Евангельская биография иисуса христа таблица. Воскресение Иисуса Христа — история праздника. Как воскрес Иисус Христос. Чему учил Иисус Христос

РОЖДЕСТВО Христово - первый из наиболее значительных религиозных праздников, традиции празднования которого уходят в глубь веков. В ночь на 25 дек. по старому стилю (по новому - 7 янв.) совершается торжественное богослужение. Рождество называют "матерью всех праздников". В точности в этот день все верующие радуются рождению Спасителя, Сына Божьего. Значение этого праздника так велико, что и летосчисление мы ведем от Рождества Христова. С рождением Сына Божьего начинается его земная жизнь, муки, смерть, воскресение - все то, что прошел Иисус и что дарит людям свет, показывает путь к спасению. Итак, каковы евангельские истории рождения Христа.

Неподалеку от Иерусалима располагается Вифлеем. Там родилась мать Иисуса - Дева Мария. Родители Марии Иоаким и Анна до старости были бездетны, их презирали за это. Они усиленно возносили молитву о ребёнке - и молитва была услышана, родилась Мария. С 3-х лет она воспитывалась в храме и в 14 лет дала обет не выходить замуж и служить лишь Богу.

Мария жила в Галилее, в крохотном городке Назарет, рано осиротела (ведь она была очень поздним ребёнком). Священники доверили Деву Марию вдовцу Иосифу, восьмидесятилетнему старику, который взял её в жены, чтобы девушка помогала ему растить детей от первого брака и чтобы не дать девушке пропасть. Они жили в доме Иосифа в Назарете. Иосиф, по преданию, был очень стар, он относился к Марии как к дочери, и она оставалась девушкой. Как-то раз в дом, где жила Дева Мария и Иосиф, явился ангел Гавриил и произнес: "Ты родишь сына и назовешь его Иисусом. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего, и даст ему Бог Господь трон". Мария поразилась не тому, сколь велик будет её Сын, а тому, что она вообще родит. Мария почувствовала, что от неё не требуется невозможного - понимания того, как произойдет зачатие ребёнка без мужа, не требуется рассуждений о том, может ли у Бога быть Сын, - требуется одно простое согласие.

Это событие называют Благовещением ("Благовещение", "Благовестие", "Благовествование" - варианты перевода одного слова "Евангелие").

Мария не посмела заговорить с Иосифом о том, что с ней произошло. Она поспешила к Елисавете, ведь ту упомянул ангел, - пошла вверх, в горы, где в городке Бет-Захария неподалеку от Вифлеема носила будущего Предтечу её родственница. Она вслух сказала, что чувствует: к ней пришла Матерь её Господа. Но приходит Елисавете время рожать, и Мария возвращается домой к Иосифу, в Назарет. Она остаётся наедине со своей Тайной.

Ребёнку в её чреве было три месяца. Узнав об этом, Иосиф решил, что Мария изменила ему, согрешив с каким-то мужчиной. По доброте он не захотел, как того требовал обычай, выставлять на публичный позор свою невесту (они были только помолвлены, названы мужем и женой, а свадьбу тогда справляли лишь через год после обряда помолвки) и решил тихо с ней расстаться. Но во сне Иосиф услышал голос, в достоверности которого не сомневался и тогда, когда проснулся: "Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и... Он спасет людей Своих от грехов их".

С той минуты Иосиф делал всё, чтобы помочь Марии.

В то время Римский правитель Август велел провести перепись всех Иудейских земель. Любой еврей долен был записаться там, где он был рожден. По этой причине Иосиф и Мария отправились из Назарета в Вифлеем, где некогда жили предки Иосифа, где до сих пор он числился жителем. Трудной была дорога, так как Мария в скором времени обязана была родить. В Вифлеем они добрались поздно вечером, однако не сумели из-за крупного скопления людей остановиться ни в гостиницах, ни в домах жителей, по этой причине остановились в пещере близко с городом. В эту пещеру пастухи в ненастье загоняли скот.

Ночью у Девы Марии появился на свет сын. Новорожденного спеленали и положили на солому в ясли, куда кладут корм для скота. Первыми узнали о рождении Иисуса вифлеемские пастухи. Недалеко от пещеры они пасли скот в поле, когда перед ними неожиданно возник ангел. Пастухи весьма испугались, однако ангел успокоил их: "Не бойтесь! Я возвещаю вам великую счастье, которая будет не только лишь для вас, но еще и для всех людей: сейчас появился на свет Спаситель, который есть Христос Бог. И тут вам знак: вы найдете новорожденного в пеленах, лежащего в яслях".

Когда ангел возвратился на Небо, пастухи поспешили в Вифлеем. В скором времени они отыскали пещеру и видели новорожденного, лежащего в яслях. Они рассказали Марии и Иосифу о том, что увидели и слышали, а после вернулись к собственным стадам, радуясь рождению Сына Божьего.

На 8-й день после рождения новорожденного Иосиф и Мария дали ему имя Иисус, что значит "Господь спасает" или "спаситель".

Малыш через несколько недель окреп и, по обычаю, вся семья отправилась в Иерусалим, в Храм, чтобы принести Богу жертву в Храме Соломоновом. Денег в кошельке было так мало после всех приключений, что и жертва была самая дешёвая - два птенца. К Марии подошёл старец Симеон - даже священники знали и почитали этого жителя столицы за праведность и благочестие; люди поговаривали, что Симеон уверен в скором приходе Спасителя настолько, что думает увидеть Мессию ещё при жизни. Старец попросил подержать Ребёнка и, охваченный радостью, молился, благодаря Бога за то, что увидел Спасителя всех народов. И вновь Мария с Иосифом не стали кричать о происшедшем и вернулись, откуда пришли; молчал и Симеон.

