с самого начала мы были поражены тем, насколько все совпадает с актом вскрытия мощей в 1920-е годы (О достоверности и авторитетности подобных актов и документов богоборцев можно лишь догадываться, – авт.)… Единственное, что косточки располагались не в том порядке, как описывалось в документе. Но это не удивительно… Не хватало епитрахили. Уже позже для облачения мощей сшили новую… Когда освидетельствование закончилось, святые мощи снова закрыли бумагой, перенесли в особую комнату и опечатали ее. Мы сразу поехали в епархиальное управление, откуда позвонили Святейшему Патриарху, сообщили о том, что это, несомненно, мощи преподобного Серафима, и поздравили Святейшего.

Теперь предстояло решить вопрос о торжественном перенесении мощей преподобного Серафима. Необходимо было объявить о их обретении и уточнить дату официальной передачи.

С 25 декабря (дня освидетельствования святых мощей) до 10 января были оформлены все документы, получено разрешение Министерства культуры СССР, в ведении которого находился музей атеизма, была сделана рака и сшито новое облачение для мощей преподобного Серафима. Это определило дату официальной передачи святых мощей – 11 января 1991 года» (Епископ Истринский Арсений, Второе обретение мощей преп. Серафима Саровского / Страсти по мощам. – СПб, 1998. – С. 73 – 81) .

Так, согласно официальной легенде МП, странным образом оказавшиеся в музее атеизма (незадолго до его расформирования) неизвестные останки были объявлены «мощами Св. Серафима Саровского». Тот факт, что на них были обнаружены рукавички с молитвой Св. Серафиму (если они действительно были), для такого серьезного вывода еще никак не может служить основанием. Этого слишком мало. Попытка же сослаться на малодостоверные акты освидетельствования богоборцами мощей прп. Серафима Саровского в 20-е гг., не выдерживает критики. Как уже отмечалось, в действительности мощи прп. Серафима были выкрадены дивеевскими монахинями, в Москву же на освидетельствование Комиссией был доставлен лишь пустой ящик. Так что о том, как могли быть составлены кощунниками акты, догадаться не трудно. Но даже если бы акты богоборцев были подлинными, только лишь на их основании утверждать, что найденные неизвестные останки – «мощи Св. Серафима Саровского» – для христианского сознания неприемлемо.

Да и как вообще акты кощунников, палачей, которые тысячами расстреливали православное духовенство и верующих, разрушали храмы, конфисковывали, глумились, подменяли и уничтожали православные святыни, могут служить единственным и неоспоримым доказательством в таком ответственном вопросе, как идентификация мощей неизвестных святых? Ведь они могли подменить любую святыню, чтобы надругаться над таинствами Церкви.

Но даже здесь не все так гладко. Оказывается, найденные неизвестные останки не соответствовали и описаниям в большевицких актах. Как проговорился архиеп. Арсений (Епифанов): «косточки располагались не в том порядке, как описывалось в документе» (Епископ Истринский Арсений, Второе обретение мощей преп. Серафима Саровского. – С. 76).

Подозрительным выглядит также и то, что представителями МП не было произведено тщательного исследования, все делалось в спешке и тайно. При этом проигнорированы документы церковной Комиссии по обретению и освидетельствованию подлинных мощей прп. Серафима Саровского в 1903 г. и воспоминания и свидетельства очевидцев изъятия, осквернения и конфискации мощей святого старца в 20-е гг., кои в то время еще были живы. Вопрос этот вообще не был тщательно изучен.

Исходя из отчета архиеп. Арсения (Епифанова), единственным, более-менее веским доказательством того, что обнаруженные неизвестные останки принадлежат именно Св. Серафиму Саровскому, является то, что на руках были надеты рукавички с вышитой надписью: «Преподобне отче Серафиме» - «Моли Бога о нас». Выше мы уже отмечали, что подобное решение столь серьезного и ответственного вопроса вызывает лишь недоумение. Ведь сам по себе факт надписи на рукавичках имени Серафима еще не может быть доказательством принадлежности останков именно Св. Серафиму Саровскому.