В это время в Иерусалим прибыли из далекой страны (из Персии или Вавилонии) волхвы - исследователи люди, занимавшиеся наблюдением за звездами. Они видели, как на Небе образовалась новая яркая звезда, и поняли, что ожидаемый Мессия - будущий правитель Иудеи - появился на свет. Мудрецы поспешили в Иерусалим, чтоб выяснить, где был рожден правитель, и поклониться ему. С собою они несли дары: золото, которое предназначалось ему как царю (в виде дани), ладан - как Богу (так как ладан употребляется при богослужении) и смирну - как человеку, который обязан помереть (погибших натирали в то время благовонными маслами).

Волхвы расспрашивали всех: "Где новый правитель еврейский? Мы желаем увидеть его и принести ему наши дары". Это известие взволновало всех жителей Иерусалима, однако в особенности встревожился Ирод. Он напугался, что у него отнимут власть, ведь он не был иудеем, он убил собственных троих детей, заподозрив в них соперников. Коварный и подозрительный правитель решил убить новорожденного, а поскольку он не знал, какой именно ребёнок окажется будущим царём, то приказал убить всех детей младше двух лет в Вифлееме и окрестных деревнях.

Волхвы отправились в Вифлеем, и снова именно та звезда, которую видели, шла перед ними, указывая путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где располагался только что родившийся Иисус.

В это время Иосиф и Мария уже перебрались из пещеры в город, так как народ после переписи стал расходиться. Волхвы вошли в дом и видели новорожденного с матерью его. Они поклонились Иисусу до земли и поднесли ему свои дары: золото, ладан и смирну.

Такова евангельская история рождения Христа.

Христос Иисус - основатель одной из величайших мировых религий - христианства, центральный персонаж христианской религиозно-мифологической и догматической системы и объект христианского религиозного культа.

Основная версия жизни и деятельности Иисуса Христа вышла из недр самого христианства. Она изложена прежде всего в своеобразных свидетельствах об Иисусе Христе - особом жанре раннехристианской литературы, получившем название «евангелий» («благая весть»). Часть их (Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна) признается официальной церковью подлинными (каноническими), и они поэтому образуют ядро Нового Завета; другие (Евангелия от Никодима, Петра, Фомы, Первоевангелие Иакова, Евангелие Псевдо-Матфея, Евангелие детства) относят к категории апокрифов («тайных текстов»), т.е. неподлинных. Имя «Иисус Христос» отражает сущность его носителя. «Иисус» - греческий вариант распространенного еврейского имени «Иешуа» («Иошуа»), что означает «Бог помощь / спасение». «Христос» - перевод на греческий арамейского слова «мешийа» (мессия, т.е. «помазанник»).

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Христос Иисус

Евангелия представляют Иисуса Христа необыкновенной личностью на протяжении всего его жизненного пути - от чудесного рождения до удивительного конца его земной жизни. Иисус Христос появляется на свет (Рождество Христово) в эпоху правления римского императора Августа (30 до н.э. - 14 н.э.) в палестинском городе Вифлееме в семье Иосифа Плотника, потомка царя Давида, и его жены Марии. Это отвечало ветхозаветным пророчествам о рождении грядущего мессианского царя из рода Давида и в «городе Давида» (Вифлееме). Появление Иисуса Христа предсказано ангелом Господним его матери (Благовещение) и ее мужу Иосифу.

Дитя рождается чудесным образом - не в результате плотского союза Марии с Иосифом, а благодаря сошествию на нее Духа Святого (непорочное зачатие). Обстановка рождения подчеркивает исключительность этого события - младенца Иисуса, рожденного в хлеву, славит сонм ангелов, а на востоке загорается яркая звезда. Поклониться ему приходят пастухи; волхвы, путь которым к его жилищу указывает движущаяся по небу Вифлеемская звезда, приносят ему дары.

Через восемь дней после рождения Иисус проходит обряд обрезания (Обрезание Господне), а на сороковой день в Иерусалимском храме - обряд очищения и посвящения Богу, во время которого его славят праведник Симеон и пророчица Анна (Сретение Господне). Узнав о появлении мессии, нечестивый иудейский царь Ирод Великий в страхе за свою власть приказывает истребить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях, однако Иосиф и Мария, предупрежденные ангелом, бегут с Иисусом в Египет. Апокрифы рассказывают о многочисленных чудесах, совершенных двухлетним Иисусом Христом на пути в Египет.

После трехлетнего пребывания в Египте Иосиф и Мария, узнав о смерти Ирода, возвращаются в свой родной город Назарет в Галилее (Северная Палестина). Затем, по свидетельству апокрифов, в течение семи лет родители Иисуса переезжают с ним из города в город, и повсюду за ним тянется слава о совершенных им чудесах: по слову его люди исцелялись, умирали и воскресали, неодушевленные предметы оживали, дикие звери смирялись, воды Иордана расступались. Ребенок, выказывая необычайную мудрость, ставит в тупик своих наставников. Двенадцатилетним мальчиком он поражает необычайно глубокими вопросами и ответами учителей Закона (законов Моисея), с которыми вступает в беседу в Иерусалимском храме. Однако затем, как сообщает арабское Евангелие детства («Он стал скрывать Свои чудеса, Свои тайны и таинства, доколе не исполнился Ему тридцатый год».

Когда же Иисус Христос достигает этого возраста, он принимает крещение в реке Иордан у Иоанна Крестителя (это событие Лука относит к «пятнадцатому году правления императора Тиберия», т.е. к 30 н.э.), и на него нисходит Святой Дух, который приводит его в пустыню. Там в течение сорока дней он борется с дьяволом, отвергая одно за другим три искушения - голодом, властью и верой. По возвращении из пустыни Иисус Христос начинает проповедническую деятельность. Он призывает к себе учеников и, странствуя с ними по Палестине, возвещает свое учение, толкует ветхозаветный Закон и совершает чудеса. Деятельность Иисуса Христа развертывается в основном на территории Галилеи, в окрестностях Геннисаретского (Тивериадского) озера, но на каждую Пасху он отправляется в Иерусалим.

Смысл проповеди Иисуса Христа - благая весть о Царстве Божьем, которое уже близко и которое уже осуществляется среди людей через деятельность мессии. Обретение Царства Божьего есть спасение, ставшее возможным с приходом на землю Христа. Путь к спасению открыт всем, кто отвергнет земные блага ради духовных и кто возлюбит Бога больше самого себя. Проповедническая деятельность Иисуса Христа проходит в постоянных спорах и конфликтах с представителями иудейской религиозной элиты - фарисеями, саддукеями, «учителями Закона», в ходе которых мессия восстает против буквального понимания ветхозаветных нравственных и религиозных предписаний и призывает постичь их истинный дух.

Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

Христос Иисус

Слава Иисуса Христа растет не только благодаря проповедям, но и благодаря совершаемым им чудесам. Помимо многочисленных исцелений и даже воскрешений мертвых (сына вдовы в Наине, дочери Иаира в Капернауме, Лазаря в Вифании), это - превращение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской, чудесный лов рыбы и укрощение бури на Геннисаретском озере, насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек, хождение по воде, насыщение семью хлебами четырех тысяч человек, обнаружение божественной сущности Иисуса во время молитвы на горе Фавор (Преображение Господне) и т.д.

Все знают историю, связанную с Воскресением Иисуса, но единицы знают подробности этого события, хотя праздник Воскресение Иисуса Христа является главным для христиан.

Именно в честь Воскресения Христова все христиане на протяжении целых сорока дней празднуют Пасху.

В каких источниках описаны события связанные с Воскресением Иисуса Христа?

Главные источники, в которых описаны события, связанные с Воскресением Иисуса:

— Евангелие от Матфея. Главы 27, 28

— Евангелие от Марка. Главы 15, 16

— Евангелие от Луки. Глава 24

Слово Ева́нгелие переводится с греческого, как «благая весть» о наступлении Царства Божия.

Воскресение Иисуса Христа — Евангелие по Марку

История воскресения Иисуса началось с суда над ним и его распятием на кресте в пятницу накануне еврейской Пасхи.

Распятие Иисуса Христа

Распятый на кресте Иисус умер около трех часов после обеда.

Во время казни присутствовали Мария Магдалина, Мария, мать Христа и Саломия и другие ученики Христа.

Чтобы не омрачать еврейский праздник Песах (Пасха) иудейские первосвященники и Понтий Пилат поручили одному из своих первосвященников, богачу из города Аримафеи, по имени Иосиф забрать тело Иисуса, и похоронить его. Согласно Библии Иосиф с помощником сняли тело Иисуса с креста и похоронили его в принадлежащем Иосифу склепе.

Но скорее всего учитывая ранг Иосифа, а ведь он был одним из руководителей Синидриона, всеми этими действиями занимался не он лично, а похоронная команда из местной стражи, но под его руководством.

Интересно, что кто из учеников Ииисуса, ни Мария Магдалина, ни мать Иисуса не принимали участия в похоронах Господа.

В подобной могиле был похоронен Иисус Христос

Сняв тело Иисуса с креста, Иосиф обвил Христа плащаницею и тем же вечером похоронил Иисуса в пещере, затем привал камень ко входу в пещеру и вернулся в Иерусалим.

Мария Магдалина и его мать Мария наблюдали из далека, где похоронили Иисуса.

Пещера где похоронили Иисуса находилась в саду Иосифа, рядом с Голгофой, где был распят Христос.

На следующее утро, помня предсказание Иисуса воскреснуть на третий день, первосвященники пошли к Пилату и попросили у него выставить у пещеры охрану, чтобы последователи Христа не могли тайно выкрасть тело Иисуса.

Для охраны пещеры Понтий Пилат выделил стражу и приказал ее (пещеру) опечатать.

Жены-мироносицы

На третий день после похорон Иисуса, ранним воскресным утром Мария Магдалина и мать Христа Мария Иаковлева, купив ароматические масла, отправились к пещере, чтобы намастить тело покойного.

Подходя к пещере, женщины переживали по поводу того, кто же им отодвинет тяжелый камень, которым привален вход в пещеру.

Но подойдя к пещере они с удивлением обнаружили, что стражников которые должны охранять пещеру нет, а камень закрывающий вход отвален.

Воскресение Иисуса Христа. Ангел Господен

Когда женщины вошли в пещеру, то они увидели, что тела Христа нет, а на правой стороне ложа сидит облеченный в белую одежду юноша.

Женщины испугались и замерли, но юноша тот час обратился к ним:

«Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам»

Напуганные женщины выбежали из пещеры и вернулись в Иерусалим, но объятые ужасом никому ничего не рассказали, ни о пропаже тела, ни о юноше в белых одеждах.

Тем не менее, как и Иисус и предсказывал, он воскрес рано утром в воскресенье.

Первым человеком к кому он явился, была Мария Магдалина.

Представ перед Марией Магдалиной, он изгнал из нее семь бесов.

После чего Мария Магдалина отправилась к ученикам Иисуса и рассказала им, что Иисус воскрес и, что она видела Его живым, но ученики не поверили рассказу Марии.

Затем Иисус в ином образе явился двум из учеников на дороге.

Те рассказали о встрече с Учителем, но остальные ученики снова не поверили и им.

Тогда вечером Иисус явился остальным одиннадцати своим ученикам и высказал им свои упреки за то, что они не поверили в его воскресение и сказал им:

«идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы»

После беседы с учениками Иисус на небо и воссел одесную Бога, а ученики пошли проповедовать.