Чтобы понять, как на неизвестных останках могли появиться сыгравшие решающую роль рукавички, достаточно обратиться к архивным документам музея.

Оказывается, в 1947 г. в ленинградский музей из московского Центрального антирелигиозного музея, цитируем: «отдельные предметы (хранившееся в Москве в ковчежце с частицами мощей Св. Серафима, – ред.) - епитрахиль, поручи и др. упакованы и отправлены в Ленинград, ящик № 268» (ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 605. Л. 7). Как видим, в Ленинград действительно были доставлены некоторые предметы церковных облачений, ранее хранившиеся в Москве в ковчежце с частицей мощей Св. Серафима Саровского. Но в этих документах идет речь лишь о частице мощей, но никак не о самих мощах. К тому же в Ленинград были переданы даже не частицы мощей, а лишь некоторые отдельные предметы, среди которых – поручи, епитрахиль и др. Вероятнее всего рукавички, о которых говорит архиеп. Арсений (Епифанов) как о единственном доказательстве, именно из этого «ящика № 268», и попали они в музей не с останками, а были на них надеты значительно позже.

В музее атеизма, а за ним и в МП создали миф, что мощи Св. Серафима будто бы были доставлены в Ленинград из московского Центрального антирелигиозного музея, куда, в свою очередь, они будто бы были доставлены из часовни на Первой Мещанской улице в Москве.

Еще 3 декабря 1947 года директором ленинградского Музея истории атеизма В. Бонч-Бруевичем были направлены на имя председателя Совета по делам РПЦ, генерала НКВД Карпова два списка. Один включал перечень мощей, отправленных в Ленинград после упразднения в 1946 г. московского Центрального антирелигиозного музея. Во втором списке значились мощи, ещё остававшиеся в фондах музея в Москве. Оба списка, с инвентарными номерами "экспонатов", были составлены 5 ноября 1947 г. Во втором списке читаем: «5985 Мощи Серафима Саровского. Кости скелета, плохой сохранности, в специально устроенной витрине под стеклом, получены из часовни - 1-я Мещанская ул. в Москве, мощи находятся в фонде, отдельные предметы - епитрахиль, поручи и др. упакованы и отправлены в Ленинград, ящик № 268» (ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 605. Л. 7).

На основании информации Бонч-Бруевича заведующий отделом Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР И.И. Иванов, заведовавший вопросами передачи мощей и других святынь МП, в 1948 г. составил «Сведения о "мощах", находящихся в фондах музея истории религии, а также музеях, подведомственных комитету по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров РСФСР» (ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 605. Лл. 12-15). Согласно этим Сведениям в Музее истории религии в Москве находятся мощи «Серафима Саровского - кости плохой сохранности» (ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 605. Л. 12).

На первый, поверхностный взгляд может показаться, что этих двух документов достаточно, чтобы обосновать легенду появления «мощей Св. Серафима» в запасниках ленинградского музея атеизма. Но, как отмечает тот же Бонч-Бруевич, «кости скелета плохой сохранности», принадлежавшие Св. Серафиму Саровскому, московским музеем были «получены из часовни - 1-я Мещанская ул. в Москве». Однако, как оказалось, из четырех часовен, расположенных на Первой Мещанской улице, лишь в часовне преподобного Серафима Саровского Серафимо-Дивеевского монастыря хранился ковчежец с частицей мощей преподобного и список с чудотворной Серафимо-Дивеевской иконы Богородицы. Закрыли часовню осенью 1929 года (См.: Сорок-сороков / Автор-составитель П.Г. Паламарчук. – М., 1995. – Т. 3. – С. 453). Нужно заметить, что здесь находились не целые мощи, а лишь их частица. Ни в каких документах и мемуарах нет ни слова о пребывании мощей преподобного на Первой Мещанской. Да они и не могли там находиться, т.к. до изъятия их чекистами пребывали доступными для всеобщего поклонения в саровском монастыре. Разницу же между мощами и их частицей мог не увидеть лишь человек, совершенно далекий от Церкви, коими и были в большинстве своем работники музея. Подобные ковчежцы с частицами мощей Св. Серафима Саровского тогда хранились во многих храмах по всей России. Нет сомнений, что в документах музея из-за невежества его работников произошла путаница, соединившая происхождение целых мощей Св. Серафима и их частицы, которую музей действительно мог получить из закрытой часовни.