На этом рассказ о воскресении Иисуса в Евангелии от Марка заканчивается.

Воскресение Иисуса Христа — Евангелие От Матфея

Евангелие от Матфея раасказывает о событиях связанных с Воскресением Иисуса Христовым с несколько иными подробностями, нежели Евангелие по Марку.

В Евангелии от Матфея есть и землетрясения, и солнечное затмение, и воскрешение покойников:

«Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим»

Но вот у пещеры события уже происходят несколько по-другому.

Когда Мария, мать Иакова и Иосии (мать Христа), и мать сыновей Зеведеевых подошли к пещере, то случилось великое землетрясение, связанное с тем, что сошедший с небес Ангел Господень, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем:

«вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег»

Ужас объял всех: и стражников, охранявших пещеру и женщин.

Ангел обратился к женщинам и сказал:

«не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите»

Женщины, убедившись, что смертное ложе Иисуса пусто отправились назад в Иерусалим, чтобы рассказать апостолам о воскресении Учителя.

Одиннадцать учеников оправились в Галилею, чтобы там, на горе, встретиться Учителем.

Не все ученики поверили, что пред ними их учитель Иисус.

Приблизившись Иисус обратился к ученикам:

«Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века»

На этом рассказ о воскресении Иисуса в Евангелии от Матфея заканчивается.

Воскресение Иисуса Христа — Евангелие от Луки

В Евангелие от Луки в 24-й главе женщины также поутру в воскресенье пришли в пещеру к гробу Христа с приготовленными ароматами и также нашли камень отваленным от входа в пещеру.

Но когда они зашли в пещеру пред ними предстал не юноша, а два мужа в блистающих одеждах.

Они так же, как и Евангелиях от Матфея и Марка сообщили им, что Иисус воскрес и ждет их в Галилее,

Но и здесь женщины не поверили вестникам.

Однако в Евангелии от Луки в пещере присутствует апостол Петр, который подходит к гробу Господнему и видит там только пелены лежащие.

Далее описываются события, когда два ученика встречают на дороге Иисуса и долгое время не узнают его и только после того как он возлежал с ними и преломил с ними хлеб к ним пришло прозрение, что целый день они провели в обществе Иисуса:

«И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них»

Далее по возвращению в Иерусалим и они нашли вместе одиннадцать Апостолов которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.

И в этот момент сам Иисус стал посреди них и сказал им:

«Мир вам»

Апостолы смутились и испугались, подумав, что видят духа.

Но Иисус убедил их, что он их плоти крови, а после отведал вместе с ними печеную рыбу и сотовый мед.

Ученики поклонились Иисусу и вернулись в Иерусалим в праздничном настроении.

На этом рассказ о Воскресении Иисуса в Евангелии от Луки заканчивается.

Существуют ли записи упоминаний о вознесении Господнем в творениях очевидцев Христа?

Нет, в творениях очевидцев Христа не существует ни единой записи, где бы были бы упоминания о вознесении Господнем. Все упоминания о вознесении Господнем были написаны не очевидцами и в более поздний период.

М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010 - 448 с.

Евангельская история охватывает библейские события от Рождества Господа Иисуса Христа до Его Вознесения. Великие события, изложенные четырьмя евангелистами - Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном, даны в единой хронологической последовательности с опорой на толкования преимущественно древних святых отцов, и в первую очередь - святителя Иоанна Златоуста. Для иллюстрирования издания была осуществлена компьютерная реставрация более 150 мозаик и фресок XI–XVI вв. Издание снабжено таблицами и алфавитным указателем.