Таким образом, нынешние попытки МП ссылаться на списки В. Бонч-Бруевича или И. Иванова безосновательны, поскольку из вышеприведенного видно, что в часовне на Первой Мещанской, а затем в московском Центральном антирелигиозном музее хранились не целые мощи Св. Серафима Саровского, а лишь ковчежец с частицей его мощей. Эта частица мощей и другие предметы церковных облачений имели свой «инвентарный номер». К тому же, в документах нигде не значится, что сама частица мощей была отправлена в Ленинград. Повторимся, по документам в Ленинград были отправлены лишь «отдельные предметы - епитрахиль, поручи и др.» И даже более того, говорится, что «мощи находятся в фонде», а в Ленинград переданы предметы облачений: «мощи находятся в фонде, отдельные предметы - епитрахиль, поручи и др. упакованы и отправлены в Ленинград, ящик № 268»

Этим и объясняется, что в 1991 году неожиданно найденные неизвестные останки, объявленные «мощами Св. Серафима», не значились в описях музея. Ведь если бы в Ленинград была доставлена хотя бы частица мощей, имевшая свой инвентарный номер в московском музее, то при получении ее в Ленинграде сотрудник, принимавший «экспонаты», обязан был сделать соответствующую запись. Однако этого сделано не было, почему в описях ленинградского музея нигде даже не упоминались не то чтобы мощи Св. Серафима Саровского, но и частицы его мощей. Таким образом возможность появления мощей Св. Серафима Саровского в ленинградском музее атеизма и здесь исключается.

Из всего вышеизложенного становится ясным, что в спешном порядке объявленные представителями МП «мощами Св. Серафима Саровского» останки, по всей видимости, принадлежали какому-то другому угоднику Божию, или вообще неизвестному человеку.

Поспешные же выводы МП, желание во что бы то ни стало в найденных неизвестных останках видеть “мощи нужного святого”, объясняются целенаправленным стремлением создать эффект чуда и манипулировать им в народном сознании в политических и других целях.

Одним из существенных, надежных и, что главное, непредвзятых подтверждений сомнительности имеющихся в МП «мощей Св. Серафима» являются опубликованные в официальном печатном органе Московской патриархии – газете «Московский церковный вестник» № 2-3 (89-90) за 1993 г., стр. 7, – воспоминания одной из последних дивеевских монахинь, м. Серафимы (Булгаковой, + 1998), бывшей прямой свидетельницей изъятия чекистами в 1927 г. честных мощей прп. Серафима Саровского и их чудесного спасения.

Вот как сообщает со слов м. Серафимы официальный орган Московской патриархии:

«…В понедельник Крестопоклонной недели приехало много начальства. Сгребли все святыни: чудотворную икону Живоносный Источник, гроб-колоду, в котором лежал 70 лет в земле батюшка Серафим, кипарисовый гроб, в котором находились мощи, и другое. Все это сложили между царскими покоями и северным входом Успенского собора, устроили костер, зажгли. Послушник Борис сумел сфотографировать, он приносил нам показать снимок этого костра. Мощи же батюшки Серафима, то есть его косточки, как они были облачены в мантию и одежды, все это свернули вместе и вложили в синий просфорный ящик. Ящик запечатали, а сами разделились на четыре партии, сели на несколько саней и поехали в разные стороны, желая скрыть, куда они везут мощи. Ящик со святыми мощами повезли на Арзамас через село Онучино, где и остановились ночевать и кормить лошадей. Однако как ни хотели скрыть концы, но когда тройка со святыми мощами въехала в село Кременки, там на колокольне ударили в набат.

Мощи везли прямо в Москву. Там их принимала научная комиссия. К этой комиссии сумел присоединиться священник Владимiр Богданов (известный московский духовник, сподвижник оо. Алексия и Сергия Мечевых, архим. Серафима /Батюкова/), о. Владимiра Криволуцкого и др., - ред.). Когда вскрыли ящик, то, по свидетельству отца Владимiра, мощей в нем не оказалось. Я слышала это от его духовных детей. Это же говорил и покойный владыка Афанасий (Сахаров, – авт.), бывший после в ссылке вместе с отцом Владимiром в Котласе.

Говорили, что, приехав на ночлег, кощунники ящик со святыми мощами заперли в амбаре, а ключи взяли себе. Но сами выпили…»

На этом официальный орган МП повествование м. Серафимы о чудесном спасении и сокрытии от богоборцев честных мощей прп. Серафима Саровского обрывает. Однако даже из этих скудных свидетельств одной из последних дивеевских монахинь видно, что подлинные мощи прп. Серафима Саровского не были доставлены в Москву для освидетельствования, поскольку были спасены и надежно упрятаны монахинями неподалеку от Дивеево.

Другая, тоже из последних дивеевских монахинь, матушка Серафима (Куркай), в 1927 г. по благословению старца Нектария Оптинского не принявшая сергианства и всю последующую жизнь принадлежавшая к Катакомбной Истинно-Православной Церкви, также со слов очевидцев неоднократно свидетельствовала (в т.ч. и авторам этой записки), что дивеевские монахини сильно напоили большевиков, а когда те уснули, подлинные мощи прп. Серафима Саровского похитили и надежно сокрыли от богоборцев, так что ни в московский, ни в ленинградский музей атеизма они никак не могли попасть. В нач. 90-х гг. матушка Серафима (Куркай) ездила в Дивеево и встречалась с м. Серафимой (Булгаковой), которая ее узнала и с радостью встретила.

Эти живые свидетельства последних дивеевских насельниц-исповедниц для нас являются самыми важными и достоверными документами, подтверждающими, что МП так и не обрела подлинных мощей прп. Серафима Саровского.

Однако более подробно серафимо-дивеевская тайна была раскрыта еще в 1991 г. в интервью официальному органу РПЦЗ «Православная Русь» старейшим иерархом Истинно-Православной Катакомбной Церкви, тайно рукоположенным для катакомб в 1982 г., Высокопреосвященнейшим Архиепископом Лазарем (Журбенко, +2005г.) Одесским и Тамбовским:

«В 1966 году был я в Дивеево с тамбовскими и дивеевской монахинями. Приехали мы ко дню преп. Серафима 19 июля / 1 августа. Молились мы по-келейному, как обычно делают мiряне, когда они пребывают без диакона или священника. На следующий день мы пошли на Казанский источник, потом матушка Анна (Трегубова) провела меня по канавке, к нам подошли две монахини и сказали о том месте в Дивеево, где сокрыты мощи преподобного. Не весь Дивеевский монастырь знал об этом, а лишь избранные монахини. – “Мы старые, можем умереть, а ты молодой – передаем тебе это знание”, - сказали они. И они показали это место.

История обретения мощей от безбожных такова:

Матушка Анна жила с десяти лет при монастыре. Брат ее о. Гедеон, впоследствии мученик, жил в Сарове, в 1927 году монастырь закрыли, а он жил при нем как лесничий. Когда безбожники приехали забирать мощи, чтобы увезти в Москву, он прознал об этом и послал свою сестру, матушку Анну, в Дивеево, известить об этом игумению: “мощи преп. Серафима забирают”. Тогда игумения снарядила своих монахинь, и они прибыли в Арзамас, где у монастыря имелась гостиница, отобранная большевиками, хотя часть ее еще продолжали занимать монахини. И вот, вечером приехали чекисты с ящиком. Монахини их накормили колбасой до отвала, напоили водкой, так что они лежали без памяти. Тогда монахини расколотили ящик, забрали мощи преп. Серафима, погрузили на лошадь и увезли в Дивеево. Там их спрятали, и только малое число доверенных людей знали об этом месте. Вот такая история, передаю ее точно, как мне рассказывали.