Формат: pdf

Размер: 29 Мб

Скачать: yandex.disk

Оглавление
СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ НОВОГО ЗАВЕТА 3
Евангелие Господа Иисуса Христа 3
Глава 1. ЯВЛЕНИЕ В МИР ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА 4
§ 1. Благовестив Захарии о рождении Предтечи 4
§ 2. Благовестив о вочеловечении Сына Божия 5
§ 3. Свидание Пресвятой Девы Марии с праведной Елисаветой 10
§ 4. Рождество Иоанна Предтечи 11
§ 5. Архангел открывает Иосифу тайну о Боговоплощении 12
§ 6. Рождество Христово 14
§ 7. Обрезание и Сретение Господне 16
§ 8. Поклонение волхвов 19
§ 9. Бегство Святого Семейства в Египет. Избиение Вифлеемских младенцев 21
§ 10. Возрастание Иисуса Христа в Назарете. Двенадцатилетний Иисус в храме 23
Глава 2. ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА 28
Глава 2.1. Общественное сужение Господа Иисуса Христа от начала до первой Пасхи 28
§11. Проповедь Иоанна Крестителя 28
§ 12. Явление Иисуса Христа народу. Крещение Господне 32
§ 13. Сорокадневный пост и искушение от диавола 34
§ 14. Посольство синедриона к Иоанну Предтече. Свидетельство Иоанна об Иисусе как Искупителе 39
§ 15. Первые ученики Христа 41
§ 16. Первое чудо Иисуса на браке в Кане Галилейской 43
Глава 2.2. Первая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа 45
§ 17. Путешествие в Иерусалим и первое изгнание торгующих из храма 45
§ 18. Беседа Иисуса Христа с Никодимом 47
§ 19. Проповедь Иисуса Христа в Иудее и последнее свидетельство о Нём Иоанна Крестителя 49
§ 20. Заключение Иоанна Крестителя в темницу 50
§ 21. Отшествие Господа в Галилею, Его беседа с самарянкой 52
§ 22. Пришествие Иисуса в Галилею и начало проповеди 56
§ 23. Заочное исцеление сына царедворца 57
§ 24. Чудесный улов рыбы и призвание к апостольскому служению рыбарей: Петра, Андрея, Иакова и Иоанна 57
§ 25. Проповедь в Капернаумской синагоге и исцеление бесноватого 59
§ 26. Исцеление тёщи Петра и многих больных 60
§ 27. Проповедь в Назаретской синагоге 61
§ 28. Исцеление прокажённого 63
§ 29. Возвращение в Капернаум и исцеление расслабленного, спущенного через кровлю 65
§ 30. Призвание апостола Матфея 67
Глава 2.3. Вторая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа 70
§ 31. Исцеление расслабленного при Овчей купели 70
§ 32. Учение Господа Иисуса Христа о Его равночестии Богу Отцу, о всеобщем воскресении и суде 72
§ 33. Срывание колосьев и истолкование Закона о субботе 75
§ 34. Исцеление сухорукого в субботу 76
§ 35. Избрание двенадцати апостолов 79
§ 36. Нагорная проповедь 82
§ 37. Заочное исцеление слуги сотника в Капернауме 105
§ 38. Воскрешение сына наинской вдовы 107
§ 39. Посольство Иоанна Крестителя из темницы к Иисусу Христу 108
§ 40. Грозный приговор над нераскаянными городами и призыв труждающихся к успокоению 110
§ 41. Вечеря в доме фарисея Симона, прощение грешницы 112
§ 42. Исцеление слепого и немого бесноватого. Обличение фарисеев в хуле на Духа Святого 114
§ 43. Ответ Господа искавшим от Него знамения с небес. О плотском и духовном родстве 116
§ 44. Учение Господа Иисуса Христа о Царстве Божиемв притчах 119
§ 45. Ответы Господа желавшим следовать за Ним 126
§ 46. Укрощение морской бури 128
§ 47. Изгнание легиона бесов в стране Гадаринской 129
§ 48. Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира 131
§ 49. Исцеление двух слепых и немого бесноватого 133
§ 50. Неверие жителей Назарета 135
§ 51. Проповедь Иисуса в Галилее и Его скорбь о недостатке делателей на жатве 136
§ 52. Послание двенадцати апостолов на проповедь 137
§ 53. Усекновение главы Иоанна Крестителя 142
§ 54. Насыщение пяти тысяч пятью хлебами 145
§ 55. Хождение Иисуса Христа по водам 147
§ 56. Беседа Иисуса Христа о Хлебе жизни 149
Глава 2.4. Третья Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа 155
§ 57. Обличение иудеев в нарушении заповедей Божиих ради преданий старцев 155
§ 58. Заочное исцеление дочери хананеянки 157
§ 59. Исцеление глухого косноязычного и многих больных 159
§ 60. Насыщение четырёх тысяч семью хлебами 160
§ 61. Ответ фарисеям, требовавшим знамения с неба, предостережение от закваски фарисейской 161
§ 62. Исцеление слепого плюновением 163
§ 63. Исповедание апостолами Иисуса Сыном Божиим. Обетование о Церкви 164
§ 64. Предречение Иисуса о страданиях, смерти, воскресении и Втором пришествии. Учение о несении креста 166
§ 65. Преображение Господне 168
§ 66. Исцеление отрока, бесновавшегося в новолуния 172
§ 67. Чудесный статир 175
§ 68. Беседа о том, кто больший в Царстве Небесном 176
§ 69. Учение о борьбе с соблазнами 178
§ 70. Притчи о заблудшей овце и потерянной драхме. Суд Церкви и сила соборной молитвы 179
§ 71. Прощение обид. Притча о немилосердном должнике 182
§ 72. Отшествие Иисуса из Галилеи в Иудею 184
§ 73. Послание на проповедь семидесяти учеников 186
§ 74. Иисус в Иерусалиме на празднике Кущей 187
§ 75. Прощение грешницы 192
§ 76. Беседа с иудеями в храме 194
§ 77. Исцеление слепорождённого 199
§ 78. Притча о добром Пастыре 203
§ 79. Господь Иисус Христос на празднике Обновления. Учение о единосущии Сына и Отца 206
§ 80. Возвращение семидесяти учеников с проповеди 209
§ 81. Притча о милосердном самарянине 211
§ 82. Посещение Марфы и Марии 213
§ 83. Притча о неотступном прошении 214
§ 84. Обличение книжников и фарисеев на обеде у фарисея 215
§ 85. Притча о безрассудном богаче 217
§ 86. Притчи о бодрствующих рабах и благоразумном домоправителе 219
§ 87. Огонь Христов и разделение среди людей 221
§ 88. Призыв к покаянию в связи с убиением галилеян по приказу Пилата и с падением Силоамской башни 221
§ 89. Притча о бесплодной смоковнице 222
§ 90. Исцеление скорченной женщины в субботу 223
§ 91.0 тесных вратах в Царствие Божие 224
§ 92. Намерение Ирода убить Христа. Скорбь Иисуса об Иерусалиме 226
§ 93. Вечеря в доме начальника фарисейского 227
§ 94. Учение о самоотвержении 230
§ 95. Притча о блудном сыне 231
§ 96. Притча о неверном управителе 234
§ 97. Притча о богаче и Лазаре 237
§ 98. Учение о святости брака и девстве. Благословение детей 239
§ 99. Наставление о силе веры и притча о рабах, ничего не стоящих 243
§ 100. Исцеление десяти прокажённых 244
§ 101. Откровение о наступлении Царства Божия и Втором пришествии 246
§ 102. Притча о судье неправедном 247
§ 103. Притча о мытаре и фарисее 248
§ 104. Наставление богатому юноше 250
§ 105. Беседа с апостолами о воздаянии 252
§ 106. Притча о виноградарях, получивших равную плату 253
§ 107. Отшествие в Иудею, весть о болезни Лазаря 256
§ 108. Предсказание о смерти и воскресении. Просьба Иоанна и Иакова Зеведеевых 258
§ 109. Исцеление двух слепцов близ Иерихона 261
§ 110. Обращение мытаря Закхея 262
§111. Притча о десяти минах 263
§ 112. Воскрешение Лазаря 266
§ 113. Решение синедриона убить Иисуса 269
§ 114. Вечеря в Вифаниив доме Лазаря 271
Глава 3. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА 276
Глава 3.1. Воскресный день 276
§ 115. Вход Господень в Иерусалим 276
§ 116. Мессия в Иерусалимском храме, изгнание торгующих 279
Глава 3.2. Великий Понедельник 282
§ 117. Проклятие бесплодной смоковницы 282
§ 118. Встреча с эллинами, речь о прославлении и глас Божий с неба 283
Глава 3.3. Великий вторник 288
§ 119. Иссохшая смоковница, поучение о силе веры 288
§ 120. Вопрос синедриона о полномочиях Христа 289
§ 121. Притча о двух сыновьях, посланных отцом в виноградник 290
§ 122. Притча о злых виноградарях 292
§ 123. Притча о званных на брачный пир царского сына 295
§ 124. Вопрос фарисеев о дани кесарю 298
§ 125. Вопрос саддукеев о воскресении 300
§ 126. Беседа о наибольшей заповеди в Законе и вопрос о Мессии, Чей Он Сын 301
§ 127. Обличение книжников и фарисеев, восьмикратное «горе» 304
§ 128. Лепта вдовицы 308
§ 129. Беседа с учениками на горе Елеонской о разрушении Иерусалима, о Втором пришествии и кончине мира 308
§ 130. Притча о десяти девах 316
§ 131. Изображение Страшного суда 318
Глава 3.4. Великая Среда 322
§ 132. Тайное совещание синедриона об убиении Христа 322
§ 133. Вечеря в доме Симона прокажённого 323
§ 134. Соглашение Иуды с врагами Христа 324
Глава 3.5. Великий Четверг 327
§ 135. Приготовление к Тайной вечере 327
§ 136. Тайная вечеря 328
§ 137. Прощальная беседа на Тайной вечере 339
§ 138. Завершение прощальной беседы Первосвященнической молитвой 350
§ 139. Повторное предсказание об отречении Петра и рассеянии учеников 353
§ 140. Гефсиманский подвиг: моление о чаше 355
§ 141. Взятие Господа воинами 359
§ 142. Суд синедриона 362
§ 143. Троекратное отречение Петра 367
Глава 3.6. Великая Пятница 370
§ 144. Окончательный приговор синедриона 3 70
§ 145. Суд Пилата 372
§ 146. Иисус перед Иродом 3 76
§ 147. Окончание суда Пилата 377
§ 148. Погибель Иуды 385
§ 149. Крестное шествие на Голгофу 388
§ 150. Распятие 391
§ 151. Покаяние разбойника 395
§ 152. Богоматерь у Креста 397
§ 153. Смерть Иисуса 398
§ 154. Погребение Христа 403
Глава 3.7. Великая Суббота 406
§ 155. Сошествие Спасителя в ад 406
§ 156. Поставление стражи у гроба 408
Глава 4. ВОСКРЕСЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА 412
§ 157. Воскресение Христа 412
§ 158. Явления Господа воскресным утром Марии Магдалине, жёнам-мироносицам и Петру 415
§ 159. Ложь синедриона и подкуп стражи 418
§ 160. Явление Господа двум ученикам на пути в Эммаус 422
§ 161. Явление Господа апостолам (без Фомы) в день Воскресения 424
§ 162. Явление Господа апостолам в восьмой день. Уверение Фомы 426
§ 163. Явление Господа в Галилее на море Тивериадском. Восстановление Петра в апостольском чине 428
§ 164. Явление Христа на горе в Галилее 433
§ 165. Вознесение Господне 437
Учение и чудеса Господа Иисуса Христа, пророческие предсказания об Иисусе Христе 440
Рекомендуемая литература 442
Алфавитный указатель 442