Когда в этом году (1991, – ред.) привезли из Москвы мощи, то дивеевские жители в их истинность не верили, а одна монахиня, матушка Евфросиния, которая знает правду, хотела, когда привезли мощи, кричать: “не верьте люди”, но ее заперли под замок» (Владыка Лазарь отвечает на вопросы редакции / Православная Русь, орган РПЦЗ, Джорданвилл, США. – № 22 (1451), 15/28 ноября 1991г.). Эту историю несколько раз от самого Вл. Лазаря слышали и авторы этой записки.

О том, что подлинные мощи Св. Серафима Саровского были сокрыты от богоборцев, косвенно свидетельствуют и другие факты.

В середине 1940-х годов, во время создания Сталиным Московской патриархии и дарования ей некоторых послаблений и привилегий, советской властью МП были переданы мощи многих святых. В частности, отдали мощи преподобного Сергия Радонежского, святителей Алексия Московского, Феодосия Черниговского, Тихона Задонского. Это была плата за те услуги, которые «советская церковь» оказывала Сталину в его внешней политике. Но поскольку прецедент уже был, в Совет по делам РПЦ при Совете министров СССР стали поступать просьбы о передаче мощей и других святых.

Так в письме Карпова к Молотову от 21 мая 1947 года названы имена святых, чьи мощи хотело бы получить руководство МП. Как ни странно, но о мощах Св. Серафима Саровского речи там нет. Хотя, казалось бы, именно его мощи руководство МП должно было попытаться получить в первую очередь. Почему же о передаче мощей Св. Серафима никто в МП не просил?

Сегодня, более чем через пятьдесят лет, мало кто помнит, какие настроения тогда царили в среде верующих и духовенства. Поэтому вопрос о мощах Св. Серафима Саровского, - почему из руководства МП никто даже и не пытался ходатайствовать о их передаче, - не вызывавший тогда стольких недоумений, сегодня кажется неразрешимым.

На самом деле, в 40-е – 50-е гг. история спасения мощей от богоборцев по свежим следам и со слов очевидцев была настолько широко известна, что воспринималась всеми как абсолютный факт не только в ИПЦ, но и в МП. Даже в Москве 1960-1970-х годов твердо знали: мощи Св. Серафима надежно спрятаны, и в Дивеево есть люди, которые знают место хранения святыни.

Тот факт, что где-то втайне хранятся мощи преподобного Серафима, был достаточно распространен и вне Москвы. Даже советский патриарх Алексий (Симанский) знал об этом, чем и объясняется, что, подавая на имя Сталина ходатайства о передаче МП мощей тех или иных святых, составляя целые списки, о мощах одного из самых почитаемых русских святых – прп. Серафима Саровского – не было и речи. Факт сокрытия от богоборцев мощей Св. Серафима в те годы был настолько очевиден, что ни у кого не возникало даже мысли его оспаривать или думать иначе. И это при том, что патр. Алексий (Симанский) и другие иерархи МП были хорошо знакомы с вышеупомянутыми списками В. Бонч-Бруевича и И. Иванова, где, как уже упоминалось, частица мощей Св. Серафима ошибочно была названа мощами. Если бы Алексий (Симанский) и другие иерархи МП не знали о подлинной судьбе мощей Св. Серафима Саровского, они непременно попытались бы воспользоваться вышеупомянутыми списками (на которые ныне ссылается современное руководство МП). Однако тогда всем было очевидно, что в этих списках составителями допущена ошибка, что на самом деле речь в них идет не о мощах, а лишь о частице мощей, почему руководство МП и не принимало их во внимание.

Архиепископ МП “старой формации” Павел (Голышев, 1914-1979), занимавший последовательно Астраханскую, Новосибирскую, Вологодскую кафедры, а в последние годы живший на покое в Бельгии (подвергался преследованиям, в 1971 г. сотрудниками КГБ не был допущен на Поместный собор МП, за пределы СССР был выпущен по ходатайству президента Франции Ж. Помпиду), еще в 1970-е гг. открыто свидетельствовал о том, что мощи Св. Серафима Саровского были надежно сокрыты и находились у некоего мiрянина, и что патр. Алексий (Симанский) хорошо знал об этом (Из переписки Франсуазы Лоэст (Брюссель) от 17 июня 1997 г.). Новому же патриарху Пимену (Извекову), управделами МП митр. Алексию (Ридигеру) и другим иерархам “новой формации”, по словам архиеп. Павла (Голышева), о мощах Св. Серафима уже ничего не было известно. Поэтому в 1991 г. Алексию Ридигеру и довелось прибегнуть к явной фальсификации, о чем не осмеливался и помыслить его предшественник Алексий (Симанский), точно знавший о факте сокрытия от богоборцев мощей Св. Серафима.