Ортодоксальные иудеи Иерусалима были непримиримы в своей вражде к учению Христа. Означает ли это, что Иисус не был евреем? Этично ли подвергать сомнению Девы Марии?

Сыном Человеческим часто называл себя Иисус Христос. Национальностьродителей, по заключению богословов, прольет свет на принадлежность Спасителя к той или иной этнической группе.

Следуя Библии, все человечество произошло от Адама. Позднее люди сами разделили себя на расы, народности. Да и Христос при жизни, учитывая Евангелия апостолов, никак не комментировал свою национальность.

Рождение Христа

Страна Иудея, Сын Божий, в те давние времена была провинцией Рима. Император Август повелел провести Он хотел выяснить, сколько жителей в каждом из городов Иудеи.

Мария и Иосиф, родители Христа, проживали в городе Назарете. Но им пришлось вернуться на родину предков, в Вифлеем, чтобы внести свои имена в списки. Оказавшись в Вифлееме, супруги не смогли найти себе приют - так много народа пришло на перепись. Они решили остановиться за городом, в пещере, которая служила убежищем для пастухов во время ненастья.

Ночью Мария родила сына. Завернув малыша в пеленки, она уложила его спать туда, где кладут корм для скота - в ясли.

Первыми о рождении Мессии узнали пастухи. Они пасли стада в окрестностях Вифлеема, когда им явился ангел. Он вещал, что родился спаситель человечества. Это радость для всех людей, а знаком для опознания младенца будет то, что он лежит в яслях.

Пастухи тут же отправились в Вифлеем и набрели на пещеру, в которой и увидели будущего Спасителя. Они поведали Марии и Иосифу о словах ангела. На 8 день супруги дали имя ребенку - Иисус, что в переводе означает «спаситель» или «Бог спасает».

Был ли евреем Иисус Христос? Национальность по отцу или по матери определялась в то время?