Но самое главное, что за прошедшие десятилетия сменилось несколько поколений православных людей, в МП пришли люди новые, незнакомые ни с церковной традицией, ни с подлинной церковной историей ХХ ст., и естественно не знающе истории исчезновения мощей прп. Серафима и легко принимающие на веру все, о чем им внушает руководство МП.

Из вышеизложенного становится очевидным, что “Красная церковь” (Московская патриархия) как ни пыталась, так и не обрела подлинных мощей прп. Серафима Саровского. «Святые мощи того не похотели», – как выражался сам преподобный Серафим в беседах с Мотовиловым (см.: Записки Н.А. Мотовилова, «Великая Дивеевская тайна», С.А. Нилус, На берегу Божьей реки. Записки православного). Они и поныне пребывают сокрытыми под спудом.

Единственным живым свидетелем, кто знал тайну точного места сокрытия подлинных мощей прп. Серафима Саровского, был Предстоятель Русской Истинно-Православной Церкви Схи-Архиепископ Лазарь (Журбенко, +2005г.), бывший духовным чадом и постриженником Св. старца Схи-Иеромонаха Феодосия (Кашина) Кавказского, за принадлежность к ИПЦ отбывший длительный срок в сталинских концлагерях. Эту тайну ему в 1966 г. прозорливо поведали дивеевские старицы, дабы, когда придет время, он раскрыл ее Истинной Церкви. Катакомбная Русская Истинно-Православная Церковь хранит эту тайну.

Мы переживаем очень сложное и противоречивое время, когда сбываются грозные пророчества Откровения о последних временах. Время, когда особенно необходима апостольская проповедь Евангелия Любви и Правды не только всему мiру, но и в среде избранного остатка – «малого стада», как об этом предрекал великий старец преподобный Серафим.

В условиях всеобщей апостасии, умаления любви, оскудения истинного священства и грядущих новых гонений на Святую Матерь - Истинно-Православную Русскую Церковь, верные ее чада, ради утверждения и стояния в вере, как никогда нуждаются в живых примерах и назиданиях, молитвенном предстательстве, покрове и заступничестве истинных светильников веры. Знание правды о мощах преподобного Серафима может положить начало пониманию Великой Дивеевской тайны и тому заповеданному возрождению Истинной, Филадельфийской Церкви «на короткое время» (о Которой говорится в Откровении св. Иоанна Богослова), сплотить вокруг Нее оскудевающий и разобщенный ныне «малый остаток». Верим, это и стало бы началом осуществления пророчеств о чудесном воскресении великого старца и заступника нашего Св. Серафима, Чудотворца Саровского и всея Руси:

«”Мне, убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но так как к тому времени архиереи русские так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что даже главнейшему догмату Христовой веры – Воскресению Христову и всеобщему воскрешению и веровать уже не будут, то посему Господу Богу благоугодно взять меня, убогого Серафима, до времени от сея превременныя жизни и посем, во утверждение догмата воскресения, воскресить меня, и воскресение мое будет аки воскрешение седми отроков в пещере Охлонской во времена Феодосия Юнейшего”.

Открыв сию великую и страшную тайну, великий старец поведал, что по воскресении своем он из Сарова перейдет в Дивеево и там откроет проповедь всемiрного покаяния. На проповедь же ту, паче же на чудо воскресения, соберется народу великое множество со всех концов земли… И тогда вскоре настанет и конец всему.

Такова великая Дивеевская благочестия тайна, открытая мною (С.А.Нилусом, - ред.) в собственноручных записях симбирского совестного судьи Николая Александровича Мотовилова, сотаинника великого прозорливца чина пророческого - преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского и всея России чудотворца»