Вифлеемская звезда

В ту самую ночь, когда родился Христос, в небе появилась яркая, необычная звезда. Волхвы, изучавшие движения небесных тел, отправились вслед за ней. Они знали, что появление такой звезды говорит о рождении Мессии.

Волхвы начали свой путь из восточной страны (Вавилонии или Персии). Звезда, перемещаясь по небу, указывала мудрецам дорогу.

Тем временем многочисленный люд, пришедший в Вифлеем на перепись, разошелся. И родители Иисуса вернулись в город. Над тем местом, где находился младенец, звезда остановилась, и волхвы зашли в дом вручить дары будущему Мессии.

Они поднесли золото как дань будущему царю. Подарили ладан, как Богу (ладан и тогда употреблялся в богослужении). И смирну (благовонное масло, которым натирали умерших), как смертному человеку.

Царь Ирод

Местный царь подчинявшийся Риму, знал о великом пророчестве - яркая звезда на небе знаменует рождение нового царя иудейского. Он призвал к себе волхвов, священников, прорицателей. Ирод хотел знать, где находится младенец-Мессия.

Лживыми речами, коварством он пытался выведать местонахождение Христа. Не добившись ответа, царь Ирод задумал истребить всех младенцев в округе. 14 тысяч детей в возрасте до 2 лет были убиты в Вифлееме и его окрестностях.

Однако древние историки, в том числе не упоминают об этом кровавом событии. Возможно, это связано с тем, что численность убитых детей была гораздо меньше.

Считается, что после такого злодейства гнев Божий покарал царя. Он умирал мучительной смертью, съедаемый червями заживо в своем роскошном дворце. После его жуткой кончины власть перешла к трем сыновьям Ирода. Были поделены и земли. Области Перея и Галилея достались Ироду Младшему. В этих землях около 30 лет провел свою жизнь Христос.

Ирод Антипа, тетрарх галилейский, в угоду своей жене Иродиаде обезглавил Сыновья Ирода Великого не получили царского титула. Иудея управлялась римским прокуратором. Ему подчинялся Ирод Антипа и прочие местные правители.

Мать Спасителя

Родители Девы Марии долгое время были бездетны. В то время это считалось грехом, такой союз был знаком гнева Божьего.

Иоаким и Анна жили в городе Назарет. Они молились и верили, что у них обязательно появится ребенок. Спустя десятилетия им явился ангел и провозгласил, что супруги скоро станут родителями.

По преданию, Дева Мария Счастливые родители поклялись, что это дитя будет принадлежать Богу. До 14 лет воспитывалась Мария, мать Иисуса Христа,в храме. Уже с юных лет она видела ангелов. По легенде, архангел Гавриил опекал и охранял будущую Богородицу.

Родители Марии умерли к тому времени, когда Деве надо было покинуть храм. Священники не могли ее оставить у себя. Но и отпускать сироту им было жалко. Тогда священники обручили ее с плотником Иосифом. Он больше являлся опекуном Девы, чем ее мужем. Мария, мать Иисуса Христа, оставалась девственницей.

Какая была национальность у Богородицы? Ее родители были уроженцами Галилеи. А значит и Дева Мария была не иудейкой, а галилеянкой. По конфессиональному признаку она принадлежала к закону Моисея. Ее жизнь в храме также указывает на воспитание в вере Моисея. Так кем был Иисус Христос? Национальность матери, жившей в Галилее языческой, остается неизвестной. В смешанном населении области преобладали скифы. Возможно, что свой облик унаследовал Христос от матери.

Отец спасителя

Богословы с давних времен ведут полемику о том, стоит ли считать Иосифа биологическим отцом Христа? Он по-отечески относился к Марии, знал, что она невинна. Поэтому весть о ее беременности потрясла плотника Иосифа. Закон Моисея строго карал женщин за прелюбодеяние. Иосиф должен был забить камнями свою юную жену.

Он долго молился и решил отпустить Марию, не держать ее возле себя. Но Иосифу явился ангел, возвестивший о древнем пророчестве. Плотник понял, какая большая ответственность лежит на нем за сохранность матери и ребенка.

Иосиф по национальности является евреем. Можно ли считать его биологическим отцом, если у Марии было непорочное зачатие? Кто отец Иисуса Христа?

Существует версия, что римский солдат Пантира стал Мессии. Кроме того, есть вероятность, что у Христа было арамейское происхождение. Это предположение связано с тем, что проповедовал Спаситель на арамейском языке. Однако в то время этот язык был распространен на всем Ближнем Востоке.

Иудеи Иерусалима не сомневались, что где-то существует реальный отец Иисуса Христа. Но все версии слишком сомнительны, чтобы быть правдой.

Облик Христа

Документ тех времен, описывающий внешность Христа, носит название «Послание Лептула». Это отчет римскому сенату, написанный проконсулом Палестины Лептулом. Он утверждает, что Христос был среднего роста с благородным лицом и хорошей фигурой. У него выразительные сине-зеленые глаза. Волосы, цвета спелого ореха, расчесаны на прямой пробор. Линии рта и носа безукоризненны. В беседе он серьезен и скромен. Поучает мягко, дружески. В гневе страшен. Иногда плачет, но никогда не смеется. Лицо без морщин, спокойное и сильное.

На Седьмом Вселенском Соборе (VIII век) был утвержден официальный образ Иисуса Христа.На иконах следовало писать Спасителя в соответствии с его человеческим обликом. После Собора началась кропотливая работа. Она заключалась в реконструкции вербального портрета, на основе которого был создан узнаваемый образ Иисуса Христа.

Антропологи уверяют, что в иконописи используется не семитский, а греко-сирийский тонкий, прямой нос и глубоко посаженные, большие глаза.

В раннем христианском иконописании умели точно передавать индивидуальные, этнические черты портрета. Самое раннее изображение Христа было найдено на иконе, датированной началом VI века. Она хранится на Синае, в монастыре святой Екатерины. Лик иконы схож с канонизированным обликом Спасителя. Судя по всему, ранние христиане причисляли Христа к европейскому типу.

Национальность Христа

До сих пор встречаются люди, которые утверждают, что Иисус Христос - еврей.При этом огромное количество трудов выпущено на тему неиудейского происхождения Спасителя.

В начале I века нашей эры, как выяснили ученые-гебраисты, Палестина распалась на 3 региона, которые различались по своим конфессионным и этническим признакам.

  1. Иудея во главе с городом Иерусалимом была населена ортодоксальными иудеями. Они подчинялись закону Моисея.
  2. Самария находилась ближе к Средиземному морю. Иудеи и самаряне были давними врагами. Запрещались даже смешанные браки между ними. В Самарии находилось не более 15% иудеев от общего числа жителей.
  3. Галилея состояла из смешанного населения, часть которого сохраняла верность иудаизму.

Некоторые теологи уверяют, что типичным иудеем был Иисус Христос. Национальность его не подлежит сомнению, так как он не отрицал всю систему иудаизма. А только был не согласен с некоторыми постулатами Моисеева закона. Тогда почему так спокойно реагировал Христос на то, что иудеи Иерусалима называли его самарянином? Это слово было оскорблением для истинного иудея.

Бог или человек?

Так кто же прав? Те, кто утверждают, что Иисус Христос - Бог?Но тогда какую национальность можно требовать от Бога? Он вне этнической принадлежности. Если Бог - основа всего сущего, в том числе и людей, о национальности вообще говорить не приходится.

А если Иисус Христос - человек? Кто его биологический отец? Почему он получил греческое имя Христос, которое означает «помазанник»?

Иисус никогда не утверждал, что он - Бог. Но он и не является человеком в обычном смысле этого слова. Его двойственная природа заключалась в обретении человеческого тела и божественной сути внутри этого тела. Поэтому как человек Христос мог чувствовать голод, боль, гнев. И как сосуд Божий - творить чудеса, наполняя вокруг себя пространство любовью. Христос говорил, что совершает исцеления не сам от себя, а только с помощью Божественного дара.

Иисус поклонялся и молился Отцу. Он полностью подчинил себя Его воле в последние годы жизни и призывал народ уверовать в Единого Бога на небесах.

Как Сын Человеческий он был распят во имя спасения людей. Как Сын Божий он воскрес и воплотился в триединстве Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа.

Чудеса Иисуса Христа

Около 40 чудес описано в Евангелиях. Первое произошло в городе Кане, куда Христа с матерью и апостолами пригласили на свадьбу. Он превратил воду в вино.

Второе чудо Христос совершил излечив больного, недуг которого длился 38 лет. Иудеи Иерусалима озлобились на Спасителя - он нарушил правило о субботе. Именно в этот день Христос работал сам (излечил больного) и заставил работать другого (больной сам нес свою постель).

Спаситель воскресил умершую девочку, Лазаря и сына вдовы. Исцелил бесноватого и укротил бурю на Галилейском озере. Христос насытил пятью хлебами народ после проповеди - их собралось около 5 тысяч, не считая детей и женщин. Ходил по воде, исцелил десять прокаженных и иерихонских слепцов.

Чудеса Иисуса Христа доказывают его Божественную сущность. Он имел власть над бесами, болезнью, смертью. Но никогда не совершал чудеса во славу свою или для сбора приношений. Даже на допросе у Ирода Христос не явил знамение как свидетельство своей силы. Он не пытался защитить себя, а просил только искренней веры.

Воскресение Иисуса Христа

Именно воскресение Спасителя стало основой для новой веры - христианства. Факты о нем являются достоверными: они появились в то время, когда еще были живы очевидцы событий. Все зафиксированные эпизоды имеют небольшие расхождения, но не противоречат друг другу в целом.

Пустая гробница Христа свидетельствует о том, что тело забрали (враги, друзья) или Иисус воскрес из мертвых.

Если бы тело забрали враги - они не преминули бы поглумиться над учениками, таким образом остановив зародившуюся новую веру. Друзья же мало верили в воскресение Иисуса Христа,они были разочарованы и подавлены его трагической смертью.

Почетный римский гражданин и еврейский историк Иосиф Флавий упоминает в своей книге о распространении христианства. Он подтверждает, что на третий день Христос явился живым своим ученикам.

Даже современные ученые не отрицают того, что некоторым последователям Иисус являлся после смерти. Но они объясняют это галлюцинациями или другим феноменом, не оспаривая подлинности свидетельств.

Явление Христа после смерти, пустая гробница, бурное развитие новой веры являются доказательством его воскресения. Не существует ни одного известного факта, отрицающего эту информацию.

Назначение Богом

Уже с первых Вселенских соборов церковь объединяет человеческую и божественную природу Спасителя. Он является одной из 3 ипостасей Единого Бога - Отца, Сына и Святого Духа. Такая форма христианства была зафиксирована и объявлена официальной версией на Никейском Соборе (в 325 году), Константинопольском (в 381 году), Эфесском (в 431 году) и Халкидонском (в 451 году).

Однако споры о Спасителе не прекращались. Некоторые христиане утверждали, что Иисус Христос - Бог.Другие уверяли, что он только Сын Божий и полностью подчинен его воле. Основную же идею о триединстве Бога часто сравнивают с язычеством. Поэтому споры о сущности Христа, так же как и о его национальности, не утихают по сей день.

Крест Иисуса Христа является символом мученической смерти во имя искупления грехов человеческих. Имеет ли смысл дискуссия о национальности Спасителя, если вера в него способна объединить разные этнические группы? Все люди на планете - дети Бога. Человеческая природа Христа стоит над национальными характеристиками и классификациями.